Дело № 2-888/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 апреля 2019 года г. Уфа
Ленинский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Ситник И.А.,
при секретаре судебного заседания Якшибаевой А.У.,
с участием представителя истца ФИО1 – ФИО2, действующего по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ№,
представителя ответчика ФКУ Военный комиссариат Республики Башкортостан – ФИО3, действующего по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ№,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к ФКУ Военный комиссариат Республики Башкортостан, ФКУ Военный комиссариат Забайкальского края о признании права на выплату пенсии военнослужащего запаса с учетом коэффициента на территории проживания на территории Республики Башкортостан,
У С Т А Н О В И Л:
ФИО1 обратился в суд с иском к ФКУ Военный комиссариат Республики Башкортостан, ФКУ Военный комиссариат Забайкальского края о признании права на выплату пенсии военнослужащего запаса с учетом коэффициента на территории проживания на территории Республики Башкортостан.
В ходе судебного разбирательства исковые требования были уточнены. С учетом уточнений в обоснование указано, что истец является военнослужащим запаса, получающим пенсию в Военном комиссариате Забайкальского края, с августа 2016 года, временно проживает на территории Республики Башкортостан в связи с осуществлением трудовой деятельности. Поскольку истец уведомил Военный комиссариат Забайкальского края через ФКУ Военный комиссариат Республики Башкортостан об убытии на территорию другого региона России, ответчиками должны были быть приняты меры по применению при начислении пенсии коэффициента, действующего на территории Республики Башкортостан, равном 1,15. Однако, ФКУ Военный комиссариат Забайкальского края прекратил применение коэффициента полностью, пенсия истцу начисляется без учета коэффициента.
В связи с изложенным истец просит признать за ним право на получение пенсии с начислением и выплатой районного коэффициента в размере 1,15 за период с ДД.ММ.ГГГГ по день вынесения судом решения; признать действия ФКУ Военный комиссариат Республики Башкортостан, связанные с непринятием мер по вызову пенсионного дела ФИО1 незаконными; признать действия ФКУ Военный комиссариат Забайкальского края, связанные с отказом произвести ФИО1 перерасчет и выплату назначенной пенсии с учетом начисления районного коэффициента в размере 15% за период с ДД.ММ.ГГГГ по день вынесения судом решения незаконными; обязать ФКУ Военный комиссариат Забайкальского края произвести ФИО1 перерасчет и выплату назначенной пенсии с учетом начисления районного коэффициента в размере 15% за период с ДД.ММ.ГГГГ по день вынесения судом решения; взыскать с ФКУ Военный комиссариат Забайкальского края в пользу истца судебные расходы в размере 300 рублей на оплату государственной пошлины, 1 300 рублей на оформление нотариальной доверенности, на оплату услуг представителя в размере 35 000 рублей.
Истец ФИО1 в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело без его участия с участием представителя ФИО2
Представитель истца ФИО1 – ФИО2 в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Суду показал, что по месту жительства истец зарегистрирован в г. Чита, по месту пребывания в Республике Башкортостан не зарегистрирован. С заявлением о выплате пенсии в военный комиссариат Республики Башкортостан не обращался.
Ответчик ФКУ Военный комиссариат Забайкальского края на судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, направил заявление о рассмотрении дела в отсутствие своих представителей, в возражении на исковое заявление просил в удовлетворении требований ФИО1 отказать. Считает, что невыплата пенсии истцу с учетом коэффициента произошла по вине ФКУ Военный комиссариат Республики Башкортостан, поскольку не запросил пенсионное дело истца по месту его фактического пребывания, тем самым не принял необходимые меры для выплаты пенсии истцу в соответствии с действующим законодательством. Указал, что заявленные судебные расходы на оплату услуг представителя завышены и подлежат снижению, истец оплатил государственную пошлину в размере 300 руб., однако являясь военным пенсионером освобожден от ее оплаты.
Представитель ответчика ФКУ Военный комиссариат Республики Башкортостан ФИО3 в судебном заседании исковые требования не признал, в удовлетворении требований ФИО1 просил отказать. Суду показал, что перевод пенсионного дела в связи с переездом пенсионера на новое местожительство осуществляется на основании личного заявления пенсионера о переводе его пенсии по новому месту жительства. Однако, истец по месту жительства либо по месту пребывания в Республике Башкортостан не зарегистрирован, с личным заявлением о переводе пенсии из Военного комиссариата Забайкальского края в Республику Башкортостан не обращался, оснований для истребования пенсионного дела из ФКУ Военный комиссариат Забайкальского края не имелось. Министерством обороны Российской Федерации порядок действия в данной ситуации не определен.
Суд согласно статье 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Информация о движении гражданского дела, даты судебных заседаний заблаговременно опубликованы на сайте Ленинского районного суда г. Уфы РБ - leninsky.bkr@sudrf.ru.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 2 Положения о Военных комиссариатах, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 07.12.2012 № 1609 «Об утверждении Положения о военных комиссариатах», военный комиссариат создается в субъекте Российской Федерации в целях обеспечения исполнения гражданами воинской обязанности, организации и проведения мобилизационной подготовки и мобилизации, реализации права граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих на социальные гарантии, включая пенсионное обеспечение, а также в целях реализации гарантий погребения погибших (умерших) военнослужащих и иных категорий граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 39 пункта 17 главы II указанного Положения, осуществление пенсионного обеспечения граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, членов семей погибших (умерших) военнослужащих, назначение указанным лицам пенсий, пособий, предоставление компенсаций и осуществление других выплат, предусмотренных законодательством Российской Федерации является одной из задач, возложенных на военные комиссариаты.
Пенсионное обеспечение лиц, уволенных со службы, и членов их семей осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации и их семей» (далее – Закон №4468-1).
Статьей 56 Закона №4468-1 установлено, что при переезде пенсионера на новое место жительство или место пребывания в пределах территории Российской Федерации выплата пенсии осуществляется по его новому месту жительства или месту пребывания в пределах территории Российской Федерации на основании его пенсионного дела и документов о регистрации по месту жительства или месту пребывания, выданных в установленном порядке органами регистрационного учета, а при отсутствии у пенсионера регистрации по новому месту жительства или месту пребывания на территории Российской Федерации – на основании его личного пенсионного дела и личного заявления с указанием места жительства или места пребывания.
В соответствии со статьей 48 Закона №4468-1 пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 указанного Закона, и членам их семей, проживающим в местностях, где к денежному довольствию военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливаются коэффициенты, на период проживания их в этих местностях пенсии, назначаемые в соответствии с указанным Законом, надбавки к этим пенсиям, предусмотренные статьями 17, 24 и 38 Закона, и увеличения, предусмотренные статьей 16 указанного Закона, исчисляются с применением соответствующего коэффициента, установленного в данной местности для военнослужащих и сотрудников Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.
В силу статьи 50 Закона работа по пенсионному обеспечению лиц, уволенных с военной службы, и членов их семей осуществляется Министерством обороны Российской Федерации применительно к порядку назначения и выплаты пенсий, установленному законодательными и другими нормативными актами для органов социальной защиты населения.
Пунктом 53 Порядка выплаты пенсии, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты населения Российской Федерации от 17.11.2014 №885н «Об утверждении правил выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии» ( далее-Порядок выплаты пенсии) предусмотрено, что при смене пенсионером места жительства в пределах территории Российской Федерации выплата пенсии осуществляется на основании его выплатного дела по новому месту жительства или месту пребывания либо по месту его фактического проживания, подтвержденному заявлением пенсионера и документами, предусмотренному частью 5 статьи 21 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях». Выплатное дело снимается с учета на основании распоряжения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации на основании запроса территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации по новому месту жительства, подготовленного в соответствии с заявлением пенсионера о запросе пенсионного дела.
В соответствии с постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 02.06.2011 №11-П по делу о проверке конституционности статьи 56 Законом Российской Федерации от 12.02.1993 №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации и их семей» в связи с жалобой гражданина ФИО4 факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей, и согласно части второй статьи 3 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места проживания и жительства в пределах Российской Федерации, не может сам по себе служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации, регистрации граждан в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета в пределах территории Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства; при этом конкретное место жительства лица не может быть установлено и судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с его регистрацией компетентными органами.
Из материалов дела усматривается и сторонами не оспаривается, что истец ФИО1 является получателем пенсии на основании Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации и их семей».
Пенсия назначена истцу ФКУ Военный комиссариат Забайкальского края, где истец состоит на пенсионном учете, и выплачивалась ему с учетом коэффициента, установленного на территории Забайкальского края.
С ДД.ММ.ГГГГ приказом командующего войсками Центрального военного округа о ДД.ММ.ГГГГ№ истец принят на должность военного комиссара Республики Башкортостан, согласно приказу военного комиссара Республики Башкортостан от ДД.ММ.ГГГГ№ приступил к исполнению обязанностей военного комиссара Республики Башкортостан и продолжает работу в должности, что также подтверждается представленными в материалы дела трудовой книжкой, срочными трудовыми договорами от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ справками о доходах физического лица формы 2-НДФЛза ДД.ММ.ГГГГ.
По месту жительства ФИО1 остался зарегистрированным в г. Чите Забайкальского края, по месту пребывания в Республике Башкортостан также не зарегистрирован.
В ФКУ Военный комиссариат Республики Башкортостан ФИО1 о выплате пенсии с заявлением и документами, предусмотренными частью 5 статьи 21 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» и в соответствии с п.53 Порядка выплаты пенсии не обращался.
Пенсия выплачивается ФКУ Военный комиссариат Забайкальского края, истец продолжает состоять там на пенсионном учете.
Уведомлением ФКУ Военный комиссариат Забайкальского края от ДД.ММ.ГГГГ№, направленным в адрес истца, ФИО1 извещен о том, что в связи с уточнением его места жительства с ДД.ММ.ГГГГ ему приостановлена выплата коэффициента, установленного на территории Забайкальского края.
ДД.ММ.ГГГГ истцом направлено в адрес ФКУ Военный комиссариат Забайкальского края заявление о перерасчете пенсии с ДД.ММ.ГГГГ с учетом районного коэффициента, установленного в Республике Башкортостан, в связи с переездом его в г. Уфу. В заявлении указано, что личное пенсионное дело будет запрошено после его регистрации по месту жительства в городе Уфа.
В ответ на обращение истца ответчиком ФКУ Военный комиссариат Забайкальского края направлено письмо от ДД.ММ.ГГГГ№, в котором сообщено, что взаимосвязанные положения статей 48 и 56 Закон №4468-1 не устанавливают его право на пересчет пенсии с применением коэффициента, установленного в Республике Башкортостан, исчисление пенсии с применением указанного коэффициента может осуществляться в случае прекращения выплаты пенсии по прежнему месту жительства.
Ответчиком ФКУ Военный комиссариат Республики Башкортостан направлено в адрес ФКУ Военный комиссариат Забайкальского края письмо от ДД.ММ.ГГГГ№ с просьбой исчислять пенсию ФИО1 с учетом районного коэффициента, установленного в Республике Башкортостан, в соответствии с пунктом 10 раздела 1 приложения к Постановлению Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 №1237 «О размерах коэффициентов и процентных надбавок и порядке их применения для расчета денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, проходящих военную службу (службу) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях». При этом также указано, что ФИО1 состоит на учете в военном комиссариате Забайкальского края, личное пенсионное дело ФИО1 будет запрошено после его регистрации по месту пребывания в Республике Башкортостан, в случае его убытия будет сообщено дополнительно.
ДД.ММ.ГГГГ ФКУ Военный комиссариат Забайкальского края направлено в адрес ФКУ Военный комиссариат Республики Башкортостан письмо от ДД.ММ.ГГГГ№, в котором указано, что в связи с переездом ФИО1 на постоянное место жительство в город Уфа выплата пенсии производится без учета районного коэффициента, установленного на территории Забайкальского края. Для выплаты пенсии с учетом районного коэффициента, установленного в Республике Башкортостан пенсионеру необходимо обратиться в центр социального обеспечения военного комиссариата по месту жительства.
При таких обстоятельствах, суд находит доводы ответчика ФКУ Военный комиссариат Забайкальского края об отсутствии права истца на исчисление ему пенсии с применением районного коэффициента установленного в Республике Башкортостан ошибочным без учета постановления Конституционного суда Российской Федерации от 02.06.2011 №11-П.
Указанным постановлением Конституционного Суда Российской Федерации установлено, что в отношениях по выплате пенсии лицам, не имеющим регистрации по месту жительства или месту пребывания в пределах территории Российской Федерации, пенсионеры из числа лиц, проходивших военную службу, пенсия которым назначена в соответствии с Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», оказываются в неравном положении по сравнению с лицами, получающими трудовые пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с Федеральными законами «О страховых пенсиях» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
Между тем указанные пенсионеры относятся к одной категории лиц, это лица, имеющие право на получение гарантированной государством пенсии, и отсутствие регистрации по месту жительства или месту пребывания в пределах территории Российской Федерации не может служить основанием введения различий в условиях реализации ими конституционного права на социальное обеспечение, - иное означает установление в отношении этих лиц необоснованной, не имеющей разумного оправдания дифференциации порядка выплаты пенсий.
Таким образом, взаимосвязанными положениями статьи 56 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» - в части, предусматривающей, что выплата бывшим военнослужащим пенсий, на которые они имеют право в соответствии с данным Законом, производится по месту жительства или по месту пребывания пенсионера в пределах территории Российской Федерации, основанием для определения и подтверждения которого признаются только документы о регистрации, выданные в установленном порядке органами регистрационного учета, - ограничивается право указанных лиц на социальное обеспечение, гарантированное им статьей 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации, в нарушение принципа равенства, закрепленного ее статьей 19 (части 1 и 2), и вопреки предписаниям ее статьи 55 (часть 3), допускающей ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина лишь в конституционно значимых целях.
Вместе с тем, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федераций, факт регистрации или отсутствия таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и, согласно части второй статьи 3 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» не может сам по себе служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации; регистрация граждан в том смысле, в каком это не противоречит Конституции Российской Федерации, является лишь предусмотренным федеральным законом способом их учета в пределах территории Российской Федерации, носящим уведомительный характер и отражающим факт нахождения гражданина по месту пребывания или жительства; при этом конкретное место жительства лица может быть установлено и судом общей юрисдикции на основе различных юридических фактов, не обязательно связанных с его регистрацией компетентными органами.
Таким образом, истец имеет право на получение пенсии, с учетом районного коэффициента, установленного в Республике Башкортостан.
Следовательно, требования истца о признании за ним права на получение пенсии с начислением и выплатой районного коэффициента в размере 1,15 за период с ДД.ММ.ГГГГ по день вынесения судом решения, признании действий ФКУ Военный комиссариат Забайкальского края, связанные с отказом произвести ФИО1 перерасчет и выплату назначенной пенсии с учетом начисления районного коэффициента в размере 15% за период с ДД.ММ.ГГГГ по день вынесения судом решения незаконными, а также обязании ФКУ Военный комиссариат Забайкальского края произвести ФИО1 перерасчет и выплату назначенной пенсии с учетом начисления районного коэффициента в размере 15% за период с ДД.ММ.ГГГГ по день вынесения судом решения подлежат удовлетворению.
Требования истца о признании незаконными действий ФКУ Военный комиссариат Республики Башкортостан, связанных с непринятием мер по вызову пенсионного дела ФИО1 удовлетворению не подлежат, поскольку с личным заявлением о переводе пенсии из Военного комиссариата Забайкальского края в Республику Башкортостан не обращался, документов, предусмотренных частью 5 статьи 21 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» и в соответствии с п.53 Порядка выплаты пенсии не направлял, в связи с чем оснований у ФКУ Военный комиссариат Республики Башкортостан для истребования пенсионного дела из ФКУ Военный комиссариат Забайкальского края не имелось.
По общему правилу, предусмотренному частью 1 статьи 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, к числу которых согласно ст. 94,100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации относятся расходы на оплату услуг представителя, нотариальной доверенности, государственной пошлины.
Судебные расходы подтверждены материалами дела.
Суд с учетом объема выполненной представителем истца работы, сложности дела в разумных пределах определяет размер расходов на оплату услуг представителя, подлежащих взысканию с ответчика ФКУ Военный комиссариат Забайкальского края в пользу истца, в размере 20 000 рублей.
Кроме того, в пользу истца подлежат взысканию с ФКУ Военный комиссариат Забайкальского края расходы на оформление доверенности в размере 1300 рублей и расходы на оплату государственной пошлины в размере 300 рублей.
При этом, доводы ответчика ФКУ Военный комиссариат Забайкальского края о том, что истец был освобожден от оплаты государственной пошлины при подаче иска, судом отклоняются как не имеющие правового значения для разрешения вопроса о взыскании произведенных истцом расходов.
Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
исковые требования ФИО1 к ФКУ Военный комиссариат Республики Башкортостан, ФКУ Военный комиссариат Забайкальского края о признании права на выплату пенсии военнослужащего запаса с учетом коэффициента на территории проживания на территории Республики Башкортостан удовлетворить частично.
Признать за ФИО1 право на получение пенсии с начислением и выплатой районного коэффициента в размере 1,15 за период с ДД.ММ.ГГГГ по день вынесения судом решения.
Признать действия ФКУ Военный комиссариат Забайкальского края, связанные с отказом произвести ФИО1 перерасчет и выплату назначенной пенсии с учетом начисления районного коэффициента в размере 15% за период с ДД.ММ.ГГГГ по день вынесения судом решения незаконными.
Обязать ФКУ Военный комиссариат Забайкальского края произвести ФИО1 перерасчет и выплату назначенной пенсии с учетом начисления районного коэффициента в размере 15% за период с ДД.ММ.ГГГГ по день вынесения судом решения.
Взыскать с ФКУ Военный комиссариат Забайкальского края в пользу ФИО1 судебные расходы на оплату государственной пошлины в размере 300 рублей, на оформление доверенности в размере 1300 рублей, на оплату услуг представителя в размере 20 000 рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований ФИО1 к ФКУ Военный комиссариат Республики Башкортостан, ФКУ Военный комиссариат Забайкальского края отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд города Уфы Республики Башкортостан.
Судья И.А. Ситник
Решение в окончательной форме изготовлено 30 апреля 2019 года.
Судья И.А. Ситник