Дело № 2-88/2021
УИД 91RS0005-01-2021-000211-13
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26.05.2021г. г.Армянск
Армянский городской суд Республики Крым
в составе председательствующего судьи Лихачевой Л.А.,
при секретаре Чижовой Л.Э.,
с участием прокурора Хоменко Н.В.,
представителя ответчика Кошельной Л.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале Армянского городского суда Республики Крым гражданское дело по иску Прокурора города Армянска Республики Крым в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Армянска Республики Крым, Муниципальному унитарному предприятию «Армянскводоканал», третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым, о возложении обязанности совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ :
Прокурор города Армянска Республики Крым, действуя в интересах неопределенного круга лиц, 03.03.2021 года обратился в суд с иском к Администрации города Армянска Республики Крым, Муниципальному унитарному предприятию «Армянскводоканал» о возложении обязанности организовать выполнение работ по замене сооружения коммунального хозяйства - хозпитьевого водопровода вторая нитка протяженностью 9654 м, расположенного по адресу Республика Крым, г.Армянск, от автомобильного пункта пропуска «Перекоп» до Перекопского вала вдоль автомобильной дороги «Граница с Украиной - Армянск». В обоснование иска прокурор указал, что 02.02.2021 года в результате проведения технического осмотра установлено неудовлетворительное состояние водопроводных сетей, необходимость замены участков хозпитьевого водопровода, поскольку водопроводные сети диаметром 800 мм находятся в крайне изношенном состоянии, за 2018-2020 гг. неоднократно устранялись свищевые повреждения и порывы, на данном участке выявлено 66 повреждений, требуется замена всего участка трубопровода. Непринятие своевременных мер для организации выполнения работ по замене аварийного участка сетей водоснабжения и водоотведения неизбежно приведет к созданию аварийной или чрезвычайной ситуации, что в свою очередь повлечет нарушение прав неопределенного круга лиц - пользователей в жилищно- коммунальной сфере на качественное оказание услуг. Обращаясь в суд с указанным иском, прокурор реализует полномочия, предоставленные статьей 45 ГПК РФ, в интересах неопределенного круга лиц с целью защиты права на надлежащее обеспечение услуг водоснабжения и водоотведения.
Определением суда от 28.04.2021 года к участию в деле привлечено третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым.
В судебном заседании прокурор поддержал иск.
Представитель ответчика Администрации города Армянска Республики Крым в судебном заседании 20.04.2021 года иск не признала, в письменных возражениях ответчик сослался на то, что исковые требования не конкретизированы прокурором, не указано, какие конкретно действия и в чью пользу должен осуществить ответчик, кроме того, ответчиком в настоящее время принимаются меры по организации выполнения работ по замене хозпитьевого водопровода, в частности, разработана проектно-сметная документация, получено положительное заключение государственной экспертизы. При этом, бюджет муниципального образования является высокодотационным, в бюджете отсутствуют необходимые денежные средства для проведения капитального ремонта хозпитьевого водопровода, в связи с чем ответчик неоднократно обращался в Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым. В судебное заседание 26.05.2021 года представитель ответчика не явился, надлежаще извещался о рассмотрении дела.
Представитель ответчика Муниципального унитарного предприятия «Армянскводоканал» в судебном заседании иск не признал, пояснив, что какие-либо права неопределенного круга лиц не нарушены, хозпитьевой водопровод был передан ответчику Администрацией города только 04.06.2020 года, ответчик не имеет финансовых средств на выполнение указанных в иске работ. Также из пояснений ответчика следует, что переданные ответчику трубопроводы находятся в эксплуатации с 1964 года и имеют значительный износ, в связи с чем существует повышенный уровень аварийности.
Представитель третьего лица Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещался надлежащим образом, каких-либо заявлений, ходатайств не направил.
Суд, выслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, считает необходимым иск удовлетворить.
В соответствии с п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор обращается в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств, когда нарушение приобрело особое общественное значение. В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов публичных образований. Положения приведенных норм закона предоставляют прокурору, действующему в интересах неопределенного круга лиц, право обратиться в суд с настоящим иском с целью защиты права на надлежащее обеспечение услуг водоснабжения и водоотведения.
Согласно пунктов 3, 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация в границах городского округа водоснабжения населения, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа, отнесены к вопросам местного значения. В силу ч.2 ст.18 указанного закона финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации).
Статьей 6 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях отнесены, в частности, организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств. Частью 2 статьи 23 указанного закона установлено, что органы местного самоуправления городских округов, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.
В соответствии с пунктами 2, 3 постановления Администрации города Армянска Республики Крым от 12.12.2014 №24 «О создании муниципального унитарного предприятия «Армянскводоканал» муниципального образования городской округ Армянск целью деятельности указанного предприятия является выполнение работ, оказание услуг, удовлетворение общественных потребностей в сфере эксплуатации сетей водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования городской округ Армянск Республики Крым для всех групп потребителей; предметом деятельности предприятия является осуществление транспортировки, отпуск воды из системы водоснабжения, водоотведение сточных вод.
В соответствии с ч. 4 ст. 38.1 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» уполномоченный исполнительный орган государственной власти Республики Крым определяет для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения гарантирующую организацию и устанавливает зоны ее деятельности.
Приказом Министерства жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым от 07.03.2019 №128-А с целью организации надлежащего бесперебойного централизованного водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования городской округ Армянск Республики Крым определено муниципальное унитарное предприятие «Армянскводоканал» в качестве гарантирующей организацией в сфере централизованного холодного водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования городской округ Армянск.
Между Администрацией города Армянска и Муниципальным унитарным предприятием «Армянскводоканал» заключен договор №2 от 12.01.2015 о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения, согласно которому за Муниципальным унитарным предприятием МУП «Армянскводоканал» на праве хозяйственного ведения закреплено муниципальное имущество, согласно приложения 1 к договору, в частности, хозпитьевой водопровод. Дополнительным соглашением к договору от 08.04.2020 срок действия договора о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения от 12.01.2015 продлен до 31.12.2021.
Имущество, закрепляемое за Муниципальным унитарным предприятием «Армянскводоканал», переданное в хозяйственное ведение, отражается в балансе предприятия по состоянию на 12.01.2015 и учитывается в Реестре муниципальной собственности, является муниципальной собственностью муниципального образования городской округ Армянск.
Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости ФИО1 водопровод вторая нитка протяженностью 9 654 м, расположенный по адресу Республика Крым, г.Армянск, от автомобильного пункта пропуска «Перекоп» до Перекопского вала вдоль автомобильной дороги «Граница с Украиной - Армянск», является собственностью муниципального образования городской округ Армянск Республики Крым с 26.03.2020.
Актом о приеме-передаче объектов нефинансовых активов от 04.06.2020 хозпитьевой водопровод передан Муниципальному унитарному предприятию «Армянскводоканал» 04.06.2020.
Согласно пункта 3.1 договора о закреплении муниципального имущества Муниципальное унитарное предприятие «Армянскводоканал» в отношении закрепленного за ним имущества обязуется, в том числе, осуществлять необходимые меры по обеспечению своевременной реконструкции и восстановлению имущества за счет средств предприятия, включая амортизационные отчисления, определяемые в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом «в» пункта 34 Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 644 организация водопроводно-канализационного хозяйства обязана обеспечивать эксплуатацию водопроводных и канализационных сетей, принадлежащих организации водопроводно-канализационного хозяйства на праве собственности или ином законном основании и (или) находящихся в границах эксплуатационной ответственности такой организации в соответствии с требованиями нормативно-технических документов.
Муниципальным унитарным предприятием «Армянскводоканал» проведен технический осмотр водопроводных сетей по адресу Муниципальное образование городской округ Армянск Республики Крым, хозпитьевой водопровод вторая нитка (от скважин Исходненского водозабора до Турецкого вала), что подтверждается актом от 02.02.2021 года, из которого следует, что водопроводные сети стальные (местами чугун) диаметром 800 мм находятся в крайне изношенном состоянии (95%), за 2018-2020 гг. неоднократно устранялись свищевые повреждения и порывы, на данном участке выявлено 66 повреждений (нарушение целостности). Точечный ремонт приводит к дополнительным аварийным ситуациям из-за ветхого состояния трубопровода. В результате чего требуется замена всего участка трубопровода.
Таким образом, непринятие своевременных мер для организации выполнения работ по замене аварийного участка сетей водоснабжения и водоотведения неизбежно приведет к созданию аварийной или чрезвычайной ситуации, что в свою очередь повлечет нарушение прав неопределенного круга лиц - пользователей в жилищно-коммунальной сфере на качественное оказание услуг.
На основании изложенного, учитывая, что в силу вышеприведенных норм закона орган местного самоуправления, организация водоснабжения и водоотведения обязаны организовать мероприятия, направленные на устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию систем, сетей и сооружений водоснабжения, суд считает подлежащим удовлетворению иск прокурора о возложении обязанности на ответчиков организовать выполнение работ по замене хозпитьевого водопровода вторая нитка протяженностью 9654 м, расположенного по адресу Республика Крым, г.Армянск, от автомобильного пункта пропуска «Перекоп» до Перекопского вала вдоль автомобильной дороги «Граница с Украиной - Армянск».
Отсутствие надлежащего финансирования на выполнение ремонтных работ не может служить основанием для отказа в иске, не должно влиять на соблюдение прав неопределенного круга лиц на получение качественных услуг по водоснабжению и водоотведению.
Руководствуясь ст.ст. 195, 196, 198 ГПК Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л :
Иск Прокурора города Армянска Республики Крым в интересах неопределенного круга лиц к Администрации города Армянска Республики Крым, Муниципальному унитарному предприятию «Армянскводоканал», третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований, Министерство жилищно-коммунального хозяйства Республики Крым, о возложении обязанности совершить определенные действия, удовлетворить.
Обязать Администрацию города Армянска Республики Крым, Муниципальное унитарное предприятие «Армянскводоканал» организовать выполнение работ по замене сооружения коммунального хозяйства - хозпитьевого водопровода вторая нитка протяженностью 9654 м, расположенного по адресу Республика Крым, г.Армянск, от автомобильного пункта пропуска «Перекоп» до Перекопского вала вдоль автомобильной дороги «Граница с Украиной - Армянск».
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Армянский городской суд.
СУДЬЯ (подпись) Л.А.Лихачева
В окончательной форме решение изложено 28.05.2021г.
Судья ____________________