ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-885/2017 от 15.08.2017 Краснокамского городского суда (Пермский край)

ДД.ММ.ГГГГ

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Краснокамский суд Пермского края

В составе председательствующего судьи Теплоуховой И.М.

При секретаре Черепановой С.Н.

С участием природоохранного прокурора Моисеевских Л.А.

Ответчика ФИО1

Рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Краснокамске дело по иску Пермского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к ФИО1 о возложении обязанности исполнить требования законодательства об отходах, охране атмосферного воздуха и учете древесины

У с т а н о в и л :

Пермской межрайонной природоохранной прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ проведен осмотр земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> на котором ИП ФИО1 осуществляет предпринимательскую деятельность по переработке древесины.

Установлено, что в результате указанной деятельности образуются отходы в виде опила и горбыля.

В соответствии со ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ, в целях охраны земель, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия, по защите земель от загрязнения отходами производства и потребления.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ) отходами производства и потребления признаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляется, предназначены для удаления или подлежат удалению.

В силу ч. 1 ст. 14 Закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I -V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии со ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ) отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются сброс отходов производства и потребления на почву.

При временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия:

- временные склады и открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке;

поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и

т.д.);

поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.);

- по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями;

- поступление загрязненного ливнестока с этой площадки в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается (п. 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления»).

Юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных,

обезвреженных, переданных другим лицам отходов, представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в области статистического учета по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией (ст. 19 Закона № 89-ФЗ).

Пункт 5 Порядка учета в области обращения с отходами, утвержденного приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 01.09.2011 № 721, устанавливает обязанность по ведению учета отходов всех степеней опасности, образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц за учетный период.

В нарушение указанных требований ИП ФИО1 отходы в виде опила и горбыля хранятся вне специально отведенных мест, не защищены от воздействия атмосферных осадков и ветров. Место для хранения отходов не оборудовано, учет отходов не ведется.

Несоблюдение названных требований законодательства создает угрозу причинения вреда окружающей среде, в том числе приводит к загрязнению, засорению почвы. Также складирование отходов вне специально отведенных мест может способствовать возникновению или распространению пожара.

Также было установлено, что переработка древесины осуществляется ИП ФИО1 с использованием ленточнопильного станка.

В соответствии с Методическим пособием по расчету, нормированию и контролю выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, введенным письмом Ростехнадзора от 24.12.2004 № 14-01-333, при обработке древесины, проведении погрузочно-разгрузочных работ, а также при статическом хранении древесного опила производятся выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух

Согласно разделу 2.2.1 Временных методических указаний по расчету выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух предприятиями деревообрабатывающей промышленности, 1992 г. (далее - Методика) механическая обработка древесины связана с выделением загрязняющих веществ (древесная пыль, опилки, стружка).

Источниками выбросов вредных веществ в атмосферный воздух являются, в том числе, станки ленточнопильные, круглопильные и т.д. (приложение 2.2.1 к Методике).

Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон № 7-ФЗ) одним из основных принципов охраны окружающей среды является презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить инвентаризацию и разрабатывать проект предельно допустимых выбросов и предельно допустимые нормативы вредного воздействия на атмосферный воздух, осуществлять учет выбросов и их источников, проводить производственный контроль за соблюдением установленных нормативов, получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (ч. 1 ст. 14, п. 1 ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»).

В нарушение указанных требований у ИП ФИО1 отсутствуют документы по инвентаризации источников выбросов вредных загрязняющих веществ, утвержденные нормативы предельно допустимых выбросов вредных ( загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.

В соответствии со ст. 3 Закона Пермского края от 13.09.2016.№ 684-ПК «О регулировании отдельных отношений в сфере деятельности пунктов переработки древесины на территории Пермского края» принимаемая древесина, отгружаемая продукция переработки древесины подлежат обязательному учету в соответствующих книгах учета.

Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие прием древесины и отгрузку продукции переработки древесины, на каждом пункте переработки древесины в доступном для обозрения месте обязаны разместить следующую информацию:

1) наименование юридического лица или фамилию, имя, отчество индивидуального предпринимателя, номера контактных телефонов;

2) копию документа (приказ, распоряжение руководителя юридического лица или индивидуального предпринимателя) о назначении лица, ответственного за исполнение требований настоящего Закона на пунктах переработки древесины (далее - ответственное лицо);

3) режим работы пункта переработки древесины;

4) условия приема, переработки древесины и отгрузки продукции переработки древесины.

В нарушение указанных требований, ИП ФИО1 книги учета принимаемой на переработку древесины и отгружаемой продукции переработки древесины не ведутся, в административном здании, расположенном на земельном участке по названному адресу, в доступном для обозрения месте не размещены копия документа о назначении лица, ответственного за исполнение требований Закона № 684-ПК режим работы пункта переработки древесины, условия приема, переработки и отгрузки продукции древесины.

Природоохранный прокурор обратился в суд с требованиями к ИП ФИО1.в связи с нарушениями природоохранного; земельного законодательства, которые напрямую затрагивают интересы Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, санитарно-эпидемиологическое благополучие.

В исковом заявлении просил обязать Индивидуального предпринимателя ФИО1 :

- привести земельный участок по адресу: <адрес> в состояние соответствующее требованиям законодательства, путем его очистки от отходов в виде опила и горбыля, оборудовать места для временного хранения отходов, вести учет отходов;

- провести инвентаризацию источников выбросов вредных загрязняющих веществ, разработать проект предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, получить в Государственной инспекции по экологии и природопользованию Пермского края разрешение на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;

- вести книгу учета принимаемой на переработку древесины и отгружаемой продукции переработки древесины, разместить в доступном для обозрения месте на пункте переработки древесины сведения об индивидуальном предпринимателе, номера контактных телефонов, копию документа о назначении лица, ответственного за исполнение требований Закона Пермского края от 13.09.2016 №684-6 ПK «О регулировании отдельных отношений в сфере деятельности пунктов переработки древесины на территории Пермского края», режим работы пункта переработки древесины, условия приема, переработки и отгрузки продукции древесины.

В судебном заседании прокурор требования поддержала, поскольку в ходе повторной проверки установлено. что нарушения не устранены ( отходы лежат). Убран опил. Книги- не соответствуют закону. Уточнила требования- только по горбылю в п.п.1,3 до ДД.ММ.ГГГГ. ПО п.2 срок исполнения ДД.ММ.ГГГГ

Ответчик исковые требования признал в полном объеме. Пояснил, что 29.05.17г. пилорама не работала. Опил на сегодня убрали, горбыль частично вывезли. Книги завели- но не правильно сделали. Пилорама не работает с июля- леса нет. Информацию о пилораме не вывесили. Согласен исполнить требования прокуратуры.

В судебном заседании стороны установили сроки исполнения.

В судебном заседании ответчику были разъяснены последствия признания уточненного иска, предусмотренные ст.173 ГПК РФ – при признания иска ответчиком и принятия его судом, суд принимает решение об удовлетворении требований.

Исследовав материалы дела, заслушав стороны, суд полагает возможным принять признание иска, что не противоречит закону и не затрагивает прав иных лиц.

В силу ст.198 ч.4 ГПК РФ в случае признания иска ответчиком и принятия его судом, в мотивировочной части решения суда указывается только на установление судом данных обстоятельств.

В силу ст.98,103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию госпошлина в сумме 300 рублей.

В соответствии со ст.206 ГПК РФ судом устанавливается срок для исполнения решения.

Руководствуясь ст.ст.194-198,199 ГПК РФ, суд

Р е ш и л :

Обязать ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ.рождения, (индивидуальный предприниматель,

1. в срок до ДД.ММ.ГГГГ. привести земельный участок по адресу : <адрес> в состояние соответствующее требованиям законодательства, путем его очистки от отходов в виде горбыля, оборудовать места для временного хранения отходов, вести учет отходов;

2. в срок до ДД.ММ.ГГГГ. провести инвентаризацию источников выбросов вредных загрязняющих веществ, разработать проект предельно допустимых выбросов вредных ( загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, получить в Государственной инспекции по экологии и природопользованию Пермского края разрешение на выбросы вредных ( загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;

3. в срок до ДД.ММ.ГГГГ. привести книги учета, принимаемой на переработку древесины и отгружаемой продукции переработки древесины в соответствии с Законом Пермского края от 13.09.2016г. № 684-ПК « О регулировании отдельных отношений в сфере деятельности пунктов переработки древесины на территории Пермского края», разместить в доступном для обозрения месте на пункте переработки древесины сведения об индивидуальном предпринимателе, номера контактных телефонов, копию документа о назначении лица, ответственного за исполнение требований Закона Пермского края от 13.09.2016г. № 684-ПК « о регулировании отдельных отношений в сфере деятельности пунктов переработки древесины на территории Пермского края».

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд в течение месяца через Краснокамский суд со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья И.М. Теплоухова.