ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-887/2012 от 06.12.2012 Лесозаводского районного суда (Приморский край)

дело № 2-887/2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Лесозаводск 6 декабря 2012 г.

Лесозаводский районный суд Приморского края в составе: председательствующего судьи Зыбенского А.В., при секретаре Филипповой И.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Лесозаводского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц - жителей Лесозаводского городского округа к администрации Лесозаводского городского округа о признании бездействия администрации Лесозаводского городского округа незаконным и обязании ее организовать оборудование пунктов подключения передвижных резервных источников питания,

УСТАНОВИЛ:

Лесозаводский межрайонный прокурор обратился в суд с заявлением, в котором просит признать незаконным бездействие администрации Лесозаводского городского округа, выразившееся в непринятии мер, направленных на обеспечение оборудования пунктов подключения передвижных резервных источников питания и обеспечения передвижными резервными источниками питания следующих котельных: котельной №3, расположенной по адресу: <...>; котельной № 4 расположенной по адресу: <...>; котельной № 7 расположенной по адресу: <...>; котельной № 8 расположенной по адресу: <...>; котельной № 9 расположенной по адресу: <...>; котельной № 11 расположенной по адресу: <...>; котельной № 13 расположенной по адресу: г, Лесозаводск, ул. Королева 3; котельной № 15 расположенной по адресу: <...>; котельной № 16 расположенной по адресу: <...>; котельной № 18 расположенной по адресу: <...>; котельной № 41 расположенной по адресу: <...>; котельной № 37 расположенной по адресу: Лесозаводский городской округ, с. Курское; котельной № 38 расположенной по адресу: Лесозаводский городской округ, с, Тихменево; котельной № 39 расположенной по адресу: Лесозаводский городской округ, с. Тамга; котельной № 40 расположенной по адресу: Лесозаводский городской округ, с. Донское. Также истец просит обязать ответчика организовать оборудование пунктов подключения передвижных резервных источников питания в соответствии с действующими «Правилами устройства электроустановок» вышеуказанных котельных и обеспечить их передвижными резервными источниками питания в количестве 15 штук.

В судебном заседании помощник Лесозаводского межрайонного прокурора Широков Д.С. исковые требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении. Согласно искового заявления, в ходе проведенной Лесозаводской межрайонной прокуратурой проверки обеспечения котельных, расположенных на территории Лесозаводского городского округа резервными источниками питания установлено, что отопление на территории округа (жилищный фонд и объекты социально - культурного назначения, объекты образования) осуществляется от 32 котельных, находящихся в муниципальной собственности.

хх.хх.хххх администрацией Лесозаводского городского округа заключен договор аренды муниципального имущества для выполнения функций теплоснабжения с КГУП «Примтеплоэнерго» на срок до хх.хх.хххх.

В ходе проверки установлено, что в котельной № 3, расположенной по адресу: <...>; котельной № 4 расположенной по адресу: <...>; котельной № 7 расположенной по адресу: <...>; котельной № 8 расположенной по адресу: <...>; котельной № 9 расположенной по адресу: <...>; котельной № 11 расположенной по адресу: <...>; котельной № 13 расположенной по адресу: <...>; котельной № 15 расположенной по адресу: <...>; котельной № 16 расположенной по адресу: <...>; котельной № 18 расположенной по адресу: <...>; котельной № 41 расположенной по адресу: <...>; котельной № 37 расположенной по адресу: Лесозаводский городской округ, с. Курское; котельной № 38 расположенной по адресу: Лесозаводский городской округ, с. Тихменево; котельной № 39 расположенной по адресу: Лесозаводский городской округ, с. Тамга; котельной № 40 расположенной по адресу: Лесозаводский городской округ, с. Донское, отсутствуют пункты для подключения резервных источников питания.

Вместе с тем, согласно информации Ростехнадзора в филиале «Лесозаводский» КГУП «Примтеплоэнерго» в наличии только четыре дизельные передвижные электростанции мощностью: 100, 60, 30 и 7,5 кВт каждая. Имеющиеся в наличии дизельные передвижные электростанции не обеспечат работу вышеперечисленных котельных в случае отключения подстанции «Лесозаводск» Приморского филиала «ФСК ЕЭС «Магистральные электрические сети», которое повлечет отключение всех центрально - распределительных пунктов и трансформаторных подстанций на территории Лесозаводского городского округа. Кроме того, из информации Ростехнадзора следует, что вышеуказанные котельные не соответствуют надежности электроснабжения электроприемников 2 категории.

Отсутствие независимых источников электрического питания на объектах теплоснабжения в случае аварии в электросети может создать угрозу возникновения чрезвычайной ситуации, которая будет выражена невозможностью оказания надежной услуги теплоснабжения беспрерывно и надлежащего качества, что повлечет массовые нарушения прав граждан на качественное и бесперебойное теплоснабжение.

Кроме того, проведенной проверкой установлено, что администрация Лесозаводского городского округа мер, направленных на обеспечение источниками резервного питания всех котельных, находящихся в муниципальной собственности, при наличии таковой необходимости - не принимает.

Представитель администрации Лесозаводского городского округа Ковальчук Ю.В. исковые требования не признал и пояснил, что во-первых, в соответствии с пунктом 2 ст. 220 ГПК РФ, суд прекращает производство по делу в случае, если: имеется вступившее в законную силу и принятое по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям решение суда или определение суда.

Так, Лесозаводская межрайонная прокуратура в 2011 г. обращалась с заявлением в Лесозаводский городской суд к администрации Лесозаводского городского округа по тем же основаниям и по тому же предмету спора, то есть «О возложении обязанности по обеспечению котельных Лесозаводского городского округа резервные источники питания».

хх.хх.хххх Лесозаводским городским судом принято решение по делу № хх об удовлетворении заявления Лесозаводской межрайонной прокуратуры к администрации Лесозаводского городского округа о возложении обязанности по обеспечению котельных Лесозаводского городского округа резервными источниками питания.

хх.хх.хххх Судебной коллегией по гражданским делам Приморского краевого суда по делу № хх, по кассационной жалобе администрации Лесозаводского городского округа на решение Лесозаводского городского суда от хх.хх.хххх вынесено определение об отмене решения Лесозаводского городского суда от хх.хх.хххх и вынесено новое решение, которым в иске Лесозаводскому межрайонному прокурору к администрации Лесозаводского городского округа о возложении обязанности по обеспечению котельных Лесозаводского городского округа резервными источниками питания отказано. Решение вступило в законную силу хх.хх.хххх Таким образом, гражданское дело подлежит прекращению по основаниям, предусмотренным пунктом 2 ст. 220 ГПК РФ.

Во-вторых, по общему правилу в соответствии со ст. 210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. Таковым в данном случае является договор аренды имущества от хх.хх.хххх№ хх заключенный между Управлением имущественных отношений администрации Лесозаводского городского округа (Арендодатель) и КГУП «Примтеплоэнерго» (Арендатор), в котором пунктом 2.2.3. предусмотрено, что КГУП «Примтеплоэнерго» обязано поддерживать имущество, переданное по акту приема-передачи в исправном техническом, санитарном и противопожарном состоянии, нести все расходы по его содержанию (копия договора имеется в материалах дела).

Таким образом, из договора усматривается, что бремя расходов по содержанию имущества, в том числе приобретение за свой счет передвижных резервных источников питания и соответственно оборудование пунктов подключения передвижного резервного питания возложено на Арендатора (КГУП «Примтеплоэнерго»).

То есть, полномочия по владению данным имуществом переданы Арендатору и Администрация ЛГО не вправе производить какие-либо действия с этим имуществом.

В-третьих, все котельные Лесозаводского городского округа относятся ко второй категории электроприемников. В соответствии с абзацем 2 п. 1.2.20. Приказа Министерства энергетики РФ от 8 июля 2002 г. № 204 «Об утверждении глав Правил устройства электроустановок», для электроприемников второй категории при нарушении электроснабжения от одного из источников питания допустимы перерывы электроснабжения на время, необходимое для включения резервного питания действиями дежурного персонала или выездной оперативной бригады. Таким образом, ни действующим законодательством, ни нормами и правилами не регламентировано время перехода на второй источник питания.

В-четвертых, Лесозаводской межрайонной прокуратурой за основу требований «О возложении обязанности на администрацию Лесозаводского городского округа» взяты положения пунктов 1.2.18. -1.2.20. Приказа Министерства энергетики РФ от 8 июля 2002 г. № 204, при этом согласно п. 1.1.1. вышеназванного Приказа, положения данных Правила устройства электроустановок (ПУЭ) распространяются на вновь сооружаемые и реконструируемые электроустановки постоянного и переменного тока напряжением до 750 кВ. При этом согласно абзаца 2 п. 1.1.1. требования настоящих Правил носит не обязательный, а рекомендательный характер для действующих электроустановок (в данном случае электроустановки действующие).

Аналогичные выводы содержатся в разъяснениях Приморского краевого суда, изложенного в определении от 04 августа 2011 г. по делу № 33-7278.

Представитель заинтересованного лица ФИО1, пояснила, что п. 2.1.5 договора аренды указанного имущества обязанность по установке резервных источников питания на котельной несет арендодатель – собственник муниципального имущества. Арендодатель обязан установить резервные источники питания на котельной в кратчайшие сроки с момента подписания договора.

Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд пришел к следующим выводам.

Согласно ст.210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно ст. 17 ч. 1 п. 4.2 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (в ред. от 16.10.2012) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по организации теплоснабжения, предусмотренными Федеральным законом «О теплоснабжении».

В соответствии со ст. 6 ч. 1 п. 1 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ (в ред. от 25.06.2012) «О теплоснабжении», к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации теплоснабжения на соответствующих территориях относится организация обеспечения надежного теплоснабжения потребителей на территориях поселений, городских округов, в том числе принятие мер по организации обеспечения теплоснабжения потребителей в случае неисполнения теплоснабжающими организациями или теплосетевыми организациями своих обязательств либо отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств.

В соответствии со ст. 11 ч. 2 пп. «а, д» Федерального закона от 21.12.1994 N 68-ФЗ (в ред. от 01.04.2012) «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, создают резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 08.07.2002 N 204 утверждены «Правила устройства электроустановок".

В силу п. 1.2.17 Правил устройства электроустановок (далее Правила), утвержденных приказом Минэнерго РФ от 08.07.2002 №204, категории электроприемников по надежности электроснабжения определяются в процессе проектирования системы электроснабжения на основании нормативной документации, а также технологической части проекта.

Пунктами 1.2.18-1.2.20 указанных Правил предусмотрены категории надежности электроприемников в отношении обеспечения надежности электроснабжения электроприемники разделяются на три категории (п. 1.2.7 Правил - приемник электрической энергии (электроприемник) - аппарат, агрегат и др., предназначенный для преобразования электрической энергии в другой вид энергии).

В соответствии с договором аренды имущества № хх от хх.хх.хххх управление имущественных отношений администрации Лесозаводского городского округа (арендодатель) и КГУП «Примтеплоэнерго» (арендатор) заключили между собой договор в интересах теплового района «Лесозаводский» филиала «Лесозаводский» КГУП «Примтеплоэнерго».

Предметом данного договора является предоставление арендатору за плату во временное владение и пользование движимого и недвижимого имущества, согласно приложений № хх и № хх.

В приложении № хх к данному договору указан перечень котельных с оборудованием и инфраструктурой, передаваемых в аренду КГУП «Примтеплоэнерго» на отопительный сезон 2012-2013г.г., в котором в том числе указаны: котельная № 4 расположенная по адресу: <...>; котельная № 7 расположенная по адресу: <...>; котельная № 8 расположенная по адресу: <...>; котельная № 9 расположенная по адресу: <...>; котельная № 11 расположенная по адресу: <...>; котельная № 13 расположенная по адресу: г, Лесозаводск, ул. Королева 3; котельная № 15 расположенная по адресу: <...>; котельная № 16 расположенная по адресу: <...>.

Так, в ходе проведенной Лесозаводской межрайонной прокуратурой проверки обеспечения котельных, расположенных на территории Лесозаводского городского округа резервными источниками питания установлено, что отопление на территории округа (жилищный фонд и объекты социально - культурного назначения, объекты образования) осуществляется от 32 котельных, находящихся в муниципальной собственности.

Как следует из искового заявления, в указанных в нем котельных (всего 15шт.), отсутствуют пункты для подключения резервных источников питания.

Согласно п.2.1.5 указанного договора аренды имущества обязанность по установке резервных источников питания на котельной несет арендодатель, то есть собственник муниципального имущества. Арендодатель обязан установить резервные источники питания на котельной в кратчайшие сроки с момента подписания договора.

В соответствии с ч.1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

Согласно ч.1 ст.258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

При указанных обстоятельствах заявление подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194 -198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Заявление Лесозаводского межрайонного прокурора – удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Лесозаводского городского округа, выразившееся в непринятии мер, направленных на обеспечение оборудования пунктов подключения передвижных резервных источников питания и обеспечения передвижными резервными источниками питания следующих котельных: котельной №3, расположенной по адресу: <...>; котельной № 4 расположенной по адресу: <...>; котельной № 7 расположенной по адресу: <...>; котельной № 8 расположенной по адресу: <...>; котельной № 9 расположенной по адресу: <...>; котельной № 11 расположенной по адресу: <...>; котельной № 13 расположенной по адресу: г, Лесозаводск, ул. Королева 3; котельной № 15 расположенной по адресу: <...>; котельной № 16 расположенной по адресу: <...>; котельной № 18 расположенной по адресу: <...>; котельной № 41 расположенной по адресу: <...>; котельной № 37 расположенной по адресу: Лесозаводский городской округ, с. Курское; котельной №38 расположенной по адресу: Лесозаводский городской округ, с, Тихменево; котельной №39 расположенной по адресу: Лесозаводский городской округ, с. Тамга; котельной №40 расположенной по адресу: Лесозаводский городской округ, с. Донское.

Обязать ответчика организовать оборудование пунктов подключения передвижных резервных источников питания в соответствии с действующими «Правилами устройства электроустановок», утвержденными Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 08.07.2002г. N204 вышеуказанных котельных и обеспечить их передвижными резервными источниками питания в количестве 15 штук, в течение одного месяца, со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Лесозаводский районный суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение принято 7 декабря 2012г.

Председательствующий А.В. Зыбенский