ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-88/2021 от 06.08.2021 Енисейского районного суда (Красноярский край)

Гражданское дело № 2-88/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Енисейск 16 августа 2021 года

Енисейский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего Яковенко Т.И.

при секретаре Шматкове В.В.,

с участием представителя истца - старшего помощника Енисейского межрайонного прокурора Салтыковой Л.В., представителей ответчика администрации г. Енисейска Красноярского края – ФИО1, ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело исковому заявлению заместителя Енисейского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации города Енисейска Красноярского края, о возложении обязанности по проведению конкурса на право заключения концессионного соглашения и заключению концессионного соглашения в отношении объектов жилищно-коммунального хозяйства,

УСТАНОВИЛ:

Заместитель Енисейского межрайонного прокурора Павлов А.В. первоначально обратился в суд с иском к администрации г. Енисейска Красноярского края о возложении обязанности осуществить кадастровый учет и провести государственную регистрацию права собственности в отношении объектов водоснабжения: водозабор г. Енисейска, реестровый №2-14-005575 (5570), водонапорные башни, расположенные по адресам: ул. Калинина, 40 (40а), реестровый №2-14-005564 (1449); ул. Ромашкина, 2А, реестровый №1-14-000279 (1446); ул. ФИО3, 19, реестровый №1-14-000279 (5506); водоколонка Дискет, реестровый №2-14-0055643 (628), водопроводы: водопровод реестровый №2-14-005574 (627), протяженностью 117,3м.; водопровод реестровый №2-14-005577 (629), протяженностью 140 м.; водопровод реестровый №2-14-005576 (630), протяженностью 140 м.; водопровод ПМК реестровый №2-14-005579 (625) протяженностью 2966м.; водопровод по адресу: ул. Куйбышева, реестровый №2-14-005505 (5534), протяженностью1741 м.; водопровод РВПиС по ул. Ванеева, ФИО3, ФИО4, ул.40 лет Октября, реестровый №2-14-005581 (4389); водопровод по ул. Горького, реестровый №2-14-005504 (5074), протяженностью 654 м.; водопровод по ул. Бограда-Дударева, реестровый №2-14-005503 (5073), протяженностью 310м.; водопровод по ул. Ромашкина, реестровый №2-14-005582 (4415); водопровод наружный по ул. Ленина, 116, реестровый номер №2-14-005506 (636); водопроводные сети: по ул. Ромашкина – ул. Чкалова, - ул. Р-Крестьянская, реестровый №2-14-005580 (4417); водопроводная сеть по ул. Ленина, 104-ул.Кирова, реестровый №2-14-005508 (6787); водопроводная сеть по ул. Калинина-ул. Скорнякова-ул. Сибирская, реестровый №2-14-005507 (5507); водопроводная сеть по ул. Ленина, реестровый №2-14-005509 (4899); водопроводная сеть по ул.Ленина,2, реестровый №2-14-005510 (5573); внешние сети по ул. Куйбышева-ул. ФИО3, реестровый №2-14-005475 (4393); скважины - скважина №1 (водоканал) по ул.Ленина,160В, год ввода 1983 реестровый №1-14-000282 (635); скважина №2 по ул.Димитрова,2, протяженностью 150м. реестровый №1-14-000285 (603);скважина №3 (центральная котельная) по ул.Петровского,9В протяженностью 160 м., реестровый №1-14-000288 (600); скважина №6 по ул. Крупская, 39 протяженностью 70м., реестровый №1-18-000089 (604); скважина №7 по ул.Крупская,21, протяженностью 100м. год ввода 1980 реестровый №1-18-000090 (605); скважина №8 по ул.Крупская,21, реестровый №1-14-000289 (6270); скважина №9 по ул.Ленина,10А, реестровый №1-14-000290 (602) 75 куб.м.протяженностью 200 м., год ввода 1986; скважина №10 по ул.Ленина,10А, реестровый №1-18-000091 (608) 75 куб.м. протяженностью 150 м., год ввода 1980; скважина №11 по ул.Некрасова,66А год ввода 1983 реестровый №1-14-000282 (638); скважина №12 по ул.Ленина,32А, год ввода 1971 реестровый №1-14-000283 (5846); скважина №13 по ул. Ванеева, 64А - 25 куб.м., год ввода 1984 реестровый №1-15-000489 (4898); скважина №15 по ул.ФИО3,19, - 15 куб.м. реестровый №1-14-000284 (5506); скважина №16 по ул.Куйбышева,55А, - 96 куб.м. год ввода 1979 реестровый №1-18-000092 (1450); скважина №20 по ул.Ромашкина, 2А, - 30 куб.м. год ввода 1989, реестровый №1-14-000286; скважина №21 по ул.Ромашкина, 2А, - 30 куб.м., год ввода 1989, реестровый №1-14-000287 (1445); скважина (нежилое строение из дерева) по ул.Пушкина, 21Б, реестровый №1-18-000121 (7999); скважина (нежилое строение из кирпича) по ул.Бабушкина, 1/1, реестровый №2-14-005683 (8000); скважина по ул.Бабушкина, ?, протяженностью 100м. реестровый №2-14-005684 (8001); скважина №4 по ул.Дударева, 56/1, реестровый №1-16-000052 (618); скважина №26 (нежилое строение из дерева), по ул.Калинина,40А, - год ввода 1989, реестровый №1-18-000093 (8002); скважина по ул.Р-Крестьянская,202, год ввода 1989, реестровый №1-18-000094 (8003); скважина холодного водоснабжения по ул.Ванеева, 1/9, год ввода 1988, реестровый №1-15-000357 (8119),

Также просил обязать ответчика провести конкурс на право заключения концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения и заключить концессионное соглашение по итогам проведения конкурса не позднее шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Требования мотивировал тем, что по результатам проведенной прокуратурой проверки в деятельности администрации г. Енисейска выявлены нарушения требований законодательства о защите конкуренции и муниципальной собственности в жилищно-коммунальной сфере при распоряжении объектами водоснабжения.

Так, в силу положений ФЗ от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» передача владения и(или) пользования объектам водоснабжения и водоотведения осуществляется по договорам аренды или по концессионным соглашениям. Особенности порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества установлены статьей 17.1 Федерального закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции, которая введена Федеральным законом от 30.06.2008 N 108-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон от 21.07.2005 №115-ФЗ "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Право собственности на недвижимое имущество, которое возникло после 31.01.1998, то есть после вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», должно быть зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Проведенной проверкой установлено, что выше указанные объекты по производству и распределению водоснабжения, включены в реестр муниципальной собственности г. Енисейска. Согласно информации администрации г.Енисейска, в отношении объектов по производству и распределению холодного водоснабжения, техническая документация и право собственности не оформлены. В связи с тем, что государственная регистрация права собственности на вышеуказанное имущество – объекты водоснабжения не произведена, конкурс на право заключения концессионного соглашения не проведен, концессионное соглашение не заключено.

Указанные объекты жилищно-коммунального хозяйства переданы ООО «Енисейский водоканал» на основании договора ответственного хранения от 18.10.2018 г.

Бездействие ответчика по своевременному проведению конкурса на право заключения концессионного соглашения привели к созданию для ООО «Енисейский водоканал» преимущественных условий в получении возможности эксплуатации муниципального имущества жилищно-коммунальной сферы и, следовательно, к недопущению конкуренции между претендентами на заключение концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения.

Учитывая исключительную социальную значимость объектов водоснабжения, не принятие администрацией своевременных действий по постановке объектов водоснабжения на кадастровый учет и регистрации права муниципальной собственности на них, проведению процедуры конкурса, нарушает публичные интересы, права и законные интересы неопределенного круга лиц. При этом невозможность проведения конкурса и заключения концессионного соглашения ввиду наличия незарегистрированного муниципального имущества не является основанием для невыполнения возложенных законом обязанностей.

В ходе рассмотрения дела представитель истца представил уточнённое исковое заявление, в котором заместитель Енисейского межрайпрокурора просил обязать администрацию г. Енисейска провести конкурс на право заключения концессионного соглашения и заключить не позднее шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, концессионное соглашение по итогам проведения конкурса в отношении объектов жилищно-коммунального хозяйства:

- водозабор г. Енисейска, реестровый №2-14-005575 (5570),

- водонапорные башни, расположенные по адресам: ул. Калинина, 40 (40а), реестровый №2-14-005564 (1449); ул. Ромашкина, 2А, реестровый №1-14-000279 (1446); ул. ФИО3, 19, реестровый №1-14-000279 (5506);

- водоколонка Дискет, реестровый №2-14-0055643 (628),

- водопроводы: водопровод реестровый №2-14-005574 (627), протяженностью 117,3м.;

- водопровод реестровый №2-14-005577 (629), протяженностью 140 м.;

- водопровод реестровый №2-14-005576 (630), протяженностью 140 м.;

- водопровод ПМК реестровый №2-14-005579 (625) протяженностью 2966м.;

- водопровод по адресу: ул. Куйбышева, реестровый №2-14-005505 (5534), протяженностью1741 м.;

- водопровод РВПиС по ул. Ванеева, ФИО3, ФИО4, ул.40лет Октября, реестровый №2-14-005581 (4389);

- водопровод по ул. Горького, реестровый №2-14-005504 (5074), протяженностью 654 м.;

- водопровод по ул. Бограда-Дударева, реестровый №2-14-005503 (5073), протяженностью 310м.;

- водопровод по ул. Ромашкина, реестровый №2-14-005582 (4415);

- водопровод наружный по ул. Ленина, 116, реестровый номер №2-14-005506 (636);

- водопроводные сети: по ул. Ромашкина – ул. Чкалова, - ул. Р-Крестьянская, реестровый №2-14-005580 (4417);

- водопроводная сеть по ул. Ленина, 104-ул.Кирова, реестровый №2-14-005508 (6787);

- водопроводная сеть по ул. Калинина-ул. Скорнякова-ул. Сибирская, реестровый №2-14-005507 (5507);

- водопроводная сеть по ул. Ленина, реестровый №2-14-005509 (4899);

- водопроводная сеть по ул.Ленина,2, реестровый №2-14-005510 (5573);

- внешние сети по ул. Куйбышева-ул. ФИО3, реестровый №2-14-005475 (4393);

- скважины: скважина №1 (водоканал) по ул.Ленина,160В, год ввода 1983 реестровый №1-14-000282 (635);

- скважина №2 по ул.Димитрова,2, протяженностью 150м. реестровый №1-14-000285 (603);

- скважина №3 по ул. Петровского, 9В, протяженностью 160м, реестровый номер №1-14-000288 (600);

- скважина №6 по ул. Крупская, 39 протяженностью 70м., реестровый №1-18-000089 (604);

- скважина №7 по ул. Крупская,21, протяженностью 100м. год ввода 1980 реестровый №1-18-000090 (605);

- скважина №8 по ул. Крупская, 21, реестровый номер №1-14-000289 (6270);

- скважина №9 по ул. Ленина,10А, реестровый №1-14-000290 (602) 75 куб.м. протяженностью 200 м., год ввода 1986;

- скважина №10 по ул.Ленина,10А, реестровый №1-18-000091 (608) 75 куб.м. протяженностью 150 м., год ввода 1980;

- скважина №11 по ул.Некрасова,66А год ввода 1983 реестровый №1-14-000282 (638);

- скважина №12 по ул.Ленина,32А, год ввода 1971 реестровый №1-14-000283 (5846);

- скважина №13 по ул. Ванеева, 64А - 25 куб.м., год ввода 1984 реестровый №1-15-000489 (4898);

- скважина №15 по ул.ФИО3,19, - 15 куб.м. реестровый №1-14-000284 (5506);

- скважина №16 по ул.Куйбышева,55А, - 96 куб.м. год ввода 1979 реестровый №1-18-000092 (1450);

- скважина №20 с водонапорной башней по ул. Ромашкина, 2А, - 30 куб.м. год ввода 1989, реестровый №1-14-000286 (5508, 1446);

- скважина №21 по ул. Ромашкина, 2А, - 30 куб.м., год ввода 1989, реестровый №1-14-000287 (1445);

- скважина (нежилое строение из дерева) по ул. Пушкина, 21Б, реестровый №1-18-000121 (7999);

- скважина (нежилое строение из кирпича) по ул. Бабушкина, 1/1, реестровый №2-14-005683 (8000);

- скважина по ул. Бабушкина, ?, протяженностью 100м. реестровый №2-14-005684 (8001);

- скважина №4 по ул. Дударева, 56/1, реестровый №1-16-000052 (618);

- скважина №26 (нежилое строение из дерева), по ул.Калинина,40А, - год ввода 1989, реестровый №1-18-000093 (8002);

- скважина по ул.Р-Крестьянская,202, год ввода 1989, реестровый №1-18-000094 (8003);

- скважина холодного водоснабжения по ул. Ванеева, 1/9, год ввода 1988, реестровый №1-15-000357 (8119).

При этом, прокурор отказался от ранее заявленных требований о возложении на администрацию г. Енисейска обязанности провести государственную регистрацию права собственности на выше указанные объекты недвижимости – объекты водоснабжения, просил прекратить производство в указанной части иска.

Определением суда от 16.08.2021 г. производство по делу по иску прокурора в части указанных требований прекращено, в связи с принятием судом отказа от них истца.

В судебном заседании представитель истца – ст. помощник Енисейского межрайпрокурора Салтыкова Л.В. настаивала на удовлетворении уточенных исковых требований по изложенным в иске основаниям.

Представители ответчика администрации г. Енисейска ФИО1, ФИО2 в судебном заседании возражали против удовлетворения иска, ссылаясь на то, что в настоящее время проводятся мероприятия, направленные на передачу указанных в иске объектов водоснабжения в оперативное управление созданному в 2019 году муниципальному казенному предприятию МУП «Енисейское коммунальное предприятие», с дальнейшим расторжением договора ответственного хранения, в соответствии с которым объекты находились в пользовании ООО «Енисейводоканал»; рассмотрение данного вопроса планируется к рассмотрению на ближайшей сессии Енисейского городского Совета депутатов; удовлетворение иска прокурора приведет к ограничению права муниципального образования на передачу объектов водоснабжения в пользование муниципальному предприятию в соответствии с установленным законом способом.

Представитель третьего лица ООО «Енисейводоканал», извещенный о разбирательстве дела, в суд своего представителя не направил. Участвуя ранее, в ходе рассмотрения дела представитель указанного лица ФИО5 исковые требования полагала обоснованными.

Представители третьих лиц Министерства промышленности, энергетики и ЖКХ Красноярского края, Правительства Красноярского края, Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю, Управления Росреестра Красноярского края ходатайствовали каждый письменно о рассмотрении дела в отсутствие представителей третьих лиц.

Третьи лица – Министерство тарифной политики Красноярского края, МКУ «Управление имущественных отношений города Енисейска», надлежащим образом извещённые о рассмотрении дела, в суд своих представителей не направили.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1, ч. 2 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее по тексту Закон N 131-ФЗ) органы местного самоуправления от имени муниципального образования: самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления; вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование юридическим лицам, отчуждать и совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 и п. 4 ч. 1 ст. 16 от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения отнесена организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

К полномочиям органов местного самоуправления в соответствии с п. п. 1, 2, 10 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" помимо прочих относятся организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения гарантирующей организации.

Органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами (пункт 2 статьи 51 Закона о местном самоуправлении).

Между тем в соответствии с частями 1 и 3 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции заключение любых договоров в отношении государственного или муниципального имущества может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением случаев, установленных данной статьей.

В силу части 2 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции указанный в части 1 данной статьи порядок заключения договоров не распространяется на имущество, распоряжение которым осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации, Водным кодексом Российской Федерации, Лесным кодексом Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о недрах, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, законодательством Российской Федерации о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве.

Подпунктом 11 пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (далее - Закон о концессионных соглашениях) определено, что объектами концессионного соглашения являются, в том числе объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем.

С момента официального опубликования Федерального закона от 07.05.2013 N 103-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (08.05.2013, далее - Закон N 103-ФЗ) передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с учетом требований, установленных статьей 41.1 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении".

В силу части 1 статьи 41.1 Закона о водоснабжении передача прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется по договорам аренды таких систем и (или) объектов, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением случая, предусмотренного частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.

Согласно части 2 статьи 41.1 Закона о водоснабжении осуществление полномочий по организации в границах поселения, городского округа водоснабжения населения и водоотведения посредством передачи прав владения и (или) пользования централизованными системами горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельными объектами таких систем, находящимися в муниципальной собственности, реализуется по договорам их аренды или по концессионным соглашениям, за исключением случаев передачи прав владения, пользования, распоряжения такими системами и (или) объектами в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации.

На основании части 6 упомянутой статьи договор аренды систем и (или) объектов, указанных в части 1 статьи 41.1 Закона о водоснабжении, заключается по результатам проведения конкурса на право заключения этого договора в порядке, установленном антимонопольным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом установленных настоящим Федеральным законом особенностей и на условиях, предусмотренных конкурсной документацией, а также в заявке на участие в конкурсе, поданной участником торгов, с которым заключается договор.

При этом частью 3 статьи 41.1 Закона о водоснабжении установлено, что в случае, если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения или одной системы из числа таких систем, одного отдельного объекта таких систем, находящегося в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного такого объекта или одной такой системы, одного отдельного объекта таких систем не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования такими объектами или системами осуществляется только по концессионным соглашениям (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на это имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случаях, если это имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности).

Согласно ст. 15 Закона N 135-ФЗ органам местного самоуправления, запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности запрещаются предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение порядка, установленного главой 5 настоящего Федерального закона.

Таким образом, исходя из толкования вышеуказанных норм, объекты водоснабжения и водоотведения, имеющие срок эксплуатации свыше пяти лет, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 41.1 Закона о водоснабжении, могут быть переданы в пользование хозяйствующему субъекту только на основании концессионного соглашения. Положения части 1 статьи 17.1 Закона о защите конкуренции, в том числе пункта 11 данной нормы, в таком случае не применяются.

По общему правилу, передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, должна осуществляться в условиях равного доступа к указанному имуществу всех заинтересованных лиц. Предоставление указанных прав обусловливает получение такими лицами возможности доступа на рынок теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения на соответствующей территории.

Согласно части 1 статьи 13 Закона о концессионных соглашениях концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона.

Нормативное закрепление процедуры торгов направлено на обеспечение возможности для получения физическими и юридическими лицами прав в отношении государственного или муниципального имущества, развития добросовестной конкуренции, совершенствования деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, обеспечения гласности и прозрачности при передаче прав в отношении государственного или муниципального имущества, предотвращения коррупции и других злоупотреблений.

Таким образом, централизованные системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, находящиеся в муниципальной собственности, являются имуществом, предоставление права пользования которыми без проведения процедур, предусмотренных Законом о водоснабжении и Законом о концессионных соглашениях, незаконно и препятствует развитию конкуренции.

Достижение целей обеспечения населения и организаций услугами водоснабжения и водоотведения не исключает необходимости соблюдения требований статьи 41.1 Закона о водоснабжении, в которой определен особый порядок распоряжения централизованными системами холодного водоснабжения и (или) водоотведения, находящимися в муниципальной собственности в целях обеспечения равного доступа для всех заинтересованных лиц к государственному или муниципальному имуществу, предназначенному для водоснабжения и водоотведения и выбора наиболее эффективного правообладателя.

Как следует из материалов дела, указанные в иске объекты водоснабжения состоят в реестре муниципальной собственности муниципального образования город Енисейск Красноярского края, право собственности которого на большую часть объектов (23 объекта) зарегистрировано в установленном порядке, что подтверждено представленными в материалы выписками из ЕГРП, сведениями из реестра муниципальной собственности. Постановлением администрации г. Енисейска № 244-п от 09.12.2016 года ООО «Енисейводоканал» определено гарантирующей организацией централизованной системы холодного водоснабжения на территории г. Енисейска.

Согласно Уставу ООО «Енисейводоканал» осуществляет забор, очистку и распределение воды, сбор и обработку сточных вод, строительство инженерных коммуникаций для водоснабжения и водоотведения.

Распоряжением администрации г. Енисейска № 1063-р от 18.10.2018 года на период подготовки необходимых документов, а также объявления и проведения результатов конкурса по заключению концессионного соглашения, муниципальное имущество – объекты водоснабжения, перечисленные в иске, переданы на ответственное хранение ООО «Енисейводоканал», о чем между Муниципальным образованием город Енисейск и ООО «Енисейводоканал» заключен Договор ответственного хранения, согласно которому муниципальное образование город Енисейск передает, а ООО «Енисейводоканал» принимает на безвозмездное хранение муниципальное имущество (перечень которого приведен в приложение № 1 к договору) и обязуется его возвратить незамедлительно после подведения итогов конкурса по заключению концессионного соглашения и непосредственно его заключения, окончании срока действия настоящего договора. При этом ООО «Енисейводоканал» вправе пользоваться переданным на хранение имуществом (п. 2.2.1.). В приложении № 1 к договору перечислены все объекты водоснабжения, расположенные в г. Енисейске (водоколонки, водопроводы, водонапорные башни, скважины, посредством которых осуществляется подача холодной воды потребителям).

Дополнительным соглашением от 02.09.2019 года к указанному договору ответственного хранения, которым внесены изменения в п. 3.1, предусмотрено, что договор вступает в силу с момента его подписания сторонами и действует на период подготовки необходимых документов, а также объявления и подведения результатов конкурса по заключению концессионного соглашения на муниципальное имущество, указанное в п. 1.3 договора.

Из пояснений сторон установлено, что до настоящего времени ООО «Енисейводоканал» является гарантирующей организацией централизованной системы холодного водоснабжения на территории г. Енисейска, фактически по назначению эксплуатирует указанные в иске объекты водоснабжения, оказывает потребителям на территории г. Енисейска коммунальную услугу центрального холодного водоснабжения и начисляет за ее предоставление плату. Приказом Министерства тарифной политики Красноярского края от 17.12.2020 года установлены долгосрочные тарифы на питьевую воду для потребителей ООО «Енисейводоканал».

Из материалов дела, в том числе представленной в суд информации третьего лица УФАС по Красноярскому краю, следует, что по результатам проведённой УФАС по Красноярскому краю проверки, в связи с поступлением обращения счетной палаты Красноярского края, установлено, действия администрации г. Енисейска по заключению указанного договора ответственного хранения от 18.10.2018 г. с ООО «Енисейский водоканал» не соответствуют требованиям антимонопольного законодательства, поскольку передача муниципальных объектов водоотведения (дата ввода в эксплуатацию которых составляет более пяти лет) могла быть осуществлена путем публичных процедур на право заключения концессионного соглашения в отношении указанных объектов в порядке, предусмотренном законодательством о концессионных соглашениях и иными нормативно-правовыми актами РФ (поскольку дата ввода указанных в договоре объектов водоснабжения в эксплуатацию оставляет более 5 лет).

Между тем, администрация г. Енисейска в отношении объектов, предназначенных для выполнения функций водоснабжения публичные процедуры на право заключения концессионного соглашения не провела, а нарушение вышеуказанных требований закона заключила договор ответственного хранения. Таким образом, ООО «Енисейский водоканал» в отсутствие правовых оснований получило право владеть и пользоваться муниципальным имуществом – объектами водоснабжения, что предоставило указанному субъекту необоснованное преимущественные условия деятельности в доступе к рынку водоснабжения в территориальных границах г. Енисейска Красноярского края. Передача права пользования объектами водоснабжения без проведения торгов приводит к устранению конкуренции за доступ на товарные рынки водоснабжения в территориальных границах г. Енисейска Красноярского края, свидетельствует об ограничении доступа иным хозяйствующим субъектам к использованию муниципальных объектов коммунального назначения. Поскольку договор был заключен в нарушение требований действующего законодательства, то в силу ст. 168, 170 ГК является ничтожным.

В связи с этим, в действиях администрации г. Енисейска УФАС по Красноярскому краю установлены нарушения п. 8 ч. 1 ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции», выразившейся, в том числе, в передаче ООО «Енисейский водоканал» по договор ответственного хранения муниципального имущества без проведения публичных процедур в нарушение порядка, установленного ФЗ «О защите конкуренции», Приказа ФАС России № 67, ФЗ «О концессионных соглашениях», ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», и вынесено предупреждение о необходимости прекращения выше указанного нарушения путем принятия мер, направленных на прекращение нарушения антимонопольного законодательства, и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, с этой целью администрации г. Енисейска в срок до 01.06.2020 г. предписано: отменить распоряжение от 18.10.2018 № 1063-1, принять меры, направленные на возврат муниципального имущества, переданного по ничтожному договору ответственного хранения, принять организационные меры по передаче в пользование (эксплуатацию) в установленном законом порядке муниципальных объектов водоснабжения; не допускать фактов передачи в пользование хозяйствующим субъектам муниципальной собственности – объектов водоснабжения, являющихся предметом указанного договора, без соблюдения требований законодательства, в том числе Федерального закона «О защите конкуренции», Приказа ФАС России № 67, ФЗ «О концессионных соглашениях», а также статьи 41.1 ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

В дальнейшем в связи с поступившими ходатайствами администрации г. Енисейска, срок исполнения указанного предупреждения был продлен УФАС по Красноярскому краю до 01.12.2021 года.

Из материалов дела также следует, что в целях устранения указанных в предписании нарушений распоряжением администрации г. Енисейска в УФАС администрацией г. Енисейска сообщено о проведении следующих мероприятий, направленных на устранение указанных в предписании нарушений: распоряжением администрации г. Енисейска от 12.02.2021 № 96-р создана комиссия по осмотру объектов централизованного водоснабжения, переданных на ответственное хранение в ООО «Енисейводоканал», а также Положение о порядке ее работы; распоряжением администрации г. Енисейска от 12.04.2021 № 307/1-р утверждена Дорожная карта по заключению концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения, находящихся в муниципальной собственности г. Енисейска в порядке конкурса; ведется работа по принятию из государственной собственности Красноярского края в муниципальную собственность г. Енисейска сооружения «Оптимизация системы водоснабжения г. Енисейска Красноярского края» для формирования единого перечня имущества, как технологически связанного, передаваемого в концессию; в соответствии с дорожной картой 30.04.2021 г. заключен муниципальный контракт на оказание услуг по проведению обследования объектов системы холодного водоснабжения, со сроком оказания услуги – 90 календарных дней в отношении трех объектов (не находящихся в реестре муниципальной собственности); 26.02.2021 г. заключены муниципальные контракты со сроком оказания по ним услуг - до 01.11.2021 г., на выполнение кадастровых работ по изготовлению технических планов на объекты недвижимости (три скважины, и три водопроводные сети), на которые отсутствует соответствующая техническая документация.

Оценивая доводы сторон, и представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о том, что имеющиеся в деле доказательства достоверно подтверждают факт неисполнения до настоящего времени возложенной на ответчика законом обязанности по передаче указанных в иске объектов водоснабжения в пользование в соответствии с предусмотренной законом процедурой (конкурса) по договорам концессионного соглашения, в связи с этим требований прокурора подлежат удовлетворению.

При этом доводы стороны ответчика о том, что настоящее время проводятся мероприятия, направленные на передачу указанных в иске объектов водоснабжения в оперативное управление созданному в 2019 году муниципальному казенному предприятию МУП «Енисейское коммунальное предприятие», а удовлетворение иска прокурора приведет к ограничению права муниципального образования на передачу объектов водоснабжения в пользование муниципальному предприятию в соответствии с установленным законом способом, не свидетельствуют о необоснованности заявленных требований, поскольку на момент рассмотрения дела сведений о расторжении договора ответственного хранения, заключенного 18.10.2018 г. с ООО «Енисейводоканал», передаче объектов МУП «Енисейское коммунальное предприятие» в деле не имеется; установленные выше приведёнными нормами закона действия по проведению публичных процедур, направленных на заключение концессионного соглашения в отношении указанных в иске объектов, ответчиком не проведены, конкурс на право заключения концессионного соглашения не объявлен; незаконность действия ответчика по не проведению публичных процедур, направленных на заключение концессионного соглашения в отношении объектов водоснабжения, находящихся в муниципальной собственности (срок ввода в эксплуатацию большей части которых, согласно имеющимся материалам дела документам, составляет более пяти лет), подтверждена, в том числе выше указанным предписанием УФАС по Красноярскому краю.

При таких обстоятельствах, поскольку вопреки интересам населения муниципального образования спорное имущество по концессионному соглашению не передано, а договор ответственного хранения объектов муниципальной собственности – объектов водоснабжения от 18.10.2018 г. заключен с нарушением требований федерального законодательства, что препятствует получению заинтересованными лицами возможности доступа на рынок водоснабжения на территории г. Енисейска, суд, учитывая также, что ненадлежащая передача объектов жилищно-коммунального хозяйства может привести к нарушениям подачи коммунальных ресурсов, и, как следствие, нарушению прав потребителей воды, то есть, неопределенного круга лиц, полагает исковые требования прокурора являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.

При этом суд также учитывает, что основной целью заключения концессионного соглашения является обеспечение эффективного использования имущества, находящегося в публичной собственности, и повышение качества работ или услуг, предоставляемых потребителям для решения вопросов местного значения, т.е. вопросов непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, а поскольку права пользования объектами водоснабжения администрацией г. Енисейска по концессионному соглашению не переданы, то данная цель не достигается.

В соответствии с требованиями ст. 206 ГПК РФ в случае, если определенные судом действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок.

При рассмотрении вопроса о предоставлении ответчику срока для устранения выявленных нарушений, судом принимаются во внимание характер выявленных нарушений, а также организационно-правовые и финансовые особенности, влияющие на срок, необходимый для устранения указанных в иске нарушений, проведения необходимых процедур в целях проведения конкурса на заключение концессионного соглашения и его последующего непосредственного заключения, в связи с этим находит требуемый прокурором срок исполнения обязанности (в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу) обоснованным, поскольку доказательств невозможности исполнения решения суда в указанный срок, стороной ответчика, в нарушение ст. 56 ГПК РФ не было предоставлено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования заместителя Енисейского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к администрации города Енисейска Красноярского края, о возложении обязанности по проведению конкурса на право заключения концессионного соглашения и заключению концессионного соглашения в отношении объектов жилищно-коммунального хозяйств, удовлетворить.

Обязать администрацию города Енисейска Красноярского края в течение шести месяцев со дня вступления настоящего решения в законную силу, провести конкурс на право заключения концессионного соглашения и заключить концессионное соглашение по итогам проведения конкурса в отношении объектов жилищно-коммунального хозяйства:

- водозабор г. Енисейска, реестровый №2-14-005575 (5570),

- водонапорные башни, расположенные по адресам: ул. Калинина, 40 (40а), реестровый №2-14-005564 (1449); ул. Ромашкина, 2А, реестровый №1-14-000279 (1446); ул. ФИО3, 19, реестровый №1-14-000279 (5506);

- водоколонка Дискет, реестровый №2-14-0055643 (628),

- водопроводы: водопровод реестровый №2-14-005574 (627), протяженностью 117,3м.;

- водопровод реестровый №2-14-005577 (629), протяженностью 140 м.;

- водопровод реестровый №2-14-005576 (630), протяженностью 140 м.;

- водопровод ПМК реестровый №2-14-005579 (625) протяженностью 2966м.;

- водопровод по адресу: ул. Куйбышева, реестровый №2-14-005505 (5534), протяженностью1741 м.;

- водопровод РВПиС по ул. Ванеева, ФИО3, ФИО4, ул.40лет Октября, реестровый №2-14-005581 (4389);

- водопровод по ул. Горького, реестровый №2-14-005504 (5074), протяженностью 654 м.;

- водопровод по ул. Бограда-Дударева, реестровый №2-14-005503 (5073), протяженностью 310м.;

- водопровод по ул. Ромашкина, реестровый №2-14-005582 (4415);

- водопровод наружный по ул. Ленина, 116, реестровый номер №2-14-005506 (636);

- водопроводные сети: по ул. Ромашкина – ул. Чкалова, - ул. Р-Крестьянская, реестровый №2-14-005580 (4417);

- водопроводная сеть по ул. Ленина, 104-ул.Кирова, реестровый №2-14-005508 (6787);

- водопроводная сеть по ул. Калинина-ул. Скорнякова-ул. Сибирская, реестровый №2-14-005507 (5507);

- водопроводная сеть по ул. Ленина, реестровый №2-14-005509 (4899);

- водопроводная сеть по ул.Ленина,2, реестровый №2-14-005510 (5573);

- внешние сети по ул. Куйбышева-ул. ФИО3, реестровый №2-14-005475 (4393);

- скважины: скважина №1 (водоканал) по ул.Ленина,160В, год ввода 1983 реестровый №1-14-000282 (635);

- скважина №2 по ул.Димитрова,2, протяженностью 150м. реестровый №1-14-000285 (603);

- скважина №3 по ул. Петровского, 9В, протяженностью 160м, реестровый номер №1-14-000288 (600);

- скважина №6 по ул. Крупская, 39 протяженностью 70м., реестровый №1-18-000089 (604);

- скважина №7 по ул. Крупская,21, протяженностью 100м. год ввода 1980 реестровый №1-18-000090 (605);

- скважина №8 по ул. Крупская, 21, реестровый номер №1-14-000289 (6270);

- скважина №9 по ул. Ленина,10А, реестровый №1-14-000290 (602) 75 куб.м. протяженностью 200 м., год ввода 1986;

- скважина №10 по ул.Ленина,10А, реестровый №1-18-000091 (608) 75 куб.м. протяженностью 150 м., год ввода 1980;

- скважина №11 по ул.Некрасова,66А год ввода 1983 реестровый №1-14-000282 (638);

- скважина №12 по ул.Ленина,32А, год ввода 1971 реестровый №1-14-000283 (5846);

- скважина №13 по ул. Ванеева, 64А - 25 куб.м., год ввода 1984 реестровый №1-15-000489 (4898);

- скважина №15 по ул.ФИО3,19, - 15 куб.м. реестровый №1-14-000284 (5506);

- скважина №16 по ул.Куйбышева,55А, - 96 куб.м. год ввода 1979 реестровый №1-18-000092 (1450);

- скважина №20 с водонапорной башней по ул. Ромашкина, 2А, - 30 куб.м. год ввода 1989, реестровый №1-14-000286 (5508, 1446);

- скважина №21 по ул. Ромашкина, 2А, - 30 куб.м., год ввода 1989, реестровый №1-14-000287 (1445);

- скважина (нежилое строение из дерева) по ул. Пушкина, 21Б, реестровый №1-18-000121 (7999);

- скважина (нежилое строение из кирпича) по ул. Бабушкина, 1/1, реестровый №2-14-005683 (8000);

- скважина по ул. Бабушкина, ?, протяженностью 100м. реестровый №2-14-005684 (8001);

- скважина №4 по ул. Дударева, 56/1, реестровый №1-16-000052 (618);

- скважина №26 (нежилое строение из дерева), по ул.Калинина,40А, - год ввода 1989, реестровый №1-18-000093 (8002);

- скважина по ул.Р-Крестьянская,202, год ввода 1989, реестровый №1-18-000094 (8003);

- скважина холодного водоснабжения по ул. Ванеева, 1/9, год ввода 1988, реестровый №1-15-000357 (8119).

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца, со дня его изготовления в окончательной форме, с подачей апелляционной жалобы через Енисейский районный суд.

Председательствующий Т.И. Яковенко

Мотивированное решение составлено 16 сентября 2021 года.