РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 апреля 2018 года г. Усть-Илимск
Усть-Илимский городской суд Иркутской области в составе:
председательствующего судьи Шушиной В.И.,
при секретаре судебного заседания Романовой О.С.,
с участием истца ФИО1, представителя ответчика Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе Иркутской области ФИО2, действующей на основании доверенности № СМ-09/02 от 09.01.2018 с полным объемом процессуальных прав, сроком действия по 31.12.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело
№ 2-888/2018 по исковому заявлению ФИО1 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе Иркутской области о признании частично незаконным решения о выплате компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно, взыскании компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно,
УСТАНОВИЛ:
В обоснование исковых требований истец указала, что является неработающим пенсионером по старости с **.**.**. С **.**.** по **.**.** она ездила на отдых в <...> к месту отдыха и обратно составила 21 029,35 рублей. Решением Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе Иркутской области № 621 от 21.03.2018 ей была частично оплачена стоимость проезда. В компенсации расходов на оплату стоимости проезда в размере 1 659,25 рублей отказано в связи с отсутствием серии билета по маршруту А-С, С-Ф, Ф-КР, ПК-К. Просит признать частично незаконным решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе Иркутской области № 621 от 21.03.2018 и взыскать с ответчика компенсацию расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно по А-С, С-Ф, Ф-КР, ПК-К в размере 1 659,25 рублей.
В судебном заседании истец заявленные исковые требования, поддержала, настаивала на их удовлетворении в полном объеме.
Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признала по доводам, изложенным в представленном письменном возражении на исковое заявление. Просила в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
Заслушав объяснения сторон, исследовав их в соответствии с требованиями статей 67, 68 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) наряду с представленными письменными доказательствами, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе Иркутской области 05.05.2017 переименовано в Государственное учреждение - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе Иркутской области.
В соответствии со статьей 1 Закона РФ «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» в случаях, предусмотренных настоящим Законом, государственные гарантии и компенсации предоставляются неработающим пенсионерам.
В силу статьи 34 указанного Закона, компенсация расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями страховой пенсии по старости (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости) или страховой пенсии по инвалидности, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно один раз в два года осуществляется в порядке, размере и на условиях, определенных Правительством Российской Федерации.
В развитие указанной нормы 01.04.2005 года Правительством РФ принято Постановление за № 176 «Об утверждении Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно» (далее - Правила).
Согласно пункту 2 Постановления финансовое обеспечение расходов, связанных с реализацией утвержденных им Правил, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предоставляемых Министерством финансов Российской Федерации в порядке межбюджетных отношений бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации.
Правила определяют порядок, размер и условия компенсации расходов на оплату стоимости проезда неработающим пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости) или страховых пенсий по инвалидности, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (далее - пенсионеры), к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно (далее - компенсация) (пункт 1).
Компенсация может производиться в виде возмещения фактически произведенных пенсионером расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно в пределах, установленных пунктом 10 Правил (подпункт б пункт 3).
Компенсация производится 1 раз в 2 года (пункт 6)
Заявление о компенсации в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно пенсионер или его представитель подает по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, с указанием места отдыха и предъявлением проездных документов, выданных в соответствии с законодательством Российской Федерации транспортными организациями независимо от их организационно-правовой формы (пункт 9).
В соответствии с пунктом 10 Правил, компенсация в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно производится в размере, не превышающем стоимость проезда: а) железнодорожным транспортом - в плацкартном вагоне пассажирского поезда; б) внутренним водным транспортом - в каюте III категории речного судна всех линий сообщений; в) морским транспортом - в каюте IV - V групп морского судна регулярных транспортных линий; г) воздушным транспортом - в салоне экономического (низшего) класса. При использовании воздушного транспорта для проезда пенсионера к месту отдыха на территории Российской Федерации и (или) обратно проездные документы оформляются (приобретаются) только на рейсы российских авиакомпаний или авиакомпаний других государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением случаев, если указанные авиакомпании не осуществляют пассажирские перевозки к месту отдыха либо если оформление (приобретение) проездных документов на рейсы этих авиакомпаний невозможно ввиду их отсутствия на дату вылета к месту отдыха и (или) обратно; д) автомобильным транспортом - в автобусе по маршрутам регулярных перевозок в междугородном сообщении.
Согласно Перечню районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденному постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 № 1029 «О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26.09.1967 «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера» в редакции Постановления Совета Министров СССР № 12 от 03.01.1983, г. Усть-Илимск и Усть-Илимский район отнесены к местностям, приравненным к районам Крайнего Севера.
Как установлено в судебном заседании ФИО1 является неработающим пенсионером, проживает в г. Усть-Илимске, Иркутской области, поэтому и имеет право на компенсацию расходов на оплату проезда к месту проведения отдыха и обратно один раз в два года. Указанные обстоятельства подтверждаются пенсионным удостоверением, трудовой книжкой, паспортом гражданина Российской Федерации.
07.03.2018 ФИО1 обратилась в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации с заявлением о компенсации фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно, в котором просила компенсировать ей расходы на оплату стоимости проезда к месту отдыха г. С и обратно в общем размере 21 009,35 рублей. К заявлению были приложены проездные документы по маршруту следования: проездной документ № по маршруту УИ-К (ж/д, плацкарт), проездной документ № по маршруту К-СФ (авиа эконом), билет на автобус общего типа № по маршруту СФ-С, билет на автобус общего типа № по маршруту С-Ф, билет на автобус общего типа № по маршруту Ф-КР, билет на паром № по маршруту ПК-К проездной документ № по маршруту В-К (ж/д, плацкарт), проездной документ № (ж/д, плацкарт), а также справки о стоимости проезда железнодорожным транспортом по маршрутам УИ-К (плацкарт), В-К (плацкарт), К-УИ (плацкарт).
Решением территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации № 621 от 21.03.2018 ФИО1 компенсированы расходы на оплату стоимости проезда в размере 19 370,10 рублей. Не оплачены билеты по маршруту А-С, С-Ф, Ф-КР, в связи отсутствием обязательного реквизита (серия билета), ПК-К в связи с тем, что отсутствуют обязательные реквизиты (серия билета, номер, место). Аналогичные сведения о компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно в сумме 19 370,10 рублей указаны в уведомлении № 621 от 21.03.2018, направленном истцу.
Однако, с таким обоснованием отказа в части выплаты компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно по маршруту А-С, С-Ф, Ф-КР, ПК-К, суд согласиться не может, поскольку, реализация права на получение компенсации расходов на оплату стоимости проезда по территории Российской Федерации не может быть поставлена в зависимость от отсутствия обязательных реквизитов в проездных документах или документах, подтверждающих стоимость проезда.
Доводы истца ФИО1 о том, что она имеет право на оплату стоимости проезда по территории Российской Федерации к месту отдыха и обратно в полном объеме, суд находит обоснованными, поскольку реализация такого права не может быть поставлена в зависимость от несоблюдения перевозчиком правил оформления проездн6ых документов.
Толкование действующих норм права, как позволяющих не компенсировать расходы на оплату стоимости проезда к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно, по указанным пенсионным органом основаниям, не только противоречило бы их действительному смыслу и предназначению, но и создавало бы неравенство при реализации данного права, что недопустимо с точки зрения требований статей 19, 27, 39, 45 Конституции Российской Федерации, приводило бы к неправомерному ограничению данного права пенсионеров.
Статьями 37 и 39 Конституции РФ, установлены гарантии права человека и гражданина на социальное обеспечение.
Представленные в ходе судебного разбирательства подлинные проездные документы подтверждают фактический маршрут следования истца к месту отдыха и обратно, а также фактически понесенные истцом расходы на оплату своего проезда к месту отдыха и обратно.
Определяя фактический размер расходов, понесенных истцом на проезд к месту отдыха и обратно по маршруту А-С, С-Ф, Ф-КР, ПК-К, суд исходит из следующего.
Так, в ходе судебного разбирательства исследованы проездные документы, подтверждающие фактическое следование истца по указанному маршруту и фактические расходы на оплату этого проезда, а именно:
- билет на автобус №, перевозчик ООО», по маршруту А-С отправлением **.**.**, стоимостью 214,20 рублей;
- билет на автобус №, перевозчик ИП А., по маршруту С-Ф, отправлением **.**.**, стоимостью 117 рублей;
- билет на автобус №, перевозчик ИП П.., по маршруту Ф-КР, отправлением **.**.**, стоимостью 1 178,05 рублей, с указанием ФИО, даты и места рождения, паспортных данных истца;
- билет на паром №ООО», по маршруту ПК-К отправлением **.**.**, стоимостью 150 рублей, с указанием ФИО, даты и места рождения, паспортных данных истца.
Совокупность персональных сведений о пассажире, указанных в билетах на паром и на автобус по маршруту Ф-КР, а именного ФИО, дата и место рождения, номер и серия паспорта гражданина Российской Федерации, позволяют идентифицировать принадлежность перечисленных выше проездных документов истцу ФИО1 Билеты на автобус по маршрутам А-С, С-Ф согласуются с материалами дела, маршрутом следования истца к месту отдыха г. С и обратно. Представитель ответчика факт отдыха истца в г. С и маршрут его следования не оспаривал.
Таким образом, истец доказала размер фактически понесенных ею расходов по оплате стоимости проезда к месту отдыха и обратно по маршруту А-С, С-Ф, Ф-КР, ПК-К в размере 1659,25 рублей (214,20+117+1178,05+150).
Доводы представителя ответчика об отсутствии в билетах обязательных реквизитов (серии билета, номера, места), в связи с чем они не могут быть приняты к оплате компенсации, суд находит не состоятельными, поскольку размер стоимости проездных документов по указанным маршрутам нашел в суде свое подтверждение.
При таких обстоятельствах, исследовав и оценив в совокупности с объяснениями сторон представленные доказательства, принимая во внимание позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в определении от 02.02.2006 № 38-О по запросу Думы Таймырского (Долгано-Ненецкого) автономного округа о проверке конституционности положений пунктов 7 и 9 Правил компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно, суд приходит к выводу о незаконности отказа в выплате компенсации расходов на оплату проезда к месту отдыха и обратно по маршруту А-С, С-Ф, Ф-КР, ПК-К, и необходимости взыскания в пользу истца 1659,05 рублей в счет понесенных расходов по оплате стоимости проезда к месту отдыха и обратно.
Статьей 103 ГПК РФ предусмотрено, что издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 333.20 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) при подаче исковых заявлений, содержащих требования как имущественного, так и неимущественного характера, одновременно уплачиваются государственная пошлина, установленная для исковых заявлений имущественного характера, и государственная пошлина, установленная для исковых заявлений неимущественного характера.
Согласно подпункту 5 пункта 2 статьи 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, освобождаются истцы – пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации, - по искам имущественного характера к Пенсионному фонду Российской Федерации, негосударственным пенсионным фондам либо к федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу.
Исследовав материалы дела, учитывая приведенные нормы материального и процессуального права, а также то обстоятельство, что истцом заявлено два требования, суд приходит к выводу, что с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход городского бюджета, размер которой в соответствии с подпунктами 1, 3 пункта 1 статьи 333.19 НК РФ, составляет 700 рублей.
По требованию имущественного характера государственная пошлина составляет 400 рублей, по требованию неимущественного характера – 300 рублей.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1 удовлетворить.
Признать решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе Иркутской области № 621 от 21.03.2018 о выплате компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно незаконным в части.
Взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе Иркутской области в пользу ФИО1 компенсацию расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно в размере 1 659 рублей 25 копеек.
Взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Усть-Илимске и Усть-Илимском районе Иркутской области в пользу бюджета г. Усть-Илимска государственную пошлину в размере 700 рублей.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Усть-Илимский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий судья В.И. Шушина