№2-889/2018 мотивированное решение
изготовлено 03 декабря 2018 г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 ноября 2018 года г.ФИО3 Ярославской области
Ростовский райсуд Ярославской области в составе
Председательствующего Яковлевой Л.В.,
при секретаре Корабельниковой А.М.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к администрации городского поселения ФИО3, Департаменту строительства Ярославской области, администрации Ростовского муниципального района об обязании выдать жилищный сертификат, принять имущество,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с иском к администрации городского поселения ФИО3 и Департаменту строительства Ярославской области об обязании принять принадлежащее ему на праве собственности имущество, а именно ? долю в праве собственности на помещение в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес> площадью 31,15 кв.м и обязании выдать ему жилищный сертификат на приобретение недвижимого имущества площадью не менее 42 кв.м.
В обоснование заявленных требований указывает, что Администрация Ростовского муниципального района Ярославской области ведет учет нуждающихся в выдаче сертификата и отвечает за сбор полного пакета документов для Департамента строительства Ярославской области. Департамент строительства Ярославской области при поступлении полного пакета документов от администрации Ростовского района выдает государственный сертификат. 01 марта 2018 года он обратился в администрацию городского поселения ФИО3 с заявлением о принятии его недвижимого имущества администрацией городского поселения ФИО3 по безвозмездному обязательству согласно абз.1, и 3 ст.6 ФЗ РФ от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» с целью получения жилищного сертификата. 23 марта 2018 года поступил ответ об отказе от приема недвижимого имущества. 10 мая 2018 года после повторного обращения в администрацию городского поселения ФИО3 и в администрацию Ростовского муниципального района Ярославской области, ему было отказано в выдаче сертификата со ссылкой на ст.6 Закона ФЗ РФ от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей». Считает данный отказ незаконным, поскольку на основании ст.5 ФЗ РФ от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» он имеет право на получение жилищного сертификата на приобретение недвижимого имущества площадью не менее 42 кв.м., он готов передать в собственность администрации городского поселения ФИО3 принадлежащее ему на праве собственности недвижимое имущество.
Истец ФИО1 и представитель по доверенности ФИО2 заявленные требования поддержали в полном объеме по основаниям, указанным в исковом заявлении. Обосновывая законность исковых требований ссылались на положения Федерального закона от 25.10.2002 N125-ФЗ (ред. от 07.06.2017) "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" и пп.19, 24, 44, 45 Постановлении Правительства РФ от 21.03.2006 N153 (ред. от 27.06.2018) "О некоторых вопросах реализации основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации" вместе с "Правилами выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации". Считают, что исходя из положений п.45 вышеуказанного постановления Правительства РФ обязательство, подписывается всеми совершеннолетними членами семьи, согласие на принятие такого обязательства может быть подтверждено также путем представления письменного документа, удостоверенного в нотариальном или ином установленном законодательством порядке, что подтверждает, что подписи администрации в обязательстве не требуется, требуются только подписи членов семьи. В данной ситуации важен сам факт отказа гражданина от собственности в пользу администрации, а не подпись второй стороны – Администрации городского поселения. Для Департамента строительства Ярославской области не важно имеется ли в обязательстве подпись администрации г.п. ФИО3 или нет, он обязан принять полный пакет документов, который не был подготовлен администрацией Ростовского муниципального района. Отказ Департамента строительства в выдаче жилищного сертификата незаконный, в том числе и отказ в принятии жилого помещения в собственность администрации городского поселения ФИО3. Департамент строительства был введен в заблуждение поскольку обязательство Забрайчного не было передано для оформления документов, оно должно было быть передано Администрации РМР для включения его в пакет документов и направлении его в Департамент строительства. После приобретения жилого помещения Забайрачный должен освободить жилое помещение, которое он занимает сейчас и выехать от туда.
Представитель ответчика Администрации городского поселения ФИО3 Ярославской области ФИО4 в судебном заседании возражала относительно удовлетворения исковых требований ФИО1 указав, что независимо от способа прекращения права собственности одного лица, имущество не может поступить в собственность другого лица без выражения им воли на это, обязанность органов местного самоуправления по принятию в безусловном порядке спорного имущества в муниципальную собственность законодательно не закреплена. Согласно п.5 ст.2 ЖК РФ органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда. Кв.2 дома 54 по ул.Гладышева г.Ростова у заявителя находится в собственности на основании договора дарения от 23 июня 1994 года, доля в праве 1/4, жилое помещение находится в ветхом состоянии не отвечающим требованиям ст. 89 ЖК РФ. Бремя содержания за собственностью надлежащим образом заявителем не осуществлялась длительное время. Передаваемый объект заявителем в его ветхом состоянии с обременением памятника использовать по целевому назначению невозможно в рамках полномочий определенных 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления». Далее пояснила, что согласно Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ №153, определяющих выдачу жилищного сертификата, обязательство Забайрачным было написано 01.03.2018 года, обязанность принять жилое помещение органа местного самоуправления нигде не предусмотрена, поэтому требования о принятии жилого помещения в собственность администрации городского поселения ФИО3 необоснованны. Сертификат должен быть выдан, так как обязательство было дано Забайрачным, подписано им, в законе речь идет лишь о волеизъявлении гражданина.
Представитель ответчика администрации Ростовского муниципального района Ярославской области ФИО5 в судебном заседании возражала по исковым требованиям, указав, что ФИО1 состоит на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий в администрации городского поселения ФИО3 по категории как житель Крайнего Севера, он ежегодно с января до июля заявляется для участия в мероприятии по выполнению государственных обязательств по улучшению жилищных условий. ФИО1 по категории «житель Крайнего Севера» изъявил желание получить жилищный сертификат на улучшение жилищных условий. Администрацией Ростовского муниципального района ежегодно формируются списки таких граждан и направляются в Департамент строительства Ярославской области. Департамент строительства формирует сводный список граждан изъявивших желание, где формируется очередность получения жилищных сертификатов. В марте 2018 года Администрация получила письменное уведомление от Департамента строительства о том, что Забайрачный включен в сводный список граждан, получающих сертификаты в 2018 году составом семьи из 2 человек, предлагалось собрать документы для получения его жилищного сертификата в течении месяца. П.44 «Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации"), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N153 установлен перечень документов, которые необходимы для получения жилищного сертификата, где предусмотрено, что если гражданин принимает решение по передачи своего жилого помещения в безвозмездное пользование, отчуждение в администрацию городского поселения, то он заключает соглашение с администрацией городского поселения о безвозмездной передачи своего жилого помещение в собственность городского поселения. Это соглашение Забайрачному помогли заполнить по форме, которая указана в Правилах №153, направили в администрацию городского поселения ФИО3. Отчуждение жилого помещения это единственный вариант для получения жилищного сертификата Забайрачным. В марте месяце администрация городского поселения Ростова уведомила их и Забайрачного о том, что они отказываются принимать жилое помещение Забайрачного в собственность, и соответственно условия п.44 вышеуказанных Правил не выполнялись- отсутствие соглашения о передачи жилого помещение является препятствием для последующего оформления документов.
Ответчик Департамент строительства Ярославской области в судебном заседания участия не принимал, извещен своевременно надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, представил в суд позицию по исковому заявлению, в которой указал, что оставляет разрешение вопроса об обязании администрации городского поселения ФИО3 принять принадлежащее ФИО6 жилое помещение в муниципальную собственность на усмотрение суда. В обязании Департамента строительства области выдать ФИО1 государственный жилищный сертификат просил отказать. Обосновывая возражения по иску, указал, что Забайрачный является гражданином, выехавшим из районов Крайнего Севера и имеет право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета. ФЗ от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» предусмотрено право граждан на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий на приобретение или строительства жилых помещений. Реализация указанного права осуществляется в рамках основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жилым категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ». Порядок и условия оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов регламентированы Правилами выпуска и реализации сертификатов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 г. № 153.
ФИО1 является участником основного мероприятия, изъявил желание получить государственный жилищный сертификат в 2018 году, включен в областной свободный список граждан, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в 2018 году по категории «Граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним лица», а также в список получателей государственных жилищных сертификатов в 2018 году по данной категории граждан составом семьи 2 человека. Администрация РМР уведомлена о получении ФИО1 государственным жилищного сертификата в 2018 году, в ее адрес направлено письмо о необходимости подготовки и направления в департамент строительства области учетного дела истца. 17 апреля 2018 года в Департамент поступило письмо администрации РМР от 10 апреля 2018 года № 798, согласно которому представить необходимые для получения ФИО1 жилищного сертификата документы не представляется возможным по причине отсутствия подписанного администрацией г.п.ФИО3 обязательства о передаче в муниципальную собственность Забайрачному жилого помещения, соответственно, в Департамент документы Забайрачного не поступали, Департамент их не рассматривал, в выдаче сертификата не отказывал, никакими действиями не нарушил права истца.
Третье лицо Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ярославской области (Управление Росреестра по Ярославской области), в судебном заседания участия не принимал, извещен своевременно и надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований ФИО1 по следующим основаниям.
Судом установлено, что Забайрачный является гражданином, выехавшим из Районов Крайнего Севера, и имеет право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета.
Федеральным законом от 25.10.2002 №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» предусмотрено право граждан на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий на приобретение или строительства жилых помещений.
В соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона от 25.10.2002 N 125-ФЗ условием выдачи государственного жилищного сертификата гражданину, проживающему в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности без установленных обременений, является данное им и подписанное всеми совершеннолетними членами его семьи обязательство о безвозмездном отчуждении этого жилого помещения в государственную или муниципальную собственность.
Исполнение указанного обязательства осуществляется в течение двух месяцев со дня приобретения гражданином жилого помещения за счет жилищной субсидии. Отчуждению в государственную или муниципальную собственность подлежат все жилые помещения, принадлежащие гражданину и (или) членам его семьи на праве собственности.
Реализация указанного права осуществляется в рамках основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жилым категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы РФ «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан РФ». Порядок и условия оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов регламентированы Правилами выпуска и реализации сертификатов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 г. № 153.( далее Правил № 153).
ФИО1 является участником основного мероприятия и изъявил желание получить государственный жилищный сертификат в 2018 году, включен в областной свободный список граждан, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в 2018 году по категории «Граждане, выехавшие из районов Крайнего Севера и приравненных к ним лица», а также в список получателей государственных жилищных сертификатов в 2018 году по данной категории граждан составом семьи 2 человека.
Администрация РМР уведомлена о получении ФИО1 государственным жилищного сертификата в 2018 году, в ее адрес Департаментом строительства было направлено письмо о необходимости подготовки и направления в Департамент строительства области учетного дела истца.
П.44 Правил №153 предусмотрен перечень документов, которые должен предоставить для получения сертификата гражданин - участник основного мероприятия, в числе которых пп. «ж» - обязательство о безвозмездном отчуждении находящегося в собственности жилого помещения (жилых помещений) в государственную (муниципальную) собственность по форме согласно приложению № 6 (в 2 экземплярах).
Доводы представителя истца ФИО2 о том, что в данном случае исходя из положений ФЗ от 25.10.2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего севера и приравненных к ним местностей» необходимо лишь волеизъявление ФИО7 о передаче принадлежащего ему жилого помещения в муниципальную собственность, суд считает необоснованными. Правилами №153 прописан механизм реализации права гражданина на получение жилищного сертификата. Исходя из Приложения №6 к Правилам № 153 обязательство представляет собой унифицированную форму обязательства -соглашения, как содержащего взаимные обязательства гражданина, изъявившего желание получить жилищный сертификат - обязательство в 2-месячный срок с даты приобретения им жилого помещения посредством реализации государственного жилищного сертификата освободить со всеми совместно проживающими с ним членами семьи и сдать в установленном законодательством Российской Федерации жилое помещение и земельный участок, занятый жилым домом (частью жилого дома) и необходимый для его использования, обязуется с момента подписания настоящего обязательства не совершать иных действий, которые влекут или могут повлечь его отчуждение, а также не предоставлять указанное жилое помещение для проживания другим лицам, не являющимся членами его семьи; и органа местного самоуправления - принять занимаемое им жилое помещение (земельный участок, занятый жилым домом (частью жилого дома), указанное в настоящем обязательстве, в установленный этим обязательством срок.
Данное обязательство по форме согласно приложения № 6 к Правилам №153 было заполнено ФИО1, и согласно его заявления от 01.03.2018 года передано в администрацию г.п. ФИО3 ( л.д.13).
Администрацией г.п. ФИО3 данное обязательство подписано не было. Исходя из письма главы городского поселения от 23 марта 2018 года № 1130 в принятии жилого помещения в собственность городского поселения отказано(л.д.22). При этом, доводы представителя ответчика о том, что жилое помещение Забайрачного не может быть принято в муниципальную собственность ввиду того, что является памятником культурного наследия, а также является неблагоустроенным и находится в ветхом состоянии, не отвечающим требованиям ст.89 ЖК РФ, являются необоснованными. Законом не предусматривается критериев к жилому помещению, относительно которого предоставляется обязательство о передаче в муниципальную собственность для последующего получения жилищной субсидии. Вопреки положениям ст.56 ГПК РФ ответчиком не представлено относимых и допустимых доказательств тому, что предоставляемое жилое помещение не соответствует требованиям, предусмотренным ст.89 ЖК РФ.
17 апреля 2018 года в Департамент поступило письмо администрации РМР от 10 апреля 2018 года №798, согласно которому представить необходимые для получения ФИО1 жилищного сертификата документы не представляется возможным по причине отсутствия подписанного администрацией г.п. ФИО3 обязательства о передаче в муниципальную собственность Забайрачному жилого помещения. Соответственно, в Департамент документы Забайрачного не поступали, Департамент их не рассматривал, права Забайрачного данным ответчиком нарушены не были.
Именно отсутствие оформленного, подписанного как ФИО1, так и администрацией г.п.ФИО3 обязательства по форме согласно приложения №6 к Правилам № 153 явилось препятствием к реализации прав истца на получение жилищного сертификата на стадии формирования и подачи, полного пакета документов, предусмотренного п.44 Правил №153. На данной стадии необходимость принятия принадлежащего ФИО1 жилого помещения в муниципальную собственность не предусмотрена, данное обязанность возникает у городского поселения ФИО3, исходя из заключенного подписанного со стороной истца обязательства по форме Приложения № 6 к Правилам №153 в течении двух месяцев со дня приобретения гражданином жилого помещения за счет жилищной субсидии.
На основании изложенного руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд,
Р Е Ш И Л :
Исковые требования ФИО1 удовлетворить частично.
Обязать администрацию городского поседения ФИО3 подписать обязательство о безвозмездном отчуждении ФИО1 жилого помещения по адресу: <адрес> в виде ? доли в праве собственности в муниципальную собственность. В остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд через Ростовский районный суд в течении месяца со дан изготовления мотивированного решения судом.
Председательствующий Л.В. Яковлева