ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-887/18 от 07.11.2018 Чаплыгинского районного суда (Липецкая область)

Дело №2-887/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

07 ноября 2018 года г.Чаплыгин

Чаплыгинский районный суд Липецкой области в составе:

председательствующего судьи Никифоровой И.Б.,

помощника прокурора района Юдаевой И.Ю.

при секретаре: Выприцкой Г.Н.,

рассмотрев гражданское дело по исковому заявлению прокурора Чаплыгинского района Липецкой области в интересах Российской Федерации к ответчику ИП ФИО1 об устранении нарушения в сфере противодействия легализации преступных доходов,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Чаплыгинского района в интересах Российской Федерации обратился в Чаплыгинский районный суд Липецкой области с исковым заявлением к ответчику ИП ФИО1 (ИНН , ОГРНИП ) об обязании в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по организации и осуществлению внутреннего контроля, встать на учет Федеральной службы по финансовому мониторингу, провести обучение персонала в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов.

В обоснование иска указал, что прокуратурой Чаплыгинского района по заданию прокуратуры области проведена проверка соблюдения рядом хозяйствующих субъектов района в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных
преступным путем, и финансированию терроризма.

Проверкой установлено, что ИП ФИО1 с момента начала осуществления предпринимательской деятельности не исполнялись требования законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Так, в нарушение требований п.9 ст.7 Закона №115-ФЗ ИП ФИО1, являясь хозяйствующим субъектом, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, до настоящего времени не поставлен на учет в уполномоченном органе в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Кроме того, ИП ФИО1 в нарушение вышеуказанных норм не организован и не осуществляется внутренний контроль.

При отсутствии в течение длительного периода действий со стороны ИП ФИО1, направленных на постановку на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу, отсутствовала возможность выявления операций, подлежащих обязательному контролю, а также возможность последующего приостановления таких операций в случаях, указанных в п. 10 ст. 7 Закона №115- ФЗ.

Кроме этого, ИП ФИО1 не проводится обучение персонала в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в соответствии с Положением о требованиях к подготовке к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, утв. Приказом Росфинмониторинга от 03.08.2010 №203.

Подобные нарушения свидетельствуют о ненадлежащей деятельности ИП ФИО1 по выявлению операций с денежными средствами, подлежащих обязательному контролю, могут повлечь предоставление денежных средств на цели, не предусмотренные уставными задачами организации, в том числе на финансирование террористической деятельности.

В судебном заседании помощник прокурора района Юдаева И.Ю. исковые требования поддержала и просила их удовлетворить, сославшись на доводы, изложенные в исковом заявлении.

Ответчик ИП ФИО1 в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. заявлений об отложении судебного заседания и возражений не предоставил.

Суд, изучив материалы дела, выслушав доводы прокурора Юдаевой И.Ю., приходит к следующему выводу.

Прокуратурой Чаплыгинского района по заданию прокуратуры области проведена проверка соблюдения рядом хозяйствующих субъектов района в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

В соответствии со ст.5 Федерального закона от 07.08.2001 №115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» индивидуальный предприниматель ФИО1 относится к хозяйствующим субъектам, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, так как согласно выписке из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей оказывает посреднические услуги при покупке, продаже и аренде нежилого недвижимого имущества.

Согласно ст.4 Закона №115-ФЗ к мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, относится, в том числе организация и осуществление внутреннего контроля.

В силу ст.3 Закона №115-ФЗ внутренний контроль – деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.

Организация внутреннего контроля - совокупность принимаемых организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, включающих разработку правил внутреннего контроля, назначение специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля.

Осуществление внутреннего контроля - реализация организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, правил внутреннего контроля, а также выполнение требований законодательства по идентификации клиентов, их представителей, выгодоприобретателей, по документальному фиксированию сведений (информации) и их представлению в уполномоченный орган, по хранению документов и информации, по подготовке и обучению кадров.

Проверкой установлено, ИП ФИО1 с момента начала осуществления предпринимательской деятельности не исполнялись требования законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Так, в нарушение требований п. 9 ст. 7 Закона №115-ФЗ ИП ФИО1, являясь хозяйствующим субъектом, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, до настоящего времени не поставлен на учет в уполномоченном органе в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Кроме того, ИП ФИО1 в нарушение вышеуказанных норм не организован и не осуществляется внутренний контроль.

Пунктом 2 статьи 6 Закона №115-ФЗ предусмотрено, что на организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, возложена обязанность по представлению информации в уполномоченный орган по операциям, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с настоящим Федеральным законом порядке сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица.

Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, приостанавливают соответствующую операцию, за исключением операций по зачислению денежных средств, поступивших на счет физического или юридического лица, на пять рабочих дней со дня, когда распоряжение клиента о ее осуществлении должно быть выполнено, в случае, если хотя бы одной из сторон является юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем организации или физического лица, в отношении которых применены меры по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества в соответствии с подпунктом 6 пункта 1 настоящей статьи, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организаций или лица; физическое лицо, осуществляющее операцию с денежными средствами или иным имуществом в соответствии с подпунктом 3 пункта 2.4 статьи 6 настоящего Федерального закона. Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, незамедлительно представляют информацию о приостановленных операциях в уполномоченный орган (п. 10 ст. 7 Закона №115- ФЗ).

Постановлением Правительства РФ от 06.08.2015 №804 утверждены Правила определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей (далее - Правила).

В силу указанных Правил Федеральная служба по финансовому мониторингу предоставляет доступ к перечню организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму при постановке организации на учет в Росфинмониторинге.

При отсутствии в течение длительного периода действий со стороны ИП ФИО1, направленных на постановку на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу, отсутствовала возможность выявления операций, подлежащих обязательному контролю, а также возможность последующего приостановления таких операций в случаях, указанных в п. 10 ст. 7 Закона №115- ФЗ.

Кроме этого, ИП ФИО1 не проводится обучение персонала в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в соответствии с Положением о требованиях к подготовке к подготовке и обучению кадров организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, утв. Приказом Росфинмониторинга от 03.08.2010 №203.

В соответствии со ст.3 Федерального закона от 06.03.2006 №35-Ф3 «О противодействии терроризму» террористическая деятельность - деятельность, включающая в себя организацию, планирование, подготовку, финансирование и реализацию террористического акта.

Подобные нарушения свидетельствуют о ненадлежащей деятельности ИП ФИО1 по выявлению операций с денежными средствами, подлежащих обязательному контролю, могут повлечь предоставление денежных средств на цели, не предусмотренные уставными задачами организации, в том числе на финансирование террористической деятельности.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд считает необходимым удовлетворить заявленные требования в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Обязать ИП ФИО1 (ИНН , ОГРНИП ) в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по организации и осуществлению внутреннего контроля, встать на учет Федеральной службы по финансовому мониторингу, провести обучение персонала в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Липецкого областного суда через Чаплыгинский районный суд Липецкой области в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: И.Б.Никифорова

В окончательной форме решение изготовлено 12 ноября 2018 года.