Дело № 2- 888/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 декабря 2021 г.Амурск
Амурский городской суд Хабаровского края в составе:
председательствующего судьи Лошмановой С.Н.,
при секретаре Жуковой А.В.,
с участием представителя истца –помощника военного прокурора Александрова В.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску военного прокурора гарнизона Комсомольск-на-Амуре к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны России» (ФГКУ «ДТУИО»), федеральному государственному автономному учреждению «Управление лесного хозяйства» Минобороны России о понуждении обеспечить пожарно-химическую станцию помещениями для размещения личного состава команд, а также для хранения техники, оборудования, инвентаря и средств пожаротушения,
УСТАНОВИЛ:
Военный прокурор гарнизона Комсомольск-на-Амуре (далее Военный прокурор, истец) обратился в Кировский районный суд г. Хабаровска с иском к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны России» (далее ФГКУ «ДТУИО») о понуждении обеспечить пожарно-химическую станцию помещениями для размещения личного состава команд, а также для хранения техники, оборудования, инвентаря и средств пожаротушения, указав в исковом заявлении, что военной прокуратурой гарнизона Комсомольск-на-Амуре проведена проверка исполнения должностными лицами пожарно-химической станции 1 типа (далее ПХС-1) (п. ФИО1) ФГАУ «Управление лесного хозяйства» Минобороны России т (далее ФГАУ «УЛХ ) требований законодательства о лесопользовании. На Минобороны России и «ДТУИО» Минобороны России возложена обязанность по обеспечению учреждений и предприятий Минобороны России помещениями, соответствующими безопасности труда. В соответствии с приложением 1 положения о пожарно-химических станциях первого типа, утвержденного приказом начальника ФГАУ «УЛХ» Минобороны России от 06.03.2020 № 70, ПХС-1 п. ФИО1 является обособленным подразделением Хабаровского филиала ФГАУ «УЛХ» Минобороны России. В соответствии со ст. 219 Трудового кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ) работодатель обязан обеспечивать рабочее место, соответствующее требованиям охраны труда. Согласно п.4 Положения о пожарно-химических станциях, утвержденного приказом (Приложение № 8) Федеральной службы лесного хозяйства России от 19.12.1997 № 167 «Об утверждении Положения о пожарно-химических станциях» пожарно-химические станции ( ПХС) должны иметь помещения для размещения личного состава команд, а также для хранения техники, оборудования, инвентаря и средств пожаротушения, закрепленных за ПХС, отапливаемый гараж для автоцистерн, крытые стоянки для автотранспорта, тракторов, других машин или для размещения лошадей, причалы для водных средств транспорта. Вместе с тем установлено, что вопреки вышеуказанным требованиям законодательства ПХС в п. ФИО1 собственным помещением не обеспечена, а имущество, переданное согласно инвентаризационной описи по объектам нефинансовых активов, хранится на личном участке начальника ПХС-1.
В целях досудебного урегулирования спора в адрес начальника ФГКУ «ДТУИО» Минобороны России направлена информация в порядке ст.4 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации», а также в адрес директора Хабаровского филиала ФГАУ «УЛХ» Минобороны России внесено представление об устранении нарушений закона, однако соответствующих мер по соблюдению вышеуказанных мер до сих пор не принято. Отсутствие помещений, пригодных для служебной деятельности ПХС нарушает предусмотренные ст.219 ТК РФ права граждан на безопасные условия труда, а также не обеспечивает надлежащую сохранность пожарно- технического имущества и техники, предназначенной для тушения лесных пожаров, что создает предпосылки к утрате федеральной собственности. Просит обязать Министерство обороны Российской Федерации, Федеральное государственное казенное учреждение «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны России» (ФГКУ»ДТУИО») обеспечить пожарно-химическую станцию помещениями для размещения личного состава команд, а также для хранения техники, оборудования, инвентаря и средств пожаротушения.
Определением Кировского районного суда г.Хабаровска данное дело передано по подсудности в Амурский городской суд по месту нахождения большинства доказательств.
Определением Амурского городского суда от 02.07.2021 ( т.2 л.д.2) настоящее дело принято к производству Амурского городского суда.
Определением Амурского городского суда от 02.08.2021 (т.2 л.д.35) к участию в деле в качестве ответчика привлечено федеральное государственное автономное учреждение «Управление лесного хозяйства» Министерства обороны России ( далее ФГАУ «Управление лесного хозяйства», ФГАУ «Оборонлес»).
В настоящем судебном заседании истец поддержал требования в первоначально заявленной редакции по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Полагает, что оснований для перехода к рассмотрению дела в порядке КАС РФ нет, Не поддерживает требования к привлеченному по инициативе суда ФГАУ «Управление лесного хозяйства», считает, что требования должны быть удовлетворены только за счет Министерства обороны и ФГКУ «ДТУИО».
Представители ответчиков в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, представитель Министерства обороны просил рассмотреть дело без участия представителя Министерства обороны, представил письменный отзыв.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ, суд рассмотрел дело в отсутствие неявившихся ответчиков.
Заслушав истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему:
Согласно отзыву Министерства обороны, названный ответчик исковые требования не признает по следующим основаниям. Истец полагает, что отсутствие помещений, пригодных для служебной деятельности ПХС -1, нарушает предусмотренные ст.219 ТК РФ права граждан на безопасные условия труда, а также не обеспечивает надлежащую сохранность пожарно-технического имущества и техники, предназначенной для тушения пожаров. Однако, ПХС-1 является обособленным подразделением ФГАУ «Управления лесного хозяйства», соответственно Министерство обороны работодателем личного состава команд ПХС-1 не является. В пункте 14 Устава ФГАУ «Управление лесного хозяйства» указано, что Учреждение осуществляет основные виды деятельности, в том числе обеспечение функционирования пожарно-химически станций. Кроме того, истец не указал, какие конкретно действия, в чью пользу каждый из ответчиков должен выполнить (т.2 л..137 -140).
Как следует из отзыва ФГКУ «Дальневосточное ТУИО» (т.2 л.д. 5-7), названный ответчик не согласен с иском, поскольку учреждение не является работодателем для ПХС п. ФИО1, в трудовых отношениях с ФГАУ «Управление лесного хозяйства Учреждение не состоит. ФГАУ «Управление лесного хозяйства» является самостоятельным юридическим лицом, имеет Устав, пунктом 15 которого предусмотрено обеспечение функционирования ПХС. Таким образом, обязанность по обеспечению ПХС возложена на ФГАУ «Управление лесного хозяйства» Вместе с теми в п. ФИО1 расположен военный городок № 32, в котором числятся 8 зданий, жилой дом передан на обслуживание ФГБУ «ЦЖКУ!» Минобороны, остальные 7 зданий закреплены за войсковой частью 52770-2. Обращения ФГАУ «Управление лесного хозяйства» Минобороны России о потребности э в этих объектах в Учреждение не поступали. В связи с отсутствием обращения оценить потребность ФГАУ «Управление лесного хозяйства» в помещениях не представляется возможным.
Согласно Положению о пожарно-химических станциях», утвержденному Приказом Рослесхоза от 19.12.1997 № 167 (далее Положение о ПХС), пожарно-химические станции (ПХС) являются специализированными структурными подразделениями, организуемыми в лесхозах, в том числе лесхозах - техникумах, опытных и других специализированных лесхозах, национальных парках, государственных природных заповедниках федерального органа управления лесным хозяйством, а также лесопользователями, с целью предупреждения, своевременного обнаружения, ограничения распространения и ликвидации лесных пожаров (п.1 раздела 1). ПХС формируются в соответствии с требованиями статей 83, 92 - 94, 96, 97, 100 Лесного кодекса Российской Федерации, Федеральным законом «О пожарной безопасности», Правилами пожарной безопасности в лесах Российской Федерации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.09.93 № 886 на участках лесного фонда, имеющих повышенную природную пожарную опасность, наличие потенциальных источников огня и сеть наземных и водных путей, обеспечивающих доставку сил и средств тушения к местам возникновения пожаров в течение 3 часов с момента их обнаружения (п.2 раздела 1). ПХС-1 (первого типа) организуется, в основном, в лесничествах, леса которых имеют высокую природную пожарную опасность. Обеспечивает ликвидацию двух одновременно действующих пожаров в день, а также участвует совместно с другими формированиями в тушении распространившихся лесных пожаров на обслуживаемой территории. Оснащается специализированной лесопожарной техникой, средствами тушения, транспорта, связи, инвентарем. Команда ПХС-1 организуется, как правило, на пожароопасный сезон (п.3 раздела 1). ПХС 1 или 2 типа организуется на основании приказа директора лесхоза (национального парка, государственного природного заповедника), в котором указывается тип и оснащение ПХС, по согласованию с органом управления лесным хозяйством в субъекте Российской Федерации (п.4 Раздела 1).
Команда ПХС комплектуется инженерно-техническими специалистами, водителями, а также рабочими лесопожарных бригад. Набор бригад проводится по трудовому договору (контракту) для временных или постоянных работников (п.1 раздела 2).
Пожарно-химические станции оснащаются техникой, оборудованием, инвентарем, средствами транспорта, структура и состав которых зависит от лесопирологических условий региона, количества лесных пожаров, возникающих на закрепленной территории. По окончании пожароопасного сезона пожарную технику, оборудование, инвентарь, средства транспорта и связи ремонтируют и хранят в установленном порядке при станциях (раздел 6).
Приказом Министра обороны РФ от 11.02.2015 № 60 создано федеральное государственное автономное учреждение «Управление лесного хозяйства» Министерства обороны Российской Федерации (ФГАУ « Управление лесного хозяйства»).
ФГАУ «Управление Лесного хозяйства» 06.03.2017 было утверждено положение о пожарно-химических станциях 1 и 2 типов филиалов ФГАУ «Управление лесного хозяйства» (т.1 л.д.101-138). Согласно названному Положению, ПХС-1 организуется на основании приказа начальника Учреждения, ему присваивается идентификационный номер (п.4 и 5 раздела 1). ПХС -1 комплектуется инженерно-техническими специалистами, лесными пожарными, водителями, трактористами-машинистами. Набор проводится по трудовому договору (п.1 раздела2). Учреждение контролирует укомплектование ПХС-1 филиалов техникой, оборудованием, инвентарем и личным составом ( п.2 раздела3) ПХС -1 должны иметь помещения для размещения личного состава команд, а также для хранения техники, оборудования, инвентаря и средств пожаротушения, закрепленных за ПХС -1, отапливаемый гараж для пожарных автоцистерн, крытые стоянки для автотранспорта, тракторов и других машин.
Согласно письму начальника Хабаровского филиала ФГАУ «Оборонлес» МО РФ от 06.10.2021 на имя начальника ФГКУ «ДУИО», начальник «Оборонлес» просит рассмотреть вопрос о возможности предоставления помещения с расчетом на 10 человек для ПХС -1 п. ФИО1 и хранилище для автомобилей и инженерной техники с расчетом на 6 единиц, так как ПХС 1 типа п. ФИО1 не имеет ни модульного, ни капитального помещения (т.2 л.д.52). Документы, подтверждающие направлении данного письма и получение его адресатом, в суд не представлены.
Как следует из письма представителя ФГАУ «Оборонлес» на запрос суда, учреждение не может представить приказ о создание ПХС-1 п. ФИО1, так как ПХС была создано до 2015 года, поэтому не имеет приказа об учреждении ПХС -1 в пос. ФИО1, если таковой был. Также учреждение не может представить трудовые договоры работников ПХС -1, так как они изъяты ФСБ в рамках оперативно-розыскных мероприятий (т.2 л.д.81).
Как следует из справки Хабаровского филиала ФГАУ «Оборонлес» от 08.12.2020 численность сотрудников ПХС 1 типа п. ФИО1 8 человек ( т.1 л.д.148).
Военным прокурором было вынесено представление в адрес ФГАУ «Оборонлес» (т.1 л.д.149), где предлагалось принять меры по материально –техническому обеспечению ПХС -1 необходимым имуществом, в том числе служебным помещением и трактором. Информация о направлении прокурором данного представления и о получении его адресатом в суд не представлена. Также прокурором подготовлено письмо в адрес ФГКУ «ДТУИО», где прокурор информирует Учреждение о нарушении в ПХС п. ФИО1 требований ст.119 ТК РФ, выразившихся в необеспечении рабочими местами, соответствующими требованиям охраны труда, с целью принятия мер по обеспечению ПХС служебными помещениями.
В соответствии с ч.1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Истец поддерживая требования к ответчикам Министерству обороны Российской Федерации и ФГКУ «ДТУОИ», и не поддерживая требование к ФГАУ «Управление лесного хозяйства», в обоснование заявленных требований ссылается на нарушение прав сотрудников ПХС на безопасные условия труда и на невозможность обеспечения сохранности имущества и техники, при этом доказательств того, что между работниками пожарно -химической станции и указанными ответчиками имеются трудовые отношения, не представил. Протокол изъятия предметов, документов, материалов при проведении оперативно-розыскных мероприятий (т.2 л.д.95- 97), составленный сотрудниками ФСБ 12.05.2021 (после обращения в суд с настоящим иском прокурора), не подтверждает факт изъятия трудовых договоров, заключенных с работниками ПХС, поскольку ни ФИО сотрудников, ни их место работы в акте не указаны. Также прокурором не представлено достоверных доказательств того, что на пожарно-техническую станцию было передано какое-либо имущество. Незаверенная должным образом, не подписанная оборотно-сальдовая ведомость за август 2021 года не подтверждает передачу имущества материально –ответственным лицам ПХС; акт передачи имущества ответственному лицу в деле отсутствует.
Истцом не представлены правоустанавливающие документы на ПХС. Так, согласно Положению о пожарно-химических станциях 1 и 2 типов филиалов ФГАУ «Управление лесного хозяйства», ПХС-1 организуется на основании приказа начальника Учреждения, ему присваивается идентификационный номер (п.4 и 5 раздела 1). Между тем, такой приказ истцом не представлен. В исковом требовании истец не указывает ни номер ПХС, ни местонахождение ПХС, ни иных индивидуализирующих признаков ПХС. Между тем, как следует из пояснений истца, на территории Хабаровского края имеется десять ПХС первого типа.
Истец не конкретизирует, какие действия и в чью пользу должен выполнить каждый из указанных им ответчиков.
Истец каких-либо доказательств того, что начальник ПХС обращался к ответчикам по поводу разрешения вопроса о создания надлежащих рабочих мест и помещений для хранения техники, не представил.
Как следует из материалов дела, в п. ФИО1 находится войсковая часть, на территории которой имеется несколько зданий, однако доказательств того, что руководитель ПХС обращался с вопросом по поводу возможности использования этих зданий, истцом не представлено.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что отсутствуют основания к удовлетворению заявленных требований, поскольку обстоятельства, на которые истец ссылался в обоснование заявленных требований, не являются достаточными для удовлетворения иска.
В то же время административный истец не лишен возможности обратиться за защитой прав неопределенного круга лиц в суд в порядке, предусмотренном главой 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований военного прокурора гарнизона Комсомольск-на-Амуре к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному государственному казенному учреждению «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны России» (ФГКУ»ДТУИО»), федеральному государственному автономному учреждению «Управление лесного хозяйства» Минобороны России о понуждении обеспечить пожарно-химическую станцию помещениями для размещения личного состава команд, а также для хранения техники, оборудования, инвентаря и средств пожаротушения отказать.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Амурский городской суд в течение 1 месяца со дня вынесения мотивированного решения.
Председательствующий С.Н. Лошманова
Мотивированное решение изготовлено 10.01.2022.
Судья