ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-884 от 31.08.2016 Кушвинского городского суда (Свердловская область)

2-884

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

31 августа 2016 года город Кушва

Кушвинский городской суд Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Кожевниковой И.Н.,

при секретаре Овчаровой Е.Д.,

рассмотрев в помещении Кушвинского городского суда в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Кушвы в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Кушвинского городского округа, Комитету по управлению муниципальным имуществом Кушвинского городского округа о понуждении включить в реестр муниципальной собственности дороги и провести их ремонт,

У С Т А Н О В И Л:

На территории Кушвинского городского округа имеются следующие автомобильные дороги, не включенные в реестр муниципальной собственности Кушвинского городского округа: г. Кушва, объездная дорога на завод ЖБИ, протяженностью 2,3 км, автомобильная дорога – подъезд к Волковскому руднику от автодороги Екатеринбург – Серов 175 км, протяженность 14,7 км; объездная автодорога поселка Баранчинского, протяженность 7,3 км.

Прокурор города Кушвы с целью защиты интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Кушвинского городского округа (далее администрация КГО), Комитету по управлению муниципальным имуществом Кушвинского городского округа (далее КУМИ КГО) о понуждении включить в реестр муниципальной собственности и провести ремонт следующих автомобильных дорог: г. Кушва, объездная дорога на завод ЖБИ, протяженностью 2,3 км, автомобильная дорога – подъезд к Волковскому руднику от автодороги Екатеринбург – Серов 175 км, протяженность 14,7 км; объездная автодорога поселка Баранчинского, протяженность 7,3 км в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Определением суда от 30 августа в связи с отказом прокурора от иска прекращено производство по гражданскому делу в части исковых требований прокурора о возложении на Комитет по управлению муниципальным имуществом Кушвинского городского округа обязанности включить в реестр муниципальной собственности, зарегистрировать в установленном законом порядке право собственности и провести ремонт автомобильной дороги – подъезд к Волковскому руднику от автодороги Екаткеринбург-Серов 175 км, протяженностью 14,7 км., а также в части исковых требований о возложении на администрацию Кушвинского городского округа обязанности обеспечить контроль за регистрацией права собственности на автомобильную дорогу – подъезд к Волковскому руднику от автодороги Екаткеринбург-Серов 175 км, протяженностью 14,7 км.

В судебном заседании помощник прокурора города Кушвы Мылицын С.Н. исковые требования поддержал в части заявленных требований к ответчикам по автомобильным дорогам: г. Кушва, объездная дорога на завод ЖБИ, протяженностью 2,3 км., объездная автодорога поселка Баранчинского, протяженность 7,3 км. в срок до 31 декабря 2017 года. Суду пояснил, что Отделом ГИБДД ОВД по Кушвинскому городскому округу, городскому округу Верхняя Тура была проведена проверка исполнения законодательства о транспортной безопасности в сфере дорожной деятельности и автомобильного транспорта, в ходе которой было установлено, что на территории Кушвинского городского округа находятся следующие автомобильные дороги: г. Кушва, объездная дорога на завод ЖБИ, протяженностью 2,3 км, интенсивность транспортного потока – 73 автомобиля в сутки; объездная автодорога поселка Баранчинского, протяженность 7,3 км, интенсивность транспортного потока – 45 автомобилей в сутки.

Данные автодороги являются автомобильными дорогами местного значения и не принадлежат какому-либо собственнику. Однако эти дороги не включены в реестр муниципальной собственности Кушвинского городского округа. Пунктом 2 части 4 ст. 32 Устава КГО и статьей 6 Положения об общих принципах формирования, управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности КГО, утвержденного решением Думы КГО от ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что КУМИ КГО осуществляет ведение реестра муниципальной собственности, который представляет собой сводный систематизированный перечень объектов, находящихся в муниципальной собственности, с указанием их основных юридических, производственных и иных сведений, отражающих индивидуальные признаки и особенности этих объектов, позволяющих осуществлять учет и контроль объектов муниципальной собственности городского округа. Приказ КУМИ КГО о принятии вышеуказанных автомобильных дорог в муниципальную собственность отсутствует, что подтверждает бездействие органов местного самоуправления по решению данного вопроса. В силу ст. 29 Устава КГО к полномочиям администрации городского округа относится содержание и строительство автомобильных дорог общего пользования. Именно администрация КГО в соответствии со ст. 9 Положения об общих принципах формирования, управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности КГО, утвержденного решением Думы КГО от ДД.ММ.ГГГГ, осуществляет контроль за распоряжением и управлением муниципальным имуществом, находящимся в муниципальной собственности. Проблема правового регулирования режима использования дорог, на которые не зарегистрировано право муниципальной собственности, напрямую связана с реальной угрозой жизни и здоровью людей, поскольку эти дороги никем не ремонтируются и не содержатся надлежащим образом. Такая ситуация создает реальную угрозу для возникновения чрезвычайных ситуаций, жизни и здоровью неопределенного круга лиц. На основании изложенного просит суд, обязать Комитет по управлению муниципальным имуществом Кушвинского городского округа включить в реестр муниципальной собственности, зарегистрировать в установленном законом порядке право собственности и провести ремонт следующих автомобильных дорог: г. Кушва, объездная дорога на завод ЖБИ, протяженностью 2,3 км; объездная автодорога поселка Баранчинского, протяженность 7,3 км.; обязать администрацию Кушвинского городского округа обеспечить контроль за регистрацией права собственности на указанные выше автомобильные дороги.

Представитель ответчика – администрации Кушвинского городского округа ФИО1, действующая на основании доверенности, исковые требования прокурора признала, в отзыве указала, что поддерживает позицию прокурора, считает требования подлежащими удовлетворению в полном объеме, просит о рассмотрении дела в ее отсутствие.

Представитель ответчика КУМИ КГО – представитель комитета ФИО2 иск прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц о понуждении включить в реестр муниципальной собственности дороги и провести их ремонт также признал, просил о рассмотрении дела в его отсутствие.

Судом исследованы письменные материалы дела.

Решением Думы Кушвинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ утверждено Положение «Об учете муниципального имущества и ведении реестра муниципальной собственности», пунктом 2.1 которого установлено, что учет муниципального имущества и ведение реестра муниципального имущества Кушвинского городского округа осуществляет комитет по управлению муниципальным имуществом КГО (л.д. 5-8).

В соответствии со ст. 9 Положения об общих принципах формирования, управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности КГО, утвержденного решением Думы КГО от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9-12), контроль за управлением и распоряжением муниципальным имуществом осуществляют в соответствии с действующим законодательством, Уставом Кушвинского городского округа и иными муниципальными правовыми актами администрация КГО и КУМИ КГО.

Исходя из ст. 32 Устава КГО в полномочия КУМИ КГО в числе иных входит ведение реестров имущества, находящегося в собственности городского округа, управление имуществом, находящимся в собственности городского округа (л.д. 13-14).

Согласно сообщению председателя КУМИ КГО ФИО3 объездная дорога на завод ЖБИ, объездная автодорога поселка Баранчинского не состоят на учете в реестре муниципальной собственности КГО (л.д. 15). Указанные дороги по данным ОГИБДД ОВД-УВД по Свердловской области на 2011 год относятся к бесхозным дорогам (л.д. 16-17).

Из сообщения ОГИБДД ОВД по Кушвинскому городскому округу, городскому округу верхняя Тура следует, что не состоят на балансе муниципалитетов следующие автомобильные дороги: г. Кушва, объездная дорога на завод ЖБИ, протяженностью 2,3 км, интенсивность транспортного потока – 73 автомобиля в сутки; объездная автодорога поселка Баранчинского, протяженность 7,3 км, интенсивность транспортного потока – 45 автомобилей в сутки, которые не являются автомобильными дорогами федерального, регионального значения и не принадлежат частному собственнику. Эти дороги имеют грунтощебеночное покрытие и не соответствуют требованиям ГОСТ Р 50597-93 ввиду отсутствия необходимых дорожных знаков, водоотводных кюветов, наличия множественных повреждений покрытия проезжих частей в виде выбоин и просадок (л.д. 18). По этому поводу ОГИБДД ОВД по Кушвинскому городскому округу, городскому округу верхняя Тура обращалось к главе администрации КГО ФИО4 с требованием рассмотреть вопрос о приведение в надлежащее эксплуатационное состояние и принятие на баланс вышеуказанных автомобильных дорог (л.д. 19).

Наличие повреждений на спорных автомобильных дорогах зафиксировано в акте обследования бесхозных автомобильных дорог, составленном ДД.ММ.ГГГГ ОГИБДД ОВД по Кушвинскому городскому округу, городскому округу верхняя Тура (л.д. 20).

В соответствии с Государственным стандартом РФ ГОСТ Р 50597-93 Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», принятым постановлением Госстандарта РФ от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 32-34), покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движением транспортных средств с разрешенной правилами дорожного движения скоростью (п. 3.1).

Суд, учитывая доводы представителя истца, мнение представителей ответчиков, исследовав письменные материалы дела, оценив все доказательства в совокупности, пришел к следующим выводам.

В соответствии со ст. 39 ГПК РФ суд принимает признание иска ответчиками, так как это не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц.

Пунктом 5 части 1 статьи 16 Федерального закона № 131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения городского округа относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 50 того же Закона в собственности муниципальных образований может находиться автомобильные дороги местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог.

Исходя из положений ст. 51 ФЗ № 131-ФЗ, органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

Органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно ст. 3 Федерального закона № 257-ФЗ от 08 ноября 2007 года «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации» (в редакции от 18 июля 2011 года) автомобильная дорога является объектом транспортной инфраструктуры, предназначенным для движения транспортных средств и включающим в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.

Статьей 6 того же Закона установлено, что автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц.

К собственности городского округа относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах городского округа, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

К полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в числе иных относятся осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения (ст. 13 Федерального закона № 257-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации» (в редакции от ДД.ММ.ГГГГ)).

Содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог. Порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами (ст. 17 Федерального закона № 257-ФЗ от 08 ноября 2007 года «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации» (в редакции от 18 июля 2011 года)).

Судом установлено, что автомобильные дороги: г. Кушва, объездная дорога на завод ЖБИ, протяженностью 2,3 км, интенсивность транспортного потока – 73 автомобиля в сутки; объездная автодорога поселка Баранчинского, протяженность 7,3 км, интенсивность транспортного потока – 45 автомобилей в сутки, являются бесхозными, что установлено в ходе проверок проведенных как ОГИБДД ОВД-УВД по Свердловской области, так и ОГИБДД ОВД по Кушвинскому городскому округу, городскому округу верхняя Тура. Данные автомобильные дороги находятся в границах Кушвинского городского округа, относятся к автомобильным дорогам местного значения и имеют существенную транспортную нагрузку.

Обязанность КУМИ КГО осуществлять учет муниципального имущества и вести реестр муниципального имущества закреплена в п. 2.1 Положения «Об учете муниципального имущества и ведении реестра муниципальной собственности», утвержденного решением Думы Кушвинского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ.

Соответственно обязанность осуществлять контроль за управлением и распоряжением муниципальным имуществом в соответствии со ст. 9 Положения об общих принципах формирования, управления и распоряжения имуществом, находящимся в собственности КГО, утвержденного решением Думы КГО от ДД.ММ.ГГГГ, возложена на администрацию КГО.

Нашло подтверждение, что спорные автодороги не относятся к федеральной собственности. Из представленных суду доказательств вышеуказанные автодороги являются автомобильными дорогами местного значения и подлежат включению в реестр муниципальной собственности и на них должно быть зарегистрировано право собственности в установленном законом порядке. Администрацией Кушвинского городского округа, Комитетом по управлению муниципальным имуществом Кушвинского городского округа исковые требования прокурора не оспариваются, как обоснованные и законные.

Исходя из вышеизложенного суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения иска прокурора города Кушвы в полном объеме.

Постановлением суда от ДД.ММ.ГГГГ приостановлено исполнительное производство по исполнительному листу от ДД.ММ.ГГГГ, возбужденному Кушвинским районным отделом Главного управления федеральной службы судебных приставов по Свердловской области в части возложения на Комитет по управлению муниципальным имуществом Кушвинского городского округа обязанности зарегистрировать в установленном законом порядке право собственности на автомобильную дорогу подъезд к Волковскому руднику от автодороги Екатеринбург – Серов 175 км, протяженность 14,7 км., в связи с отменой решения Кушвинского городского суда Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по вновь открывшимся обстоятельствам.

В связи с удовлетворением исковых требований прокурора после отмены решения по вновь открывшимся обстоятельствам исполнительный лист от ДД.ММ.ГГГГ подлежит возвращению в гражданское дело.

В силу п.п. 9, 19 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ и истец, и ответчики освобождены от уплаты государственной пошлины.

Руководствуясь ст.ст. 39, 198-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск прокурора города Кушвы в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Кушвинского городского округа, Комитету по управлению муниципальным имуществом Кушвинского городского округа о понуждении включить в реестр муниципальной собственности дороги и провести их ремонт, удовлетворить.

Обязать Комитет по управлению муниципальным имуществом Кушвинского городского округа включить в реестр муниципальной собственности и провести ремонт следующих автомобильных дорог: город Кушва, объездная дорога на завод ЖБИ, протяженностью 2,3 км.; объездная автодорога поселка Баранчинского, протяженность 7,3 км. в срок до 31.12.2017.

Обязать Комитет по управлению муниципальным имуществом Кушвинского городского округа зарегистрировать в установленном законом порядке право собственности на следующие автомобильные дороги: город Кушва, объездная дорога на завод ЖБИ, протяженностью 2,3 км.; объездная автодорога поселка Баранчинского, протяженность 7,3 км. в срок до 31.12.2017.

Обязать администрацию Кушвинского городского округа обеспечить контроль за регистрацией права собственности на следующие автомобильные дороги: город Кушва, объездная дорога на завод ЖБИ, протяженностью 2,3 км.; объездная автодорога поселка Баранчинского, протяженность 7,3 км. в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Отозвать в дело исполнительный лист от ДД.ММ.ГГГГ, выданный по решению Кушвинского городского суда Свердловской области от ДД.ММ.ГГГГ по иску прокурора города Кушвы в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Кушвинского городского округа, Комитету по управлению муниципальным имуществом Кушвинского городского округа о понуждении включить в реестр муниципальной собственности дороги и провести их ремонт.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия в судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через Кушвинский городской суд.

Решение изготовлено в совещательной комнате с использованием компьютера.

Судья Кушвинского

городского суда: И.Н.Кожевникова