ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-886/19 от 11.06.2019 Новокуйбышевского городского суда (Самарская область)

<№>

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Новокуйбышевск 11 июня 2019 года

Новокуйбышевский городской суд Самарской области в составе

председательствующего судьи Строганковой Е.И.,

при секретаре Алиеве Н.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-886/2019 (УИД-<№>) по иску ФИО1 к ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в г.о. Новокуйбышевск Самаркой области о включении периодов работы в специальный трудовой стаж, включении периода обучения, назначении досрочной страховой пенсии по старости,

УСТАНОВИЛ:

Истец ФИО1 обратилась в суд с вышеназванным иском к ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в г.о. Новокуйбышевск Самарской области и с учетом уточненных исковых требований просила включить ей в специальный стаж периоды работы в качестве маляра в РСУ <№> Ремонтно-строительного треста «К. АООТ «Н." с <Дата> по <Дата>; с <Дата> по <Дата>, а также период обучения в СГПТУ <№> г. Новокуйбышеска с <Дата> по <Дата>; назначить ей досрочную страховую пенсию по старости с 02.12.2018 г. В обоснование заявленных требований истец указал, что 12.11.2018 года ею было подано заявление в Управление Пенсионного фонда РФ в г. Новокуйбышевске о назначении досрочной страховой пенсии в возрасте 50 лет, как лицу занятому на работах с тяжелыми условиями труда и проработавшему не менее 10 лет и имеющему страховой стаж не менее 20 лет. 08.02.2019 года было вынесено решение об отказе в назначении досрочной страховой пенсии из-за отсутствия требуемого специального стажа - не менее 10 лет. Исходя из решения в специальный стаж ей был засчитан только период работы в качестве маляра в РСУ <№> ремонтно-строительного треста "К." с <Дата> по <Дата>, всего 05 месяцев 04 дня. Согласно указанному решению, в специальный стаж не были засчитаны в том числе:

- период работы в качестве маляра строительного в РСУ <№> ремонтно-строительного треста "К." с <Дата> по <Дата>, так как должность "маляр строительный" не предусмотрена Списком и, по мнению, ответчика не представлены документы, подтверждающие льготный характер работы, работу с веществами не ниже третьего класса опасности; имеется расхождение в наименовании должности по трудовой книжке "маляр" и должности в представленной справке "маляр строительный". Льготная справка от 15.07.2017 года <№> не может быть принята для подтверждения специального стажа при назначении страховой пенсии по причине отсутствия сведений о правопреемственности предприятия. Установлено расхождение в наименовании должности по трудовой книжке "маляр строительный" и должности в представленной справке, уточняющей льготный характер работы от 05.10.2018 года <№>, выданной АО "Н." указана должность "маляр", "маляр строительный".

- период работы в качестве маляра строительного в РСУ <№> ремонтно-строительного треста "Куйбышевнефтехимремстрой" (далее Ремонтно-строительный трест "С." АООТ "Н.",АОЗТ"С.", ООО "С."), с <Дата> по <Дата>, так как должность "маляр строительный" не предусмотрена Списком и согласно записи <№> трудовой книжки была присвоена вторая профессия - штукатур, которая также не предусмотрена Списком, не представлены документы, подтверждающие занятость в должности маляра с применением вредных веществ не ниже третьего класса опасности не мене 80 процентов рабочего времени.

Кроме того, ответчиком не включен в специальный стаж период учебы в училище <№> с <Дата> по <Дата>, после которого следовал непрерывный период работы в качестве маляра.

В судебном заседании истец ФИО1 уточненные исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила их удовлетворить.

Представитель ответчика ФИО2, действующая по доверенности от <Дата>, уточненные требования ФИО1 не признала, по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск.

Суд, выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее также - Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ), вступившим в силу с 01 января 2015 года.

По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ).

Порядок и условия реализации права на досрочное назначение страховой пенсии по старости определены статьей 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ.

Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.

В соответствии с подп. 2 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда не менее 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждые два года такой работы женщинам.

Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173 были утверждены списки производств, цехов, профессий и должностей, работа которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах. Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10 были утверждены Списки № 1 и № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях.

Действие указанных Списков Постановлением Совета Министров РСФСР от 02 октября 1991 г. № 517 было распространено на территорию РСФСР.

Постановлением Правительства РФ от 18 июля 2002 г. № 537 подтверждено действие на территории Российской Федерации указанных выше Списков.

Согласно указанному Списку № 2 разделу XXXIII (постановление № 537), позиции 23200000-13450, право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях в связи с вредными и тяжелыми условиями труда имеют маляры, занятые на работах с применением веществ не ниже 3 класса опасности. По ранее действующему Постановлению - маляры при работе с нитрокрасками.

В п.1 п.п. "б" Постановления Правительства РФ от 18.07.2002 г. № 537 "О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях" указано, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, применяется Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. № 10.

Согласно п. 5 Разъяснения "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию по старости в связи с особыми условиями на пенсию за выслугу лет", утвержденных Постановлением Министерства труда РФ от 22.05.1996 г. № 29, право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня. Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени.

В связи с возникающими вопросами при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии, Постановлением Пленума Верховного суда РФ от 20 декабря 2005 г. № 25 дан ряд разъяснений, в том числе о том, что в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7-13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.)

В специальный стаж ФИО1 решением <№> от 08.02.2019 г. не включены, в том числе, периоды ее работы:

- в качестве маляра строительного в РСУ <№> ремонтно-строительного треста "К." с <Дата> по <Дата>, так как должность "маляр строительный" не предусмотрена Списком и, по мнению, ответчика не представлены документы, подтверждающие льготный характер работы, работу с веществами не ниже третьего класса опасности; имеется расхождение в наименовании должности по трудовой книжке "маляр" и должности в представленной справке "маляр строительный". Льготная справка от <Дата><№> не может быть принята для подтверждения специального стажа при назначении страховой пенсии по причине отсутствия сведений о правопреемственности предприятия. Установлено расхождение в наименовании должности по трудовой книжке "маляр строительный" и должности в представленной справке, уточняющей льготный характер работы от <Дата><№>, выданной АО "Н." указана должность "маляр", "маляр строительный".

- в качестве маляра строительного в РСУ <№> ремонтно-строительного треста "К." (далее Ремонтно-строительный трест "С."АООТ"Н.",АОЗТ"С.", ООО "С."), с <Дата> по <Дата>, так как должность "маляр строительный" не предусмотрена Списком и согласно записи <№> трудовой книжки была присвоена вторая профессия - штукатур, которая также не предусмотрена Списком, не представлены документы, подтверждающие занятость в должности маляра с применением вредных веществ не ниже третьего класса опасности не мене 80 процентов рабочего времени.

Судом установлено и подтверждается записями в трудовой книжке от <Дата> серии <№> на имя ФИО1, что она работала в ремонтно-строительном управлении <№> ремонтно-строительного треста "К." с <Дата> до <Дата> маляром 3-го разряда, в связи с введением новых тарифных условий оплаты труда <Дата> подтвержден 3 разряд маляра строительного.

В подтверждение специального стажа работы истцом представлена справка от <Дата><№> АО "Н.", уточняющая характер работы или условий труда, работа в которых засчитывается в специальный стаж, дающий право на досрочную страховую пенсию по старости в связи с особыми условиями труда, согласно которой ФИО1 работала полный рабочий день в Ремонтно-строительном управлении <№> Ремонтно-строительного треста "К." в должности маляра, занятого на работах с применением вредных веществ не ниже 3 класса опасности в период с <Дата> по <Дата>.

В материалы дела истцом представлены заключение <№> от 17.04.1992 г. по результатам экспертизы правильности применения Списка № 2 для назначения льготной пенсии малярам "К.", справка о применяемых в тресте С., РП матриалах для малярных работ в период с <Дата> по <Дата>, письмо от 17.06.1996 г. АО "Н.", заключение строительной лаборатории АО "С.", письмо АО "Н." от <Дата><№> начальнику Новокуйбышевского городского отдела социального обеспечения, список ЛКМ, применяемых в подразделениях треста "К.", подтверждающие применение малярами ремонтно-строительного управления <№> ремонтно-строительного треста "К." в работе веществ не ниже 3 класса опасности.

Анализ представленных истцом доказательств позволяет сделать вывод об обоснованности заявленных требовний истца и включении в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии ФИО1 периодов: в качестве маляра строительного в РСУ <№> ремонтно-строительного треста "К." с <Дата> по <Дата>; в качестве маляра строительного в РСУ <№> ремонтно-строительного треста "К." (далее Ремонтно-строительный трест "С." АООТ "Н.", АОЗТ "С.", ООО "С."), с <Дата> по <Дата>, поскольку установлено, что в эти периоды истец работал фактически в должности маляра и непосредственно контактировал с веществами не ниже 3 класса опасности.

В части включения в специальный стаж работы ФИО1 периода обучения в СГПТУ <№> г. Новокуйбышевска с <Дата> по <Дата> суд приходит к следующему.

Отношения в сфере пенсионного обеспечения последовательно регулировались Законом СССР от 14 июля 1956 г. "О государственных пенсиях" (далее - Закон СССР от 14 июля 1956 г.), Законом СССР от 15 мая 1990 г. "О пенсионном обеспечении граждан в СССР", Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами.

С 1 января 2015 г. введен в действие Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ), устанавливающий основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии.

Статьей 30 названного федерального закона предусмотрено сохранение права на досрочное назначение страховой пенсии определенным категориям граждан.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии. При этом такие периоды работы (деятельности) могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (части 3, 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

В силу части 8 статьи 13 поименованного федерального закона при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу этого федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.

По смыслу приведенных законоположений, федеральным законодателем в целях недопущения ухудшения условий реализации права граждан на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования, закреплена возможность исчисления стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях.

В целях реализации статей 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", согласно пункту 3 которого при исчислении периодов работы, указанных в абзаце третьем подпункта "а", абзаце третьем подпункта "б" и абзаце третьем подпункта "в" пункта 1 данного постановления, применяются соответствующие положения пунктов 97, 108, 109, 110, 112 и 113 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий".

В частности, в период действия Закона СССР от 14 июля 1956 г. пунктом 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 г. N 590, было определено, что в общий стаж работы засчитывались кроме прочего обучение в училищах и школах системы государственных трудовых резервов и системы профессионально-технического образования (в ремесленных, железнодорожных училищах, горнопромышленных школах и училищах, школах фабрично-заводского обучения, училищах механизации сельского хозяйства, технических училищах, профессионально-технических училищах и т.д.) и в других училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, по повышению квалификации и по переквалификации (подпункт "з"); служба в составе Вооруженных Сил СССР и пребывание в партизанских отрядах; служба в войсках и органах ВЧК, ОГПУ, НКВД, НКГБ, МГБ, Комитета государственной безопасности при Совете Министров СССР, Министерства охраны общественного порядка СССР, министерств охраны общественного порядка союзных республик, Министерства внутренних дел СССР, министерств внутренних дел союзных республик; служба в органах милиции (подпункт "к").

При назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда, периоды, указанные в подпункте "к", приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода. Период, указанный в подпункте "з", приравнивается к работе, которая следовала за окончанием этого периода.

Таким образом, действовавшее до введения в действие Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" законодательство СССР в области пенсионного обеспечения предусматривало, что периоды обучения в училищах, школах и прохождения службы могли быть включены при определенных условиях в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Поскольку судом принято решение о включении в специальный стаж работы периода с <Дата> по <Дата>, решением <№> от 08.02.2019 года ГУ УПФ РФ в г. Новокуйбышевск включен период работы истца с <Дата> по <Дата>, то специальный непрерывный стаж работы, к которому может быть приравнен период обучения с <Дата> по <Дата> - составляет 9 лет 5 месяцев и 5 дней.

Исходя из положений пунктов 1, 2 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем, с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 4 статьи 5 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" обращение за назначением страховой пенсии может осуществляться в любое время после возникновения права на страховую пенсию без ограничения каким-либо сроком.

Истец, реализовала свое право, обратившись 12.11.2018 г. в Пенсионный фонд с заявлением о назначении пенсии.

С учетом удовлетворения уточненных исковых требований ФИО1 и даты обращения за назначением досрочной страховой пенсии, суд приходит к выводу о возникновении права у истца на досрочное назначение страховой пенсии с 02.12.2018 года.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Уточненные исковые требования ФИО1 к ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в г.о. Новокуйбышевск Самаркой области о включении периодов работы в специальный трудовой стаж, включении периода обучения, назначении досрочной страховой пенсии по старости – удовлетворить.

Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.о. Новокуйбышевск Самарской области включить в специальный трудовой стаж ФИО1, <Дата> рождения, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии, периоды работы в качестве маляра строительного в РСУ <№> ремонтно-строительного треста "К." с <Дата> по <Дата>, с <Дата> по <Дата>; период обучения в СГПТУ <№> г. Новокуйбышевска с <Дата> по <Дата>.

Обязать Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда РФ в г.о. Новокуйбышевск по Самарской области назначить ФИО1 досрочную страховую пенсию по старости с 02.12.2018 года.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Новокуйбышевский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

В окончательной форме решение принято 17 июня 2019 года.

Судья Е.И. Строганкова