Бийский городской суд Алтайского края Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru) Вернуться назад
Бийский городской суд Алтайского края — СУДЕБНЫЕ АКТЫ
Дело № 2-885/2012
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11.02.2012 года Бийский городской суд Алтайского края в составе:
председательствующего Елясовой А.Г.
при секретаре Стреж А.Ю.
с участием помощника прокурора города Бийска Боргардт Ю.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению ФИО1 о признании незаконным решения избирательной комиссии муниципального образования город Бийск,
У С Т А Н О В И Л:
Экгардт ФИО12 обратилась в суд с заявлением о признании незаконным решения избирательной комиссии муниципального образования город Бийск.
Заявитель является кандидатом в депутаты Думы города Бийска шестого созыва по одномандатному округу № 12. Заявителем в избирательную комиссию муниципального образования город Бийск 23 января 2012 года были представлены 14 подписных листов, содержащих 135 подписей избирателей.
31 января 2012 года избирательной комиссией муниципального образования город Бийск было вынесено решение № «Об отказе в регистрации ФИО1 в качестве кандидата в депутаты Думы города Бийска шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 12».
При этом избирательной комиссией 29 подписей избирателей были признаны недействительными, в том числе: 16 подписей ( по строке 3 подписного листа 1, по строке 10 подписного листа 2, по строке 3,9,10 подписного листа 3, по строке 2 подписного листа 4, по строке 3 подписного листа 6, по строке 7 подписного листа 7, по строке 3,9,10 подписного листа 8, по строке 9 подписного листа 9, по строке 3,7,8 подписного листа 10, по строке 9 подписного листа 13), со ссылкой на то, что даты внесения проставлены избирателями не собственноручно; 1 подпись ( по строке 2 подписного листа 7) со ссылкой на то, что имеются специально не оговоренные исправления в дате внесения подписи в подписной лист; 9 подписей (все подписи в подписном листе9) со ссылкой на то, что подписной лист содержит неоговоренные исправления в сведениях о лице, осуществляющей сбор подписей (при указании номера дома в адресе места жительства.
Поскольку число действительных подписей, по мнению избирательной комиссии, составило 106 штук, что недостаточно для регистрации, так как необходимо представить 124, ей было отказано в регистрации в качестве кандидата в депутаты Думы города Бийка.
Считая решение избирательной комиссии незаконным, заявитель просила суд:
- признать незаконным и отменить решение избирательной комиссии муниципального образования город Бийск № от 31.01.2012 года об отказе Экгардт ФИО13 в регистрации в качестве кандидата в депутаты Думы города Бийска по одномандатному избирательному округу № 12.
- обязать избирательную комиссию муниципального образования город Бийск зарегистрировать ФИО1 в качестве кандидата в депутаты Думы города Бийска шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 12.
В судебном заседании заявитель ФИО1 и ее представители заявление поддержали в полном объеме.
Представители заинтересованного лица избирательной комиссии муниципального образования г. Бийск Алтайского края - ФИО2, ФИО3, возражали против удовлетворения заявления ФИО1, указав на его необоснованность.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения заявителя и его представителей, представителей заинтересованного лица, заслушав эксперта, допросив свидетелей, заслушав заключение помощника прокурора Боргардт Ю.А., суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с п.1 ст.3 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», п.1 ст.3 Кодекса Алтайского края о выборах, референдуме, отзыве депутатов, гражданин Российской Федерации участвует в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, имеет право избирать, быть избранным депутатом представительного органа муниципального образования, голосовать на референдуме, а по достижении возраста, установленного Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, - быть избранным депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, выборным должностным лицом местного самоуправления (п.1 ст.4 Федерального закона № 67-ФЗ).
Аналогичная норма содержится в п.1 ст.4 Кодекса Алтайского края о выборах, референдуме, отзыве депутатов.
В судебном заседании установлено, что ФИО1 родилась ДД.ММ.ГГГГ, проживает и зарегистрирован в в г.Бийске, то есть достигла возраста, с которого гражданин имеет право быть избранным в представительный орган местного самоуправления, является жителем г.Бийска, соответственно, она имеет право быть избранной в Думу города Бийска в порядке, установленном законодательством о выборах.
Граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом (понятие пассивного избирательного права дано п.27 ст.2 ФЗ РФ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»- право граждан Российской Федерации быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления), могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными законами. Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением (п.п.1 и 2 ст.32 ФЗ РФ № 67-ФЗ).
Пунктами 1, 2 ст.157 Кодекса Алтайского края о выборах, референдуме, отзыве депутатов также предусмотрено, что граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе муниципального списка кандидатов. Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением.
Условия выдвижения кандидатов установлены ст.33 Федерального закона РФ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и ст.158 Кодекса Алтайского края о выборах, референдуме, отзыве депутатов, которыми предусмотрено, что о выдвижении кандидата уведомляется соответствующая окружная избирательная комиссия, о выдвижении кандидатов в составе муниципального списка кандидатов - избирательная комиссия муниципального образования (п.2 ст.158 Кодекса Алтайского края о выборах).
Решением Думы города Бийска № 699 от 22 сентября 2011 года «Об утверждении схемы одномандатных избирательных округов по выборам Думы города Бийска» была утверждена схема одномандатных избирательных округов по выборам депутатов Думы города Бийска, количество которых в г. Бийске составило 15 (ст.18 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ст.12 Кодекса Алтайского края о выборах, референдуме, отзыве депутатов).
Согласно пункту 1 ст.25 Федерального закона № 67-ФЗ, п.7 ст.18 Кодекса Алтайского края о выборах, референдуме, отзыве депутатов, полномочия окружных избирательных комиссий по выборам депутатов представительного органа муниципального района, городского округа могут возлагаться на избирательную комиссию муниципального образования.
В соответствии с данными нормами полномочия окружных избирательных комиссий по выборам депутатов Думы города Бийска VI созыва были возложены на Избирательную комиссию муниципального образования город Бийск ( решением Думы города Бийска за № 739 от 17.11.2011 года).
Таким образом, о непосредственном выдвижении кандидата в депутаты Думы города Бийска VI созыва должна уведомляться избирательная комиссия муниципального образования город Бийск.
Соответствующая избирательная комиссия, как следует из п.2 ст.33 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, гражданство, образование, основное место работы или службы, занимаемая должность. Вместе с заявлением кандидат представляет копию паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом.
В силу п.3 указанной статьи вместе с заявлением в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидатов (каждого кандидата из списка кандидатов), а также об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах.
Аналогичные требования к условиям выдвижения кандидатов предусмотрены п.п.2- 4 ст.158 Кодекса Алтайского края о выборах, референдуме, отзыве депутатов.
В судебном заседании установлено, что в избирательную комиссию муниципального образования город Бийск 20.01.2012 года поступило заявление ФИО1, в котором она дала согласие баллотироваться кандидатом в депутаты Думы города Бийска по одномандатному избирательному округу № 12 в порядке самовыдвижения в соответствии со ст.159 Кодекса Алтайского края о выборах, референдуме, отзыве депутатов (входящий № 99).
Как следует из Подтверждения получения документов № 348 от 20.01.2011 года, к заявлению ФИО1 были приложены следующие документы: копия паспорта; копия диплома об образовании, справка о доходах на одном листе, копия трудовой книжки, справка об основном месте работы, справка о том, что ФИО1 является депутатом Думы города Бийска V созыва.
Следовательно, требования п.п.2, 3 ст.33 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», 2-4 ст.158 Кодекса Алтайского края о выборах, референдуме, отзыве депутатов заявителем ФИО1 были выполнены.
В силу положений ст.34 Федерального закона № 67-ФЗ и п.1 ст.159 Кодекса Алтайского края о выборах, референдуме, отзыве депутатов Кодекса самовыдвижение кандидата производится путем уведомлением об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов.
Порядок сбора подписей в поддержку выдвижения кандидатов определен ст.37 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» и ст. Кодекса Алтайского края о выборах, референдуме, отзыве депутатов.
В поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов, инициативы проведения референдума, как следует из п.1 ст.37 Федерального закона № 67-ФЗ, ст.161 Кодекса Алтайского края о выборах, референдуме, отзыве депутатов могут собираться подписи избирателей, участников референдума в порядке, который определяется законом. Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, списков кандидатов, устанавливается законом и не может превышать 2 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа в соответствии с пунктом 10 статьи 16 настоящего Федерального закона, но не может быть менее 10 подписей.
Если в поддержку кандидатов, выдвинутых по одномандатным и многомандатным избирательным округам, собираются подписи избирателей, то их должно быть собрано 1 процент от числа избирателей, либо 1 процент от числа избирателей, зарегистрированных на территории многомандатного избирательного округа, поделенного на число депутатских мандатов, но не менее 10 подписей.
Решением Думы города Бийска от 08 декабря 2011 года за № 761 были назначены выборы депутатов Думы города Бийска VI созыва на 4 марта 2012 года. Этим решением установлено, что число избирателей, зарегистрированных на территории муниципального образования город Бийск и обладающих активным избирательным правом, составляет 177655 человек.
Число избирателей, зарегистрированных на территории одномандатного избирательного округа № 12, составляет 12494.
В связи с чем, ФИО1 необходимо было представить 124 подписи избирателей в поддержку ее выдвижения кандидатом в депутаты Думы города Бийска по одномандатному избирательному округу № 12.
В судебном заседании установлено, что 23 января 2012 года заявитель представила в избирательную комиссию муниципального образования город Бийск 14 подписных листов с числом подписей избирателей в поддержку ее самовыдвижения - 135 ( л.д.97).
В соответствии с п.3 ст.38 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» законом должна быть предусмотрена процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, участников референдума, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей, а также основания для признания подписей недействительными. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата, списка кандидатов, назначения референдума количества подписей избирателей, участников референдума, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия). К проверке могут привлекаться члены нижестоящих комиссий, эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, учреждений юстиции, военных комиссариатов, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также иных государственных органов. Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и (или) недействительными содержащихся в подписных листах сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей. Заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе.
В силу положений подпункта 3 п.1 ст.50 Кодекса Алтайского края о выборах, референдуме, отзыве депутатов проверке подлежит 100 процентов представленных подписей в поддержку выдвижения каждого кандидата на должность выборного должностного лица местного самоуправления в муниципальных образованиях с количеством зарегистрированных избирателей менее 50 тысяч человек, в поддержку выдвижения каждого кандидата в депутаты представительных органов муниципальных образований по одномандатному (многомандатному) избирательному округу.
Из приведенных норм следует, что проверке подписных листов, представленных ФИО1 в поддержку своего выдвижения, подлежали 100 процентов подписей.
Решением Избирательной комиссии муниципального образования город Бийск № 2/8 от 14 декабря 2011 года утверждена рабочая группа по проверке достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей, содержащихся в подписных листах, предоставляемых кандидатами по выборам депутатов Думы города Бийска по одномандатному округу ( п.3 ст.49 Кодекса Алтайского края о выборах, референдуме, отзыве депутатов).
28 января 2012 года рабочей группой избирательной комиссии была проведена проверка подписных листов, представленных заявителем, по результатам которой составлен итоговый протокол в соответствии с п.7 ст.33 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме Российской Федерации».
Из содержания данного протокола следует, что 29 подписей избирателей были признаны недействительными по следующим основаниям: подпункт 3 п.3 ст.51 Кодекса Алтайского края о выборах - 2 подписи; подпункт 4 п.3 ст.51 Кодекса Алтайского края о выборах - 1 подпись, подпункт 6 п.3 ст.51 Кодекса Алтайского края о выборах - 17 подписей; подпункт 8 п.3 ст.51 Кодекса Алтайского края о выборах - 9 подписей.
Общее число действительных подписей составило 106 штук (л.д.91).
Решением Избирательной комиссии муниципального образования город Бийск № 12/7 от 31.01.2012 года было отказано в регистрации Экгардт ФИО15 в качестве кандидата в депутаты Думы города Бийска шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 12 на основании под. «д» пункта 24 ст.38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и прав на участие в референдуме граждан РФ» (л.д.93-96).
Согласно указанной норме основанием для отказа в регистрации кандидата в депутаты является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, если иное не установлено федеральным законом. При этом, выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа в регистрации кандидата в случае, когда для его регистрации требуется представить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата.
Таким образом, по одномандатному округу № 12 основанием для отказа в регистрации кандидата в депутаты может быть признано недостаточным количество достоверных подписей, составляющее менее 124 штук.
В решении избирательной комиссии муниципального образования город Бийск № 12/7 от 31.01.2012 года указаны следующие основания для признания недостоверными 29 подписей избирателей:
- в отношении 2-х избирателей указаны недостоверные сведения о них - под.3 п. 3 ст.51 Кодекса Алтайского края «О выборах, референдуме, отзыве депутатов» (подписной лист 8 строка 5; подписной лист 10 строка 2);
- в отношении 1-го избирателя не указаны номер дома и квартиры - под.4 п.3 ст.51 Кодекса Алтайского края «О выборах, референдуме, отзыве депутатов» (подписной лист 14 строка 2).
- в подписных листах с подписью 16 избирателей буквенно-цифровые обозначения в графе «дата внесения записи» выполнены одним лицом от разных избирателей - под.6 п.3 ст.51 Кодекса Алтайского края «О выборах, референдуме, отзыве депутатов» (по строке 3 подписного листа 1, по строке 10 подписного листа 2, по строке 3,9,10 подписного листа 3, по строке 2 подписного листа 4, по строке 3 подписного листа 6, по строке 7 подписного листа 7, по строке 3,9,10 подписного листа 8, по строке 9 подписного листа 9, по строке 3,7,8 подписного листа 10, по строке 9 подписного листа 13);
- в отношении 1-й подписи избирателя имеются не оговоренные исправления в дате внесения подписи в подписной лист - подп.6 п.3 ст.51 Кодекса Алтайского края «О выборах, референдуме, отзыве депутатов» (подписной лист 7 строка 2);
- 9 подписей избирателей в подписной листе 9 признаны недействительными, так как в сведениях об адресе места жительства лица осуществляющего сбор подписей, а именно при указании номера дома, содержатся неоговоренные исправления - подп.8 п.3 ст.51 Кодекса Алтайского края «О выборах, референдуме, отзыве депутатов» (подписной лист 9).
Заявителем не оспаривается решение комиссии в отношении первых трех подписей избирателей по основаниям, предусмотренным под.3 п. 3 ст.51 и под.4 п.3 ст.51 Кодекса Алтайского края «О выборах, референдуме, отзыве депутатов».
Вместе с тем, в остальной части решения - в отношении 26 подписей избирателей, заявитель с решением комиссии не согласен, считая его незаконным.
Пунктом 7 ст.38 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», п.9 ст.49 Кодекса Алтайского края о выборах, референдуме, отзыве депутатов предусмотрено, что судом или комиссией может быть осуществлена повторная проверка подписных листов в соответствии с подпунктом 6 статьи 76 Федерального закона в пределах подписей, подлежащих проверке.
Исходя из указанных норм, судом осуществлена повторная проверка подписных листов в пределах подписей, подлежащих проверке, путем исследования подписных листов, допроса свидетелей и консультации эксперта, давшего заключение.
Положениями п.11 ст.37 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и п.7 ст.47 Кодекса Алтайского края о выборах, референдуме, отзыве депутатов предусмотрено, что подпись и дату ее внесения в подписной лист избиратель ставит собственноручно.
Несоблюдение данного требования влечет признание таких подписей избирателей недействительными в соответствии с подпунктом 6 п.3 ст.51 Кодекса Алтайского края о выборах, референдуме, отзыве депутатов.
Подписи избирателей, даты внесения которых проставлены избирателями не собственноручно, могут быть признаны недействительными на основании заключения эксперта, привлеченного к работе по проверке подписей избирателей в порядке, установленном указанными нормативно-правовыми актами ( п.3 ст.38, подп. «е» п.6.4 ст.38 Федерального закона № 67-ФЗ, 6 п.3 ст.51 Кодекса Алтайского края о выборах, референдуме, отзыве депутатов).
Согласно справке эксперта № от 26.01.2012 года буквенно-цифровые записи в графах «дата внесения подписи» подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата ФИО1 в строках 2,3 подписного листа 1; в строках 9,10 подписного листа 2; в строках 2,3,9,10 подписного листа 3; в строках 1,2 подписного листа 4; в строках 1,3 подписного листа 6; в строках 6,7 подписного листа 7; в строках 2,3,9,10 подписного листа 8; в строках 6,9 подписного листа 9; в строках 2,3,7,8 подписного листа 10; в строках 7,9 подписного листа 13 выполнены одним лицом (л.д.90).
Как следует из разъяснений пункта 30 Постановления Пленума Верховного Сулла РФ от 31.03.2011 г. № 5 «О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» при рассмотрении заявлений об оспаривании решений избирательной комиссии … суду необходимо учитывать, что Федеральный закон от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ "О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации" не распространяется на отношения, связанные с проверкой подписей избирателей, участников референдума. Порядок проверки таких подписей установлен пунктами 3 - 7 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ.
Пунктом 3 ст.38 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ установлено, что заключения экспертов излагаются в письменной форме в ведомостях проверки подписных листов или ином документе.
Поскольку справка эксперта № от 26.01.2012 года, получена в порядке, предусмотренном п.3 ст.38 Федерального закона, она по своему смыслу, придаваемому указанной нормой, является экспертным заключением и, соответственно, допустимым доказательством, подтверждающим решение избирательной комиссии муниципального образования города Бийск от 31.01.2012 года.
Вместе с тем, в силу положений пункта 2 ст.67, п.3 ст.86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Заключение эксперта для суда необязательно и оценивается судом в совокупности с остальными доказательствами.
В данном случае, из пояснений эксперта ФИО6, допрошенной в судебном заседании по вопросам, связанным с проведенным исследованием и данным ею заключением, установлено, что в отношении подписей избирателей, а именно: по строке 3 подписного листа 1, по строке 10 подписного листа 2, по строке 3,10 подписного листа 3, по строке 7 подписного листа 7, по строке 9 подписного листа 13, экспертом сделан не категорический, а вероятностный ответ о возможном исполнении указанных подписей одним лицом.
Принимая во внимание данные выводы эксперта в совокупности с показаниями допрошенных в судебном заседании свидетелей, подтвердившими факт собственноручного внесения избирателями подписи и даты в подписной лист, суд приходит к выводу о том, что указанные 7 подписей избирателей могут быть признаны действительными и подлежащими учету при подсчете подписей избирателей, необходимых для регистрации ФИО1 в качестве кандидата в депутаты.
В судебном заседании также установлено, что при проверке подписей избирателей комиссией были признаны недействительными 3 подписи из четырех исследованных экспертом по строкам 3,9,10 подписного листа 8, и 3,7,8 подписного листа 10.
Однако из пояснений эксперта в судебном заседании установлено, что экспертом проводилось сравнительное исследование между подписями по строкам 2 и 3 подписного листа 8 и между подписями по строкам 9 и 10 этого же подписного листа. Аналогично проводилось исследование подписного листа 10: между подписями строк 2 и 3 и между подписями строк 7 и 8.
Таким образом, две подписи с указанных подписных листов (подпись по строке 9 подписного листа 8 и подпись по строке 7 подписного листа 10) являются действительными.
Данные доводы заявителя не оспариваются и представителями заинтересованного лица, которые в судебном заседании указали на недействительность только 7 подписей из 16, исключенных из подписных листов решением избирательной комиссии по основанию - выполнение даты внесения подписи одним лицом.
Следовательно, 9 подписей избирателей, исключенных из количества голосов на основании подп. 6 п.3 ст.51 Кодекса Алтайского края о выборах, референдуме, отзыве депутатов, являются действительными и подлежат учету при подсчете подписей избирателей, необходимых для регистрации кандидата в депутаты ФИО1.
В соответствии в подпунктом «з» п.6.4 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», подп.8 п.3 ст.51 Кодекса Алтайского края «О выборах, референдуме, отзыве депутатов» недействительными признаются: все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе в случае, если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей.
Решением избирательной комиссии были признаны недействительными 9 подписей избирателей в подписном листе 9, так как в сведениях об адресе места жительства лица, осуществляющего сбор подписей, а именно при указании номера дома, содержатся неоговоренные исправления.
Однако при исследовании данного подписного листа в судебном заседании установлено, что сведения об адресе места жительства лица, осуществляющего сбор подписей избирателей, указаны без исправлений.
В то же время, в судебном заседании представители заинтересованного лица указали на исправления в дате внесения подписи этим же лицом, то есть второй цифры 2 при указании года внесения записи (л.д.116), что может являться самостоятельным основанием для признания всех подписей подписного листа недействительными.
Суд не может согласиться с доводами представителей заинтересованного лица, поскольку проверка соблюдения порядка сбора подписей, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях и подписей избирателей в подписных листах, согласно решению избирательной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ была возложена на рабочую группа, которая при проверке подписного листа 9 не усмотрела в дате внесения записи лицом, осуществляющим сбор подписей, каких-либо исправлений.
Порядок проверки, установленный решением № от ДД.ММ.ГГГГ, соответствует требованиям ст.49 Кодекса Алтайского края о выборах, референдуме, отзыве депутатов, и оснований сомневаться в решении избирательной комиссии в данной части у суда не имеется. Более того, при исследовании подписного листа 9 в судебном заседании, суд также не нашел каких - либо исправлений в дате внесения записи, в данном случае, по мнению суда, имеет место нечеткое написание второй цифры 2 при указании года внесения записи.
Таким образом, 9 подписей подписного листа 9 также являются действительными и подлежат учету при подсчете подписей избирателей в поддержку кандидата в депутаты ФИО1.
Ввиду того, что 18 подписей в подписных листах признаны судом действительными, общее количество действительных подписей избирателей составит 124 штуки, что соответствует необходимому количеству подписей для регистрации ФИО1 кандидатом в депутаты Думы города Бийска шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 12.
При таких обстоятельствах решение избирательной комиссии муниципального образования город Бийск № от 31.01.2012 года об отказе Экгардт ФИО16 в регистрации в качестве кандидата в депутаты Думы города Бийска по одномандатному избирательному округу № 12, суд находит незаконным и подлежащим отмене.
В случае отмены решения избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов (пункт 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ) суд вправе возложить на комиссию обязанность зарегистрировать кандидата, список кандидатов, если при рассмотрении дела не были установлены иные основания для отказа в регистрации ( п.40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31.03.2011 N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации").
Поскольку иные основания для отказа в регистрации ФИО1 в качестве кандидата в депутаты не установлены, суд считает возможным обязать избирательную комиссию муниципального образования город Бийск зарегистрировать Экгардт ФИО18 в качестве кандидата в депутаты Думы города Бийска шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 12.
Между тем, требования заявителя о признании незаконным решения избирательной комиссии о признании недействительной подписи избирателя в строке 2 подписного листа 7 в связи с не оговоренными исправлениями в дате внесения подписи в подписной лист суд находит необоснованными, и соглашается с решением избирательной комиссии, так как в судебном заседании в результате визуального осмотра подписного листа установлен факт исправлении цифры 1 на цифру 2 при указании года внесения записи.
Данные исправления не оговорены лицом, вносившим указанную запись, что в силу подп. 6 п.3 ст.51 Кодекса Алтайского края о выборах, референдуме, отзыве депутатов является основанием для признании такой подписи недействительной.
В соответствии с п.1 ст.212 ГПК РФ суд может по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
Решения по делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации суд вправе обратить к немедленному исполнению только по инициативе заявителей и при наличии обстоятельств, названных в части 1 статьи 212 ГПК РФ (п.44 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31.03.2011 N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации").
В судебном заседании ФИО1 просила суд в случае удовлетворения ее требований обратить решение суда к немедленному исполнению в связи с сокращенным сроком для проведения предвыборной агитации, так как день выборов VI созыва, назначен решением Думы города Бийска от 08.12.2011 года на 04.03.2012 года.
Суд находит заявление ФИО1 обоснованным и считает возможным обратить к немедленному исполнению решение суда, учитывая, что замедление его исполнения может привести к существенному нарушению прав заявителя.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным и отменить решение избирательной комиссии муниципального образования город Бийск № от 31.01.2012 года об отказе ФИО1 в регистрации в качестве кандидата в депутаты Думы города Бийска по одномандатному избирательному округу № 12.
Обязать избирательную комиссию муниципального образования город Бийск зарегистрировать Экгардт ФИО20 в качестве кандидата в депутаты Думы города Бийска шестого созыва по одномандатному избирательному округу № 12.
Решение привести к немедленному исполнению.
В остальной части заявление Экгардт ФИО21 оставить без удовлетворения.
Апелляционная жалоба на решение суда по делу о защите избирательных прав, вынесенное в период избирательной кампании, до дня голосования, может быть подана в течение пяти дней со дня принятия судом указанного решения (полного текста).
Судья А.Г. Елясова