РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Приморско-Ахтарск 25 декабря 2012 года
Судья Приморско-Ахтарского районного суда Краснодарского края Петренко А.П.,
с участием помощника прокурора Приморско-Ахтарского района Врублевской Г.А.,
ответчиков: Салий С.Ю., представителя администрации муниципального образования Приморско-Ахтарский район Никифорова С.Ю.
при секретаре Козычевой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Приморско-Ахтарского района в интересах неопределенного круга лиц, а также интересов Российской Федерации к Салий С.Ю., администрации муниципального образования Приморско-Ахтарский район о признании недействительным договора аренды земельного участка, признании недействительным зарегистрированного права аренды и применении последствий недействительности ничтожной сделки,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Приморско-Ахтарского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в Приморско-Ахтарский районный суд с иском к Салий С.Ю., администрации муниципального образования Приморско-Ахтарский район о признании недействительным договора аренды земельного участка, признании недействительным зарегистрированного права аренды и применении последствий недействительности ничтожной сделки, указав в нём, что на основании постановления администрации муниципального образования Приморско-Ахтарский район от 13 августа 2009 года № 1699 «О предоставлении земельного участка в аренду Салий С.Ю. и заключении договора аренды на земельный участок по адресу: Приморско-Ахтарский район, урочище «Красный конь» между администрацией муниципального образования Приморско-Ахтарский район (далее - «Арендодатель»), и Салий С.Ю. (далее - «Арендатор») был заключен договор аренды земельного участка из земель особо охраняемых территорий от 17.08.2009 года №.
Согласно пункту 1 указанного договора «Арендодатель» предоставил, а «Арендатор» принял в аренду земельный участок из земель особо охраняемых территорий и объектов общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: Приморско-Ахтарский район, урочище «Красный конь», с кадастровым номером № для ведения личного подсобного хозяйства. Пунктом 6.2 указанного договора аренды срок действия договора аренды 49 лет, то есть до 13 августа 2058 года.
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним № от 03.08.2012 года за Салий С.Ю. зарегистрировано право аренды рассматриваемого земельного участка 16.09.2009 года (№), основание государственной регистрации – договор аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения № от 17.08.2009 года.
Проверкой, проведенной совместно с Приморско-Ахтарским районным отделом Управления Росреестра по КК 17.08.2012 года установлено, что указанный отделом земельный участок используется под ЛПХ и расположен на расстоянии порядка 5 метров от ближайшего водного объекта.
Согласно ст.1 Земельного кодекса РФ одним из принципов земельного законодательства является приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изменение целевого назначения ценных земель, о том числе земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами.
При предоставлении в аренду вышеуказанного земельного участка администрацией муниципального образования Приморско-Ахтарский район нарушены требования природоохранного и земельного законодательства.
Так, в соответствии с Рамсарской конвенцией от 02 февраля 1971 года «О водно-болотных угодьях, имеющих международное значение, главным образом в качестве местообитания водоплавающих птиц» болота относятся к водно-болотным угодьям. В рамках Рамсарской конвенции создан список водно-болотных угодий международного значения (Рамсарских угодий), находящихся под особой охраной конвенции.
В целях обеспечения выполнения обязательств Российской Федерации, вытекающих из вышеуказанной Конвенции о водно-болотных угодьях, Правительством Российской Федерации издано постановление от 13.09.1994 № 1050 «О мерах по обеспечению выполнения обязательств российской стороны, вытекающих из Конвенции о водно-болотистых угодьях, имеющих международное значением главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц, от 2 февраля 1971г.», которым определен список находящихся на территории Российской Федерации водно-болотных угодий, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц.
В соответствии с вышеуказанным постановлением, в список таких территорий включена группа лиманов между реками Кубань и Протокой и Ахтаро-Гривенская система лиманов Восточного Приазовья, включая государственный заказник «Приазовский».
Во исполнение указанного постановления, главой администрации Краснодарского края 24.07.1995 издано постановление № 413 «О выполнении постановления Правительства Российской Федерации от 13.09.1994 № 1050 «О мерах по обеспечению выполнения обязательств российской стороны, вытекающих из Конвенции о водно-болотных угодьях, имеющих международное значением главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц, от 2 февраля 1971 г.», которым определено, что группа лиманов между р.Кубань и р.Протокой Восточного Приазовья имеет международное значение в качестве местообитания водоплавающих птиц и выделена в особо охраняемую природную территорию с особым режимом охраны и использования природных ресурсов.
Указанным постановлением также определены границы водно-болотных угодий Краснодарского края, имеющих международное значение.
Режим использования данной территории определен пунктом 11 положения, утвержденного постановлением главы администрации Краснодарского края от 24.07.1995 № 413, в соответствии с которым регламентация хозяйственной деятельности, сроки и способы ее проведения, а также отвод земли под все виды хозяйственной деятельности может осуществляться только по согласованию с краевым комитетом охраны окружающей среды и природных ресурсов (в настоящее время Управление Росприроднадзора по краю).
В тоже время в материалах по предоставлению в аренду рассматриваемого земельного участка отсутствует соответствующее согласование Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Краснодарскому краю.
Кроме того, в соответствии с ч. 6 ст. 2 Федерального закона 14.03.1995 № 33-Ф3 «Об особо охраняемых природных территориях» особо охраняемые природные территории федерального значения являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти.
В соответствии с ч. 2 ст. 94 Земельного кодекса РФ к землям особо охраняемых территорий относятся земли природоохранного назначения, которые по своей правовой природе являются неотъемлемой частью охраняемых объектов и составляют с ним единое целое как природный комплекс, обеспечивая их сохранность, путем использования природоохранной территории в особо установленном режиме.
Согласно ч. 2 ст. 95 Земельного кодекса РФ земли особо охраняемых природных территорий относятся к объектам общенационального достояния и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности.
Пункт 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предоставляет возможность органам местного самоуправления муниципальных районов, городских округов распоряжаться теми земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. Одним из критериев, позволяющим разграничить публичную собственность на земельные участки, является отнесение к конкретному уровню собственности в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Согласно информации, предоставленной Приморско-Ахтарским отделом Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю от 03.08.2012 года, рассматриваемый земельный участок с кадастровым номером № входит в границы водно-болотных угодий Ахтаро-Гривенской системы лиманов.
Таким образом, из системного толкования положений вышеуказанных норм законодательства следует, что земельный участок из земель особо охраняемых территорий и объектов общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: Приморско-Ахтарский район, урочище «Красный конь», с кадастровым номером №, предоставленный администрацией муниципального образования Приморско-Ахтарский район в аренду Салий С.Ю., входит в границы особо охраняемой территории международного значения, т.е. в силу прямого указания закона является федеральной собственностью и находится в ведении федеральных органов государственной власти.
Следовательно, распоряжение главой муниципального образования Приморско-Ахтарский район вышеуказанным земельным участком – неправомерно, в связи с нарушением пределов полномочий, предоставленных законодательством.
Вышеуказанные нарушения свидетельствуют о существенных нарушениях требований земельного и природоохранного законодательства, направленных на сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, чем затрагивают права Российской Федерации и интересы неопределенного круга лиц.
В соответствии с пунктом 1 статьи 422 Гражданского кодекса РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным норма), действующим в момент его заключения.
Согласно статье 168 Гражданского кодекса РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
В судебном заседании, участвующая в судебном заседании прокурор Врублевская Г.А., доводы, изложенные в иске поддержала и просила признать недействительным ничтожный договор аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения от 17 августа 2009 года №, заключенный между администрацией муниципального образования Приморско-Ахтарский район и Салий С.Ю. Применить последствия недействительности ничтожной сделки в виде возврата сторон в первоначальное состояние, а именно обязать Салий С.Ю. вернуть администрации муниципального образования Приморско-Ахтарский район земельный участок из земель особо охраняемых территорий и объектов общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: Приморско-Ахтарский район, урочище Красный конь, с кадастровым номером №, а администрацию муниципального образования Приморско-Ахтарский район обязать возвратить Салий С.Ю. доходы бюджета муниципального образования Приморско-Ахтарский район, полученные в виде арендной платы за земельный участок по договору аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения от 17 августа 2009 года № за период действия договора. Признать недействительным зарегистрированное право аренды Салий С.Ю. на земельный участок общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: Приморско-Ахтарский район, урочище Красный конь, с кадастровым номером №.
Представитель ответчика Салий С.Ю. по доверенности – Кузнецова О.В., с исковыми требованиями прокурора не согласилась, считает их необоснованными по следующим основаниям: Постановлением администрации муниципального образования Приморско-Ахтарский район № 1699 от 13 августа 2009 года Салий С.Ю., на основании его заявления, был предоставлен в аренду земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, площадью <данные изъяты> кв.м. (кадастровый номер №), расположенный по адресу: Приморско-Ахтарский район, урочище Красный конь, для ведения личного подсобного хозяйства. Во исполнения данного постановления между администрацией муниципального образования Приморско-Ахтарский район и Салий С.Ю., был заключен договор аренды указанного земельного участка от 17 августа 2009 года №.
Согласно ст.7 Закон Краснодарского края от 2 июля 2009 года №1765-КЗ «Об административно-территориальном устройстве Краснодарского края и порядке его изменения» населенный пункт — административно-территориальная единица, используемая и предназначенная для застройки и развития, являющаяся местом постоянного проживания населения. Населенные пункты подразделяются на городские и сельские. Сельский населенный пункт — населенный пункт (станица, село, поселок, хутор, аул), не отнесенный к категории городских населенных пунктов, при определении вида (категории) которого учитываются помимо численности населения местные национальные и исторические традиции, уровень занятости жителей в сфере производства и переработки сельскохозяйственной продукции.
В силу ст. 13 и ст. 14 названного Закона формами изменения административно-территориального устройства Краснодарского края являются: образование административно-территориальных единиц; упразднение административно-территориальных единиц; преобразование административно-территориальных единиц. Образование административно-территориальной единицы — изменение административно-территориального устройства путем создания административно-территориальной единицы в границах территории, которая ранее не являлась административно-территориальной единицей. Образование, упразднение, преобразование административно-территориальных единиц Краснодарского края осуществляется постановлением Законодательного Собрания Краснодарского края.
Постановлением Законодательного Собрания Краснодарского края от 11.07.2007г. №3280-П «Об образовании новой административно-территориальной единицы (сельского населенного пункта) - хутора в Новопокровском округе Приморско-Ахтарского района и присвоении ему наименования как географическому объекту» была образована новая административно-территориальная единица (сельский населенный пункт) -географический объект -хутор в Новопокровском сельском округе Приморско-Ахтарского района с присвоением ему наименования «Красный конь».
Согласно п.5. ст. 14 Закона Краснодарского края от 2 июля 2009 года №1765-КЗ «Об административно-территориальном устройстве Краснодарского края и порядке его изменения» изменение административно-территориального устройства Краснодарского края считается произведенным со дня официального опубликования соответствующего постановления Законодательного Собрания Краснодарского края.
Впоследствии, постановлением Правительства РФ от 07.07.2011г. № 550 «О присвоении наименования географическому объекту в Краснодарском крае» на основании представления Законодательного Собрания Краснодарского края было присвоено наименование «Красный конь» хутору, образованному в Приморско-Ахтарском районе Краснодарского края. Также, законом Краснодарского края от 3 февраля 2012 года № 2435 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Краснодарского края об установлении границ муниципальных образований» перечень населенных пунктов в городском и сельских поселениях, входящих в состав муниципального образования Приморско-Ахтарский район был дополнен хутором Красный конь.
В силу п.5 ст. 14 Федерального Закона от 21 декабря 2004 года № 142 -ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов, подлежат отнесению к землям населенных пунктов, а вне границ населенных пунктов - к определенной категории земель в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка.
Согласно, п.2 ст. 83 Земельного кодекса РФ границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий.
В соответствии со ст. 77 Земельного кодекса РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
Однако, спорный земельный участок находится в границах, образованного Постановлением Законодательного Собрания Краснодарского края от 11.07.2007 г. №3280-П, сельского населенного пункта - хутора «Красный конь», следовательно, относится, в соответствии с действующим законодательством, к землям населенных пунктов.
Таким образом, глава муниципального образования Приморско-Ахтарский район не вышел за пределы своих полномочий, как указывает в своем иске истец, распорядившись спорным земельным участком, который относится к землям населенных пунктов хутора «Красный конь» Приморско-Ахтарского района, следовательно, сделку, заключенную между ответчиками нельзя признать ничтожной, она является оспоримой.
В силу п. 10 ст. 85 Земельного кодекса РФ в пределах границ населенных пунктов могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение. Земельные участки, включенные в состав зон особо охраняемых территорий, используются в соответствии с требованиями, установленными статьями 94 - 100 настоящего Кодекса.
Истцом не представлены доказательства о том, что спорный земельный участок был переведен в категорию земли особо охраняемых территорий и объектов в порядке, предусмотренном, ст. ст. 14, 15 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», включен в государственный кадастр в качестве особо охраняемой природной территории, исключен или ограничен в установленном законом порядке в обороте.
Исходя из анализа вышеуказанной нормы действующего земельного законодательства РФ, в случаях, когда водно-болотные угодья Ахтаро-Гривенской системы лиманов располагаются в границах населенных пунктов, происходит совмещение правового режима использования земель особо охраняемых природных территорий и правового режима использования земель населенных пунктов. При этом земельные участки, входящие в состав водно-болотных угодий Ахтаро-Гривенской системы лиманов и одновременно в границы населенных пунктов, относятся к землям населенных пунктов, поскольку они отделены от других категорий земель границами населенного пункта.
Таким образом, наличие подобных объектов влечет их включение в соответствующую территориальную зону, для которой устанавливается градостроительный регламент, определяющий параметры и виды разрешенного использования таких земельных участков. Согласно п. 7 ст. 38 Федерального закона № 221-ФЗ от 24.07.2007г. «О государственном кадастре недвижимости», местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов. Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Для установления границ земельного участка необходимо осуществить его государственный кадастровый учет в соответствии с требованиями Федерального закона № 221-ФЗ от 24.07.2007 года и с учетом Методических рекомендации по проведению межевания объектов землеустройства (утв. Росземкадастром 17 февраля 2003 г.).
Правовой статус особо охраняемых природных территорий определен Федеральным законом от 14 марта 1995 года № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», в соответствии со ст. 1 Закона, особо охраняемые природные территории - это участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
Согласно п. 1 ст. 2 указанного Федерального закона к особо охраняемым природным территориям относятся: государственные природные заповедники, в том числе биосферные, национальные парки, природные парки, государственные природные заказники, памятники природы, дендрологические парки и ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты. Данный перечень категорий, относящихся к особо охраняемым природным территориям является закрытым, следовательно, расширительному толкованию не подлежит. Он не содержит такой категории как водно-болотные угодья, имеющие международное значение. Особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение, что в свою очередь и является основанием для отнесения земельных участков особо охраняемых природных территорий к определенному уровню публичной собственности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.1994 года № 1050 «О мерах по обеспечению выполнения обязательств Российской Стороны, вытекающих из Конвенции о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц, от 2 февраля 1971 года» в список находящихся на территории Российской Федерации водно-болотных угодий, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц включен Ахтаро-Гривенская система лиманов Восточного Приазовья, включая государственный заказник «Приазовский». При этом, указанное постановление, так же как и постановление главы администрации Краснодарского края от 24.07.1995 года № 413 «О выполнении постановления Правительства Российской Федерации от 13.09.1994 года № 1050 «О мерах по обеспечению выполнения обязательств Российской Стороны, вытекающих из Конвенции о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц, от 02 февраля 1971 года» не присваивают водно-болотным угодьям, имеющим международное значение, правовой статус особо охраняемой природной территории. К особо охраняемым природным территориям федерального значения, в установленном порядке отнесен только государственный заказник «Приазовский», включенный распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2008 года № 2055-р в перечень особо охраняемых природных территорий федерального значения, находящихся в ведении Минприроды России. В отношении же остальных территорий Ахтаро-Гривенской системы лиманов Восточного Приазовья подобных решений не принималось.
Таким образом, территории, которым в установленном порядке не присвоен особый статус особо охраняемых природных территорий, в соответствии с Федеральным законом от 14 марта 1995 г. № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», не могут рассматриваться в качестве особо охраняемых природных территорий федерального или иного значения, и, как следствие, по данному критерию не могут быть отнесены к какому либо уровню публичной собственности. В силу статей 16-19 Земельного кодекса Российской Федерации, государственная собственность на данные земли не разграничена, при этом в соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-Ф3 «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законом Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности (п. 10).
Просит суд в иске прокурора отказать.
Представитель ответчика – администрации муниципального образования Приморско-Ахтарский район по доверенности – Никифоров С.Ю., исковые требования не признал и суду пояснил, что считает исковые требования прокурора необоснованными по следующим основаниям:
На основании постановления администрации муниципального образования Приморско-Ахтарский район от 13 августа 2009 года № 1699 «О предоставлении земельного участка в аренду Салий С.Ю. и заключении договора аренды на земельный участок расположенного по адресу: Приморско-Ахтарский район, урочище Красный конь» между администрацией муниципального образования Приморско-Ахтарский район и Салий С.Ю. заключен договор аренды земельного участка от 17 августа 2009 года №.
Постановление администрации муниципального образования Приморско-Ахтарский район от 13 августа 2009 года № 1699 «О предоставлении земельного участка в аренду Салий С.Ю. и заключении договора аренды на земельный участок расположенного по адресу: Приморско-Ахтарский район, урочище Красный конь» издано на основании статей 22, 34 Земельного кодекса Российской Федерации и заявления гражданина Салий С.Ю. о предоставлении земельного участка в аренду на основании опубликованной информации в газете Приазовье «Вестник» администрации муниципального образования Приморско-Ахтарский район.
Предметом договора является предоставление земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в аренду площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: Приморско-Ахтарский район, урочище Красный конь, кадастровый № для ведения личного подсобного хозяйства.
Постановление Правительства РФ от 13 сентября 1994 года № 1050 «О мерах по обеспечению выполнения обязательств Российской Стороны, вытекающих из Конвенции о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц, от 2 февраля 1971 года» Ахтаро-Гривенская система лиманов Восточного Приазовья, включая государственный заказник «Приазовский» (Краснодарский край) признаны водно-болотными угодьями, имеющими международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц.
Во исполнение указанного постановления Правительства РФ от 13 сентября 1994 года № 1050, издано постановление главы администрации Краснодарского края от 24 июля 1995 года № 413 «О выполнении постановления Правительства РФ от 13 сентября 1994 года № 1050 «О мерах по обеспечению выполнения обязательств Российской Стороны, вытекающих из Конвенции о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц, от 2 февраля 1971 года», которым утверждено положение о водно-болотных угодьях Ахтаро-Гривенской системы лиманов и группы лиманов между р.Кубань и р.Протокой Восточного Приазовья Краснодарского края Российской Федерации, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитания водоплавающих птиц.
Постановлением были утверждены условные границы угодий с указанием необходимости их уточнения и проведения инвентаризации. Однако, на сегодняшний день указанные мероприятия не выполнены, точные границы и площадь угодий не установлены.
Приблизительная площадь угодий составляла 173 000 га, из них 88 400 га на территории Темрюкского и Славянского районов, 84 600 га – на территории Приморско-Ахтарского района.
Положением в нарушение статьи 2 Федерального закона от 4 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» территории не присвоена категория (заказник, заповедник, парк и т. д.), не указано ее значение (федеральное или региональное), не создана дирекция особо охраняемой территории.
Раздел положения о запрещенных видах деятельности в границах угодий содержит перечень потенциально вредных видов деятельности и носит не запретительный, а рекомендательный характер, не позволяющий однозначно установить, что можно и что нельзя делать на территории угодий.
Пунктом 11 положения о водно-болотных угодьях Ахтаро-Гривенской системы лиманов и группы лиманов между р.Кубань и р.Протокой Восточного Приазовья включая государственный заказник «Приазовье», утвержденного постановлением главы администрации Краснодарского края от 24 июля 1995 года № 413 установлено, что регламентация хозяйственной деятельности, сроки и способы ее проведения на территории водно–болотных угодий согласовываются с краевым комитетом охраны окружающей среды и природных ресурсов (в настоящее время Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (постановление правительства РФ от 30 июля 2004 года № 400)).
Данная формулировка опять же обтекаема и не отражает реалий действующего законодательства, так как на основании статьи 11 Федерального закона от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» проектная документация объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий является объектами государственной экологической экспертизы (в данном случае проводимой Федеральной службой по надзору в сфере природопользования).
Таким образом, водно-болотные угодья, как особо охраняемые территории должны иметь федеральный статус, в отношении которых на основании статьи 23 Федерального закона от 14 марта 1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» решение должно приниматься на уровне Правительства РФ. Так же, на основании пункта 2 статьи 24 этого же закона, положение о задачах и особенностях режима особой охраны территорий федерального значения должны утверждаться федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды, а не постановлением региональных органов исполнительной власти.
Конвенцией о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение, главным образом в качестве местообитания водоплавающих птиц, 1971 года предусмотрена территориальная охрана водно-болотных угодий в виде природных резерватов (п. п. 2, 3 ст. 4). В соответствии со статьей 1 данной Конвенции понятие водно-болотных угодий включает в себя, в том числе морские акватории, глубина которых при отливе не превышает шести метров.
Согласно статье 8 Водного кодекса РФ водные объекты за исключением прудов и обводненных карьеров, находятся в собственности Российской Федерации.
В соответствии со статьями 7, 94 Земельного Кодекса РФ земли особо охраняемых территорий составляют отдельную категорию земель РФ, полностью или частично изымаемые из хозяйственного использования или оборота, и для которых установлен особый правовой режим.
В то же время, в земельном балансе Приморско-Ахтарского района земли особо – охраняемых природных территорий Ахтаро-Гривенской системы лиманов отнесены к категориям земель запаса, промышленности и землям сельскохозяйственного назначения, которые не имеют ограничений в хозяйственном использовании и особого правового режима. Соответственно, их предоставление для хозяйственных нужд не требует проведения государственной экологической экспертизы и согласования с органами по надзору в сфере природопользования.
В 2010 году приказом Минприроды Российской Федерации от 10 июня 2010 года № 201 было утверждено Положение о государственном природном заказнике федерального значения «Приазовский» устанавливающее особый режим его охраны. Заказник 42 200 га расположен на территории Славянского района и входит в состав Ахтаро-Гривенской системы лиманов.
Режим особой охраны оставшейся территории водно-болотных угодий Ахтаро-Гривенской системы лиманов примерной площадью 130 800 га (из них на территории Темрюкского и Слявянского райна – около 46 200 га, на территории Приморско-Ахтарского района - около 84 600 га) по прежнему регулируется положением, утвержденным вышеуказанным постановлением главы Краснодарского края от 24 июля 1995 года № 413.
Таким образом, в нарушение международных обязательств по Рамсарской Конвенции 1971 года на федеральном уровне не принято Решение о создании заказника (заповедника) водно-болотных угодий Ахтаро-Гривенской системы лиманов, (на федеральном уровне) не принято положение об особом порядке охраны его территории, не создана дирекция заказника (заповедника). Как следствие этого, земельно-правовая документация по особо охраняемой территории не приведена в соответствие с требованиями земельного законодательства РФ. В результате, проектная документация по предоставлению земельных участков на этих землях не направляется на государственную экологическую экспертизу в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования.
Постановлением главы муниципального образования Приморско-Ахтарский район от 1 июня 2007 года № 1660 «Об установлении рекреационных зон на землях особо охраняемых природных территорий и объектов в административных границах Приморско-Ахтарского района» были определены рекреационные зоны на землях особо охраняемых территорий и объектов на территории Приморско-Ахтарского района, перевод земель из одной категории в другую данным постановлением не осуществлялся. Пунктом 2 статьи 8 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что категория земель указывается в актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков, а также в документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Указанной нормой не предусмотрены иные документы, которые определяют категорию земель.
В связи с этим утверждения прокурора в интересах неопределенного круга лиц, о том, что приказом Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Краснодарского края Федеральной службы земельного кадастра России от 18 июля 2001 года № 103-П кадастровый квартал № был определен как земли запаса, не соответствует нормам действующего законодательства.
Кроме того, постановление Правительства РФ от 6 сентября 2000 года № 660 «Об утверждении правил кадастрового деления территории Российской Федерации», во исполнение которого был вынесен вышеуказанный приказ, постановлением Правительства РФ от 14 июня 2011 года № 469 «О признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2000 года № 660» признано утратившим силу.
Приказом Министерства экономического развития РФ от 4 апреля 2011 года № 144 «Об утверждении Порядка кадастрового деления территории Российской Федерации и Порядка присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров» предусмотрено, что ранее присвоенные кадастровые номера сохраняются только за земельными участками, а не кадастровыми кварталами. Руководствуясь названными нормами можно сделать вывод, что ранее предусмотренное кадастровое деление, в части кадастровых кварталов, признано утратившим силу.
На основании изложенного полагает, что нарушений норм федерального законодательства в области земельного законодательства администрацией муниципального образования Приморско-Ахтарский район допущено не было.
Прокурор в своем исковом заявлении также указывает на то, что спорный земельный участок входит в границы особо охраняемой территории международного значения и располагается в водоохраной зоне, т.е. в силу прямого указания закона является федеральной собственностью.
Данный довод о том, что водоохранная зона моря (лимана) составляющая в силу части 8 статьи 65 Водного кодекса РФ 500 метров является неотъемлемой частью водного объекта, связанная с ним территориально и функционально, составляет с ним единое целое как природный комплекс и поэтому является в силу прямого указания закона федеральной собственностью, не основан на нормах закона, так как с 1 января 2007 года земли водоохранных зон водных объектов исключены из состава земель водного фонда (статья 102 Земельного кодекса РФ в редакции Федерального закона от 3 июня 2006 года № 73-ФЗ «О введении в действие Водного кодекса РФ»).
Так, статья 5 Водного кодекса РФ определяет понятие водного объекта, как поверхностный водный объект, состоящий из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии.
Таким образом, законодатель четко обозначил границы водного объекта, а именно в соответствии с пунктом 6 статьи 6 Водного кодекса РФ границы водного объекта (лиманов Азовского моря) находящегося в федеральной собственности оканчиваются 20-ти метровой зоной береговой полосы, определяемой для моря или его части (лимана) – по постоянному уровню воды, а в случае периодического изменения уровня воды – по линии максимального отлива.
По мимо этого, Постановлением Верховного Совета от 27 декабря 1991 года № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» предусмотрен исчерпывающий перечень объектов относящихся исключительно к федеральной собственности.
В данном перечне отсутствуют водоохранные зоны, в том числе Азовского моря и его частей – лиманов, а так же принимая во внимание, как было указано выше, что так как до настоящего времени Российской Федерацией не создан заказник (заповедник) водно-болотных угодий Ахтаро-Гривенской системы лиманов, территорию указанных угодий так же нет оснований относить к федеральной собственности.
В исковом заявлении Истец указывает, что спорный договор аренды земельного участка является недействительным (ничтожным), так как предоставленный земельный участок входит в границы водно-болотных угодий Ахтаро-Гривеской системы лиманов и на него распространяются ряд ограничения предусмотренных Положением об указанных угодьях. С данным доводом так же нельзя согласиться на основании нижеследующего.
Постановление Правительства РФ от 13 сентября 1994 года № 1050 «О мерах по обеспечению выполнения обязательств Российской Стороны, вытекающих из Конвенции о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц, от 2 февраля 1971 года» Ахтаро-Гривенская система лиманов Восточного Приазовья, включая государственный заказник «Приазовский» (Краснодарский край) признаны водно-болотными угодьями, имеющими международное значение главным образом в качестве местообитания водоплавающих птиц.
Во исполнение указанного постановления Правительства РФ от 13 сентября 1994 года № 1050, издано постановление главы администрации Краснодарского края от 24 июля 1995 года № 413 «О выполнении постановления Правительства РФ от 13 сентября 1994 года № 1050 «О мерах по обеспечению выполнения обязательств Российской Стороны, вытекающих из Конвенции о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц, от 2 февраля 1971 года», которым утверждено положение о водно-болотных угодьях Ахтаро-Гривенской системы лиманов и группы лиманов между р.Кубань и р.Протокой Восточного Приазовья Краснодарского края Российской Федерации, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитания водоплавающих птиц.
Указанным положением водно-болотные угодья были выделены в особо охраняемую природную территорию с особым режимом охраны и использования природных ресурсов.
Постановлением были утверждены условные границы угодий с указанием необходимости их уточнения и проведения инвентаризации. Однако на настоящий момент указанные мероприятия не выполнены, точные границы и площадь угодий не установлены.
В соответствии со статьей 2 Закона Краснодарского края от 6 июня 1996 года № 7-КЗ «О правотворчестве и нормативных правовых актах Краснодарского края», в редакции действующей на момент принятия постановления главы администрации Краснодарского края № 413, нормативно правовой акт администрации края – это акт, принятый главой администрации края или органом управления администрации края в рамках их компетенции и содержащий правовые нормы.
Указанной нормой Закона Краснодарского края так же дается определение правовой нормы – это официально установленное правотворческим органом края, предписание, рассчитанное на многократное применение и обеспеченное юридической санкцией.
Правотворческий орган края, в соответствии с названным законом, - это государственный орган края (Законодательное Собрание, глава администрации края, орган управления администрации края), правомочный принимать, изменять и отменять нормативные правовые акты края в соответствии с установленной компетенцией.
Принимая во внимание нормы названного Закона Краснодарского края, и учитывая, что Постановление главы администрации Краснодарского края от 24 июля 1995 года № 413 было принято правотворческим органом края (главой администрации края) содержит предписание, рассчитанное на многократное применение, соблюдать особый режим, установленный утверждаемым Положением для неопределенного круга лиц (природопользователи, земли- и водопользователи), то есть затрагивающий права, свободы и обязанности человека и гражданина, администрация муниципального образования Приморско-Ахтарский район полагает, что постановление от 24 июля 1995 года № 413 имеет признаки нормативного правового акта.
В соответствии с частью 2 статьи 46 Закона Краснодарского края от 06 июня 1995 года № 7-КЗ «О правотворчестве и нормативных правовых актах Краснодарского края», в редакции действующей на момент издания Постановления № 413 и на момент заключения спорного договора аренды земельного участка, нормативные правовые акты, принятые органами государственной власти края, в обязательном порядке публикуются в газете «Кубанские новости».
Постановление главы администрации Краснодарского края от 24 июля 1995 года № 413 «О выполнении постановления Правительства Российской Федерации от 13 сентября 1994 года № 1050 «О мерах по обеспечению выполнения обязательств Российской Стороны, вытекающих из Конвенции о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитания водоплавающих птиц, от 2 февраля 1971 года» до настоящего времени в установленном порядке не опубликовано.
Согласно статье 44 вышеуказанного Закона, любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения (указанная норма права действовала и на момент принятия вышеуказанного Постановления, и на сегодняшний день).
Учитывая изложенное, применять ограничения предусмотренные Постановлением главы администрации края № 413 возможно только после выполнения условий статьи 44 вышеуказанного Закона, то есть после опубликования его в газете «Кубанские новости». В связи с этим, администрация района полагает, что ссылка Истца на то, что спорный земельный участок находится в границах водно-болотных угодий не обоснованным и не соответствующим действительности.
В связи с этим администрация района считает, что согласование предоставления спорного земельного участка крестьянскому (фермерскому) хозяйству для использования в сельскохозяйственных целей с Управлением Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республики Адыгея не требовалось. Выдача соответствующего согласования не входит в компетенцию Управления, так как такие полномочия не предусмотрены положением о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 года № 400 (ред. от 24 марта 2011 года).
Помимо изложенного, вышеуказанным Положением, в нарушение статьи 2 Федерального закона от 4 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» территории не присвоена категория (заказник, заповедник, парк и т. д.), не указано ее значение (федеральное или региональное), не создана дирекция особо охраняемой территории.
Раздел Положения, о запрещенных видах деятельности в границах угодий содержит перечень потенциально вредных видов деятельности и носит не запретительный, а рекомендательный характер, не позволяющий однозначно установить, что можно и что нельзя делать на территории угодий.
Пунктом 11 положения о водно-болотных угодьях Ахтаро-Гривенской системы лиманов и группы лиманов между р.Кубань и р.Протокой Восточного Приазовья, включая государственный заказник «Приазовье», утвержденного постановлением главы администрации Краснодарского края от 24 июля 1995 года № 413 установлено, что регламентация хозяйственной деятельности, сроки и способы ее проведения на территории водно–болотных угодий согласовываются с краевым комитетом охраны окружающей среды и природных ресурсов (в настоящее время Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (постановление Правительства РФ от 30 июля 2004 года № 400).
Данная формулировка опять же обтекаема и не отражает реалий действующего законодательства, так как на основании ст. 11 Федерального закона от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» проектная документация объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий является объектами государственной экологической экспертизы (в данном случае проводимой Федеральной службой по надзору в сфере природопользования).
Таким образом, водно-болотные угодья, как особо охраняемые территории должны иметь федеральный статус, в отношении которых на основании статьи 23 Федерального закона от 14 марта 1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» решение должно приниматься на уровне Правительства РФ. Так же, на основании пункта 2 статьи 24 этого же закона, положение о задачах и особенностях режима особой охраны территорий федерального значения должны утверждаться федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды, а не постановлением региональных органов исполнительной власти.
На основании вышеизложенного администрация муниципального образования Приморско-Ахтарский район, руководствуясь пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действия Земельного кодекса Российской Федерации», правомерно приняла решение о предоставлении данного земельного участка в аренду.
С утверждением Истца, в части превышения полномочий администрации района при отнесении спорного земельного участка к землям сельскохозяйственного назначения так же нельзя согласится на основании нижеследующего.
Кроме того, договор аренды зарегистрирован в отделе по Приморско-Ахтарскому району Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, то есть в соответствии с требованиями Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
Просит суд в иске прокурора отказать в полном объеме.
Ответчик Салий С.Ю., в судебном заседании поддержал своего представителя и просил суд отказать в иске прокурора Приморско-Ахтарского района в интересах неопределенного круга лиц, а также интересов Российской Федерации к нему и администрации муниципального образования Приморско-Ахтарский район о признании недействительным договора аренды земельного участка, признании недействительным зарегистрированного права аренды и применении последствий недействительности ничтожной сделки.
Третье лицо–Территориальное управление Росимущества по Краснодарскому краю, извещенное о времени и месте судебного заседания в суд не явилось, от его представителя по доверенности поступил письменный отзыв, в котором оно просит требования прокурора удовлетворить в полном объеме.
Третье лицо – Департамент имущественных отношений Краснодарского края, извещенное о времени и месте судебного заседания в суд не явилось.
Третье лицо – Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Краснодарскому краю, извещенное о времени и месте судебного заседания, в суд не явилось.
Третье лицо – начальник Приморско-Ахтарского отдела управления федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю Воронцов С.В., просил суд принять решение по иску прокурора на усмотрение суда.
Суд, выслушав истца, представителей ответчиков, исследовав материалы дела, пришел к выводу, что требования прокурора, подлежат удовлетворению на основании следующего:
На основании постановления администрации муниципального образования Приморско-Ахтарский район от 13 августа 2009 года № 1699 «О предоставлении земельного участка в аренду Салий С.Ю. и заключении договора аренды на земельный участок по адресу: Приморско-Ахтарский район, урочище «Красный конь» между администрацией муниципального образования Приморско-Ахтарский район и Салий С.Ю. был заключен договор аренды земельного участка из земель особо охраняемых территорий от 17.08.2009 года №.
Согласно пункту 1 указанного договора «Арендодатель» предоставил, а «Арендатор» принял в аренду земельный участок из земель особо охраняемых территорий и объектов общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: Приморско-Ахтарский район, урочище «Красный конь», с кадастровым номером № для ведения личного подсобного хозяйства. Пунктом 6.2 указанного договора аренды срок действия договора аренды 49 лет, то есть до 13 августа 2058 года.
В соответствии с выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним № от 03.08.2012 года за Салий С.Ю. зарегистрировано право аренды рассматриваемого земельного участка 16.09.2009 года (№), основание государственной регистрации – договор аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения № от 17.08.2009 года.
Указанный земельный участок используется под ЛПХ и расположен на расстоянии порядка 5 метров от ближайшего водного объекта.
Согласно ст.1 Земельного кодекса РФ одним из принципов земельного законодательства является приоритет сохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласно которому изменение целевого назначения ценных земель, о том числе земель, занятых объектами культурного наследия, других особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целей ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами.
При предоставлении в аренду вышеуказанного земельного участка администрацией муниципального образования Приморско-Ахтарский район нарушены требования природоохранного и земельного законодательства.
Так, в соответствии с Рамсарской конвенцией от 02 февраля 1971 года «О водно-болотных угодьях, имеющих международное значение, главным образом в качестве местообитания водоплавающих птиц» болота относятся к водно-болотным угодьям. В рамках Рамсарской конвенции создан список водно-болотных угодий международного значения (Рамсарских угодий), находящихся под особой охраной конвенции.
В целях обеспечения выполнения обязательств Российской Федерации, вытекающих из вышеуказанной Конвенции о водно-болотных угодьях, Правительством Российской Федерации издано постановление от 13.09.1994 № 1050 «О мерах по обеспечению выполнения обязательств российской стороны, вытекающих из Конвенции о водно-болотистых угодьях, имеющих международное значением главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц, от 2 февраля 1971г.», которым определен список находящихся на территории Российской Федерации водно-болотных угодий, имеющих международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц.
В соответствии с вышеуказанным постановлением, в список таких территорий включена группа лиманов между реками Кубань и Протокой и Ахтаро-Гривенская система лиманов Восточного Приазовья, включая государственный заказник «Приазовский».
Во исполнение указанного постановления, главой администрации Краснодарского края 24.07.1995 издано постановление № 413 «О выполнении постановления Правительства Российской Федерации от 13.09.1994 № 1050 «О мерах по обеспечению выполнения обязательств российской стороны, вытекающих из Конвенции о водно-болотных угодьях, имеющих международное значением главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц, от 2 февраля 1971 г.», которым определено, что группа лиманов между р.Кубань и р.Протокой Восточного Приазовья имеет международное значение в качестве местообитания водоплавающих птиц и выделена в особо охраняемую природную территорию с особым режимом охраны и использования природных ресурсов.
Данное постановление недействительным в установленном законом порядке не признано, поэтому доводы ответчиков о том, что оно не было в надлежащем порядке опубликовано, судом во внимание не принимаются.
Указанным постановлением также определены границы водно-болотных угодий Краснодарского края, имеющих международное значение.
Режим использования данной территории определен пунктом 11 положения, утвержденного постановлением главы администрации Краснодарского края от 24.07.1995 № 413, в соответствии с которым регламентация хозяйственной деятельности, сроки и способы ее проведения, а также отвод земли под все виды хозяйственной деятельности может осуществляться только по согласованию с краевым комитетом охраны окружающей среды и природных ресурсов (в настоящее время Управление Росприроднадзора по краю).
В тоже время в материалах по предоставлению в аренду рассматриваемого земельного участка отсутствует соответствующее согласование Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Краснодарскому краю.
Кроме того, в соответствии с ч. 6 ст. 2 Федерального закона 14.03.1995 № 33-Ф3 «Об особо охраняемых природных территориях» особо охраняемые природные территории федерального значения являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти.
В соответствии с ч. 2 ст. 94 Земельного кодекса РФ к землям особо охраняемых территорий относятся земли природоохранного назначения, которые по своей правовой природе являются неотъемлемой частью охраняемых объектов и составляют с ним единое целое как природный комплекс, обеспечивая их сохранность, путем использования природоохранной территории в особо установленном режиме.
Согласно ч. 2 ст. 95 Земельного кодекса РФ земли особо охраняемых природных территорий относятся к объектам общенационального достояния и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности.
Пункт 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предоставляет возможность органам местного самоуправления муниципальных районов, городских округов распоряжаться теми земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. Одним из критериев, позволяющим разграничить публичную собственность на земельные участки, является отнесение к конкретному уровню собственности в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Согласно информации Приморско-Ахтарского отдела Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю от 03.08.2012 года, рассматриваемый земельный участок с кадастровым номером № входит в границы водно-болотных угодий Ахтаро-Гривенской системы лиманов.
Таким образом, из системного толкования положений вышеуказанных норм законодательства следует, что земельный участок из земель особо охраняемых территорий и объектов общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: Приморско-Ахтарский район, урочище «Красный конь», с кадастровым номером №, предоставленный администрацией муниципального образования Приморско-Ахтарский район в аренду Салий С.Ю., входит в границы особо охраняемой территории международного значения, т.е. в силу прямого указания закона является федеральной собственностью и находится в ведении федеральных органов государственной власти.
Следовательно, распоряжение главой муниципального образования Приморско-Ахтарский район вышеуказанным земельным участком – неправомерно, в связи с нарушением пределов полномочий, предоставленных законодательством.
Вышеуказанные нарушения свидетельствуют о существенных нарушениях требований земельного и природоохранного законодательства, направленных на сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, чем затрагивают права Российской Федерации и интересы неопределенного круга лиц.
Доводы ответчика Салий С.Ю. и его представителя о том, что в настоящее время данный земельный участок находится в границах населенного пункта х. Красный конь Новопокровского сельского поселения Приморско-Ахтарского района, во внимание судом не принимаются, так как на момент заключения договора аренды 17.08.2009 года земельный участок не относился к землям населенных пунктов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 422 Гражданского кодекса РФ договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным норма), действующим в момент его заключения.
Согласно статье 168 Гражданского кодекса РФ сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
В соответствии с ч.2 ст. 167 ГК РФ при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой стороне все полученное по сделке.
Срок исковой давности – 3 года не пропущен, так как договор аренды зарегистрирован 16.09.2009 года.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора Приморско-Ахтарского района в интересах неопределенного круга лиц, а также интересов Российской Федерации к Салий С.Ю., администрации муниципального образования Приморско-Ахтарский район о признании недействительным договора аренды земельного участка, признании недействительным зарегистрированного права аренды и применении последствий недействительности ничтожной сделки – удовлетворить.
Признать недействительным ничтожный договор аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения от 17 августа 2009 года №, заключенный между администрацией муниципального образования Приморско-Ахтарский район и Салий С.Ю..
Применить последствия недействительности ничтожной сделки в виде возврата сторон в первоначальное состояние, а именно обязать Салий С.Ю. вернуть администрации муниципального образования Приморско-Ахтарский район земельный участок из земель особо охраняемых территорий и объектов общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: Приморско-Ахтарский район, урочище Красный конь, с кадастровым номером №, а администрацию муниципального образования Приморско-Ахтарский район обязать возвратить Салий С.Ю. доходы бюджета муниципального образования Приморско-Ахтарский район, полученные в виде арендной платы за земельный участок по договору аренды земельного участка несельскохозяйственного назначения от 17 августа 2009 года № за период действия договора.
Признать недействительным зарегистрированное право аренды Салий С.Ю. на земельный участок общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: Приморско-Ахтарский район, урочище Красный конь, с кадастровым номером №.
Взыскать с Салий С.Ю. государственную пошлину в доход государства в размере 200 рублей.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Приморско-Ахтарский районный суд в течение месяца.
Судья: А.П. Петренко