ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-887/2022 от 04.03.2022 Ленинскогого районного суда г. Самары (Самарская область)

63RS0037-01-2021-004232-49

2-887/2022

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

04 марта 2022 года г.Самара

Ленинский районный суд г. Самара в составе председательствующего судьи Ивановой А.И., при секретаре Ахметовой Л.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-887/2022 по исковому заявлению ФИО1 к Администрации г.о. Самара о признании незаконным распоряжения об отказе во включении в список детей-сирот,

установил:

ФИО1 обратилась в Самарский районный суд г.Самары с иском к Администрации г.о. Самара о признании незаконным распоряжения об отказе во включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В обоснование заявления указано, что истец, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обладает статусом сироты, оставшейся без попечения родителей. Со слов бабушки ее биологическая мать ФИО2 в больнице написала заявление об отказе от ребенка. В 2002 году ее бабушка ФИО3 лишила ее мать родительских прав и стала ее опекуном до совершеннолетия. В свидетельстве о рождении в графе «Отец» стоит прочерк. С 2002 года по 2003 год истец по решению суда была зарегистрирована по адресу: <адрес>. Также являлась собственником ? доли в трехкомнатной квартире, расположенной по адресу: <адрес>, в период с 25.09.2003 по 24.11.2015. С 29.01.2016 истец зарегистрирована в квартире площадью 85,90 кв.м по адресу: <адрес>, в которой в настоящее время зарегистрированы 6 человек: ФИО3 (собственник), ФИО2 (дочь), ФИО4 (муж), ФИО1 (опекаемая), ФИО5 (дочь), ФИО6 (знакомый, зарегистрирован с 03.06.2014). Данная квартира была приобретена за счет ипотечного кредитования, опекуном данное жилье предоставлено не было. С 01.09.2019 по 01.06.2021 истец обучалась в ГБПОУ «Самарский государственный колледж сервисных технологий и дизайна» на специальности «Туризм». По окончании учебного заведения выдан диплом. Полагает, что как ребенок, оставшийся без попечения родителей, в соответствии с Жилищным кодексом РФ и Федеральным законом № 159-ФЗ от 21.12.1996 "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", имеет право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями на условиях договора социального найма после окончания образовательного учреждения и прекращения опеки, однако жилье ей не предоставлено. Распоряжением первого заместителя главы г.о. Самара № 2656 от 02.09.2021 истцу отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями. Отказ, мотивирован тем, что учетная норма жилого помещения, в котором зарегистрирован истец, превышает учетную норму жилого помещения в Самарской области. С отказом истец не согласна, просит признать вышеуказанное распоряжение первого заместителя главы г.о. Самара № 2656 от 02.09.2021 незаконным.

Определением Самарского районного суда г.Самары от 07.12.2021 дело передано в Ленинский районный суд г.Самары для рассмотрения по подсудности.

В судебном заседании представитель истца по доверенности ФИО7 требования поддержал по основаниям, изложенным в иске, дополнительно указал, что на момент обращения с заявлением о включении в список истец собственником жилых помещений не являлась, проживание в жилом помещение, которое принадлежало истцу, являлось невозможным ввиду того, что другим сособственником помещения являлось лицо, не являющееся членом семьи истца, действий по намеренному ухудшению жилищных условий не совершала, сохраняет право на обеспечение жильем и после достижения 23-летнего возраста.

Представитель Администрации г.о.Самара по доверенности ФИО8 просила в иске отказать по основаниям, изложенным в письменном отзыве, указывая, что на момент совершеннолетия истец имела в собственности жилое помещение, в котором на ее долю приходилось 28,4 кв.м общей площади, что превышает установленную учетную норму для принятия граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Изучив материалы дела, заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются указанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов РФ, жилые помещения могут быть предоставлены ранее достижения возраста 18 лет.

В соответствии с пунктом 3 статьи 8 указанного Федерального закона орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, указанных в пункте 9 настоящей статьи, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список) в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи, включаются в список по достижении возраста 14 лет.

Согласно пунктом 4 статьи 8 указанного Федерального закона проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с тем, что общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Из материалов дела следует, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, по причине того, решением Советского районного суда г. Самары от 18.04.2003 ее мать ФИО2 была лишена родительских прав. Запись об отце в записи акта о рождении отсутствует.

Распоряжением администрации Советского района г.Самары от 22.04.2002 № 1189 над несовершеннолетней ФИО1 установлена опека, опекуном назначена бабушка несовершеннолетней ФИО3

ФИО1 с 29.01.2016 зарегистрирована в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, общей площадью 85,90 кв.м, принадлежащем на праве собственности ФИО4 и ФИО3

В данном жилом помещении кроме ФИО1 зарегистрировано еще 5 человек, что подтверждается справкой от 28.10.2021, выданной МП г.о.Самара «ЕИРЦ».

Согласно выписке из ЕГРН от 21.02.2022 ФИО1 принадлежали следующие объекты недвижимого имущества:

жилое помещение общей площадью 30,00 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>, вид права: общая долевая собственность, доля в праве 1/2, дата государственной регистрация права: 02.10.2002, дата государственной регистрации прекращения права: 16.09.2003;

жилое помещение общей площадью 83,70 кв.м, расположенное по адресу: г<адрес>, вид права: общая долевая собственность, доля в праве 1/4, дата государственной регистрация права: 25.09.2003, дата государственной регистрации прекращения права: 24.11.2015;

жилое помещение общей площадью 35,5 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>, вид права: общая долевая собственность, доля в праве 4/5, дата государственной регистрация права: 07.08.2017, дата государственной регистрации прекращения права: 24.11.2020.

Право собственности на жилое помещение по адресу: <адрес>, возникло на основании договора участия в долевом строительства № ЖСС-ЮГ 12/1-1.1/2 от 16.12.2015, прекращено на основании договора купли-продажи от 26.09.2020.

28.10.2015 Департаментом опеки, попечительства и социальной поддержки Администрации городского округа Самара было дано разрешение ФИО3 дать согласие подопечной несовершеннолетней ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на совершение сделки по отчуждению 1/4 доли в праве общей долевой собственности на трехкомнатную квартиру по адресу: <адрес>, принадлежащей несовершеннолетней, при условии последующего приобретения по договору ЖСС-ЮГ 12/1-1.1/2 участия в долевом строительстве от 26.10.2015 4/5 долей однокомнатной квартиры, условный номер квартиры 2, общей площадью 38,65 кв.м, на 1 этаже в <адрес> с застройкой пятиэтажными жилыми зданиями жилого района «<данные изъяты>», 1-й этап по адресу: <адрес> на имя несовершеннолетней ФИО1, принимая во внимание разъезд родственников, учитывая, что при этом имущественные, жилищные права и интересы несовершеннолетней не ущемляются.

26.04.2021 ФИО1 обратилась в Администрацию г.о. Самара с заявлением о включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Распоряжением первого заместителя главы г.о. Самара № 2656 от 02.09.2021 во включении в указанный список отказано в связи с отсутствием оснований для предоставления жилого помещения, предусмотренных статьей 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Из содержания положений статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ следует, что обязательным условием для предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, либо лицам из их числа является отсутствие у таких лиц жилых помещений на праве собственности либо на условиях социального найма, либо их обеспеченность жилым помещением менее учетной нормы.

Таким образом, обеспечение детей-сирот жильем осуществляется в соответствии с положениями жилищного законодательства не любым гражданам из данной категории, а нуждающимся в жилом помещении.

Согласно п.5 ст.3 Закона Самарской области «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области» учетная норма площади жилого помещения по Самарской области составляет 14,0 кв.м общей площади жилого помещения на одного человека.

Установлено, что в период с 07.08.2017 по 24.11.2020 ФИО1 принадлежало на праве общей долевой собственности жилое помещение общей площадью 35,5 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>, доля в праве 4/5, что составляет 28,4 кв.м, то есть на момент достижения ею 18 лет она была обеспечена общей площадью жилого помещения, которая превышала установленную норму. Дальнейшее отчуждение по договору купли-продажи данного жилого помещения указывает на намеренное ухудшение истцом своих жилищных условий.

При таких обстоятельствах оснований для включения истца в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, у ответчика не имелось поскольку право на обеспечение жилым помещением в порядке Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ у истца отсутствовало.

Доводы представителя истца о том, что на момент обращения с заявлением о включении в список истец не являлась собственником жилых помещений, не имеют значения, поскольку наличие права на обеспечение жильем и, соответственно, нуждаемость в жилом помещении оцениваются на момент достижения совершеннолетия.

Доводы представителя истца о том, что проживание в жилом помещении, собственником которого являлась истец, было невозможным по причине того, что вторым собственником являлось лицо, не являющееся членом ее семьи, являются несостоятельными, поскольку сособственником являлась опекун ФИО3, в отношении которой отсутствуют сведения о ненадлежащем выполнении своих обязанностей, напротив, из представленных материалов учетного дела следует, что опекуном добросовестно исполнялись возложенные обязанности, обеспечены надлежащие условия для содержания, воспитания и развития подопечного. Кроме того, представителем не оспаривалось, что опекун в данном жилом помещении фактически не проживала.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194, 196-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление ФИО1 к Администрации г.о. Самара о признании незаконным распоряжения об отказе во включении в список детей-сирот оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья (подпись) А.И. Иванова

Копия верна: судья

Мотивированное решение изготовлено 14.03.2022.