ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-886/2023 от 27.11.2023 Красноперекопского районного суда (Республика Крым)

Дело № 2-886/2023

УИД 91RS0-89

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 ноября 2023 года г. ФИО1

Красноперекопский районный суд Республики ФИО1 в составе:

председательствующего судьи Маслак В.Ю.,

при секретаре ФИО3,

с участием старшего помощника прокурора ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя Красноперекопского межрайонного прокурора ФИО5 в защиту интересов Российской Федерации, прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и муниципального образования городской округ ФИО1 Республики ФИО1 к Администрации г. ФИО1 Республики ФИО1 о понуждении выполнить определенные действия, третьи лица – Государственной комитет по государственной регистрации и Кадастру Республики ФИО1, Муниципальное унитарное предприятие муниципального образования городской округ ФИО1 Республики ФИО1 «Жилищно-эксплуатационное объединение»,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель Красноперекопского межрайонного прокурора обратился в суд с иском в защиту интересов Российской Федерации, прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и муниципального образования городской округ ФИО1 Республики ФИО1 к Администрации г. ФИО1 Республики ФИО1 о понуждении выполнить определенные действия.

В обоснование своих требований указал, что ОАО «Крымский содовый завод» являлось собственником общежития расположенного по адресу: мкрн. 8, <адрес> г. ФИО1 на основании свидетельства о праве собственности на недвижимое имущество от ДД.ММ.ГГГГ № САА 634228.

Согласно решению 51 сессии 6 созыва Красноперекопского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ, указанное общежитие передано в полное хозяйственное ведение КП «ЖЭО» в жилой фонд, что подтверждается актом приема – передачи. Кроме этого, указанным решением КП «ЖЭО» поручено оформить свидетельство о праве собственности территориальной громады в лице Красноперекопского городского совета в Крымском Республиканском предприятии «Бюро регистрации и технической инвентаризации» на указанное общежитие. Согласно решению исполнительного комитета Красноперекопского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что свидетельство о праве собственности от ДД.ММ.ГГГГ № САА 634228 погашено, запись в реестровой книге закрыта, приняты меры по подготовке свидетельства о праве собственности территориальной громады в лице Красноперекопского городского совета.На основании Свидетельства о праве собственности на недвижимое имущество от ДД.ММ.ГГГГ, решения Красноперекопского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ «Об оформлении права собственности муниципального образования городской округ ФИО1 Республики ФИО1», ДД.ММ.ГГГГ за Муниципальным образованием городской округ ФИО1 зарегистрировано право собственности на здание, расположенное по адрес: мкрн. 8, <адрес>, г. ФИО1. В нарушение требований ч. 5 ст. 41 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ администрацией г. ФИО1, не смотря на то, что жилой дом по адресу: ФИО1, г. ФИО1, 8 микрорайон, <адрес>, утратил статус «Общежитие», мер, направленных на государственную регистрацию права муниципальной собственности в отношении всех помещений в указанном доме ответчиком не принято, вследствие чего допускаются нарушения прав граждан на приватизацию жилых помещений и дельнейшую регистрацию права собственности на указанные помещения. По результатам проверки ДД.ММ.ГГГГ в адрес администрации города ФИО1 внесено представление об устранении выявленных нарушений, по результатам рассмотрения которого администрацией сообщено об отсутствии надлежащего финансирования на указанные цели. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, процедура регистрация права в отношении всех помещений дома, расположенного по адресу: мкрн. 8, <адрес>, г. ФИО1 отсутствует. Учитывая изложенное, заместитель прокурора просит суд обязать Администрацию г. ФИО1 Республики ФИО1 принять меры по государственной регистрации права муниципальной собственности в отношении всех помещений дома, расположенного по адресу: ФИО1, г. ФИО1, микрорайон 8, <адрес> до полного его оформления.

Прокурор ФИО6 в судебном заседании поддержала заявленные требования и просила суд удовлетворить их в полном объеме.

Представитель администрации г. ФИО1 Республики ФИО1 в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом.

Представитель третьего лица - Государственного комитета по государственной регистрации и Кадастру Республики ФИО1 в судебное заседание не явился, извещен надлежаще.

Представитель третьего лица - Муниципальное унитарное предприятие муниципального образования городской округ ФИО1 Республики ФИО1 "Жилищно-эксплуатационное объединение" в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, направил заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Суд, изучив рассматриваемы иск, выслушав мнения сторон, исследовав материалы дела и, оценив доказательства, приходит к выводу, что он обосновании и подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Конституция Российской Федерации гарантирует каждому право на жилище, которым наряду с другими правами и свободами человека и гражданина определяется деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и для осуществления которого органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны создавать условия (статья 18; статья 40, части 1 и 2), в том числе путем предоставления жилища малоимущим и иным нуждающимся в нем гражданам, указанным в законе, бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и иных жилищных фондов (статья 40, часть 3).

В соответствии со ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

В силу ст. 2 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

Согласно ст. 18 указанного Закона, при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.

Передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд (ст. 6 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О приватизации жилищного фонда в РоссийскойФедерации»).

К отношениям по передаче в муниципальную собственность жилых помещений, которые ранее принадлежали государственным или муниципальным предприятиям (учреждениям) и впоследствии были переданы предприятиям иной формы собственности в порядке приватизации, подлежат применению положения статьи 7 Федерального закона «О введение в действие Жилищного кодекса РФ», как регулирующей сходные отношения (аналогия закона), исходя из указаний, содержащихся в части 1 статьи 7 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких соглашений, и при отсутствии нормы гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона). (Определение Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ-КГ13-5).

В соответствии со статьей 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодексакодекса Российской Федерации о договоре социального найма.

По смыслу данной правовой нормы, обязательным условием, позволяющим применить к отношениям по пользованию жилыми помещениями, распложенными в общежитиях, принадлежащих государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, положения Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма, является передача таких жилых помещений в ведение органов местного самоуправления.

Из указанной нормы следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.

Следовательно, факт принятия решения о передаче жилых помещений в общежитии, которые находились в государственной собственности и были закреплены за государственными предприятиями или учреждениями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, в муниципальную собственность свидетельствует об изменении статуса жилого помещения.

В соответствии с ч. 2 ст. 19 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ орган государственной власти или орган местного самоуправления в случае, если право, ограничение права или обременение объекта недвижимости возникают на основании акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления либо сделки с органом государственной власти или органом местного самоуправления, в том числе сделки, совершеннойна основании акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, в срок не позднее пяти рабочих дней с даты принятия такого акта или совершения такой сделки обязан направить в орган регистрации прав заявление о государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы в отношении соответствующего объекта недвижимости в порядке, установленном статьей 18 настоящего Федерального закона.

В соответствии с ч. 5 ст. 41 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ при прекращении права на здание, сооружение, зарегистрированного в Едином государственном реестре недвижимости, государственная регистрация права в отношении всех помещений, машино-мест в таких здании, сооружении должна быть осуществлена одновременно, при этом такие здание, сооружение с государственного кадастрового учета не снимаются.

Судом установлено, что ОАО «Крымский содовый завод» являлось собственником общежития расположенного по адресу: мкрн. 8, <адрес> г. ФИО1 на основании свидетельства о праве собственности на недвижимое имущество от ДД.ММ.ГГГГ № САА 634229 (л.д.20).

Согласно выписке из решения исполнительного комитета Красноперекопского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ «По вопросам архитектуры и градостроительства» разрешено перепланировка в общежитии на 400 мест (лит. «А») с устройством изолированного блока на 1 –ом этаже общежития и увеличением общей площади на 3,5 кв.м. в <адрес> мкр. 8 г. ФИО1. (л.д. 29).

Согласно решения 43 сессии 6 созыва Красноперекопского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ «О приеме в коммунальную собственность» в коммунальную собственность территориальной громады г. ФИО1 безвозмездно приняты общежития, расположенные по адресу: 8 мкр. <адрес>, и 8 мкр. <адрес>. ФИО1 (л.д. 33-34).

Согласно решению 51 сессии 6 созыва Красноперекопского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ, указанное общежитие передано в полное хозяйственное ведение КП «ЖЭО» в жилой фонд, что подтверждается актом приема – передачи. Кроме этого, указанным решением КП «ЖЭО» поручено оформить свидетельство о праве собственности территориальной громады в лице Красноперекопского городского совета в Крымском Республиканском предприятии «Бюро регистрации и технической инвентаризации» на указанное общежитие. Согласно решению исполнительного комитета Красноперекопского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что свидетельство о праве собственности от ДД.ММ.ГГГГ № САА 634229 погашено, запись в реестровой книге закрыта, приняты меры по подготовке свидетельства о праве собственности территориальной громады в лице Красноперекопского городского совета (л.д.37-40).

На основании Свидетельства о праве собственности на недвижимое имущество от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.45), решения Красноперекопского городского совета от ДД.ММ.ГГГГ «Об оформлении права собственности муниципального образования городской округ ФИО1 Республики ФИО1» (л.д.47-48), ДД.ММ.ГГГГ за Муниципальным образованием городской округ ФИО1 зарегистрировано право собственности на здание, расположенное по адрес: мкрн. 8, <адрес>, г. ФИО1 (л.д.54-55).

По результатам прокурорской проверки ДД.ММ.ГГГГ в адрес администрации города ФИО1 внесено представление об устранении выявленных нарушений, по результатам рассмотрения которого администрацией сообщены причины нарушения действующего законодательства, а также принятые в связи с этим меры (л.д.52-53). По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, процедура регистрация права в отношении всех помещений дома, расположенного по адресу: мкрн. 8, <адрес>, г. ФИО1 отсутствует (52-69).

Таким образом, в нарушение требований ч. 5 ст. 41 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ администрацией г. ФИО1, не смотря на то, что жилой дом по адресу: ФИО1, г. ФИО1, 8 микрорайон, <адрес>, утратил статус «Общежитие», мер, направленных на государственную регистрацию права муниципальной собственности в отношении всех помещений в указанном доме ответчиком не принято, вследствие чего допускаются нарушения прав граждан на приватизацию жилых помещений и дельнейшую регистрацию права собственности на указанные помещения.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление заместителя Красноперекопского межрайонного прокурора ФИО5 в защиту интересов Российской Федерации, прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц и муниципального образования городской округ ФИО1 Республики ФИО1 к Администрации г. ФИО1 Республики ФИО1 о понуждении выполнить определенные действия - удовлетворить.

Обязать Администрацию города ФИО1 Республики ФИО1 принять меры по государственной регистрации права муниципальной собственности в отношении всех помещений дома, расположенного по адресу; ФИО1, г. ФИО1, микрорайон 8, <адрес> до полного его оформления.

Решение может быть обжаловано в апелляционную инстанцию Верховного Суда Республики ФИО1 путем подачи апелляционной жалобы через Красноперекопский районный суд Республики ФИО1 в течение месяца после изготовления полного текста решения.

Полный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ.

Судья: В.Ю. Маслак