ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-882/2013 от 09.10.2013 Мценского районного суда (Орловская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

09 октября 2013 года                                                                           г. Мценск

Мценский районный суд Орловской области в составе:

председательствующего судьи Тульской С.Г.,

с участием прокурора Асадовой Т.И.,

при секретаре Константиновой Т.В.,

с участием представителей ответчиков Казенного образовательного учреждения Орловской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Мценский детский дом» - ФИО1 и ФИО2, действующих на основании доверенности, представителя третьего лица - Приокского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Орловской области - ФИО3, действующего на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Мценского районного суда гражданское дело по иску и.о. прокурора Мценского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Казенному учреждению Орловской области «Мценский детский дом» детей, оставшихся без попечения родителей о понуждении к совершению действий,

УСТАНОВИЛ:

И.о. прокурора Мценского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Казенному учреждению Орловской области «Мценский детский дом» детей, оставшихся без попечения родителей, о понуждении к совершению действий. Просит обязать КОУ «Мценский детский дом» установить резервный источник питания, соответствующий требованиям действующего законодательства в срок до 01 марта 2014 года, а так же обязать Департамент здравоохранения и социальной политики Орловской области предоставить денежные средства для обеспечения КОУ ОО «Мценский детский дом» резервным источником питания.

В обоснование своих требований указал, что Мценской межрайонной прокуратурой по заданию прокуратуры области проведена проверка исполнения законодательства о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в части обеспечения объектов производственного и социального назначения резервными источниками электропитания. Категории электроприемников и обеспечение надежности электроснабжения определены Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006 года № 530 «Об утверждении основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии», Правилами устройства электроустановок, утвержденными Приказом Минэнерго РФ от 08 июля 2002 года №204, и Сводом Правил по проектированию и строительству СП 31-110-2003 «Проектирование и монтаж электроустановок жилых и общественных зданий», одобренных и рекомендованных к применению Постановлением Госстроя РФ от 26 ноября 2003 года №194. В соответствии с указанными правовыми актами электроприемники разделяются на первую, вторую и третью категории. В ходе проверки было установлено, что КОУ ООО «Мценский детский дом» относится к третьей категории. Однако в соответствии с таблицей 5.1. Свода правил про проектированию и строительству СП 31-110-2003 одобренных и рекомендованных к применению Постановлением Госстроя РФ от 26 ноября 2003 года №194 учреждения воспитания в силу значимости законодателем отнесены к электроприемникам 2-1 категории, то есть электроприемникам, перерыв электроснабжения которых приводит к массовому недоотпуску продукции, массовым простоям рабочих, механизмов и промышленного транспорта, нарушению нормальной деятельности значительного количества городских и сельских жителей. Учреждение резервного источника питания не имеет, что создает угрозу в случае отключения основного источника электропитания, может повлечь возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, причинение вреда здоровью и жизни детей, находящихся на воспитании в КОУ ОО «Мценский детский дом», а также сотрудникам. Поскольку Учредителем КОУ ОО «Мценский детский дом» является Департамент образования, культуры и спорта Орловской области, то он должен обеспечивать правовые, финансовые и материально-технические условия, необходимые для сохранности, целостности закрепленного на праве оперативного управления за Учреждением государственного имущества Орловской области, а так же его деятельности, в качестве государственного образовательного учреждения.

В ходе судебного разбирательства представителем истца - старшим помощником Мценской межрайонной прокуратуры Орловской области - Асадовой Т.И. исковые требования были уточнены. В окончательном варианте просит обязать КОУ «Мценский детский дом» обеспечить 2-ю категорию надежности энергоснабжения здания детского дома, расположенного по адресу: <адрес>, путем обеспечения резервного энергоснабжения в срок до 01 марта 2014 года.

Представитель третьего лица, Приокского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Орловской области, ФИО4 в судебное заседание не явился. Ранее в судебном заседании 03 сентября 2013 года пояснил, что требования и.о. Мценского межрайонного прокурора Орловской области поддерживает. Кроме того, пояснил, что здание детского дома состоит из двух частей: под литер А и под литер А1. Первая часть здания литер А - 1967 года постройки, литер А1 - 1980 года постройки. В соответствии с пп.1-2 ст.36 гл.5 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» проект разрабатывается при монтаже или при реконструкции системы электроснабжения. Работы по реконструкции системы электроснабжения в здании КОУ ОО "Мценский детский дом" проводились в 2003 году. С 1974 года существовали ВСН №19-74- инструкция по проектированию электрооборудования общественных зданий массового строительства, одновременно в это время действовали правила устройств электроустановок в 5 издании до 1979 г. включительно. С 1988 года действовали ВСН №59-88 - инструкции по проектированию электрооборудований жилых и общественных зданий, действовали до 2003 года. С 2003 года действуют требования свода правил №31-01-2003 - Проектирование и монтаж электроустановок жилых и общественных зданий. Обязательность применение данного свода правил установлена также Федеральным Законом «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», ст. 10 указанного закона устанавливается перечень стандартов и свод правил. В этот перечень включены СНиП №31-06-2009 Общественные здания и сооружения. Обязательным выполнением является раздел 3 п.3,18, в соответствии с которыми электроустановки общественных зданий и сооружения должны проектироваться в соответствии с СП №31-01-2003 и правилами устройства электроустановок. СП №31-01-2003 указано, что электроприемники образовательных учреждений будут относиться ко второй категории по надежности электроснабжения сооружений.

В судебном заседании представитель третьего лица - Приокского Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Орловской области - ФИО3 пояснил, что поддерживает требования прокурора, дал пояснения, аналогичные пояснениям ФИО4. Кроме того, пояснил, что по правилам устройства электроустановок для электроприёмников 2-й категории допустимы перерывы электроснабжения на время, необходимое для включения резервного питания действиями дежурного персонала или выездной оперативной бригады, а так же по одной воздушной линии напряжением 6 киловатт и выше. При питании электроприёмников по кабелям допускается питание одной линией, но расщеплённой не менее чем на два кабеля, присоединённых через самостоятельные распределители. При наличии централизованного резерва допускается питание электроприёмников 2-й категории одним трансформатором. Представитель третьего лица, Департамента образования молодежной политики и спорта Орловской области, в судебное заседание не явился. О слушании дела извещен надлежащим образом, суду представил письменные возражения, в котором просит рассмотреть дело в его отсутствие. Кроме того, указал, что и.о. Мценского межрайонного прокурора необоснованно обратился с иском в интересах неопределенного круга лиц, а именно - в защиту интересов воспитанников и работников КОУ ОО «Мценский детский дом», поскольку не имеется сведений о том, что воспитанники и работники учреждения обращались к прокурору с заявлением об установлении резервного источника. Поскольку здание КОУ ОО «Мценский детский дом» построено до введения в действие Правил устройства электроустановок, утвержденных приказом Минэнерго РФ от 08 июля 2002 года №204, в связи чем ссылка на указанные Правила является несостоятельной, а исковые требования не подлежат удовлетворению.

Представитель ответчика директор КОУ ОО «Мценский детский дом» ФИО1 против удовлетворения исковых требований не возражала.

Представитель ответчика КОУ ОО «Мценский детский дом» ФИО2 против удовлетворения исковых требований не возражал.

Выслушав представителей истца, ответчика и третьего лица, исследовав материалы дела, суд считает необходимым удовлетворить иск.

В соответствии со ст.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Из материалов дела усматривается и ответчиком в судебном заседании не оспаривается, что здание КОУ ОО «Мценский детский дом», расположенного по адресу: <адрес>, имеет третью категорию электроснабжения.

В ходе судебного заседания установлено, что указанное здание детского дома резервным источником электропитания не оборудовано, что противоречит Правилам устройства электроустановок.

В соответствии с п. 1.2.7 указанных Правил, приемник электрической энергии (электроприемник) - аппарат, агрегат и др., предназначенный для преобразования электрической энергии в другой вид энергии.

Согласно п. 1.2.18 Правил в отношении обеспечения надежности электроснабжения электроприемники разделяются на следующие три категории.

Электроприемники первой категории - электроприемники, перерыв электроснабжения которых может повлечь за собой: опасность для жизни людей, угрозу для безопасности государства, значительный материальный ущерб, расстройство сложного технологического процесса, нарушение функционирования особо важных элементов коммунального хозяйства, объектов связи и телевидения.

Из состава электроприемников первой категории выделяется особая группа электроприемников, бесперебойная работа которых необходима для безаварийного останова производства с целью предотвращения угрозы жизни людей, взрывов и пожаров.

Электроприемники второй категории электроприемники, перерыв электроснабжения которых приводит к массовому недоотпуску продукции, массовым простоям рабочих, механизмов и промышленного транспорта, нарушению нормальной деятельности значительного количества городских и сельских жителей.

Электроприемники третьей категории - все остальные электроприемники, не подпадающие под определения первой и второй категорий.

Отсутствие резервных источников питания на котельной, отнесенной требованиями действующего законодательства ко второй и первой категории надежности электроприемников, является нарушением действующего законодательства, может повлечь за собой выход из строя котельной в течение отопительного периода, причинение значительного материального ущерба имуществу граждан, а также причинение ущерба здоровью и жизни неопределенного круга лиц.

Кроме этого, в силу п. 2 ст. 36 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» параметры и другие характеристики строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения в процессе эксплуатации здания или сооружения должны соответствовать требованиям проектной документации.

Из требований Инструкции по проектированию электрооборудования общественных зданий массового строительства, утвержденной приказом государственного комитета по гражданскому строительству и архитектуре при Госстрое СССР от 30 сентября 1974 г. № 216 и Правил устройства электроустановок следует, что в целях обеспечения надежности электроснабжения установлены три вышеперечисленные категории энергопринимающих устройств, учреждения просвещения с числом учащихся 1000 человек и менее, детских садов и т.п. по степени обеспечения надежности электроснабжения относились ко 2-й категории надежности.

Таким образом, КОУ ОО «Мценский детский дом», расположенный по адресу: <адрес>, должен относиться к 2-й категории энергопринимающих устройств, и в силу п. 1.2.20 Правил в нормальных режимах должен обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания.

Согласно договору энергоснабжения № 2260421 от 01 февраля 2013 года, заключенному между ОАО «Межрегиональная распределительная сетевая компания Центра» и КОУ ОО «Мценский детский дом», определена вторая категория надежности снабжения электрической энергии.

Поскольку здание детского дома в нарушение вышеуказанных Правил не обеспечено резервным источником питания, двух независимых взаиморезервирующих источников питания не имеет, в связи с чем требует установки резервного источника, суд полагает, что требование прокурора подлежит удовлетворению.

На основании ст. 45 ГПК РФ, а так же п.3 ст. 35 Федерального закона «О Прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства, по указанным основаниям суд не может согласиться с доводами Департамента образования молодежной политики и спорта Орловской области о том, что прокурор необоснованно обратился с иском в интересах неопределенного круга лиц.

Учитывая требования ч.2 ст. 206 ГПК РФ, в соответствии с которой при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Из искового заявления и.о. Мценского прокурора усматривается просьба об установлении срока для исполнения решения суда - обеспечить вторую категорию надежности энергоснабжения, а именно до 01 марта 2014 года.

Суд учитывает, что ответчики с указанным сроком в судебном заседании согласились

Реализуя требования ч.2 ст. 206 ГПК РФ, суд считает, что требуемый прокурором срок исполнения решения суда - до 01 марта 2014 года, в течение которого ответчику надлежит исполнить постановленное судебное решение, с которым суд соглашается, является разумным, обоснованным и достаточным.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования и.о. прокурора Мценского межрайонного прокурора удовлетворить.

Обязать Казенное образовательное учреждение Орловской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Мценский детский дом», обеспечить вторую категорию надежности энергоснабжения зданя детского дома, расположенного по адресу: <адрес>, путем обеспечения резервного энергоснабжения в срок до Дата.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Орловский областной суд через Мценский районный суд Орловской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированный текст решения изготовлен 14 октября 2013 года.

Судья                                                                              С.Г. Тульская