Гражданское дело №2-882/2010
РЕШЕНИЕ
г....[ДАТА] года
Кулебакский городской суд ... в составе:
председательствующего судьи Марцева А.А., с участием прокурора Кулебакской городской прокуратуры Пичугина А.А., представителя Администрации ... области [Кавкаева Е С], при секретаре Мысягиной Е.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Кулебакского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействий Администрации ... области, выразившихся в непринятии мер по учреждению народной дружины по охране общественного порядка на территории ..., незаконными,
У С Т А Н О В И Л:
Кулебакский городской прокурор в заявлении в суд указывает, что прокуратурой проведена проверка работы органов местного самоуправления в сфере профилактики правонарушений, которой установлено, что решением городской Думы ...[НОМЕР] от [ДАТА] года утверждено Положение о народных дружинах по охране общественного порядка, которым Администрации ... рекомендовано учредить народную дружину, однако народная дружина на территории ... не образована. В этой связи [ДАТА] года прокуратурой на имя Главы администрации ... было вынесено представление об устранении нарушений законодательства, направленное на профилактику правонарушений. Из ответа на данное представление следует, что оно необоснованно и не подлежит удовлетворению, что не соответствует действующему законодательству. Отсутствие народной дружины негативно влияет на эффективность профилактических мероприятий, направленных на снижение криминогенной обстановки в городе Кулебаки, что непосредственно затрагивает права граждан на личную и общественную безопасность, в силу чего Кулебакский городской прокурор просит признать бездействия Администрации ... области, выразившиеся в непринятии мер по учреждению народной дружины по охране общественного порядка, незаконными, обязав ее учредить народную дружину на территории ....
Участвующий в рассмотрении дела прокурор Кулебакской городской прокуратуры Пичугин А.А. полностью поддерживает заявленные требования и просит их удовлетворить, установив срок совершения указанных действий - [ДАТА] года.
Представитель Администрации ... области по доверенности [Кавкаева Е С] в судебном заседании заявленные требования не признала и пояснила, что заявление прокурора необоснованно по следующим основаниям:
3. Создание народной дружины на территории ... обусловлено значительными финансовыми затратами на материально-техническое обеспечение деятельности дружины. Согласно ст. 83 Бюджетного кодекса РФ, выделение бюджетных ассигнований на принятие новых видов расходных обязательств или увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться только с начала очередного финансового года при условии включения соответствующих бюджетных ассигнований в закон (решение) о бюджете либо в текущем финансовом году после внесения соответствующих изменений в закон (решение) о бюджете при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и (или) при сокращении бюджетных ассигнований по отдельным статьям расходов бюджета. Учитывая, что бюджет ... является дефицитным, нераспределенного остатка бюджетных средств администрация не имеет, по дополнительным источникам поступлений бюджет не увеличивался, осуществлять финансирование вновь вводимых обязательств администрация не вправе.
4. Решением городской Думы от [ДАТА] года [НОМЕР] Администрации ... было рекомендовано учредить народную дружину на территории .... Учитывая, что данное решение носит рекомендательный характер, администрация города самостоятельно вправе решать вопрос об учреждении народной дружины на территории ....
Таким образом, в настоящее время Администрация ... не имеет возможности создать народную дружину на территории ..., в то же время готова оказывать максимальное содействие в создании условий для деятельности добровольных формирований населения по охране общественного порядка.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей заинтересованных лиц, суд считает заявление Кулебакского городского прокурора обоснованным по следующим основаниям:
На основании статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии со статьями 254, 255 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему. К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Как следует из статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в том числе и в порядке, предусмотренном главой 25 Гражданского процессуального кодекса РФ, если решениями, действиями (бездействиями) нарушены права и свободы этих лиц, созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод или на них незаконно возложена какая-либо обязанность.
В этой связи, основания для судебной проверки заявленных обстоятельств имеются, т.к. прокурор уполномочен в установленном порядке оспорить в суде бездействие органа местного самоуправления.
Пунктами 35, 36 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2009 года №537, установлено, что стратегическими целями обеспечения национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности являются защита основ конституционного строя Российской Федерации, основных прав и свобод человека и гражданина, охрана суверенитета Российской Федерации, ее независимости и территориальной целостности, а также сохранение гражданского мира, политической и социальной стабильности в обществе. Российская Федерация при обеспечении национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности на долгосрочную перспективу исходит из необходимости постоянного совершенствования правоохранительных мер по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию актов терроризма, экстремизма, других преступных посягательств на права и свободы человека и гражданина, собственность, общественный порядок и общественную безопасность, конституционный строй Российской Федерации.
В соответствии с п.33 ч.1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» создание условий для деятельности добровольных формирований населения по охране общественного порядка относится к вопросам местного значения поселения.
Законом Нижегородской области от 07.09.2006 года №85-3 «Об участии граждан в обеспечении общественного порядка на территории ...» определяются правовые основы, принципы и формы участия граждан в обеспечении общественного порядка на территории ..., их социальные гарантии.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 22.02.2007 года №52 «О народных дружинах Нижегородской области и советах профилактики трудового коллектива» в целях реализации Закона Нижегородской области от 07.09.2006 года №85-З «Об участии граждан в обеспечении общественного порядка на территории Нижегородской области» утверждены Типовые положения о народных дружинах по охране общественного порядка, о советах профилактики трудового коллектива, о штабе народной дружины. Кроме того, Правительство Нижегородской области постановило:
- Министерству финансов ... предусматривать средства в областном бюджете на финансирование социальных гарантий гражданам, участвующим в обеспечении общественного порядка на территории ...;
- рекомендовать органам местного самоуправления городских округов и муниципальных районов ...: принять меры по реализации Закона Нижегородской области от 07.09.2006 года №85-З «Об участии граждан в обеспечении общественного порядка на территории ...», руководствоваться Типовым положением о штабе народной дружины.
Настоящее постановление вступило в силу с [ДАТА] года.
Решением городской Думы ... района ...[НОМЕР] от [ДАТА] года «Об утверждении Положения о народной дружине по охране общественного порядка на территории ...» утверждено Положение о народных дружинах по охране общественного порядка на территории ....
Частью 1 статьи 4 данного Положения установлено, что народная дружина учреждается решением Администрации ....
Пунктом 1 решения городской Думы ...[НОМЕР] от [ДАТА] года рекомендовано Администрации города учредить народную дружину на территории ..., однако народная дружина по охране общественного порядка до настоящего времени не образована, что послужило основанием для внесения [ДАТА] года Кулебакской городской прокуратурой представления на имя Главы Администрации ... об устранении нарушений законодательства, направленного на профилактику правонарушений, которое [ДАТА] года оставлено без удовлетворения.
В этой связи в суде установлено, что создание условий для деятельности добровольных формирований населения по охране общественного порядка относится к вопросам местного значения поселения (п.33 ч.1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Как следует из регионального законодательства, в данном случае, - законодательства ...: правовую основу участия граждан в обеспечении общественного порядка составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, ..., ... от 07.09.2006 года №85-3 «Об участии граждан в обеспечении общественного порядка на территории ...» и принимаемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты органов государственной власти ... и органов местного самоуправления. Народные дружины создаются по инициативе граждан, органов местного самоуправления, организаций и действуют в соответствии с настоящим ... от 07.09.2006 года №85-3 «Об участии граждан в обеспечении общественного порядка на территории ...» и принимаемыми на его основе нормативными правовыми актами (статьи 2, ... от 07.09.2006 года №85-3 «Об участии граждан в обеспечении общественного порядка на территории ...»).
Во исполнение ... от [ДАТА] года [НОМЕР] «Об участии граждан в обеспечении общественного порядка на территории ...» принято Постановление Правительства Нижегородской области от [ДАТА] года [НОМЕР] «О народных дружинах ... и советах профилактики трудового коллектива», вступившее в законную силу с [ДАТА] года, в соответствии с которым разработаны Типовые положения о народных дружинах по охране общественного порядка, о советах профилактики трудового коллектива и штабах народной дружины; предусмотрены мероприятия по финансированию социальных гарантий гражданам, участвующим в обеспечении общественного порядка на территории ...; органам местного самоуправления ... рекомендовано принять меры по реализации вышеуказанного ... от [ДАТА] года [НОМЕР]З.
Решением городской Думы ... области [НОМЕР] от [ДАТА] года Администрации ... рекомендовано учредить народную дружину на территории ... (пункт 1 указанного решения), утверждено Положение о народных дружинах по охране общественного порядка, в соответствии с которым (п.1 статьи 4) народная дружина учреждается решением администрации ... области.
Установленными обстоятельствами являются и те, что до настоящего времени исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления каких-либо действий по созданию условий деятельности добровольных формирований населения по охране общественного порядка не производятся, соответствующие мероприятия не разработаны, и народная дружина по охране общественного порядка на территории ... области не создана.
Обоснованием данной позиции являются следующие обстоятельства: федеральным законодательством не отнесены к вопросам местного значения поселений полномочия по учреждению народной дружины на территории городских поселений, соответствующие рекомендации по созданию народных дружин, указанные в Постановлении Правительства Нижегородской области от [ДАТА] года [НОМЕР], на городские поселения не распространяются, создание народной дружины обусловлено значительными финансовыми затратами, в то время, как бюджет ... является дефицитным. Кроме того, решением городской Думы от [ДАТА] года [НОМЕР] «Об утверждении Положения о народной дружине по охране общественного порядка на территории ...» носит для Администрации ... области рекомендательный характер, и она вправе самостоятельно решать вопрос об учреждении народной дружины на территории ....
Данная позиция Администрации ... является необоснованной, т.к. федеральным законодательством установлено, что создание условий для деятельности добровольных формирований населения по охране общественного порядка относится к вопросам местного значения поселения, что следует и из Закона Нижегородской области от 07.09.2006 года №85-3 «Об участии граждан в обеспечении общественного порядка на территории ...», статьи 4 Устава ... района ....
Доводы о том, что рекомендации ... по реализации Закона Нижегородской области от 07.09.2006 года №85-3 относятся к иным органам местного самоуправления Нижегородской области, а не городским поселениям, неосновательны, т.к. под органами местного самоуправления в соответствии с федеральным и региональным законодательствами понимаются и органы местного самоуправления, наделенные статусом городских поселений (города), осуществляющих местное самоуправление, в пределах предоставленных полномочий.
Структуру органов местного самоуправления ..., как следует из статьи 19 Устава ... района ..., составляют:
В соответствии с этой же статьей Устава ..., порядок формирования, полномочия, срок полномочий, подотчетность, подконтрольность органов местного самоуправления, а также иные вопросы организации и деятельности указанных органов определяются настоящим Уставом.
Устав ... является нормативным правовым актом высшей юридической силы в системе муниципальных правовых актов, имеет прямое действие и применяется на всей территории города. Иные муниципальные правовые акты не должны противоречить настоящему Уставу, положения которого обязательны для исполнения всеми расположенными на территории ... предприятиями, учреждениями, организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, а также органами местного самоуправления и гражданами (общие положения Устава города. ......).
Статьями 5, 8 Устава ... района ... установлено, что граждане Российской Федерации, постоянно или преимущественно проживающие на территории города, осуществляют местное самоуправление путем участия в местных референдумах, муниципальных выборах, в иных формах прямого волеизъявления, а также через выборные и иные органы местного самоуправления. Муниципальные выборы проводятся в целях избрания депутатов городской Думы и главы местного самоуправления города.
К полномочиям городской Думы ... относятся: рассмотрение вопросов и принятие решений, отнесенных к ее компетенции, устанавливающих правила, обязательные для исполнения на территории города, которые являются муниципальными правовыми актами города, не имеющие обратной силы, вступающие в действие со дня их принятия (издания) либо со дня, указанного в самом акте. Муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действия могут быть приостановлены органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, а также судом (статьи 20, 21, 36, 38 Устава ...).
Как следует из статей 28, 29, 30, 32 Устава ..., Администрация ... - исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления города, наделенный полномочиями по решению вопросов местного значения. Администрацией города руководит глава администрации города. Администрация города осуществляет свою деятельность в соответствии с федеральными законами, законами ..., иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и ..., настоящим Уставом, а также нормативными правовыми актами городской Думы. Администрация города осуществляет исполнительную и распорядительную деятельность, направленную на исполнение решений городской Думы, правовых актов главы местного самоуправления, постановлений главы администрации города и актов органов государственной власти, принятых в пределах их компетенции. К полномочиям администрации города относится обеспечение исполнения решений местного самоуправления города по реализации вопросов местного значения.
Таким образом, решение городской Думы ...[НОМЕР] от [ДАТА] года соответствует законодательству о местном самоуправлении, которым решение вопросов местного значения отнесено к компетенции представительного органа местного самоуправления, вынесено в пределах предоставленных городской Думе ... полномочий, вступило в силу в установленный срок, является обязательным для исполнения Администрацией ..., деятельность которой, прежде всего, направлена на исполнение в установленном порядке обязательных для исполнения муниципальных правовых актов, что исполнительно-распорядительным органом города не осуществляется. Администрацией ... не производится и каких-либо иных мероприятий или действий по созданию условий деятельности добровольных формирований населения по охране общественного порядка, отмене или приостановление в установленном порядке муниципального правового акта, что, безусловно, является бездействием, не основанным на законе.
Доводы, в этой связи, о рекомендательном характере рассматриваемого решения, отсутствии указания на срок его исполнения, как следует из Устава ... района ..., являются необоснованными.
Бездействием Администрации ... нарушены права неопределенного круга лиц на осуществление местного самоуправления, обеспечение личной и общественной безопасности, охраняемой законом (раздел 4 Уголовного кодекса Российской Федерации, глава 20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях). При данных обстоятельствах отсутствие народной дружины негативно влияет на эффективность профилактических мероприятий, направленных на снижение криминогенной обстановки в городе Кулебаки, что непосредственно затрагивает права граждан на личную и общественную безопасность.
На основании вышеизложенного, заявление Кулебакского городского прокурора подлежит удовлетворению.
На основании статьи 258 Гражданского процессуального кодекса РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод. Решение суда направляется для устранения допущенного нарушения закона руководителю органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему, решения, действия (бездействие) которых были оспорены, либо в вышестоящий в порядке подчиненности орган, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему в течение трех дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Суд также считает, что в соответствии со статьями 204, 206 ГПК РФ необходимо установить срок совершения указанных действий, определяемых судом с учетом конкретных обстоятельств дела - [ДАТА] года.
Руководствуясь статьями 194-199, 204, 206, 258 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
Р Е Ш И Л :
Признать бездействие Администрации ... района ..., выразившееся в непринятие мер по учреждению народной дружины по охране общественного порядка на территории ... области, незаконным, и обязать Администрацию ... района ... в срок до [ДАТА] года учредить народную дружину по охране общественного порядка на территории ... области.
Решение суда в течение трех дней со дня вступления решения суда в законную силу направить для устранения допущенного нарушения закона главе администрации ... района ....
Срок обжалования решения 10 дней в ... суд через Кулебакский городской суд.
Судья: А.А. Марцев