ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-884/2012 от 30.10.2012 Тулунского городского суда (Иркутская область)

Р Е Ш Е Н И Е

И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И

г. Тулун 30 октября 2012 г.

Тулунский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Шевчук Л.В., при секретаре Игнатенко М.А., с участием представителя ответчика МУ «Администрация города Тулуна» - ФИО1 по доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-884/2012 по исковому заявлению ФИО2 к муниципальному учреждению «Администрации города Тулуна», Министерству финансов Иркутской области о предоставлении благоустроенного жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л:

Истец обратилась с вышеуказанными требованиями к ответчику, указав в обоснование, что она является сиротой, обучалась и пребывала с содержанием полного государственного обеспечения в школе-интернате *** г. Тулуна Иркутской области. При окончании указанного учреждения жильем не обеспечена. В данный момент жилого помещения в собственности не имеет, вынуждена проживать у родственников. Жилая площадь за ней не закреплялась, в связи с чем она была поставлена на регистрационный учет для получения жилья вне очереди в списки из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ............ она обратилась в МУ «Администрации г. Тулуна» в Комитет по экономике и финансам Управления по Муниципальному имуществу и земельным отношениям с заявлением о приобретении и выделении жилого помещения по договору социального найма. Жилищная комиссия администрации городского округа приняла решение о приобретении и выделении ей жилого помещения по договору социального найма после поступления средств из областного бюджета, о чем свидетельствует ответ МУ Администрации г. Тулуна.

Согласно абзаца 2 части 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" от 21 декабря 1996 года 159-ФЗ, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются жилой площадью не ниже установленных социальных норм вне очереди органами исполнительной власти по месту жительства. Кроме того, ч. 2 ст. 8 вышеуказанного Федерального закона установлено, что регистрационный учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется как по месту жительства (месту закрепления за ними жилой площади), так и по месту временного пребывания (учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, общежитие, семья опекуна (попечителя), приемная семья. Частью 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ установлено, что дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. Согласно ст. 57 ЖК РФ полномочия по предоставлению гражданам жилых помещений имеются лишь у органов местного самоуправления. Кроме того, в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 16.10.2003 г. обязанность по обеспечению малоимущих граждан жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством возложена на органы местного самоуправления. Таким образом, региональным законодательством обязанность по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа жилой площадью по социальным нормам, возложена на органы местного самоуправления. До настоящего времени указанным жильем она не обеспечена. Просит суд обязать Комитет по экономике и финансам Управления по Муниципальному имуществу и земельным отношениям Муниципального учреждения «Администрация г. Тулуна» предоставить ей благоустроенное жилое помещение по договору социального найма на семью из одного человека во внеочередном порядке; взыскать с Комитета по экономике и финансам Управления по Муниципальному имуществу и земельным отношениям Муниципального учреждения «Администрация г. Тулуна» в её пользу государственную пошлину в размере 400 рублей.

В судебное заседание истец ФИО2 не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом. Просила рассмотреть дело в её отсутствие, о чем указала в исковом заявлении.

Представитель ответчика МУ «Администрация города Тулуна» ФИО1 по доверенности, в судебном заседании исковые требования признал законными и обоснованными, оставил их разрешение на усмотрение суда.

Представитель ответчика Министерства финансов Иркутской областив судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом извещены. В подготовительной части судебного разбирательства, от представителя по доверенности ФИО5 поступил отзыв на исковое заявление, согласно которому, согласно ст. 2 Закона Иркутской области от 29 июня 2010 № 52-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления областными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам социального найма в Иркутской области» органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот, проживающих на территории области либо помещенных в соответствии с законодательством об опеке и попечительстве под надзор в организации, расположенные на территории области, не имеющих в собственности жилого помещения либо закрепленного жилого помещения, жилыми помещениями по договорам социального найма (далее Закон Иркутской области № 52-ОЗ). Как предусмотрено ст. 6 Закона Иркутской области № 52-ОЗ финансовое обеспечение государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется за счет субвенций, предоставляемых местным бюджетам из областного бюджета. Указанные субвенции расходуются в порядке, установленном Правительством Иркутской области. Законом Иркутской области от 15 декабря 2011 № 130-ОЗ «О бюджете Иркутской области на 2012 год» сумма областных средств бюджетных ассигнований на обеспечение жильем детей-сирот составила 150 000 000 рублей. Распределение субвенций, предоставляемых местным бюджетам из фонда компенсаций Иркутской области (за счет средств областного бюджета) указано в приложении 17, Муниципальному образованию «Город Тулун» предусмотрено 3 482 100 рублей. Министерство финансов Иркутской области полностью передало финансовые средства муниципальному образованию «Город Тулун» на отдельные государственные полномочия по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями по договорам социального найма. Органы местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области обеспечивают расходование субвенций в соответствии с целями, указанными в Законе Иркутской области № 52-ОЗ (ст. 4 Порядка расходования субвенций). На основании изложенного, исковые требования к Министерству финансов Иркутской области, не подлежат удовлетворению. Кроме того, в соответствии со статьей 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа жилыми помещениями осуществляется в виде предоставления указанной категории граждан основных и дополнительных гарантий права на жилое помещение. Предоставление основной гарантии права детей-сирот на жилое помещение, в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации (часть 2 статьи 49), Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (пункт 6 части 1 статьи 14, пункт 6 части 1 статьи 16, часть 2 статьи 18, статья 50) осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно за счет средств соответствующего местного бюджета. Дополнительная гарантия права детей-сирот на жилое помещение реализуется в порядке, предусмотренном Законом Иркутской области от 22 июня 2010 года № 50-ОЗ «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Иркутской области» (далее - Закон Иркутской области от 22 июня 2010 года № 50-ОЗ), Законом Иркутской области от 29 июня 2010 года № 52-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления областными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам социального найма в Иркутской области» (далее - Закон Иркутской области № 52-ОЗ). Таким образом, установление Законом Иркутской области от 22 июня 2010 года № 50-ОЗ дополнительной гарантии права детей-сирот на жилое помещение не исключило обязанности органов местного самоуправления муниципальных образований Иркутской области предоставлять указанной категории граждан жилые помещения по договору социального найма в соответствии с федеральным законодательством. Финансирование расходов, связанных с реализацией настоящего Закона, производится за счет средств областного бюджета, предусмотренных законом области об областном бюджете, в порядке, установленном бюджетным законодательством (статья 5 Закона Иркутской области от 22 июня 2010 года № 50-ОЗ). Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области является главным распорядителем бюджетных средств на обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам социального найма в Иркутской области. Предоставление субвенций осуществляется министерством социального развития, опеки и попечительства Иркутской области (далее - уполномоченный орган) в пределах бюджетных ассигнований, утвержденных областным бюджетом на текущий финансовый год, в соответствии со сводной бюджетной росписью и кассовым планом областного бюджета. Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области является уполномоченным исполнительным органом в данной сфере. Просит суд в удовлетворении исковых требований к Министерству финансов Иркутской области отказать.

Представитель третьего лица - Управления министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела были извещены надлежащим образом.

Суд, с учетом мнения участвующих в деле лиц, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие заинтересованного лица в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему:

В силу ст. 40 ч. 1 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

В силу ст. 59 ГПК РФ суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела.

Из справки *** от ...... следует, что ФИО2 состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, во внеочередной очереди и включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ......, по состоянию на ...... её номер в данном списке - 20.

Согласно справке «Разная» *** от ......, по данным архива Тулунского отделения ИФ ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» за ФИО2 частное (приватизированное) жилье не зарегистрировано.

Согласно уведомлению об отсутствии в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений *** от ......, сведения о правах на объекты недвижимого имущества ФИО2 отсутствуют.

Согласно свидетельству о рождении, ФИО2 родилась ......, место рождения ****, актовая запись о рождении *** от ......, отец: ФИО6, мать: ФИО7, место государственной регистрации: отдел по **** управления службы ЗАГС ****.

Решением Тулунского городского суда **** от ......, вступившим в законную силу, ФИО7 и ФИО6 лишены родительских прав в отношении ФИО2, находящейся на воспитании в детском доме ****.

ФИО7, согласно свидетельству о смерти, умерла ......, актовая запись *** от ......, место смерти ****, место государственной регистрации: Управление ЗАГС **** отдел по **** и ****.

Согласно свидетельству *** от ......, ФИО2, ...... года рождения зарегистрирована по месту пребывания по адресу: ****, на срок ...... по ......

Анализируя представленные суду доказательства, суд приходит к выводу, что ФИО2 имеет статус лица, оставшегося без попечения родителей.

Данные обстоятельства ответчиками не оспорены, подтверждены относимыми и допустимыми доказательствами, не доверять которым у суда оснований нет.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В силу требований п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В соответствии с требованиями ст. 14 ФЗ № 131-ФЗ от 6 октября 2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся: 6) обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства.

В соответствии со ст. 2 Закона Иркутской области «О наделении органов местного самоуправления областными государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями по договорам социального найма в Иркутской области» № 52-ОЗ от 29 июня 2010г. органы местного самоуправления наделяются государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот, проживающих на территории Иркутской области либо помещенных в соответствии с законодательством об опеке и попечительстве под надзор в организации, расположенные на территории области, не имеющих в собственности жилого помещения либо закрепленного жилого помещения, жилыми помещениями по договорам социального найма.

Таким образом, осуществление государственных полномочий по предоставлению жилых помещений детям-сиротам осуществляется органами местного самоуправления.

Финансовое обеспечение государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, в силу ст. 6 Закона Иркутской области № 52-оз осуществляется за счет субвенций, предоставляемых местным бюджетам из областного бюджета. Указанные субвенции расходуются в порядке, установленном Правительством Иркутской области. Финансовые средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий, ежегодно предусматриваются в законе Иркутской области об областном бюджете на очередной финансовый год и передаются органам местного самоуправления в соответствии с бюджетным законодательством.

Частью 1 ст. 4 Закона Иркутской области «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в Иркутской области» от 22 июня 2010г. № 50-ОЗ предусмотрено, что в соответствии с настоящим Законом детям-сиротам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, однократно предоставляются жилые помещения по договорам социального найма.

В силу ч. 2 названной статьи жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам после окончания их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования независимо от форм собственности, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В иных случаях жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам по достижении ими восемнадцати лет либо приобретении ими в установленном порядке полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

Жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам по месту их учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в границах соответствующего населенного пункта на основании решений уполномоченного органа. Жилое помещение по договору социального найма предоставляется детям-сиротам общей площадью 33 кв. метра (части 5,10, 11 статьи 4 Закона Иркутской области № 50-оз).

С согласия детей-сирот им могут быть предоставлены по договорам социального найма в соответствии с настоящим Законом жилые помещения в границах района, в который входит соответствующий населенный пункт.

Частью 12 ст. 4 Закона предусмотрено, что жилое помещение, предоставляемое по договору социального найма, должно соответствовать санитарным и техническим правилам и нормам, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта.

В соответствии со ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Эта норма является нормой прямого действия на всей территории РФ, и реализация ее не может быть поставлена в зависимость от каких-либо других условий. Приведенная выше норма специального закона не связывает ее применение ни с наличием финансирования, ни с правами других лиц на получение жилых помещений, ни с очередностью на получение жилого помещения.

В судебном заседании право истца на получение жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке ответчиками не оспаривалось.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что нарушенные права истца ФИО2, имеющей статус сироты, оставшейся без попечения родителей, не имеющей закрепленного жилого помещения, подлежат восстановлению, путем обязания ответчика МУ «Администрация города Тулуна» предоставить истцу жилое помещение по договору социального найма во внеочередном порядке в г. Тулуне Иркутской области, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, благоустроенным применительно к условиям муниципального образования - «город Тулун» площадью не менее 33 кв.м.

В удовлетворении исковых требований к ответчику - Министерству финансов Иркутской области следует отказать.

На основании изложенного и руководствуясь ФЗ № 159-ФЗ, ФЗ № 131-ФЗ, ст. ст. 57 ЖК РФ, ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Обязать Муниципальное учреждение «Администрация городского округа муниципального образования - «город Тулун» предоставить ФИО2, ...... года рождения во внеочередном порядке жилое помещение по договору социального найма в г.Тулуне Иркутской области, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, благоустроенным применительно к условиям муниципального образования - «город Тулун», площадью не менее 33 кв.м.

В удовлетворении исковых требований к Министерству финансов Иркутской области - отказать.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд в течение месяца через Тулунский городской суд путем подачи апелляционной жалобы.

Судья Л.В. Шевчук