ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-887/18 от 06.09.2018 Гуковского городского суда (Ростовская область)

Дело № 2-887/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

«06» сентября 2018 года г. Гуково, Ростовская область

Гуковский городской суд Ростовской области

в составе: председательствующего судьи Петриченко И.Г.,

при секретаре Охрименко Ю.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Димидова В.В. к Обществу с ограниченной ответственностью «Газпром межрегионгаз Ростов - на - Дону» об обязании ввести в эксплуатацию и произвести опломбирование газового счетчика, взыскании компенсации морального вреда,

установил:

Димидов В.В. обратился в суд с иском, ссылаясь на то, что он является нанимателем квартиры <адрес> и потребителем газа для личных бытовых нужд. В магазине <адрес> приобрел газовый счетчик G4 «ОМЕГА» заводской с датой первичной поверки 02 января 2018. 11 апреля 2018 г. обратился с заявлением разрешить замену газового счетчика в ПАО «ГГРнД Гуковогоргаз». 11 апреля 2018 г. ему было выдано разрешение на замену газового счетчика. Для установки прибора учета он обратился в филиал ПАО «Газпром газораспределение Ростов-на-Дону» в г. Гуково. 16 апреля 2018 г. был заменен прибор учета газа, о чем выдан акт выполнения технического обслуживания внутридомового (внутриквартирного) газового оборудования. 17 апреля 2018 г. выдан акт переустройства сети газопотребления. 18 апреля 2018 истец обратился в Новошахтинский участок ООО «Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону» с заявлением о принятии в эксплуатацию газового счетчика. В устной форме ему было отказано со ссылкой на то, что имеется негласное указание газовые счетчики, произведенные в Республике Украина не регистрировать. Не согласившись с таким объяснением, 19 апреля 2018 г. истец попросил письменно обосновать причину отказа, подав в Новошахтинский участок заявление. Письменный ответ не получен до настоящего времени. Установленный газовый счетчик не опломбирован. Оплата за потребленный газ до настоящего времени производится по тарифу с учетом зарегистрированных в квартире лиц. Так как истец не согласен с этим и производит оплату за потребленный газ исходя из среднегодового объема потребления газа, по состоянию на июль 2018 г. ответчик выставил ему задолженность и пеню в сумме 1842 руб. 71 коп. Отказ ответчика в принятии в эксплуатацию прибора учета газа считает неправомерным. Установленный прибор учета газа G4 «ОМЕГА» включен в
государственный реестр средств измерений под номером 43909-10, что
подтверждается распечаткой с сайта «РОССТАНДАРТ». Прибор находится в
исправном состоянии, срок поверки еще не прошел. Несмотря на то, что истец представил в Новошахтинский участок документы, подтверждающие исправность счетчика, а именно паспорт на газовый счетчик, распечатку с официального сайта о поверке счетчика, согласно которой счетчик изготовлен в Республике Украина, но был проверен испытательным центром ФГУП «ВНИИМС» в г. Москве, ответчик не желает добровольно оказать ему услугу по вводу в эксплуатацию прибора учета газа. В связи с неправомерными действиями ответчика истец претерпевает нравственные страдания, заключающиеся в чувстве обиды, досады, негодования. В связи с чем истец просит суд обязать ООО «Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону» принять в эксплуатацию и произвести опломбирование газового счетчика G4 «ОМЕГА» в месте присоединения его к газопроводу в принадлежащей истцу квартире <адрес>; производить учет потребляемого газа по показаниям прибора учета (счетчика газа); принимать производимую оплату за потребленный газ исходя из показаний счетчика; взыскать компенсацию морального вреда в сумме 10000 рублей, судебные расходы в сумме 2500 рублей.

Истец Димидов В.В. в судебном заседании исковые требования поддержал по доводам, указанным в исковом заявлении, просил удовлетворить.

Представитель ответчика Безрученко К.Н., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признал, просил в их удовлетворении отказать.

Выслушав истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, суд пришел к следующему мнению.

В судебном заседании установлено, что истец Димидов В.В. является нанимателем квартиры <адрес>.

11 апреля 2018 истец обратился в ПАО «ГГРнД Гуковогоргаз» с заявлением разрешить замену газового счетчика. 11 апреля 2018 г. ему было выдано разрешение на замену газового счетчика.

16 апреля 2018 г. в квартире истца был заменен прибор учета газа, о чем выдан акт выполнения технического обслуживания внутридомового (внутриквартирного) газового оборудования. 17 апреля 2018 выдан акт переустройства сети газопотребления.

18 апреля 2018 истец обратился в Новошахтинский участок ООО «Газпром межрегионгаз Ростов-на-Дону» с заявлением о принятии в эксплуатацию газового счетчика.

В силу п. 1 ст. 539 Гражданского кодекса РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

Пунктом 1 ст. 540 ГК РФ установлено, что в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, договор считается заключенным с момента первого фактического подключения абонента в установленном порядке к присоединенной сети.

В соответствии со ст. 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.

Газоснабжение - это одна из форм энергоснабжения, представляющая собой деятельность по обеспечению потребителей газом. К отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, согласно ст. 548 ГК РФ, применяются правила о договоре энергоснабжения (ст. ст. 539 - 547 ГК РФ).

Статьей 8 Федерального закона от 31 марта 1999 года № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» определены правовые, экономические и организационные основы отношений в области газоснабжения в Российской Федерации, к полномочиям Правительства Российской Федерации в области газоснабжения отнесено утверждение Правил поставок газа, правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению.

Постановлениями Правительства РФ № 549 от 21.07.2008, № 354 от 06.05.2011, № 410 от 14.05.2013 утверждены Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, Правила пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, которые регламентируют отношения, возникающие при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, устанавливают порядок пользования газом в части обеспечения безопасного использования и содержания внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению, регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов.

Согласно п.81 Постановления Правительства РФ № 354 от 06.05.2011, оснащение жилого или нежилого помещения приборами учета, ввод установленных приборов учета в эксплуатацию, их надлежащая техническая эксплуатация, сохранность и своевременная замена должны быть обеспечены собственником жилого или нежилого помещения. Ввод установленного прибора учета в эксплуатацию, то есть документальное оформление прибора учета в качестве прибора учета, по показаниям которого осуществляется расчет размера платы за коммунальные услуги, осуществляется исполнителем в том числе на основании заявки собственника жилого или нежилого помещения, поданной исполнителю. К заявке прилагаются копия паспорта на прибор учета, а также копии документов, подтверждающих результаты прохождения последней поверки прибора учета.

В целях установления правовых основ обеспечения единства измерений в Российской Федерации, защиты прав и законных интересов граждан, общества и государства от отрицательных последствий недостоверных результатов измерений, обеспечения потребности граждан, общества и государства в получении объективных, достоверных и сопоставимых результатов измерений, используемых в целях защиты жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды, животного и растительного мира, обеспечения обороны и безопасности государства, в том числе экономической безопасности, содействия развитию экономики Российской Федерации и научно-техническому прогрессу принят Федеральный закон от 26 июня 2008 года № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений».

Согласно ч. 2 ст. 1, указанный закон регулирует отношения, возникающие при выполнении измерений, установлении и соблюдении требований к измерениям, единицам величин, эталонам единиц величин, стандартным образцам, средствам измерений, применении стандартных образцов, средств измерений, методик (методов) измерений, а также при осуществлении деятельности по обеспечению единства измерений, предусмотренной законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений, в том числе при выполнении работ и оказании услуг по обеспечению единства измерений.

В силу положений ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 26 июня 2008 года № 102-ФЗ «Об обеспечении единства измерений» в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений к применению допускаются средства измерений утвержденного типа, прошедшие поверку в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, а также обеспечивающие соблюдение установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений обязательных требований, включая обязательные метрологические требования к измерениям, обязательные метрологические и технические требования к средствам измерений, и установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании обязательных требований. В состав обязательных требований к средствам измерений в необходимых случаях включаются также требования к их составным частям, программному обеспечению и условиям эксплуатации средств измерений. При применении средств измерений должны соблюдаться обязательные требования к условиям их эксплуатации.

Согласно ст.13 указанного Федерального закона, средства измерений, предназначенные для применения в сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений, до ввода в эксплуатацию, а также после ремонта подлежат первичной поверке, а в процессе эксплуатации - периодической поверке (ч.1).

Поверку средств измерений осуществляют аккредитованные в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации на проведение поверки средств измерений юридические лица и индивидуальные предприниматели (ч.2 ст.13).

Результаты поверки средств измерений удостоверяются знаком поверки, и (или) свидетельством о поверке, и (или) записью в паспорте (формуляре) средства измерений, заверяемой подписью поверителя и знаком поверки (ч.4 ст.13).

Согласно п. п. 81(5), 81(5) Постановления Правительства РФ № 354 от 06.05.2011, в ходе ввода прибора учета в эксплуатацию проверке подлежит в том числе наличие знаков поверки. Несоответствие прибора учета положениям, предусмотренным пунктом 81(4) настоящих Правил, выявленное исполнителем в ходе проверки, является основанием для отказа ввода прибора учета в эксплуатацию.

Представленная истцом копия паспорта на прибор учета газа G4 «ОМЕГА» заводской не содержит указания о прохождении первичной поверки данного прибора учета газа, осуществленной аккредитованным в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации на проведение поверки средств измерений юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, что препятствует установлению его соответствия требованиям законодательства Российской Федерации об обеспечении единства измерений. Между тем показания приборов учета используются для определения объема потребленных коммунальных услуг, исходя из которого рассчитывается размер платы за коммунальные услуги, и должны обеспечивать объективность и достоверность сведений о фактическом потреблении соответствующих коммунальных ресурсов.

На основании ст. 153 ЖК РФ, граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Статьей 154 ЖК РФ установлено, что плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

Постановлением Правительства РФ от 21 июля 2008 года N 549 утверждены Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, регламентирующие отношения, возникающие при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан в соответствии с договором о поставке газа, в том числе устанавливающие порядок определения объема потребленного газа и размера платежа за него.

Как следует из п. 27 Правил поставки газа, определение объема потребленного газа по показаниям прибора учета газа осуществляется со дня установки поставщиком газа пломбы на месте, где прибор учета газа присоединен к газопроводу. Установка пломбы на месте, где прибор учета газа присоединен к газопроводу, осуществляется при исправном состоянии прибора учета газа и наличии на приборе учета газа сохранной пломбы завода-изготовителя или организации, проводившей последнюю проверку.

Учитывая установленные в судебном заседании обстоятельства и приведенные правовые нормы, суд приходит к выводу, что в данном случае отсутствуют основания для удовлетворения исковых требований Димидова В.В. в части обязать ответчика принять в эксплуатацию и произвести опломбирование газового счетчика G4 «ОМЕГА» в принадлежащей истцу квартире; производить учет потребляемого газа по показаниям прибора учета и принимать оплату за потребленный газ исходя из показаний счетчика.

В соответствии со ст.15 Закона РФ «О защите прав потребителей», моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом) прав потребителя,…подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Как разъяснено в п.2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.1994 г. N 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда", под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.) или нарушающими его личные неимущественные права.

Таким образом, условием компенсации морального вреда является факт нарушения ответчиком личных неимущественных прав истца. Истцом не представлено доказательств нарушения ответчиком его личных неимущественных прав, в том числе нарушения прав потребителя истца, в связи с чем суд отказывает в удовлетворении исковых требований о взыскании компенсации морального вреда.

Поскольку в удовлетворении исковых требований отказано, в соответствии со ст.98 ГПК РФ не подлежат удовлетворению требования истца о взыскании с ответчика судебных расходов. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд,

решил:

В удовлетворении исковых требований Димидова В.В. - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ростовский областной суд через Гуковский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 07 сентября 2018.

Судья И.Г. Петриченко