ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-892 от 20.12.2011 Калининского районного суда (Краснодарский край)

                                                                                    Калининский районный суд Краснодарского края                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Калининский районный суд Краснодарского края — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

К делу №2-892/2011

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ст.Калининская

Краснодарский край 20 декабря 2011 года

Калининский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего Осовик С.В.,

с участием ст. помощника прокурора Калининского района Гореловой Ю.И.,

представителя администрации МО Калининский район – Криворотовой И.Н.,

главы администрации: Старовеличковского сельского поселения Калининского района Будко А.И., Новониколаевского сельского поселения Калининского района Калько В.И., Джумайловского сельского поселения Калининского района Гришко А.А., Гришковского сельского поселения Калининского района Чернявского Ю.Я., Бойкопонурского сельского поселения Калининского района Смола Г.А., представителя администрации Гривенского сельского поселения Подгорного А.П.,

представителя межрайонной ИФНС России №10 по Краснодарскому краю Улановского П.В.,

при секретаре Милёвой Е.А.

Рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление прокурора Калининского района о признании незаконным решения администрации МО Калининский район, администрации Калининского сельского поселения Калининского района, администрации Старовеличковского сельского поселения Калининского района, администрации Новониколаевского сельского поселения Калининского района, администрации Куйбышевского сельского поселения Калининского района, администрации Джумайловского сельского поселения Калининского района, администрации Гривенского сельского поселения Калининского района, администрации Гришковского сельского поселения Калининского района, администрации Бойкопонурского сельского поселения Калининского района по реализации п. 4 ст. 6 Соглашения в части оказания содействие налоговому органу: по вручению под роспись налоговых уведомлений и требований на уплату местных и транспортного налогов налогоплательщиками - физическими лицам с учетом требований ст. 102 Налогового Кодекса РФ; по проведению мероприятий, направленных на снижение задолженности платежей в бюджет; по выявлению объектов налогообложения и их правообладателей, не учтенных для целей налогообложения (в порядке ст.ст.45,254 ГПК РФ).

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Калининского района обратился в Калининский районный суд с исковым заявлением о признании незаконным решения администрации МО Калининский район и администраций сельских поселений Калининского района, в котором указал, что в ходе проведенной проверки соблюдения налогового законодательства на территории Калининского района установлен факт заключения 17.11.2010 года территориальным налоговыми органом с органами местного самоуправления Калининского района соглашений о взаимодействии, условия которых противоречат требованиям девствующего законодательства.

Так, администрацией муниципального образования Калининский район, органами местного самоуправления сельских поселений, входящих в состав муниципального района, с Межрайонной ИФНС России №10 по Краснодарскому краю заключено соглашение о взаимодействии.

Согласно п.4 ст. 6 Соглашения органы местного самоуправления оказывают содействие налоговому органу: по вручению под роспись налоговых уведомлений и требований на уплату местных и транспортного налогов налогоплательщиками - физическими лицам с учетом требований ст. 102 НК РФ; по проведению мероприятий, направленных на снижение задолженности платежей в бюджет; по выявлению объектов налогообложения; и их правообладателей, не учтенных для целей налогообложения.

Вместе с тем в соответствии ее ст. 3 Закона РФ от 21.03.1991 № 943-1 от 27.11.2010 «О налоговых органах Российской Федерацию» налоговые органы в своей деятельности руководствуются Конституцией РФ, федеральными конституции законами, Налоговым Кодексом РФ, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ, а также нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий по вопросам налогов и сборов.

Статьей 4 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что налоговые органы решают поставленные перед ними задачи во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

В соответствии с п. 1 ст. 1 Налогового Кодекса РФ система налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения в Российской Федерации, в том числе основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов, устанавливаются Налоговым Кодексом РФ и принятыми в соответствии с ним федеральными законами о налогах и сборах.

Согласно ст.85 Налогового Кодекса РФ на налоговые органы возложены обязанности по учету налогоплательщиков - организаций и физических лиц, а также объектов налогообложения.

В силу положений ст.ст. 358, 362, 396 Налогового Кодекса РФ суммы земельного и транспортного налогов, подлежащие уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляются налоговыми органами на основании сведений, предоставляемых органами, осуществляющими кадастровый и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органами, осуществляющими регистрацию транспортных средств.

Пунктом 9 ч.1 ст.32 Налогового Кодекса РФ деятельность по направлению налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту налогового уведомления и (или) требования об уплате налога и сбора отнесена к обязанностям налоговых органов.

Действующим законодательством органам местного самоуправления в сфере налоговых правоотношений предоставлено только право установления, изменения и отмены местных налогов и сборов (земельный налог, налог на имущество физических лиц), а также возложена обязанность ежегодно до 1 февраля сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых, объектом налогообложения. Каких-либо иных полномочий по взаимодействию с налоговыми органами при осуществлении ими полномочий по налогообложению физических лиц -плательщиков транспортного и земельного налогов, как Налоговым Кодексом РФ, так и Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органам местного самоуправления не предоставлено.

В соответствии со сложившейся судебной практикой ненадлежащее уведомление налогоплательщика влечет принятие судом решения о нарушении прав налогоплательщика и является основанием для признания действий налогового органа, и последующих решений о взыскании незаконными.

Выполнение органами местного самоуправления функций по вручению под роспись налогоплательщику уведомлений и (или) требований об уплате налога и сбора, выявлению объектов налогообложения, влечет необоснованное дополнительное расходование бюджетных средств муниципальных образований, что грубо противоречит требованиям ч.2 ст.132 Конституции РФ, согласно которой органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями только законом и с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.

Следовательно, указанные условия Соглашения противоречат действующему законодательству о налогах и сборах, возлагают на органы местного самоуправления обязанности по осуществлению несвойственных им функций, отнесенных законом к исключительной компетенции налоговых органов Российской Федерации и, фактически, санкционируют передачу государственных полномочий федерального органа исполнительной власти органам местного самоуправления, что является недопустимым.

Кроме того, данным соглашениям нарушены права граждан -налогоплательщиков, которые лишены права на надлежащее уведомления об уплате местных и транспортного налогов, предусмотренные п. 9 ч. 1 ст. 32 Налогового Кодекса РФ

Указанные обстоятельства в соответствии со ст. 45. ГТП РФ предоставляют право прокурору обратится в интересах неопределенного круга лиц, муниципального образования в суд с заявлением об обжаловании действий, бездействия администрации Калининского сельского поселения.

На основании изложенного прокурор Калининского района просит суд признать незаконными решения (действия) администрации МО Калининский район, администрации Калининского сельского поселения Калининского района, администрации Старовеличковского сельского поселения Калининского района, администрации Новониколаевского сельского поселения Калининского района, администрации Куйбышевского сельского поселения Калининского района, администрации Джумайловского сельского поселения Калининского района, администрации Гривенского сельского поселения Калининского района, администрации Гришковского сельского поселения Калининского района, администрации Бойкопонурского сельского поселения Калининского районапо реализации п.4 ст.6 Соглашения в части оказания содействие налоговому органу: по вручению под роспись налоговых уведомлений и требований на уплату местных и транспортного налогов налогоплательщиками - физическими лицам с учетом требований ст. 102 Налогового Кодекса РФ; по проведению мероприятий, направленных на снижение задолженности платежей в бюджет; по выявлению объектов налогообложения и их правообладателей, не учтенных для целей налогообложения. Обязать администрации МО Калининский район, администрацию Калининского сельского поселения Калининского района, администрацию Старовеличковского сельского поселения Калининского района, администрацию Новониколаевского сельского поселения Калининского района, администрацию Куйбышевского сельского поселения Калининского района, администрацию Джумайловского сельского поселения Калининского района, администрацию Гривенского сельского поселения Калининского района, администрацию Гришковского сельского поселения Калининского района, администрацию Бойкопонурского сельского поселения Калининского района устранить допущенные нарушения закона путем исключения п. 4. ст. 6 из Соглашения о взаимодействии.

В судебном заседании помощник прокурора Калининского района Горелова Ю.И. требования прокурора поддержал в полном объеме и дал суду показания, аналогичные изложенным в заявлении.

Представитель администрации МО Калининский район Криворотова И.Н., с доводами прокурора Калининского района не согласилась, представила письменный отзыв, в котором указывает, что рассмотрев заявление прокурора Калининского района от 24.10.2011г. № 08-02/20753 о признании незаконным решения (действий) администрации муниципального образования Калининский район, администрация МО Калининский район считает его необоснованным по следующим основаниям:

1. В соответствии с п.4 Положения о Федеральной налоговой
службе, утверждённым Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004г. №506,
Федеральная налоговая служба осуществляет свою деятельность непосредственно
и через свои территориальные органы во взаимодействии в том числе с органами
местного самоуправления.

Соглашение о взаимодействии в области информационного обмена сведениями о земельных участках и их правообладателей, для целей налогообложения, от 17.11.2010 года (далее - Соглашение) заключено между Межрайонной ИФНС № 10 по Краснодарскому краю и органами местного самоуправления Калининского района на основании разработанного типового соглашения Федеральной налоговой службы России и согласовано с Управлением Федеральной налоговой службы России по Краснодарскому краю. В соответствии со статьёй 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Указанное Соглашение было заключено сторонами добровольно в целях выполнения задач и функций, возложенных на них законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ.

2. В соответствии со статьёй 14 Федерального закона от 06.10.2003г. №
131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской
Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления относится
формирование, утверждение, исполнение бюджета и контроль за его исполнением.

Частью 1 статьи 9 Бюджетного кодекса РФ (БК РФ) утверждение и исполнение местного бюджета, как и осуществление контроля за его исполнением, отнесено к бюджетным полномочиям муниципальных образований. Статьёй 218 БК РФ установлено, что исполнение бюджетов по доходам предусматривает зачисление на единый счет бюджета доходов от распределения налогов, сборов и иных поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, распределяемых по нормативам, действующим в текущем финансовом году, установленным БК РФ, законом (решением) о бюджете и иными законами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами, принятыми в соответствии с положениями БК РФ, со счетов органов Федерального казначейства и иных поступлений в бюджет.

Одним из основных источников собственных доходов бюджетов поселений являются земельный налог, налог на имущество физических лиц и транспортный налог. Следовательно, органы местного самоуправления не только заинтересованы в поступлении данных налогов в бюджет в полном объёме, но и обязаны обеспечить исполнение местного бюджета по налогам и сборам, в том числе по вышеуказанным налогам.

Именно вышеуказанные налоги для налоговых органов наиболее трудоёмки при администрировании: большое количество налогоплательщиков, сложности по вручению уведомлений, отсутствие налогоплательщиков по месту официальной регистрации, необходимость проведения мероприятий по установлению фактического места пребывания налогоплательщика и т.д. В связи с этим уведомления, направляемы по почте, зачастую возвращаются с отметкой «с истечением срока хранения». Также многие недобросовестные налогоплательщики злоупотребляют своими правами и уклоняются от получения налоговых уведомлений, что в свою очередь приводит к недополучению налогов бюджетами различных уровней.

В результате ликвидации ИФНС по Калининскому району и передачи её полномочий Межрайонной ИФНС № 10 администрирование местных налогов ещё больше усложнилось. В целях эффективного решения данной проблемы в Соглашении были предусмотрены мероприятия по оказанию содействия налоговым органам со стороны органов местного самоуправления по вручению налоговых уведомлений, требований на уплату местных налогов и транспортного налога.

В соответствии с пунктом 3 статьи 363 и пунктом 4 статьи 397 НК РФ, налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают налоги на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом. Пунктом 4 статьи 52 НК РФ указано, что налоговое уведомление может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Именно в соответствии с указанным пунктом, в Соглашение включен подпункт о содействии поселений налоговому органу по вручению налоговых уведомлений и требований на уплату местных и транспортного налогов налогоплательщикам -физическим лицам. Таким образом, органы местного самоуправления не осуществляют начисление налогов и не направляют налоговые уведомления налогоплательщику, как это отмечается в заявлении прокурора, а лишь оказывают помощь налоговым органам в установлении фактического места пребывания налогоплательщика и во вручении уведомления налогоплательщику под расписку.

Факты нарушения налогового законодательства при исполнении Соглашения в части оказания содействия налоговым органам по вручению налоговых уведомлений не установлены. Следовательно, права налогоплательщиков, установленные НК РФ, положениями Соглашения не нарушаются.

3. В рамках мероприятий, направленных на снижение задолженности платежей в бюджет, работниками местных администраций осуществляется
разъяснительная работа с налогоплательщиками и их информирование о необходимости уплаты местных налогов, что не запрещено действующим законодательством РФ.

Следует отметить, что совместные мероприятия налоговых органов и органов местного самоуправления позволили в 2010 году обеспечить исполнение бюджетных назначений по местным налогам бюджетов поселений на 111,9 %, темп роста к 2009 году составил 106,1 %. Дополнительно поступившие средства были направлены на исполнение расходных обязательств перед населением, возложенных на органы местного самоуправления.

Кроме того, в Послании Президента РФ Д.А.Медведева Федеральному Собранию РФ за 2010 год, опубликованном в «Российской газете» от 01.12.2010 года № 271 (5350), сказано, что «в целом надо поощрять, а не лишать поддержки регионы, которые добились увеличения собственной доходной базы».

4. Пунктом 9.2 статьи 85 НК РФ на органы местного самоуправления возложена обязанность ежегодно до 1 февраля сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых
объектом налогообложения в соответствии со статьёй 389 НК РФ, по состоянию на 1 января текущего года. Письмом Департамента налоговой и таможенно- тарифной политики Минфина РФ от 01.02.2011 года № 03-05-04-02/09 «О предоставлении в налоговые органы сведений о земельных участках, расположенных на территории муниципальных образований» разъяснено, что органы местного самоуправления должны представлять в налоговые органы сведения о земельных участках на основании актов о выделении (предоставлении) земельных участков и только в том объеме, которым они располагают, и, в первую очередь, ту информацию, которая отсутствует в государственном кадастре недвижимости и в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, поскольку сведения, содержащиеся в государственном кадастре недвижимости и едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним о земельных участках и их правообладателях должны представляться органами Росреестра.

Следовательно, подпункт Соглашения о содействии поселений налоговому органу по выявлению объектов налогообложения и их правообладателей, не учтённых для целей налогообложения, также не противоречит действующему Налоговому кодексу РФ.

Таким образом, администрация МО Калининский район считает, что заявление прокурора Калининского района не подлежит удовлетворению, так как все пункты соглашения о взаимодействии в области информационного обмена сведениями о земельных участках и их правообладателей, для целей налогообложения, от 17.11.2010 года заключенного между Межрайонной ИФНС № 10 по Краснодарскому краю и органами местного самоуправления Калининского района не нарушают действующее законодательство РФ.

Главы администраций Старовеличковского сельского поселения Калининского района Будко А.И., Новониколаевского сельского поселения Калининского района Калько В.И., Джумайловского сельского поселения Калининского района Гришко А.А., Гришковского сельского поселения Чернявский Ю.Я., Бойкопонурского сельского поселения Смола Г.А. и представитель администрации Гривенского сельского поселения Подгорный А.П. в судебном заседании поддержали доводы представителя администрации МО Калининский район, просили суд отказать в удовлетворении требований прокурора Калининского района.

Глава администрации Калининского сельского поселения Калининского района Боровик В.Г. в судебное заседание не явился, в своем письменном заявлении просил суд рассмотреть дело без участия представителя администрации.

Представитель межрайонной ИФНС России №10 по Краснодарскому краю Улановский П.В., с доводами прокурора Калининского района не согласился, представил письменный отзыв, в котором указывает, что межрайонная ИФНС России №10 по Краснодарскому краю рассмотрев заявление Прокурора Калининского района о признании незаконным решения по реализации п.4 ст.6 Соглашения в части оказания содействия налоговому органу, не согласна с ним по следующим основаниям:

В соответствии со ст. 4 Закона РФ № 943-1 от 21.03.1991 «О налоговых органах Российской Федерации», налоговые органы решают Поставленные перед ними задачи во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

В соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 14 Федерального закона № 131 -ФЗ от 06.10.2003 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселений относятся: формирование, утверждение, исполнения и контроль за исполнением данного бюджета.

Порядок направления налоговых уведомлений и требований регламентирован статьями 32, 52, 57 и 69 НК РФ. В указанных статьях отсутствует прямое указание о необходимости передачи налогового уведомления и требования непосредственно от налогового органа налогоплательщику.

Пунктом 6 ст. 69 НК РФ налоговому органу предоставлено право выбора способа вручения требования об уплате налога: "Требование об уплате налога может быть передано руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

Прежде чем направить заказным письмом уведомление и требование об уплате налогов налоговый орган обязан использовать все возможные способы вручения уведомлений, требований плательщику, результатом чего должен быть подтвержден факт получения этого требования и уведомления. В качестве такого способа налоговые органы используют такую форму взаимодействия, как Соглашения с органами местного самоуправления. Налоговое законодательство не содержит запрета на использование именно этого способа вручения.

Постановлением Правительства РФ от 12.08.2004 N410 (ред. от 10.10.2007) "О порядке взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с территориальными органами федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов» утверждены правила взаимодействия органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления с налоговыми органами.

Согласно п. 2 указанных правил данное взаимодействие осуществляется в целях обеспечения финансовых органов субъектов Российской Федерации и финансовых органов местных администраций информацией, необходимой для формирования и исполнения соответствующих бюджетов в части налогов и сборов, контролируемых налоговыми органами.

Налоговый орган и сельские поселения заключили соглашение о взаимодействии. Данное Соглашение составлено на основе Типового Соглашения о взаимодействии органов местного самоуправления и территориальных органов Федеральной налоговой службы, направленного для использования в работе письмами УФНС России по Краснодарскому краю.

Предметом Соглашения служит обеспечение эффективного взаимодействия между сторонами в области информационного обмена сведениями, непосредственно связанными с выполнением задач и функций, возложенных на них законодательными и иными нормативно- правовыми актами РФ.

Помимо обмена информацией, статьей 2 данного Соглашения предусмотрено, что Органы местного самоуправления оказывают содействие налоговому органу.

Вышеназванным соглашением налоговый орган не передает, а муниципальное образование не принимает государственные полномочия, а лишь оказывает налоговому органу содействие по ряду мероприятий, а именно: по вручению налоговых уведомлений и требований на уплату местных и транспортного налогов налогоплательщикам - физическим лицам; по проведению мероприятий, направленных на снижение задолженности платежей в бюджет; по выявлению объектов налогообложения и их правообладателей, не учтенных для Целей налогообложения.

При передаче каких-либо полномочий иному органу должна быть предусмотрена ответственность. Обжалуемое соглашение не содержит положений о какой-либо ответственности органов местного самоуправления. За неисполнение данного соглашения последствия не вручения требований и уведомлений, возлагается на налоговый орган (корешки уведомлений с подписями плательщиков и вторыми экземплярами требований находятся в ИФНС и в случае взыскания недоимки в судебном порядке корешки прилагаются к исковым заявлениям).

Содействие органов местного самоуправления заключается в оказании помощи работникам налогового органа по розыску и установлению фактического места нахождения и проживания налогоплательщиков (с учетом специфики сельских населенных пунктов) с целью вручения налогоплательщикам уведомлений и требований.

Практика направления налоговых уведомлений и требований заказным порядком через почтовые отделения Почты России показывает, что значительный объем, направленных таким образом уведомлений и требований, фактически плательщику не вручается, возвращается с пометкой «не проживает», либо «с истечением срока хранения». При этом плательщик фактически проживает по указанному адресу и только не явился в почтовое отделение.

С целью экономии бюджетных средств и при наличии непосредственной обязанности по обеспечению полноты и своевременности уплаты налогов, налоговые органы вынуждены применять альтернативные почте способы доставки налоговых уведомлений.

При таких обстоятельствах утверждение о передаче государственных полномочий федерального органа исполнительной власти муниципальному образовании безосновательно.

На основании изложенного, Межрайонная ИФНС России №10 по Краснодарскому краю просит Калининский районный суд отказать в удовлетворении требований Прокурора Калининского района.

Выслушав помощника прокурора Калининского района Горелову Ю.И., представителя администрации МО Калининский район Криворотову И.Н., глав и представителей сельских поселений Калининского района, представителя межрайонной ИФНС России №10 по Краснодарскому краю Улановского П.В., исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что требования прокурора подлежат удовлетворению.

В судебном заседании установлено, что 17.11.2010 года администрацией муниципального образования Калининский район, органами местного самоуправления сельских поселений, входящих в состав муниципального района, с Межрайонной ИФНС России №10 по Краснодарскому краю заключено соглашение о взаимодействии. Согласно п.4 ст.6 Соглашения органы местного самоуправления оказывают содействие налоговому органу: по вручению под роспись налоговых уведомлений и требований на уплату местных и транспортного налогов налогоплательщиками - физическими лицам с учетом требований ст. 102 Налогового Кодекса РФ; по проведению мероприятий, направленных на снижение задолженности платежей в бюджет; по выявлению объектов налогообложения; и их правообладателей, не учтенных для целей налогообложения (л.д.4-6).

Согласно ст. 3 Закона РФ от 21.03.1991 № 943-1 от 27.11.2010 «О налоговых органах Российской Федерацию» налоговые органы в своей деятельности руководствуются Конституцией РФ, федеральными конституции законами, Налоговым Кодексом РФ, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ, а также нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий по вопросам налогов и сборов.

Согласно ст.4 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что налоговые органы решают поставленные перед ними задачи во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

В соответствии с п.1 ст.1 Налогового Кодекса РФ система налогов и сборов, а также общие принципы налогообложения в РФ, в том числе основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов, устанавливаются Налоговым Кодексом РФ и принятыми в соответствии с ним федеральными законами о налогах и сборах.

Согласно ст.85 Налогового Кодекса РФ на налоговые органы возложены обязанности по учету налогоплательщиков - организаций и физических лиц, а также объектов налогообложения.

В силу ст.ст. 358, 362, 396 НК РФ суммы земельного и транспортного налогов, подлежащие уплате в бюджет налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляются налоговыми органами на основании сведений, предоставляемых органами, осуществляющими кадастровый и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органами, осуществляющими регистрацию транспортных средств.

Пунктом 9 ч.1 ст.32 Налогового Кодекса РФ деятельность по направлению налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту налогового уведомления и (или) требования об уплате налога и сбора отнесена к обязанностям налоговых органов.

Следовательно, указанные условия Соглашения противоречат действующему законодательству о налогах и сборах, возлагают на органы местного самоуправления обязанности по осуществлению несвойственных им функций, отнесенных законом к исключительной компетенции налоговых органов Российской Федерации и, фактически, санкционируют передачу государственных полномочий федерального органа исполнительной власти органам местного самоуправления, что является недопустимым.

Доводы, указанные в отзывах представителя администрации МО Калининский район и представителя Межрайонная ИФНС России № 10 по Краснодарскому краю о том, что взаимодействие налогового органа и местных администраций в связи с заключением данного Соглашения привело к пополнения доходной части бюджетов поселений, данное соглашение является типовым и заключено сторонами добровольно в целях выполнения задач и функций, возложенных на них законодательными, а также то, что органы местного самоуправления не только заинтересованы в поступлении налогов в бюджет в полном объёме, но и обязаны обеспечить исполнение местного бюджета по налогам и сборам, и тем самым лишь оказывают помощь налоговым органам в установлении фактического места пребывания налогоплательщика и во вручении уведомления налогоплательщику, не могут быть приняты судом в связи с тем что, действующим законодательством органам местного самоуправления в сфере налоговых правоотношений предоставлено только право установления, изменения и отмены местных налогов и сборов (земельный налог, налог на имущество физических лиц), а также возложена обязанность ежегодно до 1 февраля сообщать в налоговые органы по месту своего нахождения сведения о земельных участках, признаваемых, объектом налогообложения, иных полномочий по взаимодействию с налоговыми органами при осуществлении ими полномочий по налогообложению физических лиц - плательщиков транспортного и земельного налогов, как Налоговым Кодексом РФ, так и Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» органам местного самоуправления не предоставлено.

Данным соглашением нарушены права граждан - налогоплательщиков, которые лишены права на надлежащее уведомление об уплате местных и транспортного налогов, предусмотренные п. 9 ч. 1 ст. 32 Налогового Кодекса РФ. Ненадлежащее уведомление налогоплательщика ухудшает его права и может являться основанием для признания действий налогового органа, и последующих решений о взыскании незаконными. Выполнение органами местного самоуправления функций по вручению под роспись налогоплательщику уведомлений и (или) требований об уплате налога и сбора, выявлению объектов налогообложения, влечет необоснованное дополнительное расходование бюджетных средств муниципальных образований, что грубо противоречит требованиям ч.2 ст.132 Конституции РФ, согласно которой органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями только законом и с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.

С учетом вышеизложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных прокурором Калининского района исковых требований и полагает признать незаконными решения (действия) администрации МО Калининский район и сельских поселений по реализации п.4 ст.6 Соглашения в части оказания содействие налоговому органу: по вручению под роспись налоговых уведомлений и требований на уплату местных и транспортного налогов налогоплательщиками - физическими лицам с учетом требований ст. 102 Налогового Кодекса РФ; по проведению мероприятий, направленных на снижение задолженности платежей в бюджет; по выявлению объектов налогообложения и их правообладателей, не учтенных для целей налогообложения и обязать администрацию МО Калининский район и сельские поселения Калининского района устранить допущенные нарушения закона путем исключения п.4. ст.6 из Соглашения о взаимодействии.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.45,194-199,258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

1. Признать незаконными решения (действия) администрации МО Калининский район, администрации Калининского сельского поселения Калининского района, администрации Старовеличковского сельского поселения Калининского района, администрации Новониколаевского сельского поселения Калининского района, администрации Куйбышевского сельского поселения Калининского района, администрации Джумайловского сельского поселения Калининского района, администрации Гривенского сельского поселения Калининского района, администрации Гришковского сельского поселения Калининского района, администрации Бойкопонурского сельского поселения Калининского района по реализации п. 4 ст. 6 Соглашения в части оказания содействие налоговому органу: по вручению под роспись налоговых уведомлений и требований на уплату местных и транспортного налогов налогоплательщиками - физическими лицам с учетом требований ст. 102 Налогового Кодекса РФ; по проведению мероприятий, направленных на снижение задолженности платежей в бюджет; по выявлению объектов налогообложения и их правообладателей, не учтенных для целей налогообложения.

2. Обязать администрацию МО Калининский район, администрацию Калининского сельского поселения Калининского района, администрацию Старовеличковского сельского поселения Калининского района, администрацию Новониколаевского сельского поселения Калининского района, администрацию Куйбышевского сельского поселения Калининского района, администрацию Джумайловского сельского поселения Калининского района, администрацию Гривенского сельского поселения Калининского района, администрацию Гришковского сельского поселения Калининского района, администрацию Бойкопонурского сельского поселения Калининского района устранить допущенные нарушения закона путем исключения п. 4. ст. 6 из Соглашения о взаимодействии.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Калининский районный суд в течение десяти дней.

Судья:_______________________