Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
21 ноября 2013 года пос. Адамовка
Адамовский районный суд Оренбургской области в составе:
председательствующего судьи Горько А.В.,
при секретаре судебного заседания Зайцевой И.И.,
с участием помощника прокурора Адамовского района Ткаченко И.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Адамовского района в интересах неопределенного круга лиц к МУП ЖКХ «Адамовское» об обязании прекратить взимание платы с граждан – потребителей коммунальных услуг,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Адамовского района в интересах неопределённого круга лиц обратился в суд с иском к МУП ЖКХ «Адамовское» об обязании прекратить взимание платы с граждан – потребителей коммунальных услуг, указывая, что в ходе проведенной прокуратурой проверки соблюдения жилищно-коммунального законодательства в деятельности МУП ЖКХ «Адамовское» было установлено, что в начале 2013 года директором МУП ЖКХ «Адамовское» на основании Решения Совета МО «Адамовский поссовет» от 27.06.2012 №91 утверждена калькуляция затрат на вызов специалиста для обследования места установки прибора учета, согласно которому стоимость выдачи технических условий на установку водомера, составление акта пломбировки составляет 376 рублей. Согласно ст.155 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме оплачивают услуги и работы по содержанию и ремонту этих помещений в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности. Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, содержат указания на обязанность потребителя обеспечить сохранность пломб на индивидуальных приборах учета (п.п. «б» п. 34, п.п. «г» п. 35), но не обязывают потребителя оплачивать вызов специалиста для обследования места установки прибора учета за свой счет. Согласно п. 31 указанных Правил, исполнитель обязан не создавать препятствий потребителю в реализации его права на установку индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе прибора учета, функциональные возможности которого позволяют определять объемы (количество) потребленных коммунальных ресурсов дифференцированно по времени суток (установленным периодам времени) или по иным критериям, отражающим степень использования коммунальных ресурсов, даже если такой индивидуальный или общий (квартирный) прибор учета по функциональным возможностям отличается от коллективного (общедомового) прибора учета, которым оснащен многоквартирный дом, а также осуществлять по заявлению потребителя ввод в эксплуатацию установленного индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего законодательству Российской Федерации об обеспечении единства измерений, даже если такой индивидуальный или общий (квартирный) прибор учета по функциональным возможностям отличается от коллективного (общедомового) прибора учета, которым оснащен многоквартирный дом, не позднее месяца, следующего за датой его установки, а также приступить к осуществлению расчетов размера платы за коммунальные услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию.
В соответствии с ч. 2 ст.162 Жилищного кодекса РФ, по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива либо в случае, предусмотренном частью 14 ст. 161 Жилищного кодекса РФ, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность. При этом любая направленная на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность управляющей организации полностью компенсируется и достаточно вознаграждается вносимой собственниками жилых помещений платой за жилое помещение (ст. 154, п.1 ст. 156, п. 3 ч.3 ст. 162 Жилищного кодекса РФ).
Основная задача, решаемая посредством выдачи технических условий в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 №83 «Об утверждении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения» - определение возможности подключения объекта капитального строительства к инженерным сетям исходя из необходимой подключаемой нагрузки, резерва пропускной способности сетей и резерва мощности по производству соответствующего ресурса. В случае установки внутриквартирного прибора учета решается задача индивидуального учета внутриквартирного потребления ресурса. При этом установка прибора учета технически не является причиной изменения нагрузки потребления ресурса. В этой связи выдача технических условий на установку внутриквартирных приборов учета по аналогии с Правилами, установленными Постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 №83 лишена смысла. Кроме того, законодательством РФ и актами Правительства РФ не предусмотрена необходимость составления технических условий на установку внутриквартирных приборов учета.
Требования организации о наличии у граждан технических условий на установку внутриквартирных приборов учета, а также взимание платы за выдачу таких технических условий не находят оснований и являются незаконными.
Таким образом, обязанность собственников жилых помещений в многоквартирном доме оплачивать вызов специалиста для обследования места установки прибора учета за свой счет не предусмотрена ни Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, ни иными правовыми актами. А соответственно, требуя с потребителей оплату работ, ответчик тем самым навязывает им дополнительные платные услуги, нарушая требования пункта 2 статьи 16 Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300 - 1, согласно которой запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг). Убытки, причиненные потребителю вследствие нарушения его права на свободный выбор товаров (работ, услуг), возмещаются продавцом (исполнителем) в полном объеме, а также статьи 421 ГК РФ, согласно которой понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
Поскольку действия МУП ЖКХ «Адамовское» по взиманию платы с населения МО «Адамовский район» за вызов специалиста для обследования места установки прибора учета приводит к нарушению прав потребителей на свободный выбор товаров (работ, услуг), а также к нарушению прав граждан на единство измерений, просит признать действия ответчика по взиманию платы за вызов специалиста для обследования места установки прибора учета незаконными, обязать МУП ЖКХ «Адамовское» прекратить взимание платы с граждан - потребителей за вызов специалиста для обследования места установки прибора учета и довести через средства массовой информации решение суда до сведения потребителей в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании помощник прокурора Адамовского района Ткаченко И.П. исковые требования поддержал и просил их удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика МУП «ЖКХ Адамовское» Адамовского района Старовойтов В.Б., надлежаще извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, в представленном суду отзыве на иск исковые требования признал, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителя истца, суд находит исковые требования прокурора Адамовского района обоснованными и подлежащим удовлетворению исходя из следующего.
МУП ЖКХ «Адамовское» осуществляет свою деятельность на территории МО «Адамовский район», согласно Уставу, предметом деятельности предприятия в числе прочих определены строительно-монтажные, ремонтно-строительные, отделочные, сантехнические, электромонтажные, пусконаладочные и специальные работы.
На основании решения Совета МО «Адамовский поссовет» от 27.06.2012 №91 в МУП ЖКХ «Адамовское» утверждена калькуляция затрат на вызов специалиста для обследования места установки прибора учета, согласно которому стоимость выдачи технических условий на установку водомера, составление акта пломбировки составляет 376 рублей.
Согласно ст.155 Жилищного кодекса РФ собственники помещений в многоквартирном доме оплачивают услуги и работы по содержанию и ремонту этих помещений в соответствии с договорами, заключенными с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности.
С 1 сентября 2012 года отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг регламентируются Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354. Правила содержат указания на обязанность потребителя обеспечить сохранность пломб на индивидуальных приборах учета (п.п. «б» п. 34, п.п. «г» п. 35), но не обязывают потребителя оплачивать вызов специалиста для обследования места установки прибора учета за свой счет.
Согласно п. 31 Правил, исполнитель обязан не создавать препятствий потребителю в реализации его права на установку индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе прибора учета, функциональные возможности которого позволяют определять объемы (количество) потребленных коммунальных ресурсов дифференцированно по времени суток (установленным периодам времени) или по иным критериям, отражающим степень использования коммунальных ресурсов, даже если такой индивидуальный или общий (квартирный) прибор учета по функциональным возможностям отличается от коллективного (общедомового) прибора учета, которым оснащен многоквартирный дом, а также осуществлять по заявлению потребителя ввод в эксплуатацию установленного индивидуального, общего (квартирного) или комнатного прибора учета, соответствующего законодательству Российской Федерации об обеспечении единства измерений, даже если такой индивидуальный или общий (квартирный) прибор учета по функциональным возможностям отличается от коллективного (общедомового) прибора учета, которым оснащен многоквартирный дом, не позднее месяца, следующего за датой его установки, а также приступить к осуществлению расчетов размера платы за коммунальные услуги исходя из показаний введенного в эксплуатацию прибора учета, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода прибора учета в эксплуатацию.
В соответствии с ч. 2 ст.162 Жилищного кодекса РФ, по договору управления многоквартирным домом одна сторона (управляющая организация) по заданию другой стороны (собственников помещений в многоквартирном доме, органов управления товарищества собственников жилья, органов управления жилищного кооператива или органов управления иного специализированного потребительского кооператива либо в случае, предусмотренном частью 14 ст. 161 Жилищного кодекса РФ, застройщика) в течение согласованного срока за плату обязуется оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность. При этом любая направленная на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность управляющей организации полностью компенсируется и достаточно вознаграждается вносимой собственниками жилых помещений платой за жилое помещение (ст. 154, п.1 ст. 156, п. 3 ч.3 ст. 162 Жилищного кодекса РФ).
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 №83 «Об утверждении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения», выдача технических условий осуществляется для определения возможности подключения объекта капитального строительства к инженерным сетям исходя из необходимой подключаемой нагрузки, резерва пропускной способности сетей и резерва мощности по производству соответствующего ресурса. В случае установки внутриквартирного прибора учета решается задача индивидуального учета внутриквартирного потребления ресурса. При этом установка прибора учета технически не является причиной изменения нагрузки потребления ресурса. В этой связи выдача технических условий на установку внутриквартирных приборов учета по аналогии с Правилами, установленными в Постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 №83 лишена смысла. Кроме того, законодательством РФ и актами Правительства РФ не предусмотрена необходимость составления технических условий на установку внутриквартирных приборов учета.
Требования организации о наличии у граждан технических условий на установку внутриквартирных приборов учета, а также взимание платы за выдачу таких технических условий не находят оснований и являются незаконными.
Таким образом, обязанность собственников жилых помещений в многоквартирном доме оплачивать вызов специалиста для обследования места установки прибора учета за свой счет не предусмотрена действующим законодательством. Поэтому, требуя с потребителей оплату работ, ответчик тем самым навязывает им дополнительные платные услуги, нарушая требования пункта 2 статьи 16 Закона РФ «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300 - 1, согласно которой запрещается обусловливать приобретение одних товаров (работ, услуг) обязательным приобретением иных товаров (работ, услуг). Убытки, причиненные потребителю вследствие нарушения его права на свободный выбор товаров (работ, услуг), возмещаются продавцом (исполнителем) в полном объеме, а также статьи 421 ГК РФ, согласно которой понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
На основании изложенного, суд пришел к выводу, что действия МУП ЖКХ «Адамовское» по взиманию платы с населения МО «Адамовский район» за вызов специалиста для обследования места установки прибора учета приводит к нарушению прав потребителей на свободный выбор товаров (работ, услуг), а также к нарушению прав граждан на единство измерений.
Согласно статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Статьей 46 Закона «О защите прав потребителей» определено право уполномоченного федерального органа исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей (его территориальные органы), иных федеральных органов исполнительной власти (их территориальных органов), осуществляющих функции по контролю и надзору в области защиты прав потребителей и безопасности товаров (работ, услуг), органов местного самоуправления, общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов) на предъявление исков в суды о признании действий изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) противоправными в отношении неопределенного круга потребителей.
Таким образом, исковые требования прокурора Адамовского района, заявленные в интересах неопределенного круга лиц, суд находит законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора Адамовского района в интересах неопределенного круга лиц к МУП ЖКХ «Адамовское», удовлетворить полностью.
Признать незаконными действия МУП ЖКХ «Адамовское» по взиманию платы за вызов специалиста для обследования места установки прибора учета.
Обязать МУП ЖКХ «Адамовское» прекратить взимание платы с граждан - потребителей за вызов специалиста для обследования места установки прибора учета.
Обязать МУП ЖКХ «Адамовское» довести через средства массовой информации решение суда до сведения потребителей в течение 10 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Оренбургского областного суда через Адамовский районный суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме. Решение принято 21.11.2013 г., изготовлено в окончательной форме 26.11.2013 г.
Председательствующий