ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-886/2022 от 03.10.2022 Коченевского районного суда (Новосибирская область)

Дело № 2-886/2022(УИД54RS0023-01-2022-001341-05)

Поступило в суд 08.01.2022

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

03 октября 2022 года р.п. Коченево

Коченевский районный суд Новосибирской области в составе:

Председательствующего судьи Черкасовой О.В.,

При секретаре Кирилловой Е.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кобелева Николая Анатольевича к ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны о защите прав потребителя, компенсации морального вреда,

У С Т А Н О В И Л:

Истец Кобелев Н.А. обратился в суд с вышеуказанным иском, в обоснование своих требований указав, что ему на праве собственности принадлежит <адрес>.

Ответчик оказывает ему услугу по горячему водоснабжению.

С 2018 года он неоднократно обращался к ответчику о заключении договора на оказание коммунальных услуг, о некачественном предоставлении услуг, об отсутствии предоставления услуг.

Подпунктом «а» пункта 31 Правил №354 предусмотрено, что исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.

Требования к качеству услуги по горячему водоснабжению установлены СанПиН 2.1.4.2496-09 «Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», ГОСТ Р 51617-2000 «Жилищно-коммунальные услуги. Общие технические условия», Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помешенный в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года №354.

Вышеуказанными документами введено требование по непрерывности предоставления услуги по горячему водоснабжению в необходимом потребителю объеме, предельные сроки проведения профилактических ремонтов сетей и оборудования -14 суток.

Согласно пункту 27 Правил горячего водоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 642, организация, осуществляющая водоснабжение, обязана обеспечить бесперебойный режим подачи горячей воды, установленный договором горячего водоснабжения, кроме случаев временного прекращения или ограничения горячего водоснабжения, предусмотренных Федеральным законом.

Ответственность перед потребителем за нарушение сроков оказания услуги по горячему водоснабжению несет организация, с которой заключен договор, в зависимости от способа управления домом это или управляющая организация или ресурсоснабжающая.

Учитывая характер нарушений прав, негативные последствия, выразившиеся в нравственных и физических страданиях (обеспокоенность, бессонница, чувство неуверенности и несправедливости), которые он переживал и переживает по настоящее время, длительность нарушения более пяти лет и нежелание устранить допущенные ответчиком нарушения, причиненный ему моральный вред он оценивает в 100.000 рублей.

На основании изложенного истец Кобелев Н.А. просил суд взыскать с ответчика в его пользу моральную компенсацию за нарушение сроков оказания услуги по горячему в размере 100.000 рублей.

В судебное заседание истец Кобелев Н.А. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, согласно телефонограмме просил рассмотреть дело в его отсутствие, с участием представителя.

Представитель истца Жирнова Е.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержала, доводы, изложенные в исковом заявлении, подтвердила, просила иск удовлетворить. Дополнительно пояснила, что с окончанием отопительного сезона прекращается подача горячей воды, начинается с отопительным сезоном. Истец лишен элементарной возможности принять душ. Эти нарушения длятся более 5 лет, поэтому моральный вред они оценивают в 100.000 рублей.

Представитель ответчика ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны РФ Корнева И.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании заявленные требования не признала по тем основаниям, что моральный вред взыскивается при наличии вины причинителя вреда, которая в данном случае отсутствует. Ни одним нормативно-правовым актом на Министерство обороны, его органы не возложена обязанность оказывать гражданам коммунальные услуги и нести в связи с этим ответственность. Основной целью деятельности ФГБУ «ЦЖКУ» является содержание объектов военной и социальной инфраструктуры. Котельная передана им в оперативное управление, является военным имуществом, и они обязаны использовать это имущество в интересах Министерства обороны РФ. Но поскольку в р.<адрес> нет котельных, они вынуждены отапливать жилищный фонд. Котельная введена в эксплуатацию в 1982 году, имеет значительный износ, в связи с чем на ее ремонт были выделены значительные денежные средства, ремонт проводился в 2019, 2020 и 2021 году. При этом срок ремонта, связанный с приостановлением подачи горячей воды, 14 дней является рекомендуемым, продолжительность ремонта устанавливается органами местного самоуправления, срок ремонта был согласован с администрацией р.<адрес>. Кроме того, истец не является потребителем, полностью выполняющим обязательства, по смыслу п. 121 Правил предоставления коммунальных услуг , так как имеет задолженность по коммунальным услугам, в том числе, по горячему водоснабжению. Полагает, что 4 основания возникновения деликтной ответственности не доказаны.

Суд, выслушав мнения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, считает, что заявленный иск о компенсации морального вреда подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона, участвующая в деле, должна доказать те обстоятельна, на которые ссылается как на основание своих требований или возражений.

В ходе рассмотрения дела судом установлено, что истец Кобелев Н.А. является собственником квартиры, общей площадью 28,3 кв.м, с кадастровым номером 54:11:000000:3081 по адресу: городок Военный, <адрес>, р.<адрес>, что подтверждается Выпиской из ЕГРН (л.д.5-8).

ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России создано на основании Приказа Министра обороны РФ № 155 от 02.03.2017 для осуществления деятельности по содержанию (эксплуатации) объектов военной социальной инфраструктуры и предоставления коммунальных услуг в интересах Вооруженных сил (л.д. 55).

Решением мирового судьи 2-го судебного участка Коченевского судебного района Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны РФ является поставщиком коммунальной услуги – горячего водоснабжения истцу Кобелеву Н.А. (л.д. 84-93), а котельная в р.<адрес> передана ответчику в оперативное управление (л.д. 56-59).

Из представленных актов осмотра системы теплоснабжения за 2019, 2020, 2021 г.г. следует, что техническое состояние многих элементов, в том числе, строительных конструкций, котлов, котельной в р.<адрес> находятся в неработоспособном состоянии, требуется ремонт либо замена (л.д. 60-65, 66-70, 71-77).

Ответчиком в 2019, 2020, 2021 г.г. составлены Перечни объектов, требующих капитального ремонта, с указанием состава работ, объемов, марки оборудования и т.д. (л.д. 78-79, 80-81, 82-83).

В силу положений ч. 4 ст. 3 Жилищного кодекса Российской Федерации никто не может быть ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

В соответствии с преамбулой Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - Закон о защите прав потребителей), он регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг. При этом под потребителем понимается гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий или приобретающий работы или услуги исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, а исполнителем - организация независимо от ее организационно-правовой формы, выполняющая работы или оказывающая услуги потребителям по возмездному договору.

Таким образом, сложившиеся между сторонами правоотношения подпадают под правовое регулирование Закона о защите прав потребителей.

Статьей 4 указанного Закона определено, что продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору, а ст. 15 предусмотрено право потребителя потребовать компенсации морального вреда, причиненного вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) его прав, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей. Моральный вред подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины, размер компенсации определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

Требования к качеству услуги по горячему водоснабжению установлены Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг), ГОСТ Р 51617-2014 «Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Коммунальные услуги. Общие требования», и до 01.03.2021 - СанПиН 2.1.4.2496-09 «Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения»,

В соответствии с пунктами 3, 31 Правил предоставления коммунальных услуг предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении N 1.

Предоставление коммунальных услуг осуществляется в необходимых потребителю объемах в пределах технической возможности внутридомовых инженерных систем, с использованием которых осуществляется предоставление коммунальных услуг; качество предоставляемых коммунальных услуг соответствует требованиям, приведенным в приложении N 1 к настоящим Правилам. Обязанность по предоставлению потребителю коммунальных услуг в необходимых для него объемах и надлежащего качества возложена на исполнителя.

Согласно п. 117 Правил предоставления коммунальных услуг исполнитель вправе ограничить или приостановить предоставление коммунальной услуги, предварительно уведомив об этом потребителя, в случае проведения планово-профилактического ремонта и работ по обслуживанию централизованных сетей инженерно-технического обеспечения и (или) внутридомовых инженерных систем, относящихся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме, - через 10 рабочих дней после письменного предупреждения (уведомления) потребителя (п. «б»).

Приложением N 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг установлена допустимая продолжительность перерыва подачи горячей воды: 8 часов (суммарно) в течение одного месяца; 4 часа единовременно, а при аварии на тупиковой магистрали 24 часа.

При предоставлении коммунальных услуг перерывы для проведения ремонтных и профилактических работ в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения горячего водоснабжения допускаются в соответствии с требованиями законодательства о техническом регулировании.

В соответствии с абз. 6 п. 5.1.3 и абз. 2 п. 5.1.5 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда (утверждены постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170), организации, обслуживающие жилищный фонд, для надежной и экономичной эксплуатации систем теплоснабжения организуют своевременное проведение планово-предупредительного ремонта и содержание в исправности систем ГВС с подачей горячей воды требуемой температуры и давления во все водоразборные точки. Ремонт тепловых сетей, тепловых пунктов и систем теплопотребления следует производить одновременно в летнее время. Рекомендуемый срок ремонта, связанный с прекращением горячего водоснабжения, - 14 дней. В каждом конкретном случае продолжительность ремонта устанавливается органами местного самоуправления.

Таким образом, нормативно определена продолжительность устранения аварийных неисправностей и текущего ремонта систем ГВС, которые обязаны соблюдать все юридические лица и индивидуальные предприниматели, чья деятельность связана с организацией и (или) обеспечением систем централизованного горячего водоснабжения.

Из Справки ТСН «Воинское» от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в <адрес> по адресу: в/ч 57849, р.<адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ год подача ГВС отсутствовала (л.д.9).

Истец неоднократно обращался в военную прокуратуру Новосибирского гарнизона по вопросу прекращения поставки горячего водоснабжения в многоквартирном доме военного городка (л.д.12,15).

На вышеуказанные обращения Военной прокуратурой Новосибирского гарнизона были проведены надзорные мероприятия, а именно в адрес жилищно-коммунальной службы филиала ФГБУ «Центральное жилищно-коммунальное управление Минобороны России по ЦВО внесено представление, в отношении начальника котельной Клочкова П.В., возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.23 КоАП РФ.

Постановлением Государственной жилищной инспекции Новосибирской области от ДД.ММ.ГГГГКлочков П.В. привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 500 рублей.

Указанные обстоятельства подтверждаются материалами надзорного производства -ж Военной прокуратуры Центрального военного округа.

Из материалов указанного надзорного производства следует, что начальник жилищно-коммунальной службы филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России по ЦВО обращался в орган местного самоуправления с вопросом согласования срока проведения ремонтных работ на котельной в 2021 году до ДД.ММ.ГГГГ, затем до ДД.ММ.ГГГГ, указанный срок ремонтных работ был согласован органом местного самоуправления, однако фактически предоставление коммунальной услуги – горячего водоснабжения возобновлено с ДД.ММ.ГГГГ, то есть с нарушением срока.

По мнению суда, нарушение сроков проведения ремонтных работ (14 дней, при наличии согласования с органом местного самоуправления в согласованный срок) путем их произвольного самостоятельного регулирования ответчиком является недопустимым, поскольку безусловно влечет за собой нарушение прав потребителей на бесперебойное получение соответствующей коммунальной услуги надлежащего качества и необходимого объема.

Кроме того, ответчиком не представлено доказательств согласования сроков проведения ремонтных работ в 2019 и в 2020 году с органом местного самоуправления, учитывая также, что в тот период действовал СанПиН 2.1.4.2496-09 «Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения», регламентирующий срок проведения таких работ 14 дней, при этом из действовавшего в спорный период законодательства не следовало, что указанный срок являлся рекомендательным.

При таких обстоятельствах суд считает установленным факт нарушения прав потребителя – истца Кобелева Н.А. при оказании ему коммунальной услуги по горячему водоснабжению по вине ответчика.

Доказательств отсутствия вины в нарушении сроков проведения ремонтных работ, подтверждающих, что ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России предприняло все зависящие от него меры по проведению необходимых ремонтных работ в установленный срок, согласования с органом местного самоуправления иных сроков проведения ремонтных работ, чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, ответчиком не представлено.

При этом является несостоятельной ссылка представителя ответчика на п. 121 Правил предоставления коммунальных услуг, поскольку указанный пункт регулирует иные правоотношения, не связанные с приостановлением предоставления коммунальной услуги в связи с ремонтом сетей.

В силу статьи 15 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

В силу разъяснений, содержащихся в п. 45 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 г. N 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.

Размер присуждаемой потребителю компенсации морального вреда в каждом конкретном случае должен определяться судом с учетом характера причиненных потребителю нравственных и физических страданий исходя из принципа разумности и справедливости.

Поскольку в ходе рассмотрения настоящего дела факт нарушения ответчиком прав истца был установлен, то требования Кобелева Н.А. о компенсации морального вреда являются правомерными и подлежат удовлетворению.

В соответствии со статьей 151, пунктом 2 статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации размер компенсации определяется судом, при этом суд не связан той величиной компенсации, на которой настаивает истец, а исходит из требований разумности, справедливости и соразмерности компенсации последствиям нарушения.

Таким образом, учитывая характер причиненных истцу нравственных страданий вследствие непредоставления ему услуги горячего водоснабжения в течение более нормативного срока, а также соразмерность размера заявленной истцом компенсации морального вреда последствиям нарушения его прав, выразившееся в отсутствии комфортных условий проживания, исходя из принципа разумности и справедливости, учитывая обстоятельства дела, суд полагает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 10.000 рублей.

Согласно пункту 6 статьи 13 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

По смыслу пункта 6 статьи 13 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей», сумма штрафа исчисляется из всех присужденных потребителю сумм, включая убытки, неустойку, суммы возмещения вреда и компенсацию морального вреда.

Таким образом, размер подлежащего взысканию с ответчика в пользу истца штрафа составляет 5.000 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Кобелева Николая Анатольевича удовлетворить.

Взыскать с Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Минобороны РФ в пользу Кобелева Николая Анатольевича компенсацию морального вреда в размере 10.000 рублей, штраф в размере 5.000 рублей, всего 15.000 (пятнадцать тысяч) рублей.

Разъяснить сторонам, что решение в окончательной форме будет изготовлено 07 октября 2022 года.

Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение одного месяца со дня, следующего за днем изготовления решения в окончательной форме, через Коченевский районный суд Новосибирской области.

Судья О.В.Черкасова