ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-883/2123И от 23.07.2021 Ленинскогого районного суда г. Иванова (Ивановская область)

37RS0010-01-2021-001003-80

Дело № 2-883/21 23 июля 2021 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Ленинский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего по делу - судьи Оленевой Е.А.,

при секретаре судебного заседания – ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ленинского районного суда <адрес> гражданское дело по иску ФИО1 к Муниципальному унитарному предприятию «Ивановский пассажирский транспорт» о восстановлении трудовых прав, компенсации морального вреда,

у с т а н о в и л :

ФИО1 обратился в суд с иском к Муниципальному унитарному предприятию «Ивановский пассажирский транспорт» о восстановлении трудовых прав, компенсации морального вреда.

Исковые требования мотивированы тем, что ФИО1 работает в Муниципальном унитарном предприятии «Ивановский пассажирский транспорт» (МУП «ИПТ») с ДД.ММ.ГГГГ (в должности кондуктора троллейбуса с ДД.ММ.ГГГГ).

В ходе проведения надзорных мероприятий в марте 2020 года трудовой инспекцией было установлено, что в нарушение требований ст. 134 Трудового кодекса РФ в локальных актах МУП «ИПТ» отсутствует положение об индексации заработной платы работникам в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Работодателю было выдано предписание о включении в локальные нормативные акты предприятия порядка индексации заработной платы работником. Позднее в связи с неисполнением ранее выданного предписания ему было выдано повторное предписание. Однако выданные предписания ответчиком не исполнены, индексация заработной платы за 2020 год не проведена.

Истец полагает, что заработная плата по итогам рабочего 2020 года должна быть проиндексирована вне зависимости от того, принят соответствующий локальный акт или нет.

Согласно ст. 1 ТК РФ целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.

В соответствии со ст. 130 ТК РФ индексация заработной платы направлена на обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы, ее покупательской способности и по своей правовой природе представляет собой государственную гарантию по оплате труда работников.

Согласно ст. 134 ТК РФ обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения проводят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели – в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

По итогам календарного 2020 года Росстат фиксировал рост потребительских цен на товары и услуги, в связи с чем истец полагает, что в целях реализации ст. 134 Трудового кодекса РФ надлежит использовать в качестве критерия предусмотренной ею индексации утверждаемый Федеральной службой государственной статистики индекс потребительских цен, являющийся официальной статистической информацией, характеризующей инфляционные процессы в стране и публикуемой на официальном сайте Федеральной службы государственной статистики в сети Интернет, а также в правовой системе «Консультант Плюс».

Кроме того, по зависящим от ответчика причинам технического и организационного характера в период с февраля 2020 года по январь 2021 года МУП «ИПТ» эпизодически лишал истца возможности исполнять порученную работу (трудовые обязанности), обусловленные трудовым договором на линии маршрута (предоставлял к выезду из депо технически неисправные троллейбусы, которые также ломались и во время смены на линии).

Так, в феврале 2020 года простой в депо и на линии составил 16 час., в марте – 30 час. 51 мин., в апреле – 7 час. 09 мин., в мае – 21 час 23 мин., в июне – 24 часа 58 мин., в июле – 7 час. 35 мин., в августе – 20 час. 12 мин., в сентябре – 26 час. 45 мин., в октябре – 19 час. 16 мин., в ноябре – 26 час. 45 мин., в декабре 26 час. 58 мин., в январе 2021 года – 30 час. 51 мин.

Всего за период с февраля 2020 года по январь 2021 года время простоя составило 227 час. 52 мин.

Вместе с тем, оплату времени простоя за указанный период ответчик оплатил в меньшем размере (100% часовой тарифной ставки), чем предусмотрено трудовым законодательством.

Полагает, что оплата времени простоя за указанный период должна быть оплачена из расчета 2/3 средней заработной платы за фактические часы простоя.

Согласно ст. 56 ТК РФ трудовой договор – соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.

На основании ч. 3 ст. 72.2 Трудового кодекса РФ под простоем понимается временная приостановка работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера.

Время простоя по вине работодателя оплачивается в размере не менее двух третей средней заработной платы работника (ч. 1 ст. 157 ТК РФ).

Кроме того, приказом от ДД.ММ.ГГГГ установлен порядок определения в соответствующем отчетном периоде (1 месяц) нормативного процента для расчета процента отчисления от выручки от перевозки пассажиров для премирования кондукторов: основной премии – 90% от тарифной ставки; сдельной заработной платы – 38% от тарифной ставки.

Расчет процента отчисления основной премии на ноябрь 2020 года осуществлен согласно приложениям к указанному приказу по следующей формуле: 28,31 руб./час х 90% х 21,8 тыс.час. х 100% : 11088,0 тыс.руб. = 5.01%, где 28,31 руб./час. – часовая тарифная ставка, 90% - нормативный процент основной премии, 21,8 тыс.час. – плановые часы работы подвижного состава на линии за отчетный период, 11088,0 тыс.руб. – общая плановая выручка кондукторов по всем маршрутам за отчетный период.

Аналогичным образом осуществляется расчет процента отчисления сдельной заработной платы: 28,31 руб./час. х 38% х 21,8 тыс.час. х 100% : 11088, тыс.руб. = 2,11%.

Таким образом, процент отчисления от собранной выручки в ноябре 2020 года для основной премии был определен в размере 5,01%, сдельной зарплаты в размере 2,11%.

Между тем, в связи с начавшейся второй волной новой коронавирусной инфекции (COVID-19) за ноябрь 2020 года фактическое значение показателей часов работы подвижного состава на линии и выручки от перевозки пассажиров значительно уменьшилось и составило соответственно 20,772 тыс.час. и 8827,0 тыс.руб.

МУП «ИПТ» использует специальную формулу для определения в соответствующем отчетном периоде процента отчисления для основной премии и сдельной зарплаты, а значит в случаях отклонения каких-либо из показателей, влияющих на конечный размер процента отчисления от выручки для начисления основной премии и сдельной заработной платы согласно установленного порядка определения, подлежит перерасчету исходя из фактических значений показателей часов работы на линии и выручки от перевозки пассажиров за указанный отчетный период. При этом во время первой волны коронавируса такой перерасчет заработной платы по итогам отчетных периодов: март, апрель, май, июнь, июль, август 2020 года ответчиком проводился. Не перерасчет заработной платы нарушает трудовые права работника.

На основании изложенного ФИО1 просит суд взыскать с МУП Ивановский пассажирский транспорт» индексацию заработной платы за 2020 год в размере 16.448 руб. 94 коп.; недополученную заработную плату за часы простоя за период с февраля 2020 года по январь 2021 года в размере 16.521 руб. 57 коп.; недополученную заработную плату за ноябрь 2020 года в размере 1.321 руб. 88 коп.; компенсацию морального вреда в размере 5.000 руб.

В судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 увеличил требования в части размера индексации заработной платы за 2020 год и просил суд взыскать индексацию заработной платы за 2020 год в размере 21.262 руб. 21 коп. Остальные требования поддержал в полном объеме, сославшись на доводы, изложенные в исковом заявлении.

Ответчик – представители МУП «Ивановский пассажирский транспорт» по доверенности ФИО2 и ФИО4 исковые требования не признали и пояснили, что порядок индексации заработной платы коллективным договором либо иными локальными нормативными актами МУП «ИПТ» не предусмотрен. В настоящее время разработан проект трудового коллективного договора на 2021-2024 года, содержащий условие о порядке индексации заработной платы работников. Изменения в коллективный договор не могли быть внесены ранее с учетом противоэпидемических ограничений проведения собрания профсоюзной организации.

Вместе с тем, в понятие заработной платы в соответствии со ст. 129 ТК РФ входит не только вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, но и различные компенсационные и стимулирующие выплаты.

Таким образом, повышение реального содержания заработной платы работников может быть обеспечено работодателем путем ее периодического увеличения безотносительно к порядку индексации, в частности, выплатой премии и т.п.

Заработная плата истца, как следует из расчетных документов, имеет тенденцию к увеличению, в связи с чем последней проверкой Государственной инспекции труда в Ивановской <адрес>, назначенной распоряжением (приказом) о проведении внеплановой выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ- по жалобе ФИО1 на проведение индексации заработной платы, нарушений в МУП «ИПТ» обнаружено не было.

Кроме того, при расчете размера исковых требований в части индексации заработной платы истец оперирует ничем не подтвержденной величиной, выдаваемой за индекс потребительских цен.

Согласно п. 6.3 Коллективного договора заработная плата выплачивается 2 раза в месяц, первая часть - 27 числа текущего месяца, вторая – 14 числа после окончания периода, за который она начислена.

Учитывая, что исковое заявление поступило в Ленинский районный суд <адрес>ДД.ММ.ГГГГ, МУП «ИПТ» заявляет о пропуске истцом установленного ч. 2 ст. 392 ТК РФ годичного срока для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, в части всех выплат за февраль 2020 года.

В части взыскания недоплаченной заработной платы за часы простоя за период с февраля 2020 года по январь 2021 года пояснили, что согласно ч. 3 ст. 72.2 ТК РФ под простоем понимается временная приостановка работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера.

Время простоя (ст. 72.2 ТК РФ) по вине работодателя оплачивается в размере двух третей средней заработной платы работника (ч. 1 ст. 157 ТК РФ).

Время простоя по причинам, не зависящим от работодателя и работника, оплачивается в размере не менее двух третей тарифной ставки, оклада (должностного оклада), рассчитанных пропорционально времени простоя (ч. 2 ст. 157 ТК РФ).

Порядок начисления заработной платы кондукторам МУП «ИПТ» определен Положением об оплате труда кондукторов МУП «ИПТ», принятым в соответствии со ст.ст. 8, 135 ТК РФ.

Согласно п. 2.5, п. 2.6 Положения оплата времени простоя в депо и на линии оплачивается в размере 100% от часовой тарифной ставки за фактические часы пребывания в резерве.

Из положений вышеуказанных норм Трудового кодекса РФ следует, что если работодатель по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера не может обеспечить работника предусмотренной трудовым договором работой либо иной работой, оплата за время простоя осуществляется в соответствии со ст. 157 ТК РФ в зависимости от наличия либо отсутствия вины работодателя в возникновении простоя.

Таким образом, работник должен доказать вину работодателя по каждому простою, произошедшему во время смены истца в заявленный им период.

В части исковых требований о взыскания недоплаченной заработной платы за ноябрь 2020 года в размере 1.321 руб. 88 коп., пояснили, что исходя из п. 1.2 Положения об оплате труда кондуктора, заработная плата кондуктора, в том числе, состоит из тарифной заработной платы, сдельной заработной платы, основной премии за выполнение плана по сбору выручки от перевозки пассажиров и соблюдение графика сменности, установленных на учетный период, дополнительной премии за выполнение плана по сбору выручки от перевозки пассажиров на 100 и более процентов, дополнительной премии за выполнение плана по сбору выручки от перевозки пассажиров на 110 и более процентов.

В соответствии с п. 3.1 Положения об оплате труда кондуктора премирование кондукторов за месяц производится индивидуально, по результатам работы каждого кондуктора.

Как следует из положений п. 3.3 Положения, плановое задание кондукторов устанавливается в соответствующий месяц в виде суммы выручки на один час работы на линии по соответствующему маршруту движения троллейбуса и может быть изменено решением директора предприятия в случае: изменения стоимости проезда, существенного увеличения или снижения пассажиропотока, и иных существенных обстоятельств.

В марте-июле 2020 года расчет процента отчисления от выручки от перевозки пассажиров кондукторам для расчета основной премии за сбор выручки и сдельной заработной платы производился исходя из фактических значений показателей часов работы на линии и выручки от перевозки пассажиров за отчетный месяц на основании приказа директора МУП «ИПТ» в связи с непредсказуемым изменением пассажиропотока по причине распространения новой коронавирусной инфекции.

Величина сдельной зарплаты и основной премии за ноябрь 2020 года была рассчитана истцу исходя из планового задания на ноябрь 2020 года.

Просят суд в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказать.

Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

Согласно статье 1 Трудового кодекса Российской Федерации целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.

Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами осуществляется трудовым законодательством, состоящим из Трудового кодекса Российской Федерации, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (абзацы первый и второй части 1 статьи 5).

Трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются также коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права (часть 2 статьи 5 Трудового кодекса Российской Федерации).

Частью 1 статьи 8 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.

Частью 1 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации).

Статья 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (часть 1).

Согласно статье 191 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии). Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективными договорами или правилами внутреннего распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине.

По смыслу приведенных норм Трудового кодекса Российской Федерации в их взаимосвязи, заработная плата работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и устанавливается трудовым договором в соответствии с действующей у работодателя системой оплаты труда. При этом системы оплаты труда и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и должны соответствовать трудовому законодательству и иными нормативным правовым актам, содержащим нормы трудового права. Система оплаты труда включает помимо фиксированного размера оплаты труда (оклад, тарифные ставки), доплат и надбавок компенсационного характера доплаты и надбавки стимулирующего характера, к числу которых относится премия, являющаяся мерой поощрения работников за добросовестный и эффективный труд, применение которой относится к компетенции работодателя.

Как следует из материалов дела, ФИО1 был принят на работу в Муниципальное унитарное предприятие «Ивановский пассажирский транспорт» (МУП «ИПТ») ДД.ММ.ГГГГ (трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ).

На основании дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ о внесении изменений в Трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 работает в МУП «ИПТ» с ДД.ММ.ГГГГ в должности кондуктора троллейбуса в службе эксплуатации отдела эксплуатации.

Согласно ст. 56 Трудового Кодекса РФ трудовой договор - соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.

Исходя из требований статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации, работодатель обязан, в том числе: соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; предоставлять работникам работу, обусловленную трудовым договором; выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.

В соответствии со статьей 91 Трудового кодекса Российской Федерации рабочее время - время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с данным Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к рабочему времени. Работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником.

Согласно ч. 3 ст. 72.2 Трудового кодекса Российской Федерации под простоем понимается временная приостановка работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера.

Время простоя (статья 72.2 настоящего Кодекса) по вине работодателя оплачивается в размере не менее двух третей средней заработной платы работника (ч.1 ст. 157 ТК РФ).

Время простоя по причинам, не зависящим от работодателя и работника, оплачивается в размере не менее двух третей тарифной ставки, оклада (должностного оклада), рассчитанных пропорционально времени простоя (ч. 2 ст. 157 Трудового кодекса Российской Федерации).

При этом обязанность доказать наличие указанных обстоятельств возлагается на работодателя (пункт 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации»).

Порядок начисления заработной платы кондукторам МУП «ИПТ» определен Положением об оплате труда кондукторов МУП «ИПТ», принятым в соответствии со ст.ст. 8, 135 ТК РФ.

Согласно п. 2.5, п. 2.6 Положения оплата времени простоя в депо и на линии оплачивается в размере 100% от часовой тарифной ставки за фактические часы простоя; время пребывания в резерве оплачивается в размере 100% от часовой тарифной ставки за фактические часы пребывания в резерве.

Из положений вышеуказанных норм Трудового Кодекса РФ следует, что если работодатель по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера не может обеспечить работника предусмотренной трудовым договором работой либо иной работой, оплата за время простоя осуществляется в соответствии со ст. 157 ТК РФ в зависимости от наличия либо отсутствия вины работодателя в возникновении простоя.

При этом, исходя из требований статей 22, 56 ТК РФ работодатель обязан предпринимать все зависящие от него меры по недопущению простоя и предоставлению работнику возможности фактически исполнять трудовые обязанности, обусловленные трудовым договором.

Из материалов дела следует, что по причинам технического и организационного характера истец не работал в период с февраля 2020 года по январь 2021 года (в феврале 2020 года время простоя составило 16 час., в марте – 30 час. 51 мин., в апреле – 7 час. 09 мин., в мае – 21 час. 23 мин., в июне 24 час. 58 мин., в июле – 7 час. 35 мин., в августе – 20 час. 12 мин., в сентябре – 26 час. 45 мин., в октябре – 19 час. 16 мин., в ноябре – 26 час. 45 мин., в декабре – 26 час. 58 мин., в январе 2021 года – 30 час. 51 мин.).

Данные обстоятельства подтверждаются материалами дела, путевыми листами и не оспариваются ответчиком.

Таким образом, в указанный выше период времени истец фактически был отстранен от выполнения трудовых функций. Достоверных и бесспорных доказательств того, что работодателем были предприняты все зависящие от него меры по обеспечению истца работой, что у работодателя не имелись как вакантные должности или работа, соответствующая квалификации работника, так и вакантные нижестоящие должности или нижеоплачиваемая работа, стороной ответчика в нарушение статьи 56 ГПК РФ не представлено.

Более того, как следует из пояснений представителя ответчика, ФИО1 не была предложена работа на других линиях, где работали водители без кондукторов.

На основании изложенного, оснований для признания простоя произошедшим не по вине работодателя не имеется поскольку ответчиком не представлено достоверных доказательств того, что им были предприняты все возможные меры по обеспечению истца работой. При этом было нарушено право истца на оплату труда, которая произведена за дни простоя по тарифной ставке без учета предусмотренных трудовым договором и Положением об оплате труда кондукторов МУП «ИПТ» доплат, премий и надбавок, входящих в состав заработной платы кондуктора. В результате оплата труда по тарифной ставке ниже средней заработной платы, что является нарушением трудовых прав истца. В связи с чем оплата истцу за указанный период времени в размере часовой тарифной ставки за фактические часы простоя противоречит ст. 157 ТК РФ. Оплата должна быть произведена в размере 2/3 средней заработной платы.

При таких обстоятельствах, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию заработная плата за время простоя за период с февраля 2020 года по январь 2021 года согласно расчету истца в сумме 16.521 руб. 57 коп. Данный расчет представители ответчика не оспаривали, своего расчета задолженности за соответствующий период не представили.

Разрешая заявление представителя ответчика о пропуске истцом срока для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора о неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику за февраль 2020 года, суд приходит к следующим выводам.

Согласно части второй статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.

Согласно п. 6.3 Коллективного договора заработная плата выплачивается два раза в месяц, первая часть 27-го числа текущего месяца, вторая – 14 числа после окончания периода, за который она начислена.

Следовательно, первая часть заработной платы за февраль 2020 года должна быть выплачена истцу ДД.ММ.ГГГГ, вторая часть – ДД.ММ.ГГГГ. Исковое заявление к МУП «Ивановский пассажирский транспорт» о восстановлении трудовых прав, компенсации морального вреда направлено ФИО1 в суд ДД.ММ.ГГГГ, то есть в установленный законом срок.

Как указано выше, порядок начисления заработной платы кондукторам МУП «ИПТ» определен Положением об оплате труда кондукторов МУП «ИПТ», принятым в соответствии со ст.ст. 8, 135 ТК РФ.

В соответствии с п. 1.3, п. 1.4 Положения заработная плата выплачивается индивидуально каждому кондуктору по итогам работы за месяц.

Согласно п. 1.2 Положения заработная плата кондуктора состоит, в том числе: из тарифной заработной платы, сдельной заработной платы, основой премии за выполнение плана по сбору выручки от перевозки пассажиров и соблюдение графика сменности, установленных на учетный период; дополнительной премии за выполнение плана по сбору выручки от перевозки пассажиров на 100 и более процентов; дополнительной премии за выполнение плана по сбору выручки от перевозки пассажиров на 110 и более процентов; иных поощрительных и компенсационных выплат, разовых премий, доплат, предусмотренных Трудовым кодексом РФ, коллективным договором и локальными нормативными актами предприятия.

Пунктом 3.1 Положения предусмотрено, что премирование кондукторов за месяц производится индивидуально по результатам работы каждого кондуктора.

Как следует из положений п. 3.4 Положения, одной из составляющих стимулирующей части заработной платы кондукторов является основная премия за выполнение плана по сбору выручки от перевозки пассажиров и соблюдение графика сменности, установленных на учетный период. Данная премия начисляется кондукторам индивидуально за выполнение плана по сбору выручки от перевозки пассажиров и соблюдение графика сменности в виде отчисления установленного на соответствующий месяц процента от фактически сданной выручки от перевозки пассажиров.

Согласно п. 3.3 Положения плановое задание кондукторов устанавливается на соответствующий месяц в виде суммы выручки на один час работы на линии по соответствующему маршруту движения троллейбуса и может быть изменено решением директора предприятия в случае: изменения стоимости проезда, существенного увеличения или снижения пассажиропотока, и иных существенных обстоятельств.

Приказом директора МУП «ИПТ» от ДД.ММ.ГГГГ установлен нормативный процент для расчета процента отчисления от выручки от перевозки пассажиров для премирования кондукторов: основной премии за сбор выручки от перевозки пассажиров – 90% от тарифной ставки; сдельной заработной платы – 38% от тарифной ставки, дополнительной премии за выполнение плана на 100 и более процентов – 30% от тарифной ставки.

Исходя из выполненного на основании приложения к Приказу МУП «ИПТ» от ДД.ММ.ГГГГ и представленного истцом расчета, процент отчислений от собранной выручки в ноябре 2020 года для основной премии определен в размере 5,01%, сдельной заработной платы – в размере 2,11%.

Плановое задание по сбору выручки от перевозки пассажиров на ноябрь 2020 года было утверждено директором МУП «ИПТ» ДД.ММ.ГГГГ и доведено до сведения истца.

Представленные стороной ответчика данные о количестве сданной истцом выручки и ее процентном соотношении к плановому заданию подтверждаются документами организации и истцом не оспаривались.

Величина сдельной зарплаты и основной премии за ноябрь 2020 года была рассчитана истцу исходя из планового задания на ноябрь 2020 года.

Доводы истца о том, что в связи с уменьшением в ноябре 2020 года пассажиропотока процент отчисления от выручки для основной премии и сдельной заработной платы подлежит перерасчету исходя из фактических показателей часов работы на линии и выручки от перевозки пассажиров за указанный отчетный период, несостоятельны.

В подтверждение своих доводов истец ссылается на приказы директора МУП «ИПТ» от марта-июля 2020 года.

Действительно, согласно приказам директора МУП «ИПТ» от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ в указанный период (апрель-июль 2020 года) расчет процента отчисления от выручки от перевозки пассажиров кондукторам для расчета основной премии за сбор выручки и сдельной заработной платы производился, исходя из фактических значений показателей часов работы на линии и выручки от перевозки пассажиров за отчетный месяц.

Однако это было вызвано непредсказуемым изменением пассажиропотока по причине распространения новой коронавирусной инфекции; и не свидетельствует о том, что в любые иные периоды, когда пассажиропоток оказался меньше плановых величин, при наличии утвержденного в установленном порядке планового задания, премия должна рассчитываться, исходя из фактических значений показателей часов работы на линии и выручки от перевозки пассажиров за отчетный период.

Утверждения истца о том, что фактическое значение показателей часов работы подвижного состава на линии и выручки от перевозки пассажиров в ноябре 2020 года значительно уменьшилось в связи со второй волной коронавирусной инфекции (COVID-19), не нашли своего подтверждения в судебном заседании. Доказательств в подтверждение своих доводов истцом не представлено, а судом не установлено.

С учетом изложенного правовые основания для удовлетворения исковых требований ФИО1 о взыскании с ответчика невыплаченной части премии за ноябрь 2020 года отсутствуют.

Согласно ст. 1 Трудового кодекса Российской Федерации целями трудового законодательства являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей.

Часть первая статья 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

В силу ст. 134 ТК РФ обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Государственные органы, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения производят индексацию заработной платы в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, другие работодатели - в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

На основании ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Локальные нормативные акты, устанавливающие системы оплаты труда, принимаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников.

Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, индексация заработной платы направлена на обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы, ее покупательной способности, по своей правовой природе представляет собой государственную гарантию по оплате труда работников (статья 130 Трудового кодекса Российской Федерации) и в силу предписаний статей 2, 130 и 134 Трудового кодекса Российской Федерации должна обеспечиваться всем лицам, работающим по трудовому договору.

При этом порядок индексации заработной платы работников в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги работодателями, которые не получают бюджетного финансирования, устанавливается коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами. Такое правовое регулирование направлено на учет особенностей правового положения работодателей, не относящихся к бюджетной сфере, обеспечивает им (в отличие от работодателей, финансируемых из соответствующих бюджетов) возможность учитывать всю совокупность обстоятельств, значимых как для работников, так и для работодателя. Трудовой кодекс Российской Федерации не предусматривает никаких требований к механизму индексации, поэтому работодатели, которые не получают бюджетного финансирования, вправе избрать любые порядок и условия ее осуществления (в том числе ее периодичность, порядок определения величины индексации, перечень выплат, подлежащих индексации) в зависимости от конкретных обстоятельств, специфики своей деятельности и уровня платежеспособности.

Исходя из буквального толкования положений ст. 134 ТК РФ индексация - это не единственный способ обеспечения повышения уровня реального содержания заработной платы. Обязанность повышать реальное содержание заработной платы работников может быть исполнена работодателем и путем ее периодического увеличения безотносительно к порядку индексации, в частности, повышением должностных окладов, выплатой премий и т.п.

Из материалов дела следует, что в МУП «Ивановский пассажирский транспорт» действуют локальные нормативные акты: Коллективный договор, заключенный ДД.ММ.ГГГГ на период 2018-2021 гг., Правила внутреннего трудового распорядка, принятые на конференции трудового коллектива МУП «ИПТ» ДД.ММ.ГГГГ, с внесенными изменениями и дополнениями, Положение об оплате труда работников, в том числе Положение об оплате труда кондуктора, которое введено в действие с ДД.ММ.ГГГГ.

Ни в одном из локальных нормативных актов не предусмотрена индексация заработной платы работникам предприятия, не утвержден порядок проведения данной индексации.

Согласно Положению об оплате труда кондуктора, введенному в действие с ДД.ММ.ГГГГ, кондукторам установлена повременно-премиальная и сдельная оплата труда, зависящая от ряда указанных в Положении составляющих, а также суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода – один месяц и нормой рабочего времени за соответствующий календарный месяц, утвержденный производственным календарем.

Пунктом 11 Дополнительного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ к Трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ за выполнение трудовых обязанностей ФИО1 установлен должностной оклад (тарифная ставка) 28,31 руб./час, надбавка (доплата и другие выплаты) 10% за терминал. За добросовестный и эффективный труд работнику предусмотрена премия, порядок расчета, условия начисления и выплаты которой предусмотрены соответствующим Положением об оплате труда, другими локальными нормативными актами предприятия.

Из лицевых счетов за 2019-2020 годы, детальной расшифровки среднего часового заработка следует, что средний часовой заработок истца по итогам 2020 года вырос по отношению к тому же показателю 2019 года на 15,04%; средний дневной заработок за 2019 год составил 121,98, за 2020 год – 140,33. В связи с чем, суд полагает, что права истца на повышение уровня реального содержания заработной платы в связи с инфляционными процессами не были нарушены.

При этом, суд также учитывает, что в спорный период Указом Президента
Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об объявлении в Российской
Федерации нерабочих дней», Указом Губернатора Ивановской <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-уг «О введении на территории Ивановской <адрес> режима повышенной готовности» на территории <адрес> и Ивановской <адрес> был введен режим повышенной готовности, что не могло не повлиять на размер получаемой ФИО5 сдельной оплаты труда. Но, несмотря на данные обстоятельства, заработная плата ФИО6 за 2019 год согласным лицевым счетам составила 362.892 руб. 69 коп., за 2020 год – 373.021 руб. 27 коп.

Представленный истцом расчет разницы заработной платы в 2019 и в 2020 годах не может быть принят судом во внимание, поскольку противоречит фактически обстоятельствам дела.

Таким образом, поскольку для работодателей, не получающих финансирование из бюджета, к каковым относится и ответчик, закон не устанавливает конкретный порядок обеспечения повышения уровня реального содержания заработной платы, локальными нормативными актами МУП «ИПТ» не предусмотрена индексация заработной платы, а ответчику предоставлена возможность самостоятельно устанавливать такой порядок, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для взыскания с МУП «ИПТ» индексации заработной платы за 2020 год в размере 21.262 руб. 21 коп.

В соответствии со ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями работодателя, возмещается работнику в денежной форме при наличии спора в размере, определенном судом, независимо от подлежащего возмещения имущественного ущерба.

Поскольку в ходе рассмотрения дела факт нарушения ответчиком трудовых прав истца, выразившийся в неполной выплате заработной платы за время простоя, требования истца о взыскании с ответчика компенсации морального вреда являются обоснованными.

Учитывая характер причиненных истцу нравственных страданий, степень вины ответчика, требования разумности и справедливости, суд полагает возможным взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 3.000 руб., частично удовлетворив соответствующие исковые требования.

В соответствии со ст. 393 ТК РФ при обращении в суд с иском по требованиям, вытекающим из трудовых отношений, работники освобождаются от оплаты пошлин и судебных расходов.

Таким образом, в целях предоставления дополнительных гарантий по обеспечению судебной защиты работниками своих трудовых прав трудовое законодательство предусматривает освобождение работника от судебных расходов, что является исключением из общего правила, установленного частью 1 ст. 98 ГПК РФ.

Подпунктами 1 и 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины при подаче заявлений в суды общей юрисдикции освобождены истцы по требованиям, вытекающим из трудовых отношений.

Исходя из этого, суд не взыскивает с истца в бюджет муниципального образования <адрес> государственную пошлину исходя из имущественного требования, в удовлетворении которого истцу отказано.

С МУП «Ивановский пассажирский транспорт» согласно положениям ст.ст. 94, 98, 103 ГПК РФ пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований в бюджет муниципального образования <адрес> подлежит взысканию государственная пошлина в размере 960 руб. 86 коп.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

р е ш и л :

Исковые требования ФИО1 к Муниципальному унитарному предприятию «Ивановский пассажирский транспорт» удовлетворить частично.

Взыскать с Муниципального унитарного предприятия «Ивановский пассажирский транспорт» в пользу ФИО1 заработную плату за часы простоя за период с февраля 2020 по январь 2021 года в размере 16.521 руб. 57 коп., компенсацию морального вреда в размере 3.000 рублей, всего взыскать 19.521 (девятнадцать тысяч пятьсот двадцать один) руб. 57 коп.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Взыскать с Муниципального унитарного предприятия «Ивановский пассажирский транспорт» в бюджет муниципального образования городской округ Иваново государственную пошлину в размере 960 (девятьсот шестьдесят) руб. 86 коп.

Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.

Судья Е.А.Оленева

Полный текст решения суда изготовлен ДД.ММ.ГГГГ.