ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-887-2021 от 27.05.2021 Заводского районного суда г. Кемерова (Кемеровская область)

Дело: № 2-887-2021

УИД: 42RS0005-01-2021-000840-30

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

город Кемерово 27 мая 2021 года

Заводский районный суд города Кемерово Кемеровской области

в составе председательствующего Маковкиной О.Г.

при секретаре Слеменевой М.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к АО «Кузбассэнерго» об обязании заключить договор,

У С Т А Н О В И Л:

Истец обратился в суд с иском к ответчику АО «Кемеровская теплосетевая компания» об обязании заключить договор.

Определением Заводского районного суда г. Кемерово от 12.04.2021 года произведена замена ненадлежащего ответчика с АО «Кемеровская теплосетевая компания» на АО "Кузбассэнерго". Управление Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.

Требования мотивирует тем, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 получены от АО «Кемеровская теплосетевая компания» «Технические условия подключения к тепловым сетям», принадлежащей ей на праве собственности квартиры, находящейся по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ ею была подана заявка на заключение договора на техническое присоединение к сетям города, который не был заключен в связи с отсутствием необходимых документов, а именно справки из ЕГРН на земельный участок, полученной ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ в «Кемеровскую теплосетевую компанию» была повторно отправлена заявка на подключение к системе теплоснабжения. На данную заявку было получено письмо, в котором сообщалось, что в соответствии со Схемой теплоснабжения <адрес> «Для обеспечения эффективной работы систем теплоснабжения и состояния окружающей среды, предусмотрено теплоснабжение индивидуальной жилищной малоэтажной застройки с низкой плотностью тепловой нагрузки от автономных источников тепла», то есть электрокотлов и котлов на угольном топливе. ДД.ММ.ГГГГ ею было подано в Управление Федеральной антимонопольной службы по <адрес> заявление о наличии в действиях филиала АО «Кузбассэнерго»-«Кемеровской теплосетевой компании» признаков нарушения федерального законодательства Российской Федерации. В результате в действиях АО «Кузбассэнерго» установлены нарушения п. 16 и п. 18 Правил подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 05.07.2018 года № 787.

Просит суд обязать ответчика заключить с ней договор на «Подключение к системе теплоснабжения» квартиры, расположенной по адресу: <адрес>.

Истец ФИО1 о дате, времени и месте судебного заседания извещена своевременно и надлежащим образом, в судебное заседание не явилась.

Представитель истца ФИО2, действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования поддержал, настаивал на их удовлетворении.

Представители ответчика ФИО3, действующая на основании доверенности , ФИО4, действующий на основании доверенности, ФИО5, действующий на основании доверенности , в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных исковых требований, доводы, изложенные в возражениях, поддержали.

Представитель третьего лица Управления Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом, просил рассмотреть дело в свое отсутствие. Предоставил суду письменный отзыв на исковое заявление.

С учетом положений ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд считает возможным рассмотреть исковое заявление в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд полагает исковые требования не подлежащими удовлетворению.

Согласно ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее по тексту - Закон о теплоснабжении) потребители тепловой энергии, в том числе застройщики, планирующие подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения, заключают договоры о подключении (технологическом присоединении) к системе теплоснабжения и вносят плату за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения в порядке, установленном статьей 14 Закона о теплоснабжении.

В соответствии с положениями ч. 1 ст. 14 Закона о теплоснабжении подключение (технологическое присоединение) теплопотребляющих установок и тепловых сетей потребителей тепловой энергии, в том числе застройщиков, к системе теплоснабжения осуществляется в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Порядок заключения договора о подключении к системам теплоснабжения урегулирован Правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, включая правила недискриминационного доступа к услугам по подключению (технологическому присоединению) к системам теплоснабжения и Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче тепловой энергии, теплоносителя, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.07.2018 № 787 (далее - Правила № 787).

Согласно п. 4 Правил № 787 теплоснабжающая или теплосетевая организация, в которую следует обращаться заявителям, определяется в соответствии с зонами эксплуатационной ответственности таких организаций, определенными в схеме теплоснабжения поселения, городского округа.

В соответствии с ч. 1 ст. 23 Закона о теплоснабжении развитие систем теплоснабжения поселений, городских округов осуществляется в целях удовлетворения спроса на тепловую энергию, теплоносительиобеспечения надежного теплоснабжения наиболее экономичным способомпри минимальном вредном воздействии на окружающую среду, экономического стимулирования развития и внедрения энергосберегающих технологий.

В силу п. 2 ч.8 ст. 23 Закона о теплоснабжении обязательным критерием принятия решений в отношении развития системы теплоснабжения является минимизация затрат на теплоснабжение в расчете на каждого потребителя в долгосрочной перспективе.

Согласно ч. 2 ст. 23 Закона о теплоснабжении развитие системы теплоснабжения поселения или городского округа осуществляется на основании схемы теплоснабжения, которая должна соответствовать документам территориального планирования поселения или городского округа, в том числе схеме планируемого размещения объектов теплоснабжения в границах поселения или городского округа.

Судом установлено и следует из материалов дела, что ФИО1 является собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>. (л.д. 13).

ДД.ММ.ГГГГ Филиал АО «Кузбассэнерго» «Кемеровская теплосетевая компания» направила ФИО1 Технические условия подключения к тепловым сетям, подключаемый объект: жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. (л.д. 5).

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 была подана заявка на заключение договора на техническое присоединение к сетям города (л.д. 6-8), который не был заключен в связи с отсутствием необходимых документов, а именно справки из ЕГРН на земельный участок, полученной ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Правилами подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, утвержденным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ в «Кемеровскую теплосетевую компанию» была повторно отправлена заявка на подключение к системе теплоснабжения.

Согласно ответу от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с утвержденной Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ Схемой теплоснабжения <адрес> подключение объектов существующей индивидуальной и малоэтажной застройки к системе централизованного теплоснабжения не предполагается. Для объектов с низкой плотностью тепловой нагрузки - индивидуальная и малоэтажная застройка, более эффективно использование индивидуальных источников энергии, эти же условия приняты в Генеральном плане <адрес>: для обеспечения эффективной работы систем теплоснабжения города и улучшения состояния окружающей среды предусмотрено теплоснабжение индивидуальной жилищной малоэтажной застройки с низкой плотностью тепловой нагрузки от автономных источников тепла. (л.д. 19).

Согласно п. 3 Правил подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, включая правила недискриминационного доступа к услугам по подключению (технологическому присоединению) к системам теплоснабжения", утвержденными Постановлением Правительства РФ от 05.07.2018 № 787, Договор о подключении к системе теплоснабжения (далее - договор о подключении) является публичным для теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций, в том числе единой теплоснабжающей организации.

При наличии технической возможности подключения к системе теплоснабжения в соответствующей точке подключения отказ потребителю в заключении договора о подключении в отношении объекта, находящегося в границах определенного схемой теплоснабжения радиуса эффективного теплоснабжения, не допускается.

В соответствии с п. 16 Правил подключения к системам теплоснабжения в случае отсутствия технической возможности подключения исполнитель в течение 5 рабочих дней со дня получения заявки на подключение к системе теплоснабжения направляет заявителю письмо с предложением выбрать один из следующих вариантов подключения: подключение будет осуществлено за плату, установленную в индивидуальном порядке, без внесения изменений в инвестиционную программу исполнителя и с последующим внесением соответствующих изменений в схему теплоснабжения в установленном порядке; подключение будет осуществлено после внесения необходимых изменений в инвестиционную программу исполнителя и в соответствующую схему теплоснабжения.

В течение 5 рабочих дней со дня получения указанного письма от исполнителя заявитель направляет исполнителю письмо с указанием выбранного варианта подключения либо с отказом от подключения к системе теплоснабжения.

В случае если заявитель выбирает вариант подключения к системам теплоснабжения, указанный в абзаце третьем настоящего пункта, он в ответном письме исполнителю подтверждает свое согласие на осуществление подключения после выполнения исполнителем мероприятий, указанных в пункте 18 настоящих Правил, независимо от срока их выполнения.

"Исполнитель" - теплоснабжающая или теплосетевая организация, владеющая на праве собственности или на ином законном основании тепловыми сетями и (или) источниками тепловой энергии, к которым непосредственно или через тепловые сети и (или) источники тепловой энергии иных лиц осуществляется подключение.

Согласно п. 18 Правил подключения к системам теплоснабжения, в случае отсутствия технической возможности подключения и выбора заявителем процедуры подключения в порядке, предусмотренном абзацем третьим пункта 16 настоящих Правил, теплоснабжающая организация или теплосетевая организация в течение 30 дней со дня выбора заявителем порядка подключения обязана обратиться в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, или орган местного самоуправления, утвердившие схему теплоснабжения, с предложением о включении в нее мероприятий по обеспечению технической возможности подключения к системе теплоснабжения подключаемого объекта с приложением заявки на подключение.

В случае если теплоснабжающая организация или теплосетевая организация направила обращение в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, утвердивший схему теплоснабжения, с предложением о включении в нее мероприятий по обеспечению технической возможности подключения к системе теплоснабжения подключаемого объекта, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, в течение 5 рабочих дней со дня получения указанного предложения, направляет его в соответствующий орган местного самоуправления.

В течение 30 дней со дня получения указанного предложения, поступившего в том числе от федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, орган местного самоуправления направляет в теплоснабжающую организацию или теплосетевую организацию решение о включении соответствующих мероприятий в схему теплоснабжения или об отказе во включении таких мероприятий в схему теплоснабжения.

В поселениях, городских округах с численностью населения 500 тыс. человек и более орган местного самоуправления одновременно с направлением указанного решения в теплоснабжающую организацию или теплосетевую организацию направляет его в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения.

ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 было подано в Управление Федеральной антимонопольной службы по <адрес> заявление о наличии в действиях филиала АО «Кузбассэнерго»-«Кемеровской теплосетевой компании» признаков нарушения федерального законодательства Российской Федерации

Согласно протоколу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что АО «Кузбассэнерго» в нарушении п.16, п. 18 Правил подключения к системам теплоснабжения в адрес заявителя письмо с предложением выбрать один из следующих вариантов подключения не направил; в орган местного самоуправления, утвердивший схему теплоснабжения, с предложением о включении в нее мероприятий по обеспечению технической возможности подключения к системе теплоснабжения подключаемого объекта с приложением заявки на подключение не обратился. (л.д. 20-21).

Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении дела об административном правонарушении установлены в действиях АО «Кузбассэнерго» нарушения п.16, п.18 Правил подключения к системам теплоснабжения, однако срок привлечения к административной ответственности истек. Дело об административном правонарушении в отношении АО «Кузбассэнерго» по признакам совершения административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ, прекращено в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности (л.д. 23-24).

Сторона ответчика указывает, что объект, в отношении которого истцом была подана заявка на подключение к системе теплоснабжения, не является объектом подключения.

Согласно заявке на подключение к системе теплоснабжения объектом, в отношении которого ФИО1 была намерена заключить договор о подключении, являлась <адрес>, расположенная по адресу: <адрес>, принадлежащая истцу на праве собственности.

Пунктом 2 Правил 787 определено, что подключаемым объектом является здание, строение, сооружение или иной объект капитального строительства, на котором предусматривается потребление тепловой энергии, тепловые сети или источник тепловой энергии.

В соответствии с ч. 10 ст. 1 ГрК РФ объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты незавершенного строительства, за исключением некапитальных строений, сооружений и неотделимых улучшений земельного участка (замощение, покрытие и другие).

В силу ст. 15 и ч. 3 ст. 16 ЖК РФ квартирой признается структурно обособленное жилое помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении.

Таким образом, указанная квартира не отвечает признакам объекта капитального строительства и может являться только частью объекта капитального строительства, данное помещение под определение объекта подключения не подпадает, в связи с чем, не может быть подключено к системе централизованного теплоснабжения индивидуально.

Учитывая изложенное, исковые требования удовлетворению не подлежат.

Кроме того, Приказом Минэнерго России от 31.07.2018 г. № 623 в соответствии с требованиями п. 11 ч. 2 ст. 14 Закона о теплоснабжении, п.4.4.19 Положения о Министерстве энергетики Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.05.2008 № 400, утверждена Схема теплоснабжения <адрес> до 2033 года (л.д. 93).

Согласно Схеме источниками централизованного теплоснабжения в левобережной части города являются Кемеровская ГРЭС, Ново-Кемеровская ТЭЦ, охватывающие <данные изъяты> (рисунок 4.1-1 п.4.1. раздела 4 Обосновывающих материалов к Схеме «Книга 1. Существующее положение в сфере производства, передачи и потребления тепловой энергии для целей теплоснабжения».

Согласно указанному рисунку жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, в котором находится квартира ФИО1, в зону действия указанных источников централизованного теплоснабжения не входит.

Жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, не попадает в радиус эффективного теплоснабжения.

Как следует из п. 7 Правил № 787, основанием для заключения договора о подключении является подача заявителем заявки на подключение к системе теплоснабжения.

Согласно ч. 3 ст. 14 Закона о теплоснабжении, абз. 2 п. 3 Правил № 787 при наличии технической возможности подключения к системе теплоснабжения в соответствующей точке подключения отказ потребителю в заключении договора о подключении в отношении объекта, находящегося в границах определенного схемой теплоснабжения радиуса эффективного теплоснабжения, не допускается.

В соответствии с ч. 30 ст. 2 Закона о теплоснабжении радиусом эффективного теплоснабжения является максимальное расстояние от теплопотребляющей установки до ближайшего источника тепловой энергии в системе теплоснабжения, при превышении которого подключение (технологическое присоединение) теплопотребляющей установки к данной системе теплоснабжения нецелесообразно по причине увеличения совокупных расходов в системе теплоснабжения.

Согласно ч. 3 ст. 23 Закона о теплоснабжении схема теплоснабжения должна содержать, в том числе радиус эффективного теплоснабжения, позволяющий определить условия, при которых подключение (технологическое присоединение) теплопотребляющих установок к системе теплоснабжения нецелесообразно вследствие увеличения совокупных расходов в указанной системе (п.6).

Согласно п. 3.1. раздела 2 Утверждаемой части Схемы «Перспективные балансы тепловой мощности источников тепловой энергии и тепловой нагрузки потребителей» радиус эффективного теплоснабжения (далее - РЭТ) определяется для зоны действия каждого источника тепловой энергии и должен позволять определить условия, при которых подключение новых или увеличивающих тепловую нагрузку теплопотребляющих установок к системе теплоснабжения нецелесообразно вследствие увеличения совокупных расходов в указанной системе на единицу тепловой мощности.

Из возражений ответчика следует, что с целью решения указанной задачи в Схеме указана методика определения РЭТ, разработанная НП «Российское теплоснабжение» и размещенная на общедоступном интернет-ресурсе «Ростепло.Ру» по адресу: http://www.rosteplo.ru/Npb_files/sto_1806.zip. В соответствии с данными, приведенными на том же портале (http://www.rosteplo.ru/news.php?zag=1464943089), указанная методика получила одобрение Экспертного совета при Минстрое России.

Одним из основных положений указанной методики является вывод о том, что попадание объекта возможного перспективного присоединения в РЭТ принимается, исходя из следующего условия - отношение совокупных затрат на строительство и эксплуатацию тепломагистрали к выручке от реализации тепловой энергии должно быть менее или равно 100%. В противном случае рассматриваемый объект не попадает в границы РЭТ и присоединение объекта к системе централизованного теплоснабжения является нецелесообразным.

В п. 3.1. раздела 2 Утверждаемой части Схемы «Перспективные балансы тепловой мощности источников тепловой энергии и тепловой нагрузки потребителей» также указано, что изложенный принцип был использован при оценке эффективности подключения перспективных потребителей к системе центрального теплоснабжения от существующих источников тепловой энергии (мощности). Все решения по развитию системы централизованного теплоснабжения города, принятые в рекомендованном сценарии, разработаны с учетом указанного принципа. В перспективе для определения попадания объекта, рассматриваемого для подключения к системе теплоснабжения, в границы РЭТ, необходимо использовать вышеописанный метод, т.е. выполнять сравнительную оценку совокупных затрат на подключение и эффекта от подключения объекта.

Из указанной нормы ч. 3 ст. 23 Закона о теплоснабжении и п. 3.1. раздела 2 Утверждаемой части Схемы следует, что РЭТ рассчитывается в отношении каждого подключаемого объекта индивидуально с учетом конкретных величин.

Для проверки факта возможности подключения жилого дома к сетям Общества ответчиком были произведены расчеты РЭТ по 2-м разным методикам:

1.методике, разработанной НП «Российское теплоснабжение» и указанной в Схеме;

2.методике, утвержденной приказом Минэнерго России от 05.03.2019 № 212 «Об утверждении Методических указаний по разработке схем теплоснабжения».

Расчет по обеим методикам показал, что жилой дом по <адрес> не попадает в РЭТ при его подключении непосредственно к сетям АО «Кузбассэнерго» по причине высоких совокупных расходов на строительство и эксплуатацию тепловой сети, в том числе по причине превышения срока окупаемости капитальных затрат на строительство тепловой сети, необходимой для подключения объекта к существующим тепловым сетям, составляющего 38,2 лет, над полезным сроком службы тепловой сети (не более 10 лет).

Исходя из вышеизложенного, поскольку заявка на подключение была подана в отношении помещения, не являющегося объектом капитального строительства, кроме того, в соответствии со Схемой теплоснабжения <адрес> и произведенными расчетами по утвержденным методикам не входит в зону действия источников централизованного теплоснабжения города и не попадает в радиус эффективного теплоснабжения, договор о подключении к системе теплоснабжения <адрес> в <адрес> не подлежал заключению. У АО «Кузбассэнерго» отсутствовали основания для заключения договора о подключении к тепловым сетям с ФИО1 и направленный им в адрес ФИО1 отказ от заключения договора о подключении к системе теплоснабжения является правомерным, обоснованным и соответствует действующему законодательству.

Учитывая изложенное, исковые требования ФИО1 к АО «Кузбассэнерго» об обязании заключить договор, не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований ФИО1 к АО «Кузбассэнерго» об обязании заключить договор, отказать.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

В окончательной форме решение суда принято 03.06.2021 года.

Председательствующий: О.Г. Маковкина

Копия верна

Подлинный документ подшит в гражданском деле № 2-887-2021 Заводского районного суда г. Кемерово.