ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-885/2015 от 28.12.2015 Шимановского районного суда (Амурская область)

Дело № 2-885/2015

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

28 декабря 2015 года г. Шимановск

мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ

Шимановский районный суд Амурской области в составе председательствующего судьи Воробьёва А.А.,

с участием представителя истца – помощника прокурора Шимановского района Гавриловой М.М.,

при секретаре ФИО6,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Шимановского района, действующего в интересах ФИО5, к Министерству социальной защиты населения Амурской области и управлению социальной защиты населения по городу Шимановску и Шимановскому району о возложении обязанности по выплате средств регионального материнского капитала,

У С Т А Н О В И Л:

Истец- прокурор Шимановского района обратился в Шимановский районный суд с иском в интересах ФИО5 к Министерству социальной защиты населения Амурской области и управлению социальной защиты населения по городу Шимановску и Шимановскому району о возложении обязанности по выплате средств регионального материнского капитала.

В судебном заседании представитель истца – помощник прокурора Шимановского района Гаврилова М.М. иск поддержала и суду пояснила, что ФИО5 является матерью троих несовершеннолетних детей: ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. ДД.ММ.ГГГГФИО1 обратилась в Государственное казенное учреждение Управление социальной защиты населения по г. Шимановску и Шимановскому району (далее по тексту - ГКУ УСЗН) с письменным заявлением о предоставлении регионального материнского капитала на приобретение жилого помещения. ДД.ММ.ГГГГ ГКУ УСЗН принято решение о предоставлении регионального материнского капитала в размере <данные изъяты> рублей с целью приобретения жилого помещения. В силу ст. 1 Федерального закона от 29.12.2006 №256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут устанавливать дополнительные меры поддержки семей, имеющих детей, за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Согласно Постановлению Правительства Амурской области от 25.09.2013 года №446 «Об утверждении государственной программы Амурской области «Обеспечение доступным и качественным жильем населения Амурской области на 2014-2020 годы» для решений жилищных проблем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов, многодетных семей, государственных гражданских служащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в рамках подпрограммы «Улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан, проживающих на территории области» выделено основное мероприятие «Государственная поддержка в обеспечении жильем отдельных категорий граждан», включающее в себя предоставление регионального материнского капитала на улучшение жилищных условий семьям, родившим (усыновившим) третьего или последующего ребенка. В соответствии с п. 2 Порядка предоставления регионального материнского капитала на улучшение жилищных условий семьям, родившим (усыновившим) третьего и последующего ребенка утвержденного Постановлением Правительства Амурской области от 27.01.2012 года №32 (далее - Порядок), право на региональный материнский капитал возникает однократно при рождении (усыновлении) после 1 января 2011 года третьего или последующего ребенка, имеющего гражданство Российской Федерации, при условии совместного проживания с детьми у граждан Российской Федерации, проживающих на территории Амурской области и признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, в том числе женщин, родивших (усыновивших) третьего или последующего ребенка. Размер регионального материнского капитала, согласно п. 6 Порядка, составляет 291.600 рублей. Размер регионального материнского капитала, указанный в сертификате, не подлежит изменению. В силу п. 8, п. 9 Порядка, лица обращаются в ГКУ УСЗН по месту их жительства за получением сертификата после возникновений права на региональный материнский капитал путем подачи заявления о выдаче сертификата. Вместе с заявлением о выдаче сертификата заявитель представляет в ГКУ УСЗН следующие документы: а) паспорт, а в случае его отсутствия - иной документ, удостоверяющий личность лица, имеющего право на региональный материнский капитал; б) паспорт, а в случае его отсутствия - иной документ, удостоверяющий личность представителя заявителя, и нотариально удостоверенную доверенность, подтверждающую его полномочия, - случае подачи заявления представителем заявителя; г) справка о лицах, зарегистрированных по месту жительства (пребывания) совместно с заявителем, в случае, если данные сведения не находятся в распоряжении органа местного самоуправления (не представляется в случае отсутствия регистрации заявителя по месту жительства (пребывания)). Пунктами 12, 33 Порядка определено, что ГКУ УСЗН рассматривает заявление о выдаче сертификата и документы, принимает решение о выдаче сертификата или об отказе в его выдаче в течение 10 рабочих дней со дня подачи заявления о выдаче сертификата. ГКУ УСЗН в течение 3 рабочих дней со дня подачи заявления о предоставлении РМК запрашивает в соответствующих органах сведения: а) о лишении родительских прав в отношении детей; б) об отмене усыновления ребенка (детей); в) о совершении в отношении своих детей умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности; г) об ограничении в родительских правах в отношении детей; д) об отобрании детей. В соответствии с п. 36, п. 39 Порядка, в случае удовлетворения заявления о предоставлении регионального материнского капитала ГКУ УСЗН осуществляет перечисление средств регионального материнского капитала не позднее чем через 2 месяца со дня поступления сведений, указанных в пункте 33 настоящего Порядка, при достаточном объеме бюджетных средств на предоставление регионального материнского капитала. Региональный материнский капитал считается предоставленным гражданину со дня перечисления денежных средств. Проверкой установлено, что сведения о том, что ФИО5 не лишена родительских прав, не ограничена в родительских правах в отношении своих несовершеннолетних детей ФИО2, ФИО3, ФИО4, отбирание несовершеннолетних органом опеки и попечительства не производилось, а также об отсутствии факта совершения ФИО5 в отношении своих детей умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности поступили в ГКУ УСЗН 07.08.2015 года. Однако до настоящего времени региональный материнский капитал в размере <данные изъяты> рублей на улучшение жилищных условий, в соответствии с Порядком, ФИО5 не предоставлен. Указанное свидетельствует о неисполнении Министерством социальной защиты населения Амурской области обязанности по обеспечению ФИО5 мерой социальной поддержки, предусмотренной Правительством Амурской области. ФИО5, которая относится к категории многодетная семья, обратилась в прокуратуру Шимановского района с заявлением о защите социальных прав, выражающихся в получении регионального материнского капитала. Просит суд обязать Министерство социальной защиты населения Амурской области выплатить ФИО5 средства регионального материнского капитала в размере <данные изъяты> рублей в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Истица ФИО5 в судебное заседание не прибыла, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом. В связи с чем, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии истца ФИО5

Представитель ответчика Министерства социальной защиты населения Амурской области в судебное заседание не прибыл, о времени и месте рассмотрения дела извещён надлежащим образом, в связи с чем, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии представителя Министерства социальной защиты населения Амурской области

Согласно возражениям от 23.12.2015 года, представленных суду представителем Министерства социальной защиты населения Амурской области ФИО8, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, Министерство социальной защиты населения Амурской области находит требования ФИО5 незаконными и необоснованными. Согласно п.37 раздела VIII Порядка предоставления регионального материнского капитала на улучшение жилищных условий семьям, родившим (усыновившим) третьего и последующего ребенка, утвержденного постановлением Правительства Амурской области от 27.01.2012 года №32, выплату средств регионального материнского капитала осуществляет ни министерство, а подведомственные ему государственные казенные учреждения по городским округам и муниципальным районам области (далее - ГКУ УСЗН). Таким образом, заявленные прокурором требования об обязании министерства выплатить средства регионального материнского капитала, ввиду их несоответствия самому механизму осуществления данной выплаты, являются необоснованными и удовлетворению не подлежат. Предоставление регионального материнского капитала на улучшение жилищных условий семьям, родившим (усыновившим) третьего или последующего ребенка осуществляется в рамках реализации мероприятий подпрограммы «Улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан, проживающих на территории области» государственной программы Амурской области «Обеспечение доступным и качественным жильем населения Амурской области на 2014 - 2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 25.09.2013 №446 (далее - Программа). Предоставление РМК осуществляется за счет бюджетных средств ассигнований областного бюджета, предусмотренных на указанные цели в рамках Программы. В силу части 2 статьи 179 Бюджетного кодекса РФ, объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации государственных программ утверждается законом о бюджете по соответствующей каждой целевой статье расходов бюджета в соответствии с утвердившим программу нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Согласно Закону Амурской области от 10 декабря 2014 г. №458-ОЗ «Об областном бюджете на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов» расходы областного бюджета на предоставление регионального материнского капитала на улучшение жилищных условий семьям, родившим (усыновившим) третьего или последующего ребенка не отнесены к подгруппе «Публичные нормативные социальные выплаты гражданам». Утвержденная постановлением Правительства Амурской области указанная выше Программа не содержит размер публичного обязательства (и порядок его индексации) перед физическим лицом, подлежащий исполнению в денежной форме. Соответственно, указанные выше обязательства на социальное обеспечение населения возникли не в результате принятия публичных нормативных обязательств» и указанные обязательства подлежат исполнению строго в пределах средств, предусмотренных в областном бюджете на соответствующий год. В соответствии с распределением бюджетных ассигнований по целевым статьям (государственным программам и непрограммным направлениям деятельности), группам видов расходов классификации расходов областного бюджета на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов, согласно приложению №8 к Закону Амурской области 10.12.2014 №458-ОЗ «Об областном бюджете на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов», расходы областного бюджета на предоставление регионального материнского капитала, на улучшение жилищных условий семьям, родившим (усыновившим) третьего или последующего ребенка в текущем году были определены в сумме <данные изъяты> рублей. Законом Амурской области от 25 сентября 2015 года №575-ОЗ «О внесении изменений в Закон Амурской области «Об областном бюджете на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов» внесены изменения в приложение №8 «Распределение бюджетных ассигнований по целевым статьям (государственным программам и непрограммным направлениям деятельности), группам видов расходов классификации расходов областного бюджета на 2015 год и плановый период 2.016 и 2017 годов»; объем расходов на оказание государственной поддержки на предоставление регионального материнского капитала на 2015 год был пересмотрен в сторону увеличения и составил <данные изъяты> рублей. Согласно изменениям, внесенным в Закон об областном бюджете на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов Законом Амурской области от 23 октября 2013 года №596-ОЗ, объем расходов на оказание государственной поддержки на предоставление регионального материнского капитала на 2015 год был в очередной раз пересмотрен в сторону увеличения и составил <данные изъяты> рублей. Законом Амурской области от 20 ноября 2015 г. №610-O3 расходы областного бюджета по названному мероприятию были увеличены до <данные изъяты> рублей. Денежные средства на предоставление РМК, предусмотренные Законом об областном бюджете на 2015 год, в установленном законом порядке были доведены до министерства, а впоследствии перераспределены между ГКУ УСЗН по городским округам и муниципальным районам области, которые, в свою очередь, с учетом выделенных бюджетных ассигнований, произвели указанные выплаты гражданам. При разрешении настоящего спора полагаем, что суду необходимо учитывать и тот факт, что в соответствии с п. 36 Порядка, утвержденного постановлением Правительства области от 27.01.2012 г. №52 (в ред. Постановления Правительства области от 19.05.2015 года №229), в случае удовлетворения заявления о предоставления РМК ГКУ УСЗН осуществляет перечисление средств РМК не позднее чем через 2 месяца со дня поступления сведений, указанных в пункте 33 Порядка, при достаточном объеме бюджетных средств на предоставление РМК. Указанная норма Порядка является действующей, никем не оспорена, и действовала и на момент удовлетворения ГКУ УСЗН по г.Шимановску и Шимановскому району заявления ФИО5 о предоставлении ей РМК. ГКУ УСЗН не участвуют в процессе формирования объема финансирования, а только лишь распределяют полученные средства, в пределах доведенного лимита, следовательно, оснований полагать, что со стороны ГКУ УСЗН по г.Шимановску и Шимановскому району было допущено какое-либо нарушение прав истца не имеется. Министерство, как главный распорядитель средств областного бюджета на финансирование предоставления гражданам мер социальной поддержки в форме предоставления РМК, ежемесячно доводит до сведения министерства финансов области информацию о недостаточности объема средств областного бюджета, доведенного на 2015 год для обеспечения получения РМК всеми гражданами, обратившимися за его получением в текущем году, в связи с чем просит рассмотреть возможность выделения дополнительного объёма средств на предоставление РМК. На указанные запросы министерство финансов области сообщает, что предложение министерства об увеличении бюджетных ассигнований на указанное мероприятие включено в перечень дополнительных заявок и будет рассмотрено при поступлении в областной бюджет дополнительных доходов. Законом Амурской области от 14.12.2015 №619-ОЗ «Об областном бюджете на 2016 год» на предоставление РМК предусмотрено <данные изъяты> рублей. При поступлении денежных средств из областного бюджета средства в установленном порядке будут доведены министерством до ГКУ УСЗН, в том числе и до ГКУ УСЗН по г.Шимановску к Шимановскому району, после чего средства РМК будут перечислены ГКУ УСЗН в счет оплаты приобретаемого ФИО5 по договору купли-продажи жилого помещения. Просит суд отказать в удовлетворении заявленных истцом требований в полном объеме.

Представитель ответчика Государственного казённого учреждения Амурской области – Управления социальной защиты населения по городу Шимановску и Шимановскому району (далее по тексту – ГКУ АО УСЗН по г. Шимановск и Шимановскому району) в судебное заседание не прибыл, о времени и месте рассмотрения дела извещён надлежащим образом. В материалах дела имеется заявление от 10.12.2015 года за подписью начальника ГКУ АО УСЗН по г.Шимановск и Шимановскому району ФИО7 о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика.

Из возражений начальника ГКУ АО УСЗН по г.Шимановск и Шимановскому району ФИО11 от 10.12.2015 года следует, что предоставление регионального материнского капитала осуществляется в целях реализации мероприятий подпрограммы «Улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан, проживающих на территории области» государственной программы Амурской области «Обеспечение доступным и качественным жильем населения Амурской области на 2014-2020 годы», утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 25.09.2013 №446. Участником государственной программы является министерство социальной защиты населения Амурской области (далее - министерство). Источником финансирования данного мероприятия является областной бюджет. В указанной программе предусмотрен объем средств областного бюджета, выделенных на программные мероприятия. Предоставление мер социальной поддержки в рамках государственной программы Амурской области регулирует вопросы дополнительной социальной поддержки отдельных категорий граждан и осуществляется в пределах выделенных объемов средств областного бюджета, предусмотренного на действующее мероприятие. Условия и порядок предоставления регионального материнского капитала регламентируется «Порядком предоставления регионального материнского капитала на улучшение жилищных условий семьям, родившим (усыновившим) третьего или последующего ребенка», утвержденного постановлением Правительства Амурской области от 27.01.2012 года №32, в ред. Постановления №229 от 19.05.2015 года (далее - Порядок). ФИО5 обратилась с заявлением о предоставлении РМК 03.08.2015 года. В тот же день управлением в соответствии с п. 33 Порядка были сделаны запросы в соответствующие органы: о лишении родительских прав в отношении детей, о совершении в отношении своих детей умышленного преступления, относящегося к преступлениям против личности, об ограничении в родительских правах в отношении детей, об отобрании детей, о том, что приобретаемое жилье не признано непригодным для проживания, аварийным и не подлежит сносу или реконструкции. Согласно п.34 после полученных сведений начальником управления 14.08.2015 года было принято решение о предоставлении РМК ФИО5 в сумме <данные изъяты> рублей. Уведомление о принятии решения о предоставлении РМК было вручено ФИО5 14.08.2015 года исх. №1148 управлением была направлена заявка в Министерство Амурской области на сентябрь 2015 года на финансирование в размере <данные изъяты> рублей, в том числе на ФИО5 – <данные изъяты> рублей. Согласно п.36 Порядка ГКУ УСЗН осуществляет перечисление средств РМК не позднее чем через 2 месяца со дня поступления сведений, при достаточном объеме бюджетных средств на предоставление РМК. Согласно статье 83 Бюджетного Кодекса РФ увеличение бюджетных ассигнований на исполнение существующих видов расходных обязательств может осуществляться при наличии соответствующих источников дополнительных поступлений в бюджет и доходных возможностей областного бюджета. В этом случае могут выделяться дополнительные средства для реализации программных мероприятий. По состоянию на 10.12.2015 года министерство довело до управления средств предоставление РМК в размере <данные изъяты> рублей, выплачено было <данные изъяты> рублей. В управление по состоянию на 10.12.2015 года обратились граждане с заявлениями о предоставлении РМК на сумму <данные изъяты> рублей. Таким образом, долг перед гражданами на 10.12.2015 года составил <данные изъяты> рублей, в том числе перед ФИО5 – <данные изъяты> рублей. Причина задолженности не в бездействии сотрудников управления, а в отсутствии необходимого финансирования. Начисление РМК по заявлению ФИО5 делалось своевременно. Заявка на финансирование по начисленной выплате предоставлена в министерство своевременно. Однако финансирование на выплату РМК в необходимом объеме октябре-декабре 2015 года не осуществлялось, в связи с чем, ФИО5 не смогла получить региональный материнской капитал. Управление приняло все необходимые меры в соответствии действующим Порядком: документы от заявителя приняты, запросы в соответствующие органы сделаны вовремя, решение о предоставлении РМК принято в соответствующие сроки, расчет суммы выплаты осуществлен, заявка финансирование сформирована и в министерство направлена. Управление является казенным учреждением, доходов, помимо бюджетных средств, не имеет, поэтому произвести выплату регионального материнского капитала без предоставления финансирования, управлению не представляется возможным. Управление не усматривает нарушений действующего законодательства, так как причина непредставления регионального материнского капитала ФИО5 из-за недостаточности средств областного бюджета, выделенных на данное мероприятие, и не зависит работников управления. Просит суд отказать в удовлетворении иска.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Правительства Амурской области в судебное заседание не прибыл, в материалах дела имеется заявление представителя ФИО10, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, о рассмотрении дела без участия представителя Правительства Амурской области.

Согласно возражениям от ДД.ММ.ГГГГ, за подписью представителя Правительства Амурской области ФИО10, исковые требования являются необоснованными. Мероприятие по предоставлению РМК на улучшение жилищных условий семьям, родившим (усыновившим) третьего или последующего ребёнка предусмотрено подпрограммой «Улучшение жилищных условий отдельных граждан, проживающих на территории области» государственной программы Амурской области «Обеспечение доступным и качественным жильём населения Амурской области на 2014-2020 годы», утверждённой постановлением Правительства Амурской области от 25.09.2013 года №446. Механизм предоставления РМК установлен Порядком предоставления регионального материнского капитала на улучшение жилищных условий семьям, родившим (усыновившим) третьего и последующего ребёнка, постановлением Правительства Амурской области от 27.01.2012 года №32. В соответствии с п. 36 Порядка, ГКУ УСЗН осуществляет перечисление средств РМК не позднее чем через 2 месяца со дня поступления сведений, указанных в п. 33 данного Порядка, при достаточном объёме бюджетных средств на предоставление РМК. Указанных бюджетных средств на предоставление гражданам РМК бело недостаточно. То есть условие, при котором возникает обязанность по предоставление РМК, не наступило. В соответствии с Законом Амурской области от 10.12.2014 года №458-ОЗ «Об областном бюджете на 2015 года и плановый период 2016-2017 годов, подпрограммой «Улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан, проживающих на территории области» государственной программы Амурской области «Обеспечение доступным и качественным жильём населения Амурской области на 2014-2020 годы», утверждённой постановлением Правительства Амурской области от 25.09.2013 №446, объём финансирования из областного бюджета по мероприятию «Предоставление регионального материнского капитала на улучшение жилищных условий семьям, родившим (усыновившим) третьего или последующего ребёнка» на 2015 год составлял <данные изъяты> рублей. Бюджетные ассигнования в полном объёме были направлены министерством социальной защиты населения Амурской области ГКУ УСЗН области. Законом амурской области от 20.11.2015 года №610-ОЗ внесены изменения в Закон Амурской области от 10.12.2014 года №458-ОЗ «Об областном бюджете на 2015 года и плановый период 2016 и 2017 годов», в соответствии с которым объём финансирования из областного бюджета по мероприятию «Предоставление регионального материнского капитала на улучшение жилищных условий семьям, родившим (усыновившим) третьего или последующего ребёнка» на 2015 год составила <данные изъяты> рублей. Также постановлением Правительства Амурской области от 18.11.2015 года №548 внесены изменения в постановление Правительства Амурской области от 25.09.2013 года №446 «Об утверждении государственной программы Амурской области «Обеспечение доступным и качественны жильём населения Амурской области на 2014-2020 годы» в части увеличения объёма средств по мероприятию «Предоставление регионального материнского капитала на улучшение жилищных условий семьям, родившим (усыновившим) третьего или последующего ребёнка» подпрограммы «Улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан, проживающих на территории области» в указанном выше объёме. После вступления указанных нормативных правовых актов бюджетные ассигнования будут направлены в ГКУ УСЗН области. Истец просит произвести выплату РМК ФИО5 Вместе с тем, в соответствии с п. 37 Порядка, средства РМК перечисляются ГКУ УСЗН в безналичном порядке на банковский счёт физического лица, осуществляющего отчуждение приобретаемого жилого помещения. При этом средства РМК перечисляются ГКУ УСЗН в безналичном порядке на банковский счёт лица, получившего сертификат, в случае направления средств РМК на компенсацию затрат, понесённых на строительство (реконструкцию) объекта индивидуального жилищного строительства, осуществляемое гражданами без привлечения организации, осуществляющей строительство (реконструкцию) объекта индивидуального жилищного строительства. ФИО5 решила использовать средства РМК на приобретение квартиры. В связи с этим средства РМК должны быть перечислены на банковский счёт физического лица, осуществляющего отчуждение приобретаемого жилого помещения, а не на счёт покупателя. Министерство социальной защиты населения Амурской области является главным распорядителем средств, направляемых на РМК. Вместе с тем, перечисление гражданам средств РМК осуществляется ГКУ УСЗН. В связи с этим Министерство социальной защиты населения Амурской области является ненадлежащим ответчиком.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельного требования относительно предмета спора, - Министерства финансов Амурской области, в судебное заседание не прибыл, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, суду не сообщил об уважительных причинах неявки и не просил суд рассмотреть дело в его отсутствие. Суд в соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица.

Исследовав материалы дела, суд находит исковые требования прокурора Шимановского района, заявленные в интересах ФИО5, подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:

Постановлением Правительства Амурской области от 25.09.2013 года №446 утверждена государственная программа Амурской области «Обеспечение доступным и качественным жильём населения Амурской области на 2014-2020 годы для решения жилищных проблем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей инвалидов, многодетных семей, государственных гражданских служащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в рамках подпрограммы «Улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан, проживающих на территории области» выделено основное мероприятие «Государственная поддержка в обеспечении жильем отдельных категорий граждан», включающее в себя предоставление регионального материнского капитала на улучшение жилищных условий семьям, родившим (усыновившим) третьего или последующего ребенка.

В соответствии с п. 2 Порядка предоставления регионального материнского капитала на улучшение жилищных условий семьям, родившим (усыновившим) третьего и последующего ребенка утвержденного Постановлением Правительства Амурской области от 27.01.2012 года №32 (далее - Порядок), право на региональный материнский капитал возникает однократно при рождении (усыновлении) после 1 января 2011 года третьего или последующего ребенка, имеющего гражданство Российской Федерации, при условии совместного проживания с детьми у граждан Российской Федерации, проживающих на территории Амурской области и признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, в том числе женщин, родивших (усыновивших) третьего или последующего ребенка. Размер регионального материнского капитала составляет 291.600 рублей.

В судебном заседании установлено, что ФИО5 имеет на иждивении трёх несовершеннолетних детей: ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 обратилась в ГКУ УЗСН по г. Шимановск и Шимановскому району с заявление о предоставлении регионального материнского капитала. ДД.ММ.ГГГГ ГКУ УЗСН по г. Шимановск и Шимановскому району приняло решение о предоставлении ФИО5 регионального материнского капитала.

Как следует из отзыва ГКУ УЗСН по г. Шимановск и Шимановскому району от ДД.ММ.ГГГГ, заявление ФИО5 о предоставлении регионального материнского капитала поступило ДД.ММ.ГГГГ. Задолженность перед ФИО5 по выплате регионального материнского капитала по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составила <данные изъяты> рублей.

Таким образом, выплата регионального материнского капитала истцу ФИО5 до настоящего времени не осуществлена.

При этом суд выяснил, что ФИО5, являясь мамой трёх несовершеннолетних детей, приобрела статус участника подпрограммы, предполагающей оказание мер социальной поддержки, сохранила указанный статус, соответственно истица была вправе рассчитывать на получение социальной выплаты.

В свою очередь отсутствие достаточного финансирования не может стать препятствием к реализации предоставленного заявителю права, в связи с чем мнение ответчика об отказе истцу в удовлетворении требования, суд не находит заслуживающим внимания, поскольку право истца на получение социальных гарантий, установленных Правительством Амурской области не может быть обусловлено наличием или отсутствием финансирования.

Предусмотренная подпрограммами государственная поддержка в виде регионального материнского капитала на приобретение жилого помещения, представляет собой меру социальной защиты, право на введение которой, определение круга субъектов, на которые она распространяется, источника и порядка ее финансирования, а также ее изменения является дискрецией органов государственной власти. Поскольку государство, включая заявителя в качестве участника указанной подпрограммы, и признавая тем самым право ФИО5 на получение социальной выплаты, взяло на себя определенное публично-правовое обязательство по его социальной поддержке, то исключается произвольный отказ от него.

О нормативном характере подпрограммы свидетельствуют положения, определяющие условия участия граждан в долгосрочной целевой программе «Обеспечение доступным и качественным жильём населения Амурской области на 2014-2020 годы», направления реализации Программы и правила использования средств, предоставленных в качестве социальных выплат.

Согласно п. 36, п. 39 Порядка, в случае удовлетворения заявления о предоставлении регионального материнского капитала ГКУ УСЗН осуществляет перечисление средств регионального материнского капитала не позднее чем через 2 месяца со дня поступления сведений, указанных в пункте 33 настоящего Порядка, при достаточном объеме бюджетных средств на предоставление регионального материнского капитала. Региональный материнский капитал считается предоставленным гражданину со дня перечисления денежных средств.

Поскольку ФИО5 обратилась в суд с требованиями о возложении обязанности произвести выплату регионального материнского капитала, то её право на получение соответствующей социальной гарантии должно быть реализовано в судебном порядке.

Отсутствие в настоящее время указанных мер государственной поддержки не может служить основанием для неисполнения обязанности государственного органа перед гражданином по погашению задолженности.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, неоднократно подтвержденной в ряде принятых судебных постановлениях, соблюдение принципа поддержания доверия граждан к действиям государства предполагает правовую определенность, предсказуемость политики в социальной сфере, с тем, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности государственной защиты, то есть в том, что приобретенное ими на основании действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано.

В соответствии с п. 37 Порядка, выплату средств регионального материнского капитала осуществляют подведомственные Министерству социальной защиты населения Амурской области государственные казенные учреждения по городским округам и муниципальным районам области. Предоставление регионального материнского капитала осуществляется за счёт бюджетных средств ассигнований областного бюджета.

Как определено Разделом VI Постановления Правительства Амурской области от 25 сентября 2013 года №446 «Об утверждении государственной программы Амурской области «Обеспечение доступным и качественным жильём населения Амурской области на 2014-2020 годы», координатором и участником основного мероприятия – подпрограммы «Улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан, проживающих на территории области» является Министерство социальной защиты населения Амурской области.

Как видно из представленных доказательств, денежные средства, подлежащие перечислению по сертификатам в рамках выполнения вышеназванной подпрограммы, в территориальное ГКУ УСЗН по г. Шимановску и Шимановскому району не поступили. Соответственно суд приходит к выводу, что в данном случае права получателя сертификата ФИО5 нарушены действиями ответчика Министерства социальной защиты населения Амурской области.

Таким образом, суд приходит к выводу, что ГКУ УСЗН по г. Шимановску и Шимановскому району, в данном случае, является ненадлежащим ответчиком, в связи с чем суд отказывает истцу прокурору Шимановского района в удовлетворении иска о возложении на ответчика ГКУ УСЗН по г. Шимановску и Шимановскому району обязанности произвести в пользу ФИО5 выплату средств регионального материнского капитала в размере <данные изъяты> рублей.

В связи с изложенным, суд считает необходимым частично удовлетворить требование прокурора Шимановского района и возложить на ответчика Министерство социальной защиты населения Амурской области обязанность произвести в пользу ФИО5 выплату средств регионального материнского капитала в размере <данные изъяты> рублей.

Прокурор Шимановского района предъявил требование о возложение на ответчика указанной обязанности в течение двух месяцев со дня вступления решения в законную силу. Сторона ответчика иной срок для исполнения данной обязанности предоставить не просила.

Суд считает необходимым обязать Министерство социальной защиты населения Амурской области произвести в пользу ФИО5 выплату средств регионального материнского капитала в размере <данные изъяты> рублей в срок - в течение 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ, государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобождён, взыскивается с ответчика, не освобождённого от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворённой части исковых требований.

Поскольку истец прокурор Шимановского района от уплаты государственной пошлины при подаче иска был освобождён на основании п.п. 9 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ, суд считает необходимым взыскать с ответчика Министерства социальной защиты населения Амурской области в доход местного бюджета государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Шимановского района удовлетворить частично.

Обязать Министерство социальной защиты населения Амурской области произвести в пользу ФИО5 выплату средств регионального материнского капитала в размере <данные изъяты> рублей в срок - в течение 2 (двух) месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с ответчика Министерства социальной защиты населения Амурской области в доход местного бюджета государственную пошлину в размере <данные изъяты> рублей.

В удовлетворении остальной части исковых требований прокурору Шимановского района отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Амурского областного суда через данный суд путём подачи апелляционной жалобы (апелляционного представления) в порядке Главы 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в течение 1 (одного) месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий: _____________