Дело № 2-882/2011
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 октября 2011 года г. Поронайск
Поронайский городской суд Сахалинской области
В составе: председательствующего судьи Венек И.В.,
при секретаре Ауловой О.Н.,
с участием прокурора Бовтрук М.Н.,
представителя ответчика - администрации городского округа «Поронайский» ФИО1, действующей на основании доверенности * от дата ,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по исковому заявлению Поронайского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского округа «Поронайский» о возложении обязанности по созданию Единой дежурно - диспетчерской службы согласно ГОСТ Р 22.7.01 - 99 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно - диспетчерская служба. Основные положения» по истечении 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу,
У С Т А Н О В И Л:
Поронайский городской прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского округа «Поронайский» о возложении обязанности по созданию Единой дежурно - диспетчерской службы согласно ГОСТ Р 22.7.01 - 99 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно - диспетчерская служба. Основные положения», указывая, что Поронайской городской прокуратурой проведена проверка соблюдения МО ГО «Поронайский» федерального законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В ходе проверки установлено, что в администрации ГО «Поронайский» имеется положение о единой дежурно-диспетчерской службе (ЕДДС), утвержденное постановление администрации ГО «Поронайский» № 532 от 23 октября 2009 года «О создании единой дежурно-диспетчерской службы (ЕДДС) Поронайского звена Сахалинской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории ГО «Поронайский», однако фактически единая дежурно-диспетчерская служба согласно ГОСТ Р 22.7.01-99 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба. Основные положения» в администрации ГО «Поронайский» отсутствует, что создает условия, способствующие несвоевременному предупреждению, обнаружению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, что в свою очередь, создает угрозу жизни, здоровью и имуществу граждан, в связи с чем просит возложить обязанность по созданию единой дежурно-диспетчерской службы, согласно ГОСТ Р 22.7.01-99»Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба. Основные положения» по истечении 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
В судебном заседании прокурор Бовтрук М.Н. исковые требования поддержала, по основаниям, изложенным в иске, просила удовлетворить.
Представитель ответчика ФИО1 с исковыми требованиями не согласилась, в удовлетворении иска просила отказать на том основании, что фактически данная служба создана на базе пожарной части № 1. Финансирование создания ЕДДС в бюджете МО ГО «Поронайский» отсутствует.
Выслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктами 8 и 28 статьи 14 Федерального Закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно статьи 7 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ (далее по тексту - Федеральный закон № 68-ФЗ), основными принципами защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций являются: мероприятия, направленные на предупреждение чрезвычайных ситуаций, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба и потерь в случае их возникновения, проводятся заблаговременно; планирование и осуществление мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах, проводятся с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения чрезвычайных ситуаций; ликвидация чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых сложилась чрезвычайная ситуация. При недостаточности вышеуказанных сил и средств в установленном законодательством Российской Федерации порядке привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти.
В соответствии с ч. 2 ст. 11 Федерального закона № 68-ФЗ органы местного самоуправления согласно своих полномочий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обучение населения способам защиты и действиям в этих ситуациях; осуществляют в установленном порядке сбор и обмен информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечивают своевременное оповещение и информирование населения, в том числе с использованием специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций; осуществляют финансирование мероприятий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; создают при органах местного самоуправления, постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Частью 1 статьи 24 вышеуказанного закона предусмотрено, что финансовое обеспечение мер по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах (на территории) муниципального образования является расходным обязательством муниципального образования.
В соответствии с п. а ч. 1 ст. 11 Федерального закона № 68-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относятся, в том числе, принятие в соответствии с федеральными законами законов и иных нормативных правовых актов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера.
Согласно пункту 11 постановления Правительства РФ от 30 декабря 2003 № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», органами повседневного управления единой системы на муниципальном уровне являются единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований.
Пунктом 5 данного Постановления предусмотрено, что территориальные подсистемы единой системы создаются в субъектах Российской Федерации для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению этой территории. Организация, состав сил и средств территориальных подсистем, а также порядок их деятельности определяются положениями о них, утверждаемыми в установленном порядке органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Постановлением Администрации Сахалинской области от 19 октября 2005 № 189-па утверждено Положение о Сахалинской территориальной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - Положение).
В соответствии с пунктом 4 Положения, на каждом уровне территориальной подсистемы создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы и средства, резервы финансовых и материальных ресурсов, системы связи, оповещения и информационного обеспечения.
Как следует из пункта 9 Положения, к органам повседневного управления относятся, в том числе, единые дежурно-диспетчерские службы муниципальных образований.
Постановлением Губернатора Сахалинской области от 31 октября 1998 № 336 утверждено Положение о единой дежурно-диспетчерской службе.
В силу п. 10 указанного Положения, содержание и техническое оснащение дежурно-диспетчерских служб, входящих в состав единой дежурно-диспетчерской службы Сахалинской территориальной подсистемы РСЧС, осуществляется за счет бюджетов органов местного самоуправления муниципальных образований Сахалинской области и организаций.
Согласно плану графика приложения № 1 распоряжения Комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Сахалинской области от 16 ноября 2009 года № 156 «О создании системы вызовов экстренных оперативных служб», единая дежурно-диспетчерская служба в муниципальном образовании Городской округ «Поронайский» должна быть введена в эксплуатацию 01 декабря 2010 года.
Постановлением администрации ГО «Поронайский» № 532 от 23 октября 2009 года утверждено положение о единой дежурно-диспетчерской службе (ЕДДС) Поронайского звена Сахалинской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории ГО «Поронайский».
Приложение № 2 к вышеуказанному постановлению содержит перечень дежурно-диспетчерских служб, входящих в состав единой дежурно-диспетчерской службы Поронайского звена Сахалинской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории ГО «Поронайский», куда включен, в том числе, отдел по ГОиЧС аппарата администрации ГО «Поронайский».
Постановлением главы администрации ГО «Поронайский» № 471 от 10 сентября 2007 года утверждено положение об отделе по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций аппарата администрации ГО «Поронайский». Согласно п.п. 6 п. 3 вышеуказанного положения, на отдел по ГОиЧС аппарата администрации ГО «Поронайский» возложена обязанность по обеспечению в установленном прядке круглосуточного функционирования единой дежурно-диспетчерской службы и пункта управления гражданской обороны городского округа «Поронайский».
В соответствии с ГОСТ Р 22.7.01-99 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба. Основные положения», утвержденным Постановлением Госстандарта РФ от 09.11.1999 № 400-ст, положения настоящего стандарта обязательны для федеральных органов исполнительной власти, входящих в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, и их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, органов управления, специально уполномоченных на решение задач гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, взаимодействующих с ними служб, а также научно-исследовательских, проектных и монтажных организаций всех форм собственности, привлекаемых для создания и обеспечения функционирования ЕДДС. Данный государственный стандарт устанавливает состав решаемых задач, структуру и порядок функционирования единой дежурно-диспетчерской службы города, района в режимах повседневной деятельности, повышенной готовности и чрезвычайной ситуации.
Из представленных документов не следует, что единая дежурно-диспетчерская служба в администрации ГО «Поронайский» соответствует требованиям ГОСТ Р 22.7.01-99 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно-диспетчерская служба. Основные положения», поэтому исковые требования Поронайского городского прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Согласно части 1 статьи 206 Гражданского процессуального кодека Российской Федерации при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
В соответствии с частью 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодека Российской Федерации в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
Поскольку для создания ЕДДС в соответствии с вышеуказанными требованиями ГОСТ Р 22.7.01-99 необходимо решение финансовых, организационных вопросов, а также, учитывая то, что представитель ответчика свое мнение о сроках исполнения не высказал, суд устанавливает срок для создания данной службы, о котором просит прокурор.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление Поронайского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации городского округа «Поронайский» о возложении обязанности по созданию Единой дежурно - диспетчерской службы согласно ГОСТ Р 22.7.01 - 99 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно - диспетчерская служба. Основные положения» по истечении 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу - удовлетворить.
Обязать администрацию городского округа «Поронайский» создать Единую дежурно - диспетчерскую службу согласно ГОСТ Р 22.7.01 - 99 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Единая дежурно - диспетчерская служба. Основные положения» по истечении 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Сахалинский областной суд через Поронайский городской суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 02 ноября 2011 года.
Судья Поронайского городского суда: И.В. Венек