Дело № 2-888/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 августа 2018 года г. Переславль-Залесский
Переславский районный суд Ярославской области в составе судьи Калиновской В.М., при секретаре Новоселовой Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ООО «УК Жилсервис» о понуждении осуществить действия,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением, просит, отменить начисление нормативов для оплаты электроэнергии, потребленной в местах общего пользования. Обязать Управляющую компанию ООО «УК Жилсервис» начислять для оплаты потребляемой электроэнергии в местах общего пользования по приборам учета ОДН: Меркурий 230 АМ-03 3x230/400v <номер скрыт> - подъезды, подвал, Меркурий САЧУ-510 3х220/380У Зх5А <номер скрыт> - лифты.
Требования мотивированы тем, что доме № 30 по ул. Строителей по программе капитального ремонта Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» от <дата скрыта> № 185-ФЗ был проведен капитальный ремонт. Была изменена система электроснабжения и установлены приборы учета потребления электрической энергии в местах общего пользования (ОДН). Установлены два прибора учета потребляемой электроэнергии в местах общего пользования: Меркурий 230 АМ-03 3x230/400V <номер скрыт> - подъезды, подвал, Меркурий САЧУ-510 3x220/380V 3x5A <номер скрыт> - лифты. До 31 декабря 2016 года начисление ОДН производило ОАО «ТНС энерго Ярославль» на основании Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов". С 1 января 2017 начисление электроэнергии, потребленной в местах общего пользования (ОДН), возложили на Управляющие компании. Был произведен расчет потребления ОДН - норматив, на каждый дом. Нормативы были утверждены Постановление Правительства Ярославской области, на основании Постановления Правительства РФ от 26.12.2016 № 1498 «О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме». Когда начисление ОДН возложили на Управляющую компанию ООО «УК Жилсервис», истец полагал, оплата за ОДН будет начисляться по приборам учета, потребляемой электроэнергии в местах общего пользования. Но этого не произошло. Применяя нормативы, утвержденные Постановлением Правительства Ярославской области, разработанные на основании Постановления Правительства РФ от 26.12.2016 № 1498 «О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме» к Федеральному Закону «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» от 23.11.2009 № 261-ФЗ нарушаются права истца - учет и оплата по приборам учета. О преимуществе учета электроэнергии по приборам учета говорится в ст. 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» от 23.11.2009 года № 261-ФЗ, расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться на основании данных о количественном значении энергетических ресурсов, произведенных, переданных, потребленных, определенных при помощи приборов учета используемых энергетических ресурсов. Установленные в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, приборы учета, используемых энергетических ресурсов должны быть введены в эксплуатацию не позднее месяца, следующего за датой их установки, и их применение должно начаться при осуществлении расчетов за энергетические ресурсы не позднее первого числа месяца, следующего за месяцем ввода этих приборов учета в эксплуатацию. Существует определенная последовательность проектирования и установки приборов. Для производства работ по строительству и капитальному ремонту необходима подготовка ПСД (проектно-сметная документация). Любой документ -экономический или технический, должен разрабатываться на основе нормативных документов. Таким нормативным документом для проекта электроснабжения в МКД является «Свод правил по проектированию и строительству» СП 31-110-2003, «Проектирование и монтаж электроустановок жилых и общественных зданий», где в ст. 16.7 сказано, на ВРУ (вводно-распределительное устройство) жилых домов должны устанавливаться счетчики для учета потребления (ОДН) электроэнергии общедомовым освещением, силовыми электроприемниками, встроенными помещениями и т. п. Число счетчиков определяется схемой вводных устройств и числом тарификационных групп, к которым относятся электроприемники. Установки «общего домового прибора учета» ОДПУ совместно с приборами учета ОДН, этими правилами не предусмотрено. И так, подготовив ПСД, куда входит и проект - «Схема распределения электроэнергии ВРУ - 0,4 кВ <адрес скрыт>», документы подвергаются Государственной экспертизе, после чего получают статус обязательный для исполнения. Ст. 157 ЖК РФ гласит: « Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии из нормативов потребления коммунальных услугу». Из выше сказанного, следует, что существуют два вида домов по потреблению электрической энергии. С 2004 года стали строиться дома с установкой приборов учета ОДН. Эти дома были готовы платить за ОДН по приборам учета, но пока такие требования не выдвигались. Но подавляющее большинство жилого фонда РФ с проектами по СНиП до 2003 года не имели приборов учета потребляемой энергии в местах общего пользования (ОДН). Для того, чтобы начислять оплату за электроэнергию, потребленную в местах общего пользования этих домов, на законных основаниях, необходим был документ, который позволял это делать. Таким документом стало Постановление Правительства РФ № 354 от 06.05.2011г. Итак, два вида домов по потреблению электроэнергии в местах общего пользования - с установленными приборами учета ОДН и без них. Первый вид. В домах, построенных по новым правилам СП 31-110-2003 с установленными приборами учета ОДН, оплата за электроэнергию, потребленную в местах общего пользования, производится по приборам учета, установленных для этой цели. Общее потребление электроэнергии в доме равно сумме счетчиков ОДН и показаний индивидуальных приборов (квартирных) учета. Об этом говорится в ответе Заместителя генерального директора ПАО ГК «ТНС энерго», управляющего директора ПАО «ТНС энерго Ярославль» "В.В.Д." Заместителю областной Думы Ярославской области "В.В.В.": «Таким образом, показания прибора, учитывающего потребление электроэнергии в местах общего пользования, в качестве коллективного (общедомового ОДПУ) прибора учета, только в совокупности с другими приборами учета, обеспечивающими учет электрической энергии в МКД». В доме установлен еще один прибор учета электрической энергии - ОДПУ (общий домовой прибор учета). Но его использование, возможно будет только в случае, если в доме будет создано ТСЖ и присвоения статуса юридического лица. В этом случае подписывается договор между «поставщиком» электроэнергии и ТСЖ, где ТСЖ должно оплачивать всю потребляемую электроэнергию домом, а ОДН в доме распределяется самим ТСЖ. Такая схема расчетов между поставщиками и «юридическими лицами» - заводами, фабриками, деловыми центрами и т.д. Второй вид. В домах, построенных по старым СНиП до 2003 года и не имеющих счетчиков для учета, потребляемой электроэнергии в местах общего пользования, для расчета применялось Постановление Правительства № 354. Общее потребление электроэнергии в доме определяется показанием ОДПУ - общий домовой прибор учета. ОДПУ является техническим средством при помощи, которого возможно начисление ОДН, только в домах этого вида. С 1 января 2017 года, стали применяться нормативы, утвержденные Постановлением Правительства Ярославской области, разработанные на основании Постановления Правительства РФ от 26.12.2016 № 1498 «О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме». Применение этих нормативов, к домам, где установлены приборы учета ОДН, равнозначно применению Постановления Правительства РФ от 26.12.2016 № 1498 «О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме» к Федеральному Закону «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» от 23.11.2009 № 261-ФЗ», некорректно, так как Постановление Правительства имеет меньшую юридическую силу, чем Федеральный Закон. Кроме того, в ст. 13 Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности» от 23.11.2009 года № 261 - ФЗ говорится: "До установки приборов учета, используемых энергетических ресурсов, а также при выходе из строя, утрате или по истечении срока эксплуатации приборов учета, используемых энергетических ресурсов расчеты за энергетические ресурсы должны осуществляться с применением расчетных способов определения количества энергетических ресурсов, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации". Вывод: как только установлен прибор учета, все нормативы и расчеты отменяются, расчет производится по этим приборам. Применяя Постановление № 1498 для расчета ОДН к домам, где установлены приборы учета ОДН, происходит нарушение Федерального Закона № 261-ФЗ, где наоборот, отвергаются приборы учета и применяются нормативы.
В судебном заседании истец ФИО1 требования поддержал. Пояснил, что должны приниматься к расчетам приборы учета, считающие потребление подъездов и лифта. Прибор учета, установленный при вводе в дом, приниматься не может, поскольку в доме не создано ТСЖ. ТНС путают дома с полным учетом и не полным учетом потребленной электроэнергии.
Представитель ответчика ООО «УК Жилсервис» в судебном заседании по доверенности ФИО2 решение оставила на усмотрение суда. Пояснила, что расчеты с поставщиком происходят с учетом прибора учета, установленного на вводе, иные приборы учета ТНС не учитываются. Расчет платы происходит в соответствии с п. 9.2 ст. 156 ЖК РФ.
Представитель третьего лица ПАО ТНС Энерго в судебном заседании не участвовал, извещен надлежаще, причины неявки суду не известны.
Представитель третьего лица Департамента энергетики и регулирования тарифов Ярославской области в судебном заседании не участвовал, извещен надлежаще, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Заслушав лиц, участвующих в судебном заседании, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующим выводам.
Судом установлено, что на имя ФИО1 приходят платежные документы об оплате коммунальных услуг в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес скрыт>, в том числе по оплате электроэнергии (л.д.85).
В жилом <адрес скрыт> установлено 3 прибора учета электроэнергии: основной - Меркурий 230 АМ-03 3*230/400V 5(7,5)А, <номер скрыт> (учитывает электроэнергию в полном объеме поступившую на дом);
электросчетчик, установленный для учета расходов электроэнергии на места общего пользования: подъезды, подвал - Меркурий 230 АМ-01 3*230/400V 5(60)А, <номер скрыт>;
электросчетчик, установленный для учета расхода электроэнергии на лифты – САЧУ-510 3*220/380V 3*5А, <номер скрыт>.
Данные приборы учета обеспечивают полный учет электроэнергии данного жилого дома (л.д.7-8).
Прибор учета электроэнергии Меркурий 230 АМ-03 3*230/400V 5(7,5)А, <номер скрыт>, принят ПАО ТНС Энерго Ярославль к расчетам (акт).
Данное обстоятельство подтверждали стороны в ходе судебного заседания.
<дата скрыта> между Советом дома в многоквартирном доме по адресу <адрес скрыт> ООО «УК Жилсервис» заключен договор управления многоквартирным домом (л.д.65-70).
<дата скрыта> между ПАО «ТНС энерго Ярославль» и ООО «УК Жилсервис» заключен договор снабжения электрической энергией <номер скрыт> (л.д.71-75), дополнительное соглашение к договору (л.д.78-82).
Истец полагает, что к расчетам должны быть приняты приборы учета: электросчетчик, установленный для учета расходов электроэнергии на места общего пользования: подъезды, подвал - Меркурий 230 АМ-01 3*230/400V 5(60)А, <номер скрыт>; электросчетчик, установленный для учета расхода электроэнергии на лифты – САЧУ-510 3*220/380V 3*5А, <номер скрыт>.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 154 ЖК РФ, плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя, в то числе плату за содержание жилого помещения, включающую в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме.
В соответствии с п. 40 Постановления Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 года «О предоставлении коммунальных услуг собственниками и пользователями помещений в многоквартирных домах и жилых домов», потребитель в многоквартирном доме вносит плату за коммунальные услуги (за исключением коммунальной услуги по отоплению), предоставленные потребителю в жилом и нежилом помещении в случаях, установленных настоящими Правилами, за исключением случая непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме, а также случаев, если способ управления в многоквартирном доме не выбран либо выбранный способ управления не реализован, при которых потребитель в многоквартирном доме в составе платы за коммунальные услуги (за исключением коммунальной услуги по отоплению) отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
Способ управления в многоквартирном жилом доме <адрес скрыт>, собственниками выбран. Управление осуществляет ООО «УК Жилсервис».
Размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в случаях, установленных пунктом 40 настоящих Правил, в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам (п. 44 Постановления Правительства РФ № 354 от 06.05.2011 года).
Порядок расчета размера расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определен ст. 156 ЖК РФ.
Согласно ч. 9.1., ч. 9.2. ст. 156 ЖК РФ, плата за содержание жилого помещения включает в себя плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, при условии, что конструктивные особенности многоквартирного дома предусматривают возможность потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов при содержании общего имущества, определяемую в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
9.2. Размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется при наличии коллективного (общедомового) прибора учета исходя из норматива потребления соответствующего вида коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, который утверждается органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Исключения составляют случай оснащения многоквартирного дома автоматизированной информационно-измерительной системой учета потребления коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, при котором размер расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из показаний этой системы учета при условии обеспечения этой системой учета возможности одномоментного снятия показаний, а также случаи принятия на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме решения об определении размера расходов граждан и организаций в составе платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме:
1) исходя из среднемесячного объема потребления коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме, с проведением перерасчета размера таких расходов исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
2) исходя из объема потребления коммунальных ресурсов, определяемого по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Понятие коллективного (общедомового) прибора учета дано в Постановлении Правительства РФ от 04.05.2012 года № 442.
Согласно п. 144 Постановления Правительства РФ от 04.05.2012 года № 442, приборы учета подлежат установке на границах балансовой принадлежности (в отношении членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения либо граждан, ведущих садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, - на границах земельных участков) объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка - потребителей, производителей электрической энергии (мощности) на розничных рынках, сетевых организаций, имеющих общую границу балансовой принадлежности (далее - смежные субъекты розничного рынка), а также в иных местах, определяемых в соответствии с настоящим разделом с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации требований к местам установки приборов учета. При отсутствии технической возможности установки прибора учета на границе балансовой принадлежности (в отношении члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения либо гражданина, ведущего садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, - на границе земельного участка) объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка прибор учета подлежит установке в месте, максимально приближенном к границе балансовой принадлежности (в отношении члена садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения либо гражданина, ведущего садоводство, огородничество или дачное хозяйство в индивидуальном порядке на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, - к границе земельного участка), в котором имеется техническая возможность его установки. При этом по соглашению между смежными субъектами розничного рынка прибор учета, подлежащий использованию для определения объемов потребления (производства, передачи) электрической энергии одного субъекта, может быть установлен в границах объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) другого смежного субъекта.
В случае если прибор учета, в том числе коллективный (общедомовый) прибор учета в многоквартирном доме, расположен не на границе балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) смежных субъектов розничного рынка, то объем потребления (производства, передачи) электрической энергии, определенный на основании показаний такого прибора учета, в целях осуществления расчетов по договору подлежит корректировке на величину потерь электрической энергии, возникающих на участке сети от границы балансовой принадлежности объектов электроэнергетики (энергопринимающих устройств) до места установки прибора учета. При этом расчет величины потерь осуществляется сетевой организацией в соответствии с актом уполномоченного федерального органа, регламентирующим расчет нормативов технологических потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям. Если на дату вступления в силу настоящего документа в договоре энергоснабжения, договоре оказания услуг по передаче электрической энергии сторонами согласована методика выполнения измерений, аттестованная в установленном порядке, то при расчете величины потерь используется такая методика, кроме случаев, когда одна из сторон заявила о необходимости использования указанного в настоящем пункте акта уполномоченного федерального органа. В этом случае такой акт уполномоченного федерального органа используется с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором одна из сторон в письменной форме направила заявление о его использовании.
Суд не соглашается с доводами истца о том, что приборами учета, по которым следует рассчитывать плату за ОДН по электроэнергии, являются счетчики, считающие подъезды, подвал - Меркурий 230 АМ-01 3*230/400V 5(60)А, <номер скрыт>, электросчетчик, установленный для учета расхода электроэнергии на лифты – САЧУ-510 3*220/380V 3*5А, <номер скрыт>, поскольку спорные приборы учета электрической энергии не являются общедомовыми, так как учитывают часть поступившей в жилой дом электрической энергии, а коллективный (общедомовой) прибор учета, должен учитывать весь объем подаваемого в жилой дом ресурса, в том числе потери во внутридомовых сетях. Коллективный (общедомовой) прибор учета должен быть установлен на границе балансовой принадлежности сторон. Именно прибор учета Меркурий 230 АМ-03 3*230/400V 5(7,5)А, <номер скрыт> (учитывает электроэнергию в полном объеме поступившую на дом), расположен на границе балансовой принадлежности сторон (л.д.7).
Таким образом, прибор учета электроэнергии в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес скрыт> Меркурий 230 АМ-03 3*230/400V 5(7,5)А, <номер скрыт> (учитывает электроэнергию в полном объеме поступившую на дом), принят в качестве общедомового (коллективного) прибора учета, показания которого применяться для определения объема поставленной электроэнергии. Должен применяться для расчета платы за электроэнергию, потребленную в местах общего пользования.
Приборы учета, считающие подъезды, подвал - Меркурий 230 АМ-01 3*230/400V 5(60)А, <номер скрыт>, электросчетчик, установленный для учета расхода электроэнергии на лифты – САЧУ-510 3*220/380V 3*5А, <номер скрыт>, требованиям общедомового (коллективного) прибора учета, предъявляемым Постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 года № 442, не отвечают.
Учитывая изложенное, оснований для удовлетворения требований истца, не имеется.
Суд рассматривает спор по заявленным истцом требованиям. Иных требований истцом суду не заявлено.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Переславский районный суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.
Судья: Калиновская В.М.
Мотивированное решение изготовлено 04.09.2018 года.