ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-885/2021 от 26.10.2021 Алексинского городского суда (Тульская область)

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

26 октября 2021 года г. Алексин Тульской области

ФИО3 межрайонный суд Тульской области в составе:

председательствующего Солдатовой М. С.,

при секретаре Паньшиной И.А.,

с участием истца ФИО4,

представителя ответчика ФИО5,

представителя третьего лица администрации МО г. Алексин по доверенности ФИО6,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Алексинского межрайонного суда Тульской области гражданское дело № 2-885/2021 по иску ФИО4, ФИО7 к ООО «АТЭК» об обязании произвести перерасчет за услугу горячего водоснабжения, взыскании штрафа, компенсации морального вреда,

установил:

ФИО4, ФИО7 обратилась в суд с иском к ООО «АТЭК» об обязании произвести перерасчет за услугу горячего водоснабжения, взыскании штрафа, компенсации морального вреда.

В обоснование заявленных требований указали, что они (ФИО4 и ФИО7) являются сособственниками квартиры по адресу: <адрес>, и потребителями коммунальной услуги ГВС.

Указали, что первоначально нанимателем комнат площадью 18,5 кв. м. и 10,5 кв. м. по указанному адресу с 1991 года являлась ФИО4 (ранее – ФИО9 Е.И). Впоследствии на основании договора передачи от ДД.ММ.ГГГГ собственником данных комнат (площадью 18,5 кв. м. и 10,5 кв. м.) стала ФИО7 (до брака – ФИО9, ФИО4).

Две другие комнаты в указанной квартире (площадью 15,2 кв. м. и 18,7 кв. м.) на основании договоров купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ были приобретены в собственность ФИО4

01.08.2018 МКД по адресу: <адрес>, передан на ресурсоснабжающей организации ООО «АТЭК», которое открыло на квартиру по указанному адресу лицевые счета: – на ФИО7, а также и – на ФИО4, начисляя при этом платежи за коммунальную услугу ГВС по каждому лицевому счету, что привело, по мнению истцов, к тройному начислению за оплату услуги ГВС.

Начиная с октября 2018 года (с момента получения первых платежных документов на оплату отопления и ГВС от ООО «АТЭК»), в целях корректного расчета и своевременной оплаты за предоставленные ООО «АТЭК» коммунальные услуги, истцы неоднократно обращались на личном приеме в расчетный центр ООО «АТЭК».

В связи с тем, что программа, используемая расчетным центом ООО «АТЭК», со слов сотрудников расчетного центра ООО «АТЭК», не предусматривает корректный расчет для данной квартиры, истцами были поданы заявления об объединении вышеуказанных трех лицевых счетов, открытых на данную квартиру, в один, однако заявления остались без удовлетворения. Требование о предоставлении полного ежемесячного расчета оплаты услуги ГВС по <адрес> по адресу: <адрес> с даты передачи МКД ООО «АТЭК» ответчик проигнорировал.

После обращения в государственную жилищную инспекцию Тульской области ООО «АТЭК» объединило лицевые счета и в один – и произвело перерасчет начислений по данному лицевому счету с ДД.ММ.ГГГГ.

Полагали, что ООО «АТЭК», начиная с сентября 2018 года, необоснованно ежемесячно производит начисления на квартиру по указанному адресу по лицевым счетам: (открыт на ФИО7), исходя из расчета, что по данному адресу зарегистрирована ФИО4; (открыт на ФИО4), исходя из расчета, что по данному адресу никто не зарегистрирован. Данный расчет предполагает, что квартира является коммунальной, тогда как, по мнению, истцов, она таковой не является, учитывая, что все расположенные в ней комнаты принадлежат членам одной семьи, тогда как из ответа ООО «АТЭК» следует, что для объединения лицевых счетов ФИО4 и ФИО7 должны зарегистрировать право долевой собственности на квартиру.

Ссылались также на то, что норматив, применяемый для расчета услуги ГВС, не соответствует нормативу потребления в зависимости от степени благоустройства вышеуказанного дома. До передачи МКД по адресу: <адрес> на обслуживание ООО «АТЭК», управляющие компании, обслуживающие данный МКД ранее, для начислений за услуги ГВС, ХВС, водоотведение применяли нормативы потребления с учетом благоустроенности данного МКД. Квартира по вышеуказанному адресу оборудована кухонной мойкой, ванной и унитазом, однако при расчете за услугу ГВС ООО «АТЭК» применяет норматив потребления коммунальной услуги ГВС, установленный для квартир, оборудованных раковиной, мойкой кухонной, ванной и унитазом. Таким образом, ООО «АТЭК» для начисления оплаты за услугу ГВС вместо норматива потребления 3,083 применяет норматив потребления 3,349.

Считали, что ответчиком при расчете также необоснованно применяется повышающий коэффициент, величина которого с 1 января 2017 составляет 1,5, поскольку имеется вступившее в законную силу решение суда от 01.04.2013, из которого следует возложение на администрацию МО ФИО3 район обязанности произвести в срок до 01.09.2013 капитальный ремонт, в т.ч. инженерных коммуникаций в местах общего пользования – трубопроводов. До настоящего времени решение суда в части произведения капитального ремонта инженерных коммуникаций в местах общего пользования – трубопроводов не исполнено, что делает технически невозможным установку индивидуальных (квартирных) приборов учета ГВС и ХВС.

Полагали, что акт обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды должен был быть передан управляющей компанией при передаче МКД на обслуживание ООО «АТЭК».

Исходя из изложенного, считали, что расчет по квартире должен производиться согласно абз. 2 п. 42 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов») в соответствии с формулой 4.

Также ссылались на то, что в нарушение п. 1 ч. 2 ст. 155 ЖК РФ ответчик неоднократно не представлял платежные документы истцам.

В досудебном порядке урегулировать данный спор с ООО «АТЭК» не представилось возможным.

Полагали, что действиями ответчика им был причинен моральный вред, размер компенсации которого они оценивают солидарно в 10 000 руб.

Уточнив исковые требования, просили обязать ООО «АТЭК» произвести перерасчет оплаты за услугу ГВС, начиная с ДД.ММ.ГГГГ по дату вынесения решения суда, и производить последующие ежемесячные начисления за услугу ГВС по лицевому счету , открытому на ФИО7 по адресу: <адрес> в соответствии с формулой 4 приложения № 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»); обязать ООО «АТЭК» произвести перерасчет оплаты и производить ежемесячные начисления оплаты за услугу ГВС по лицевому счету , открытому на ФИО7 по адресу: <адрес>, без применения повышающего коэффициента, начиная с 01.08.2018 до исполнения решения Алексинского городского суда Тульской области от 01.04.2013 по гражданскому делу в части произведения капитального ремонта инженерных коммуникаций в местах общего пользования – трубопроводов (стояков горячего водоснабжения); обязать ООО «АТЭК» произвести перерасчет ежемесячных начислений за услугу ГВС по лицевому счету , открытому на ФИО7 по адресу: <адрес>, с применением норматива потребления 3,083 за период с 01.08.2018 по 01.06.2021; обязать ООО «АТЭК» произвести перерасчет оплаты, начиная с 01.08.2018 по дату вынесения решения суда, и производить последующие ежемесячные начисления за услугу ГВС по лицевому счету , открытому на ФИО4, исключив из начислений услугу ГВС; взыскать с ООО «АТЭК» в пользу истцов штраф в размере 50% от суммы, подлежащей перерасчету на дату вынесения решения суда; взыскать с ООО «АТЭК» в пользу истцов солидарно компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб.

К участию в деле также привлечены в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, администрация МО г. Алексин, ОСП Алексинского и Заокского районов УФССП России по Тульской области, Государственная жилищная инспекция.

Истец ФИО4 в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме. Ранее дополнительно предоставляла письменные объяснения, в которых указала, что в Жилищном кодексе РФ отсутствует определение коммунальной квартиры, ввиду чего, сослалась на положения Закона г. Москвы от 11.03.1998 № 3 «Основы жилищной политики города Москвы», согласно которым коммунальная квартира- квартира, состоящая из нескольких жилых помещений (комнат), принадлежащих двум и более пользователям и/или собственникам, не являющимся членами одной семьи, на основании отдельных договоров, сделок, иных действий, предусмотренных законодательством, совместно использующим вспомогательные помещения (места общего пользования квартиры), инженерное оборудование в местах общего пользования. Полагала, что поскольку она изначально, с 1991 года, являлась нанимателем расположенных в <адрес> комнат площадью 18,5 кв. м. и 10,5 кв. м., имела равное с ФИО7 право пользования данными комнатами, после приватизации таких комнат ФИО7 за ней (ФИО4) сохранено право пользования комнатами. Указала, что является матерью ФИО7, семейные отношения между ними не прекращены, ввиду чего они (ФИО7 и ФИО4) являются членами одной семьи и сособственниками квартиры по адресу: <адрес>, которая находится, по их мнению, в их совместной собственности. Ссылалась на то, что указание котроллером ООО «АТЭК» ФИО1 на наличие технической возможности установления индивидуального прибора учета противоречит фактическим обстоятельствам, установленным вступившим в законную силу решением суда от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу . Дополнительно указала, что ввиду недостаточности предоставленных стороной ответчика сведений, проверить корректность произведенного им расчета начислений по двухкомпонентному тарифу, на который он (ответчик) ссылается, невозможно.

Истец ФИО7 в судебное заседание не явилась, о его времени и месте извещена своевременно и надлежащим образом.

Представители ответчика по доверенностям ФИО10, ФИО11 в судебное заседание не явились, ранее указали, что исковые требования не признают. В представленном отзыве на исковое заявление заместитель генерального директора ООО «ККС» - управляющий директор ООО «АТЭК» ФИО12 указал, что с заявленными требованиями ФИО4 и ФИО7 не согласен по следующим основаниям. ООО «АТЭК» осуществляет расчет платы за оказание услуг по отоплению и горячему водоснабжению с 01.08.2018. Согласно переданной информации из ОЕРИЦ, для начисления оплаты за услугу ГВС применялся норматив потребления, установленный для квартир, оборудованных раковиной, мойкой кухонной, ванной и унитазом, согласно п. 12 Приложения к приказу министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области от 16.05.2013 № 45. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством РФ обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемых воды, электрической энергии и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. В соответствии с абз. 3 п. 42 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и в случае наличия обязанности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется по формуле 4(1) приложения № 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению с применением повышающего коэффициента, а в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, которое не оснащено такими приборами учета, определяется по формуле 23(1) приложения № 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления горячей воды с применением повышающего коэффициента. В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации ООО «АТЭК» в период с 01.08.2018 по настоящее время производит расчет размера платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению с учетом повышающего коэффициента собственникам жилого помещения многоквартирного <адрес>, не оборудованного индивидуальным прибором учета. Потребитель не предоставил ООО «АТЭК» акт обследования, подтверждающий отсутствие технической возможности установки индивидуального прибора учета горячего водоснабжения по данному адресу.

Представитель ответчика по доверенности ФИО5 в судебном заседании исковые требования не признала. Представила письменные возражения, в которых указала, что истцы к ответчику с заявлениями и документами, подтверждающими наличие оснований для осуществления перерасчета произведенных начислений не обращались. Также указала, что свою деятельность ООО «АТЭК» в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» осуществляет на основании тарифов, утверждаемых Комитетом Тульской области по тарифам, Постановлением которого от 19.05.2014 №20/36 с 14.06.2014 для ООО «АТЭК» установлен двухкомпонентный тариф на горячую воду, ввиду чего приведенная в иске формула 4 применена быть не может. Поскольку истцами не представлен акт об отсутствии технической возможности установки индивидуального прибора учета горячей воды, <адрес> таким прибором не оборудована, ответчиком применяется установленный нормативными актами повышающий коэффициент. Указала, что норматив в 3,083 куб. м. применяется для начислений истцам с момента проведения обследования вышеуказанной квартиры- 25.05.2021, поскольку ранее истцы не обращались с заявлениями на перерасчет в данной части с приложением доказательств для перерасчета. Сослалась на то, что начисления по лицевому счету производятся исходя из п. 56 (2) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354. Считала, что права истцов ответчиком не нарушены, ввиду чего не имеется и оснований для взыскания с ответчика штрафа и компенсации морального вреда.

Представитель третьего лица Государственная жилищная инспекция Тульской области в судебное заседание не явился, о его времени и месте извещен своевременно и надлежащим образом.

Представитель третьего лица администрации МО г. Алексин в судебном заседании исковые требования полагал подлежащими удовлетворению. Представил письменные объяснения, в которых указал, что решение суда по гражданскому делу в части осуществления ремонта трубопроводов в местах общего пользования по адресу: <адрес> исполнено не в полном объеме, поскольку присоединение новых участков сетей осуществлялось к существующим внутридомовым стоякам, то есть ввод трубопроводов непосредственно в квартиры не выполнялся.

Представитель третьего лица ОСП Алексинского и Заокского районов УФССП России по Тульской области в судебное заседание не явился, о его времени и месте извещен своевременно и надлежащим образом, представил заявление с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие.

В порядке ст. 167 ГПК РФ суд счел возможным рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие не явившихся лиц.

Заслушав присутствующих участвующих в деле лиц, их представителей, исследовав письменные материалы данного гражданского дела и гражданского дела , суд приходит к следующему.

В силу части 3 статьи 30 Жилищного кодекса РФ собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.

В соответствии со статьей 153 Жилищного кодекса РФ, граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.

В части 1 статьи 157 Жилищного кодекса РФ закреплено, что правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации № 354 от 06.05.2011 утверждены «Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее - Правила).

В соответствии со статьей 154 Жилищного кодекса РФ и Правилами, горячее водоснабжение и отопление являются коммунальными услугами.

В судебном заседании установлено, сторонами не оспаривается ФИО4 является матерью ФИО7, ввиду чего они являются членами одной семьи.

Вместе с тем, объектами жилищных прав являются жилые помещения, что следует из ст. 15 Жилищного кодекса РФ.

В ст. 16 Жилищного кодекса РФ поименованы все виды жилых помещений: жилой дом, часть дома, квартира, часть квартиры, комната.

Так, в силу ч. 3 ст. 16 Жилищного кодекса РФ квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.

Согласно же положениям ч. 4 ст. 16 Жилищного кодекса РФ комнатой признается часть жилого дома или квартиры, предназначенная для использования в качестве места непосредственного проживания граждан в жилом доме или квартире.

У собственника обязанность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг возникает с момента возникновения права собственности на такое помещение (пункт 5 части 2 статьи 153 Жилищного кодекса РФ).

Момент возникновения права собственности определяется правилами Гражданского кодекса Российской Федерации (пункт 2 статьи 8.1, статьи 218, 219, 223, пункт 4 статьи 1152 Гражданского кодекса РФ).

Право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации (ст. 219 Гражданского кодекса РФ).

В силу п. 1 и п. 2 ст. 223 Гражданского кодекса РФ право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором.

В случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.

В силу ч. 1, ч. 2 и п. п.1,3,9,23 ст. 8 Федерального закон от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «О государственной регистрации недвижимости» в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.

К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений. Данные сведения вносятся в кадастр недвижимости на основании документов, указанных в пунктах 7, 7.2 - 7.4 части 2 статьи 14 настоящего Федерального закона, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

В кадастр недвижимости вносятся следующие основные сведения об объекте недвижимости вид объекта недвижимости (земельный участок, здание, сооружение, помещение, машино-место, объект незавершенного строительства, единый недвижимый комплекс, предприятие как имущественный комплекс или иной вид); описание местоположения объекта недвижимости; площадь, если объектом недвижимости является земельный участок, здание, помещение или машино-место; вид жилого помещения (комната, квартира), если объектом недвижимости является жилое помещение, расположенное в многоквартирном доме.

Аналогичные положения содержала ст. 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 11.06.2021) «О кадастровой деятельности» в ранее действовавшей редакции.

Исходя из материалов дела, 26.12.2002 на имя ФИО4 в государственном кадастре недвижимости зарегистрировано право собственности на объект права- комнату, площадью 15,2 кв. м. в 4-х комнатной квартире, общей площадью 81,1 кв. м., в том числе жилой – 62,9 кв. м. по адресу: <адрес>т. 1 л.д. 10).

29.01.2017 на имя ФИО4 зарегистрировано также право собственности на объект права- комнату, площадью 18,7 кв. м. в 4-х комнатной квартире, общей площадью 81,1 кв. м. по адресу: <адрес> (т. 1 л.д. 13).

28.11.2006 на имя ФИО13 (ныне- ФИО7) зарегистрировано право собственности на объект права- 2 комнаты, площадью 18,5 кв. м. и 10,5 кв. м. в 4-х комнатной квартире, общей площадью 81,1 кв. м., по адресу: <адрес> (т. 1 л.д. 11).

Инвентарный учет таких объектов ранее производится также исходя из того, что по адресу: <адрес> расположены комнаты в коммунальной квартире, что усматривается в частности из справки-паспорта от ДД.ММ.ГГГГ (т. 1 л.д. 14-18).

В силу ч. 1 ст. 244 Гражданского кодекса РФ имущество, находящееся в собственности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собственности.

Имущество может находиться в общей собственности с определением доли каждого из собственников в праве собственности (долевая собственность) или без определения таких долей (совместная собственность) (ч. 2 ст. 244 Гражданского кодекса РФ).

Согласно ч. 1 ст. 41 Жилищного кодекса РФ собственникам комнат в коммунальной квартире принадлежат на праве собственности помещения в данной квартире, используемые для обслуживания более одной комнаты.

Правовая совокупность приведенных норм указывает на отсутствие оснований согласиться с доводом истцов о том, что им на праве общей совместной собственности принадлежит квартира по адресу: <адрес>, поскольку из фактических обстоятельств дела применительно к приведенным нормативным положениям следует, что объектами прав в данном случае выступают жилые комнаты, расположенные в данной квартире, субъектами права собственности – истцы, то есть каждый объект (жилая комната) имеет свой субъект права (каждый из истцов отдельно), положения нормативных актов, приведенных истцами, действующих на территориях иных субъектов РФ, об обратном не свидетельствуют.

В принадлежащих на праве собственности истцу ФИО7 комнатах на регистрационном учете состоит истец ФИО4, лиц, зарегистрированных в находящихся в собственности истца ФИО4 комнатах, не имеется, что следует из поквартирных карточек на данные комнаты (т.1 л.д. 17, 18, 19) и выписок из домовой книги (т. 1 л.д. 20, 21, 22).

Сторонами не оспаривается, что с 01.08.2018 МКД по адресу: <адрес>, передан на обслуживание ресурсоснабжающей организации ООО «АТЭК», которым по вышеуказанному адресу были открыты лицевые счета – на ФИО7, и – на ФИО4

Впоследствии открытые на имя ФИО4 лицевые счета были объединены с присвоением единого номера () и осуществлением перерасчета за предшествующий период времени.

В соответствии с п. 56 (2) Правил, при отсутствии постоянно и временно проживающих в жилом помещении граждан объем коммунальных услуг рассчитывается с учетом количества собственников такого помещения.

Неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами помещений не является основанием невнесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. При временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке и в случаях, которые утверждаются Правительством Российской Федерации (п. 11 ст. 155 Жилищного кодекса РФ).

Изложенное позволяет согласиться с доводами стороны ответчика о правомерности производимых на основании данных положений Правил расчетов по лицевому счету и отсутствии правовых оснований для возложения на ответчика обязанности произвести перерасчет оплаты, начиная с 01.08.2018 по дату вынесения решения суда, и производить последующие ежемесячные начисления за услугу ГВС по лицевому счету , открытому на ФИО4, исключив из начислений услугу ГВС.

Статьей 10 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» предусмотрено, что изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.

В соответствии с подпунктами "а", "б", "г" пункта 33 Правил, потребитель имеет право: получать в необходимых объемах коммунальные услуги надлежащего качества; получать от исполнителя сведения о правильности исчисления предъявленного потребителю к уплате размера платы за коммунальные услуги, в том числе с использованием цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), установленных для населения и приравненных к нему категорий потребителей в пределах и сверх социальной нормы потребления электрической энергии (мощности), в случае если в субъекте Российской Федерации принято решение об установлении такой социальной нормы, а также о наличии (об отсутствии) задолженности или переплаты потребителя за коммунальные услуги, наличии оснований и правильности начисления исполнителем потребителю неустоек (штрафов, пеней); получать от исполнителя информацию, которую он обязан предоставить потребителю в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг.

Согласно части 2 статьи 155 Жилищного кодекса РФ плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, информации о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги, задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, размещенной в системе или в иных информационных системах, позволяющих внести плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Информацией о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг являются сведения о начислениях в системе, сведения, содержащиеся в представленном платежном документе по адресу электронной почты потребителя услуг или в полученном посредством информационных терминалов платежном документе.

В пункте 67 Правил также закреплено, что плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых потребителям исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья или кооператива (при предоставлении коммунальных услуг товариществом или кооперативом) не установлен иной срок представления платежных документов.

Таким образом, потребитель имеет право на получение полной информации об объеме каждого вида оказанных коммунальных услуг и о размере платы за каждый вид таких услуг, что отражается в платежном документе, а исполнитель обязан представить потребителю платежный документ.

Суду стороной истцов представлены платежные документы, направленные ООО «АТЭК» в частности, в период с августа 2018 года по сентября 2021 года включительно, за исключением платежных документов за ноябрь 2018 года по лицевому счету , тогда как по лицевому счету за данный месяц платежный документ представлен; за январь 2019 года по лицевому счету , тогда как по лицевому счету за данный месяц платежный документ представлен; за декабрь 2019 года по лицевому счету , тогда как по лицевому счету за данный месяц платежный документ представлен; за январь 2021 года по лицевым счетам , .

Учитывая данные обстоятельства и фактические обстоятельства дела, суд не усматривает оснований для признания самого по себе отсутствия у истцов данных документов нарушением ответчиком их прав на получение информации о произведенных и производимых начислениях, учитывая также, что платежные документы поступают по истцам одному адресу: <адрес>, содержат сведения о начисленных за предшествующий период задолженностях, сведений об отказе ответчиком в предоставлении информации истцу ФИО7 по начислениям за ноябрь 2018 года, январь 2021 года, а истцу ФИО4- за январь и декабрь 2019 года, а также январь 2021 года материалы дела не содержат.

Учитывая, что иных исковых требований истцом ФИО4 не заявлено, а в удовлетворении заявленных – отказано, ввиду отсутствия доказательств нарушения ответчиком прав, свобод и законных интересов истца ФИО4, правовые основания для удовлетворения требования данного истца о взыскании штрафа за отказ в добровольном удовлетворении требований потребителя, а также компенсации морального вреда отсутствуют.

Последовательно разрешая заявленные истцом ФИО7 исковые требования об осуществлении перерасчетов, суд приходит к следующему.

Приказом министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области от 16.05.2013 N 45 утверждены нормативы потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению в жилых помещениях, в п. 12 таких нормативов установлен норматив потребления коммунальной услуги горячего водоснабжения в жилых помещениях при наличии системы внутридомового централизованного горячего водоснабжения, в размере 3,349 куб. метров на 1 чел. в месяц.

Данный норматив предусмотрен из степени благоустройства, включающей в себя раковину, мойку кухонную, ванну и унитаз.

Вместе с тем, 25.05.2021 контролером ООО «АТЭК» ФИО1 составлен акт о том, что по адресу: <адрес> имеются мойка, ванная, унитаз (ванной комнаты нет). Возможность установки дополнительного санитарно-технического оборудования отсутствует.

При этом из представленных суду платежных документов усматривается, что начисления производились по вышеуказанному нормативу, предусматривающему включение в степень благоустройства дополнительную раковину.

Из изложенного следует, что степень благоустройства, зафиксированная по вышеуказанному адресу, соответствует п. 10 названных Нормативов, который предусматривает наличие раковины (или мойки кухонной), ванной и унитаза, и размер норматива в 3,083 куб. метров на 1 чел. в месяц.

Исходя из норматива 3,083 куб. метров на 1 чел. в месяц с июня 2021 года по вышеуказанному адресу производятся расчеты начислений.

Перечень оснований для перерасчета размера платы за коммунальные услуги, установленный Правилами в заявительном порядке является закрытым и не подлежит расширенному толкованию: перерасчет размера платы за отдельные виды коммунальных услуг за период временного отсутствия потребителей в занимаемом жилом помещении, не оборудованном индивидуальным и (или) общим (квартирным) прибором учета (глава VIII) и за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также при перерывах в предоставлении коммунальных услуг для проведения ремонтных и профилактических работ в пределах установленной продолжительности перерывов (глава IX).

Вместе с тем положениями п. п. «а» п. 31 Правил на исполнителя возложена обязанность предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.

Следовательно, с момента начала реализации возникших правоотношений, то есть с 01.08.2018 по май 2021 года на ООО «АТЭК» возлагалась обязанность производить расчеты начислений в соответствии с установленными нормативами исходя из степени благоустроенности помещений по адресу: <адрес>, однако таковая исполнялась ответчиком ненадлежащим образом.

Довод стороны ответчика о том, что в отношении квартиры по адресу: <адрес> применялись нормативы, которые были сообщены юридическим лицом, в управлении которого ранее находился МКД, подтвержден не был, равно как не представлено и доказательств наличия технической возможности для установки дополнительного санитарно-технического оборудования по указанному адресу, помимо перечисленного в акте от 25.05.2021, то есть доказательств тому, что ранее, а именно до 25.05.2021, имелись правовые основания для начислений по названному нормативу в размере 3,349 куб. метров на 1 чел. в месяц.

В этой связи суд полагает необходимым требования истца ФИО7 в данной участи удовлетворить и обязать ООО «АТЭК» произвести за период с 01.08.2018 по май 2021 года включительно перерасчет начислений по лицевому счету , открытому на имя ФИО7 по адресу: <адрес> по нормативу потребления коммунальной услуги горячего водоснабжения в жилых помещениях при наличии системы внутридомового централизованного горячего водоснабжения, установленному п. 10 утвержденных Приказом министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области от 16.05.2013 N 45 Нормативов потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению в жилых помещениях в размере 3,083.

Истец ФИО7 указывает на неверное применение ответчиком формул расчета при осуществлении начислений по лицевому счету .

Из показаний свидетеля ФИО2 – ведущего специалиста по расчетам с населением ООО «АТЭК», допрошенной в ходе судебного разбирательства, следует, что расчет коммунальных платежей производится по формуле 4 Приложения 2 Правил.

Данные показания суд не принимает, учитывая, что они опровергаются имеющимися в деле материалами, в том числе платежными документами, а также усматривающимися из таких материалов фактическими обстоятельствами.

Правилами (п. 42) установлено, что при отсутствии индивидуального или общего (квартирного) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и в случае наличия обязанности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении, определяется по формуле 4(1) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления коммунальной услуги по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению с применением повышающего коэффициента, а в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении, которое не оснащено такими приборами учета, определяется по формуле 23(1) приложения N 2 к настоящим Правилам исходя из норматива потребления горячей воды с применением повышающего коэффициента.

Правилами установлено (п.п. «а» п. 4 Приложений № 2 к Правилам), что размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению (за исключением случая установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду), водоотведению и электроснабжению в i-м жилом помещении, не оборудованном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета холодной воды, горячей воды, сточных вод и электрической энергии, согласно пункту 42 Правил определяется по формуле 4:

Pi = ni x Nj x Tкр,

где:

ni - количество граждан, постоянно и временно проживающих в i-м жилом помещении;

Nj - норматив потребления j-й коммунальной услуги;

Tкр - тариф (цена) на коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу абзаца 6 пункта 38 Правил, в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению рассчитывается исходя из суммы стоимости компонента на холодную воду, предназначенную для подогрева в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению (или компонента на теплоноситель, являющегося составной частью тарифа на горячую воду в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), и стоимости компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев холодной воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению.

В силу пп. «в» п. 69 указанных Правил в платежном документе, в том числе, указываются единицы измерения объемов (количества) коммунальных ресурсов (при применении в расчетах за коммунальные услуги по горячему водоснабжению тарифов на горячую воду, состоящих из компонента на холодную воду, используемую в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, - величина каждого из компонентов, единицы измерения объема (количества) горячей воды и тепловой энергии в натуральных величинах).

Следовательно, формула, о применении которой настаивает истец ФИО7, в данном случае применена быть не может, учитывая установление двухкомпонентных тарифов на горячую воду.

Согласно п. 38 Правил размер платы за коммунальные услуги рассчитывается по тарифам (ценам) для потребителей, установленным ресурсоснабжающей организации в порядке, определенном законодательством Российской Федерации о государственном регулировании цен (тарифов).

Уполномоченным органом исполнительной власти Тульской области, осуществляющим принятие решения об установлении однокомпонентного или двухкомпонентного тарифа на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения на территории Тульской области определен комитет Тульской области по тарифам, что в частности следует из Указа Губернатора Тульской области от 18.12.2019 N 130 «Об определении уполномоченного органа исполнительной власти Тульской области, осуществляющего принятие решения об установлении однокомпонентного или двухкомпонентного тарифа на горячую воду в закрытой системе горячего водоснабжения на территории Тульской области».

Первично комитетом Тульской области по тарифам Постановлением от 18.12.2013 № 47/78 были утверждены тарифы на тепловую энергию для ООО «АТЭК», в которое впоследствии неоднократно вносились изменения.

Из представленных суду платежных документов усматривается, что начисления ответчиком производились исходя из тарифов, установленных в каждый период времени комитетом Тульской области по тарифам, а также установленных министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области нормативов расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду.

В этой связи в данной части исковые требования ФИО7 удовлетворению не подлежат.

Истец ФИО7 в обоснование заявленных требований указывает на некорректность произведенных ответчиком начислений, полагая недопустимым применение при расчетах таких начислений повышающего коэффициента ввиду отсутствия по адресу: <адрес> индивидуального прибора учета потребленного коммунального ресурса, сославшись на отсутствие технической возможности к установке такового, подтвержденное, по ее мнению, наличием вступившего в законную силу решения суда от 01.04.2013 по гражданскому делу .

В силу ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. При расчете платы за коммунальные услуги для собственников помещений в многоквартирных домах, которые имеют установленную законодательством Российской Федерации обязанность по оснащению принадлежащих им помещений приборами учета используемой воды и помещения которых не оснащены такими приборами учета, применяются повышающие коэффициенты к нормативу потребления соответствующего вида коммунальной услуги в размере и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Исходя из ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов распространяются на объекты, подключенные к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами. Если иные требования к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов не установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, исполнение требований настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов применительно к объектам, подключенным к системам централизованного снабжения соответствующим энергетическим ресурсом, должно обеспечивать учет используемых энергетических ресурсов в местах подключения указанных объектов к таким системам либо применительно к объектам, используемым для передачи энергетических ресурсов, в местах подключения смежных объектов, используемых для передачи энергетических ресурсов и принадлежащих на праве собственности или ином предусмотренном законодательством Российской Федерации основании разным лицам. Требования к характеристикам приборов учета используемых энергетических ресурсов определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации. Требования настоящей статьи в части организации учета используемых энергетических ресурсов не распространяются на ветхие, аварийные объекты, объекты, подлежащие сносу или капитальному ремонту, а также объекты, максимальный объем потребления природного газа которых составляет менее чем два кубических метра в час (в отношении организации учета используемого природного газа), на многоквартирные дома, физический износ основных конструктивных элементов которых превышает семьдесят процентов и которые не включены в соответствии с жилищным законодательством в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в связи с принятием нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации решения об их сносе или реконструкции, на многоквартирные дома, которые включены в программу реновации жилищного фонда, осуществляемой в соответствии с федеральным законом, и в которых мероприятия, выполняемые в соответствии с указанной программой, должны быть реализованы в течение трех лет (ч. 1).

Расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации приборы учета используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию. Расчеты за энергетические ресурсы могут осуществляться без учета данных, полученных при помощи установленных и введенных в эксплуатацию приборов учета используемых энергетических ресурсов, по договору поставки, договору купли-продажи энергетических ресурсов, включающим в себя условия энергосервисного договора (контракта). До установки приборов учета используемых энергетических ресурсов, а также при выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации. При этом указанные расчетные способы должны определять количество энергетических ресурсов таким образом, чтобы стимулировать покупателей энергетических ресурсов к осуществлению расчетов на основании данных об их количественном значении, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов (ч. 2).

До 1 января 2011 года органы государственной власти, органы местного самоуправления, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления Республики Крым и города федерального значения Севастополя, обеспечивают завершение проведения мероприятий по оснащению зданий, строений, сооружений, используемых для размещения указанных органов, находящихся в государственной или муниципальной собственности и введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии и ввод установленных приборов учета в эксплуатацию (ч. 3).

До 1 января 2011 года собственники зданий, строений, сооружений и иных объектов, которые введены в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона и при эксплуатации которых используются энергетические ресурсы (в том числе временных объектов), за исключением объектов, указанных в частях 3, 5 и 6 настоящей статьи, обязаны завершить оснащение таких объектов приборами учета используемых воды, природного газа, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию (ч. 4).

До 1 июля 2012 года, а для Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 1 января 2019 года собственники жилых домов, за исключением указанных в части 6 настоящей статьи, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета используемых воды, электрической энергии (ч. 5).

До 1 июля 2012 года, а для Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 1 января 2019 года собственники введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона жилых домов, дачных домов или садовых домов, которые объединены принадлежащими им или созданным ими организациям (объединениям) общими сетями инженерно-технического обеспечения, подключенными к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами, за исключением систем централизованного газоснабжения, обязаны обеспечить установку коллективных (на границе с централизованными системами) приборов учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию (ч. 6).

Действия по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов вправе осуществлять лица, отвечающие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для осуществления таких действий. До 1 января 2019 года собственники объектов, которые указаны в частях 3 - 7 настоящей статьи и максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час, обязаны обеспечить оснащение таких объектов приборами учета используемой тепловой энергии, указанными в частях 3 - 7 настоящей статьи, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. Правила коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утверждаемые Правительством Российской Федерации, могут устанавливать особенности учета тепловой энергии, теплоносителя, а также особенности исполнения обязанности по оснащению объектов, указанных в частях 3 - 7 настоящей статьи, приборами учета (ч. 8).

С 1 июля 2010 года организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют. Цена такого договора определяется соглашением сторон. За просрочку исполнения обязательства по установке, замене и (или) эксплуатации этих приборов учета указанные организации уплачивают потребителю за каждый день просрочки неустойку (пени), определяемую в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день исполнения обязательства, но не более чем в размере цены выполнения работ, оказания услуг по договору. Порядок заключения и существенные условия такого договора утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Договор, регулирующий условия установки коллективного или индивидуального (общего для коммунальной квартиры) прибора учета используемого энергетического ресурса (снабжение которым или передачу которого осуществляют указанные организации) и заключаемый с гражданином - собственником жилого дома, садового дома либо уполномоченным им лицом, с гражданином - собственником помещения в многоквартирном доме или лицом, ответственным за содержание многоквартирного дома, в целях выполнения ими обязанностей, предусмотренных частями 5 - 6.1 настоящей статьи, должен содержать условие об оплате цены, определенной таким договором, равными долями в течение пяти лет с даты его заключения, за исключением случая, если потребитель выразил намерение оплатить цену, определенную таким договором, единовременно или с меньшим периодом рассрочки. При включении в такой договор условия о рассрочке в цену, определенную таким договором, подлежит включению сумма процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день начисления, за исключением случаев, если соответствующая компенсация осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета. Субъект Российской Федерации, муниципальное образование вправе предоставлять в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации, за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета указанным организациям поддержку путем выделения им средств на возмещение расходов, понесенных ими в связи с предоставлением рассрочки (ч.9).

До 1 января 2012 года, а для Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 1 января 2019 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 3 и 4 настоящей статьи), до 1 июля 2013 года, а для Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 1 января 2019 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии), до 1 января 2021 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 3 - 7 настоящей статьи, максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час) и до 1 января 2019 года, а для Республики Крым и города федерального значения Севастополя до 1 января 2021 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 5.1 и 6.1 настоящей статьи, в части оснащения их приборами учета используемого природного газа) организации, указанные в части 9 настоящей статьи, обязаны совершить действия по оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми и передачу которых указанные организации осуществляют, объектов, инженерно-техническое оборудование которых непосредственно присоединено к принадлежащим им сетям инженерно-технического обеспечения и которые в нарушение требований частей 3 - 6.1 и 8 настоящей статьи не были оснащены приборами учета используемых энергетических ресурсов в установленный срок. Лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно обеспечить допуск указанных организаций к местам установки приборов учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на установку этих приборов учета, и не должно препятствовать вводу их в эксплуатацию. В случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке лицо, не исполнившее в установленный срок обязанности по оснащению данных объектов приборами учета используемых энергетических ресурсов, должно также оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания. При этом граждане - собственники жилых домов, садовых домов, граждане - собственники помещений в многоквартирных домах, не исполнившие в установленный срок обязанностей, предусмотренных частями 5 - 6.1 и 8 настоящей статьи, если это потребовало от указанных организаций совершения действий по установке приборов учета используемых энергетических ресурсов, оплачивают равными долями в течение пяти лет с даты их установки расходы указанных организаций на установку этих приборов учета при условии, что ими не выражено намерение оплатить такие расходы единовременно или с меньшим периодом рассрочки. В случае предоставления рассрочки расходы на установку приборов учета используемых энергетических ресурсов подлежат увеличению на сумму процентов, начисляемых в связи с предоставлением рассрочки, но не более чем в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату начисления, за исключением случаев, если соответствующая компенсация осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета. После 1 января 2012 года, а для Республики Крым и города федерального значения Севастополя после 1 января 2019 года (в отношении объектов, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи, и введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона аналогичных объектов), после 1 июля 2013 года, а для Республики Крым и города федерального значения Севастополя после 1 января 2019 года (в отношении предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи объектов и введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона аналогичных объектов в части оснащения их приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, в том числе оснащения многоквартирных домов коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными и общими (для коммунальных квартир) приборами учета используемых воды, электрической энергии), после 1 января 2021 года (в отношении объектов, предусмотренных частями 3 - 7 настоящей статьи, максимальный объем потребления тепловой энергии которых составляет менее чем две десятых гигакалории в час, и введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона аналогичных объектов) и после 1 января 2019 года, а для Республики Крым и города федерального значения Севастополя после 1 января 2021 года (в отношении предусмотренных частями 5.1 и 6.1 настоящей статьи объектов и введенных в эксплуатацию после дня вступления в силу настоящего Федерального закона аналогичных объектов в части оснащения их приборами учета используемого природного газа) положения настоящей части должны выполняться во всех случаях выявления указанными организациями фактов нарушений установленных настоящей статьей требований об учете используемых энергетических ресурсов с применением приборов их учета и неустранения таких нарушений совершившим их лицом до истечения двух месяцев с момента их выявления. Указанные организации при выявлении фактов невыполнения собственниками приборов учета используемых энергетических ресурсов обязанности по обеспечению надлежащей эксплуатации этих приборов учета и неустранении такого невыполнения до истечения двух месяцев с момента его выявления также обязаны приступить к эксплуатации этих приборов учета с отнесением понесенных расходов на собственников этих приборов учета. Собственники этих приборов учета или лица, являющиеся собственниками объектов, на которых установлены эти приборы учета, обязаны обеспечить допуск указанных организаций к приборам учета используемых энергетических ресурсов и оплатить расходы указанных организаций на их эксплуатацию, а в случае отказа от оплаты расходов в добровольном порядке оплатить понесенные указанными организациями расходы в связи с необходимостью принудительного взыскания (ч. 12).

Следовательно, обязанность по установке прибора учета потребления указанного ресурса уже подлежала исполнению ФИО7 задолго до вынесения решения по гражданскому делу .

П. 26(1) Правил закреплено, что в случае отсутствия общего (квартирного) прибора учета горячей воды при наличии обязанности установки такого прибора учета размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению в i-м жилом помещении определяется по формуле 23(1):

,

где:

Kпов - повышающий коэффициент, величина которого принимается равной 1,5. Этот коэффициент не применяется, если потребителем предоставлен акт обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного) прибора учета горячей воды, подтверждающий отсутствие технической возможности установки такого прибора учета, начиная с расчетного периода, в котором составлен такой акт, а также в случаях, если законодательством Российской Федерации об электроэнергетике обязанность по оснащению помещений в многоквартирном доме, а также жилых домов (домовладений) приборами учета электрической энергии возложена на гарантирующего поставщика или сетевую организацию;

- объем потребленной за расчетный период в i-м жилом помещении горячей воды, определенный исходя из нормативов потребления горячей воды в жилом помещении и количества граждан, постоянно и временно проживающих в i-ом жилом помещении;

Тхв - компонент на холодную воду, являющийся составной частью установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации тарифа на горячую воду (горячее водоснабжение);

- объем (количество) тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению за расчетный период в i-м жилом помещении, рассчитываемый как произведение и утвержденного норматива расхода тепловой энергии, используемой на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению;

ТТ/Э - компонент на тепловую энергию, являющийся составной частью установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации тарифа на горячую воду (горячее водоснабжение).

Таким образом, применение повышающего коэффициента к нормативу потребления соответствующей коммунальной услуги обусловлено наличием предусмотренной действующим законодательством обязанности по оснащению помещения приборами учета используемых ресурсов, в частности, воды, электрической энергии, а также отсутствием в помещении таких приборов учета при наличии технической возможности их установки.

Из приведенной нормы следует, что для того, чтобы повышающий коэффициент применен не был, непосредственно потребитель предоставляет акт обследования на предмет установления наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного) прибора учета горячей воды, подтверждающий отсутствие технической возможности установки такого прибора учета, начиная с расчетного периода, в котором составлен такой акт, а также в случаях, если законодательством Российской Федерации об электроэнергетике обязанность по оснащению помещений в многоквартирном доме, а также жилых домов (домовладений) приборами учета электрической энергии возложена на гарантирующего поставщика или сетевую организацию.

Такого рода актов потребителем ФИО7 не представлено.

Сведений о том, что ФИО7 обралась в организации, которые осуществляют снабжение водой, тепловой энергией или их передачу и сети инженерно-технического обеспечения которых имеют непосредственное присоединение к сетям, входящим в состав инженерно-технического оборудования объектов, подлежащих в соответствии с требованиями настоящей статьи оснащению приборами учета используемых энергетических ресурсов по вопросу установки приборов учета потребляемых коммунальных ресурсов также не имеется.

Порядок составления вышеуказанных актов, критерии наличия (отсутствия) технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета установлены первоначально (применительно к периоду с 2013 года по настоящее время) приказом № 627 от 29.12.2011 Министерства регионального развития РФ, а затем приказом № 485/пр от 28.08.2020 Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ.

Данные приказы содержат идентичные критерии, свидетельствующих об отсутствии технической возможности установки прибора учета: техническая возможность установки прибора учета соответствующего вида в многоквартирном доме (жилом доме или помещении), за исключением многоквартирного дома (жилого дома или помещения), указанного в пункте 5 настоящего документа (критериев), отсутствует, если в ходе обследования будет выявлено наличие хотя бы одного из нижеуказанных критериев:

а) установка прибора учета соответствующего вида по проектным характеристикам многоквартирного дома (жилого дома или помещения) невозможна без реконструкции, капитального ремонта (за исключением мероприятий по монтажу (демонтажу) коммутационных аппаратов, шкафов (щитов) учета в границах места установки таких приборов учета и оборудования) существующих внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования) и (или) без создания новых внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования);

б) при установке прибора учета соответствующего вида невозможно обеспечить соблюдение обязательных метрологических и технических требований к прибору учета соответствующего вида, в том числе к месту и порядку его установки, предъявляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании;

в) в месте, в котором подлежит установке прибор учета соответствующего вида, невозможно обеспечить соблюдение предъявляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений и о техническом регулировании обязательных требований к условиям эксплуатации прибора учета соответствующего вида, которые необходимы для его надлежащего функционирования, в том числе из-за технического состояния и (или) режима работы внутридомовых инженерных систем (внутриквартирного оборудования), температурного режима, влажности, электромагнитных помех, затопления помещений, и (или) невозможно обеспечить доступ для снятия показаний прибора учета соответствующего вида, его обслуживания, замены, а в случае необходимости проведения реконструкции (ремонта) внутридомовой системы (внутриквартирного оборудования) привести их в соответствие с указанными требованиями.

Следовательно, отсутствие технической возможности к установке прибора учета, обусловленное необходимостью капитального ремонта существующих внутридомовых инженерных систем и (или) без создания новых внутридомовых инженерных систем, должно быть неразрывно связано с проектными характеристиками многоквартирного дома (жилого дома или помещения), а не с необходимостью проведении ремонта такого рода инженерных систем в целом.

Вступившим в законную силу решением <данные изъяты> от 01.04.2013 по гражданскому делу постановлено обязать администрацию муниципального образования ФИО3 район (ныне – администрация МО г. Алексин) в срок до 01.09.2013 произвести капитальный ремонт, в т.ч. инженерных коммуникаций в местах общего пользования – трубопроводов.

До настоящего времени решение суда в части произведения капитального ремонта инженерных коммуникаций в местах общего пользования – трубопроводов в полном объеме не исполнено, а именно, по представленным администрацией МО <адрес> сведениям, присоединение новых участков сетей осуществлялось к существующим внутридомовым стоякам, то есть ввод трубопроводов непосредственно в квартиры не выполнялся.

Акт от 25.05.2021, составленный контролером ООО «АТЭК» ФИО1, не соответствует требованиям приказа /пр от ДД.ММ.ГГГГ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ и не может быть принят судом в качестве доказательства по делу.

При этом еще в феврале 2015 года, то есть после вступления в законную силу решения суда по вышеуказанному гражданскому делу был составлен акт о наличии технической возможности установки индивидуального, общего (квартирного), коллективного (общедомового) приборов учета по адресу: <адрес>.

Указание в данном акте на то, что требуется реконструкция системы ГВС, с учетом приведенных выше критериев, не опровергает вывода о наличии указанной технической возможности для установки прибора учета потребляемого коммунального ресурса.

Пунктами 5, 6 раздела I Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 (ред. от 29.06.2020) закреплено, что в состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.

В состав общего имущества включается внутридомовая инженерная система водоотведения, состоящая из канализационных выпусков, фасонных частей (в том числе отводов, переходов, патрубков, ревизий, крестовин, тройников), стояков, заглушек, вытяжных труб, водосточных воронок, прочисток, ответвлений от стояков до первых стыковых соединений, а также другого оборудования, расположенного в этой системе.

В состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.

Положениями ч. 9 ст. 11 Федерального закона от 23.11.2009 N 261-ФЗ (ред. от 11.06.2021) «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» на собственников зданий, строений, сооружений, собственники помещений в многоквартирных домах возложена обязанность обеспечивать соответствие зданий, строений, сооружений, многоквартирных домов установленным требованиям энергетической эффективности и требованиям их оснащенности приборами учета используемых энергетических ресурсов (за исключением требований, обеспечение выполнения которых в соответствии с настоящим Федеральным законом возложено на других лиц) в течение всего срока их службы путем организации их надлежащей эксплуатации и своевременного устранения выявленных несоответствий.

Подпунктом «г» пункта 34 Правил установлено, что потребитель обязан, в целях учета потребленных коммунальных услуг, использовать коллективные (общедомовые), индивидуальные, общие (квартирные), комнатные приборы учета, распределители утвержденного типа, соответствующие требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений и прошедшие поверку.

В силу п. 80 Правил, учет объема (количества) коммунальных услуг, предоставленных потребителю в жилом или в нежилом помещении, осуществляется с использованием индивидуальных приборов учета.

Таким образом, вышеприведенные нормы устанавливают обязанность потребителя коммунальных услуг использовать приборы учета, прошедшие поверку, обеспечивать проведение поверок этих приборов учета в сроки, установленные технической документацией, своевременно и в полном объеме вносить плату за коммунальные платежи.

Как было указано выше, в случае установления двухкомпонентных тарифов на горячую воду размер платы за коммунальную услугу по горячему водоснабжению, предоставленную потребителю за расчетный период в жилом помещении в многоквартирном доме, при наличии технической возможности установки приборов учета холодной воды, горячей воды и (или) электрической энергии размер платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению и (или) электроснабжению, предоставленную потребителю в жилом помещении в многоквартирном доме, определяется по формуле 23 (1) приложения N 2 к Правилам исходя из норматива потребления горячей воды с учетом повышающего коэффициента.

В силу положений приказа № 627 от 29.12.2011 Министерства регионального развития РФ, а впоследствии приказа /пр от ДД.ММ.ГГГГ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ установление технической возможности установки приборов учета распространяется только на многоквартирные дома, где установлено требование по обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Следовательно, применение повышающих коэффициентов к нормативам потребления является мерой стимулирования к выполнению обязательных требований по установке приборов учета в многоквартирных домах, которые установлены Федеральным законом от 23.11.2009 N 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

В связи с отсутствием допустимых доказательств, свидетельствующих о том, что в <адрес> установлены индивидуальные приборы учета коммунального ресурса, введенные в эксплуатацию и прошедшие необходимую поверку, либо о том, что технической возможности установки таких приборов не имеется, в частности, после первого запирающего устройства или в месте присоединения расположенной внутри квартиры инженерной системы к находящимся в помещениях общего пользования дома сетям, расчет начислений по коммунальной услуге горячего водоснабжения осуществлен исходя из нормативов потребления указанных коммунальных услуг с учетом повышающего коэффициента, как это предусмотрено нормативно-правовыми актами, то есть правомерно.

В соответствии со статьей 15 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

В пункте 45 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 N 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» закреплено, что при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.

Учитывая обстоятельства дела, характер и степень причиненных истцу ФИО7 физических и нравственных страданий, суд полагает, что принципам разумности и справедливости отвечает размер компенсации морального вреда в сумме 1000 руб.

В соответствии со статьей 13 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей», при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

В этой связи, поскольку в пользу истца была присуждена сумма в размере 1000 руб., с ответчика ООО «АТЭК» подлежит взысканию штраф в сумме 500 руб. в пользу истца.

Иные доводы истца в данной части требования о взыскании штрафа суд полагает основанными на неверном толковании норм права.

В соответствии с частью 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

Поскольку истец ФИО7 освобождена от уплаты государственной пошлины при обращении в суд, с ответчика в доход бюджета муниципального образования г. Алексин Тульской области подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования ФИО7 удовлетворить частично.

Обязать ООО «АТЭК» произвести за период с 01.08.2018 по май 2021 года включительно перерасчет начислений по лицевому счету , открытому на имя ФИО7 по адресу: <адрес> по нормативу потребления коммунальной услуги горячего водоснабжения в жилых помещениях при наличии системы внутридомового централизованного горячего водоснабжения, установленному п. 10 утвержденных Приказом министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тульской области от 16.05.2013 N 45 Нормативов потребления коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению в жилых помещениях в размере 3,083.

Взыскать с ООО «АТЭК» в пользу ФИО7 компенсацию морального вреда в размере 1 000 рублей, штраф в размере 500 рублей, а всего 1 500 рублей.

Взыскать с ООО «АТЭК» в доход бюджета муниципального образования г. Алексин государственную пошлину в размере 300 рублей.

В удовлетворении остальной части исковых требований ФИО7 отказать.

В удовлетворении исковых требований ФИО4 к ООО «АТЭК» об обязании произвести перерасчет за услугу горячего водоснабжения, взыскании штрафа, компенсации морального вреда отказать.

Решение может быть обжаловано в Тульский областной суд путем подачи апелляционной жалобы в ФИО3 межрайонный суд Тульской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено 1 ноября 2021 года.

Председательствующий М. С. Солдатова