ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-890/14 от 24.02.2014 Ленинскогого районного суда г. Ставрополя (Ставропольский край)

  дело № 2-890/14

 РЕШЕНИЕ

 Именем Российской Федерации

 24 февраля 2014 года г.Ставрополь

 Ленинский районный суд г. Ставрополя в составе:

 председательствующего судьи Турбанова С.А.,

 при секретаре Каплуновой Е.Н.,

 рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Грунис Е. И. о признании незаконным отказа комитета градостроительства администрации г. Ставрополя о предоставлении испрашиваемого земельного участка для целей не связанных со строительством, с участием заинтересованных лиц: Администрация г.Ставрополя, Комитет градостроительства администрации г.Ставрополя,

 УСТАНОВИЛ:

 Грунис Е.И. обратился в суд с заявлением, в котором просит восстановить процессуальный срок для подачи заявления и признать незаконным отказ комитета градостроительства администрации г.Ставрополя, выраженного в письме <номер обезличен> от 10.09.2013 г. об отказе в предоставлении муниципальной услуги «Предоставление земельных участков для целей, несвязанных со строительством» в районе здания по <данные изъяты> площадью 1000 кв.м. для целей не связанных со строительством под автостоянку кадастровый номер <номер обезличен>, возложении обязанности на администрацию г. Ставрополя принять решение о предоставлении на праве аренды Грунису Е.И. испрашиваемого земельного участка в районе здания по просп. <данные изъяты> площадью 1000 кв.м. для целей не связанных со строительством под автостоянку кадастровый номер <номер обезличен>.

 В обоснование исковых требований указал, что в 26.05.2011 г. с целью предоставления земельного участка для целей не связанных со строительством на праве аренды и предварительного согласования места размещения земельного участка – расположенного в районе пересечения <данные изъяты> и <адрес обезличен> обратился в администрацию г.Ставрополя через Муниципальное учреждение «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «Одно окно» в городе Ставрополе».

 Уведомлением <номер обезличен> от 08.07.2011г. Грунис Е.И. было отказано в предоставлении муниципальной услуги по оформлению документов о предоставлении в аренду земельного участка для целей не связанных со строительством, площадью 1000 кв.м. в районе пересечения <данные изъяты> и <адрес обезличен>, для организации автостоянки.

 Решением Ленинского районного суда г. Ставрополя от 20 декабря 2011 года по делу <номер обезличен> данный отказ комитета градостроительства администрации г. Ставрополя выраженный в письме <номер обезличен> от 08.07.2011г. признан незаконным. Суд также обязал комитет градостроительства администрации города Ставрополя рассмотреть обращение Грунис Е.И. от 26.05.2011г. в порядке, установленном ст. 34 Земельного кодекса РФ.

 28 февраля 2012г. апелляционным определением Ставропольского краевого суда, решение Ленинского районного суда г. Ставрополя от 20.12.2011г. оставлено без изменения.

 Распоряжением № 569-р от 25.04.2013г. заместителя главы администрации г. Ставрополя, руководителем комитета градостроительства администрации г. Ставрополя была утверждена схема размещения автостоянки.

 Испрашиваемый земельный участок, расположенный по адресу: <адрес обезличен>, в районе нежилого здания <номер обезличен> прошел процедуру межевания и был поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера <номер обезличен>.

 14.06.2013г. Администрацией г. Ставрополя в газете «Вечерний Ставрополь» <номер обезличен> было размещено объявление информационного характера о возможном предоставлении земельного участка общей площадью 1000 кв.м., под автостоянку (без права капитального строительства), расположенного по адресу: <адрес обезличен>, в районе нежилого здания № 95.

 По результатам публикации в газете «Вечерний Ставрополь» от 14.06.2013 г. <номер обезличен> в администрацию возражений и предложений от граждан о возможном предоставлении в аренду земельного участка площадью 1000 кв.м. под автостоянку (без права капитального строительства) по <данные изъяты>, в районе нежилого здания <номер обезличен> не поступало.

 Однако уведомление <номер обезличен> от 10.09.2013г. об отказе в предоставлении муниципальной услуги «Предоставление земельных участков для целей, несвязанных со строительством» в районе здания по <данные изъяты>, <адрес обезличен> городе <адрес обезличен>ю 1000 кв.м. для целей не связанных со строительством под автостоянку кадастровый номер <номер обезличен> было отказано.

 Заявитель считает, что вынесенное постановление является не соответствующим действующему законодательству, поскольку испрашиваемый земельный участок сформирован в соответствии с действующим, на момент принятия заявления о предоставлении земельного участка без права капитального строительства от 26.05.2011г., законодательством и к данным правоотношениям следует применять нормы и правила действующие на момент обращения с соответствующим заявлением и в порядке установленным ст. 34 Земельного кодекса РФ.

 Считает, что ссылка администрации г. Ставрополя в лице комитета градостроительства на постановление администрации г. Ставрополя от 12.04.2013 г. № 1060 «Об утверждении порядка предоставления земельных участков для целей не связанных со строительством на территории МО г.Ставрополя» не основательна и не обоснована поскольку не может применять к правоотношениям, возникшим до даты публикации и вступления в законную силу вышеуказанного постановления.

 Кроме того Заявитель считает, что в ст. 35 Земельного кодекса РФ устанавливает исчерпывающий порядок предоставления земельных участков не связанных со строительством, в соответствии с которым Администрация г.Ставрополя должна была принять решение.

 Таким образом, уведомление об отказе <номер обезличен> от 10.09.2013 г. противоречит ст. 34 ЗК РФ и нарушает его права и законные интересы по оформлению прав на земельный участок не связанный с капитальным строительством.

 Грунис Е.И. в судебном заседании заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении, просил удовлетворить их в полном объеме.

 Представитель заинтересованного лица комитета градостроительства администрации г. Ставрополя, представитель администрации г. Ставрополя в судебном заседании заявленные требования не признали, считают отказ Грунис Е.И. в предоставлении земельного участка обоснованным и законным, просили отказать в удовлетворении заявленных требований.

 Выслушав стороны и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

 В силу ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по внутреннему убеждению, основанному на беспристрастном, всестороннем и полном рассмотрении имеющихся доказательств в их совокупности.

 Согласно ст. 195 ГПК РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Суд обосновывает решение лишь на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

 Согласно ст. ст. 254, 255 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, если считает, что нарушены его права и свободы. К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления относятся решения, в результате которых созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.

 Статьей 28 ЗК РФ установлено, что земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.

 Согласно ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. ст. 9, 10 и 11 Земельного кодекса РФ.

 В соответствии с положениями ст. 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:

 принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;

 принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;

 уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;

 обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.

 Граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают в письменной или электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. Соответствующее заявление может быть подано через многофункциональный центр.

 В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.

 Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".

 Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Копия решения о предоставлении земельного участка в собственность за плату или бесплатно с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка может быть выдана (направлена) через многофункциональный центр.

 Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения.

 В соответствии со ст. 2 Земельного кодекса РФ земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.

 Нормы земельного права, содержащиеся в других федеральных законах, законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать настоящему Кодексу.

 Судом установлено, что 26.05.2011 года Грунис Е.И. обратился с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка, для целей не связанных со строительством под автостоянку площадью 1000 кв. м.

 Уведомлением <номер обезличен> от 10.09.2013 г. об отказе в предоставлении муниципальной услуги «Предоставление земельных участков для целей, несвязанных со строительством» было отказано в предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду в связи с тем, что в соответствии с п. 2.5 постановления администрации г. Ставрополя от 12.04.2013 г. № 1060 «Об утверждении порядка предоставления земельных участков для целей не связанных со строительством на территории МО г.Ставрополя» предоставление земельных участков для целей, не связанных со строительством, с учетом разрешенного использования земельных участков осуществляется на торгах (конкурсах, аукционах).

 Земельные участки для целей, не связанных со строительством, с учетом их разрешенного использования, предоставляются без проведения торгов (конкурсов, аукционах) в случае предоставления земельных участков для организации гостевых автостоянок, парковок к зданиям, строениям, сооружениям, принадлежащим на праве собственности или на ином вещном праве физическим или юридическим лицам в соответствии с п. 2.6 вышеуказанного постановления.

 Согласно ч. 2 ст. 120 Конституции РФ суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом.

 Удовлетворяя исковые требования Грунис Е.И. о признании уведомления <номер обезличен> от 10.09.2013 г. об отказе в предоставлении муниципальной услуги «Предоставление земельных участков для целей, несвязанных со строительством» недействительным, суд, руководствуясь ч. 2 ст. 120 Конституции РФ, ст. 12 ГК РФ, предусматривающей в качестве способа защиты гражданских прав неприменение акта органа местного самоуправления, противоречащего закону, приходит к выводу о том, что нормы п. 2.5 постановления администрации г. Ставрополя от 12.04.2013 г. № 1060 «Об утверждении порядка предоставления земельных участков для целей не связанных со строительством на территории МО г. Ставрополя», на основании которых было вынесено обжалуемое постановление, противоречат пунктам 2 - 6 ст. 34 ЗК РФ, не предусматривающим проведение торгов в форме аукциона по продаже земельного участка либо права на заключение договора аренды земельного участка независимо от количества поданных заявлений либо цели, для которой предоставляется земельный участок.

 Данный вывод согласуется с положениями п. 3 ст. 447 ГК РФ, ст. 34 ЗК РФ, согласно которым проведение торгов в форме аукциона по продаже земельного участка либо права на заключение договора аренды земельного участка для целей, не связанных со строительством, не предусмотрено законом, поскольку заключение договоров о продаже вещи или имущественного права в форме проведения торгов возможно только в случаях, прямо предусмотренных законом, приобретение же земельного участка в рамках статьи 34 ЗК РФ устанавливает специальную процедуру такого оформления права.

 Как следует из материалов дела, Грунис Е.И. обеспечил за свой счет формирование земельного участка расположенного по адресу: <адрес обезличен>, в районе здания 95; на основании его заявления была утверждена и согласована схема расположения испрашиваемого земельного участка: администрацией г. Ставрополя в лице комитета градостроительства; были выполнены кадастровые работы; по заданию Грунис Е.И. был подготовлен межевой план земельного участка, осуществлена постановка земельного участка на государственный кадастровый учет. Данные обстоятельства сторонами не отрицались.

 При формировании земельного участка нарушений градостроительного и земельного законодательства не установлено.

 14.06.2013 г. Администрацией г. Ставрополя в газете «Вечерний Ставрополь» <номер обезличен> было размещено объявление информационного характера о возможном предоставлении земельного участка общей площадью 1000 кв. м, под автостоянку (без права капитального строительства), расположенного по адресу: <адрес обезличен>, в районе нежилого здания № 95

 Таким образом, процедура формирования земельного участка для целей, не связанных со строительством, и возможность последующего оформления на него права аренды полностью соответствует требованиями ст. 34 ЗК РФ.

 На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о признании неправомерным отказа Администрации г. Ставрополя оформленного письмом <номер обезличен> от 10.09.2013 г. в предоставлении муниципальной услуги «Предоставление земельных участков для целей, несвязанных со строительством» в районе здания по <данные изъяты>, <адрес обезличен> городе Ставрополе площадью 1000 кв.м. для целей не связанных со строительством под автостоянку кадастровый номер <номер обезличен>.

 Положения ч. 1 ст. 258 ГПК РФ закрепляют, что суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

 Таким образом, при разрешении подобной категории споров в случае признания незаконным действий (бездействий) органа суду необходимо указать на возложение на орган или должностное лицо обязанности в течение определенного судом срока совершить в отношении заявителя конкретные действия.

 Данная правовая позиция отражена в Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих»

 Изучив представленные истцом доводы в обоснование ходатайства о восстановлении пропущенного срока, суд считает возможным признать их уважительными и восстановить срок.

 Таким образом, суд считает возможным обязать администрацию г.Ставрополя принять решение по заявлению Грунис Е.И., в двухнедельный срок со дня вступления решения суда в законную силу, о предоставлении указанного земельного участка в аренду.

 Руководствуясь ст.ст. 194-199, 254 ГПК РФ, суд

 РЕШИЛ:

 Заявленные требования Грунис Е. И. – удовлетворить.

 Признать отказ Администрации г. Ставрополя оформленного письмом комитета градостроительства <номер обезличен> от 10.09.2013г. в предоставлении муниципальной услуги «Предоставление земельных участков для целей, несвязанных со строительством» в районе здания по <данные изъяты>, <адрес обезличен> городе <адрес обезличен>ю 1000 кв.м. для целей не связанных со строительством под автостоянку кадастровый номер <номер обезличен> незаконным.

 Обязать Администрацию г. Ставрополя принять решение о предоставлении на праве аренды Грунис Е.И., испрашиваемого земельного участка в районе здания по <данные изъяты>, <адрес обезличен> городе Ставрополе площадью 1000 кв.м. для целей не связанных со строительством под автостоянку кадастровый номер <номер обезличен>.

 Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд, путем подачи кассационной жалобы через Ленинский районный суд г.Ставрополя в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

 Судья С.А. Турбанов

 Мотивированное решение составлено 26 февраля 2014 года.