ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-886/19 от 09.10.2019 Амурского городского суда (Хабаровский край)

дело № 2-886/2019

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

09.10.2019 г. Амурск, Хабаровский край

Амурский городской суд Хабаровского края

в составе председательствующего судьи Хасановой Н.В.,

при секретаре судебного заседания Василенко Ю.С.,

с участием истца ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, посредством видеоконференц-связи, гражданское дело по иску ФИО1 к ФГУП «Почта России» о взыскании денежной компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

ФИО1 обратился в суд с иском к Федеральному государственному унитарному предприятию «Почта России» (далее ФГУП «Почта России») о взыскании денежной компенсации морального вреда, указав, что в адрес Замоскворецкого районного суда г. Москвы он направил юридически значимые документы в целях обжалования состоявшегося решения. Документы были отправлены из ОПС п. Эльбан заказным письмом РПО № 68261028029747. По прошествии времени ему стало известно, по сообщению суда, что это заказное письмо не поступало и его место нахождения не известно. Он направил претензию от 14.06.2019 на имя начальника Амурского почтамта, в которой предложил в досудебном порядке возместить причиненный моральный вред, вследствие некачественного оказания услуг почтовой связи и нарушения прав потребителя данной услуги. Ответом представителя ФГУП «Почта России» ФИО2 от 09.07.2019 ему сообщили о возврате почтового тарифа в двойном размере, фактически отказав в добровольной компенсации причиненного морального вреда. По причине некачественного оказания услуг почтовой связи ему был причинен моральный вред, который, с точки зрения справедливости и соразмерности, просит суд определить в размере 30000 рублей и взыскать указанную сумму с ответчика в его пользу (л.д.2).

Надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, ответчик своего представителя в судебное заседание не направил, представил письменные возражения на исковые требования, не возражал против рассмотрения дела в свое отсутствие (л.д.16-17,34-36,79-85). В соответствии со статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), в отсутствие возражений истца, суд рассмотрел дело в отсутствие ответчика.

В судебном заседании истец ФИО1, участвующий посредством видеоконференцсвязи, на заявленных требованиях настаивал по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Дополнил, что почтовое отправление содержало в себе значимые для него документы; его место отбытия наказания значительно удалено от получателя отправления; утрата почтового отправления вызвала у него нравственные страдания, создала психотравмирующую ситуацию, он испытал негативные чувства, возмущение; за медицинской помощью не обращался в виду отсутствия психологической службы в исправительном учреждении; вынужден был повторно обращаться по интересующему его вопросу. Возмещение материального ущерба не лишает его возможности требовать возмещения морального вреда. Просит удовлетворить исковые требования в полном размере, также просит взыскать с ответчика штраф, предусмотренный законом.

Согласно письменным возражениям ответчика (л.д.124-129) ФГУП «Почта России» не согласно с предъявленными требованиями, указав, что считает его не подлежащим удовлетворению, поскольку за утрату РПО № 68261028029747 истцу было произведено возмещение в двойном размере, в сумме 97 руб. 00 коп., 25.07.2019 возмещение истцом было получено. Законодательством предусмотрено, что компенсация морального вреда возможна только в случае его фактического причинения. Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, с учетом объема и характера причиненных нравственных или физических страданий, степени вины причинителя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости. К исковому заявлению ФИО1 не приложены какие-либо документы, свидетельствующие о перенесенных нравственных и физических страданиях истца и их причинно-следственной связи с действиями ФГУП «Почта России». Полагает, что факты причинения ответчиком истцу нравственных страданий, несения истцом нравственных страданий не подтвержден никакими документами. Просит исковые требования ФИО1 оставить без удовлетворения.

Заслушав истца, исследовав материалы дела и письменные доказательства, оценив доказательства в их совокупности и взаимосвязи, в соответствии со статьей 67 ГПК РФ, рассмотрев иск в пределах заявленных требований и по заявленным основаниям, суд приходит к следующему:

Как установлено судом и следует из материалов дела 11.10.2017 ФИО1 через отделение почтовой связи, расположенное в пос. Эльбан Амурского района Хабаровского края, отправил заказное письмо с почтовым идентификатором № 68261028029747 в адрес Замоскворецкого районного суда г. Москвы. Из сообщения суда ему стало известно, что указанное заказное письмо не поступало, и его местонахождение неизвестно.

ФИО1 14.06.2019 обратился к ответчику с претензией по факту недоставления и утраты заказного письма с почтовым идентификатором № 68261028029747, с требованием денежной компенсации морального вреда в размере 30000,00 руб. (л.д.2), на которые ему дан ответ от 09.07.2019 о проведенном служебном расследовании, о возмещении ему понесенных затрат в двойном тарифе и принесены извинения за некачественное оказание услуг по пересылке почтового отправления (л.д.4,22).

ФГУП «Почта России» является действующим юридическим лицом, зарегистрированным в соответствии с требованиями закона, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации, выпиской из ЕГРЮЛ (л.д.21, 26,57-62).

В соответствии со статьей 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Требования истца сводятся к нарушению ответчиком доставки и невручения почтовой корреспонденции, что, по мнению истца, является достаточным основанием для взыскания денежной компенсации морального вреда, причиненного ему ответной стороной в связи с некачественно оказанной услугой почтовой связи.

Ответчик не согласен с заявленным требованием, полагая, что поскольку тарифная плата за отправление заказного письма РПО № 68261028029747 была уплачена истцом в размере 48 руб. 50 коп., а 09.07.2019 истцу было произведено возмещение за утрату почтового отправления в двойном размере в сумме 97 руб. 00 коп., то это достаточное возмещение за утрату почтового отправления; полагает, что факт причинения ответчиком истцу нравственных страданий истцом не доказан, факт несения истцом нравственных страданий не подтвержден документами.

Защита гражданских прав осуществляется способами, установленными статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), при этом способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права истца.

В соответствии со статьей 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Согласно статье 151 ГК РФ денежная компенсация морального вреда (физических и нравственных страданий) возлагается на лицо, которое своими действиями нарушило личные неимущественные права гражданина либо посягнуло на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом.

При определении компенсации морального вреда необходимо установить, чем подтверждается факт причинения потерпевшему нравственных или физических страданий, при каких обстоятельствах и какими действиями (бездействием), они нанесены, степень вины лица, причинившего вред, какие нравственные или физические страдания перенесены потерпевшим, в какой сумме он оценивает их компенсацию и другие обстоятельства, имеющие значение для разрешения конкретного спора. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи», в редакции от 29.06.2018, (далее – Федеральный закон № 176-ФЗ «О почтовой связи») почтовая связь – это вид связи, представляющий собой единый производственно-технологический комплекс технических и транспортных средств, обеспечивающий прием, обработку, перевозку, доставку (вручение) почтовых отправлений, а также осуществление почтовых переводов денежных средств; услуги почтовой связи – это действия или деятельность по приему, обработке, перевозке, доставке (вручению) почтовых отправлений, а также по осуществлению почтовых переводов денежных средств; срок оказания услуги почтовой связи – это совокупность сроков и нормативов, установленных для выполнения отдельных технологических операций, составляющих конкретную услугу почтовой связи; пользователи услуг почтовой связи – это, в том числе, граждане, пользующиеся услугами почтовой связи.

В соответствии со статьей 16 Федерального закона № 176-ФЗ «О почтовой связи» услуги почтовой связи оказываются операторами почтовой связи на договорной основе. По договору оказания услуг почтовой связи оператор почтовой связи обязуется по заданию отправителя переслать вверенное ему почтовое отправление или осуществить почтовый перевод денежных средств по указанному отправителем адресу и доставить (вручить) их адресату. Пользователь услуг почтовой связи обязан оплатить оказанные ему услуги. Операторы почтовой связи обязаны обеспечить пересылку письменной корреспонденции пользователям услуг почтовой связи в контрольные сроки. Нормативы частоты сбора письменной корреспонденции из почтовых ящиков, нормативы ее обмена, перевозки и доставки, а также контрольные сроки ее пересылки утверждаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Сроки оказания иных услуг почтовой связи устанавливаются операторами почтовой связи самостоятельно.

Согласно статье 19 Федерального закона № 176-ФЗ «О почтовой связи» права пользователей услуг почтовой связи защищаются указанным Федеральным законом, Федеральным законом «О связи», Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей», гражданским законодательством Российской Федерации, правилами оказания услуг почтовой связи, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 34 Федерального закона № 176-ФЗ «О почтовой связи» за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательств по оказанию услуг почтовой связи либо исполнение их ненадлежащим образом операторы почтовой связи несут ответственность перед пользователями услуг почтовой связи. Ответственность операторов почтовой связи наступает за утрату, порчу (повреждение), недостачу вложений, недоставку или нарушение контрольных сроков пересылки почтовых отправлений, осуществления почтовых переводов денежных средств, иные нарушения установленных требований по оказанию услуг почтовой связи.

Согласно статье 37 Федерального закона № 176-ФЗ «О почтовой связи» при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оказанию услуг почтовой связи пользователь услуг почтовой связи вправе предъявить оператору почтовой связи претензию, в том числе с требованием о возмещении вреда. Претензии в связи с недоставкой, несвоевременной доставкой, повреждением или утратой почтового отправления либо невыплатой переведенных денежных средств предъявляются в течение шести месяцев со дня подачи почтового отправления или почтового перевода денежных средств. В случае отказа оператора почтовой связи удовлетворить претензию, либо в случае его согласия удовлетворить претензию частично, либо в случае неполучения от оператора почтовой связи ответа в сроки, установленные для рассмотрения претензии, пользователь услуг почтовой связи имеет право предъявить иск в суд или арбитражный суд.

Возмещение вреда, причиненного при осуществлении деятельности в области почтовой связи, производится добровольно либо по решению суда или арбитражного суда в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (статья 38 Федерального закона № 176-ФЗ «О почтовой связи»).

В соответствии с пунктом 46 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 № 234, в редакции от 27.03.2019, «Об утверждении Правил оказания услуг почтовой связи», зарегистрированного в Минюсте России 26.12.2014 № 35442 (далее – Правила) операторы почтовой связи обязаны пересылать почтовые отправления и осуществлять почтовые переводы в установленные сроки (подпункт «а»).

Как следует из материалов дела и не оспаривалось сторонами, 14.12.2018 истцом оплачена услуга ответчика по доставке РПО № 68261028029747 адресату – Замоскворецкий районный суд в г. Москва, в размере 48,50 руб. (л.д.22, оборот, л.д.46).

Согласно сведениям ФГУП «Почта России» от 09.07.2019 о розыске почтового отправления, по факту претензии ФИО1 от 14.06.2019 (л.д.3), проведено служебное расследование, по результатам которого установлено, что заказное письмо РПО № 68261028029747 в адрес Замоскворецкого районного суда утрачено. За утрату почтовых отправлений Почта России несет ответственность перед своими клиентами. Причитающееся возмещение в сумме 97,00 руб. отправлено ФИО1 09.07.2019 с извинением за некачественное оказание услуг по пересылке почтового отправления, которое им получено, что не отрицалось истцом (л.д.4,2243-44,45,47-49).

Пунктом 63 Правил установлено, что претензии, связанные с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств по оказанию услуг почтовой связи, вправе предъявлять отправитель, адресат (далее - заявитель) или уполномоченный представитель заявителя. Претензия может предъявляться в объект почтовой связи по месту приема почтового отправления или в объект почтовой связи по месту назначения почтового отправления.

В соответствии с ч. 1 ст. 46 Федерального закона № 126-ФЗ «О связи» оператор связи обязан оказывать пользователям услугами связи услуги связи в соответствии с законодательством Российской Федерации, техническими нормами и правилами, лицензией, а также договором об оказании услуг связи. Порядок оказания услуг почтовой связи регулируется правилами оказания услуг почтовой связи, утверждаемыми уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной связи (статья 4 указанного закона).

Пунктом 5 раздела ХХ Перечня лицензионных условий осуществления деятельности в области оказания услуг почтовой связи, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2005 № 87 (далее – Перечень) предусмотрено, что к лицензионным условиям относится оказание услуг в соответствии с Правилами оказания услуг почтовой связи. Лицензиат обязан, в том числе, обеспечить пользователю предоставление следующих почтовых услуг: а) прием почтовых отправлений; б) обработку почтовых отправлений; в) перевозку почтовых отправлений; г) доставку (вручение) почтовых отправлений.

В силу подпунктов «а», «б», «в» пункта 46 Правил операторы почтовой связи обязаны пересылать почтовые отправления и осуществлять почтовые переводы в установленные сроки; обеспечивать сохранность принятых от пользователей почтовых отправлений и почтовых переводов; обеспечивать качество услуг почтовой связи в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими деятельность в области почтовой связи и условиями договора.

Заявленные требования истец обосновывает нарушением своих прав как потребителя, вызванных действиями ответчика – утрата почтового отправления, некачественное оказание услуг почтовой связи.

В соответствии с преамбулой Закона «О защите прав потребителей», потребитель - гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

Пунктом 52 Правил оказания услуг почтовой связи, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.04.2005 г. № 221, установлено, что при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по оказанию услуг почтовой связи пользователь услуг почтовой связи вправе предъявить оператору почтовой связи претензию, в том числе с требованием о возмещении вреда. Претензии, связанные с недоставкой, несвоевременной доставкой, повреждением или утратой внутреннего почтового отправления, невыплатой или несвоевременной выплатой переведенных денежных средств, предъявляются как оператору почтовой связи, принявшему отправление, так и оператору почтовой связи по месту назначения почтового отправления, в течение 6 месяцев со дня отправки почтового отправления или осуществления почтового перевода.

Согласно ст. 38 Федерального закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи», возмещение вреда, причиненного при осуществлении деятельности в области почтовой связи, производится добровольно либо по решению суда или арбитражного суда в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

При установленных фактических обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что права истца как потребителя услуги были нарушены – утрачено почтовое отправление, услуги почтовой связи оказаны некачественно.

Согласно статье 1101 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

Согласно пункту 1 статьи 15 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины.

В п. 45 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» содержится разъяснение о том, что при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя. Размер компенсации морального вреда определяется судом в каждом конкретном случае с учетом характера причиненных потребителю нравственных и физических страданий исходя из принципа разумности и справедливости.

Учитывая, что факт нарушения ответчиком прав истца как потребителя судом установлен, суд приходит к выводу, что неправомерными действиями ответчика истцу был причинен моральный вред, так как уже само по себе осознание истцом того обстоятельства, что его права нарушены не может не вызывать чувства огорчения и обиды.

Исходя из совокупности вышеуказанных установленных судом фактических обстоятельств, при которых истцу был причинен моральный вред; принимая во внимание характер причиненных истцу нравственных страданий, фактические обстоятельства дела, при которых был причинен моральный вред, индивидуальные особенности истца, оцененные судом в той мере, в какой это позволило его участие в судебном разбирательстве; оценивая степень вины ответчика, допустившего утрату почтового отправления, содержащего в себе значимые для истца документы, адресованные в Замоскворецкий районный суд г. Москвы; учитывая требования разумности и справедливости, суд приходит к выводу об обоснованности денежной компенсации причиненного истцу морального вреда и частичному удовлетворению исковых требований ФИО1 в размере 1000 рублей. В удовлетворении остальной части требований надлежит отказать.

По вышеизложенным основаниям суд не принимает доводы ответной стороны об отсутствии оснований для взыскания денежной компенсации морального вреда истца.

Пунктом 6 статьи 13 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» предусмотрено, что при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

Поскольку с ответчика «ФГУП «Почта России» в пользу истца подлежит взысканию сумма компенсации морального вреда в размере 1000 рублей, то размер штрафа с ответчика в пользу истца составит 500 руб. - в соответствие с пунктом 6 статьи 13 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей».

В соответствии со статьей 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. С ответчика в пользу бюджета Амурского муниципального района Хабаровского края подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 руб.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, 214 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования ФИО1 к ФГУП «Почта России» о взыскании денежной компенсации морального вреда удовлетворить частично.

Взыскать с ФГУП «Почта России» в пользу ФИО1 денежную компенсацию морального вреда в размере 1000,00 рублей; штраф, предусмотренный пунктом 6 статьи 13 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-I «О защите прав потребителей» в размере 500,00 рублей.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.

Взыскать с ФГУП «Почта России» в доход бюджета Амурского муниципального района Хабаровского края государственную пошлину в размере 300,00 рублей.

Копию решения в течение пяти дней со дня его составления в мотивированном виде направить сторонам.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Амурский городской суд Хабаровского края в течение месяца со дня его составления в мотивированном виде.

Судья Н.В. Хасанова

Решение в мотивированном виде изготовлено 16.10.2019.

Судья Н.В. Хасанова