Дело № 2-891/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 сентября 2020 г. с. Архангельское
Каменский район Тульская область
Ефремовский районный суд Тульской области в составе:
председательствующего судьи Мамоновой М.Н.,
при секретаре Куценко С.Г.,
с участием истца помощника Каменского прокурора Тульской области Косинова С.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-891/2020 по иску прокурора Каменского района Тульской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Каменский район Тульской области о понуждении принять комплекс мер, направленных на оформление права муниципальной собственности автомобильной дороги местного значения,
установил:
Прокурор Каменского района Тульской области обратился в суд с вышеуказанным иском, указав, что прокуратурой Каменского района проведена проверка исполнения администрацией муниципального образования Каменский район Тульской области Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Проверка показала, что автомобильная дорога местного значения, расположенная по адресу: <адрес>, протяженность дороги № км, находится на территории муниципального образования Архангельское Каменского района и отнесена к автомобильным дорогам общего пользования.
Согласно распоряжению № от ДД.ММ.ГГГГ «О возложении обязанностей по исполнению полномочий по решению вопросов местного значения О Архангельское Каменского района, переданных муниципальному образованию Каменский район», обязанности по исполнению полномочий вопросов местного значения МО Архангельское возложены на структурные подразделения администрации муниципального образования Каменский район.
Однако со стороны администрации муниципального образования Каменский район, мер по изданию правового акта о включении данной дороги местного значения в перечень муниципального недвижимого имущества, мер, необходимых для оформления права собственности органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, мер по оформлению кадастровых паспортов на вышеуказанную автомобильную дорогу не принималось.
ДД.ММ.ГГГГ в связи с выявленными нарушениями прокурором района в адрес главы администрации МО Каменский район внесенопредставление об устранении выявленных нарушений, по результатам рассмотрения которого действенных мер со стороны администрации предпринято не было.Бездействие органа местного самоуправления в лице администрации муниципального образования Каменский район по непринятию указанных мер является незаконным, грубо нарушающим законные интересы неопределенного круга участников дорожного движения.
В соответствии с ч.1 ст. 45 Гражданско-процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Просит судпризнать бездействие администрации муниципального образования Каменский район, выражающееся в непринятии мер по изданию правового акта о включении автомобильной дороги местного значения, расположенной по адресу: <адрес>, протяженность дороги № км, в Перечень муниципального недвижимого имущества, незаконным; обязать администрацию муниципального образования Каменский район издать правовой акт о включении автомобильной дороги местного значения, расположенной по адресу: <адрес>, протяженность дороги № км, в Перечень муниципального недвижимого имущества; обязать администрацию муниципального образования Каменский район Тульской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести паспортизацию автомобильной дороги местного значения, расположенной по адресу: <адрес>, протяженность дороги № км.; обязать администрацию муниципального образования Каменский район Тульской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации и картографии по Тульской области для постановки указанной автодороги местного значения на учет и оформления права собственности.
В судебном заседании помощник прокурора Каменского района Тульской области Косинов С.С. исковые требования, заявленные в интересах неопределенного круга лиц, поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в иске.
Ответчик – администрация муниципального образования Каменский район Тульской области в судебное заседание своего представителя не направила, о месте и времени извещена судом надлежащим образом, письменно ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие представителя, не возражала против удовлетворения исковых требований.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле
Заслушав истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч.3 ст.5 Федерального закона от 08.11.2007г. №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусматривает, что к автомобильным дорогам общего пользования относятся автомобильные дороги, предназначенные для движения транспортных средств неограниченного круга лиц.
Согласно распоряжению № от ДД.ММ.ГГГГ «О возложении обязанностей по исполнению полномочий по решению вопросов местного значения О Архангельское Каменского района, переданных муниципальному образованию Каменский район», обязанности по исполнению полномочий вопросов местного значения МО Архангельское возложены на структурные подразделения администрации муниципального образования Каменский район.
Одной из обязанностей администрации муниципального образования Каменский район по исполнению полномочий по решению вопросов местного значения является дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов МО Архангельское Каменского района и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковочных мест, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения и в границах населенных пунктов муниципального образования Архангельское Каменского района, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог, осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу абз. 3 п. 1 Приложения № 3 к постановлению от 27.12.1991г. № 3020-1 Верховного Совета Российской Федерации «О разграничении государственной собственности на Федеральную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт- Петербурга и муниципальную собственность» к объектам, вносящимся к муниципальной собственности, в частности относятся объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского (за исключением районов в городах) совета народных депутатов объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятий), городского пассажирского транспорта (включая метрополитен), внешнего благоустройства, а также предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание, содержание и ремонт указанных объектов, находящихся в оперативном управлении исполнительных органов городских и районных (в городах) Советов народных депутатов (местной администрации).
На основании п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 22.12.1993 № 2265 «О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации» органы лестного самоуправления самостоятельно утверждают перечень объектов имущества), составляющих муниципальную собственность, в соответствии с приложением «3 к постановлению № 3020-1.
Согласно правовой позиции Указа Президента РФ от 22.12.1993 № 2265 «О гарантиях местного самоуправления в РФ», объекты, указанные в приложении №3 Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 №3020- «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» (далее - приложение№1 к Постановлению ВС РФ от 27.12.1991 №3020-1) являются объектами муниципальной собственности непосредственно в силу положений названного выше Постановления Верховного Совета РФи должнырассматриваться как объекты муниципальной собственности независимо от того, оформлено ли это в установленном порядке.Автомобильные дороги являются объектами недвижимости в силу постановки их на кадастровый учет как сооружения.
Согласно ст. 14 и ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» для решения вопросов местного значения в собственности поселения могут находиться автомобильные дороги местного значения в границах населенных пунктов.
Согласно статье 5 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ все дороги в зависимости от их назначения делятся на 4 вида:автомобильные дороги федерального значения;автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения;автомобильные дороги местного значения - автодороги поселения, муниципального района или городского округа;частные автомобильные дороги.Перечень автодорог федерального значения, утверждены Постановлением Правительства РФ от 17.11.2010 №928 «О перечне автомобильных дорог общего пользования федерального значения». Перечень автодорог регионального и межмуниципального значения утвержден Постановлением правительства Тульской области от 06.12.2011 №233 «Об утверждении Перечня автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Тульской области».Эти перечни и являются документами, определяющими статус этих дорог.Автомобильная дорога местного значения - автомобильная дорога в границах населенных пунктов поселения либо муниципального района, либо городского округа, не отнесенная к автодорогам федерального, регионального или межмуниципального значения, частным автодорогам (пункт 9 ст. 5 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ).Документом, подтверждающим отнесение дороги к частной, является свидетельство о праве собственности на данную дорогу физического или юридического лица. Дороги же, которые не включены ни в один из указанных перечней и не оформлены в частную собственность, в силу закона подлежат признанию дорогами местного значения.Перечень имущества, утвержденный правовым актом органов местного самоуправления на основании вышеуказанных Указа Президента РФ и постановления Верховного Совета Российской Федерации, а также кадастровый паспорт является основанием для государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества.
В соответствии с ВСН 1-83 «Типовая инструкция по учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования» все автомобильные дороги подлежат паспортизации.Паспортизация автомобильных дорог общего пользования местного значения производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности и техническом состоянии для рационального планирования работ по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог.
Как показала проверка, автомобильная дорога местного значения, расположенная по адресу: <адрес>, протяженность дороги № км, находится на территории муниципального образования Архангельское Каменского района и отнесена к автомобильным дорогам общего пользования.
Однако со стороны администрации муниципального образования Каменский район, мер по изданию правового акта о включении данной дороги местного значения в перечень муниципального недвижимого имущества, мер, необходимых для оформления права собственности органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, мер по оформлению кадастровых паспортов на вышеуказанную автомобильную дорогу не принималось.
ДД.ММ.ГГГГ в связи с выявленными нарушениями прокурором района в адрес главы администрации МО Каменский район внесенопредставление об устранении выявленных нарушений, по результатам рассмотрения которого действенных мер со стороны администрации предпринято не было.Бездействие органа местного самоуправления в лице администрации муниципального образования Каменский район по непринятию указанных мер является незаконным, грубо нарушающим законные интересы неопределенного круга участников дорожного движения.
Таким образом, с учетом установленных по делу обстоятельств, руководствуясь вышеприведенными нормами закона суд приходит к выводу, что одной из обязанностей администрации МО Каменский район по исполнению полномочий по решению вопросов местного значения является дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов МО Каменский район и обеспечение безопасности дорожного движения на них, однако в отношении спорного участка дороги бездействует, не приводя его в соответствие с нормативными требованиями. В связи с чем, длительное бездействие администрации МО Каменского районапо непринятию мер по оформлению права собственности является незаконным, в связи с чем требования прокурора подлежат удовлетворению.
Принимая во внимание, что оформление права собственности и кадастровых паспортов лежит на администрации муниципального образования Каменский район, в целях соблюдения баланса интересов сторон, суд считает разумным и обоснованным требования прокурора о возложении обязанности исполнения решения суда в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования прокурора Каменского района Тульской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Каменский район Тульской области о понуждении принять комплекс мер, направленных на оформление права муниципальной собственности автомобильной дороги местного значения удовлетворить.
Признать бездействие администрации муниципального образования Каменский район, выражающееся в непринятии мер по изданию правового акта о включении автомобильной дороги местного значения, расположенной по адресу: <адрес>, протяженность дороги № км., в Перечень муниципального недвижимого имущества, незаконным.
Обязать администрацию муниципального образования Каменский район издать правовой акт о включении автомобильной дороги местного значения, расположенной по адресу: <адрес>, протяженность дороги № км., в Перечень муниципального недвижимого имущества.
Обязать администрацию муниципального образования Каменский район Тульской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести паспортизацию автомобильной дороги местного значения, расположенной по адресу: <адрес>, протяженность дороги № км.
Обязать администрацию муниципального образования Каменский район Тульской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации и картографии по Тульской области для постановки автомобильной дороги местного значения, расположенной по адресу: <адрес>, протяженность дороги № км, на учет и оформления права собственности.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы в Ефремовский районный суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 29.09.2020.
Председательствующий Мамонова М.Н.