ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-88/19 от 22.01.2019 Свердловского районного суда г. Иркутска (Иркутская область)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 января 2019 года Свердловский районный суд г.Иркутска в составе: председательствующего судьи Новоселецкой Е.И,

при секретаре Ивановой К.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-88/19 по иску Синицын К.А. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Свердловском районе города Иркутска о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии, признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии, об обязании включения в общий стаж и в стаж на соответствующих видах работ, взыскании судебных расходов,

У С Т А Н О В И Л:

Синицин К.А. обратился в суд с иском к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Свердловском районе города Иркутска о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии, признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии, об обязании включения в общий стаж и в стаж на соответствующих видах работ, взыскании судебных расходов. В качестве оснований иска указано, что 23.4.2018 истец обратился к ответчику с заявлением о назначении трудовой пенсии. Решением ГУ - УПФР в Свердловском районе г. Иркутска № 478 от 29.05.2018 в досрочном назначении трудовой пенсии по старости отказано. В стаж на соответствующих видах работ не включены следующие периоды: с 01.01.1992 по 01.09.1998 в должности старшего бортпроводника Авиа компании «Байкал».

Истец полагает отказ в назначении пенсии незаконным по следующим основаниям.

В спорный период времени истец работал в должности старший борт проводник Авиа компании «Байкал». Общий налет часов составил 2518. Занимая должность старшего бортпроводника истец осуществлял свои должностные обязанности, совершая полеты на различных типах самолетов. Работа старшего бортпроводника по функциям являлась тождественной по функциям, условиям и характеру деятельности работе бортпроводника. Занимаемая должность имеет указание в названии бортпроводник с дополнительным указанием на характер работы «Старший», что не изменяет основной функции, возложенной на бортпроводника поскольку в соответствии с Инструкцией о правах и обязанностях старшего бортпроводника бригады самолета п.п. 4.1, 4.2 раздела «Определение количества и состава бортпроводников для выполнения работы по бортсервису пассажиров, методическими указаниями для бортпроводников Министерства гражданской авиации (разделы «Технология работы членов экипажа», «обслуживание пассажиров»), должностной инструкции бортпроводника, должностной инструкции старшего бортпроводника, технологией работы старшего бортпроводника, работодатель старшим проводником именовал бортпроводника №1 (бригадира) имеющего тот же объем работы в салоне, что и другие бортпроводники, работающие под иными номерами и на ряду с этим старший бортпроводник несет дополнительную организационно-контрольную нагрузку. Обязанности старшего бортпроводника являются дополнительными к обязанностям бортпроводника, а не основными.

В связи с чем, с учетом уточненных исковых требований истец просит признать решение ГУ - УПФР в Свердловском районе г. Иркутска № 478 от 29.05.2018 об отказе в назначении пенсии не законным.

Включить период работы с 01.01.1992 по 01.09.1998 в должности старшего бортпроводника Авиа компании «Бакал» в стаж дающий право на досрочное назначение пенсии.

Обязать ГУ – УПФР в Свердловском районе г. Иркутска назначить Синицын К.А. досрочно трудовую пенсию с 23.04.2018.

В судебном заседании истец Синицын К.А. исковые требования поддержал, по существу иска дал аналогичные пояснения.

Представитель ответчика исковые требования не признал, представил отзыв на исковое заявления, указав, что Синицын К.А. Обратился в УПРФ в Свердловском районе г. Иркутска 23.04.2018 с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости.

Решением от 29.05.2018 Синицын К.А. отказано в досрочном назначении пенсии по старости, в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400 – ФЗ «О страховых пенсиях в Российской Федерации».

Пенсионное обеспечение бортпроводников, являющихся специалистами, которые входят в состав кабинного экипажа гражданской авиации, осуществляется в соответствии с правилам подп. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской федерации» (с 1 января 2015 – п. 1 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 «О Страховых пенсиях», а также в соответствии со Списком № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденным постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10 (раздел Транспорт», подраздел 3 «Гражданская авиация», позиция 12003000-112117)». Старшие бортпроводники указанным списком не поименованы, в связи чем, период работы в должности старшего бортпроводника не подлежит включения в стаж дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.

Выслушав лиц, участвующих в деле исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В силу пп. 1 п. 1 ст. 30 Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: 1) мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.

Пункт 2 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ предусматривает, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (п. 3 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 года N 400-ФЗ).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (п. 4 ст. 30 ФЗ от 28.12.2013 года N 400-ФЗ).

Списком N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. N 10, предусмотрено, что право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости на основании пп. 1 п. 1 ст. 27 ФЗ РФ "О трудовых пенсиях в РФ" имеют бортпроводники (Раздел: XXI Транспорт, подраздел: 3. Гражданская авиация, код позиции: 12003000-11217).

Согласно ч. 1 ст. 56 Воздушного кодекса РФ экипаж пилотируемого воздушного судна состоит из летного экипажа (командира, других лиц летного состава) и кабинного экипажа (бортоператоров и бортпроводников).

Бортпроводник включается в состав кабинного экипажа воздушного судна в целях обеспечения безопасности полета, обеспечения полетного сервиса и сохранности материальных ценностей.

Как установлено в судебном заседании решением ГУ – УПФР в Свердловском районе г. Иркутска № 478 от 29.05.2018 Синицын К.А. отказано в назначении досрочной страховой пенсии.

В стаж на соответствующих видах работ по п. 1 ч. 1 ст. 30 Закона от 28.12.2013 не зачтен период работы истца с 01.01.1992 по 01.09.1998 в должности старшего бортпроводника Авиа компании Байкал.

Согласно представленной трудовой книжки Синицын К.А. 20.02.1986 принят в Иркутский объединенный авиаотряд в авиационно-техническую базу цех 2 для прохождения производственной практики.

20.03.1986 назначен авиамехаником 3 разряда цех 2,

10.06.1986 переведен авиамехаником 4 разряда цех2,

22.11.1989 переведен бортпроводником,

01.04.10994 в связи с реорганизацией Иркутского АО переведен в авиа компанию «Байкал»,

01.01.1992 назначен старшим бортпроводником,

01.09.1998 уволен по собственному желанию ст. 31 КЗоТ РФ.

В 1986 Синицын К.А. закончил Омское летно-техническое училище им. А.В. Ляпидевского по специальности техническая эксплуатация радиооборудования самолетов, что подтверждается дипломом серии <Номер обезличен><Номер обезличен>.

Согласно должностной инструкции бортпроводника в должностные обязанности бортпроводника входит: Сервисное обслуживание авиапассажиров и членов летного экипажа во время полета на ВС и проведение мероприятий по обеспечению безопасности полета.

Получение задания на полет, необходимой документации и информации о рейсе.

Проведение досмотра ВС до посадки авиапассажиров и после выхода авиапассажиров по окончании рейса с целью обнаружения посторонних лиц и забытых вещей.

Контроль состояния аварийно-спасательного и бытового оборудования и своевременное информирование СБЭ о его неисправности.

Проверка санитарного состояния ВС до посадки авиапассажиров.

Обеспечение приема и размещения на борту ВС коммерческой загрузки, почты, бытового имущества, буфетно-кухонного оборудования, посуды, бортового питания на авиапассажиров и экипаж.

Контроль количества и размещения авиапассажиров на борту ВС.

Предоставление авиапассажирам и членам летного экипажа полного комплекса услуг, предусмотренных технологическими картами рейса.

Ознакомление авиапассажиров с правилами поведения на борту и другой необходимой информацией, создание в полете атмосферы спокойствия.

Контроль соблюдения пассажирами правил поведения на борту ВС во время полета и своевременное информирование СБЭ обо всех нарушениях этих правил.

Оказание при необходимости первой (доврачебной) медицинской помощи авиапассажирам.

Обеспечение безопасности авиапассажиров в аварийной или чрезвычайной ситуации, организация их эвакуации.

Оформление полетной документации и своевременное предоставление ее для обработки в службу БП.

Согласно представленной должностной инструкции старшего бортпроводники ОАО Авиакомпания «Байкал» для повышения ответственности, укрепления дисциплины и организованности в работе по обеспечению безопасности полета и обслуживанию пассажиров на борту ВС в бригаде бортпроводников вводится должность старшего бортпроводника.

На должность старшего бортпроводника назначаются бортпроводники имеющие 1 и 2 класс квалификации. Старший бортпроводник непосредственно подчиняется начальнику службы бортпроводников, в методическом отношении – бортпроводнику – инструктору, а во время выполнения рейса – командиру ВС.

В обязанности старшего бортпроводника входит, в том числе: контролировать точное выполнение всеми членами бригады всех мероприятий по обеспечению безопасности полета при выполнении рейса, всех операций по обслуживанию пассажиров в соответствии с технологической карой рейса; контролировать наличие и исправность аварийно-спасательного, кислородного противопожарного, бортового и кухонного оборудования, санитарное состояние салонов ВС и рабочих мест бортпроводников.

Проводить справочно-информационную работу на борту воздушного судна в соответствии с установленными стандартами текстов информации. При выполнении международного рейса – на русском и английском языках.

Старший бортпроводник несет ответ ответственность за организацию работы бригады бортпроводников в полете, обеспечение безопасности полета бригадой и бортпроводников, и культуру обслуживания пассажиров в полете, наличие и исправность бортового имущества, качественное и своевременное обслуживание пассажиров питанием, проведение предполетных и послеполетных работ, организацию отдыха членов бригады в небазовом аэропорту.

Как следует из справки выданной ОАО «Авиакомпания «Байал» бортпроводник Синицын К.А. за период с 1989 по 1997 имеет налет согласно записи в летной книжке: 1989 год – 75-30 часов. 1990 год – 431-10 часов, 10991 год 662-37 часов, 1992 – 358 часов, 1993 – 381-05 час, 1994 – 374-36 часа, 1995 – 732-54 часа, 1996- 441-11 час, 1997 – 230-32 часов, всего 3 687 часов 44 минуты.

Указанные обстоятельства также подтверждаются представленной летной книжкой Синицын К.А.

Раздел 5 летной книжки истца «Результаты проверки теоретически знаний и практических навыков обслуживания пассажиров в рейсовых условиях» содержит сведения о проводимых ежегодных проверках выполнения Синицын К.А. своих должностных обязанностей во время полетов: проверка в марте 1991 года - должности бортпроводник № 5 соответствует. В октябре 1991 года - обязанности бортпроводника № 2 выполняет в соответствии с должностной инструкцией, в будущем подготовить для работы старшим бортпроводником.

28.11.1991 обязанности старшего бортпроводника знает и выполняет в соответствии с должностной инструкций.

21.10.1992 выполняет обязанности бортпроводника на международном рейсе. С должностной инструкцией ознакомлен, допущен к выполнению международных рейсов.

1993 года - выполняет должностные обязанности борт проводника №5. Обязанности выполняет в соответствии с технологической картой.

10.12.1994 допуск к самостоятельной работе на самолете Б-757.

20.02.1995 квалификации бортпроводник 2 класса и должности бортпроводник самолета Б-575 соответствует.

23.05.1995 допущен к самостоятельной работе в качестве старшего бортпроводника самолет Б-757.

21.06.1995 квалификации бортпроводник 2 класса самолета Ту-154 соответствует.

Июнь 1996 квалификации бортпроводника 2 класса и должности старшего бортпроводника самолета ТУ-154 соответствует.

Июнь 1997 квалификации бортпроводник 2 класса и должности бортпроводника самолета ТУ-154 соответствует.

Таким образом из представленной летной книжки следует, что в период с 1992 по 1998 год Синицын К.А. работая в авиакомпании Байкал в должности старшего бортпроводника имел квалификацию бортпроводник 2 класса, ежегодно проходил подготовку и получал допуск к полетам на самолетах Б-757 и ТУ -154. На протяжении всего времени ежемесячно осуществлял полеты на пассажирских авиа рейсах.

В свидетельстве бортпроводника гражданской авиации также содержатся отметки о выполняемых обязанностях и типе воздушного судна, из которого следует, что с 07.01.1991 Синицын К.А. выполнял обязанности бортпроводника на самолетах ТУ-154, Ан-24, с 12.09.1994 бортпроводник на самолете Б-757 в ОАО Авиакомпания «Байкал».

Согласно архивной справки, выданной ОГКУ «Государственный архив документов по личному составу Иркутской области» № С-2284 от 07.05.2018 Синицын К.А принят 20.02.1986 в работал в Иркутский объединенный авиаотряд в АТБ-2 для прохождения производственной практики. Приказ № 101 от 20.02.1986.

С 20.03.1986 переведен авиамехаником 3 разряда цеха № 2 приказ № 255-л от 07.04.1986.

С 10.07.1986 переведен авиамехаником 4 разряда в цех № 2 приказ № 446-л от 16.06.1986.

22.11.1989 переведен бортпроводником приказ № 477-л от20.11.1989.

С 01.01.1992 переведен старшим бортпроводником приказ № 27-л от 10.02.1992. с 01.04.1994 Авиакомпания «Байкал» приказ № 238 от 30.03.1991.

Уволен с 01.09.1998 приказ № 152-л т 01091998 – ОАО «Авиакомпания «Байкал».

Согласно выписки из индивидуального лицевого счета застрахованного лица Синицын К.А. зарегистрирован в системе индивидуального персонифинцированого учета 10.09.1998.

Таким образом, из представленных доказателтьств следует, что в период с 01.01.1992 по 01.09.1998 Синицын К.А. работая в должности Старший бортпроводник осуществлял регулярные полеты на рейсах гражданской авиации, где выполнял обязанности бортпроводника по обслуживанию пассажиров и обеспечению безопасности полетов, имел квалификацию бортпроводник 2 класса.

Оценивая представленные доказательства с учетом характера и специфики условий осуществления истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей в должности старший бортпроводник, летную нагрузку истца, суд приходит к выводу, что занимаемая в спорный период времени должность старший бортпроводник имеет в названии «Бортпроводник» с дополнительным указанием на характер работы, как «Старший», что не изменяет основной функции, возложенной на бортпроводника, в связи с чем, спорный период работы с 01.01.1992 по 01.09.1998 подлежит зачету в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пп.1 п. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях».

В ходе рассмотрения дела судом не установлен тот факт, что в спорный период истец работал на не полную ставку, либо его работа во вредных условиях труда занимала менее 80% рабочего времени. Данные обстоятельства стороной ответчика не опровергнуты.

На основании обстоятельств, установленных в судебном заседании при оценке представленных сторонами доказательств, с учетом изложенных норм материального права, суд приходит к выводу о том, что на момент обращения с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в ГУ УПФ РФ в Свердловском районе г.Иркутска Синицын К.А. имел необходимый стаж, следовательно, имел право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости по п. 1 ч.1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», в связи с чем решение Государственного учреждения -Управления Пенсионного фонда России в Свердловском районе города Иркутска от 29.05.2018 № 478 об отказе в назначении досрочной страховой пенсии по старости принято ответчиком незаконно.

Согласно п. 1 ст. 22 Федерального закона "О страховых пенсиях", страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.

Поскольку истец Синицын К.А. обратился с заявлением о назначении пенсии 23.04.2018, у ответчика, с учетом наличия у него стажа, имелась обязанность по назначению ему досрочной трудовой пенсии по старости с указанной даты.

Каких-либо иных доказательств, опровергающих выводы, сторонами в силу ст. 56 ГПК РФ не представлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Синицын К.А. – удовлетворить.

Признать незаконным решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Свердловском районе г. Иркутска от 29.05.2018 года № 478 об отказе Синицын К.А. в назначении досрочной трудовой пенсии по старости в части.

Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Свердловском районе г. Иркутска включить в стаж, дающий Синицын К.А. право на назначение досрочной пенсии периоды работы с 01.01.1992 по 01.09.1998 в должности старшего бортпроводника Авиа компании «Байкал».

Признать за Синицын К.А. право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости по пункту 1 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».

Обязать Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Свердловском районе города Иркутска назначить Синицын К.А. досрочную трудовую пенсию по старости по пункту 1 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» с даты первоначального обращения – 23.04.2018.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Свердловский районный суд г. Иркутска путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня изготовления мотивированного текста решения.

Председательствующий судья: Е.И.Новоселецкая