ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-886 от 31.03.2011 Ханты-мансийского районного суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

                                                                                    Ханты-Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                                       Вернуться назад                                                                                           

                                    Ханты-Мансийский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры — Судебные акты

  РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

31 марта 2011 года г.Ханты-Мансийск

Тюменской области

Ханты-Мансийский районный суд Ханты-мансийского автономного округа -Югры Тюменской области в составе председательствующего судьи Литвиновой А.А.,

при секретаре Нечаевой А.Ю.,

с участием истца, представителя ответчика ФИО4, предоставившего доверенность № от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ханты-Мансийского районного суда гражданское дело № 2-886/11 по иску Шелест ФИО6 к УВД по  о взыскании задолженности по дополнительному материальному стимулированию,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с исковыми требованиями к ответчику о признании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ в части приставки «до» приложения № - незаконным, применении районного коэффициента 1, 5 - незаконным, взыскании задолженности по дополнительному материальному стимулированию за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в размере 83 520, 0 рублей.

Требования истца мотивированы тем, что истец состоял в трудовых отношениях с ответчиков с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец занимал должность начальника объединенного склада вооружения и материально-технического имущества, непосредственно подчиненного УВД по , содержащуюся за счет средств бюджета . На основании приказа МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О дополнительном материальном стимулировании сотрудников органов внутренних дел» (в редакции приказа МВД РФ от ДД.ММ.ГГГГ №), разработан отделом кадров Управления по работе с личным составом УВД по округу и подписан начальником УВД по  приказ от ДД.ММ.ГГГГ № «О дополнительном материальном стимулировании сотрудников по УВД , УВД - ОВД по муниципальным образованиям автономного округа, УВО при УВД по округу, ОВО при УВД ОВД по муниципальным образованиям автономного округа, МСЧ УВД по округу», где в приложении № данного приказа истцу определена ежемесячная выплата на ДД.ММ.ГГГГ в размере 25% от фиксированной суммы для начисления дополнительных выплат. Приказом УВД по округу от ДД.ММ.ГГГГ № истцу определена процентная ставка в размере 15% от фиксированной суммы для начисления дополнительных выплат, что противоречит приказу №. При начислении дополнительного ежемесячного материального стимулирования в нарушении Закона  от ДД.ММ.ГГГГ № «О гарантиях и компенсациях для лиц, проживающих в , и работающих в организациях финансируемых из бюджета автономного округа» был применен районный коэффициент 1,5 вместо коэффициента 1,7.

Истец в судебном заседании доводы, изложенные в исковом заявлении, поддержал в полном объеме, на удовлетворении исковых требований настаивает.

Представитель ответчика ФИО4 в судебном заседании исковые требования не признал, поддержав доводы, указанные в письменных возражениях на исковое заявление.

Заслушав стороны, исследовав и проанализировав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно справки УВД по  № от ДД.ММ.ГГГГ, истец проходил службу в УВД по  с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности начальника объединенного склада вооружения и материально-технического имущества с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; должность полностью содержалась за счет средств окружного бюджета.

Служба сотрудников органов внутренних дел регулируется специальными нормативными актами - Законом РФ от 18.04.1991 года № 1026-1 «О милиции», а также Положением о службе в органах внутренних дел РФ, утвержденного постановлением Верховного суда РФ от 23.12.1992 года № 4202-1, иными нормативными правовыми актами МВД Российской Федерации.

Согласно подпунктов 3.1. и 3.2., пункта 3 Приказа МВД РФ от 20 октября 2008 года № 885 «О дополнительном материальном стимулировании сотрудников органов внутренних дел» разрешить начальнику ДРО МВД России, начальникам главных управлений МВД России по федеральным округам, министрам внутренних дел, начальникам главных управлений (управлений) внутренних дел по субъектам Российской Федерации, управлений внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте, образовательных учреждений МВД России: устанавливать дополнительные ежемесячные стимулирующие выплаты сотрудникам органов внутренних дел, содержащимся за счет средств федерального бюджета, замещающим штатные должности, не предусмотренные приложением № 1 к настоящему приказу, кроме замещающих штатные должности профессорско-преподавательского (преподавательского) состава в образовательных учреждениях МВД России, сроком на один год. Определять конкретные размеры указанных выплат дифференцированно в зависимости от сложности, объеме и важности задач, выполняемых сотрудниками, в пределах до 100 процентов от размера дополнительной ежемесячной стимулирующей выплаты, установленной приложением № 1 к настоящему приказу по соответствующей штатной должности заместителя начальника органа (подразделения) внутренних дел.

В приложении № 1 к приказу МВД России от 20.10.2008 года № 885 «Порядок установления и размеры дополнительной ежемесячной стимулирующей выплаты отдельным категориям сотрудников органов внутренних дел» наименование должности истца отсутствует.

Как установлено выше, должность истца содержится за счет средств окружного бюджета, а не за счет средств федерального бюджета.

Таким образом, положения приказа МВД России от 20.10.2008 года № 885, устанавливающие порядок и размеры дополнительной ежемесячной стимулирующей выплаты отдельным категориям сотрудников органов внутренних дел, не распространяются на истца.

Пунктом 5 указанного приказа МВД России от 20.10.2008 года № 885 определено министрам внутренних дел, начальникам главных управлений внутренних дел по субъектам РФ проработать с руководителями органов государственной власти соответствующих субъектов РФ вопрос установления дополнительных ежемесячных стимулирующих выплат сотрудникам органов внутренних дел подчиненных подразделений, содержащихся за счет средств территориальных бюджетов.

Во исполнение приказа МВД России от 20.10.2008 года «О дополнительном материальном стимулировании сотрудников органов внутренних дел», в целях повышения социальной защищенности сотрудников органов внутренних дел УВД по , ДД.ММ.ГГГГ Губернатором  было издано распоряжение № «О дополнительных ежемесячных стимулирующих выплатах сотрудникам органов внутренних дел, содержащимся за счет средств бюджета » (л.д.20-21).

Пунктом 1 вышеуказанного распоряжения начальнику Управления внутренних дел по  было разрешено устанавливать в ДД.ММ.ГГГГ дополнительные ежемесячные стимулирующие выплаты сотрудникам органов внутренних дел, содержащимся за счет бюджета автономного округа, замещающим штатные должности, не предусмотренные приложением № 1 к приказу Министерства Внутренних дел Российской Федерации от 20 октября 2008 года № 885 «О дополнительном материальном стимулировании сотрудников органов внутренних дел». Определять конкретные размеры указанных выплат дифференцированно в зависимости от сложности, объема и важности задач, выполняемых сотрудниками, в пределах до 100 процентов от размера дополнительной ежемесячной стимулирующей выплаты, установленной положением 1 к приказу МВД РФ от 20 октября 2008 года № 885 по соответствующей штатной должности заместителя начальника органа (подразделения) внутренних дел.

В соответствии с приказом МВД России от 20 октября 2008 года № 885 «О дополнительном материальном стимулировании сотрудников органа внутренних дел», Распоряжением Губернатора  от ДД.ММ.ГГГГ №, начальником УВД по  был издан приказ от ДД.ММ.ГГГГ № «О дополнительном материальном стимулировании сотрудников УВД по , УВД - ОВД по муниципальным образованиям автономного округа, УВО при УВД по , ОВО при УВД - ОВД по муниципальным образованиям автономного округа, МСЧ УВД по » (л.д.12).

Приложением № 1 к вышеуказанному приказу занимаемой должности истца определена на ДД.ММ.ГГГГ фиксированная сумма для начисления дополнительных доплат для сотрудников УВД по  - до 25% от фиксированной суммы. При этом постановлено, что дополнительная ежемесячная стимулирующая выплата сотрудникам устанавливается приказом начальника УВД по  (л.д.13).

Впоследствии приказом начальника УВД по  № от ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа МВД России от 20 октября 2008 года № 885, приказа УВД по  от ДД.ММ.ГГГГ №, во исполнение Распоряжения Губернатора  от ДД.ММ.ГГГГ №, истцу был установлен размер дополнительной ежемесячной стимулирующей выплаты, который составляет 15% от фиксированной суммы в размере 32 000,0 рублей.

Истец полагает, что приказ от ДД.ММ.ГГГГ № «О дополнительном материальном стимулировании сотрудников УВД по , УВД - ОВД по муниципальным образованиям автономного округа, УВО при УВД по  ОВО при УВД - ОВД по муниципальным образованиям автономного округа, МСЧ УВД по » в части указания "до" противоречит приказу МВД России от 20.10.2008 года № 885.

Между тем, приказ МВД России от 20.10.2008 года № 885 содержит указание разработку министрам внутренних дел, начальникам главных управлений внутренних дел по субъектам РФ с руководителями органов государственной власти соответствующих субъектов РФ вопроса установления дополнительных ежемесячных стимулирующих выплат сотрудникам органов внутренних дел подчиненных подразделений, содержащихся за счет средств территориальных бюджетов, при этом не устанавливает каких-либо критериев определения порядка и размеров дополнительной ежемесячной стимулирующей выплаты отдельным категориям сотрудников органов внутренних дел, содержащихся за счет средств бюджетов соответствующих субъектов РФ.

Следовательно, требование истца о признании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ в части - незаконным является необоснованным и не подлежит удовлетворению.

Кроме этого, истцом заявлено требование о признании применения к нему районного коэффициента 1,5 незаконным.

В обоснование своего требования истец ссылается на то, что пунктом 1.3. Постановления Губернатора  от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в Постановление Губернатора  от ДД.ММ.ГГГГ №» предусмотрено: пункт 2 постановления дополнить подпунктом 2.5 следующего содержания: «При исчислении денежного довольствия, заработной платы сотрудникам и работникам УВД по , содержащимся за счет бюджета автономного округа применять районный коэффициент в размере 1,7".

Однако в настоящее время Постановление Губернатора  от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении дополнительных выплат и мер социальной защиты сотрудникам и работникам управления внутренних дел автономного округа за счет средств бюджета автономного округа» действует в редакции постановлений Губернатора  от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, в котором п.2.5, устанавливающий применение районного коэффициента 1, 7, отсутствует.

Применение районных коэффициентов к заработной плате сотрудников органов внутренних дел, проходящих службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях предусмотрено постановлением Правительства Российской Федерации от 28.05.2001 г. № 416 «О дополнительных выплатах сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, таможенных органов Российской Федерации и органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, проходящих службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных». В соответствии с пунктом 1 указанного постановления, к денежному довольствию сотрудников органов внутренних дел, проходящих службу в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных, применяются районные коэффициенты и применяются процентные надбавки в размере и порядке, установленном Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для граждан, работающих и проживающих в указанных районах и местностях.

В соответствии с п.9 ст. 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, к денежному содержанию гражданского служащего устанавливается районный коэффициент (коэффициент).

В соответствии с ч.2 ст. 146, ст. 148 ТК РФ труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, оплачивается в повышенном размере; оплата труда на работах в таких местностях производится в порядке и размерах не ниже установленных законами и иными нормативными правовыми актами. В данных статьях закреплено императивное предписание производить в повышенном размере оплату труда работников, занятых на работах в местностях сособыми климатическими условиями, и не установлено запрета повышать размер оплаты труда указанных работников путем применения районного коэффициента к заработной плате на основании соответствующего нормативного правового акта.

Согласно ст. 316 ТК РФ размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для учреждений, финансируемых соответственно из средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетов. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть установлен предельный размер повышения районного коэффициента, устанавливаемого входящими в состав субъекта Российской Федерации муниципальными образованиями. Суммы указанных расходов относятся к расходам на оплату труда в полном размере.

В силу ст. 10 Закона РФ от ]9 февраля 1993 года № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций,расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также базовой части трудовой пенсии, пенсий по государственному пенсионному обеспечению, пособий, стипендий и компенсаций лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для учреждений, финансируемых соответственно за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных бюджетов. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть установлен предельный размер повышения районного коэффициента, устанавливаемоговходящими в состав субъекта Российской Федерации муниципальными образованиями. Заработная плата с учетом районного коэффициента, установленного в соответствии с настоящей статьей, относится к расходам работодателя на оплату труда в полном объеме.

Поскольку нормативный правовой акт, законодательно устанавливающий районные коэффициенты к заработной плате и порядоких выплаты, до настоящего времени не принят, то, согласно ТК РФ, продолжают действовать нормы бывшего Союза ССР - соответствующие постановлению Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС.

Нормативным правовым актом, на основании которого должен применяться районный коэффициент к заработной плате истцов, является Постановление Госкомтруда СССР, секретариата ВЦСПС от 08.04.1967 года № 174/10, которым утвержден районный коэффициент 1,5 к заработной плате рабочих и служащих, в том числе на территории .

Кроме того, в соответствии с информационным письмом Департамента по вопросам пенсионного обеспечения Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ №, Департамента доходов населения и уровня жизни Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ № и Пенсионного фонда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, Департамент по вопросам пенсионного обеспечения Министерства труда и социального развития Российской Федерации, Департамент доходов населения и уровня жизни Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Департамент организации назначения и выплаты пенсий Исполнительной дирекции Пенсионного фонда Российской Федерации направляют для использования в практической работе приводятся сведения о размерах районных коэффициентов, действующих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, для рабочих и служащих непроизводственных отраслей, установленных в централизованном порядке. Согласно п.5 данного письма  (северная часть автономного округа) относится к районам, где к заработной плате применяется коэффициент в размере 1,5.

Таким образом, данными разъяснениями определен размер районного коэффициента 1,5, подлежащий применению при исчислении денежного довольствия сотрудникам, денежного содержания федеральным государственным гражданским служащим, заработной платы работникам бюджетной сферы Управления до определения размеров районных коэффициентов Правительством Российской федерации в установленном законом порядке.

Следовательно, требование истца о признании применения к истцу районного коэффициента 1,5 незаконным - не подлежит удовлетворению.

Исчисленный размер задолженности за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 83 520, 0 рублей, исходя из процентной ставки 25% и 15%, разницы выплаченной суммы с коэффициентом 1, 5 и коэффициента 1, 7, не соответствует вышеприведенным нормативным актам. При таких обстоятельствах, требование в данной части также не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.56, 198-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Шелест ФИО7 к УВД по  о признании приказа № от ДД.ММ.ГГГГ в части - незаконным, применении коэффициента 1,5 незаконным, о взыскании задолженности в сумме 82 520, 0 рублей, возложении обязанности произвести перерасчет - отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры через Ханты-Мансийский районный суд ХМАО-Югры Тюменской области в течение 10 дней со дня вынесения в окончательной форме.

Судья Ханты-Мансийского

районного суда А.А.Литвинова

а