ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-882/2021 от 18.10.2021 Железнодорожного районного суда г. Рязани (Рязанская область)

Дело №2-882/2021

УИД 62RS0-45

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

18 октября 2021 года г. Рязань

Железнодорожный районный суд г. Рязани в составе судьи Новиковой Е.А.,

при секретаре ФИО2,

с участием представителя истца ФИО8, представителя ответчика Государственного учреждения Отделение Пенсионного фонда РФ по <адрес>ФИО3, представителя третьего лица ГКУ РО "Рязанская противопожарно-спасательная служба" ФИО6, представителя третьего лица МКУ "Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям <адрес>" ФИО7,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда (<адрес>) гражданское дело по иску ФИО1 к ГУ - Отделение Пенсионного фонда РФ по <адрес> о признании недействительным решения об отказе в установлении пенсии и досрочном назначении страховой пенсии,

установила:

ФИО1 обратился в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> о признании недействительным решения об отказе в установлении пенсии и досрочном назначении страховой пенсии.

Определением суда от 18.10.2021г. по делу произведена замена ответчика ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> на правопреемника ГУ - Отделение Пенсионного фонда РФ по <адрес> в связи с реорганизацией юридического лица.

Исковые требования мотивированы тем, что истец ДД.ММ.ГГГГ обратился в ГУ - УПРФ в <адрес> с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости, основанием для этого является наличие у него необходимого трудового стажа работы (не менее 15 лет) в качестве спасателя в профессиональных аварийно-спасательных службах.

ДД.ММ.ГГГГ ГУ - УПРФ в <адрес> было вынесено решение об отказе истцу в досрочном назначении страховой пенсии в соответствии с п.16 ч.1 ст.30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» из-за с отсутствия требуемого стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Истец считает вышеуказанное решение ответчика незаконным и необоснованным, поскольку он имеет статус спасателя с 2001 года, квалификация «спасатель» была присвоена ему решением аттестационной комиссии ТАК <адрес>, протокол от ДД.ММ.ГГГГ, затем ему присваивалась квалификация «спасатель 3 класса». В настоящее время он имеет квалификацию «спасатель 2 класса», которая была присвоена ему решением аттестационной комиссии при администрации <адрес>, протокол от ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ истец был принят на должность спасателя поисковоспасательного отряда Главного управления по делам ГО и ЧС <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ уволен в порядке перевода в ГУ <адрес> «Центр по обеспечению пожарной безопасности, гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям» п.5 ст.77 Трудового Кодекса РФ. Стаж работы - 04 года 04 месяца 25 дней.

ДД.ММ.ГГГГ принят на должность спасателя в поисково-спасательный отряд ГУ <адрес> «Центр по обеспечению пожарной безопасности, гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям» в порядке перевода из ГУ по делам ГО и ЧС <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ на основании постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-ПГ поисково-спасательный отряд поисково-спасательной службы был переименован в спасательный отряд аварийно-спасательной службы.

На основании постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ГУ <адрес> «Центр по обеспечению пожарной безопасности, гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям» реорганизовано в форме разделения в ГУ <адрес> «Рязанская областная противопожарно-спасательная служба».

ДД.ММ.ГГГГ переведен на должность спасателя спасательного отряда аварийно- спасательной службы.

На основании распоряжения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-р путем изменения типа существующего ГУ <адрес> создано ГКУ <адрес> «Противопожарно-спасательная служба».

На основании распоряжения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-р путем изменения типа существующего ГКУ <адрес> «Рязанская областная противопожарно-спасательная служба» создано ГБУ <адрес> «Рязанская областная противопожарно-спасательная служба».

На основании распоряжения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-р путем изменения типа государственного бюджетного учреждения создано государственное казенное учреждение <адрес> «Рязанская областная противопожарноспасательная служба».

ДД.ММ.ГГГГ трудовой договор с истцом расторгнут по инициативе работодателя в связи с сокращением штата работников, пункт 2 часть 1 ст.81 Трудового кодекса РФ.

Стаж работы истца в ГКУ РО «Рязанская областная противопожарно-спасательная служба» - 13 лет 05 месяцев 03 дня.

ДД.ММ.ГГГГ истец принят на должность спасателя в аварийно-спасательную службу муниципального казенного учреждения «Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям <адрес>» (МКУ «Управление по делам ГО и ЧС <адрес>»), где работает по настоящее время. Стаж работы на момент обращения за назначением страховой пенсии - 01 год 03 месяца 11 дней.

Итого, общий стаж работы истца в качестве спасателя 3, 2 и 1 классов в профессиональных аварийно-спасательных службах на момент обращения за назначением страховой пенсии составил 19 лет 01 месяц 09 дней, что дает ему право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с ч.1 ст.30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Ссылку ответчика на то, что ГУ по делам ГО и ЧС <адрес>, ГКУ РО «Рязанская областная противопожарно-спасательная служба» и МКУ «Управление по делам ГО и ЧС <адрес>» не входят в состав профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) и не принимали участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций, истец считает несостоятельной.

Истец на протяжении своей трудовой деятельности в качестве спасателя неоднократно принимал участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций, что подтверждается записями в книжке спасателя, за что имеет многочисленные благодарности и награды.

Главное управление по делам ГО и ЧС <адрес>, ГКУ РО «Рязанская областная противопожарно-спасательная служба» и МКУ «Управление по делам ГО и ЧС <адрес>» входят в единую организационную систему МЧС России и выполняют все функции и задачи МЧС на территории субъекта федерации, т.к. в Рязани и <адрес> нет профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований напрямую входящих в состав МЧС России.

Главное управление по делам ГО и ЧС <адрес>, ГКУ РО «Рязанская областная противопожарно-спасательная служба» и МКУ «Управление по делам ГО и ЧС <адрес>» являются профессиональными аварийно-спасательными службами (формированиями) с правом проведения поисково-спасательных, аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера межмуниципального и регионального значения.

Процедура аттестации аварийно-спасательных служб и выдаваемое по ее результатам свидетельство на право ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ идентичны для всех аварийно-спасательных формирований независимо от их ведомственной принадлежности. Статус спасателя и профессиональные требования к муниципальным и региональным спасателям и спасателям МЧС одни и те же.

Истец имеет статус спасателя 2 класса, работал и работает в настоящее время в профессиональных аварийно-спасательных службах, осуществляющих функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и неоднократно принимал участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Рязанской и других областей.

Таким образом, состав и характер трудовых обязанностей, фактически выполняемых ФИО1 в период работы в Главном управлении по делам ГО и ЧС <адрес> (04 года 04 месяца 25 дней), в ГКУ РО «Рязанская областная противопожарноспасательная служба» (13 лет 05 месяцев 03 дня), в МКУ «Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям <адрес>» (01 год 03 месяца 11 дней) соответствует составу и характеру труда, предусмотренным ст.30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014г. «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение», ст.ст. 25 и 27 Федерального закона от 22.08.1995г. № 151 -ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей».

Исходя из вышеизложенного, истец считает отказ УПРФ в досрочном назначении ему страховой пенсии по старости незаконным и необоснованным.

С учетом уточнения исковых требований истец просит суд признать недействительным решение ГУ- Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГг. об отказе ФИО1 в досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст.30 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях». Признать за ФИО1 право на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии со ст.30 Федерального закона от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях». Обязать ГУ- Управление Пенсионного фонда РФ в <адрес> произвести назначение и начисление ФИО1 страховой пенсии по старости, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, включив в специальный стаж периоды его работы в Главном управлении по дела ГО и ЧС <адрес> в должности спасателя поисково-спасательного отряда с 06.02.2001г. по 31.12.2003г. (02 года 10 месяцев 25 дней,) и с 01.01.2004г. по 30.06.2005г. (01 год 06 месяцев), в ГКУ РО «Рязанская областная противопожарно-спасательная служба» в должности спасателя поисково-спасательного отряда с 01.07.2005г. по 03.12.2018г. (13 лет 05 месяцев 03 дня), в МКУ «Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям <адрес>» в должности спасателя аварийно-спасательной службы с 16.06.2019г. по 25.09.2020г. (01 год 03 месяца 11 дней).

Истец в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, причины неявки неизвестны.

Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, пояснила, что с февраля 2001 года ФИО1 работал и работает по настоящее время в должности «спасателя» в аварийно-спасательных службах - Главное управление по делам ГО и ЧС <адрес>, ГКУ РО «Рязанская областная противопожарно-спасательная служба» и МКУ «Управление по делам ГО и ЧС <адрес>», которые являются профессиональными аварийно-спасательными службами (формированиями) с правом проведения поисково-спасательных, аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера межмуниципального и регионального значения, что подтверждается свидетельствами об аттестации на право ведения аварийно- спасательных работ и положениями об этих службах.

Все эти АСС входят в единую систему МЧС России, что подтверждается ответом на запрос суда ГУ МЧС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому в соответствии с п. 12 Постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о территориальной подсистеме единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций <адрес>» координацию деятельности аварийно-спасательных служб и аварийно-спасательных формирований на территории <адрес> осуществляет Главное управление МЧС России по <адрес>.

Согласно ответу МКУ «Управление по делам ГО и ЧС <адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ правовой аспект деятельности аварийно-спасательной службы основан на постановлении администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «О создании аварийно-спасательной службы <адрес>», в котором прописано общее понятие о взаимодействии и исполнении распоряжений ГУ МЧС России по <адрес> по осуществлению оперативных выездов для проведения аварийно-спасательных работ. Кроме того, между МЧС России и <адрес> заключено Соглашение от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с п. 1.3 ст.3 настоящего Соглашения правительство <адрес> передает в оперативное подчинение Главного управления МЧС России по <адрес> соответствующие органы управления, силы и средства, обеспечивающие реализацию передаваемых в соответствии с настоящим Соглашением полномочий, к которым и относятся региональные аварийно-спасательные службы.

Процедура аттестации аварийно-спасательных служб и выдаваемое по ее результатам свидетельство на право ведения аварийно-спасательных и других неотложных работ идентичны для всех аварийно-спасательных формирований независимо от их ведомственной принадлежности.

Статус спасателя и профессиональные требования к муниципальным, региональным и федеральным спасателям абсолютно одинаковы и регулируются положениями Федерального закона от 22.08.1995г. № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей». Отдельного закона для муниципальных и региональных спасателей не существует. Обязанности спасателей установлены ст.27 вышеуказанного закона - ФЗ и должностными инструкциями, которые идентичны для спасателей всех аварийно-спасательных служб и формирований. Права спасателей определены ст. 25 Федерального закона от 22.08.1995г. №151 -ФЗ. В соответствии с п. 7 данной статьи спасатели имеют право на льготное пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На протяжении всей своей трудовой деятельности истец постоянно принимал участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории <адрес> и других регионов, что подтверждается записями в книжке спасателя.

Исходя из вышеизложенного, истец считает отказ УПРФ в досрочном назначении ему страховой пенсии по старости незаконным и необоснованным.

Представитель ответчика иск не признала, указав что согласно п. «л» статьи 12 Закона о государственных пенсиях в Российской Федерации от 20.11.1991г. №340-1 мужчинам и женщинам пенсия назначалась по достижении 40 лет, если они постоянно трудились спасателями в профессиональных аварийно - спасательных службах, профессиональных аварийно - спасательных формированиях (по перечню должностей и специальностей, утверждаемых Правительством Российской Федерации) не менее 15 лет и участвовали в ликвидации чрезвычайных ситуаций. Указанный Закон распространяет свое действие на периоды с ДД.ММ.ГГГГ по 12.2001 года.

В соответствии с пп.7 п.1 ст. 28 Федерального закона от 17.12.2001 года №173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» пенсия могла быть назначена лицам, проработавшим не менее 15 лет в качестве спасателей в профессиональных аварийно- спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций, по достижении возраста 40 лет либо независимо от возраста.

В соответствии с п. 16 ч.1 ст. 30 Закона от 28.12.2013, действующего на момент обращения истца с заявлением о назначении пенсии, страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 указанного закона, лицам, проработавшим не менее 15 лет в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций, по достижении возраста 40 лет либо независимо от возраста.

Перечнем должностей и специальностей работников, постоянно работавших спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях и участвовавших в ликвидации чрезвычайных ситуаций, дающим право на пенсию в связи с особыми условиями труда, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 01.10.2001 № 702, предусмотрены спасатели, спасатели 1,2,3 классов, спасатели международного класса.

При обращении в УПФР в г.Рязани с заявлением о назначении страховой пенсии по старости истцом представлены справки, подтверждающие факт его работы в должностях и учреждениях, указанных в трудовой книжке.

Справка, подтверждающая льготный характер работы, выданная работодателем, истцом не представлена.

Согласно ст. 14 Закона от 28.12.2013 при подсчёте страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта.

Согласно выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица ФИО1 зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования ДД.ММ.ГГГГ.

За период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ отсутствует код льготы, подтверждающий право на пенсионное обеспечение в соответствии с п. 16 ч.1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Следовательно работодатель не определял работу истца, как работу, дающую право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

За период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности спасателя в поисково-спасательном отряде Главного управления по делам ГО и ЧС <адрес>, не представляется возможным сделать вывод о достоверности сведений индивидуального (персонифицированного) учета, представленных в Управление указанным учреждением на ФИО1, в связи с тем, что организация — работодатель истца в настоящее время ликвидирована.

Таким образом, на дату обращения не подтверждается факт работы истца в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно- спасательных формированиях федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера участвовавших в ликвидации чрезвычайных ситуаций, что является основанием для отказа в досрочном назначении страховых пенсий по старости.

Просила в удовлетворении иска отказать.

Представитель третьего лица ГКУ РО "Рязанская противопожарно-спасательная служба" ФИО6 в судебном заседании полагала исковые требования не подлежащими удовлетворению. Пояснила, что наличие у Истца квалификации спасателя не является основанием для досрочного назначения пенсии, поскольку квалификация работника свидетельствует лишь об уровне знаний и профессиональных навыков работника.

Выполнение истцом в спорный период (с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) функций спасателя при работе в должности спасателя аварийно-спасательной службы <адрес> ГКУ <адрес> «Противопожарно-спасательная служба», само по себе не является основанием для досрочного назначения пенсии по основанию, предусмотренному п. 16 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», поскольку аварийно-спасательная служба <адрес> ГКУ <адрес> «Противопожарно-спасательная служба» не входит в организационную структуру МЧС России и работники Учреждения правом на досрочное назначение пенсии не пользуются. В связи с чем, сведения в отношении Истца как о работе с особыми условиями труда в пенсионный фонд не подавались, дополнительные взносы не уплачивались. На законодательном уровне право на назначение досрочной пенсии для работников Государственной противопожарной службы субъектов РФ не установлено. Ссылка Истца на участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций само по себе также не является основанием для досрочного назначения пенсии по основанию, предусмотренному п. 16 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», поскольку в силу постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Учреждение является составной частью сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций <адрес>.

Статьей 25 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 151 -ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» определено, что спасатели имеют право на льготное пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Профессиональные аварийно-спасательные службы в субъекте Российской Федерации создаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которые определяют состав и структуру аварийно- спасательных служб субъекта Российской Федерации.

Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ определено, что аварийно-спасательная служба <адрес> входит в состав государственного казенного учреждения <адрес> «Рязанская областная противопожарно-спасательная служба».

Норма пенсионного обеспечения работников Государственной противопожарной службы содержится в ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», согласно которой работникам Государственной противопожарной службы, работающим на должностях, предусмотренных перечнем оперативных должностей Государственной противопожарной службы, утверждаемым Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, пенсии по старости устанавливаются по достижении ими возраста 50 лет и при стаже работы в Государственной противопожарной службе не менее 25 лет.

Данная норма, закрепляя право работников Государственной противопожарной службы на досрочную пенсию, предоставляет органам исполнительной власти субъектов РФ полномочия по утверждению перечня оперативных должностей Государственной противопожарной службы.

Частью 2 ст. 5 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» определено, что в Государственную противопожарную службу входит федеральная противопожарная служба и противопожарная служба субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч.ч. 2,4 и 5 ст. 5 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» противопожарная служба субъектов Российской Федерации создается органами государственной власти субъектов Российской Федерации и не входит в структуру Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Круг лиц, имеющих право на досрочную страховую пенсию по старости, четко определен законодательством, к таким лицам относятся спасатели профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований федерального органа исполнительной власти (МЧС России).

Аналогичное право для работников Государственной противопожарной службы субъектов РФ не установлено.

Просила в удовлетворении иска отказать.

Представитель третьего лица МКУ "Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям <адрес>" ФИО7 в судебном заседании полагал заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Представитель третьего лица Главного управления МЧС России по <адрес> в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом, причины неявки неизвестны.

В соответствии со ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие истца и представителя третьего лица Главного управления МЧС России по <адрес>.

Выслушав представителя истца, представителя ответчика, представителей третьих лиц, проверив материалы дела, суд приходит к следующему.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 г.

По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет, и женщины, достигшие возраста 60 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.

В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.

Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.

В соответствии с п.16 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, проработавшим не менее 15 лет в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций, по достижении возраста 40 лет либо независимо от возраста.

Частью 2 статьи 30 Закона № 400-ФЗ установлено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Согласно части 3 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии.

Согласно п. «л» ст.12 Закона РФ от 20.11.1990 N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", который распространяет свое действие на периоды с 01.01.1991г. по 31.12.2001г., пенсия в связи с особыми условиями труда устанавливалась мужчинам и женщинам - по достижении 40 лет, если они постоянно трудились спасателями в профессиональных аварийно - спасательных службах, профессиональных аварийно - спасательных формированиях (по перечню должностей и специальностей, утверждаемых Правительством Российской Федерации) не менее 15 лет и участвовали в ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В соответствии с пп.7 п.1 ст.28 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (в редакции действовавшей до 30.12.2008г.), пенсия могла быть назначена лицам, проработавшим не менее 15 лет в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций, по достижении возраста 40 лет либо независимо от возраста.

Аналогичное правовое регулирование имелось и в период действия Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в редакции от 30.12.2008г. (подпункт 16 пункт 1 статьи 27).

Из анализа приведенных норм следует, что круг лиц, имеющих право на досрочную страховую пенсию по старости, четко определен законодательством, к таким лицам относятся спасатели профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований федерального органа исполнительной власти (МЧС России).

Нормативно-правовые акты, которые применяются при назначении досрочной пенсии, перечислены в Постановлении Правительства РФ от 16.07.2014 N 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».

В соответствии с подпунктом "и" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665, при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций, - перечень должностей и специальностей работников, постоянно работавших спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях и участвовавших в ликвидации чрезвычайных ситуаций, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда в соответствии с пунктом "л" статьи 12 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", и перечень должностей и специальностей работников, дающий право на пенсию за выслугу лет в связи с работой спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях в соответствии со статьей 78.2 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации", утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2001 г. N 702 "Об утверждении перечней должностей и специальностей работников профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, дающих право на пенсию в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет".

Положениями пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации N 781 от 29 октября 2002 года установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 16 пунктом 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", лицам, проработавшим в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций, - перечни должностей и специальностей работников, постоянно работавших спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях и участвовавших в ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 октября 2001 г. N 702 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 41, ст. 3958)

Перечнем должностей и специальностей работников профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, дающих право на пенсию в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 01.10.2001 N 702, предусмотрены спасатели, спасатели 1.2,3 классов, спасатели международного класса.

Таким образом, досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, указанным в подпункте 16 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и пункте 16 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", основано на учете специфики выполняемых ими работ и направлено на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общеустановленного пенсионного возраста и обусловлено особыми условиями осуществления профессиональной деятельности, сопряженными с более высокой по сравнению с деятельностью спасателей иных профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований суточной загруженностью, повышенной степенью сложности и интенсивности труда в процессе ликвидации или локализации последствий чрезвычайных ситуаций, зона которых может охватывать не только территорию субъекта Российской Федерации, всю территорию Российской Федерации, а также в порядке оказания международной помощи при участии в ликвидации последствий стихийных бедствий на территории зарубежных стран.

Как следует из материалов дела и установлено судом, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 был принят на должность спасателя поисково-спасательного отряда Главного управления по делам ГО и ЧС <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ уволен в порядке перевода в ГУ <адрес> «Центр по обеспечению пожарной безопасности, гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям»;

- ДД.ММ.ГГГГ принят на должность спасателя в поисково-спасательный отряд ГУ <адрес> «Центр по обеспечению пожарной безопасности, гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям» в порядке перевода из ГУ по делам ГО и ЧС <адрес>; с ДД.ММ.ГГГГ на основании постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-ПГ поисково-спасательный отряд поисково-спасательной службы переименован в спасательный отряд аварийно-спасательной службы; на основании постановления <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ГУ <адрес> «Центр по обеспечению пожарной безопасности, гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям» реорганизовано в форме разделения в ГУ <адрес> «Рязанская областная противопожарно-спасательная служба» (ГУ <адрес> «Противопожарно-спасательная служба»); с ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 переведен на должность спасателя спасательного отряда аварийно- спасательной службы, с сохранением 12 разряда ЕТС. Квалификация «спасатель 2 класса»; на основании распоряжения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-р создано ГКУ <адрес> «Рязанская областная противопожарно-спасательная служба» путем изменения типа существующего ГУ <адрес> «Рязанская областная противопожарно-спасательная служба»; на основании распоряжения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-р создано ГБУ <адрес> «Рязанская областная противопожарно-спасательная служба» путем изменения типа существующего ГКУ <адрес> «Рязанская областная противопожарно-спасательная служба»; на основании распоряжения <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-р создано государственное казенное учреждение <адрес> «Рязанская областная противопожарно-спасательная служба» путем изменения типа государственного бюджетного учреждения <адрес> «Рязанская областная противопожарно-спасательная служба»; ДД.ММ.ГГГГ трудовой договор с ФИО1 расторгнут по инициативе работодателя в связи с сокращением штата работников, пункт 2 часть 1 ст.81 Трудового кодекса РФ;

- ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 принят на должность спасателя в аварийно-спасательную службу муниципального казенного учреждения «Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям <адрес>» (МКУ «Управление по делам ГО и ЧС <адрес>»), где работает по настоящее время.

Данные обстоятельств подтверждаются трудовой книжкой АТ-VII , книжкой спасателя серия 0214 .

Также судом установлено, что 25.09.2020г. ФИО1 обратился к ответчику с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости, в соответствии с п.п.16 ч.1 ст.30 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением от ДД.ММ.ГГГГ Управления Пенсионного фонда РФ в <адрес> ему отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.п.16 ч.1 ст.30 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ №400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 25.09.2020г. из-за отсутствия требуемого (пятнадцать лет) стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

В стаж для досрочного назначения пенсии ответчиком не включены, периоды работы истца:

- с 06.02.2001г. по 31.12.2003г. (02 года 10 месяцев 25 дней) – в должности спасателя в поисково-спасательном отряде Главного управления по делам ГО и ЧС <адрес>,

- с 01.01.2004г. по 30.06.2005г. (01 год 06 месяцев 00 дней) – в должности спасателя в поисково-спасательном отряде Главного управления по делам ГО и ЧС <адрес>,

- с 01.07.2005г. по 03.12.2018г. (13 лет 05 месяцев 03 дня) – в должности спасателя в поисково-спасательном отряде ГКУ <адрес> «Рязанская областная противопожарно-спасательная служба»,

- с 16.06.2019г. по 31.12.2019г. (00 лет 06 месяцев 16 дней) – в должности спасателя в МКУ «Управление по делам ГОЧС <адрес>.

Причиной отказа послужило, то основание, что документально не подтверждается работа в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и участвовавших в ликвидации чрезвычайных ситуаций, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда. Кроме того, относительно периода работы с 06.02.2001г. по 31.12.2003г. в должности спасателя в поисково-спасательном отряде Главного управления по делам ГО и ЧС <адрес> пенсионному органу не представилось возможным сделать вывод о достоверности сведений индивидуального (персонифицированного) учета на ФИО1, в связи с прекращением деятельности работодателя 30.10.2017г.

Указанные обстоятельства сторонами не оспариваются, подтверждаются решением ГУ УПФ РФ в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в установлении пенсии.

Давая оценку представленным сторонами доказательствам, суд приходит к выводу о том, что требование истца о включении в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, спорных периодов работы является не обоснованным, и не подлежащими удовлетворению, исходя из следующего.

Постановлением <адрес> от 11.04.2012г. утверждено Положение о противопожарной службе <адрес>, согласно которому в состав противопожарной службы <адрес> входят: государственное казенное учреждение <адрес> "Рязанская областная противопожарно-спасательная служба", его обособленные подразделения - филиалы и подразделения обеспечения деятельности; государственное казенное учреждение <адрес> "Учебно-методический центр по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности".

Постановлением <адрес> от 10.07.2013г. определено, что аварийно-спасательная служба <адрес> входит в состав государственного казенного учреждения <адрес> «Рязанская областная противопожарно-спасательная служба».

Как следует из пункта 8 Положения о противопожарной службе <адрес> от 11.04.2012г. , задачами противопожарной службы <адрес> являются:

- организация и осуществление профилактики пожаров на территории <адрес>;

- спасение людей и имущества при пожарах, оказание первой помощи;

- тушение пожаров, проведение аварийно-спасательных работ на территории <адрес> (за исключением лесных пожаров, пожаров на объектах, входящих в утверждаемый Правительством Российской Федерации перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектах, особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей);

- участие в ликвидации чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров на территории <адрес>, в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1464 "О привлечении сил и средств федеральных органов исполнительной власти для ликвидации чрезвычайных ситуаций в лесах, возникших вследствие лесных пожаров";

- участие в соответствии с Планом привлечения сил и средств в тушении пожаров и проведении аварийно-спасательных работ на объектах, входящих в утверждаемый Правительством Российской Федерации перечень объектов, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектах, особо ценных объектах культурного наследия Российской Федерации, а также при проведении мероприятий федерального уровня с массовым сосредоточением людей;

- участие в пределах своей компетенции в подготовке специалистов для пожарной охраны организаций и муниципальных образований <адрес>.

Согласно сведений представленных в материалы дела ГКУ <адрес> «Противопожарно-спасательная служба», являвшимся работодателем истца в период с 01.07.2005г. по 03.12.2018г., аварийно-спасательная служба <адрес> ГКУ <адрес> «Противопожарно-спасательная служба» не входит в организационную структуру МЧС России и работники Учреждения правом на досрочное назначение пенсии не пользуются. В связи с чем, сведения в отношении истца как о работе с особыми условиями труда в пенсионный фонд не подавались, дополнительные взносы не уплачивались.

Как следует из Устава ГКУ <адрес> «Рязанская областная противопожарно-спасательная служба», Учреждение является составной частью сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и входит в состав Государственной противопожарной службы <адрес>.

Учредителем Учреждения является <адрес>. От имени <адрес> функции и полномочия учредителей Учреждения осуществляет главное управление по взаимодействию с федеральными территориальными органами <адрес> и министерство имущественных и земельных отношений <адрес>.

Управление силами и средствами Учреждения в части полномочий осуществляется Главным управлением МЧС России по <адрес> в соответствии с Соглашением между Министерством РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и <адрес>, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 10.10.2019г. -р.

Финансовое обеспечение деятельности Учреждения осуществляется за счет средств бюджета <адрес> на основании бюджетной сметы.

Указом Президента Российской Федерации от 21.01.2020 N 21, утверждена структура федеральных органов исполнительной власти, в состав которой включено Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Согласно Положению о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11.07.2004г. №686, МЧС России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, а также по надзору и контролю в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах. МЧС России осуществляет свою деятельность непосредственно и через входящие в его систему территориальные органы.

<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 325, утверждено Положение о территориальной подсистеме единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций <адрес>", которым определяются организация, состав сил и средств территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - ТП РСЧС <адрес>), а также порядок ее деятельности.

Пунктом 4 Положения установлено, что ТП РСЧС <адрес> создается для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории области и состоит из звеньев, соответствующих административно-территориальному делению. ТП РСЧС <адрес> действует на региональном, муниципальном и объектовом уровнях.

Таким образом, ГКУ <адрес> «Противопожарно-спасательная служба» является составной частью сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций <адрес>, в то время как ранее действующим законодательством так и действующим в настоящее время определен круг лиц, имеющих право на досрочное назначение страховой пенсии, к которым относятся спасатели профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований федерального органа исполнительной власти – МЧС России.

Главное управления по делам ГО и ЧС <адрес>, в котором истец работал в должности спасателя поисково-спасательного отряда в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, также не относится к числу аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований федерального органа исполнительной власти, документов, подтверждающих обратное в материалах дела не содержится, в нарушение ст. 56 ГПК РФ стороной истца таких доказательств не представлено.

И МКУ «Управление по делам ГО и ЧС <адрес>» где истец работает в должности спасателя в аварийно-спасательной службы с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, не относится к числу аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований федерального органа исполнительной власти.

Постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 1840, утверждено Положение об аварийно-спасательной службе <адрес>.

Вышеуказанным Положением об аварийно-спасательной службе <адрес> определено, что функции аварийно-спасательной службы <адрес> выполняются муниципальным казенным учреждением "Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям <адрес>", осуществляющим деятельность в сфере гражданской обороны и защиты населения и территории <адрес> от чрезвычайных ситуаций.

Финансирование деятельности аварийно-спасательной службы <адрес> осуществляется за счет: - средств бюджета <адрес>, предусмотренных на содержание МКУ "Управление по делам ГОЧС <адрес>", осуществляющего деятельность в сфере гражданской обороны и защиты населения и территории <адрес> от чрезвычайных ситуаций; - средств целевого финансового резерва для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Привлечение аварийно-спасательной службы <адрес> на выполнение аварийно-спасательных работ осуществляется: по решению главы администрации <адрес>; по решению председателя комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности администрации <адрес>; по решению руководителя МКУ "Управление по делам ГОЧС <адрес>", осуществляющего деятельность в сфере гражданской обороны и защиты населения и территории <адрес> от чрезвычайных ситуаций; установленным порядком действий через оперативного дежурного МКУ "Управление по делам ГОЧС <адрес>", осуществляющего деятельность в сфере гражданской обороны и защиты населения и территории <адрес> от чрезвычайных ситуаций, или диспетчера единой дежурно-диспетчерской службы <адрес> при возникновении чрезвычайных ситуаций в соответствии с планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на предприятиях и в учреждениях <адрес>; в соответствии с планом взаимодействия при ликвидации чрезвычайных ситуаций на объектах и территориях, где имеются свои аварийно-спасательные формирования.

Таким образом, МКУ «Управление по делам ГО и ЧС <адрес>» создано органами государственной власти субъекта Российской Федерации и не входит в структуру МЧС России.

Из должностных инструкций истца, находящихся в деле, также не следует, что занимаемая им в указанных организациях должности относятся к штатным единицам организационной структуры МЧС РФ.

Кроме того, суд полагает необходимым отметить тот факт, что согласно нормам ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Пунктом 6 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" установлено, что периоды работы, предусмотренные пунктами 1 - 18 части 1 настоящей статьи, имевшие место после 1 января 2013 года, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом условия назначения страховой пенсии по старости, установленные пунктами 1 - 18 части 1 настоящей статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в пунктах 1 - 18 части 1 настоящей статьи, соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.

Таким образом, действующий порядок назначения досрочных страховых пенсий по старости предусматривает обязанность работодателя подтверждать характер выполняемой работы и условия труда работника.

Истец зарегистрирован в системе пенсионного страхования с 13 марта 2001г., что подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица. При этом в выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица ФИО1 отсутствуют сведения об особых условиях труда за указанный период трудовой деятельности и об уплате работодателем соответствующих дополнительных взносов по специальным тарифам либо класс условий труда соответствовал установленному по результатам специальной оценки труда вредному или опасному. При этом судом не принимается во внимание указание в выписке из лицевого счета истца за период с 06.02.2001г. по 31.12.2001г. кода льготы указывающего на особые условия труда, поскольку достоверность указанных сведений документально подтвердить не представляется возможным ввиду ликвидации работодателя.

В материалах дела имеется Технический отчет от 2013 года о проведении Аттестации рабочих мест по условиям труда в ГБУ РО «Противопожарно-спасательная служба», в которой истец работал с 01.07.2005г. по 03.12.2018г. Согласно Карте аттестации рабочего места по условиям труда , спасателя аварийно-спасательной службы Спасательного отряда ГБУ РО «Противопожарно-спасательная служба», в строке 041 указано на отсутствие права на досрочное назначение трудовой пенсии. В МКУ «Управление по делам ГО и ЧС <адрес>» где истец работает в должности спасателя в аварийно-спасательной службы с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время, в 2018 году также проводилась оценка условий труда, согласно Заключению эксперта по результатам специальной оценки условий труда от 25.12.2018г., вредные или опасные производственные факторы не выявлены. В сводной ведомости результатов проведения специальной оценки условий труда спасателя аварийно-спасательной службы МКУ «Управление по делам ГО и ЧС <адрес>», в графе 24 отражено на отсутствие права у спасателя на льготное пенсионное обеспечение.

При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что ФИО1 осуществлял службу в качестве спасателя в учреждениях, образованных субъектом Российской Федерации, работа в которых не дает право на досрочное назначение страховой пенсии.

Как ранее действующим законодательством, так и действующим в настоящее время, предусмотрено, что трудовая пенсия в качестве спасателя могла быть зачтена только в случае работы в профессиональных аварийно-спасательных службах МЧС России.

В соответствии с пунктом "з" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, а также ликвидация их последствий отнесены к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В развитие указанных конституционных положений подпункт 5 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" закрепляет за органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предупреждению чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий,

В соответствии с подпунктом 2 статьи 7 Федерального закона от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" профессиональные аварийно-спасательные службы, профессиональные аварийно-спасательные формирования, за исключением профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, выполняющих горноспасательные работы, создаются:

в федеральных органах исполнительной власти - решениями Правительства Российской Федерации по представлениям соответствующих федеральных органов исполнительной власти и организаций Российской Федерации, согласованным с федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти;

в субъектах Российской Федерации - органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

в организациях, занимающихся одним или несколькими видами деятельности, при осуществлении которых законодательством Российской Федерации предусмотрено обязательное наличие у организаций собственных аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, - руководством организаций по согласованию с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

в органах местного самоуправления - по решению органов местного самоуправления, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Таким образом положения статья 7 Федерального закона от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" предусматривают создание в субъектах Российской Федерации собственных аварийно-спасательных служб.

В силу статьи 8 Федерального закона от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" состав и структуру аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований определяют создающие их федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации, общественные объединения исходя из возложенных на них задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также требований законодательства Российской Федерации.

Положениями статьи 4 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" предусмотрено создание единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, которая объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в том числе по обеспечению безопасности людей на водных объектах.

Между тем, единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, функционирующая на федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях, функционирует путем взаимодействия, закрепленного в частности в приведенном выше соглашении, и не означает отнесение службы спасателя в органе, обеспечивающем деятельность по делам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций на уровне субъекта Российской Федерации (в данном случае в <адрес>) к службе в структуре федерального органа.

В соответствии с подпунктом "д" пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" при недостаточности собственных сил и средств для организации и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе обращаться к Правительству Российской Федерации за помощью.

В силу подпункта "е" пункта 2 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" органы местного самоуправления самостоятельно организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок при их проведении; при недостаточности собственных сил и средств обращаются за помощью к органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Таким образом, деятельность спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий имеет существенные отличия от деятельности спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах и формированиях субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Положением о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N 868, на создаваемые в системе данного Министерства профессиональные аварийно-спасательные формирования возложены организация предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций федерального и трансграничного характера и спасание людей при этих чрезвычайных ситуациях; поиск и спасание людей во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации в соответствии с планом взаимодействия федеральных органов исполнительной власти при проведении работ по поиску и спасению людей на море и водных бассейнах Российской Федерации; формирование и доставка в установленном порядке совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти гуманитарной помощи населению Российской Федерации и иностранных государств в случае возникновения чрезвычайной ситуации, а также эвакуация граждан Российской Федерации из иностранных государств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.

Таким образом, предусмотренная действующим законодательством дифференциация в условиях реализации права на назначение трудовой пенсии по старости для спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований субъектов Российской Федерации, основана на объективных различиях в характере и содержании профессиональной деятельности, обусловленных закрепленным в законодательстве разграничением функций.

Компетенция аварийно-спасательных служб, созданных органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления ограничена полномочиями по предупреждению чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального, местного характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий.

Такая позиция отражена и в определении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 551-О-П.

Учитывая, что право на досрочное назначение пенсии в соответствии с пунктом 16 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" предусмотрено только для спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб, оснований для включения спорных периодов работы ФИО4 в должности спасателя в поисково-спасательном отряде Главного управления по дела ГО и ЧС <адрес>, ГКУ <адрес> «Рязанская областная противопожарно-спасательная служба», МКУ «Управление по делам ГОЧС <адрес>» не имеется.

При этом судом не принимается ссылка представителя истца на то, что аварийно-спасательные службы в которых работал истец входят в единую систему МЧС России, что подтверждается пунктом 12 Положения о территориальной подсистеме единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций <адрес>, утвержденным Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку она основана на неверном толковании норм права.

Таким образом, в удовлетворении исковых требований ФИО1 надлежит отказать в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,

решил:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к ГУ - Отделение Пенсионного фонда РФ по <адрес> о признании недействительным решения об отказе в установлении пенсии и досрочном назначении страховой пенсии – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Рязанского областного суда через Железнодорожный районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.

Судья: подпись

Копия верна:судья: Е.А.Новикова