ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-884/20 от 21.09.2020 Приморско-ахтарского районного суда (Краснодарский край)

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

<адрес> 21 сентября 2020 года

Приморско-Ахтарский районный суд <адрес> в составе:

судьи Кобзева А.В.,

при секретаре ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску администрации муниципального образования <адрес> к Главному управлению Федеральной службы судебных приставов по <адрес>ному отделению судебных приставов Главного управления Федеральной службы судебных приставов по <адрес> об освобождении от исполнительского сбора,

у с т а н о в и л:

Администрация МО <адрес> обратилась в Приморско-Ахтарский районный суд <адрес> с исковым заявлением к Главному управлению Федеральной службы судебных приставов по <адрес>ному отделению судебных приставов Главного управления Федеральной службы судебных приставов по <адрес> об освобождении от исполнительского сбора.

Определением Приморско-Ахтарского районного суда от 21.09.2020г. гражданское дело по иску администрации муниципального образования <адрес> к Главному управлению Федеральной службы судебных приставов по <адрес>ному отделению судебных приставов Главного управления Федеральной службы судебных приставов по <адрес> об освобождении от исполнительского сбора, определено рассмотреть по правилам административного судопроизводства.

Как следует из искового заявления решением Приморско-Ахтарского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворены требования прокурора <адрес>, действовавшего в интересах ФИО8

ДД.ММ.ГГГГ на основании выданного исполнительного документа, возбуждено исполнительное производство -ИП.

ДД.ММ.ГГГГ, судебным приставом-исполнителем Управления ФССП по <адрес> Приморско-Ахтарский РОСП принято постановление о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству неимущественного характера и установлении нового срока исполнения, которым с администрации муниципального образования <адрес> взыскано <данные изъяты>

Администрация муниципального образования <адрес> не имеет возможности исполнить судебный акт по независящим от нее причинам ввиду следующих обстоятельств.

В целях обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе ФИО8, в адрес министерства социального развития и семейной политики <адрес>, администрацией муниципального образования <адрес> направлено письмо от ДД.ММ.ГГГГ о финансировании отдельных государственных полномочий.

ДД.ММ.ГГГГ, министерство социального развития и семейной политики <адрес> в письме .3-11 сообщило, что предоставление в 2018 году жилых помещений гражданам: ФИО4, ФИО2, ФИО3, ФИО6, ФИО7, ФИО8 без учета времени и даты включения их в список нарушит законные права граждан, включенных в список ранее.

ДД.ММ.ГГГГ, администрация муниципального образования <адрес>, повторно направила письмо о финансировании отдельных государственных полномочий.

ДД.ММ.ГГГГ, министерство социального развития и семейной политики <адрес> в письме .3-11 сообщило, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, граждане состоят в списке в следующей очередности: ФИО4 – 15, ФИО5 – 18, ФИО3 – 11, ФИО6 – 16, ФИО7 – 25, ФИО8 – 48.

Дополнительно сообщалось, что ФИО5 включена в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в текущем финансовом году, который в настоящее время находится на согласовании в министерстве, а граждане: ФИО9, ФИО3, ФИО6, ФИО7 в письменной форме изъявили желание получить жилые помещения только в городе Приморско-Ахтарске.

Предоставление в 2019 году жилого помещения гражданину ФИО8 без учета времени и даты включения его в список нарушит законные права граждан, включенных в список ранее.

ДД.ММ.ГГГГ, администрация муниципального образования <адрес>, снова направила письмо в министерство социального развития и семейной политики <адрес> о финансировании отдельных государственных полномочий, а именно о предоставлении субвенции на приобретение жилых помещений гражданам: ФИО4, ФИО2, ФИО3, ФИО6, ФИО7, ФИО8 Ответ до настоящего времени еще не получен.

В целях реализации гражданами указанной категории предоставленных статьей 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на обеспечение жилыми помещениями, субъектом Российской Федерации, <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-КЗ «О краевом бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» муниципальному образованию <адрес> в 2020 году предоставлена субсидия на приобретение (строительство) 15 жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в размере 23193,9 тысяч рублей.

По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ заключено 2 контракта на приобретение благоустроенного жилья для детей-сирот.

В настоящее время, администрацией муниципального образования <адрес> принимаются меры по приобретению (строительству) жилых помещений.

Таким образом, со стороны администрации муниципального образования <адрес> отсутствуют какие-либо бездействия по исполнению судебного акта.

На основании изложенного просят суд: освободить администрацию МО <адрес> от уплаты исполнительского сбора в размере <данные изъяты> руб.

Административной истец представитель администрации МО <адрес> в судебное заседание не явился по неизвестной суду причине, о времени и месте рассмотрения административного дела уведомлен надлежащим образом, явка представителя истца судом не признана обязательной. В материалах дела имеется ходатайство о рассмотрении иска в его отсутствие. В соответствии со ст. 226 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной. При таких обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дела без участия представителя.

Административный ответчик представитель ГУФССП России по <адрес> в судебное заседание не явился по неизвестной суду причине, о времени и месте рассмотрения административного дела уведомлен надлежащим образом, явка представителя истца судом не признана обязательной. В соответствии со ст. 226 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной. При таких обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дела без участия представителя.

Административной ответчик представитель Приморско-Ахтарского РОСП ГУФССП России по <адрес> в судебное заседание не явился по неизвестной суду причине, о времени и месте рассмотрения административного дела уведомлен надлежащим образом, явка представителя ответчика судом не признана обязательной. В материалах дела имеется ходатайство о рассмотрении административного иска в его отсутствие. В соответствии со ст. 226 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной. При таких обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть дела без участия представителя.

Исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к выводу, что административные исковые являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. 1 ст. 112 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.

Согласно ч. 6 ст. 112 Закона об исполнительном производстве должник вправе в порядке, установленном Законом об исполнительном производстве, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

Согласно ч. 7 ст. 112 Закона об исполнительном производстве суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с ч. 3 ст. 112 Закона об исполнительном производстве. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.

Согласно ч. 8 ст. 112 Закона об исполнительном производстве в случае принятия судом к рассмотрению указанных в ч. 6 ст. 112 Закона об исполнительном производстве заявления или иска взыскание исполнительского сбора приостанавливается до вынесения судом решения. Решение суда о полном или частичном их удовлетворении обращается к немедленному исполнению.

Согласно ч. 1 ст. 121 Закона об исполнительном производстве постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.

Согласно ч. 4 ст. 121 Закона об исполнительном производстве постановление о взыскании исполнительского сбора может быть оспорено в суде.

В вышестоящий в порядке подчиненности орган (или вышестоящему в порядке подчиненности лицу) жалоба на постановление о взыскании исполнительского сбора администрацией МО <адрес> не подавалась.

В соответствии с п. 1 ст. 441 ГПК РФ постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены взыскателем, должником или лицами, чьи права и интересы нарушены такими постановлением, действиями (бездействием), в порядке, установленном законодательством об административном судопроизводстве.

Согласно ст. 360 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации постановления главного судебного пристава Российской Федерации, главного судебного пристава субъекта (главного судебного пристава субъектов) Российской Федерации, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены в суде в порядке, установленном гл. 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Как установлено судом решением Приморско-Ахтарского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворены требования прокурора <адрес>, действовавшего в интересах ФИО8, которым суд обязал: министерство социального развития и семейной политики <адрес> принять меры, направленные на выделение субвенции из соответствующего бюджета <адрес> муниципальному образованию <адрес> для приобретения жилого помещения ФИО8, относящемуся к категорий лиц оставшихся без попечения родителей; администрацию муниципального образования <адрес> предоставить ФИО8 изолированное, пригодное для постоянного проживания благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого фонда муниципального образования <адрес> площадью, не ниже установленных социальных норм, отвечающее санитарным и техническим требованиям.

ДД.ММ.ГГГГ на основании выданного исполнительного документа, возбуждено исполнительное производство -ИП.

ДД.ММ.ГГГГ, судебным приставом-исполнителем Управления ФССП по <адрес> Приморско-Ахтарский РОСП принято постановление о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству неимущественного характера и установлении нового срока исполнения, которым с администрации муниципального образования <адрес> взыскано <данные изъяты> руб.

Администрация муниципального образования <адрес> не имеет возможности исполнить судебный акт по независящим от нее причинам ввиду следующих обстоятельств.

В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса РФ, предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

На основании статьи 7.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-КЗ «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в <адрес>», расходы на реализацию мероприятий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лицам, относившимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляются за счет средств краевого бюджета.

Формирование муниципального специализированного жилищного фонда жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется путем приобретения, строительства, в том числе участия в долевом строительстве жилых помещений за счет средств краевого бюджета.

В силу статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ года -КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований <адрес> отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы», органы государственной власти <адрес> при передаче отдельных государственных полномочий органам местного самоуправления обязаны предусматривать ежегодно в краевом бюджете субвенции раздельно по каждому из передаваемых органам местного самоуправления полномочий.

Согласно пункту 1 статьи 140 Бюджетного кодекса РФ, под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке.

Вместе с тем, в целях обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе ФИО8, в адрес министерства социального развития и семейной политики <адрес>, администрацией муниципального образования <адрес> направлено письмо от ДД.ММ.ГГГГ о финансировании отдельных государственных полномочий.

ДД.ММ.ГГГГ, министерство социального развития и семейной политики <адрес> в письме .3-11 сообщило, что предоставление в 2018 году жилых помещений гражданам: ФИО4, ФИО2, ФИО3, ФИО6, ФИО7, ФИО8 без учета времени и даты включения их в список нарушит законные права граждан, включенных в список ранее.

ДД.ММ.ГГГГ, администрация муниципального образования <адрес>, повторно направила письмо о финансировании отдельных государственных полномочий.

ДД.ММ.ГГГГ, министерство социального развития и семейной политики <адрес> в письме .3-11 сообщило, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, граждане состоят в списке в следующей очередности: ФИО4 – 15, ФИО5 – 18, ФИО3 – 11, ФИО6 – 16, ФИО7 – 25, ФИО8 – 48.

Дополнительно сообщалось, что ФИО5 включена в список лиц, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в текущем финансовом году, который в настоящее время находится на согласовании в министерстве, а граждане: ФИО9, ФИО3, ФИО6, ФИО7 в письменной форме изъявили желание получить жилые помещения только в городе Приморско-Ахтарске.

Предоставление в 2019 году жилого помещения гражданину ФИО8 без учета времени и даты включения его в список нарушит законные права граждан, включенных в список ранее.

ДД.ММ.ГГГГ, администрация муниципального образования <адрес>, снова направила письмо в министерство социального развития и семейной политики <адрес> о финансировании отдельных государственных полномочий, а именно о предоставлении субвенции на приобретение жилых помещений гражданам: ФИО4, ФИО2, ФИО3, ФИО6, ФИО7, ФИО8 Ответ до настоящего времени еще не получен.

В целях реализации гражданами указанной категории предоставленных статьей 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» на обеспечение жилыми помещениями, субъектом Российской Федерации, <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-КЗ «О краевом бюджете на 2020 год и на плановый период 2021 и 2022 годов» муниципальному образованию <адрес> в 2020 году предоставлена субсидия на приобретение (строительство) 15 жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в размере 23193,9 тысяч рублей.

По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ заключено 2 контракта на приобретение благоустроенного жилья для детей-сирот.

В настоящее время, администрацией муниципального образования <адрес> принимаются меры по приобретению (строительству) жилых помещений.

Таким образом, со стороны администрации муниципального образования <адрес> отсутствуют какие-либо бездействия по исполнению судебного акта.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 13-П, в качестве штрафной санкции административного характера исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения.

Приведенная правовая позиция получила свое развитие в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 19 января 2017 г. N 1-П, в котором отмечено, что исполнительский сбор является административной санкцией, к которой в полной мере применимы требования соразмерности (пропорциональности) и справедливости.

Пунктом 75 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 г. № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» установлено, что лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений п. 1 ст. 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования.

Согласно Постановления Конституционного Суда РФ от 30.07.2001 № 13-П, суд при решении вопроса об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора вправе учитывать, что нарушение установленного срока добровольного исполнения требований исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязательств, при подтверждении должником указанных обстоятельств.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что нарушение установленного срока добровольного исполнения требований исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязательств, в связи с чем, требования об освобождении от исполнительского сбора подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

р е ш и л:

Административные исковые требования администрации муниципального образования Приморско-Ахтарский район к Главному управлению Федеральной службы судебных приставов по Краснодарскому краю, Приморско-Ахтарскому районному отделению судебных приставов Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Краснодарскому краю об освобождении от исполнительского сбора, - удовлетворить.

Освободить администрацию муниципального образования Приморско-Ахтарский район от уплаты исполнительского сбора в размере <данные изъяты>,00 руб., наложенного постановлением судебного пристава-исполнителя Управление ФССП по Краснодарскому краю Приморско-Ахтарский РОСП от ДД.ММ.ГГГГ года в рамках исполнительного производства -ИП от ДД.ММ.ГГГГ.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам <адрес>вого суда через Приморско-Ахтарский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Приморско-Ахтарского

районного суда А.В. Кобзев