ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-89 от 21.02.2012 Реутовского городского суда (Московская область)

                                                                                    Реутовский городской суд Московской области                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)                                                            Вернуться назад                                                                                           

                                    Реутовский городской суд Московской области — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

                         Дело № 2-89/2012

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 февраля 2012 г. Реутовский городской суд Московской области в составе: председательствующего федерального судьи Красуцкой Н.Б. с участием помощника прокурора Зайцева И.В. при секретаре Малявчик Е.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора г. ФИО4 в интересах неопределенного круга лиц к ООО «УК «ЦС-Сервис» и МУП «СЦГХ» г. ФИО4 об обязании совершить определенные действия,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор г. ФИО4, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ООО «УК «ЦС-Сервис» и МУП «СЦГХ» г. ФИО4, в котором просит:

- признать действия ООО «УК «ЦС-Сервис» и МУП «СЦГХ» г. ФИО4 в части доставки платежных документов в открытом виде незаконными;

- обязать ООО «УК «ЦС-Сервис» и МУП «СЦГХ» г. ФИО4 доставлять платежные документы способом, исключающим возможность доступа к указанным в них сведениям третьим лицам;

- обязать ООО «УК «ЦС-Сервис» и МУП «СЦГХ» г. ФИО4 привести платежные документы в соответствии с требованиями пункта 38 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307.

В судебном заседании действующий по поручению прокурора г. ФИО4 помощник прокурора Зайцев И.В. уточнил заявленные требования и просил:

1. признать действия ООО «УК «ЦС-Сервис» и МУП «СЦГХ» по доставке платежных документов в открытом виде незаконными;

2. обязать ООО «УК «ЦС-Сервис» и МУП «СЦГХ» доставлять платежные документы в закрытом виде;

3. обязать ООО «УК «ЦС-Сервис» и МУП «СЦГХ» дополнить платежные документы необходимыми сведениями, содержащимися в п.п. «б» п. 38 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307 (л.д. 117).

Ответчик – представитель ООО УК «ЦС-Сервис» (по доверенности ФИО1) – п. 3 исковых требований признала, п.п. 1, 2 – не признала.

Ответчик – представитель МУП «СЦГХ» (по доверенности ФИО2) - п. 3 исковых требований признал, п.п. 1, 2 – не признал. Представил суду письменные возражения по иску (л.д. 83-84).

Третье лицо – представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (по доверенности ФИО3) – исковые требования поддержал в полном объеме.

Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, считает исковые требования о признании действий ООО «УК «ЦС-Сервис» и МУП «СЦГХ» по доставке платежных документов в открытом виде незаконными и обязании ООО «УК «ЦС-Сервис» и МУП «СЦГХ» доставлять платежные документы в закрытом виде не подлежащими удовлетворению, исковые требования об обязании ООО «УК «ЦС-Сервис» и МУП «СЦГХ» дополнить платежные документы необходимыми сведениями, содержащимися в п.п. «б» п. 38 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307, - подлежащими удовлетворению.

Удовлетворяя требования истца, содержащиеся в п. 3, суд руководствуется следующим.

Подпунктом «б» пункта 38 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 №307 предусмотрено, что в платежном документе указывается наименование исполнителя (с указанием наименования юридического лица или фамилии, имени и отчества индивидуального предпринимателя), номер его банковского счета и банковские реквизиты, адрес (место нахождения), номера контактных телефонов, номера факсов и (при наличии) адреса электронной почты, адрес сайта в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования.

С вступлением в силу Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354, плата за содержание и ремонт жилого помещения и предоставление коммунальных услуг должна вносится только на основании платежного документа установленной формы, утвержденной Министерством регионального развития Российской Федерации.

До введения новой формы платежного документа ответчик обязан, в том числе, и при посредничестве МУП «СЦГХ» отражать произведенные начисления в платежном документе, содержание которого установлено Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 №307.

Судом установлено, что платежные документы, представляемые собственникам для оплаты коммунальных услуг, не соответствуют требованиям действующего законодательства, в них отсутствуют следующие сведения: наименование юридического лица-исполнителя, предоставляющего коммунальные услуги, производящего или приобретающего коммунальные ресурсы и отвечающего за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги, номер его банковского счета и банковские реквизиты, адрес (место нахождение), номера контактных телефонов, номера факсов и адреса электронной почты, адрес сайта в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования.

Данные обстоятельства представители ответчиков в судебном заседании не отрицали, пояснив, что в настоящее время разрабатывается новая форма платежного документа, в котором будут содержаться все необходимые сведения, предусмотренные п. 38 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам.

Учитывая изложенное, исковые требования о возложении на ООО «УК «ЦС-Сервис» и МУП «СЦГХ» обязанности дополнить платежные документы необходимыми сведениями, содержащимися в п.п. «б» пункта 38 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307, суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Заявляя исковые требования о признании действий ответчиков по доставке платежных документов в открытом виде незаконными и возложении на ответчиков обязанности доставлять платежные документы в закрытом виде, истец ссылается на следующее.

В прокуратуру города ФИО4 ДД.ММ.ГГГГ обратилась гражданка ФИО8 по факту нарушения Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных», выразившегося в доставке платежных документов собственникам многоквартирных домов, обслуживаемых ООО УК «ЦС - Сервис», в открытом виде.

В соответствии с п. 9.1.5 Типового положения о территориальном органе Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного Приказом Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации от 07.04.2009 № 51 (зарегистрировано в Минюсте РФ 13.05.2009 № 13919), территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций осуществляет в установленном порядке государственный контроль и надзор за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных.

ДД.ММ.ГГГГ заявление ФИО8 направлено в Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций для проведения проверки доводов заявителя.

ДД.ММ.ГГГГ из Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в прокуратуру города ФИО4 поступили материалы проверки.

На основании материалов проверки, проведенной Управлением Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций прокуратурой города ФИО4 возбуждено дело об административном правонарушении по ст. 13.11 КоАП РФ (нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования и распространения информации о гражданах).

ДД.ММ.ГГГГ указанное административное дело рассмотрено мировым судьей судебного участка №220 Реутовского судебного района.

ООО «УК «ЦС-Сервис» признано виновным в административном правонарушении, предусмотренном ст. 13.11 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде штрафа в размере  руб.

ДД.ММ.ГГГГ в прокуратуру города ФИО4 вновь поступило обращение Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций с доводами о необходимости принятия иных мер прокурорского реагирования в отношение ООО УК «ЦС-Сервис» по факту доставки платежных документов в открытом виде.

На основании представленных материалов установлено, что в настоящее время между ООО УК «ЦС-Сервис» и МУП «СЦГХ» г. ФИО4 заключен агентский договор №ЦС-84/10 на ведение лицевых счетов граждан и доставку платежных документов.

В соответствии с ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» в случае, если оператор на основании договора поручает обработку персональных данных другому лицу, существенным условием договора является обязанность обеспечения указанным лицом конфиденциальности персональных данных и безопасности персональных данных при их обработке.

Оператор вправе поручить обработку персональных данных другому лицу с согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом, на основании заключаемого с этим лицом договора, в том числе государственного или муниципального контракта, либо путем принятия государственным или муниципальным органом соответствующего акта (далее -поручение оператора). Лицо, осуществляющее обработку персональных данных по поручению оператора, обязано соблюдать принципы и правила обработки персональных данных, предусмотренные настоящим Федеральным законом. В поручении оператора должны быть определены перечень действий (операций) с персональными данными, которые будут совершаться лицом, осуществляющим обработку персональных данных, и цели обработки, должна быть установлена обязанность такого лица соблюдать конфиденциальность персональных данных и обеспечивать безопасность персональных данных при их обработке, а также должны быть указаны требования к защите обрабатываемых персональных данных в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона.

Истец полагает, что действия ответчиков нарушают принципы конфиденциальности персональных данных.

Разрешая вышеуказанные требования, суд приходит к следующему выводу.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ (ред. от 25.07.2011) "О персональных данных" (далее Закон) целью настоящего Федерального закона является обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.

В ст. 3 Закона дано понятие оператора – это государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

Частью 1 статьи 18.1. Закона предусмотрено, что оператор обязан принимать меры, необходимые и достаточные для обеспечения выполнения обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами. Оператор самостоятельно определяет состав и перечень мер, необходимых и достаточных для обеспечения выполнения обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом или другими федеральными законами. К таким мерам могут, в частности, относиться:

1) назначение оператором, являющимся юридическим лицом, ответственного за организацию обработки персональных данных;

2) издание оператором, являющимся юридическим лицом, документов, определяющих политику оператора в отношении обработки персональных данных, локальных актов по вопросам обработки персональных данных, а также локальных актов, устанавливающих процедуры, направленные на предотвращение и выявление нарушений законодательства Российской Федерации, устранение последствий таких нарушений;

3) применение правовых, организационных и технических мер по обеспечению безопасности персональных данных в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона;

4) осуществление внутреннего контроля и (или) аудита соответствия обработки персональных данных настоящему Федеральному закону и принятым в соответствии с ним нормативным правовым актам, требованиям к защите персональных данных, политике оператора в отношении обработки персональных данных, локальным актам оператора;

5) оценка вреда, который может быть причинен субъектам персональных данных в случае нарушения настоящего Федерального закона, соотношение указанного вреда и принимаемых оператором мер, направленных на обеспечение выполнения обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

6) ознакомление работников оператора, непосредственно осуществляющих обработку персональных данных, с положениями законодательства Российской Федерации о персональных данных, в том числе требованиями к защите персональных данных, документами, определяющими политику оператора в отношении обработки персональных данных, локальными актами по вопросам обработки персональных данных, и (или) обучение указанных работников.

Суду представлен Договор № ЦС-84/10 на оказание посреднических услуг (агентский) от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между ООО «Управляющая компания «ЦС-Сервис» (Принципал) и Муниципальным унитарным предприятием «Сервисный центр городского хозяйства» (Агент), по условиям которого Агент обязуется за вознаграждение, от имени Принципала и за его счет, оказывать Принципалу услуги, связанные с подготовкой первичных документов для ведения регистрационного учета граждан и обмена паспортов, с расчетами платы за жилищно-коммунальные услуги, оказываемые Принципалом нанимателям и собственникам жилых помещений, расчет пени, а также организовывать сбор платежей за услуги, оказываемые Принципалом, и пени, перечислять денежные средства, поступившие на расчетный счет в пользу Принципала ежедневно за вычетом вознаграждения Агента и организаций, принимающих платежи (л.д. 22-25).

Пунктом ДД.ММ.ГГГГ Договора предусмотрено, что Агент обязан ежемесячно, до 17-го числа текущего месяца, доставлять плательщикам счета-квитанции на оплату услуг, предоставляемых Принципалом.

Также в материалы дела представлены типовой трудовой договор, Должностная инструкция бухгалтера по работе с населением, утвержденная директором МУП «СЦГХ» г. ФИО4, предусматривающая ответственность за разглашение конфиденциальной информации, образец подписки бухгалтера, подтверждающей ознакомление работника с Положениями Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» и предупреждение об ответственности за разглашение сведений, ставших известными работнику в связи с исполнением трудовых обязанностей (л.д. 85-89).

В судебном заседании представитель МУП «СЦГХ» пояснил, что бухгалтер по работе с населением осуществляет доставку платежного документа непосредственно в почтовый ящик плательщика.

Таким образом, действуя в соответствии со ст. 18.1. Закона, оператор самостоятельно определил состав и перечень мер, необходимых и достаточных для обеспечения и выполнения обязанностей, предусмотренных Федеральным законом «О персональных данных».

Доказательств того, что при осуществлении доставки платежного документа к содержащимся в документе сведениям имеется доступ третьим лицам, суду не было представлено.

Из показаний опрошенного по ходатайству истца свидетеля ФИО8 не следует, что третьи лица имеют доступ к платежным документам в результате неправомерных действий сотрудников МУП «СЦГХ».

Кроме того, суд отмечает следующее.

Закон относит к персональным данным следующую информацию:

- фамилию, имя, отчество гражданина;

- год, месяц, дату и место рождения;

- адрес;

- семейное положение;

- социальное положение;

- имущественное положение;

- сведения об образовании;

- сведения о профессии;

- сведения о доходах;

- другие сведения, относящиеся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу.

В судебном заседании представитель истца пояснил, что, по его мнению, к персональным данным, содержащимся в платежном документе, относятся: объем потребляемых коммунальных услуг, адрес жилого помещения, площадь жилого помещения, номер лицевого счета, сумма платежа, информация о льготах, к персональным данным не относятся: фамилия, имя, отчество.

Суд не соглашается с данной позицией представителя истца.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных).

Согласно пункту 10 статьи 3 названного Федерального закона конфиденциальность персональных данных означает, что любое лицо, получившее доступ к персональным данным, не должно допускать их распространения без согласия субъекта персональных данных или наличия иного законного основания, при этом обеспечить конфиденциальность обезличенных и общедоступных персональных данных не требуется.

К обезличенным персональным данным относятся данные, в отношении которых невозможно определить их принадлежность к конкретному лицу, а если неизвестно, кому именно принадлежат эти данные, то режим конфиденциальности снимается.

По объему потребляемых коммунальных услуг, площади жилого помещения, номеру лицевого счета, сумме платежа невозможно определить, к какому конкретно лицу эти данные относятся.

К персональным данным, содержащимся в платежном документе, могут быть отнесены фамилия, имя, отчество плательщика, адрес жилого помещения.

Вместе с тем, при доставке платежных документов в закрытом виде эти данные должны быть отражены на внешней части доставляемого документа.

В ходе судебного разбирательства представитель истца также ссылался на то, что ответчики допускают нарушения при обработке персональных данных.

По мнению истца, нарушения допускаются при использовании и распространении персональных данных.

Обработка персональных данных включает в себя следующие действия: сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных (ст. 3 Закона).

Распространение персональных данных – это действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц.

Суду не было представлено доказательств, свидетельствующих о том, что сотрудниками ответчиков совершались неправомерные действия при использовании персональных данных плательщиков либо действия, направленные на раскрытие персональных данных плательщиков третьим лицам.

При таких обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения требований истца о признании действий ООО «УК «ЦС-Сервис» и МУП «СЦГХ» г. ФИО4 по доставке платежных документов в открытом виде незаконными и обязании ООО «УК «ЦС-Сервис» и МУП «СЦГХ» г. ФИО4 доставлять платежные документы в закрытом виде.

Отказывая в удовлетворении данных требований, суд также исходит из того, что плательщики, полагающие, что их права и законные интересы при доставке платежных документов в открытом виде нарушаются, имеют право получать данные документы непосредственно в МУП «СЦГХ», т.к. п. ДД.ММ.ГГГГ Договора № ЦС-84/10 на оказание посреднических услуг (агентский) от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ООО «Управляющая компания «ЦС-Сервис» и Муниципальным унитарным предприятием «Сервисный центр городского хозяйства», предусмотрено, что Агент обязан выдавать гражданам в дни приема по их обращениям счета-квитанции на оплату жилищно-коммунальных услуг за истекшие месяцы и на авансовые платежи, оплату пеней (л.д. 24).

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск Прокурора г. ФИО4 в интересах неопределенного круга лиц к ООО «УК «ЦС-Сервис» и МУП «СЦГХ» г. ФИО4 об обязании совершить определенные действия удовлетворить частично.

Обязать ООО «УК «ЦС-Сервис» и МУП «СЦГХ» г. ФИО4 дополнить платежные документы необходимыми сведениями, содержащимися в п.п. «б» пункта 38 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307.

В иске Прокурора г. ФИО4 в интересах неопределенного круга лиц к ООО «УК «ЦС-Сервис» и МУП «СЦГХ» г. ФИО4 о признании действий ООО «УК «ЦС-Сервис» и МУП «СЦГХ» г. ФИО4 по доставке платежных документов в открытом виде незаконными и обязании ООО «УК «ЦС-Сервис» и МУП «СЦГХ» г. ФИО4 доставлять платежные документы в закрытом виде отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Московский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Реутовский городской суд.

Судья: подпись Н.Б. Красуцкая

КОПИЯ ВЕРНА

Судья:

Секретарь: