ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-885/2016 от 22.12.2016 Чкаловского районного суда (Нижегородская область)

2-885/2016

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Чкаловск. 22.12.2016 года.

Чкаловский районный суд Нижегородской области в составе

председательствующего судьи Романычевой Н.В.,

при секретаре судебного заседания Кнутовой М.А.,

с участием представителя ответчика Кузнецовского МУП ЖКХ ФИО1 (по доверенности) и представителей третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, председателя товарищества собственников недвижимости «Надежда» ФИО2 и ФИО3 (по доверенности),

рассмотрев в открытом судебном заседании

гражданское дело по иску

государственной жилищной инспекции Нижегородской области к Кузнецовскому муниципальному унитарному предприятию жилищно-коммунального хозяйства о возложении обязанности исполнить предписания государственной жилищной инспекции Нижегородской области от 25.02.2016 года , от 06.04.2016 года и от 05.08.2016 года ,

У С Т А Н О В И Л:

Государственная жилищная инспекция Нижегородской области (далее – Госжилинспекция) обратилась в суд с иском к Кузнецовскому муниципальному унитарному предприятию жилищно-коммунального хозяйства (далее – Кузнецовское МУП ЖКХ) о возложении обязанности исполнить предписания государственной жилищной инспекции Нижегородской области от 25.02.2016 года , от 06.04.2016 года и от 05.08.2016 года , указав следующее. 20.02.2016 года во исполнение приказа от 08.02.2016 года начальника Городецкого отдела (заместителя руководителя) Госжилинспекции, в рамках рассмотрения обращения жителя многоквартирного дома по ул. <адрес>Ч.М.А., должностным лицом Госжилинспекции проведены внеплановые выездные проверки в отношении Кузнецовского МУП ЖКХ и товарищества собственников недвижимости ТСН «Надежда» (далее – ТСН «Надежда») с обследованием дома по ул. <адрес> (далее – спорный дом). В ходе указанных проверок Госжилинспекцией выявлено ненормативное предоставление Кузнецовским МУП ЖКХ такой коммунальной услуги как горячее водоснабжение на вводе в спорный многоквартирный жилой дом, а именно: по показаниям приборов измерения температура горячей воды при вводе в указанный дом на подающем трубопроводе системы горячего водоснабжения составила «+52,2°С», что не соответствует п.2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», согласно которым температура горячей воды в местах водоразбора, независимо от применяемой системы теплоснабжения, должна быть не менее «+60°С» и не выше «+75°С». По результатам проверки Госжилинспекцией в отношении Кузнецовского МУП ЖКХ был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 7.23. КоАП РФ, с последующим назначением наказания в виде штрафа в размере 5000 рублей, а также выдано предписание от 25.02.2016 года об устранении выявленных нарушений, а именно: в срок до 25.03.2016 года привести температуру горячей воды, поставляемую в спорный многоквартирный дом, в соответствие с установленными нормативными актами пределами и произвести потребителям данного дома перерасчет за предоставление коммунальной услуги ненадлежащего качества. 01.04.2016 года Госжилинспекцией проведена внеплановая выездная проверка выполнения Кузнецовским МУП ЖКХ предписания Госжилинспекции, в ходе которой установлено, что ответчик не выполнил законное предписание от 25.02.2016 года , срок исполнения которого истек, и при замере температуры горячей воды на вводе трубопровода горячего водоснабжения в спорный дом вновь выявлено занижение температуры горячей, а именно: по показаниям приборов измерения температура горячей воды при вводе в дом составила «+52°С», что не соответствует п.2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09. По факту невыполнения предписания в отношении Кузнецовского МУП ЖКХ был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5. КоАП РФ, и выдано повторное предписание от 06.04.2016 года об устранении в срок до 20.06.2016 года причины некачественной подачи коммунальной услуги «горячее водоснабжение» в многоквартирный жилой дом и проведения потребителям данного дома перерасчета за предоставление коммунальной услуги ненадлежащего качества. Материалы дела об административном правонарушении в отношении Кузнецовского МУП ЖКХ по результатам проверки, проведенной 01.04.2016 года, были направлены мировому судье Чкаловского района Нижегородской области. 03.08.2016 года Госжилинспекцией проведена внеплановая выездная проверка выполнения Кузнецовским МУП ЖКХ повторного предписания Госжилинспекции, в ходе которой установлено, что предприятие не выполнило законное предписание от 06.04.2016 года , срок исполнения которого истек. Так, при замере температуры горячей воды на вводе трубопровода горячего водоснабжения в спорный дом снова выявлено занижение температуры горячей воды, а именно: по показаниям приборов измерения температура горячей воды при вводе в дом составила «+51 С», что не соответствует п.2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09. По факту невыполнения предписания в отношении Кузнецовского МУП ЖКХ был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 19.5. КоАП РФ, и выдано новое предписание от 05.08.2016 года об устранении выявленных нарушений, а именно: в срок до 20.09.2016 года привести температуру горячей воды в соответствие с установленными нормативными актами пределами и произвести потребителям данного многоквартирного дома перерасчет за предоставление коммунальной услуги ненадлежащего качества. Материалы дела об административном правонарушении в отношении Кузнецовкого МУП ЖКХ по результатам проверки, проведенной 03.08.2016 года, были направлены мировому судье Чкаловского района Нижегородской области. 22.09.2016 года Госжилинспекцией проведена внеплановая выездная проверка выполнения Кузнецовским МУП ЖКХ предписания Госжилинспекции, в ходе которой установлено, что МУП ЖКХ не выполнило законное предписание от 05.08.2016 года , и при замере температуры горячей воды на вводе трубопровода горячего водоснабжения в спорный дом снова выявлено занижение температуры горячей воды, а именно: по показаниям приборов измерения температура горячей воды при вводе в спорный многоквартирный дом составила «+49,9°С», что не соответствует п.2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09. По факту невыполнения предписания в отношении Кузнецовского МУЛ ЖКХ был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 19.5. КоАП РФ, и выдано новое предписание от 27.09.2016 года об устранение выявленных нарушений, а именно: в срок до 27.10.2016 года привести температуру горячей воды в соответствие с установленными нормативными актами пределами и произвести потребителям данного многоквартирного дома перерасчет за предоставление коммунальной услуги ненадлежащего качества. Материалы дела об административном правонарушении в отношении Кузнецовкого МУП ЖКХ по результатам проверки, проведенной 22.09.2016 года, направлены мировому судье Чкаловского района Нижегородской области. Тепловая энергия является коммунальным ресурсом, количество которого определяет норматив потребления коммунальных услуг (п.3 Правил ). Таким образом, тепловая энергия в сетевой воде, которая поставляется Кузнецовским МУП ЖКХ обслуживающим организациям для оказания ими коммунальных услуг населению, при поступлении непосредственно в жилое помещение преобразуются в коммунальную услугу. При заключении договора на поставку тепловой энергии Кузнецовское МУП ЖКХ знало, что теплоресурс предназначается для населения, в частности, жителей спорного многоквартирного жилого дома, однако, в нарушение требований п. 9 Правил и п. 2.4 СанПиН 2.1.4.2496-09, подавало в указанный дом горячую воду температурой ниже установленного нормативными актами предела и не предпринимало мер по устранению причин некачественной подачи данной коммунальной услуги и перерасчета потребителям данного дома за предоставление коммунальной услуги ненадлежащего качества, то есть уклонялось от исполнения законных предписаний, выданных Госжилинспекцией. Исходя из изложенного, Госжилинспекция и просит возложить на ответчика обязанности исполнить вышеуказанные предписания, а именно: выполнить работы по приведению температуры горячей воды на вводе в дом по <адрес> в соответствие с установленными нормативными актами пределами и произвести потребителям указанного многоквартирного дома перерасчет за предоставление коммунальной услуги ненадлежащего качества за период с 20.02.2016 года по 22.09.2016 года.

Определением судебного заседания от 13.12.2016 года по инициативе суда и в соответствии с ч. 1 ст. 43 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ) к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ТСН «Надежда» (протокол – л.д. 78).

В судебные заседания истец в лице государственной жилищной инспекции Нижегородской области не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом (почтовые уведомления – л.д. 76, 82).

В силу ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие истца.

В судебном заседании от 22.12.2016 года представитель Кузнецовского МУП ЖКХ ФИО1 иск не признала в полном объеме, пояснив, что Кузнецовское МУП ЖКХ занимается производством, передачей и распределением пара и горячей воды котельными с целью удовлетворения общественных потребностей граждан д. <адрес>. 01.02.2016 года между Кузнецовским МУП ЖКХ и ТСН «Надежда» был заключен договор теплоснабжения, согласно которому МУП ЖКХ обязано подавать тепловую энергию ТСН «Надежда» в объеме, режиме и с качеством, указанном в договоре. 20.02., 01.04., 03.08. и 22.09.2016 года государственным жилищным инспектором были проведены проверки в части подачи Кузнецовским МУП ЖКХ горячего водоснабжения в спорный многоквартирный жилой дом, и установлено, что в дом подавалась горячая вода, температурой ниже установленного предела, в связи с чем МУП ЖКХ были выданы предписания от 25.02., 06.04., 05.08. и 27.09.2016 года о приведении температуры горячей воды, поставляемой в спорный многоквартирный жилой дом, в соответствие с пределами, установленными нормативными актами, и о перерасчете потребителям данного дома за предоставление коммунальной услуги ненадлежащего качества. Кузнецовское МУП ЖКХ данные предписания не оспаривало, хотя в устном порядке государственному жилищному инспектору было пояснено, что предписания являются неисполнимыми, так как оборудование котельной и все теплосети находятся у МУП ЖКХ только в пользовании, а собственником данного оборудования является администрация городского округа <адрес>. В настоящее время оборудование износилось, денежных средств на ремонт котельной и теплосетей нет. Требования Госжилинспекции предприятие не признает потому, что, во-первых, истцом не указаны конкретные работы, которые должны быть выполнены Кузнецовским МУП ЖКХ, и, во-вторых, перерасчет потребителям спорного дома должно произвести ТСН «Надежда», так как Кузнецовское МУП ЖКХ в договорных отношениях непосредственно с потребителями не состоит. Кроме того, Госжилинспекция заявила иск в интересах потребителей спорного многоквартирного жилого дома, то есть в интересах определенного круга лиц, что нарушает требования действующего законодательства.

В судебном заседании от 22.12.2016 года представители третьего лица - председатель ТСН «Надежда» ФИО2 и ФИО3 требования истца поддержали в полном объеме, пояснив, что согласно п. 1.1. и п. 4.1 договора теплоснабжения от 01.02.2016 года Кузнецовское МУП ЖКХ обязалось подавать ТСН «Надежда» горячую воду через присоединенную сеть в объеме, режиме и с качеством, указанным в договоре, в соответствии с актом разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон; поддерживать температуру теплоносителя на границе эксплуатационной ответственности, однако свою обязанность подавать горячую воду температурой, соответствующей пределам, установленным нормативными актами, не выполняет в течение всего периода, указанного в иске, и при этом не производит потребителям спорного многоквартирного дома перерасчет за предоставление коммунальной услуги ненадлежащего качества.

Выслушав представителей ответчика и третьего лица, исследовав материалы дела, суд установил следующее.

В силу положений ч. 2 ст. 20 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ) государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, с учетом требований к организации и проведению государственного жилищного надзора, установленных Правительством РФ.

В соответствии с п. 4 Положения о государственном жилищном надзоре, утвержденного постановлением Правительства РФ № 493 от 11.06.2013 года «О государственном жилищном надзоре», государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ (региональный государственный жилищный надзор) в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ.

Постановлением Правительства Нижегородской области от 29.11.2013 года № 885 утверждено Положение о государственной жилищной инспекции Нижегородской области (далее – Положение), согласно которому основными задачами инспекции являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами установленных в соответствии с жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности требований к использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его форм собственности, в том числе требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию, использованию и содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, формированию фондов капитального ремонта, созданию и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих управление многоквартирными домами, оказывающих услуги и (или) выполняющих работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах, предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах…(п.п.2.1. п.2); осуществление надзора за исполнением требований, содержащихся в выданных инспекцией предписаниях и представлениях (п.п. 3.5. п. 3); составление протоколов об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований, рассмотрение в установленном порядке дел об административных правонарушениях в пределах компетенции инспекции и принятие по ним соответствующих решений, привлечение виновных лиц к административной ответственности за нарушение обязательных требований, внесение в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представлений о принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению правонарушений (п.п. 3.6. п. 3, 4.2.4. п.4); обращение в суд с заявлениями в защиту прав и законных интересов собственников, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращениям или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушения обязательных требований (п.п. 4.1.1. п. 4); осуществление в рамках компетенции иных прав, предусмотренных действующим законодательством (п.п. 4.1.4. п. 4).

В соответствии с ч. 4 и п. 3 ч. 5 ст. 20 ЖК РФ предметом проверки является соблюдение органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, в том числе требований к созданию и деятельности юридических лиц, осуществляющих управление многоквартирными домами, правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, порядка предоставления коммунальных услуг, требований к осуществлению оценки соответствия жилых домов, многоквартирных домов требованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов. Должностные лица органов государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, являющиеся соответственно государственными жилищными инспекторами, муниципальными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством РФ, имеют право выдавать предписания о прекращении нарушений обязательных требований, об устранении выявленных нарушений, о проведении мероприятий по обеспечению соблюдения обязательных требований, в том числе об устранении в шестимесячный срок со дня направления такого предписания несоответствия устава товарищества собственников жилья, внесенных в устав изменений обязательным требованиям.

Установленный факт неисполнения предписаний наделяет указанный орган правом на инициирование процедуры привлечения хозяйствующего субъекта к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5. Кодекса РФ об административном правонарушении.

Из материалов дела следует, что 29.01.2016 года от Ч. по электронной почте в адрес заместителя губернатора, заместителя председателя Правительства Нижегородской области Б.А.А. поступило заявление с просьбой об оказании содействия в нормализации горячего водоснабжения, что подтверждается учетной карточкой , поступившей в Госжилинспекцию 02.02.2016 года (карточка – л.д. 7).

На основании приказа от 08.02.2016 года заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) С.Е.А., 20.02.2016 года в ходе проведенной внеплановой выездной проверки главным специалистом Городецкого отдела Государственной жилищной инспекцией Нижегородской области Х.Е.Ю. по фактам нарушения прав потребителей, изложенным в обращении Ч., проживающего по адресу: <адрес> по вопросу ненадлежащего предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению вышеуказанному помещению (ненормативная температура), в деятельности Кузнецовского МУП ЖКХ выявлено следующее: в многоквартирном жилом доме по ул. <адрес> (спорный многоквартирный дом) ввод горячей воды в дом осуществляется через подвал дома. При замере температуры горячей воды на вводе трубопровода горячего водоснабжения в указанный дом при помощи контактного цифрового термометра ТК-5,06 (с зондами 3П-150 ; 3ПГ-150 ; 3В-150 , заводской , дата поверки 23.07.2015 года, действительно до 23.07.2016 года) установлено, что температура горячей воды составила «+52,2°С», о чем составлен акт от 20.02.2016 года (приказ – л.д. 8-10, акт – л.д. 11-13).

25.02.2016 года главным специалистом Госжилинспекции Х.Е.Ю. в отношении Кузнецовского МУП ЖКХ вынесено предписание об устранении выявленных нарушений в срок до 25.03.2016 года, а именно: о приведении температуры горячей воды, поставляемой в спорный многоквартирный жилой дом, в соответствие с установленными нормативными актами пределами и о перерасчете потребителям данного многоквартирного дома за предоставление коммунальной услуги ненадлежащего качества (предписание – л.д. 14-15).

На основании приказа от 23.03.2016 года заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) С.Е.А. 01.04.2016 года в ходе проведенной внеплановой выездной проверки главным специалистом Госжилинспекции Х.Е.Ю. по проверке выполнения предписания от 25.02.2016 года в деятельности Кузнецовского МУП ЖКХ при замере температуры горячей воды на вводе трубопровода горячего водоснабжения в спорный многоквартирный дом установлена температура «+52°С», о чем составлен акт от 01.04.2016 года (приказ – л.д. 18-19, акт – л.д. 23-26).

06.04.2016 года главным специалистом Госжилинспекции Х.Е.Ю. в отношении Кузнецовского МУП ЖКХ вынесено предписание об устранении выявленных нарушений в срок до 20.06.2016 года, а именно: о приведении температуры горячей воды, поставляемой в спорный многоквартирный жилой дом, в соответствие с установленными нормативными актами пределами и о перерасчете потребителям данного многоквартирного дома за предоставление коммунальной услуги ненадлежащего качества (предписание – л.д. 27).

На основании приказа от 02.08.2016 года и.о. начальника Городецкого отдела (заместителя руководителя) Госжилинспекции В.М.В. 03.08.2016 года в ходе проведенной внеплановой выездной проверки главным специалистом Госжилинспекции Х.Е.Ю. по проверке выполнения предписания от 06.04.2016 года при замере температуры горячей воды на вводе трубопровода горячего водоснабжения в спорный многоквартирный жилой дом установлена температура «+51°С», о чем составлен акт от 03.08.2016 года (приказ – л.д. 30-31, акт – л.д. 34-37).

05.08.2016 года главным специалистом Городецкого отдела Госжилинспекции Х.Е.Ю. в отношении Кузнецовского МУП ЖКХ вынесено предписание об устранении выявленных нарушений в срок до 20.09.2016 года, а именно: привести температуру горячей воды, поставляемую в многоквартирный жилой дом по ул. <адрес> в соответствии с установленными нормативными актами пределами (предписание – л.д. 38).

На основании приказа от 21.09.2016 года заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) С.Е.А. 22.09.2016 года в ходе проведенной внеплановой выездной проверки главным специалистом Госжилинспекции Х.Е.Ю. по проверке выполнения предписания от 05.08.2016 года при замере температуры горячей воды на вводе трубопровода горячего водоснабжения в спорный многоквартирный жилой дом установлена температура горячей воды «+49,9°С» (приказ – л.д. 41-42, акт – л.д. 45-48).

27.09.2016 года главным специалистом Городецкого отдела Госжилинспекции Х.Е.Ю. в отношении Кузнецовского МУП ЖКХ вынесено предписание об устранении выявленных нарушений в срок до 27.10.2016 года, а именно: привести температуру горячей воды, поставляемую в многоквартирный жилой дом по ул. <адрес> в соответствии с установленными нормативными актами пределами (предписание – л.д. 49).

Согласно ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В силу п. 4 ч. 6 ст. 20 ЖК РФ орган государственного жилищного надзора вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов собственников, нанимателей и других пользователей жилых помещений по их обращению или в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в случае выявления нарушений обязательных требований.

Под неопределенным кругом лиц (потребителей) понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении, а также решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дела.

Согласно ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

В соответствии с ч. 1 ст. 46 ГПК РФ в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации и граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Для указанных субъектов обязательным условием для обращения в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц является прямое указание на такое право в законе. Для обращения с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина (за исключением недееспособных и несовершеннолетних лиц) в качестве дополнительного условия является также просьба лиц, в интересах которых имеет место обращение в суд.

Из материалов дела усматривается, что поводом для обращения Госжилинспекции в суд с настоящим иском послужило обращение жителя д. <адрес>Ч.М.А. по вопросу предоставления Кузнецовским МУП ЖКХ коммунальной услуги в виде горячего водоснабжения ненадлежащего качества, а требования заявлены в интересах потребителей коммунальной услуги виде горячего водоснабжения, проживающих в многоквартирном жилом доме по ул. <адрес>

Таким образом, круг лиц, в защиту интересов которых обратился в суд истец, может быть индивидуализирован и конкретно определен, что свидетельствует о том, что иск предъявлен в интересах определенных лиц, однако данных о том, что иск подан в защиту прав, свобод и законных интересов определенных лиц по их просьбе, в материалах дела не имеется, а один лишь Ч.М.А., обратившийся 29.01.2016 года к заместителю губернатора, заместителю председателя Правительства Нижегородской области Б.А.А. с просьбой об оказании содействия в нормализации горячего водоснабжения, к неопределенному кругу лиц не относится.

Принимая во внимание, что нарушение ответчиком прав неопределенного круга лиц истцом не доказано, суд считает, что Госжилинспекция вышла за пределы полномочий, предоставленных ей законом, по обращению с иском в суд в интересах неопределенного круга лиц.

Кроме того, лица, считающие, что их права и законные интересы нарушены, не лишены возможности самостоятельно обратиться за судебной защитой в порядке, установленном действующим ГПК РФ, и доказательств наличия каких-либо препятствий к избранию заинтересованными лицами надлежащих способов защиты их прав, суду не представлено.

Статьей 17 Федерального закона от 26.12.2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» предусмотрено, что в случае выявления при проверки нарушений юридическим лицом обязательных требований, должностные лица органа государственного контроля (надзора), обязаны выдать предписание юридическому лицу об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения, принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, а также меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности.

Согласно п. 3 ст. 67 ГПК РФ суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Как разъяснено в п. 13 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26.06.2008 года № 13 "О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции", исходя из принципа процессуального равноправия сторон и учитывая обязанность истца и ответчика подтвердить доказательствами те обстоятельства, на которые они ссылаются, необходимо в ходе судебного разбирательства исследовать каждое доказательство, представленное сторонами в подтверждение своих требований и возражений, отвечающее требованиям относимости и допустимости (ст. ст. 59, 60 ГПК РФ).

В соответствии с ч. 4 ст. 154 ЖК РФ плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление (теплоснабжение, в т.ч. поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

Согласно ч. 1 ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ.

Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные ч. 4 ст. 154 ЖК РФ, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законом (ч. 2 ст. 157 ЖК РФ).

Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов утверждены постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года (далее - Правила).

В силу п. 42 Правил размер платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом помещении, оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета, за исключением платы за коммунальную услугу по отоплению, определяется исходя из показаний такого прибора учета за расчетный период, в соответствии с формулой 1 приложения № 2 к данным Правилам (показание прибора* действующий тариф).

При отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется в соответствии с формулой 4 (норматив потребления * действующий тариф * количество проживающих человек).

В соответствии со ст. 39 ГПК РФ право определять предмет и основание иска принадлежит истцу.

Истцом заявлено требование о возложении на ответчика обязанности выполнить работы по приведению температуры горячей воды на вводе в спорный многоквартирный жилой дом в соответствие с пределами, установленными нормативными актами, однако истцом не указаны конкретные действия, подлежащие выполнению Кузнецовским МУП ЖКХ, в связи с чем в случае удовлетворения данного требования судебное решение в указанной части будет неисполнимо.

Вместе с тем, как следует из п. 11 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19.12.2003 года № 23 "О судебном решении" решение является актом правосудия, окончательно разрешающим дело, его резолютивная часть должна содержать исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных в мотивировочной части фактических обстоятельств (абз. 1). В связи с этим в ней должно быть четко сформулировано, что именно постановил суд как по первоначально заявленному иску, так и по встречному требованию, если оно было заявлено (ст. 138 ГПК РФ), кто, какие конкретно действия и в чью пользу должен произвести, за какой из сторон признано оспариваемое право. Судом должны быть разрешены и другие вопросы, указанные в законе, с тем чтобы решение не вызывало затруднений при исполнении (ч. 5 ст. 198, ст.ст. 204 - 207 ГПК РФ).

Конституционный Суд РФ также неоднократно указывал на то, что исполнение судебного решения является самостоятельной гарантией государственной, в том числе судебной, защиты прав и свобод человека и гражданина; защита нарушенных прав не может быть признана действенной, если судебный акт или акт иного уполномоченного органа своевременно не исполняется (постановления от 30.07.2001 года № 13-П, от 15.01.2002 года № 1-П, от 14.05.2003 года № 8-П, от 14.07.2005 года № 8-П, от 12.07.2007 года № 10-П, от 26.02.2010 года № 4-П, от 14.05.2012 года № 11-П, от 22.04.2013 года № 8-П, от 27.06.2013 года № 15-П и др.).

Что касается требования истца о возложении на ответчика обязанности произвести перерасчет за предоставление коммунальной услуги ненадлежащего качества, суд приходит к следующему.

В соответствии с п. 2 ст. 162 ЖК РФ по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны, собственников помещений в многоквартирном доме, в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.

Согласно ч. 2 ст. 161 ЖК РФ существуют три способа управления многоквартирным домом: 1) непосредственное управление собственниками помещений, 2) управление ТСЖ, жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, 3) управление управляющей организацией.

На основании ч. 1 ст. 135 ГК РФ товариществом собственников жилья признается вид товариществ собственников недвижимости, представляющий собой объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме

В силу п. 2.2. ст. 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом указанные товарищество или кооператив несут ответственность за содержание общего имущества в данном доме в соответствии с требованиями технических регламентов и установленных Правительством РФ правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством РФ правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах. Указанные товарищество или кооператив могут оказывать услуги и (или) выполнять работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме своими силами или привлекать на основании договоров лиц, осуществляющих соответствующие виды деятельности.

Таким образом, в случае, если управление многоквартирным домом осуществляется ТСН, то потребителем по договору теплоснабжения с ресурсоснабжающей организацией является ТСН или управляющая организация, которая на вводе тепла в дом покупает тепловую энергию и далее оказывает коммунальные услуги жителям. В этом случае жильцы многоквартирных домов получают коммунальную услугу в виде отопления и горячего водоснабжения от исполнителя по договору оказания коммунальных услуг. Таким образом, имеют место отношения по предоставлению коммунальных услуг, при которых потребитель непосредственно не заключает договор на снабжение тепловой энергией с теплоснабжающей организацией, а вступает в отношения по оказанию коммунальных услуг с ТСН, управляющей компанией, ЖСК и др., которые, в свою очередь, являются абонентами (потребителями) по договору теплоснабжения.

В соответствии со ст. 155 ЖК РФ …товарищество собственников жилья, которое получает плату за коммунальные услуги, осуществляет расчеты за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг, с лицами, с которыми товариществом собственников жилья заключены договоры холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), в соответствии с требованиями, установленными Правительством РФ (п. 6.2). На основании решения общего собрания членов товарищества собственников жилья собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в многоквартирном доме) ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед товариществом собственников жилья, которое отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества (п.6.3.).

На основании пунктов 1 и 2 Федерального закона от 07.12.2011 года № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" по договору горячего или холодного водоснабжения (далее - договор водоснабжения) организация, осуществляющая горячее водоснабжение или холодное водоснабжение, обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть горячую, питьевую и (или) техническую воду установленного качества в объеме, определенном договором водоснабжения, а абонент обязуется оплачивать принятую воду и соблюдать предусмотренный договором водоснабжения режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении водопроводных сетей и исправность используемых им приборов учета. К договору водоснабжения применяются положения о договоре об энергоснабжении, предусмотренные Гражданским кодексом РФ, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами РФ и не противоречит существу договора водоснабжения.

Согласно Уставу Кузнецовского МУП ЖКХ основными видами деятельности общества… являются обеспечение жилищно-коммунальными услугами населения и иных потребителей, в том числе теплоснабжением, горячим и холодным водоснабжением, водоотведением (п.п. 5.2. п. 5); имущество предприятия принадлежит ему на праве хозяйственного ведения… (п.п.4.1. п.4); предприятие самостоятельно реализует произведенную им продукцию (работы, услуги), если иное не установлено федеральными законами или иными нормативными правовыми актами РФ (п.п. 4.14. п. 4) (Устав – л.д. 88-99).

Уставом ТСН «Надежда» предусмотрено осуществление хозяйственной деятельности, а именно: обслуживание, эксплуатация и ремонт недвижимого имущества в многоквартирном доме; сдача в аренду, внаем части общего имущества в многоквартирном доме (п.п. 6.1. п.6); обеспечение выполнения требований Жилищного кодекса, положений других федеральных законов, иных нормативных правовых актов, а также Устава товарищества (п.п. 9.1.1. п. 9); заключение в соответствии с законодательством договоров управления многоквартирным домом и иных договоров, обеспечивающих управление многоквартирным домом, в том числе содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме с собственниками помещений, договоров об оказании коммунальных услуг и прочих договоров в интересах членов товарищества (п.п. 9.1.2. п. 9); обеспечение выполнения всеми собственниками помещений обязательств по своевременному внесению обязательных платежей, сборов и взносов в соответствии с решением общего собрания, Жилищного кодекса (п.п. 9.1.9. п.9) (Устав – л.д. 109-131).

01.02.2016 года между Кузнецовским МУП ЖКХ и ТСН «Надежда» заключен договор теплоснабжения , по условиям которого Кузнецовское МУП ЖКХ обязалось:

- подавать ТСН «Надежда» (потребителю) через присоединенную сеть тепловую энергию и теплоноситель в период с 01.02.2016 года по 31.12.2016 года в МКД ТСН «Надежда» по адресу: <адрес> а потребитель обязался оплачивать принятую тепловую энергию, соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением тепловой энергии (п.п. 1.1. п.1);

- осуществлять до границы балансовой принадлежности поставку коммунального ресурса, отвечающего параметрам качества…, в количестве (объеме) позволяющем исполнителю обеспечить предоставление потребителям коммунальной услуги, соответствующей установленным требованиям действующего законодательства (п.п. 3.3.1. п. 3.3.);

- производить оплату до 25 числа месяца, следующего за расчетным, в размере 100% стоимости фактического объема отведенного коммунального ресурса на основании счетов, выставляемых к оплате ресурсоснабжающей организацией (п.п. 4.1. п. 4);

- в случае поставки ресурсоснабжающей организацией коммунального ресурса ненадлежащего качества или с перерывами, превышающими установленную продолжительность, размер платы за коммунальный ресурс изменяется в порядке, определенном Правилами предоставления коммунальных услуг, постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354 (п.п. 4.10.2. п. 4) (договор – л.д. 51-68).

Согласно договору теплоснабжения ТСН "Надежда" обязалось поддерживать надлежащее состояние и обеспечивать техническое обслуживание внутридомовой инженерной системы, которая подключена к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения ресурсоснабжающей организации (п.п. 3.1.1. п.3); при поступлении жалоб потребителей на качество и (или) объем предоставляемой коммунальной услуги, связанной с подачей ресурсоснабжающей организацией коммунального ресурса ненадлежащего качества и (или) в ненадлежащем объеме, исполнитель обязан совместно с ресурсоснабжающей организацией выявлять причины предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества и (или) в ненадлежащем объеме путем составления двухстороннего акта о ненадлежащем качестве коммунальной услуги и (или) ее ненадлежащем объеме… при этом размер платы за поданный коммунальный ресурс изменяется в порядке, определенном Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 года № 354 (п.п. 3.1.14. п. 3); требовать от ресурсоснабжающей организации соблюдения условий и режима поставки коммунального ресурса (п.п. 3.2.2. п. 3) (договор – л.д. 51-68).

В соответствии с п. 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 года № 491, внешней границей сетей тепло-, водоснабжения и водоотведения, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством РФ, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.

Таким образом, за режим и качество подачи горячей воды к водоразборным точкам дома <адрес> по ул. <адрес> несет ответственность Кузнецовское МУП ЖКХ на границе сетей, входящих в состав общего имущества собственников помещений в данном многоквартирном доме.

Однако, согласно действующему законодательству, в случае управления многоквартирным домом товариществом собственников недвижимости на Кузнецовское МУП ЖКХ не может быть возложена обязанность по производству перерасчета за ненадлежащее качество коммунальной услуги, поскольку Кузнецовское МУП ЖКХ является по обязательству оплаты за поставленные ресурсы по договору теплоснабжения кредитором ТСН. Ресурсоснабжающая организация несет ответственность по начислению платы за поставленные ресурсы ТСН, но не каждому жильцу, и именно ТСН является лицом, ответственным перед потребителями коммунальной услуги по начислению платы и осуществляет расчет платы на основании документов, представленных собственниками жилого помещения.

Следовательно, в том случае, когда потребители получили коммунальную услугу ненадлежащего качества, а ТСН отказывает в осуществлении перерасчета, потребители вправе обратиться в суд с данным требованием, ответчиком по исполнению которого может являться только ТСН.

На ресурсоснабжающую организацию может быть возложена обязанность о перерасчете платы за ненадлежащую коммунальную услугу в том случае, если собственники помещений в многоквартирном доме осуществляют непосредственное управление таким домом и вносят плату за отопление и горячее водоснабжение непосредственно ресурсоснабжающей организации на основании отдельного соглашения, заключенного с такой организаций, определяющего порядок и размер участия в расходах на оплату коммунальных услуг.

Договором теплоснабжения от 01.02.2016 года, заключенного между Кузнецовским МУП ЖКХ и ТСН «Надежда», обязанность МУП ЖКХ производить перерасчет за предоставление некачественной услуги непосредственно потребителям не предусмотрена.

Кроме того, требование о возложении обязанности на ответчика произвести перерасчет за предоставление коммунальной услуги ненадлежащего качества соответствующими расчетами не подкреплено, что не позволяет суду возложить на ответчика в судебном порядке обязанность произвести поквартирный перерасчет платы за горячее водоснабжение, так как разрешение данного требования предполагает проверку его обоснованности и исполнимости, поскольку размер платы для разных квартир неодинаков, в предписаниях данных для расчетов также не приведено.

Принимая вышеизложенное в совокупности, суд считает, что настоящий иск Госжилинспекции в интересах жильцов дома нельзя отнести к заявлению в интересах неопределенного круга лиц, поскольку количество жильцов поддается исчислению исходя из характера конкретных правоотношений, возникших из права собственности или иных имущественных и личных прав в отношении жилых и нежилых помещений в доме. Из представленной истцом копии обращения жителя дома по ул. <адрес> данное лицо можно идентифицировать.

В силу присущего гражданскому судопроизводству принципа диспозитивности только истец определяет, защищать ему или нет свое нарушенное или оспариваемое право (ч. 1 ст. 4 ГПК РФ), к кому предъявлять иск (п. 3 ч. 2 ст. 131 ГПК РФ) и в каком объеме требовать от суда защиты (ч. 3 ст. 196 ГПК РФ), вследствие чего суд принимает решение по заявленным истцом требованиям и может выйти за пределы заявленных требований лишь в случаях, предусмотренных федеральным законом.

За невыполнение в срок законного предписания государственного жилищного инспектора, в соответствии со ст. 19.5. КоАП РФ предусмотрена административная ответственность. Следовательно, законодатель определил механизм полномочий государственного жилищного инспектора, определяющий порядок понуждения юридического лица к исполнению предписания. Действующим законодательством предусмотрена административная ответственность лиц, не исполняющих предписание государственного жилищного инспектора.

Жилищное законодательство не регулирует вопросы принудительного исполнения предписаний государственного жилищного инспектора в судебном порядке путем предъявления иска о понуждении к исполнению предписания.

Государственная жилищная инспекция Нижегородской области компетентна выявлять правонарушения, а не решать правовые споры, поскольку не вправе подменять собой судебные органы.

Суд считает, что избранный истцом способ защиты и восстановления нарушенного права является ненадлежащим, поскольку предъявление любого иска должно иметь своей целью восстановление нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица. Избранный же истцом способ защиты и восстановления нарушенного права неопределенного круга лиц – как обязание ответчика в судебном порядке исполнить вынесенные предписания, действующим законодательством не предусмотрено.

Таким образом, учитывая требования закона и установленные по делу обстоятельства в совокупности, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований государственной жилищной инспекции <адрес> в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении иска государственной жилищной инспекции Нижегородской области к Кузнецовскому муниципальному унитарному предприятию жилищно-коммунального хозяйства о возложении обязанности исполнить предписания государственной жилищной инспекции Нижегородской области от 25.02.2016 года , от 06.04.2016 года и от 05.08.2016 года , отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Нижегородский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья: Н.В.Романычева. Решение не вступило в законную силу.