ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-884/2021 от 02.09.2021 Вологодского районного суда (Вологодская область)

№ 2-884/2021

УИД 35RS0009-01-2016-000517-09

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Вологодский районный суд Вологодской области в составе:

председательствующего судьи Скороходовой А.А.,

при секретаре Анниной Т.О.,

с участием помощника Вологодского транспортного прокурора Филиппова И.В.,

представителя ответчика Селезеневой Н.В.,

рассмотрев гражданское дело по иску Вологодского транспортного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации к акционерному обществу «Вологодское авиационное предприятие» о возложении обязанности,

У С Т А Н О В И Л:

Вологодский транспортный прокурор обратился в суд с иском к АО «Вологодское авиационное предприятие» о признании бездействия АО «Вологодское авиационное предприятие» в части необеспечения охраны границ аэропорта «Вологда» силами подразделений ведомственной охраны Минтранспорта РФ незаконным и об обеспечении охраны границ аэропорта, указав в обоснование заявленных требований, что в результате проверки авиационной безопасности в АО «Вологодское авиационное предприятие» выявлены грубые нарушения.

В соответствии с ч. 4 ст. 84 ВК РФ требования авиационной безопасности устанавливаются федеральными авиационными правилами. Федеральные авиационные правила «Требования авиационной безопасности к аэропортам», утвержденные приказом Минтранса России от 28.11.2005 № 142 (далее- Правила), устанавливают требования авиационной безопасности к аэропортам обязательные для исполнения администрациями аэропортов, авиационными предприятиями, эксплуатантами, а также иными юридическими и физическими лицами, осуществляющими свою деятельность на территории аэропорта.

В соответствии с п.п. 3,4 Правил охран аэропортов и объектов их инфраструктуры, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 01.02.2011. № 42, организация охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры возлагается на лиц, осуществляющих эксплуатацию аэропортов и их инфраструктур.

Охрана границ территории (периметра) аэропорта осуществляется подразделениями ведомственной охраны Министерства транспорта РФ на основании возмездного договора с лицами, осуществляющими эксплуатацию аэропорта.

В ходе проведенной проверки установлено, что охрана в аэропорту «Вологда» АО «Вологодское авиационное предприятие» силами подразделений ведомственной охраны Министерства транспорта РФ не осуществляется.

Данные нарушения свидетельствуют об упущениях в организации работы АО «Вологодское авиационное предприятие», неисполнении администрацией предприятия действующего законодательства, что в свою очередь допускает возможность совершения акта незаконного вмешательства, который может повлечь за собой неблагоприятные последствия в виде угрозы жизни и здоровья пассажиров. С учетом уточнения исковых требований просит суд обязать АО «Вологодское авиационное предприятие» обеспечить охрану периметра аэропорта «Вологда» силами подразделения транспортной безопасности в соответствии с п.4 Правил охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры, утвержденных постановлением Правительства РФ от 01.02.2011 №42 (в редакции от 24.12.2020 №2262), в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании помощник Вологодского транспортного прокурора Филиппов И.В. уточнил требования в части срока исполнения обязанности, в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Представитель ответчика по доверенности Селезенева Н.В. не возражала против удовлетворения заявленных требовании, просила предоставить срок для исполнения обязанности не менее 6 месяцев, пояснив, что на предприятии создана служба авиационной безопасности, ведется работа по аккредитации подразделения, сотрудниками пройдена аттестация, в связи с изменениями законодательства необходимо уточнить пакеты документов.

Представитель третьего лица - Северо-Западного филиала ФГУП «УВО Минтранса России» в судебное заседание не явился, извещен надлежаще.

Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 83 Воздушного кодекса РФ авиационная безопасность – это состояние защищенности авиации от незаконного вмешательства в деятельность в области авиации. Авиационная безопасность обеспечивается службами авиационной безопасности аэродромов или аэропортов, подразделениями транспортной безопасности, службами авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий), а также уполномоченными органами, наделенными этим правом федеральными законами.

Согласно п. 6 ст. 84 Воздушного кодекса РФ Охрана аэропортов и объектов их инфраструктуры осуществляется подразделениями транспортной безопасности и подразделениями федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере вневедомственной охраны, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Требованиями п. 9 ст. 1 ФЗ «О транспортной безопасности» установлено, что к субъектам транспортной инфраструктуры относятся юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании.

Обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, в соответствии с п. 1 ст. 4 ФЗ «О транспортной безопасности», возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

Положениями пп. 3 п. 6 постановления Правительства РФ от 05.10.2020 № 1605 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры воздушного транспорта» субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры обязаны образовать (сформировать) и (или) привлечь для защиты объекта транспортной инфраструктуры в соответствии с планом обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры (далее - план обеспечения безопасности) подразделение (подразделения) транспортной безопасности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2020 № 2262 «О внесении изменений в Правила охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры» в п. 4 Правил охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2011 № 42 «Об утверждении Правил охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры» внесены изменения, в соответствии с которыми охрана границ территории (далее - периметр) аэропорта осуществляется в отношении иных аэропортов - подразделениями транспортной безопасности.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Вологодской транспортной прокуратурой была проведена проверка обеспечения транспортной безопасности, в ходе которой было выявлено, что АО «Вологодское авиационное предприятие» не исполняются требования федерального законодательства, регламентирующие обеспечение авиационной безопасности в аэропортах, в части охраны границ территории аэропорта «Вологда».

Данное обстоятельство ответчиком не оспаривается.

Аэропорт Вологда не входит в перечень международных аэропортов, охрана которых осуществляется подразделениями войск национальной гвардии Российской Федерации, в связи, с чем охрана границ территории (периметра) должна обеспечиваться подразделениями транспортной безопасности.

Оценив изложенное, суд считает правомерным исковые требования Вологодского транспортного прокурора удовлетворить, установив срок для обеспечения охраны периметра аэропорта «Вологда» силами подразделения транспортной безопасности – 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

исковые требования Вологодского транспортного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц, интересов Российской Федерации к акционерному обществу «Вологодское авиационное предприятие» о возложении обязанности обеспечить охрану периметра аэропорта «Вологда» силами подразделения транспортной безопасности – удовлетворить.

Обязать акционерное общество «Вологодское авиационное предприятие» в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить охрану периметра аэропорта «Вологда» силами подразделения транспортной безопасности.

Взыскать с акционерного общества «Вологодское авиационное предприятие» в доход местного бюджета государственную пошлину за рассмотрение дела судом в размере 6000 (шесть тысяч) рублей.

Решение может быть обжаловано в Вологодский областной суд через Вологодский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья (подпись). Копия верна

Судья А.А. Скороходова

Мотивированное решение изготовлено 09.09.2021.