Дело № 2-889/2014
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 февраля 2014 года г.Тверь
Центральный районный суд города Твери в составе
председательствующего судьи Райской И.Ю.
при секретаре Вакуленко Ю.А.
с участием: представителя заявителя ФИО1,
представителя заинтересованного лица ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Твери гражданское дело по заявлению ФИО3 о признании незаконным отказа Главного управления по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области, выраженный в письме № от ДД.ММ.ГГГГ, обязании пересмотреть технические условия на реконструкцию жилого дома по адресу: <адрес>, с выдачей технических условий в соответствии с действующим законодательством,
у с т а н о в и л:
ФИО3 в лице представителя по доверенности ФИО1 обратилась в Центральный районный суд г. Твери с заявлением о признании незаконным отказ Главного управления по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области, выраженный в письме № от ДД.ММ.ГГГГ, в части: запрета на устройство мансардной крыши, увеличения объема и изменение конструкций дома; запрета на использование современных строительных материалов; понуждения пользоваться услугами дипломированного архитектора при разработке проекта капитального ремонта здания, а также обязать пересмотреть Технические условия на реконструкцию жилого дома по адресу: <адрес> с выдачей Технических условий в соответствии с действующим законодательством.
В обоснование заявленных требований заявитель ссылался на следующие обстоятельства. Заявителю на праве собственности принадлежит <данные изъяты> долей земельного участка и <данные изъяты> долей жилого дома по адресу: <адрес>. В ДД.ММ.ГГГГ года заявитель обратилась в Главное управление по дарственной охране объектов культурного наследия Тверской области с заявлением о выдаче условий на реконструкцию принадлежащего ей жилого дома. Реконструкция предусматривала устройство мансардного этажа, утепление стен и обшивку дома сайдингом.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ заявителю было разрешено осуществить ремонт при выполнении следующих условий. Разработать проект капитального ремонта жилого дома. В составе проекта капитального ремонта учесть: сохранение объемно-пространственного, архитектурного и декоративного решения здания (структура и декор фасадов, размер и форма крыши, расположение оконных и дверных проемов, материал отделки фасадов, цветовое решение). Не разрешается изменение параметров здания и его частей (количество этажей, площади и объема) в том числе расширение; цветовое решение кровельного покрытия должно быть традиционным, неярких тонов (серый, зеленый, коричневый), применение современных кровельных материалов (металлочерепица, ондулин и другие профилированные материалы) не разрешаются; проект капитального ремонта здания (генплан на топооснове, фасады, разрезы, планы, паспорт цветового решения фасадов, фотофиксация существующего положения, развертка по <адрес> с включением объекта капитального ремонта, инженерное решение фундаментов) выполнить силами дипломированного архитектора.
Свои требования Управление по охране памятников обосновывает тем, что принадлежащий заявителю жилой дом согласно учетной документации является исторически ценным градоформирующим объектом в составе «Комплекса жилой застройки, вторая половина XVIII - нач. XX в.в».
Полагает отказ Управления в части устройства мансардного этажа, утепления стен и обшивку дома сайдингом. запрета использования современных кровельных материалов, обязании выполнить проект капитального ремонта силами дипломированного архитектора незаконным, поскольку из текста свидетельств о государственной регистрации права, выданных на земельный участок и жилой дом <адрес> существующие ограничения (обременения) права не зарегистрированы, в «Списках объектов историко-культурного наследия Тверской области», утвержденных решением Тверского областного Совета народных депутатов № от ДД.ММ.ГГГГ, дом <адрес> не значится.
Указывает, что в настоящее время дом находится в аварийном состоянии: крыша протекает на кухне, детской спальне, в прихожей; бревенчатые стены прогнили, покосились и в любой момент могут упасть (боковая часть стены держится на дополнительной подпорке, при этом подпорка находится на земле другого собственника, который требует убрать ее), задняя часть стены не связана с боковой и между ними образовалась щель около 10 см, в которую задувает ветер, в доме постоянный сквозняк по полу.
В соответствии с Генеральным планом города Твери, утвержденным Решением Тверской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № (394), на карте функциональных зон дом <адрес> расположен в зоне малоэтажной секционной и блокированной застройки до 4-х этажей. На карте объектов культурного наследия, утвержденной этим же Решением, дом <адрес> в качестве такового объекта не значится. В соответствии с Решением Тверской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № «О внесении изменений во Временные правила землепользования и застройки г. Твери, утвержденные решением Тверской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ №» данный земельный участок относится к зоне многоквартирных жилых домов до трех этажей (Ж- 2).
Пунктом 2 ст. 18 указанного решения установлено: «Осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три и предназначенных для проживания одной семьи. Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку проектной документации применительно к данному объекту капитального строительства». Ст. 29 Решения: зона многоквартирных жилых домов до трех этажей (Ж-2). «Назначение: зона предназначена для застройки малоэтажными (до 3 этажей) и блокированными жилыми домами, допускается размещение объектов социального и культурно-бытового обслуживания населения, преимущественно местного значения, иных объектов согласно градостроительным регламентам. Допускается существование жилых домов и других объектов, введенных в эксплуатацию в установленном законом порядке и отвечающих требованиям территориальных зон, строительство которых осуществлялось до вступления в силу настоящих Правил. Основные виды разрешенного использования: индивидуальные жилые дома; блокированные жилые дома; многоквартирные жилые дома не выше трех этажей. Высота зданий: для всех основ-строений высота от уровня земли до верха кровли - не более 16 м. (п. 4).
Также действующими законодательными актами не предусмотрено ограничений в использовании материалов для строительства и реконструкции данного жилого дома, рекомендательный характер может носить только выбор цвета фасада и кровли.
В судебное заседание заявитель ФИО3 не явилась, о времени и месте рассмотрения заявления извещена надлежащим образом, поручила ведение дела своему представителю на основании доверенности ФИО1, который в судебном заседании в полном объеме поддержал заявленные требования по основаниям, изложенным в заявлении.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица Главного управления по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области ФИО2 возражала относительно удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве. Согласно представленного письменного отзыва, согласно приказу комитета по охране историко-культурного наследия Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ №, приказу комитета по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области от ДД.ММ.ГГГГ № здание по адресу: <адрес>, является исторически ценным градоформирующим объектом «Комплекс жилой застройки вт.пол. 18 - нач. 20 вв.» (<адрес>).
Приказ от ДД.ММ.ГГГГ № был принят в период действия ст. 59 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) пародов РФ» от 25.06.2002 № 73-ФЗ, согласно которой в историческом поселении государственной охране подлежат все исторически ценные градоформирующие объекты: планировка, застройка, композиция, природный ландшафт, археологический слой, соотношение между различными городскими пространствами (свободными, застроенными, озелененными), объемно-пространственная структура, фрагментарное и руинированное градостроительное наследие, форма и облик зданий и сооружений, объединенных масштабом, объемом, структурой, стилем, материалами, цветом и декоративными элементами, соотношение с природным и созданным человеком окружением, различные функции исторического поселения, приобретенные им в процессе развития, а также другие цепные объекты.
Постановлением Коллегии Минкультуры РСФСР, Госстроя РСФСР и Президиума Центрального Совета BOOПИК от 1990 года г. Тверь был отнесен к историческим наследиям.
Решением Президиума Тверского областного Совета народных депутатов, исполнительного комитета Тверского областного Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № был утвержден генеральный план г. Твери с основными положениями и проектом зон охраны памятников истории и культуры, разработанный институтом «Ленгипрогор».
В соответствии с действующими зонами охраны памятников истории и культуры <адрес>, утвержденными решением № 26/40, земельный участок по указанному адресу расположен в границах заповедного и исторического районов города, на территории памятника. Заповедный район содержит наибольшую концентрацию памятников и их комплексов, представляющих единое композиционное решение. Режим содержания заповедного района должен обеспечивать сохранение исторически сложившегося комплекса, его планировочной структуры, характера застройки, ландшафта, гармоническое оптимальное сочетание архитектурно-художественных форм новых зданий с окружающей средой. На территории заповедного района все работы проводятся с согласования органами охраны памятников истории и культуры. В свою очередь в отношении территории памятника проектом зон охраны указано, что отдельные памятники, даже группы памятников, действия которых несильно распространяется на территории, для них необходим масштаб 1:2000, то есть, разработка новых зон охраны в предлагаемом масштабе. Новый Генеральный план города Твери утвержден решением Тверской городской думы от ДД.ММ.ГГГГ № в составе положения о территориальном планировании и материалов по обоснованию проекта, в числе которых указана карта территорий объектов культурного наследия. При этом в пункте 2.6 материалов по обоснованию проекта Генерального плана предусмотрено, что на территории г. Твери к зонам с особыми условиями использования территории относятся, в том числе зоны охраны объектов культурного наследия. При этом территории объектов культурного наследия отнесены к территориям, не подлежащим застройке, а зоны охраны объектов культурного наследия - к территориям с регламентацией застройки. В пункте 3.7 материалов по обоснованию проекта Генерального плана указано, что проект Генерального плана разработан на базе ныне действующих зон охраны памятников истории и культуры города Твери, утвержденных решением №. Таким образом, решение Тверской городской думы от ДД.ММ.ГГГГ № утвердившее Генеральный план города Твери, не отменило Проект зон охраны памятников истории и культуры, принятый Решением №.
Более того, согласно пункту 4.1. материалов по обоснованию проекта Генерального плана в настоящее время разрабатывается новый «Проект зон охраны объектов культурного наследия города Твери», в котором предлагается система зон охраны для всех видов памятников города Твери - археологии, истории, архитектуры, искусства, а также природного ландшафта.
В соответствии с пунктом 28 Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.04.2008 № 315, изменение зон охраны объекта культурного наследия, в том числе их границ, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон, осуществляется путем разработки нового проекта зон охраны объекта культурного наследия в порядке, установленном настоящим Положением. В отношении указанного адреса новые зоны охраны не утверждались.
Указывает, что отнесение земельного участка к землям населенных пунктов не означает, что правовой режим особо охраняемых территорий и объектов не должен применяться к такому земельному участку, если установлен в соответствии с законодательством. Режим использования зон охраны объектов культурного наследия распространяется на все участки, расположенные в границах указанных зон, вне зависимости от их отнесения к категории «земли историко-культурного назначения» или любой другой категории земель (Постановление Президиума ВАС РФ от 24.09.2013 №17867/12).
С учетом изложенного, принимая во внимание положения статьи 167 ГПК РФ, суд находит возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося заявителя.
Выслушав представителя заявителя, представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Из положений ст. 3 ГПК РФ следует, что заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов. Из буквального толкования указанных норм права следует, что защите подлежит нарушенное право гражданина или юридического лица.
Частью 2 ст. 46 Конституции РФ установлено право каждого обжаловать в суд решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединения и должностных лиц. Порядок реализации данного права предусмотрен главой 25 ГПК РФ.
Согласно статье 254 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод (пункт 1 статьи 256 Гражданского процессуального кодекса РФ).
На основании статьи 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых, в частности, нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Для принятия решения об удовлетворении заявления, исходя из буквального смысла ст. ст. 254, 255 ГПК РФ, необходима совокупность двух обстоятельств - несоответствие (противоречие) оспариваемого действия (бездействия) или решения закону или иному правовому акту, а также нарушение оспариваемым решением прав и законных интересов заявителя.
Как установлено в ходе рассмотрения дела и не оспаривается лицами, участвующими в деле, ФИО3 является собственником <данные изъяты> долей в праве общей долевой собственности на земельный участок и 63/100 долей жилого дома, расположенных по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ заявитель обратился в Главное управление по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области с заявлением о выдаче технических условий на проектирование и реконструкцию индивидуального жилого дома, расположенного по вышеуказанному адресу, с приложением соответствующих документов.
ДД.ММ.ГГГГ Главным управлением по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области в адрес заявителя было направлено сообщение, согласно которого в выдаче условий на реконструкцию жилого дома, в части реконструкции крыши с устройством мансардного этажа и обшивки фасадов дома сайдингом, расположенного по адресу: <адрес>, было отказано, так как реконструкция исторически ценного градоформирующего объекта будет противоречить режимам содержания заповедного района действующих зон охраны памятников истории г. Твери и приведет к изменению его внешнего вида.
В соответствии с ч. 2 ст. 209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Аналогичная норма содержится в п. 1 ст. 52 ФЗ от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», согласно которой физические и юридические лица осуществляют право пользования объектом культурного наследия по своему усмотрению с учетом требований, установленных Законом об охране и иными нормативными правовыми актами, если это не ухудшает состояние указанных объектов, не наносит вред окружающей историко-культурной и природной среде, а также не нарушает права и законные интересы других лиц.
Таким образом, исходя из анализа вышеуказанных норм собственник объекта культурного наследия самостоятельно решает, какие действия ему совершать в отношении объекта культурного наследия с учетом установленных Законом об охране ограничений, а именно при условии, что такие действия: не противоречат закону и иным правовым актам; не нарушают права и охраняемые законом интересы других лиц; не ухудшают состояние указанного объекта; не наносят вред окружающей историко-культурной и природной среде.
Действующим законодательством не предусмотрен прямой запрет на реконструкцию объекта культурного наследия, вместе с тем, исходя из содержания ст. 52 вышеуказанного Закона объект культурного наследия используется с обязательным обеспечением неизменности облика и интерьера объекта культурного наследия в соответствии с особенностями данного объекта, послужившими основанием для включения объекта культурного наследия в реестр и являющимися предметом охраны данного объекта, описанным в его паспорте.
В соответствии со ст. 40 Закона сохранение объекта культурного наследия – это, в том числе, приспособление объекта культурного наследия для современного использования.
В силу ст. 44 Закона приспособление объекта культурного наследия для современного использования - научно-исследовательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях создания условий для современного использования объекта культурного наследия без изменения его особенностей, составляющих предмет охраны.
Таким образом, исходя из прямого толкования ст. 44 Закона следует, что проектные и производственные работы на территории объекта культурного наследия разрешены при условии, что такие работы: проводятся в целях создания условий для современного использования объекта культурного наследия и проводятся без изменения особенностей, составляющих предмет охраны объекта культурного наследия. Следовательно, если строительные работы на объекте культурного наследия проводятся в целях создания условий для современного использования и без изменения особенностей, составляющих предмет охраны объекта культурного наследия, то закон не запрещает такие строительные работы.
В соответствии с п. 14 ст. 1 ГрК РФ реконструкция - это такие строительные работы, при выполнении которых происходит изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (высота, количество этажей, площадь, показатели производственной мощности, объем) и качества инженерно-технического обеспечения.
Соответственно, строительные работы по реконструкции - это частный случай строительных работ. Поскольку законом разрешено проведение строительных работ, следовательно, разрешено проведение и строительных работ по реконструкции при условии, если такие работы проводятся в целях создания условий для современного использования и без изменения особенностей, составляющих предмет охраны объекта культурного наследия.
В соответствии со ст. 34 Закона в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта. Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия.
Постановлением Коллегии Минкультуры РСФСР, Госстроя РСФСР и Президиума Центрального Совета ВООПИК от 1990 года г. Тверь отнесен к историческим поселениям.
В историческом поселении государственной охране подлежат все исторически ценные градоформирующие объекты (часть 2 статьи 59 Закона № 73-ФЗ).
Особое регулирование градостроительной деятельности в историческом поселении включает в себя, в том числе, составление историко-культурного опорного плана в границах исторического поселения с обозначением всех градостроительных элементов и сооружений на земельных участках, представляющих собой историко-культурную ценность (часть 3 статьи 60 Закона № 73-ФЗ).
Решением Президиума Тверского областного Совета народных депутатов, исполнительного комитета Тверского областного Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ № был утвержден генеральный план г. Твери с основными положениями и проектом зон охраны памятников истории и культуры, разработанный институтом «Ленгипрогор».
В соответствии с действующими зонами охраны памятников истории и культуры г. Твери, утвержденными вышеуказанным решением, земельный участок по адресу: <адрес>, расположен в границах заповедного и исторического районов города, на территории памятника «Белая Троица». Заповедный район содержит наибольшую концентрацию памятников и их комплексов, представляющих единое композиционное решение. Режим содержания заповедного района должен обеспечивать сохранение исторически сложившегося комплекса, его планировочной структуры, характера застройки, ландшафта, гармоническое оптимальное сочетание архитектурно-художественных форм новых зданий с окружающей средой. На территории заповедного района все работы проводятся с согласования органами охраны памятников истории и культуры. В отношении территории памятника проектом зон охраны указано, что отдельные памятники, даже группы памятников, действия которых несильно распространяется на территории, для них необходим масштаб 1:2000, то есть, разработка новых зон охраны в предлагаемом масштабе.
В Генеральном плане города Твери, утвержденном решением Тверской городской думы от ДД.ММ.ГГГГ № в составе положения о территориальном планировании и материалов по обоснованию проекта указана карта территорий объектов Культурного наследия.
В пункте 2.6 материалов по обоснованию проекта Генерального плана предусмотрено, что на территории г. Твери к зонам с особыми условиями использования территории относятся, в том числе, зоны охраны объектов культурного наследия. При этом территории объектов культурного наследия отнесены к территориям, не подлежащим застройке, а зоны охраны объектов Культурного наследия - к территориям с регламентацией застройки.
В пункте 3.7. материалов по обоснованию проекта Генерального плана указано, что проект Генерального плана разработан на базе ныне действующих зон охраны памятников истории и культуры города Твери, утвержденных решением №.
Исходя из вышеизложенного, решение Тверской городской думы от ДД.ММ.ГГГГ № утвердившее Генеральный план города Твери, не отменило Проект зон охраны памятников истории и культуры, принятый Решением №
Как следует из содержания Списка ценных градоформирующих объектов, утвержденного Приказом Комитета по охране историко-культурного наследия Тверской области № от ДД.ММ.ГГГГ, жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, входит в комплекс жилой застройки вт. пол. ХVIII – нач. ХХ в.
Следовательно, положения генерального плана и Списка в их совокупном толковании влекут установление для собственников жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, ограничений в пользовании указанным жилым домом и земельным участком и возложение на них дополнительных обязанностей по охране исторически сложившейся архитектурно – художественной формы объекта.
Из заявления ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ, приложенной к нему копии топографического плана и фотоматериала объекта в настоящий момент следует, что заявитель планирует произвести реконструкцию здания со значительным изменением особенностей, составляющих предмет охраны объекта культурного наследия.
При таких обстоятельствах, суд считает, что оспариваемый ответ Главного управления по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области в части запрета реконструкции крыши с устройством мансардного этажа и обшивки фасадов сайдингом соответствует законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Требования заявителя о признании незаконным отказ Главного управления по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области, выраженный в письме № от ДД.ММ.ГГГГ, в части понуждения пользоваться услугами дипломированного архитектора при разработке проекта капитального ремонта здания не могут быть признаны обоснованными, поскольку как следует из содержания оспариваемого ответа, указание на выполнение проекта капитального ремонта силами дипломированного архитектора носит рекомендательный характер и не является основанием для отказа в выдаче условий на реконструкцию жилого дома, а, следовательно, не нарушает права и законные интересы заявителя.
Поскольку суд не усматривает нарушений прав и законных интересов заявителя со стороны указанного им органа, оснований для возложения обязанности на данное лицо по их устранению также не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198, 254-258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявленных требований ФИО3 о признании незаконным отказа Главного управления по государственной охране объектов культурного наследия Тверской области, выраженный в письме № от ДД.ММ.ГГГГ, обязании пересмотреть технические условия на реконструкцию жилого дома по адресу: <адрес>, с выдачей технических условий в соответствии с действующим законодательством – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд с подачей жалобы через Центральный районный суд города Твери в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 07 марта 2014 года.
Председательствующий И.Ю. Райская