ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-883/18 от 14.12.2018 Светлогорского городского суда (Калининградская область)

Дело №2-883/2018

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Светлогорск 14 декабря 2018 года

Светлогорский городской суд Калининградской области в составе судьи Ганина В.А., при секретаре судебного заседания Андреевой С.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к ответчику УФПС «Почта России» по Калининградской области о взыскании морального вреда

УСТАНОВИЛ:

Истец ФИО1 обратилась в суд с иском к ответчику УФПС «Почта России» по Калининградской области, в котором просит:

-взыскать с ответчика в свою пользу компенсацию морального вреда в размере 50000 рублей за неудовлетворительную работу организации «Почта России», а также нарушения прав потребителя.

В обоснование иска истец указывает, что с 2009 года ею был подписан договор с Светлогорским ОПС об аренде почтовой ячейки <№>.

При оплате аренды почтовой ячейки, она расписалась в журнале учета и получила ключ от почтовой ячейки. В последующие годы 2010-2015 происходила оплата за аренду почтового ящика <№> с отметкой в журнале, о чем свидетельствуют чеки за 2013, 2014, 2015 годы.

Согласно Приложению к приказу ФГУП № Почта России» от 30.09.2005 № 397 ею выполнены п.п. 1.4, 1.5, 1.6. В 2016 году при оплате арендуемой ячейки <№> в размере 2160 рублей и подписание продления договора аренды почтового ящика ей не был выдан чек и договор, о чем неоднократно был уведомлен руководитель почты Светлогорского ОПС. В 2017 году она пролонгировала договор об аренде почтовой ячейки <№> на шесть месяцев, о чем имеется чек, об оплате и договор.

Начиная с первого дня второго квартала 2017 года и до окончания третьего квартала 2017 года при отсутствии руководителя Светлогорского ОПС и почтальона, раскладку почтовой корреспонденции никто не производил, и согласно принятым нормам оплата ячейки со второго квартала перешла на четвертый квартал 2017г.

Неудовлетворительная работа Светлогорского ОПС связана с неразберихой с руководством почтового отделения (сменилось 4 руководителя, отсутствовал почтальон) при попустительском отношении руководства УФПС «Почта России» к своим нижестоящим подразделениям. <Дата> она обратилась с заявлением к руководителю Светлогорского ОПС «Почта России» о предоставлении всех копий договоров, платежных документов, книге учета, актов сдачи и приема. До настоящего момента ответа не последовало.

<Дата> она подписала договор о пролонгации почтовой ячейки <№> с <Дата> по <Дата>. <Дата> по истечении месяца, в Светлогорском ОПС была озвучена сумма за оплату аренды почтовой ячейки в сумме 698 рублей, в этот же день была произведена оплата данной суммы.

Возникает вопрос о существенной разнице оплаты по годам аренды почтовой ячейки, тем более, что она в течение десяти лет предоставляла документы в Светлогорский ОПС о том, что является инвалидом 3-ей группы, пенсионер с 2004 года, в связи с чем имеет льготы по оплате услуг почты. Данные действия УФПС «Почта России» расходятся с приказом №31 от 06.02.2015 в порядке абонирования ячейки почтового ящика п.716, тем самым нарушаются ее права. Договор об аренде почтовой ячейки она получила только <Дата> за <№>, тем самым УФПС «Почта России» нарушила исполнение приказа ФГУП «Почта России» № 31-п от 06.02.2015 п.п. 5.3 5.4 5.5. 7.5. 7.17.7.18, что привело к ущемлению ее прав.

Пакет договора об аренде почтового ящика полностью подготовила УФПС «Почта России» и только в третьем квартале на данном документе были поставлены подписи с обеих сторон, хотя все договора идентичны.

Отсутствие некоторых договоров и чеков на оплату аренды в отделении «Почта России» свидетельствуют о халатном отношении к хранению документации. И ОПС и УФПС «Почта России» должны хранить документацию, согласно принятым нормативам.

Так, если договор аренды почтовой ячейки с ФИО1 закончился в декабре 2015 года, арендатор должен был сдать почтовый ящик по акту, вернуть ключ, а при пролонгации договора оплатить аренду, по акту получить ключ, при этом все действия должны были быть зафиксированы в журнале учета, но таковых записей нет.

<Дата> в офис УФПС по Калининградской области было направлено заявлением ее доверителем ФИО2 о претензиях к работе данной организации и компенсации морального вреда.

Ею в Светлогорском ОПС был запрошен отчет об отслеживании ее заказного письма с уведомлением с почтовым унификаторам <№> из которого видно, что данное отправление отправили адресату <Дата> и оно было получено <Дата>, но уведомление ею получено не было. <Дата> ею было подано заявление в Светлогорский ОПС о поиске корреспонденции за <№>. <Дата> она получила уведомление за <№>.

Возникает вопрос, в отчете об отслеживании почтового отправления указано, что адресат получил корреспонденцию <Дата>, а по дате и подписи должностного лица вручено <Дата>, где такое длительное время находилась корреспонденция, где находилось уведомление с 02.03 по <Дата> в течение 11 дней.

В судебное заседание истец не явился, его представитель по доверенности ФИО2 в суде иск поддержал и подтвердил указанные в нем доводы.

Ответчик УФПС «Почта России» по Калининградской области в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в его отсутствие, с иском не согласен, указав свои доводы в отзыве на иск, в которых указывает, что в оказании услуг истцу по аренде почтовой ячейке перерывов не было, истец пользуется ячейкой по настоящее время.

Суд, выслушав сторону истца и исследовав доказательства по делу, приходит к следующему.

Судом установлено, что ответчик осуществляет деятельность по предоставлению услуг почтовой связи.

Отношения в области почтовой связи регулируются Федеральным законом "О почтовой связи" и Правилами оказания услуг почтовой связи, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2005 года N 221.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона "О почтовой связи" услуги почтовой связи оказываются операторами почтовой связи на договорной основе. По договору оказания услуг почтовой связи оператор почтовой связи обязуется по заданию отправителя переслать вверенное ему почтовое отправление по указанному отправителем адресу и доставить (вручить) их адресату. Пользователь услуг почтовой связи обязан оплатить оказанные ему услуги.

Операторы почтовой связи обязаны обеспечить пересылку письменной корреспонденции пользователям услуг почтовой связи в контрольные сроки. Нормативы частоты сбора письменной корреспонденции из почтовых ящиков, нормативы ее обмена, перевозки и доставки, а также контрольные сроки ее пересылки разрабатываются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим управление деятельностью в области почтовой связи, и утверждаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пп. "а" п. 47 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 221 от 15.04.2005, операторы почтовой связи обязаны пересылать почтовые отправления в установленные сроки.

Сроки оказания данной услуги почтовой связи установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.2006 N 160 "Об утверждении нормативов частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции".

Согласно пп. "в" п. 6 указанного Постановления контрольные сроки пересылки письменной корреспонденции (без учета дня приема) составляют между административным центром субъекта Российской Федерации и административными центрами муниципальных районов на территории субъекта Российской Федерации - 2 дня. Контрольные сроки пересылки письменной корреспонденции между поселениями, входящими в различные муниципальные районы субъекта Российской Федерации, рассчитываются путем суммирования соответствующих контрольных сроков.

Пунктами 52, 53 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 221 от 15.04.2005 установлено, что при ненадлежащем исполнении обязательств по оказанию услуг почтовой связи пользователь услуг почтовой связи вправе предъявить оператору почтовой связи претензию, в том числе с требованием о возмещении вреда. Претензии, связанные с недоставкой, несвоевременной доставкой, повреждением или утратой внутреннего почтового отправления, невыплатой или несвоевременной выплатой переведенных денежных средств, предъявляются как оператору почтовой связи, принявшему отправление, так и оператору почтовой связи по месту назначения почтового отправления, в течение 6 месяцев со дня отправки почтового отправления или осуществления почтового перевода.

Претензии предъявляются в письменной форме. К претензии прилагаются копия договора об оказании услуг почтовой связи или иного удостоверяющего факт заключения договора документа (квитанция, опись вложения) и свидетельства о неисполнении или ненадлежащем исполнении оператором почтовой связи обязательств по договору об оказании услуг почтовой связи (оболочка почтового отправления). Претензии в отношении несвоевременной доставки внутренних простых почтовых отправлений принимаются при предъявлении почтового отправления или его оболочки с указанными на ней оператором почтовой связи датами приема и поступления почтового отправления.

В соответствии с п. 6 ст. 13 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с исполнителя за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

По смыслу этого положения Закона данная мера ответственности предусмотрена не за всякое нарушение, которое привело к необходимости обращения потребителя в суд за защитой своих прав, а лишь за определенные нарушения, выражающиеся в несоблюдении добровольного порядка удовлетворения тех требований потребителя, которые предусмотрены Законом Российской Федерации "О защите прав потребителей".

Из материалов дела следует, что истец с 2009 года заключил договор об аренде почтовой ячейки <№> в Светлогорском отделении почтовой связи, от которой имеет ключи и пользуется этой ячейкой по настоящее время.

Истец указывает о нарушении прав со стороны ответчика при оказании истцу услуг почтовой связи.

Согласно положений части 1 статьи 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Так, истец указывает, что начиная с первого дня второго квартала 2017 года и до окончания третьего квартала 2017 года раскладку почтовой корреспонденции никто не производил.

Из материалов дела следует (л.д.44-52), что ФИО2 неоднократно в книгу жалоб и предложений Светлогорского отделения почтовой связи записывал обращения об улучшении оказания услуг потовой связи. Однако эти записи не содержат сведений относительно того, какую почтовую корреспонденцию не получил истец. При этом в данной книге ФИО2 не указывал о том, что он обращается как представитель ФИО1, которая является арендатором почтовой ячейки <№> в Светлогорском отделении почтовой связи, а также не указывал о том, какая корреспонденция не была вложена в почтовую ячейку.

Таким образом, истец, кроме своих устных доводов, не предоставил суду доказательств, подтверждающих неполучение им почтовой корреспонденции в почтовом ящике.

Истец указывает, что за аренду почтовой ячейки в 2018 году он заплатил 698 рублей, что существенно отличается от прежних периодов, так как в 2016 году он заплатил за аренду ячейки 2160 рублей. Истец считает, что эти действия ответчика не соответствуют пункту пункта 7.16 приказа №31-п от 06.02.2015 года, тем самым нарушены его права.

Согласно пункта 7.16 приказа №31-п от 06.02.2015 года «Порядок абонирования ячейки почтового шкафа» предусмотрено - размещение информации об изменении тарифа на абонирование ячейки абонементных почтовых шкафов в срок за 10-ть календарных дней до даты изменения на интернет-сайте Филиала или в ОПС по месту оказания услуги.

Вместе с тем истец не смог пояснить суду, в чем заключается нарушение его прав, при том, что сведения об изменении тарифа на абонирование ячейки абонементных почтовых шкафов он мог узнать на интернет-сайте Филиала, если они не были размещены в ОПС по месту оказания услуги.

При этом истец не указывает, что договор об аренде почтовой ячейки с ним заключен по не предусмотренному тарифу, и не заявляет к ответчику требований о возмещении причиненных ему убытков в результате применения не предусмотренных тарифов.

Согласно статье 2 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи" услуги почтовой связи - это действия или деятельность по приему, обработке, перевозке, доставке (вручению) почтовых отправлений, а также по осуществлению почтовых переводов денежных средств (абзац 6); универсальные услуги почтовой связи - услуги почтовой связи по удовлетворению нужд пользователей услуг почтовой связи в обмене письменной корреспонденцией в пределах территории Российской Федерации и по доступным ценам (абзац 7).

В соответствии со статьей 18 названного Закона организации федеральной почтовой связи, помимо обеспечения универсальных услуг почтовой связи, осуществляют оказание иных услуг почтовой связи, тарифы на которые не регулируются государством, а также осуществляют на договорной основе распространение печатных изданий, доставку и выдачу пенсий, пособий и других выплат целевого назначения, реализацию ценных бумаг, инкассацию и доставку денежной выручки, прием платы за коммунальные услуги, прием платы за товары (услуги), выплату наличных денежных средств с использованием пластиковых карт и иную деятельность, разрешенную законодательством Российской Федерации (часть 3).

В силу со ст. 29 Закона плата за услуги почтовой связи, за исключением универсальных услуг почтовой связи, определяется по тарифам, устанавливаемым на договорной основе. Плата за универсальные услуги почтовой связи определяется в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2005 N 637 "О государственном регулировании тарифов на услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи".

Названным Постановлением к услугам общедоступной почтовой связи, государственное регулирование тарифов на которые на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляет Федеральная служба по тарифам, относится услуга по пересылке внутренней письменной корреспонденции (почтовых карточек, писем, бандеролей). Услуга предоставления в аренду абонентского ящика к данному роду услуг не относится и, соответственно, ее цена государством не регулируется.

Истец указывает, что договор об аренде почтовой ячейки получила только <Дата>, чем нарушены положения пунктов 5.3, 5.4, 5.5, 7.5, 7.17, 7.18 приказа №31-п от 06.02.2015 ФГУП «Почта России», что привело к ущемлению прав истца.

Суд критически относится к этим доводам истца, так как из отзыва ответчика следует, что неоднократно заполненные истцом договора на 2018 год возвращались истцу в связи с неправильным его оформлением реквизитов арендатора.

Действительно, из представленных истцом договоров видно, что при указании в проектах договоров арендатора ФИО1 в них имеются ненужные дописки о представителе арендатора и его подписи.

Вместе с тем стороны заключили договор от <Дата>, с указанием периода оказания услуг с <Дата> по <Дата>.

Кроме этого истец в суде подтвердил, что в период отсутствия договора на 2018 год ему не запрещали и он продолжал пользоваться ячейкой абонементного почтового шкафа. На эти обстоятельства также указывает и ответчик в своем отзыве на иск.

Из чего следует, что, не смотря на позднее подписание договора на абонирование ячейки абонементного почтового шкафа в 2018 году, истец не был лишен возможности пользоваться ячейкой абонементного почтового шкафа в Светлогорском ОПС с <Дата>.

Истец указывает на неполучение некоторых счетов на коммунальные и телефонные услуги, что повлекло оплату пени.

Вместе с тем истец не предоставил суду доказательств, подтверждающих оплату пеней за несвоевременную плату коммунальных и телефонных услуг.

Истец указывает о направлении письма в адрес ответчика <Дата> (л.д.16-17), которое было получено ответчиком <Дата>, однако уведомление об этом истец получил только <Дата> что, по мнению истца, не соответствую срокам доставки корреспонденции.

Судом установлено, что истец, в соответствии положениями Пунктами 52, 53 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации <№> от <Дата>, не обращался к ответчику с письменной претензией относительно несвоевременной доставки письма от <Дата>, и, следовательно, не требовал в добровольном порядке возместить истцу компенсацию морального вреда.

В связи с чем требование истца о компенсации морального вреда за не своевременную доставку письма не подлежит удовлетворению.

Таким образом, суд исходя из вышеизложенных обстоятельств считает возможным отказать истцу в исковых требованиях в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Отказать истцу ФИО1 в исковых требованиях к ответчику УФПС «Почта России» по Калининградской области о взыскании морального вреда в размере 50000 рублей.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Калининградский областной суд через Светлогорский городской суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Мотивированное решение суда изготовлено <Дата>.

СУДЬЯ ГАНИН В.А.