№ 2-88/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 мая 2018 года пгт. Муезерский
Муезерский районный суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Каськовича И.В., при секретарях Овсейчик Н.Н., Хлебаевой А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к МБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения» Муезерского района Республики Карелия о взыскании недополученной заработной платы, компенсации за задержку выплаты заработной платы и компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 (далее – истица) обратилась в Муезерский районный суд Республики Карелия с указанным исковым заявлением по тем основаниям, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по 22.09.2017 она работала у ответчика в должности социального работника. При увольнении истице была выплачена компенсация за неиспользованный отпуск исходя из размера средней заработной платы. В декабре 2017 года работникам, которые остались работать в учреждении, был произведен перерасчет заработной платы за весь 2017 год. На устное обращение истицы к руководителю учреждения по поводу перерасчета ей было отказано. Согласно расчетным листкам по заработной плате за период с 01.01.2017 по 22.09.2017 истица получила от работодателя <данные изъяты> руб. Ссылаясь на положения Указов Президента РФ от 0705.2012 №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», от 01.06.2012 №761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы», от 28.12.2012 № 1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», распоряжение Правительства Республики Карелия от 13.11.2017 №625р-П «Об установлении целевых значений средней заработной платы работников государственных учреждений Республики Карелия в 2017 году», считает, что в 2017 году ее средняя заработная плата должна была составлять 24320 руб., полагает, с учетом этого работодателем недоначислена ей заработная плата за 2017 год в сумме 79904,30 руб.: за январь – 9471,16 руб., за февраль – 7144,97 руб., за март – 7964,58 руб., за апрель – 7964,58 руб., за май – 2794,98 руб., за июнь – 14683,53 руб., за июль – 7189,8 руб., за август с учетом расчета отпускных сумм недополучено 14182,40 руб., за сентябрь недополучено отпускных 8508,30 руб. С учетом уточненного иска от ДД.ММ.ГГГГ и увеличения исковых требований от ДД.ММ.ГГГГ истица просит суд: 1. Взыскать с ответчика в ее пользу недополученную заработную плату за период с 01.01.2017 по 22.09.2017 в размере 79904,30 руб. 2. Взыскать с ответчика в ее пользу компенсацию морального вреда в сумме 10000 руб. 3. Взыскать с ответчика в ее пользу компенсацию за задержку выплаты заработной платы в порядке ст.236 ТК РФ в сумме 14506,39 руб. 4. Взыскать с ответчика в ее пользу расходы по оплате услуг представителя в сумме 7000 руб.
В судебном заседании истец ФИО1 исковое заявление с учетом его уточнения от ДД.ММ.ГГГГ, увеличения от ДД.ММ.ГГГГ поддержала по изложенным в иске основаниям, просила об удовлетворении окончательно заявленных исковых требований. По поводу выполнения ею нагрузки по социальному обслуживанию пояснила, что на ее обслуживании находились 6 человек постоянно в зимнее время, в летнее время – 5 человек, кроме того, она замещала временно отсутствующих социальных работников, работала на 1,5 ставки.
В судебном заседании представитель истца адвокат Клевно С.Н. исковое заявление с учетом его уточнения от ДД.ММ.ГГГГ, увеличения от ДД.ММ.ГГГГ поддержал. По поводу выполнения истицей нагрузки по социальному обслуживанию пояснил, что так как истица обслуживала постоянно не менее 5 человек, в период с ДД.ММ.ГГГГ работала на 1,5 ставки, он не может согласиться с доводами представителя ответчика о том, что истица не выполняла необходимые по «дорожной карте» показатели по нагрузке.
Представитель ответчика Муниципального бюджетного учреждения «Комплексный центр социального обслуживания населения» Муезерского района Республики Карелия (далее – ответчик, МБУ «КЦСОН», Центр, учреждение) директор учреждения Ролле М.Е. поддержала ранее представленные письменный отзыв на иск с дополнением.
Согласно отзыву ответчика работа МБУ «КЦСОН» с 2013 года выстраивалась в соответствии с Планом мероприятий «Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения Муезерского муниципального района на 2013-2018 годы» (далее – «дорожная карта»). Полагают, что поскольку распоряжение Правительства Республики Карелия №625р-П «Об установлении целевых значений средней заработной платы работников государственных учреждений Республики Карелия в 2017 году» издано 13.11.2017 и не содержит рекомендации произвести работникам перерасчет за весь год, на истицу, уволенную ранее указанной даты, его положения не распространяются. Во исполнение данного распоряжения дополнительными соглашениями от 24.10.2017 и 24.11.2017 к соглашению №7 о предоставлении субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальной услуги учреждению были выделены субсидии на выплату социальным работникам в соответствии с Дорожной картой, которые были распределены на стимулирующие выплаты социальным работникам. В удовлетворении иска просят отказать. В дополнении к отзыву от 11.04.2018 указывается, что Дорожная карта предусматривает не только повышение средней заработной платы социальных работников до 24320 руб., но увеличение среднедневной нагрузки на социального работника – в 2017 году среднедневная численность получателей социальных услуг на дому 5,5 чел. На 1 ставку ФИО1 оказывала социальные услуги в среднем 4,2 чел., с учетом этого и стимулирующих выплат ее заработная плата на 1 ставку составила бы <данные изъяты> руб., однако фактически ее средняя заработная плата на 2017 год составила <данные изъяты> руб., так как практически каждый месяц ей начислялась доплата за расширенную зону обслуживания в целях приближения суммы выплаты к требованиям Дорожной карты. Стимулирующие выплаты были начислены социальным работникам в октябре и декабре 2017 года с учетом предусмотренной Дорожной картой среднедневной нагрузки 5,5 чел., а также в зависимости от имеющихся у каждого из социального работников права на стимулирующие стажевые выплаты за выслугу лет и «за преданность профессии». Среднемесячная нагрузка ФИО1 составляла 4,2 чел., что соответствует 0,76 ставки, что в денежном выражении составляет 18482 руб. для социальных работников, имеющих право на все стажевые выплаты. С учетом того, что ФИО1 не отработала в должности социального работника 10 лет, необходимые для выплаты надбавки «за преданность профессии», а данная надбавка составила бы 35% от оклада с начисление районного и северного коэффициентов, а в денежном выражении на 0,76 ставки - 1882 руб., среднемесячная заработная плата ответчика по Дорожной карте должна была составить 16086 руб. против фактически выплаченной 17968 руб.
В судебном заседании представитель ответчика пояснила, что «дорожная карта» не является законом, это план действий по улучшению ситуации в каждой сфере выполнения государственных и муниципальных заданий, носит рекомендательный характер, содержит требования, к какому уровню и до какого момента времени должны быть доведены те или иные показатели. Это план мероприятий. Исполнение среднемесячных показателей «дорожной карты» стало возможно благодаря сокращению работников, изъятию из штатного расписания вакантных ставок. Эта работа велась в течение 11 месяцев и к ноябрю 2017 года учреждение добилось выполнения среднедневного норматива по нагрузке на социального работника 5,6 чел. при обслуживании за месяц 7-8 чел. Работники ошибочно полагают, что каждый должен получать заработную плату в размере 24320 руб. Однако, указанный норматив является средним показателем и должен быть достигнут по учреждению.
Представители третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика администрации Муезерского муниципального района ФИО2, ФИО3 действующие на основании доверенностей, в судебном заседании полагали не подлежащим удовлетворению. Поддержали представленный отзыв на иск, в котором указано, что заработная плата истице начислялась в соответствии с заключенным трудовым договором на основании штатного расписания, табелей учета рабочего времени и приказов о дополнительных выплатах. Расчет при увольнении произведен полностью. Аналогично отзыву ответчика полагают, что поскольку распоряжение Правительства Республики Карелия №625р-П «Об установлении целевых значений средней заработной платы работников государственных учреждений Республики Карелия в 2017 году» издано 13.11.2017 и не содержит рекомендации произвести работникам перерасчет за весь год, на истицу, уволенную ранее указанной даты, его положения не распространяются. Во исполнение данного распоряжения дополнительными соглашениями от 24.10.2017 и 24.11.2017 к Соглашению №1 о предоставлении субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальной услуги учреждению были выделены субсидии на выплату социальным работникам в соответствии с Дорожной картой, которые были распределены на стимулирующие выплаты социальным работникам. Нормативных актов органов местного самоуправления муниципального образования «Муезерский муниципальный район», регламентирующих выплаты работникам муниципальных учреждений в связи с Указами Президента РФ от 07.05.2012 №597, от 01.06.2012 №761, от 28.12.2012 №1688, распоряжениями Правительства РК от 26.11.2012 №2190-р, от 13.11.2017 №625р-П, распространяющие свое действие на период с 01.01.2017 по 22.09.2017, отсутствуют.
Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля <должность>А. пояснил, что норматив «дорожной карты» утверждается не для каждого конкретного работника, а должен быть достигнут по учреждению и даже в целом по району. В 2017 году норматив по заработной плате выполнен полностью. Распоряжение Правительства Республики Карелия №625р-П «Об установлении целевых значений средней заработной платы работников государственных учреждений Республики Карелия в 2017 году» издано 13.11.2017 и содержит сноску о том, что «целевое значение средней заработной платы указанных категорий работников достигается в IV квартале 2017 года». Необходимые для достижения целевых показателей денежные средства (потребность) рассчитывались исходя из штатного расписания по состоянию на 01.10.2017. Кроме того, согласно приказу Росстата в данный целевой показатель входят все выплаты работникам, включая льготы, по оплате коммунальных услуг, оплата проезда к месту использования отпуска. В 4 квартале 2017 года, когда было издано распоряжение Правительства РК, тогда и была запущена реализации «дорожной карты». Администрация района финансирует учреждение на средства субвенции из бюджета Республики Карелия, не самостоятельна в распоряжении данными средствами. Для оставшихся в штатном расписании лиц суммы были запланированы таким образом, чтобы целевой норматив был выполнен в IV квартале 2017 года. Работники учреждений ошибочно считают, что каждый из них должен получать среднюю заработную плату в размере 24320 руб., однако, указанная сумма является средней заработной платой всех работников по учреждению вцелом.
Суд, заслушав участвующих в деле лиц, показания свидетеля, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст.8 ТК РФ работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.
Согласно ст.22 ТК РФ работодатель имеет право поощрять работников за добросовестный эффективный труд.
В соответствии со ст.56 ТК РФ трудовой договор – это соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию в интересах, под управлением и контролем работодателя, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя. Сторонами трудового договора являются работодатель и работник.
В силу ст.129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Согласно ст.130 ТК РФ в систему основных государственных гарантий по оплате труда работников включаются: величина минимального размера оплаты труда в Российской Федерации; меры, обеспечивающие повышение уровня реального содержания заработной платы; ограничение перечня оснований и размеров удержаний из заработной платы по распоряжению работодателя, а также размеров налогообложения доходов от заработной платы; ограничение оплаты труда в натуральной форме; обеспечение получения работником заработной платы в случае прекращения деятельности работодателя и его неплатежеспособности в соответствии с федеральными законами; федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, включающий в себя проведение проверок полноты и своевременности выплаты заработной платы и реализации государственных гарантий по оплате труда; ответственность работодателей за нарушение требований, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями; сроки и очередность выплаты заработной платы.
В соответствии со ст.135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Ст.140 ТК РФ установлено, что при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения работника. Если работник в день увольнения не работал, то соответствующие суммы должны быть выплачены не позднее следующего дня после предъявления уволенным работником требования о расчете.
Согласно ст.191 ТК РФ работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии). Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине.
Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» (далее – Указ от 07.05.2012 №597) в целях дальнейшего совершенствования государственной социальной политики постановлено Правительству Российской Федерации в целях сохранения кадрового потенциала, повышения престижности и привлекательности профессий в бюджетном секторе экономики принять до 01.12.2012 программу поэтапного совершенствования системы оплаты труда работников бюджетного сектора экономики, обусловив повышение оплаты труда достижением конкретных показателей качества и количества оказываемых услуг и предусмотрев повышение к 2018 году средней заработной платы социальных работников - до 100 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе (пп.«е» п.1).
Согласно Информации Минтруда России от 28.11.2013 «Ответы на отдельные вопросы, возникающие в ходе реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» (далее – Информация Минтруда) о механизме реализации Указа от 07.05.2012 №597 в части повышения оплаты труда отдельным категориям работников указано, что в соответствии с данным Указом повышение оплаты труда работников бюджетной сферы обусловлено повышением количества и качества оказываемых услуг. В этих целях предусмотрено: а) построение сквозных отраслевых систем показателей эффективности деятельности учреждений при оказании государственных (муниципальных) услуг (выполнении работ) по принципу «Российская Федерация - субъект Российской Федерации - учреждение – работник». Целевые индикаторы развития отрасли при этом устанавливающих государственных программах и «дорожных картах»; б) установление на уровне субъектов Российской Федерации с учетом отраслевых целевых индикаторов соответствующих индикаторов развития образования, науки, культуры, здравоохранения и социального обслуживания населения в каждом субъекте Российской Федерации и разработка необходимых мероприятий по их достижению. Категории, показатели и периодичность оценки эффективности деятельности работников учреждений устанавливаются локальными нормативными актами учреждений, коллективными договорами, соглашениями, трудовыми договорами и определяются с учетом достижения целей и показателей эффективности деятельности учреждения (п.3).
В данном пункте Информации Минтруда также указано, что выплаты за достижение установленных показателей следует осуществлять в виде выплат стимулирующего характера. Поступательная реализация данных мероприятий, повышение оплаты труда создают предпосылки увеличения в дальнейшем тарифной части заработной платы.
О повышении оплаты труда работников учреждений социального обслуживания населения в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 №597 в Информации Минтруда России от 28.11.2013 содержится следующее разъяснение: к категории работников, подпадающих под действие подпункта «е» Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 №597, относятся социальные работники, по основной работе занятые на должностях социального работника (п.8).
В соответствии с подпунктом «е» п.1 Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» Распоряжением Правительства РФ от 26.11.2012 №2190-р утверждена Программа поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы (далее – Программа). Действие Программы распространяется на системы оплаты труда работников федеральных государственных учреждений. Программа рекомендуется для государственных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных учреждений. Согласно разделу VI. «Этапы реализации Программы» достижение целей Программы будет осуществлено в 3 этапа. Обеспечение к 2018 году достижения целевых значений соотношения средней заработной платы работников, повышение оплаты труда которых предусмотрено указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 №597 и средней заработной платы в субъектах Российской Федерации предусмотрено на III этапе реализации Программы (2016-2018 годы).
Приложением №5 к указанной Программе является Методика расчета фактического уровня средней заработной платы отдельных категорий работников, определенных Указами Президента Российской Федерации от 07.05.2012 №597 и от 01.06.2012 №761 по отношению к средней заработной плате в соответствующем субъекте Российской Федерации (далее – Методика).
Согласно п.п.1, 3 Методики расчет фактического уровня средней заработной платы отдельных категорий работников, определенных, в т.ч., Указом от 07.05.2012 №597, (далее - отдельные категории работников), осуществляется на основе официальной статистической информации о средней заработной плате указанных категорий работников, полученной по результатам организованного Федеральной службой государственной статистики федерального статистического наблюдения государственных и муниципальных учреждений социальной сферы и науки, итоги которого формируются за I квартал, первое полугодие, 9 месяцев и год (начиная с отчета за I квартал 2013 года). Расчет средней заработной платы по отдельной категории работников по субъекту Российской Федерации производится на основании агрегирования по всем учреждениям социальной сферы (образование, здравоохранение, культура, социальное обслуживание) и науки государственной и муниципальной форм собственности, осуществляющим деятельность на территории субъекта Российской Федерации, данных о фонде начисленной заработной платы и численности работников данной категории.
Показатель средней заработной платы категории работников учреждений социальной сферы и науки по итогам организуемого статистического наблюдения исчисляется в отношении работников списочного состава по основной работе делением фонда начисленной заработной платы работников списочного состава (без фонда заработной платы внешних совместителей и фонда заработной платы по договорам гражданско-правового характера с лицами, не являющимися работниками учреждений) на среднесписочную численность работников (без внешних совместителей и работающих по договорам гражданско-правового характера) и на количество месяцев в периоде. При этом в сумму начисленной заработной платы работников списочного состава по основной работе включается оплата труда по внутреннему совместительству, а также вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, заключенным работниками списочного состава со своим учреждением.
Данные по территориально обособленным подразделениям учреждений (в том числе филиалам) включаются в сводные итоги по тому субъекту Российской Федерации, на территории которого осуществляют деятельность эти подразделения.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 №597, Программой и во исполнение протокола совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации от 19.12.2012 №ОГ-П12-133пр Приказом Минтруда России от 30.04.2014 №282 утвержден План мероприятий («дорожную карта») «Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения (2013-2018 годы)» (далее – «дорожная карта»).
Ожидаемыми результатами реализации «дорожной карты» является, в том числе, повышение к 2018 году средней заработной платы социальных работников в организациях социального обслуживания до 100 процентов от средней заработной платы в субъекте Российской Федерации (пп.5 п.5). В План мероприятий, предусмотренных «дорожной картой», включены анализ достаточности средств, предусмотренных в бюджетах субъектов Российской Федерации на реализацию Федерального закона от 28.12.2013 №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», включая средства, полученные за счет проведения мероприятий по оптимизации организаций социального обслуживания и за счет средств от приносящей доход деятельности – срок реализации 2015-2018 г.г. (п.1.2 раздела II) и учет при формировании бюджетов субъектов Российской Федерации расходов на повышение заработной платы социальных работников в соответствии с утвержденными в субъекте Российской Федерации региональными «дорожными картами» по реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 №597 в части повышения оплаты труда социальным работникам.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 №597, Программы, приказа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 29.12.2012 №650 «Об утверждении плана мероприятий («дорожной карты») «Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения (2013-2018 годы)» Распоряжением Правительства РК от 30.04.2013 №229р-П утвержден План мероприятий («дорожная карта») «Повышение эффективности и качества услуг в сфере социального обслуживания населения Республики Карелия на 2013-2018 годы» (далее – региональная «дорожная карта»).
Согласно пп.пп.5 п.5 региональной «дорожной карты» ожидаемыми результатами реализации «дорожной карты» являются повышение к 2018 году средней заработной платы социальных работников в учреждениях социального обслуживания до 100 процентов от средней заработной платы в Республике Карелия; обеспечение оптимальной нагрузки (числа обслуживаемых граждан) на одного социального работника с учетом региональной специфики.
В целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 №597 Правительством РК издано распоряжение от 13.11.2017 №625р-П «Об установлении целевых значений средней заработной платы работников государственных учреждений Республики Карелия в 2017 году», которым установлены целевые значения средней заработной платы работников государственных учреждений Республики Карелия в 2017 году согласно приложению 1 к данному распоряжению. Рекомендовано органам местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия принять меры по достижению целевых значений средней заработной платы работников муниципальных учреждений в 2017 году согласно приложению 2 к распоряжению, в том числе, для Муезерского муниципального района это целевое значение установлено в сумме 24320 руб.
Согласно ст.5 Федерального закона от 28.12.2013 №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» организации социального обслуживания могут находиться в ведении федеральных органов исполнительной власти; в ведении субъекта Российской Федерации; могут иметь место негосударственные (коммерческие и некоммерческие) организации социального обслуживания; социальное обслуживание может осуществляться индивидуальными предпринимателями.
Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» социальное обслуживание граждан также не отнесено к вопросам местного значения муниципальных районов (ст.15).
Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов наделены государственными полномочиями Республики Карелия по социальному обслуживанию граждан Законом Республики Карелия от 16.12.2014 №1849-ЗРК «О некоторых вопросах организации социального обслуживания граждан в Республике Карелия» (ч.1 ст.4). В соответствии с положениями данного Закона при осуществлении государственных полномочий органами местного самоуправления Правительство Республики Карелия определяет порядок установления и исполнения осуществляемых за счет субвенций расходных обязательств муниципальных районов и городских округов; органы местного самоуправления организуют деятельность по осуществлению государственных полномочий в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Республики Карелия, а также принятыми ими муниципальными правовыми актами; представляют финансовому органу Республики Карелия и уполномоченному органу отчеты о расходовании предоставленных в соответствии с настоящим Законом субвенций, об исполнении заданий по осуществлению государственных полномочий, о выполнении целевых прогнозных показателей; устанавливают финансовое обеспечение дополнительных расходов, необходимых для полного исполнения расходных обязательств муниципальных образований за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита местного бюджета в случае превышения нормативов, используемых в методике расчета субвенций. Органы местного самоуправления осуществляют государственные полномочия за счет субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов (ч.2 ст.4). Финансовое обеспечение деятельности органов государственной власти Республики Карелия по осуществлению полномочий в сфере социального обслуживания граждан является расходным обязательством Республики Карелия (ст.7).
Ст.38 БК РФ в основу использования денежных средств положен принцип их адресного и целевого расходования, который означает, что бюджетные средства предоставляются в распоряжение конкретных получателей для финансирования конкретных целей.
Согласно ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела.
В судебном заседании установлено, подтверждается материалами дела, что истица ФИО1 в период с ДД.ММ.ГГГГ по 22.09.2017 работала у ответчика в должности социального работника.
Из представленных в материалы дела копии дополнительного соглашения к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ (эффективному контракту от ДД.ММ.ГГГГ), заключенному между истицей и ответчиком, и расчетных листков по заработной плате следует, что в исковый период с 01.01.2017 по 22.09.2017 размер должностного оклада истицы по должности «социальный работник» составлял <данные изъяты> руб., выплата за работу с вредными и иными особыми условиями труда (за вредность) - <данные изъяты>% от должностного оклада, стимулирующая выплата за стаж непрерывной работы - <данные изъяты>% от должностного оклада. Оплата труда истицы осуществлялась с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате. Дополнительным соглашением к трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ (эффективным контрактом от ДД.ММ.ГГГГ) установлено, что работнику производятся выплаты стимулирующего характера в виде премии по итогам работы за месяц в соответствии с достигнутыми показателями эффективности деятельности, указанные показатели эффективности деятельности и критерии их перевода в баллы подробно изложены в данном дополнительном соглашении.
В материалах дела имеются копии приказов директора учреждения от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№ от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, от ДД.ММ.ГГГГ№, согласно которым истице ежемесячно производились стимулирующие выплаты за увеличение количества обслуживаемых лиц, что подтверждается расчетными листками за период с января по август 2017 года (в расчетных листках указано расширение зоны обслуживания).
Приказом работодателя от ДД.ММ.ГГГГ№ л-с истица уволена по собственному желанию по п.3 ч.1 ст.77 ТК РФ, выплачена компенсация за неиспользованный отпуск в количестве <данные изъяты> дней.
Нарушений требований трудового законодательства в период работы истицы в учреждении судом не установлено, в ходе рассмотрения дела не выявлено, спора о размере начисленной заработной платы, выплаченной истице до ее увольнения из МБУ «КЦСОН» либо при ее увольнении не имеется.
Обосновывая исковые требования, истица указывала, что в январе 2018 года ей стало известно, что работникам, оставшимся работать на предприятии, в декабре 2017 года был произведен перерасчет заработной платы за весь 2017 год, в связи с этим полагает, что в отношении нее ответчиком (бывшим работодателем) также должен быть произведен перерасчет заработной платы с начала 2017 года по день увольнения.
Согласно п.2.4. Устава учреждения Центр финансируется по соглашению о выделении субсидии и средств, полученных от приносящей доход деятельности Центра.
В материалах дела имеется копия Соглашения №1 от 05.12.2016 между администрацией Муезерского муниципального района и МБУ «КЦСОН» о предоставлении субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (далее – Соглашение). Данным Соглашением был установлен размер субсидии учреждению из бюджета Муезерского муниципального района, в соответствии с этими показателями финансирования учреждением была сформирована та система оплаты труда, на основании которой производилась оплаты труда работников учреждения в течение всего 2017 года.
24.10.2017 года (после увольнения истицы из учреждения) Дополнительным соглашением к Соглашению размеры вышеуказанной субсидии учреждению были увеличены в части средств, предоставляемых учреждению в сроки до 09.11.2017 и до 09.12.2017.
После подписания данного Дополнительного соглашения на основании приказов МБУ «КЦСОН» от ДД.ММ.ГГГГ№ «О выплате премии», от ДД.ММ.ГГГГ№ «О премировании», от ДД.ММ.ГГГГ№ «О премировании», от ДД.ММ.ГГГГ№ «О выплате материальной помощи», от ДД.ММ.ГГГГ№ «О выплате материального поощрения» социальным работникам учреждения были произведены различные стимулирующие выплаты.
Перерасчет заработной платы работников за 2017 год, как ошибочно считает истец, учреждением ответчика не производился.
Положением о материальном стимулировании учреждения, копия которого имеется в материалах дела, предусмотрены такие виды материального стимулирования, как премирование по результатам работы, единовременной денежной поощрение.
Пунктами 5.3 и 5.7 Коллективного договора учреждения на 2015-2018 годы установлено, что доплаты, надбавки и другие выплаты стимулирующего характера устанавливаются в соответствии с действующим законодательством в пределах выделенных на эти цели бюджетных средств.
Заявленные истицей требования о взыскании недополученной заработной платы обоснованы денежными выплатами работникам учреждения во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 №597, распоряжением Правительства РК от 13.11.2017 №625р-П «Об установлении целевых значений средней заработной платы работников государственных учреждений Республики Карелия в 2017 году» произведенными после ее увольнения. При этом факты перерасчета работникам учреждения заработной платы за период с 01.01.2017 по 22.09.2017 судом не установлены.
Суд принимает во внимание поэтапный характер совершенствования системы оплаты труда работников бюджетного сектора экономики, предусмотренного Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 №597, содержащийся в Указе срок повышения средней заработной платы социальных работников - до 100 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе - к 2018 году.
Суд также учитывает Информацию Минтруда России от 28.11.2013 «Ответы на отдельные вопросы, возникающие в ходе реализации Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» в части того, что выплаты за достижение установленных показателей следует осуществлять в виде выплат стимулирующего характера, а также и то, что распоряжение Правительства Республики Карелия №625р-П «Об установлении целевых значений средней заработной платы работников государственных учреждений Республики Карелия в 2017 году» издано 13.11.2017 – после даты увольнения истицы из учреждения.
Ни Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 №597, ни один из нормативных документов, изданных во исполнение его положений не распространяют свое действие на период до их принятия и не содержат условий об изменении порядка и оснований начисления заработной платы работников за прошлый период, не содержат рекомендации произвести работникам перерасчет за весь 2017 год.
На основании изложенного суд не усматривает со стороны работодателя нарушений трудового законодательства в отношении истицы при осуществлении работникам учреждения выплат во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».
Указы Президента Российской Федерации от 01.06.2012 №761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы» и от 28.12.2012 №1688 «О некоторых мерах по реализации государственной политики в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» нормативного регулирования труда социальных работников в учреждениях социального обслуживания граждан не содержат, в связи с этим суд отклоняет как ошибочные ссылки истицы на них в обоснование своих требований.
Суд, оценив все собранные по делу доказательства в совокупности, исходя из требований закона об их относимости, допустимости и достоверности, подвергнув анализу приведенное законодательство и установленные обстоятельства, показания допрошенного в судебном заседании свидетеля, оснований не доверять которым суд не усматривает, поскольку личной заинтересованности свидетеля в итоговом решении судом не установлено, кроме того, свидетель предупрежден об уголовной ответственности, в том числе за дачу заведомо ложных показаний, и приходит к выводу, что в данном конкретном случае, правовых оснований для удовлетворения иска не имеется, в связи с чем в удовлетворении исковых требований следует отказать. В связи с отказом в удовлетворении основного требования о взыскании недополученной заработной платы оснований для удовлетворения дополнительных требований истца о взыскании компенсации за задержку выплаты заработной платы, компенсации морального вреда не имеется.
В соответствии с ч.1 ст.100 ГПК РФ расходы истицы на оплату услуг представителя возмещению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении искового заявления ФИО1 к МБУ «Комплексный центр социального обслуживания населения» Муезерского района Республики Карелия о взыскании недополученной заработной платы, компенсации за задержку выплаты заработной платы и компенсации морального вреда отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Муезерский районный суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.
Судья И.В. Каськович