ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-890/17 от 19.10.2017 Зеленогорского городского суда (Красноярский край)

Дело № 2-890/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

19 октября 2017 года г. Зеленогорск

Судья Зеленогорского городского суда Красноярского края Моисеенкова О.Л.,

с участием представителя А. З. города Зеленогорска Красноярского края Полтавец И.В., действующей по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя комитета по управлению имуществом А. З. города Зеленогорска Красноярского края Полтавец И.В., действующей по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя МУП ГЖКУ Ильиновой Н.А., действующей по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя истца Ворониной А.Б.Упоровой Т.Ю., действующей на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ,

при секретаре Игнатьевой А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

Самарина Б. В., Ворониной А. Б., действующей за себя и от имени несовершеннолетних Куркиной К. А., Воронина Н. Е., к А. города Зеленогорска Красноярского края, Комитету по управлению муниципальным имуществом, с участием третьего лица МУП ГЖКУ, о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации, признании недействительным отказа в приватизации жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Самарин Б.В., Воронина А.Б., действующая за себя и от имени несовершеннолетних Куркиной К.А., Воронина Н.Е., обратились в суд с иском к А. З. г. Зеленогорска Красноярского края, комитету по управлению муниципальным имуществом о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации, признании недействительным отказа в приватизации квартиры <адрес>

Требования мотивированы тем, что в соответствии с договором социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГСамарин Б.В. является нанимателем квартиры, расположенной по адресу <адрес>. Квартира была предоставлена его семье по ордеру на вселение в жилое помещение от 16 марта 1999 года и договора социального найма от 03 сентября 2008 года.

Ордер от 16 марта 1999 года был выдан ему в/ч в соответствии со ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», так как его семья была признана нуждающейся в жилом помещении и он стоял в очереди на квартиру в в/ч 25920.

В марте 1999 года воинская часть, где он прослужил 21 год, по договору с муниципалитетом обеспечила его семью данной квартирой. С очереди нуждающегося в жилье воинская часть его сняла, и в мае 1999 года он уволился в запас военнослужащих в связи с организационно-штатными мероприятиями.

Вышеуказанная квартира является муниципальной собственностью г. Зеленогорска Красноярского края с 1992 года.

Вместе с ним в квартире проживают и зарегистрированы члены семьи: жена Самарина Л.Н., сын Самарин П.Б., дочь Воронина А.Б., несовершеннолетняя внучка Куркина К.А., несовершеннолетний внук Воронин Н.Е.

С целью приватизации занимаемой квартиры 11 мая 2017 года он обратился в Комитет по управлению муниципальным имуществом А. З. г. Зеленогорска с заявлением о возможности приватизации квартиры. На указанное заявление ему ответили отказом, сославшись на то, что данное жилое помещение имеет статус специализированного жилья.

В 2006 году муниципалитет в лице МУП ГЖКУ «наймодатель» подписал с ним бессрочный договор социального найма (образца 1985 года), а затем в 2008 году между ним и «наймодателем» был подписан типовой договор социального найма жилого помещения нового образца (от 21 мая 2005 года), что противоречит самому факту отказа за разрешение ему приватизации данного жилого помещения. А также противоречит факту о статусе жилья: опираясь на ст. 92 ЖК РФ - использование жилого помещения в качестве служебного допускается после отнесения такого помещения к служебным в порядке установленном Правительством РФ.

Жилое помещение не было зарегистрировано до 2008 году в Госреестре как служебное, а с ним, как «нанимателем», был подписан договор социального найма. Из указанных действий следует, что «собственник» - муниципалитет принял решение снять с данного жилья статус «служебное» и передать квартиру «наемщику» и его семье в бессрочное пользование на условиях подписанного договора, и мотивация «собственника» ордером 1999 года не обоснована: квартира предоставлена ему и его семье перед увольнением из в/ч 25920; не используется как служебная с момента получения и по настоящее время – он и его семья прописаны и проживают в ней 18 лет; не может быть служебной в дальнейшем, т.к. с ним и членами его семьи подписан бессрочный договор социального найма в соответствии со ст. 60 ЖК РФ, и члены его семьи не могут быть выселены из данной квартиры.

На основании изложенного истцы полагали, что занимаемая ими квартира не относится к категории жилых помещений, не подлежащих приватизации, отказ ответчика в приватизации указанной квартиры нарушает их право на приватизацию квартиры, и является не является неправомерным.

Определением суда от 14 сентября 2017 года с учетом изменений исковых требований к участию в деле привлечено в качестве третьего лица МУП ГЖКУ (л.д. 94, 99).

Истец Самарин Б.В. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие, о чем представил заявление.

Согласно пояснениям, данным Самариным Б.В. в судебном заседании ранее, он поддержал исковые требования и пояснил, что квартира была выдана ему и его семье. Вселились туда в 1999 году. Статус жилья не знает. Он стоял в очереди, ему выдали ордер. Под служебным ордером понимает то, что он служил в армии. В 1999 году уволился на пенсию. При увольнении из части ему сказали, что квартира останется за ним. Квартиру получал чрез часть. В настоящее время в квартире проживает две семьи: он с супругой и сыном, а так же дочь со своей семьей. С МУП ГЖКУ заключены два договора социального найма на квартиру, в 2006 и 2008 годах. Отказ в приватизации незаконный, так как квартира в социальном найме, имеется два договора.

Истец Воронина А.Б. исковые требования поддержала, дополнительно пояснив, что договоры, заключенные с ГЖКУ, заключены для оплаты, так же это гарантия их бессрочного проживания в квартире. Приватизация возможна только социального найма, однако такие договоры у них и есть. Ордер – факт вселения семьи в квартиру. А. взяла на себя обязательство обеспечить жильем военного. Квартира муниципальная, но имеет статус служебной. А. решила подписать договор социального найма, бланк обновила. Просит признать договор социального найма от 2008 года действительным.

Дополнительно Воронина А.Б. пояснила, что в очереди нуждающихся в А. они не состояли, заявление не подавали, отец подавал заявление в воинскую часть на расширение жилья, но документы в части не сохранились. Квартира в настоящее время не является служебной с момента расформирования воинской части. Статус служебной квартиры нигде не закреплен, в Росреестре не зарегистрирован.

В судебном заседании представитель истца Упорова Т.Ю., действующая на основании заявления от 06 сентября 2017 года (л.д. 88), исковые требования поддержала в полном объеме.

Представитель А. З. г. Зеленогорска и комитета по управлению имуществом А. города Зеленогорска Полтавец И.В., действующая по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 54) и от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 55), в судебном заседании с исковыми требованиями Самарина Б.В. и Ворониной А.Б. не согласилась, полагала требования необоснованными.

Согласно письменным возражениям представителяПолтавец И.В. на иск, спорная квартира находится в муниципальной собственности муниципального образования город Зеленогорск Красноярского края, относится к специализированному жилищному фонду муниципального жилищного фонда. Предоставление жилого помещения Самарину Б.В. осуществлялось в соответствии с действовавшим на момент предоставления жилого помещения ЖК Р.. Самарину Б.В. предоставление жилого помещения в качестве служебного было осуществлено в соответствии с вышеуказанными нормами ЖК Р..

На основании Протокола совместного заседания жилищной комиссии и командования войсковой части о распределении служебной жилой площади от 25.12.1998 года Самарину Б.В. распределено служебное жилое помещение на состав 4 человека.

Согласно протоколу войсковой части постановлением А. города Зеленогорска от 12.01.1999 № 25-п «О закреплении и распределении служебной жилой площади за в/ч » за войсковой частью закреплена служебная жилая площадь, в том числе жилое помещение.

На основании постановления Самарину Б.В. выдан ордер на жилое помещение от 16.03.1999 не обычного образца, применяемого при предоставлении жилых помещений по договорам социального найма, а с особой отметкой красными буквами «СЛУЖЕБНЫЙ».

Таким образом, истцам известен статус жилого помещения как служебное жилое помещение.

Статус служебного жилого помещения до настоящего времени с жилого помещения сохраняется, решения о снятии данного статуса А. не принималось.

Жилое помещение предоставлено не в соответствии с процедурой предоставления жилого помещения по договору социального найма, включающей в себя принятие на учет в целях последующего предоставления жилого помещения по договору социального найма (ст. 31 Жилищного кодекса РСФСР), вынесение решения о предоставлении жилого помещения с учетом очередности предоставления (ст. 33 Жилищного кодекса РСФСР), а также выдачу ордера на вселение в жилое помещение по форме, утвержденной постановлением Совета Министров РСФСР от 31.07.1984 г. для договоров социального найма (ст. 47 Жилищного кодекса РСФСР).

Истцы в очереди нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма в Администрации города никогда не состояли. Процедуру предоставления жилого помещения по договору найма, предусмотренную жилищным законодательством не проходили.

Представленный истцом типовой договор социального найма жилого помещения от 03.09.2009 года является ничтожным, так как МУП ГЖКУ и его структурные подразделения не вправе были заключать указанный договор в отсутствие оснований для его заключения, а именно решения собственника жилого помещения.

Самарин Б.В. вселен в служебное жилое помещение на основании ордера на служебное жилое помещение на основании принятого А. постановления. На основании ордера с ним заключен типовой договор найма жилого помещения в домах государственного и общественного фонда в РСФСР от 26.05.2006.

Согласно статье 4 Закона специализированные жилые помещения приватизации не подлежат (л.д. 77).

Из дополнительных возражений ответчика следует, что согласно п. 1 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (в редакции, действовавшей на момент предоставления служебного жилого помещения истцу) военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, с учетом права на дополнительную жилую площадь за счет государственного или муниципального жилищного фонда, закрепляемого за Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба).

Указанным военнослужащим, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных образовательных учреждений профессионального образования), и совместно проживающим с ними членам их семей на первые пять лет военной службы предоставляются служебные жилые помещения или общежития. При продолжении военной службы свыше указанных сроков им предоставляются жилые помещения на общих основаниях. Военнослужащие, обеспечиваемые служебными жилыми помещениями, заключают с Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) жилищный договор. В указанном договоре определяется порядок предоставления служебного жилого помещения, его содержания и освобождения. Условия и порядок заключения жилищного договора определяются Правительством Российской Федерации.

Министерство обороны Российской Федерации или иные федеральные органы исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, не обеспечили выполнение требований вышеуказанной нормы закона в отношении истца.

Постановлением А.<адрес>-45 от 21.02.1994 № 212-п «Об утверждении перечня категорий работников, имеющих право на получение служебного жилья» был утвержден временный перечень работников, имеющих право на получение служебного жилья, в соответствии с пунктом 5 которого служебные жилые помещения предоставляются офицерскому составу воинской части, обслуживаемой предприятие (прилагается).

Квартира предоставлена Самарину Б.В. как военнослужащему в связи с прохождением службы, во временное пользование в качестве служебного жилого помещения на период службы с соблюдением требований Федерального закона от 27.05 1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», на основании ордера на служебное жилое помещение.

Предоставление жилого помещения в качестве служебного Самариным Б.В. в установленном порядке не оспорено и недействительным не признано.

Решение о предоставлении квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, о которой возник спор, Самарину Б.В. как лицу, состоящему на учете нуждающегося в жилых помещениях, на условиях социального найма А. З. г. Зеленогорска не принималось.

Заключение МУП ГЖКУ с Самариным Б.В. договора найма служебного жилого должно было быть осуществлено в соответствии с принятым А. города Зеленогорска постановлением от 12.01.1999 № 25-п «О закреплении и распределении служебной площади за в/ч 25920».

Типовой договор найма жилого помещения от 26.05.2006 года, заключенный между истцом и МУП ГЖКУ ЖЭК-6 в лице техника Зыковой И.В., по форме, утвержденной постановлением Совета Министров РСФСР от 25.09.1995 № 415, является ничтожным в силу того, что:

- форма договора не соответствовала типовому договору найма служебного жилого помещения, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 26.01.2006 № 42 «Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений»;

- договор заключен не уполномоченным лицом - техником Зыковой И.В.

Типовой договор социального найма жилого помещения от 03.09.2008, заключенный между истцом и МУП ГЖКУ в лице техника, является ничтожным в силу того, что:

- договор заключен не уполномоченным лицом - техником ЖБЭК-6,

- заключен не на основании постановления администрации города Зеленогорска постановлением от 12.01.1999 № 25-п «О закреплении и распределении служебной площади за в/ч 25920» и выданного истцу ордера на жилое помещение от 16.03.1999 № 5 с особой отметкой красными буквами «СЛУЖЕБНЫЙ». В соответствии с пунктом 2 постановления главы Администрации ЗАТО г. Зеленогорска от 12.02.2007 № 51-п «Об организации предоставления жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма и договорам найма специализированных жилых помещений» МУП ГЖКУ наделено было функциями по заключению от имени и в интересах муниципального образования город Зеленогорск договоров социального найма, договоров найма специализированных жилых помещений муниципального жилищного фонда на основании постановлений (распоряжений) главы администрации города о предоставлении жилого помещения по форме, утвержденной постановлением Правительства РФ (л.д. 115).

Представитель третьего лица МУП ГЖКУ Ильинова Н.А., действующая на основании доверенности от 03 июля 2017 года (л.д. 112), в судебном заседании с исковыми требованиями Самарина Б.В. и Ворониной А.Б. не согласилась, указывая, что типовой договор найма жилого помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда Р. был заключен с Самариным Б.В.ДД.ММ.ГГГГ на основании служебного ордера на жилое помещение от 16.03.1999 г., выданного А.<адрес>-45 <адрес> с пометкой «служебный». Жилая площадь была предоставлена в/части № Основанием выдачи ордера являлось постановление от 12.01.1999 г. № 25-п. Согласно объяснительной инженера Зыковой И.В., 26.05.2006 г. Самарин Б.В. обратился в ЖЭК с просьбой выдать ему копию договора найма в связи с утратой предыдущего договора от 1999 г. Вторичное обращение Самарина Б.В. в ЖЭК с просьбой о выдаче договора найма жилого помещения было в 03.09.2008 г. для предоставления данного документа в учреждение социальной защиты населения. В связи с тем, что в 2005 г. была введена новая форма договора найма, Зыкова И.В. выдала копию договора на бланке нового образца в виде договора социального найма. Внутренними документами МУП ГЖКУ регламентировано, что со старым договором квартиросъемщика нужно отправить в МУП ГЖКУ, где договор будет продлен. Договоры найма, составленные на основании ордера до 01.03.2005 г., не переоформляются. В случае если договор найма, оформленный до 01.03.2005 г. утерян, оформляется договор найма жилого помещения с пометкой «дубликат, выдан взамен утерянного договора найма от г.» на основании ордера. В данном случае в копиях договоров найма, выданных Зыковой И.В., нигде не указано слово «дубликат» и «копия». Следовательно, Зыкова И.В. действовала неправомерно, выдавая данные копии договора без пометки «дубликат» и «копия». Оригинал типового договора найма жилого помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда РСФСР был заключен с Самариным Б.В. 02 июня 1999 г. на основании служебного ордера на жилое помещение от 16.03.1999 г., выданного администрацией <адрес> с пометкой «служебный», находится в ЖЭК № 4. Сведения об обращении Самарина Б.В. за продлением срока договора найма в МУП ГЖКУ отсутствуют. Сведений о расторжении договора найма с Самариным Б.В. МУП ГЖКУ не имеет (л.д. 153).

Заслушав стороны, представителя истца и ответчика, представителя третьего лица, допросив свидетеля, исследовав письменные доказательства по делу, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 217 Гражданского кодекса РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.

Статьей 2 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 г. N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" определено, что граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

Согласно статье 4 названного Закона не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.

Судом установлено, что 16 марта 1999 года Самарину Б.В. на состав семьи из четырех человек, включая жену, дочь и сына, в связи с прохождением службы в воинской части в <адрес>-45 выдан служебный ордер на право вселения в трехкомнатную квартиру по адресу: <адрес>-45, <адрес> (л.д. 49).

Постановлением А. г. Зеленогорска Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ<адрес> признана служебной и закреплена за воинской частью (л.д. 63).

Протоколом совместного заседания жилищной комиссии и командования войсковой части о распределении служебной жилплощади от 25 декабря 1998 года Самарину Б.В. выделена квартир <адрес> (л.д. 64).

С 18 мая 1999 года Самарин Б.В. уволен с венной службы, с 31 августа 2005 года войсковая часть расформирована, что следует из архивной справки от 10 августа 2017 года (л.д. 75, 87).

На момент рассмотрения дела в суде в спорной квартире зарегистрированы Самарин Б.В., его сын Самарин П.Б., жена Самарина Л.Н., дочь Воронина А.Б., внук Воронин Н.Е., внучка Куркина К.А. (л.д. 36, 37).

Самариным П.Б. и Самариной Л.Н. в июне 2017 года поданы заявления об отказе в приватизации спорной квартиры (л.д. 32, 33).

Так же на момент рассмотрения дела Самарин Б.В. и Самарина Л.Н. являются собственниками <адрес><адрес> на основании договора купли-продажи от 16 марта 2017 года, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 13 апреля 2017 года (л.д. 58).

26 мая 2006 года между МУП ГЖКУ ЖЭК-6 и Самариным Б.В. заключен типовой договор найма жилого помещения в домах государственного и общественного жилищного фонда в Р., согласно которому Самарину передано в бессрочное пользование изолированное жилое помещение на основании ордера на служебное жилое помещение (л.д. 17, 106).

03 сентября 2008 года между МУП ГЖКУ и Самариным Б.В. заключен типовой договор социального найма жилого помещения, согласно которому Самарину Б.В. и его супруге Самарриной М.Н., дочери Куркиной А.Б., сыну Самарину П.Б., матери жены Ковалевой Н.В., внучке Куркиной К.А. передано в бессрочное владение и пользование жилое изолированное жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, по адресу <адрес> (л.д. 15). От имени МУП ГЖКУ договор подписан техником ЖЭК-6 Зыковой И.В.

11 мая 2017 года Самарин Б.В. обратился в А. З.<адрес> с обращением, в котором просил предоставить ему информацию о возможности приватизации жилого помещения по адресу <адрес> г. Зеленогорска (л.д. 9).

Ответом А. З. г. Зеленогорска от 19 мая 2017 года Самарину Б.В. сообщено, что данное жилое помещение относится к специализированному жилищному фонду, предоставлено Самарину для проживания на период службы в в/ч 25920 по ордеру специального образца, с указанием статуса «служебный». Статус до настоящего времени с жилого помещения не снят. Так как квартира служебная, она приватизации не подлежит (л.д. 13).

28 сентября 2017 года истцам отказано в приватизации спорной квартиры (л.д. 152).

Статьей 6 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего на момент предоставления спорного жилого помещения Самарину Б.В,, установлено, что государственный жилищный фонд находится в ведении местных Советов народных депутатов (жилищный фонд местных Советов) и в ведении министерств, государственных комитетов и ведомств (ведомственный жилищный фонд).

Согласно статье 28 ЖК РСФСР право граждан на получение жилого помещения имеют граждане, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, в порядке, предусмотренном законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР. Жилые помещения предоставляются указанным гражданам, постоянно проживающим в данном населенном пункте (если иное не установлено законодательством Союза ССР и РСФСР), как правило, в виде отдельной квартиры на семью.

Граждане признаются нуждающимися в улучшении жилищных условий по основаниям, предусмотренным законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР.

Статьями 29 - 30 ЖК РСФСР установлены основания признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий, порядок учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В соответствии со ст. 31 Принятие на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, производится по месту жительства решением исполнительного комитета местного Совета народных депутатов, а по месту работы - совместным решением администрации и профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации. При рассмотрении вопросов о принятии на учет по месту работы принимаются во внимание рекомендации трудового коллектива. Заявления о принятии на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, рассматриваются в течение одного месяца со дня поступления в соответствующий исполнительный комитет Совета народных депутатов, на предприятие, в учреждение, организацию.

В соответствии со ст. 33 ЖК РСФСР жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет и включения в списки на получение жилых помещений.

Согласно статье 47 ЖК РСФСР на основании решения о предоставлении жилого помещения в доме государственного или общественного жилищного фонда исполнительный комитет городского Совета народных депутатов выдает гражданину ордер, который является единственным основанием для вселения в предоставленное жилое помещение. Форма ордера устанавливается Советом Министров РСФСР.

Главой 3 ЖК РСФСР был установлен порядок пользования служебными жилыми помещениями

В силу статьи 101 ЖК РСФСР служебные жилые помещения предназначаются для заселения гражданами, которые в связи с характером их трудовых отношений должны проживать по месту работы или вблизи от него. Жилое помещение включается в число служебных решением исполнительного комитета городского Совета народных депутатов.

Под служебные жилые помещения выделяются, как правило, отдельные квартиры.

Согласно статье 104 ЖК РСФСР в соответствии с законодательством Российской Федерации служебные жилые помещения могут предоставляться отдельным категориям военнослужащих.

Ст. 105 ЖК РСФСР определено, что порядок предоставления служебных жилых помещений и пользования ими устанавливается законодательством Союза ССР, настоящим Кодексом и другим законодательством РСФСР. Служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации. правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение. Форма ордера на служебное жилое помещение устанавливается Советом Министров РСФСР.

С гражданином, на имя которого выдан ордер на служебное жилое помещение, заключается письменный договор найма помещения на все время работы нанимателя, в связи с которой ему предоставлено это помещение (статья 106 ЖК РСФСР).

Согласно п. 1 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (в редакции, действовавшей на момент предоставления служебного жилого помещения истцу) военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, с учетом права на дополнительную жилую площадь за счет государственного или муниципального жилищного фонда, закрепляемого за Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба).

Согласно выписке из реестра муниципального имущества спорное жилое помещение является муниципальной собственностью на основании решения Малого Совета Красноярского краевого СНД № 172-м от 06.08.1992 г. «О передаче государственного имущества в муниципальную собственность <адрес>» (л.д. 14, 66, 60).

При этом истцы не состояли на учете нуждающихся в жилых помещениях, решение о предоставлении им спорного жилого помещения как лицам, признанным в установленном порядке имеющим право на обеспечение жилым помещением на условиях договора социального найма, не принималось. Спорное жилое помещение предоставлено истцу Самарину и членам его семьи на основании служебного ордера для временного проживания на период прохождения службы в воинской части.

Исходя из анализа вышеназванных норм права, признаком служебного жилого помещения (до 1 марта 2005 г.) являлось обязательное наличие решения администрации органов местного самоуправления о включении конкретного жилого помещения в число служебных, причем независимо от того, к какому жилищному фонду принадлежало жилое помещение.

Как следует из материалов дела, квартире присвоен статус служебной постановлением № 25-п от 12 января 1999 года постановления администрации города <адрес> в соответствии с Перечнем категорий работников, имеющих право на получение служебного жилья, утвержденного постановлением администрации города <адрес> № 212-п от 21 февраля 1994 года (л.д. 126), вселение в квартиру произведено на основании служебного ордера от 16 марта 1999 года, выданного <адрес>.

Согласно показаниям в судебном заседании свидетеля Зыковой И.В., Самарин Б.В. обратился в 2006 году за договором найма, прежний договор, возможно, был утрачен, в 2008 году копию договора выдала для предъявления в соцзащиту. В 2008 году не нашла бланк договора по служебному жилью, использовала бланк для социального найма. Но этот договор был не для вселения, а для получения льготы родственникам истца. Имела ли она полномочия в 2008 году на заключение договора, не знает. Слово «служебное» упустила неумышленно.

Анализируя исследованные доказательства, суд считает, что типовой договор социального найма от 03 сентября 2008 года, заключенный между МУП ГЖКУ в лице техника Зыковой И.В., и Самариным Б.В., при том, что в договоре прописаны иные члены семьи Самарина, не свидетельствует о заключении с истцами договора социального найма.

Вселение в спорную квартиру осуществлено на основании ордера от 16 марта 1999 года и последующего заключенного договора от 02 июня 1999 года.

Доводы истцов о том, что нарушен порядок отнесения жилого помещения к категории служебной жилой площади, так как это не зарегистрировано в Росреестре, являются ошибочными.

Согласно п. 14 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений", утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.01.2006 N 42, решение об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда направляется также в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в течение 3 рабочих дней с даты принятия такого решения.

Поскольку статус квартиры был установлен до принятия указанных Правил, требование о направлении решения в орган регистрации прав не требуется.

Более того, каких-либо положений, позволяющих в случае нарушения порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду отнести такое жилое помещение к жилищному фонду социального использования и признать за гражданами, проживающими в таком жилом помещении на основании договора найма служебного жилого помещения право пользования им на условиях договора социального найма, законодательство не содержит.

Данных о том, что спорная квартира, решением уполномоченного на то органом была исключена из состава специализированного жилищного фонда, в материалы дело не представлено.

Основанием заключения договора социального найма является принятое с соблюдением требований Жилищного кодекса Российской Федерации решение органа местного самоуправления о предоставлении жилого помещения гражданину, состоящему на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении (ч.3 и ч.4 ст.57, ст.63 Жилищного кодекса Российской Федерации). Указанное решение может быть принято и иным уполномоченным органом в случаях, предусмотренных федеральным законом, Указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (п.6 ст.12, п.5 ст.13, ч.3, 4 ст.49 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Материалами дела подтверждается, что решение о предоставлении жилого помещения, о котором возник спор, истцу на условиях социального найма уполномоченным органом не принималось. Указанная квартира предоставлена Самарину Б.В. в связи со службой в воинской части, на основании договора найма служебного помещения, который истцом в установленном порядке не оспорен и недействительным не признан.

Спорное жилое помещение было предоставлено истцам не в порядке улучшения жилищных условий, а в соответствии со ст. 102, 104 Жилищного кодекса РСФСР, т.е. без нахождения их на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий и не в порядке очередности.

Поскольку Самарину Б.В. и членам его семьи была предоставлена служебная квартира, отнесенная на момент ее предоставления к числу служебных, решение о предоставлении ему жилого помещения на условиях социального найма компетентным органом не принималось, оснований для выводов о проживании истцов в спорной квартире на условиях социального найма у суда не имеется.

Таким образом, доводы истцов и представителяУпоровой Т.Ю. о том, что истцы занимают спорное жилое помещение фактически по договору социального найма, и имеют в связи с этим право на приватизацию квартиры, не соответствует требованиям закона.

То обстоятельство, что истцы длительное время проживают в квартире, не может являться основанием при отсутствии соответствующего решения собственника для исключения данного жилого помещения из числа служебных.

Поскольку нормами жилищного законодательства возможность приватизации служебных жилых помещений не предусмотрена, право истцов на приватизацию занимаемой квартиры отсутствует.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Самарину Б. В., Ворониной А. Б., действующей за себя и от имени несовершеннолетних Куркиной К. А., Воронина Н. Е., к А. города Зеленогорска Красноярского края о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации, признании недействительным отказа в приватизации жилья, отказать в связи с необоснованностью.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Зеленогорский городской суд Красноярского края в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме.

Судья О.Л. Моисеенкова