ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-883 от 22.08.2011 Зареченского районного суда г.Тулы (Тульская область)

                                                                                    Зареченский районный суд г. Тулы                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Зареченский районный суд г. Тулы — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 августа 2011 года

Зареченский районный суд г. Тулы в составе:

председательствующего Климовой О.В.

при секретаре Аносовой Е.А,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-883/11 по иску Михайловой Е.С. и Васильевой О.С. к ФБУ

« Кадастровая палата» по Тульской области о восстановлении нарушенного права на ранее учтенный земельный участок,

у с т а н о в и л:

Истцы Михайлова Е. С. и Васильева О. С. обратились в суд с иском к ФБУ

« Кадастровая палата» по Тульской области ( ранее ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Тульской области) о восстановлении нарушенного права на ранее учтенный земельный участок, указывая, что домовладение  впервые было поставлено на учет в БТИ в 1927 году. При данном домовладении имеется земельный участок, площадь которого 1254 кв.м. Данный земельный участок является ранее учтенным и впервые был поставлен на учет в БТИ также в 1927 году. Собственники данного домовладения являлись плательщиками земельного налога с земельного участка площадью 1254 кв.м. и все годы добросовестно и своевременно оплачивали земельный налог. Однако в 2001 году было нарушено право на ранее учтенный земельный участок, расположенный по указанному адресу, а именно: - земельный участок площадью 1254 кв.м. был преобразован и размежеван на шесть земельных участков, общей площадью 1182 кв.м. на основании Постановлений Главы администрации Центрального района г. Тулы от 05.09.2001 г и 13.09.2001 года о закреплении данных участков на правах аренды за ФИО4 и ФИО5,

- данным земельным участкам были присвоены кадастровые номера, и они были поставлены на учет 04.07.2001 года, в то время как ранее учтенный земельный участок площадью 1254 кв.м. был снят с кадастрового учета. Решением Центрального районного суда г. Тулы от 25.12.2009 года вступившим в законную силу 20.05.2010 года указанные постановления Главы администрации Центрального района г. Тулы и заключенные на их основании договора аренды были признаны незаконными, а сведения о них подлежат аннулированию из учетно-технической документации. За Михайловой Е.С. и Васильевой О.С. указанным решением признано право собственности на земельный участок, расположенный по адресу:  соответственно 2/7 и 4/7 доли в праве. Между тем, считают, что нарушенное право на ранее учтенный земельный участок площадью 1254 кв.м до настоящего времени не восстановлено, поскольку сведения о данном земельном участке не восстановлены в государственном земельном кадастре и не включены в государственный кадастр недвижимости. Они не могут зарегистрировать право собственности на земельный участок на основании решения суда, поскольку Управление Россреестра отказывает им в регистрации права собственности по причине отсутствия сведений о данном земельном участке в государственном кадастре недвижимости. Просят обязать ФГУ «Земельная кадастровая палата» восстановить сведения и документы о ранее учтенном земельном участке площадью 1254 кв.м. в государственном земельном кадастре с даты снятия данного земельного участка с учета, т.е. с 04.07.2001 года и включить восстановленные сведения и документы в государственный кадастр недвижимости.

В ходе судебного разбирательства по делу истцы неоднократно уточняли свои требования и окончательно просят суд восстановить положение, существовавшее до нарушения права на ранее учтенный земельный участок площадью 1254 кв.м, а именно: обязать ответчика: восстановить сведения о ранее учтенном земельном участке площадью 1254 кв.м. в государственном земельном кадастре, восстановить сведения о ранее учтенном земельном участке площадью 1254 кв.м. в Едином государственном реестре земель и включить сведения о ранее учтенном земельном участке площадью 1254 кв.м. в государственный кадастр недвижимости. Одновременно просят суд аннулировать недостоверные сведения из государственного кадастра недвижимости о земельном участке площадью 1254 кв.м., внесенные в государственный кадастр недвижимости 25.03.2010 г как о вновь образованном на основании заявления Кармишеной Н.И, действовавшей в интересах Васильевой О.С. «О внесении в ГКН сведений о ранее учтенном земельном участке» и на основании запроса-заявления Михайловой Е.С. от 14.04.2010 г «О включении в ГКН сведений о ранее учтенном земельном участке». При этом указали, что в результате отказа ФБУ « Кадастровая палата» по Тульской области восстановить положение, существовавшее до нарушения права на ранее учтенный земельный участок площадью 1254 кв.м., а именно: включить сведения о данном земельном участке в ГКН, а также в результате незаконного внесения сведений о ранее учтенном земельном участке площадью 1254 кв.м. в государственный кадастр недвижимости как о вновь образованном, поставленном на кадастровый учет 25.03.2010 года, управление Россреестра отказывает им в регистрации права собственности на земельный участок ввиду отсутствия сведений о категории земли и виде разрешенного использования данного земельного участка, а Управление ФНС России по Тульской области с 2006 года не исчисляет земельный налог и не предоставляет налоговые уведомления на оплату земельного налога, поскольку ФБУ «КП» по Тульской области не предоставляет сведения о кадастровой стоимости земельного участка.

В судебном заседании истицы Михайлова Е.С. и Васильева О.С. уточненные требования поддержали и просили их удовлетворить.

Представитель ответчика ФБУ «Кадастровая палата » по тульской области по доверенности Полина Е.В. просила отказать в удовлетворении заявленных требований, считая их необоснованными.

Представитель третьего лица Управления Росреестра по Тульской области по доверенности Леонова О.С. исковые требования не признала и просила отказать в их удовлетворении.

Выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему:

Как следует из материалов дела и установлено судом, решением Центрального районного суда г. Тулы от 25.12.2009 года, вступившим в законную силу 20.05. 2010 года, за истцами признано право общей долевой собственности на земельный участок, площадью 1254 кв.м., расположенный по адресу: .

25.03.2010г. в орган кадастрового учета поступило заявление Кармишеной Н.И., действовавшей в интересах Васильевой О.С., и представленное заявителем решение Центрального районного суда города Тулы, вступившего в законную силу 12.01.2010 г. Согласно вышеуказанному Решению Центрального районного суда города Тулы на Управление Роснедвижимости, правопреемником которого является Управление Росреестра, возложена обязанность включить сведения о ранее учтенном земельном участке площадью 1254 кв.м. по адресу:  государственный земельный кадастр.

В соответствии со ст.13 ГПК РФ вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.

В связи с этим, Управлением Росреестра по Тульской области (являвшемся в тот момент органом кадастрового учета) 25.03.2010 года было принято решение № 30/10-1440 « о внесении сведений о ранее учтенных объектах недвижимости», в соответствии с которым сведения о спорном земельном участке были включены в ГКН в объеме, содержащемся в вышеуказанном решении Центрального районного суда г. Тулы: - участок ранее учтенный; расположен: ; площадь 1254 кв.м, что свидетельствует о том, что сведения о ранее учтенном земельном участке были включены в Государственный кадастр недвижимости в установленном законом порядке, а потому доводы истцов о том, что сведения о земельном участке не восстановлены и не включены в Государственный кадастр недвижимости необоснованны.

Иных характеристик данного земельного участка (категория земель, вид разрешенного использования) вышеуказанное решение Центрального районного суда г. Тулы от 25.12.2009 года не содержало, в связи с чем, сведения о таких характеристиках не были внесены в Государственный кадастр недвижимости.

Как установлено судом, в орган кадастрового учета не поступали документы, подтверждающие категорию и вид разрешенного использования спорного земельного участка, в тоже время законодатель не возлагает обязанность на земельные кадастровые палаты по установлению категории земли и вида разрешенного использования, данная обязанность возложена на органы местного самоуправления, куда заявителям необходимо обратиться, а в последующем представить в ФБУ «Кадастровая палата» по Тульской области документы, подтверждающие принадлежность земельного участка к определенной категории земель и установленное разрешенное использование, а потому суд считает необоснованными доводы истиц Михайловой Е.С. и Васильевой О.С. о том, что ФБУ «Кадастровая палата» по Тульской области чинит препятствия по реализации их права на уплату земельного налога и не предоставляет сведения о кадастровой стоимости их земельного участка. Более того, 18.03.2011 года вынесено решение Центральным районным судом г. Тулы об отказе в удовлетворении заявленных Михайловой Е.С. и Васильевой О.С. требований, одним из которых было требование о признании отказа ФГУ «Земельная кадастровая палата» в представлении сведений о кадастровой стоимости земельного участка незаконным.

Кроме того, Советский районный суд г. Тулы решением от 22.12.2010 года, вступившим в законную силу, по иску Михайловой Е.С. и Васильевой О.С. к Управлению Росреестра по Тульской области, ФГУ «Земельная кадастровая палата» по тульской области о признании отказа в государственной регистрации права собственности на вышеуказанный земельный участок незаконным, об обязании зарегистрировать земельный участок, об обязании установить категорию земли и вида разрешенного использования земельного участка, удовлетворяя требования истцов об обязании произвести государственную регистрацию их права собственности на земельный участок, вместе с тем отказал в удовлетворении требований истцов о возложении обязанности по установлению категории земли и вида разрешенного использования в отношении земельного участка, принадлежащего им на праве собственности на ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Тульской области, поскольку такие функции не возложены на земельный кадастровые палаты.

Доводы истиц о том, что согласно ч.7 ст.45 закона «О государственном кадастре недвижимости» ФБУ «Кадастровая Палата» по Тульской области в отношении их земельного участка должно самостоятельно запросить в органах государственной власти, органах местного самоуправления, органах и организациях по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации сведения о категории спорного земельного участка и виде его разрешенного использования, суд считает основанными на неправильном толковании закона.

Так, в силу ч.5 ст.4 Федерального закона от 24.07.2007г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган документов.

В соответствии с ч.7 ст.45 указанного Закона, если сведения и документы об указанном в части 6 настоящей статьи ранее учтенном объекте недвижимости отсутствуют в составе государственного земельного кадастра, в составе учетно-технической документации об объектах государственного технического учета и технической инвентаризации или иной имеющейся в распоряжении органа кадастрового учета документации о таком ранее учтенном объекте недвижимости, данные сведения и документы включаются в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости при обращении заинтересованного лица с соответствующим заявлением в орган кадастрового учета на основании документа, устанавливающего или подтверждающего право на указанный объект недвижимости и представленного таким лицом, или на основании документов, подтверждающих ранее осуществленный государственный учет указанного объекта недвижимости или государственную регистрацию права собственности на него и представленных соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления или органами и организациями по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации в орган кадастрового учета по его запросам. Органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы и организации по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации бесплатно представляют в орган кадастрового учета по его запросам все имеющиеся у них сведения и копии документов о соответствующем объекте недвижимости в срок не более чем пять рабочих дней со дня получения такого запроса. Порядок и сроки направления органом кадастрового учета указанных запросов, порядок включения в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости предусмотренных настоящей частью сведений и документов устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

Органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений является Министерство экономического развития РФ (Постановление Правительства РФ от 05.06.2008 N 437 "О Министерстве экономического развития Российской Федерации"). В соответствии с действующим законодательством в настоящее время Минэкономразвития РФ не установлены порядок и сроки направления органом кадастрового учета вышеуказанных запросов, а также порядок включения в соответствующие разделы государственного кадастра недвижимости предусмотренных ч.7 ст.45 указанного Закона сведений и документов. В связи с чем, такая обязанность на орган кадастрового учета в настоящее время не возложена.

При разрешении спорных правоотношений, суд также принимает во внимание, что решение Центрального районного суда города Тулы от 25.12.2009 года, на основании которого осуществлялся кадастровый учет земельного участка как ранее учтенного, принадлежащего на праве собственности истцам, отменено кассационным определением судебной коллегии по гражданским делам Тульского областного суда от 20 мая 2010 г. в части обязания включения сведений о ранее учтенном земельном участке, площадью 1254 кв.м. в государственный земельный кадастр.

Управление Росреестра по Тульской области обращалось в Центральный районный суд г. Тулы с заявлением о повороте исполнения судебного решения Центрального районного суда г. Тулы от 25.12.2009 г.

Определением Центрального районного суда г. Тулы от 23.05.2011г. удовлетворено заявление Управления Росреестра по Тульской области о повороте исполнения судебного решения Центрального районного суда г. Тулы от 25.12.2009г., и постановлено исключить из Государственного кадастра недвижимости сведения о земельном участке площадью 1254 кв. м., расположенном по адресу: , как о ранее учтенном.

Более того, согласно положений п.21 Порядка ведения Государственного кадастра недвижимости, утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 04.02.2010 N 42, решение о внесении сведений в Реестр о ранее учтенном земельном участке принимается на основании заявления правообладателя и документов, перечень которых закреплен указанным Приказом.

Как было установлено в ходе настоящего судебного разбирательства и не отрицалось истцами, ранее выданных документов, устанавливающих или подтверждающих право на спорный земельный участок, не имеется. Данный факт также подтверждается сведениями об отсутствии правоустанавливающих документов на данный земельный участок, содержащимися в межевом деле, представленном Управлением Росреестра по Тульской области.

Таким образом, кадастровый учет данного земельного участка ранее не был осуществлен, что также усматривается из материалов кадастрового дела. Иных кадастровых дел, а также документов по спорному земельному участку в ФБУ «Кадастровая палата» по Тульской области не имеется.

Следовательно, оснований для удовлетворения требований истцов о восстановлении положения, существовавшего до нарушения права на ранее учтенный земельный участок, не имеется, поскольку кадастровый учет данного участка ранее не проводился, кадастровый номер ему присвоен не был, следовательно, участок не был снят с кадастрового учета, как утверждают истцы. Кроме того, правоустанавливающих либо правоудостоверяющих документов на данный участок не имеется, равно, как и не имеется документов, содержащих сведения о принадлежности данного участка к определенной категории земель и установленном виде разрешенного использования.

Истцами не представлено суду доказательств нарушения их права на ранее учтенный земельный участок, в частности, в чем именно выразилось нарушение их законных интересов.

Требование истиц об аннулировании недостоверных сведений о земельном участке площадью 1254 кв.м. как о вновь образованном из Государственного кадастра недвижимости из строки 18.1 кадастрового паспорта от 16.04.2010 г также не подлежат удовлетворению и являются необоснованными по следующим основаниям.

Как было установлено судом сведения о спорном участке как о ранее учтенном были внесены в Государственный кадастра недвижимости в связи с исполнением Решения Центрального районного суда города Тулы от 25.12.2009г. Других сведений о данном земельном участке в Государственном кадастре недвижимости не имеется, более того сведения о данном участке как о вновь образованном не вносились в Государственный кадастр недвижимости.

Так, согласно ст.16 Федерального закона от 24.07.2007г. №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет, осуществляемый в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, осуществляется на основании заявления о кадастровом учете и необходимых документов, перечень которых установлен ст.22 указанного закона, в частности, при постановке на кадастровый учет таким документом является межевой план. То есть для внесения в Государственный кадастр недвижимости сведений о вновь образованном объекте недвижимости необходимо подать соответствующее заявление о постановке на кадастровый учет и межевой план. Таких документов истцами в орган кадастрового учета не представлялось, что ими не оспаривается. Следовательно, доводы истцов о том, что сведения о спорном участке были внесены в Государственном кадастре недвижимости как о вновь образованном, голословны и не соответствуют действительности.

Разрешая требования истиц о признании незаконным включение ФБУ «Кадастровая палата» по Тульской области в Государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке на основании заявления Кармишеной Н.И, суд исходит из следующего:

Согласно ст.14 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый паспорт объекта недвижимости представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую уникальные характеристики объекта недвижимости. Следовательно, кадастровый паспорт на земельный участок не является ненормативным правовым актом, не устанавливает какие-либо права или обязанности, поскольку представляет собой выписку из Реестра, сведения которого непрерывно актуализируются. Включение в Государственный кадастр недвижимости сведений о спорном земельном участке на основании заявления Кармишеной Н.И., действовавшей в интересах Васильевой О.С., производилось Управлением Росреестра, являвшегося на тот момент органом кадастрового учета, а не ФБУ «Кадастровая палата» по Тульской области. К тому же вместе с заявлением было представлено Решение Центрального районного суда города Тулы от 25.12.2009г., вступившее в законную силу, не исполнить которое Управление Росреестра было не вправе в соответствии с законодательством. Следовательно, данные действия Управления Росреестра были произведены законно без каких-либо нарушений, в связи с чем, требования истиц о признании незаконным включение ФБУ «Кадастровая палата» по Тульской области в Государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенном земельном участке на основании заявления Кармишеной Н.И. также не подлежат удовлетворению.

Требования истиц о признании незаконным включение ФБУ «Кадастровая палата» по Тульской области сведений о ранее учтенном земельном участке в Государственный кадастр недвижимости на основании запроса-заявления Михайловой Е.С. не подлежат удовлетворению, поскольку как пояснила сторона ответчика никаких сведений на основании такого запроса в Государственный кадастр недвижимости не вносилось. В Государственном кадастре недвижимости содержатся сведения о спорном земельном участке в объеме, содержащемся в Решении Центрального районного суда города Тулы от 25.12.2009г. Запрос-заявление не является документом, на основании которого возможно внесение изменений в сведения об объекте недвижимости. Перечень документов, необходимых для кадастрового учета изменений объекта недвижимости, определен ст.22 Закона «О государственном кадастре недвижимости».

Проанализировав собранные по делу доказательства в их совокупности, оценив их относимость, допустимость и достоверность, суд приходит к выводу о необходимости отказа в удовлетворении заявленных Михайловой Е.С. и Васильевой О.С. требований.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

в удовлетворении исковых требований Михайловой Е.С. и Васильевой О.С. к ФБУ « Кадастровая палата» по Тульской области о восстановлении нарушенного права на ранее учтенный земельный участок отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульский областного суда путем подачи жалобы через Зареченский районный суд г. Тулы в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий