Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 апреля 2014 года Солнцевский районный суд г. Москвы в составе судьи Демочкиной О.В., при секретаре Сухоруковой Т.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-889/14 по иску Московского прокурора по надзору за исполнением законов на воздушном и водном транспорте к открытому акционерному обществу «Аэропорт Внуково» о понуждении произвести необходимые действия по обеспечению авиационной безопасности,
у с т а н о в и л:
Московский прокурор по надзору за исполнением законов на воздушном и водном транспорте обратился в суд с указанным иском, просит обязать ответчика ОАО «Аэропорт Внуково» выполнить требования законодательства по обеспечению авиационной безопасности в аэропорту Внуково, а именно:
- п. 4 Правил охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры, утвержденных постановлением Правительства РФ от 01.02.2011 № 42, заключив договор на оказание услуг полицейской охраны периметра аэропорта Внуково зоны ответственности ОАО «Аэропорт Внуково» с подразделением вневедомственной охраны при органах внутренних дел РФ;
- п.п. 23, 27 Федеральных авиационных правил «Требования авиационной безопасности к аэропортам», утвержденных Приказом Минтранса РФ от 28.11.2005 № 142ФАП-142, не допуская стоянку автомобилей на земельном участке перед зданием аэровокзального комплекса ВИП-ЗОЛД аэропорта Внуково, организовав остановку автомобилей только для посадки (высадки) пассажиров.
Иск мотивирован тем, что в аэропорту Внуково указанные требования авиационного законодательства не соблюдаются, что ставит под угрозу обеспечение авиационной безопасности в международном аэропорту Внуково, антитеррористическую защищенность объекта транспорта, может повлечь за собой причинение вреда жизни и здоровью граждан и иные негативные последствия.
Прокурор – старший помощник Московского прокурора по надзору за исполнением законов на воздушном и водном транспорте Томас А.К. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме.
Представители ответчика ОАО «Аэропорт Внуково» - Опарина Т.Н., Егоров Ю.И. в судебном заседании исковые требования в части не допуска стоянки автомобилей на земельном участке перед зданием аэровокзального комплекса ВИП-ЗОЛД аэропорта Внуково признали, в части заключения договора на оказание услуг полицейской охраны периметра аэропорта просили в иске отказать по доводам, изложенным в письменных возражениях.
Представители привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица Федерального государственного учреждения «Управления вневедомственной охраны Главного управления Министерства внутренних дел России по г. Москве» (далее - ФГКУ УВО ГУ МВД России по г. Москве) - Касмынина И.А., Устинова Е.С. в судебном заседании просили иск удовлетворить.
Выслушав явившиеся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 40 Воздушного кодекса Российской Федерации, пунктами 1.3.2, 1.3.3, 1.3.4 Федеральных авиационных правил "Сертификация аэропортов. Процедуры", утвержденных и введенных в действие приказом Федеральной службы воздушного транспорта России от 24.04.2000 N 98, международным аэропортом является комплекс сооружений, включающий в себя аэродром (участок земли с расположенными на нем зданиями, сооружениями и оборудованием, предназначенный для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов), аэровокзал, другие сооружения, предназначенный для приема и отправки воздушных судов, обслуживания воздушных перевозок и имеющий для этих целей необходимые оборудование, авиационный персонал и других работников, который открыт для приема и отправки воздушных судов, выполняющих международные воздушные перевозки, и в котором осуществляется пограничный и таможенный контроль, а в случаях, установленных международными договорами Российской Федерации и федеральными законами, и иные виды контроля.
В соответствии со ст. 83 ВК РФ, под авиационной безопасностью понимается состояние защищенности авиации от незаконного вмешательства в ее деятельность, то есть защищенности от противоправных действий (бездействий), угрожающих безопасной деятельности в области авиации, повлекших за собой несчастные случаи с людьми, материальный ущерб, захват или угон воздушного судна либо создавших угрозу наступления таких последствий.
В соответствии с указанной статьей ВК РФ и пунктом 8 Программы авиационной безопасности гражданской авиации Российской Федерации, утвержденной приказом Минтранса России от 18.04.2008 N 62, авиационная безопасность обеспечивается службами авиационной безопасности аэродромов или аэропортов, подразделениями ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта, а также органами внутренних дел.
Согласно ст. 84 ВК РФ, обеспечение авиационной безопасности возлагается на лиц, осуществляющих прием, отправку или обслуживание воздушного судна, которые обязаны принимать соответствующие меры по обеспечению авиационной безопасности, в том числе предотвращать доступ посторонних лиц и транспортных средств в контролируемую зону аэропорта или аэродрома, реализовывать меры противодействия актам незаконного вмешательства в деятельность в области авиации.
Пунктами 2-4 Правил охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации N 42 от 01.02.2011, установлено, что задачей в области охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры является предотвращение несанкционированного прохода (проезда) лиц и транспортных средств, проноса оружия, взрывчатых веществ и других опасных устройств, предметов, веществ на территорию аэропортов.
Организация охраны аэропортов и объектов их инфраструктуры возлагается на лиц, осуществляющих эксплуатацию аэропортов и объектов их инфраструктуры.
Охрана границ территории (периметра) аэропорта осуществляется в отношении международных аэропортов - подразделениями вневедомственной охраны полиции.
Охрана периметра аэропорта осуществляется на основании возмездного договора с лицами, осуществляющими эксплуатацию аэропорта.
В соответствии с п. 25.8 Приказа МВД России от 04.08.2006 № 609 «Вопросы организации деятельности строевых подразделений милиции вневедомственной охраны при органах внутренних дел Российской Федерации», в зависимости от характеристики охраняемого объекта, местности и других особенностей охрана может быть организована по периметру – когда наряды милиции выставляются по границе охраняемой территории и преграждают доступ на нее вне пропускных пунктов.
Материалами дела установлено, что Аэропорт Внуково (Москва) входит в перечень аэропортов, допущенных к международным полетам, опубликованном на сайте Росавиации и является международным аэропортом.
На основании п. 1.14 Федеральных авиационных правил «Сертификация аэропортов. Процедуры», утвержденных приказом ФАС России от ДД.ММ.ГГГГ № ОАО «Аэропорт Внуково», являясь держателем сертификата соответствия на виды аэропортовой деятельности (№ № выдан ДД.ММ.ГГГГ), несет ответственность за поддержание аэропорта на уровне сертификационных требований и требований нормативных документов, в том числе, несет ответственность за выполнение требований пункта 4 Правил охраны аэропорта.
Московской прокуратурой по надзору за исполнением законов на воздушном и водном транспорте проведена проверка исполнения требований законодательства об обеспечении авиационной безопасности в аэропорту Внуково, в ходе которой в деятельности аэропорта выявлены нарушения в указанной сфере, а именно договор на охрану периметра (патрулирование периметра) международного аэропорта Внуково с подразделением вневедомственной охраны при органах внутренних дел РФ ОАО «Аэропорт Внуково» не заключен.
Так, ДД.ММ.ГГГГ между ФГКУ УВО ГУ МВД России по г. Москве и ОАО «Аэропорт Внуково» заключен договор № на оказание услуг полицейской охраны на КПП № 1.
В силу п. 1.1 указанного договора и Приложения № 1 к нему, ФГКУ УВО ГУ МВД России по г. Москве обязуется оказывать ОАО «Аэропорт Внуково» услуги полицейской охраны на КПП № 1 (при входе на территорию).
В указанный договор охрана периметра аэропорта не входит.
Пунктом 3.2.8 Договора предусмотрено, что в обязанность ФГКУ УВО ГУ МВД России по г. Москве входит контроль состояния внешнего периметрового ограждения аэропорта только в случае увеличения зон ответственности путем подписания дополнительного соглашения к данному договору и выставления дополнительных нарядов полиции.
Однако каких-либо дополнительных соглашений к указанному договору на охрану всего периметра аэропорта не имеется.
В соответствии с ч. 4 ст. 84 ВК РФ, требования авиационной безопасности и порядок их выполнения устанавливаются федеральными авиационными правилами.
Пунктом 27 Федеральных авиационных правил «Требования авиационной безопасности к аэропортам», утвержденных Приказом Минтранса РФ от 28.11.2005 № 142 (далее – ФАП-142), предусмотрено, что на привокзальных площадях создаются зоны безопасности шириной не менее 50 м от зданий аэровокзальных комплексов и других объектов аэропортов (для аэропортов местных воздушных линий носит рекомендательный характер).
Кратковременная остановка автотранспортных средств в зонах безопасности допускается только для посадки (высадки) пассажиров. Стоянка автотранспортных средств в зонах безопасности запрещена.
В ходе проведенных прокуратурой проверочных мероприятий установлено, что в нарушение указанных требований законодательства ОАО «Аэропорт Внуково» допускается стоянка автомобилей в 50-метровой зоне безопасности у аэровокзального комплекса ВИП-ЗОЛД.
Стоянка автомобильного транспорта организована ОАО «Аэропорт Внуково» у здания ВИП-ЗОЛД, расположенного по адресу: <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером №.
Указный земельный участок находится на правах аренды у ОАО «Аэропорт Внуково» в соответствии с договором долгосрочной аренды земельного участка № М-07-018149 от 04.04.2001.
В соответствии с п. 23 ФАП-142, с внутренней и внешней сторон периметрового ограждения полоса шириной 3 метра должна быть очищена от мусора, кустарника и деревьев. На ней не допускается строительство объектов, складирование оборудования и материалов, стоянка транспортных средств и т.п.
Вместе с тем, к стоянке автомобилей, организованной ОАО «Аэропорт Внуково» перед зданием аэровокзального комплекса ВИП-ЗОЛД примыкает внешняя сторона периметрового ограждения аэропорта Внуково. Автомобили осуществляют стоянку в непосредственной близости (на расстоянии менее 3 метров) от периметрового ограждения.
ДД.ММ.ГГГГ в отношении ОАО «Аэропорт Внуково» возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 11.3.1 КоАП РФ (невыполнение и нарушение норм, правил или процедур авиационной безопасности), в том числе за допущение стоянки автомобилей в 50-метровой зоне безопасности аэровокзального комплекса ВИП-ЗОЛД.
На основании постановления УГАН НОТБ ЦФО Ространснадзора от ДД.ММ.ГГГГ ОАО «Аэропорт Внуково» привлечено к административной ответственности.
Вместе с тем, в ходе проверки, проведенной ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой совместно с привлечением специалистов УГАН НОТБ ЦФО Ространснадзора в порядке контроля устранения ОАО «Аэропорт Внуково» ранее выявленных нарушений установлено, что стоянка автомобилей в указанной зоне авиационной безопасности допускается, о чем составлен соответствующий акт проверки и осуществлена фотосъемка.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что ответчиком указанные требования авиационного законодательства не соблюдаются, что ставит под угрозу обеспечение авиационной безопасности в международном аэропорту Внуково, антитеррористическую защищенность объекта транспорта и может повлечь за собой причинение вреда жизни и здоровью граждан и иные негативные последствия, в связи с чем, суд считает необходимым исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Разрешая вопрос о распределении судебных расходов, суд, в соответствии со ст. 103 ГПК РФ, согласно которой издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований, считает необходимым взыскать с ответчика государственную пошлину в доход государства в размере <данные изъяты> руб. (пп.3 п.1 ст.333.19 НК РФ).
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Иск удовлетворить.
Обязать ОАО «Аэропорт Внуково» выполнить требования законодательства по обеспечению авиационной безопасности в аэропорту Внуково:
- заключить договор на оказание услуг полицейской охраны периметра аэропорта Внуково зоны ответственности ОАО «Аэропорт Внуково» с подразделением вневедомственной охраны при органах внутренних дел РФ;
- не допускать стоянку автомобилей на земельном участке перед зданием аэровокзального комплекса ВИП-ЗОЛД аэропорта Внуково, организовав остановку автомобилей только для посадки (высадки) пассажиров.
Взыскать с открытого акционерного общества «Аэропорт Внуково» государственную пошлину в доход государства в размере <данные изъяты> (<данные изъяты>) руб. 00 коп.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Демочкина О.В.