РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 июля 2021 г. Донской
Донской городской суд Тульской области в составе:
председательствующего судьи Пасечниковой Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Николаевой А.О.,
с участием
представителя истца помощника прокурора города Донского Тульской области Образцовой Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело №2-885/2021 по исковому заявлению прокурора г.Донского в защиту интересов неопределенного круга лиц к МБВУ «Спортивно-оздоровительный центр «Спутник» об обязании направить в Федеральное казначейство для размещения посредством единой информационной системы в сфере закупок достоверную информацию об отчете об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций,
установил:
прокурор г.Донского Тульской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился с иском к МБВУ «Спортивно-оздоровительный центр «Спутник» об обязании направить в Федеральное казначейство для размещения посредством единой информационной системы в сфере закупок достоверную информацию об отчете об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.
В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой г.Донского Тульской области проведена проверка исполнения законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также законодательства о защите прав субъектов предпринимательской деятельности, в части исполнения требований по составлению отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.
В ходе проведения проверки установлено, что ДД.ММ.ГГГГ МБВУ «Спортивно-оздоровительный центр «Спутник» в Единой информационной системе в сфере закупок размещен отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.
Утверждает, что в данном отчете указано, что совокупный годовой объем закупок, за исключением объема закупок, сведения о которых составляют государственную тайцу, равен 958,10300 тыс. рублей, который в действительности составляет 6461,71411тыс.руб.; общий объем финансового обеспечения для оплаты контрактов в отчетном году в рамках осуществления закупок, предусмотренных частью 1.1 статьи 30 Федерального закона № 44-ФЗ -73,16600 тыс. рублей, который в действительности составляет 6461,71411 тыс.руб; совокупный годовой объем закупок, рассчитанный за вычетом закупок, предусмотренных частью 1.1 статьи 30 Федерального закона - 884,93700 тыс. руб., который в действительности составляет 0; объем закупок, который заказчик обязан осуществить у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций в отчетном году - 132,74055 тыс. руб., которой в действительности составляет 0; объем закупок, который заказчик осуществил у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций - 0 рублей; доля закупок, которые заказчик осуществил у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций -0%.
При этом отмечает, что в нарушение вышеуказанных требований действующего законодательства не учтено, что все муниципальные контракты, заключенные и исполненные в 2020 году учреждением, заключены на основании ч. 1 ст. 93 Федерального закона № 44-ФЗ и не учитываются при определении совокупного годового объема закупок, рассчитанного за вычетом закупок, предусмотренных частью 1.1 статьи 30 Федерального закона № 44-ФЗ.
Полагает, что размещение неполного и недостоверного отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций привело к нарушению принципов открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, в том числе, нарушению прав субъектов малого предпринимательства на надлежащее информационное обеспечение в данной сфере.
Утверждает, ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой города в МБВУ «Спортивно-оздоровительный центр «Спутник» внесено представление об устранении указанных нарушений, которое рассмотрено, доводы признаны обоснованными, однако, до настоящего времени достоверная информация об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций в Федеральное казначейство не направлена.
С учетом изложенного, руководствуясь нормами действующего законодательства, просил суд обязать МБВУ «Спортивно-оздоровительный центр «Спутник» направить в Федеральное казначейство для размещения посредством единой информационной системы в сфере закупок достоверную информацию об отчете об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций в течение 5 рабочих дней с момента вступления в законную силу решения суда.
В судебном заседании помощник прокурора г.Донского Тульской области Образцова Е.И. поддержала заявленные исковые требования об обязании МБВУ «Спортивно-оздоровительный центр «Спутник» направить в Федеральное казначейство для размещения посредством единой информационной системы в сфере закупок достоверную информацию об отчете об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций в течение 5 рабочих дней с момента вступления в законную силу решения суда, в полном объеме.
Представитель ответчика МБВУ «Спортивно-оздоровительный центр «Спутник» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела уведомлен своевременно и надлежащим образом, причину неявки суду не сообщил, позицию по иску не выразил.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие неявившегося представителя ответчика.
Выслушав объяснения помощника прокурора г.Донской Тульской области Образцовой Е.И., исследовав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 7 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон № 44-ФЗ) в Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок. Открытость и прозрачность информации, указанной в части 1 настоящей статьи, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе. Информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
В соответствии с ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 44-ФЗ заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи, путем: проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей; осуществления закупок с учетом положений части 5 настоящей статьи.
Согласно ч. 1.1 ст. 30 Федерального закона № 44-ФЗ при определении объема закупок, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, в расчет совокупного годового объема закупок не включаются закупки: для обеспечения обороны страны и безопасности государства; услуг по предоставлению кредитов; у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с частью 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, за исключением закупок, которые осуществлены в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона по результатам несостоявшегося определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), проведенного в соответствии с требованиями пункта 1 части 1 настоящей статьи; работ в области использования атомной энергии; при осуществлении которых применяются закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
На основании ч. 1.2 ст. 30 Федерального закона № 44-ФЗ заказчики вправе осуществлять закупки, указанные в пунктах 1, 4 и 5 части 1.1 настоящей статьи, у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 настоящей статьи. При этом объем таких закупок учитывается в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 настоящей статьи, и включается в отчет, указанный в части 4 настоящей статьи.
В силу ч. 2 ст. 30 Федерального закона № 44-ФЗ действие настоящей статьи распространяется на социально ориентированные некоммерческие организации (за исключением социально ориентированных некоммерческих организаций, учредителями которых являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные образования), осуществляющие в соответствии с учредительными документами виды деятельности, предусмотренные пунктом 1 статьи 31.1 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ "О некоммерческих организациях".
В соответствии с ч. 3 ст. 30 Федерального закона № 44-ФЗ при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в пункте 1 части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. В этом случае участники закупок обязаны декларировать в заявках на участие в закупках свою принадлежность к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям.
Согласно ч. 4 ст. 30 Федерального закона № 44-ФЗ в случае признания не состоявшимся определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок, окончательных предложений не подано ни одной заявки, ни одного окончательного предложения или все заявки, окончательные предложения были отклонены в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, заказчик вправе отменить указанное в части 3 настоящей статьи ограничение и осуществить закупки на общих основаниях. При этом такие закупки, осуществленные на общих основаниях, не учитываются в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 настоящей статьи. Закупки, которые осуществлены на основании пункта 25 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона по результатам несостоявшегося определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), проведенного в соответствии с требованиями пункта 1 части 1 настоящей статьи, учитываются в объеме закупок, которые заказчики осуществили у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций. По итогам года заказчик обязан составить отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, и до 1 апреля года, следующего за отчетным годом, разместить такой отчет в единой информационной системе. В такой отчет заказчик включает информацию о заключенных контрактах с субъектами малого предпринимательства, социально ориентированными некоммерческими организациями.
Частью 4.1 ст. 30 Федерального закона № 44-ФЗ установлено, что порядок подготовки указанного выше отчета, его размещения в единой информационной системе, форма указанного отчета определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 17.03.2015 № 238 утверждены Правила подготовки отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, его размещения в единой информационной системе (далее Правила).
В соответствии с пунктом 3 Правил подготовка отчёта и его составление осуществляются по форме, утверждённой указанным постановлением и в соответствии с требованиями к заполнению формы отчёта согласно приложению к указанным Правилам.
Согласно Требованиям, к заполнению формы отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, являющихся приложением к Правилам подготовки отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, его размещения в единой информационной системе,
в разделе II:
в позиции 1 указывается совокупный годовой объем закупок заказчика за отчетный год, определенный в соответствии с пунктом 16 статьи 3 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон), за исключением объема закупок, сведения о которых составляют государственную тайну (тыс. рублей);
б)в позиции 2:
в абзаце первом указывается общий объем финансового обеспечения для оплаты контрактов в отчетном году в рамках осуществления закупок, предусмотренных частью 1.1 статьи 30 Федерального закона, за исключением объема финансового обеспечения для оплаты в отчетном году контрактов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, рассчитанный как сумма значений, предусмотренных абзацами вторым - шестым указанной позиции (тыс. рублей);
в абзаце втором указывается объем финансового обеспечения для оплаты в отчетном году контрактов, заключаемых для обеспечения обороны страны и безопасности государства, за исключением объема финансового обеспечения для оплаты в отчетном году контрактов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну (тыс. рублей);
в абзаце третьем указывается объем финансового обеспечения для оплаты в отчетном году контрактов, заключаемых на оказание услуг по предоставлению кредитов, за исключением объема финансового обеспечения для оплаты в отчетном году контрактов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну (тыс. рублей);
в абзаце четвертом указывается объем финансового обеспечения для оплаты в отчетном году контрактов, заключаемых с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с частью 1 статьи 93 Федерального закона (за исключением закупок, которые осуществлены в соответствии с пунктом 25 части 1 статьи 93 Федерального закона по результатам несостоявшегося определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), проведенного в соответствии с требованиями пункта 1 части 1 статьи 30 Федерального закона), за исключением объема финансового обеспечения для оплаты в отчетном году контрактов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну (тыс. рублей);
в абзаце пятом указывается объем финансового обеспечения для оплаты в отчетном году контрактов, заключаемых на выполнение работ в области использования атомной энергии, за исключением объема финансового обеспечения для оплаты в отчетном году контрактов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну (тыс. рублей);
в абзаце шестом указывается объем финансового обеспечения для оплаты в отчетном году контрактов, заключаемых по результатам закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), за исключением объема финансового обеспечения для оплаты в отчетном году контрактов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну (тыс. рублей);
в абзацах втором - шестом не допускается повторный учет сведений об объеме финансового обеспечения для оплаты в отчетном году одного и того же контракта;
в) в позиции 3 указывается совокупный годовой объем закупок, рассчитанный за вычетом закупок, предусмотренных частью 1.1 статьи 30 Федерального закона, как разница между совокупным годовым объемом закупок заказчика за отчетный год, указанным в подпункте "а" настоящего пункта, и общим объемом финансового обеспечения для оплаты контрактов в отчетном году, указанным в подпункте "б" настоящего пункта (тыс. рублей);
г) в позиции 4 указывается объем закупок, который заказчик обязан осуществить у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций в отчетном году (не менее чем 15 процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 статьи 30 Федерального закона) (тыс. рублей);
д) в позиции 5 указывается объем закупок, рассчитываемый как сумма денежных средств, подлежащих оплате в отчетном финансовом году, по контрактам, заключенным в отчетном финансовом году, а также до начала отчетного финансового года по результатам определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), проведенного в соответствии с требованиями пункта 1 части 1 статьи 30 Федерального закона (тыс. рублей);
е) в позиции 6 указывается сумма денежных средств, подлежащих оплате поставщиками (подрядчиками, исполнителями) в отчетном финансовом году субподрядчикам (соисполнителям) из числа субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, привлеченным к исполнению контрактов, заключенных в отчетном финансовом году, а также до начала отчетного финансового года по результатам определений поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в извещениях об осуществлении которых было установлено требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков (соисполнителей) из числа субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций. При этом в этой позиции учитываются только объемы фактического привлечения в отчетном году к исполнению контрактов субподрядчиков (соисполнителей) из числа субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, но не более объема, установленного условиями контракта в виде процента цены контракта. В случае если поставщик (подрядчик, исполнитель), с которым заключен контракт в соответствии с частью 5 статьи 30 Федерального закона, является субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, то в этой позиции учитывается объем, установленный условиями контракта в виде процента цены контракта;
ж) в позиции 7 указывается объем закупок, который заказчик осуществил у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированы некоммерческих организаций в отчетном году, рассчитанный как сумма значений объемов, указанных в позициях 5 и 6 (тыс. рублей);
з) в позиции 8 указывается доля закупок, которые заказчик осуществил у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций в отчетном году, рассчитанная как процентная доля объема закупок, указанного в позиции 7, по отношению к совокупному годовому объему закупок, рассчитанному с учетом части 1.1 статьи 30 Федерального закона и указанному в позиции 3 (процентов);
и) в позиции 9 указывается общая сумма начальных (максимальных) цен контрактов несостоявшихся процедур закупок (открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, повторных конкурсов, аукционов в электронной форме, запросов котировок, запросов предложений), в которых было установлено ограничение в отношении участников закупок, которыми могли быть только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации и по результатам проведения которых контракт не заключен (тыс. рублей).
Пунктом 4 Правил определено, что отчет по итогам отчетного года в форме электронного документа подписывается электронной подписью уполномоченного должностного лица заказчика и размещается в единой информационной системе в срок, установленный частью 4 статьи 30 Федерального закона, то есть, до 1 апреля года, следующего за отчетным годом.
На основании п. 1 постановления Правительства РФ от 13.04.2017 № 442 «Об определении федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по выработке функциональных требований к единой информационной системе в сфере закупок, по созданию, развитию, ведению и обслуживанию единой информационной системы в сфере закупок, по установлению порядка регистрации в единой информационной системе в сфере закупок и порядка пользования единой информационной системой в сфере закупок, а также на ведение единого реестра участников закупок, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 г. № 996» Федеральное казначейство определено уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по созданию, развитию, ведению и обслуживанию единой информационной системы в сфере закупок.
Как следует из материалов дела и установлено судом, прокурор обратился в суд в защиту прав и интересов неопределенного круга лиц.
В ходе прокурорской проверки установлено, что ДД.ММ.ГГГГ МБВУ «Спортивно-оздоровительный центр «Спутник» в Единой информационной системе в сфере закупок размещен отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.
В данном отчете указано, что совокупный годовой объем закупок, за исключением объема закупок, сведения о которых составляют государственную тайцу, равен 958,10300 тыс. рублей, который в действительности составляет 6461,71411тыс.руб.; общий объем финансового обеспечения для оплаты контрактов в отчетном году в рамках осуществления закупок, предусмотренных частью 1.1 статьи 30 Федерального закона № 44-ФЗ -73,16600 тыс. рублей, который в действительности составляет 6461,71411 тыс.руб; совокупный годовой объем закупок, рассчитанный за вычетом закупок, предусмотренных частью 1.1 статьи 30 Федерального закона - 884,93700 тыс. руб., который в действительности составляет 0; объем закупок, который заказчик обязан осуществить у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций в отчетном году - 132,74055 тыс. руб., которой в действительности составляет 0; объем закупок, который заказчик осуществил у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций - 0 рублей; доля закупок, которые заказчик осуществил у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций -0%.
В нарушение вышеуказанных требований действующего законодательства не учтено, что все муниципальные контракты, заключенные и исполненные в 2020 году учреждением, заключены на основании ч. 1 ст. 93 Федерального закона № 44-ФЗ и не учитываются при определении совокупного годового объема закупок, рассчитанного за вычетом закупок, предусмотренных частью 1.1 статьи 30 Федерального закона № 44-ФЗ.
Размещение неполного и недостоверного отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций привело к нарушению принципов открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, в том числе нарушению прав субъектов малого предпринимательства на надлежащее информационное обеспечение в данной сфере.
Из-за бездействия МБВУ «Спортивно-оздоровительный центр «Спутник» неопределенный круг лиц лишен возможности на получение информации о закупках, поскольку единая информационная система в сфере закупок является общедоступным Интернет-ресурсом, к которому имеется свободный и безвозмездный доступ любого гражданина, в том числе субъектов предпринимательской деятельности
ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой города в МБВУ «Спортивно-оздоровительный центр «Спутник» внесено представление об устранении указанных нарушений, которое рассмотрено, доводы признаны обоснованными, однако до настоящего времени достоверная информация об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций в Федеральное казначейство не направлена.
Суд, считает заявленные прокурором г.Донского исковые требования в защиту интересов неопределенного круга лиц, обоснованными, подлежащими удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования прокурора г.Донского в защиту интересов неопределенного круга лиц к МБВУ «Спортивно-оздоровительный центр «Спутник» об обязании направить в Федеральное казначейство для размещения посредством единой информационной системы в сфере закупок достоверную информацию об отчете об объеме закупок у субьектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, удовлетворить в полном объеме.
Обязать МБВУ «Спортивно-оздоровительный центр «Спутник» направить в Федеральное казначейство для размещения посредством единой информационной системы в сфере закупок достоверную информацию об отчете об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций в течение 5 рабочих дней с момента вступления в законную силу решения суда.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Донской городской суд Тульской области течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Е.В. Пасечникова
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.