Гр.дело № 2-891/2019 Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ в составе председательствующего судьи Болдохоновой С.С., при секретаре Юндуновой Д.Д., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Прокурора Октябрьского района г. Улан-Удэ к МУП "Управления трамвая" об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам транспортной инфраструктуры,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Октябрьского района г. Улан-Удэ обращаясь в суд к МУП «Управление трамвая», просит признать незаконным бездействие МУП «Управление трамвая», выразившееся в нарушении требований о беспрепятственном доступе инвалидов к объектам транспортной инфраструктуры; обязать в срок до 01.07.2019г. устранить нарушения ст.15 ФЗ «О социальной защите инвалидов», а именно: привести в соответствие с требованием федерального законодательства транспортного средства – трамвайные вагоны: установить электронное табло для слабослышащих в целях дублирования информации в 32 трамвайных вагонах; обеспечить посадку в трамвайные вагоны и высадку из них, в том числе с использованием специальных подъемных устройств для пассажиров из числа инвалидов, не способных передвигаться самостоятельно; обеспечить используемые для перевозки пассажиров транспортные средства надписями, иной текстовой и графической информацией, выполненной крупным шрифтом, в том числе с применением рельефно-точечного шрифта Брайля; провести обследование транспортных средств и предоставляемых услуг с целью определения уровня доступности для пассажиров из числа инвалидов транспортных средств и предоставляемых услуг, составить паспорта доступности для пассажиров из числа инвалидов, транспортных средств и предоставляемых услуг.
Иск мотивирован тем, что прокуратурой района с привлечением специалистов Межрегионального управления государственного автодорожного надзора по Республике Бурятия и Иркутской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта проведена проверка соблюдения законодательства МУП «Управление трамвая» в сфере обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения Республики Бурятия к объектам транспортной инфраструктуры. Вопреки указанным требованиям нормативных правовых актов МУП «Управления трамвая» не предприняты надлежащие меры по обеспечению доступности транспортных средств для инвалидов и других маломобильных групп населения республики. Проверкой установлено, что на балансе МУП «Управления трамвая» состоят 58 пассажирских трамвайных вагонов, которые не оборудованы подъемными платформами (аппарелью) для лиц с ограниченными возможностями, не установлены кнопки вызова по требованию. Пассажирские трамвайные вагоны с низким полом в средней части вагона на балансе МУП «Управление трамвая» не состоят. Из числа состоящих на балансе вагонов, только в 26 пассажирских трамвайных вагонах установлены электронные табло для слабослышащих в целях дублирования информации. Электронные табло для слабослышащих в целях дублирования информации в 32 трамвайных вагонах не установлены. Во всех пассажирских трамвайных вагонах отсутствуют надписи, знаки и иная текстовая и графическая информация знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля. Кроме того, до настоящего времени комиссия по проведению обследования транспортных средств в МУП не создавалась и, соответственно, паспорта доступности для пассажиров из числа инвалидов, транспортных средств и предоставляемых услуг не составлялись. МУП «Управления трамвая» является перевозчиком и обязано обеспечить доступность транспортных средств для инвалидов. Определить конкретное число инвалидов, живущих в районе и которые будут проживать в будущем, права и законные интересы которых нарушаются установить невозможно, и их круг, не может быть фиксированным, т.к. процесс признания граждан инвалидами является постоянным и не подлежит количественной оценке. При указанных обстоятельствах статьей 45 ГПК РФ прокурору предоставлено право обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод граждан, неопределенного круга лиц, в связи с чем подается настоящее заявление.
Определением суда от 04.03.2019г. производство по делу в части исковых требований об обеспечении используемых для перевозки пассажиров транспортных средств надписями, иной текстовой и графической информацией, выполненной крупным шрифтом, в том числе с применением рельефно-точечного шрифта Брайля; проведения обследования транспортных средств и предоставляемых услуг с целью определения уровня доступности для пассажиров из числа инвалидов транспортных средств и предоставляемых услуг, составления паспорта доступности для пассажиров из числа инвалидов, транспортных средств и предоставляемых услуг прекращено в связи с отказом истца от исковых требований.
В судебном заседании помощник прокурора Сметанина И.Г., действующая на основании доверенности от 14.02.2019 г., поддержала исковые требования Прокурора Октябрьского района г.Улан-Удэ.
В судебном заседании представитель ответчика МУП «Управление трамвая» ФИО1, действующая на основании доверенности от 06.07.2018г., исковые требования не признала, суду пояснила, что МУП «Управление трамвая» использует в своей деятельности трамвайные вагоны с годами выпусков: 27 единиц 605 модели с 1986 по 1991 голов выпусков; 11 единиц 608 модели 1993 года выписка; 4 единицы 608 модели 1998 года выпуска; 20 единиц 619 модели с 2004 по 2008г. выпуска. Считает, что вмененные нарушения по ч.1 ст.15 ФЗ от 24.11.1995г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов» применимы только к новым или реконструированным, модернизированным объектам. Новые, реконструированные и модернизированные объекты транспортной инфраструктуры на балансе предприятия отсутствуют. Между тем, все трамваи предприятия обеспечены текстовой и графической информацией, выполненной крупным шрифтом, в том числе с применением рельефно-точечного шрифта Брайля; проведено обследование транспортных средств и предоставляемых услуг с целью определения уровня доступности для пассажиров из числа инвалидов транспортных средств и предоставляемых услуг. По результатам обследования составлен паспорт. Кроме того указала, что транспортные средства не являются объектами социальной инфраструктуры. Указала, что подобный иск был рассмотрен в Железнодорожном районном суде г. Улан-Удэ по делу №2-330/2019. Преюдициальное значение имеют обстоятельства по неприменению нормативно-правовых актов, в обоснование которых заявлены исковые требования к МУП «Управление трамвая».
В судебном заседании представитель третьего лица Комитета по управлению имуществом и землепользованию Администрации г. Улан-Удэ ФИО2, действующая на основании доверенности от 10.04.2018г., возражала против заявленных требований, считает, что требования истца неисполнимы. При этом истцом не доказано, что ответчик бездействовал, отсутствует совокупность доказательств бездействия ответчика.
Заслушав явившихся лиц, рассмотрев материалы дела и представленные доказательства, суд считает требования подлежащими удовлетворению исходя из следующего.
В судебном заседании установлено, что ответчик МУП «Управление трамвая» зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1020300888739, ИНН <***>, дата постановки на учет 15.06.1993г. К видам деятельности отнесено – деятельность трамвайного транспорта по регулярным внутригородским и пригородным пассажирским перевозкам.
Как следует из материалов дела прокуратурой района с привлечением специалистов Межрегионального управления государственного автодорожного надзора по Республике Бурятия и Иркутской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта проведена проверка соблюдения законодательства МУП «Управление трамвая» в сфере обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения Республики Бурятия к объектам транспортной инфраструктуры. В ходе проведения совместных проверочных мероприятий было проверено 7 вагонов (выборочно), на соблюдение требования порядка обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов транспортных средств автомобильного транспорта, выявлены нарушения, а именно: вагоны 7 ед., не имеют возможности осуществить посадку в транспортные средства высадку из них, в том числе с использованием специальных подъемных устройств для пассажиров из числа инвалидов, не способных передвигаться самостоятельно; не оснащены надписями, с применением рельефно-точечного шрифта Брайля; вагоны 7 ед. отсутствует дублирование необходимой для пассажиров из числа инвалидов зрительной и звуковой информации; 25 вагонов МУП «Управление трамвая» оснащены дублированием необходимой для пассажиров из числа инвалидов зрительной и звуковой информации. МУП «Управление трамвая» в целях определения мер по поэтапному повышению уровня доступности для пассажиров из числа инвалидов объектов, транспортных средств и предоставляемых услуг не провело обследование объектов, транспортных средств и предоставляемых услуг. Отсутствует паспорт доступности для пассажиров из числа инвалидов объектов, транспортных средств и предоставляемых услуг в нарушение требований п.8 «Порядка обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, автовокзалов, автостанций и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи», утвержденных Приказом Министерства транспорта РФ от 01.12.2015г. №347.
Установлено, что договором аренды №№ имущественного комплекса от 08.10.2013г. МУП «Управление трамвая» предоставлен во временное владение и пользование за плату имущественного комплекса, согласно приложению, для осуществления пассажирских перевозок городским электрическим транспортом.
В соответствии со ст. 15 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) в том числе возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски; надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности.
Требования к оснащению объектов транспортной инфраструктуры установлены Федеральным законом №259-ФЗ от 08.11.2007г. «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»
Согласно ч.1 ст. 21.1 ФЗ №259-ФЗ пассажирам из числа инвалидов обеспечиваются условия доступности их перевозки и перевозки их багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
Исходя из положений ч.2 ст. 21.1 указанного закона владельцем объекта транспортной инфраструктуры обеспечиваются условия доступности для инвалидов перевозок автомобильным транспортом наравне с другими пассажирами, в том числе дублирование необходимой для пассажиров из числа инвалидов звуковой и зрительной информации.
В соответствии с пп. «в», «г» п.3 Порядка обеспечения условий доступности для пассажиров из числа инвалидов транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, автовокзалов, автостанций и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержденного Приказом Минтранса России от 01.12.2015 N 347 перевозчики и владельцы объектов обеспечивают пассажирам из числа инвалидов следующие условия доступности услуг в соответствии с требованиями, установленными законодательными и иными нормативными правовыми актами в том числе возможность ознакомления с Правилами перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2009 г. N 112, а также другой необходимой информацией об условиях перевозки в доступной для пассажиров из числа инвалидов форме при обращении к представителю перевозчика или владельца объекта и (или) через информационно-телекоммуникационную сеть "Интернет", по телефону; дублирование необходимой для пассажиров из числа инвалидов звуковой и зрительной информации на объектах, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика.
В связи с чем являются несостоятельными доводы представителя ответчика о том, что МУП «Управление трамвая» является перевозчиком, трамваи не являются объектами транспортной инфраструктуры, в связи с чем обязанность установления звуковой сигнализации не распространяется на ответчика.
Что касается требований истца об обязании обеспечить посадку в трамвайные вагоны и высадку из них, в том числе с использованием специальных подъемных устройств для пассажиров из числа инвалидов, не способных передвигаться самостоятельно, суд считает данные требования также подлежащими удовлетворению.
Так пунктом 6 указанного выше Порядка предусмотрено, что перевозчики обеспечивают для пассажиров из числа инвалидов, посадку в транспортные средства и высадку из них, в том числе с использованием специальных подъемных устройств для пассажиров из числа инвалидов, не способных передвигаться самостоятельно. При этом исключения из указанных правил не установлены.
Доводы третьего лица об отсутствии со стороны ответчика бездействия не могут быть приняты судом. Так само по себе письменное обращение в адрес завода-изготовителя с вопросом о возможности приобретения вагонов оборудованных с учетом требований ст.15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ» не может служить подтверждением того, что ответчиком предпринимались меры по устранению нарушений прав инвалидов. Доказательств реально предпринятых действий суду представлено не было.
При таких обстяотельствах суд находит исковые требования прокурора Октябрьского района г. Улан-Удэ законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 193-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Прокурора Октябрьского района г. Улан-Удэ к МУП "Управления трамвая" об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам транспортной инфраструктуры удовлетворить.
Признать незаконным бездействие МУП «Управление трамвая», выразившееся в нарушении требований о беспрепятственном доступе инвалидов к объектам транспортной инфраструктуры.
Обязать МУП «Управление трамвая» в срок до 01.07.2019г. устранить нарушения ст.15 ФЗ «О социальной защите инвалидов», а именно: привести в соответствие с требованием федерального законодательства транспортного средства – трамвайные вагоны: установить электронное табло для слабослышащих в целях дублирования информации в 32 трамвайных вагонах; обеспечить посадку в трамвайные вагоны и высадку из них, в том числе с использованием специальных подъемных устройств для пассажиров из числа инвалидов, не способных передвигаться самостоятельно.
Решение может быть обжаловано сторонами в Верховный суд Республики Бурятия в установленном законом порядке, т.е. путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья подпись Болдохонова С.С.
Подлинник решения находится в Октябрьском районном суде г. Улан-Удэ и подшит в гражданское дело № 2- 891/2019.