№2-892/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 февраля 2019 года г.Уфа
Кировский районный суд г. Уфы в составе председательствующего судьи Сиражитдинова И.Б., при секретаре Рашитовой P.P., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к прокуратуре Республики Башкортостан о возложении обязанности произвести перерасчёт выслуги лет и зачесть в выслугу лет периода службы,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1. обратился в суд с иском к прокуратуре Республики Башкортостан, и просит признать незаконным отказ прокуратуры Республики Башкортостан от 19.12.2018 г. которым ему в зачёте в выслугу лет как прокурорскому работнику периода прохождения службы с 20.01.2000 г. по 02.01.2001 г. в должности судебного пристава-исполнителя Стерлитамакского городского подразделения службы судебных приставов Министерства юстиции Республики Башкортостан отказано.
Просит суд обязать прокуратуру Республики Башкортостан произвести перерасчёт выслуги лет, зачесть в выслугу лет для ежемесячной доплаты за выслугу лет и своевременного учета выслуги лет для последующего своевременного исчисления и назначения пенсии по выслуге лет с учетом вышеуказанного периода прохождения им службы в должности судебного пристава-исполнителя Стерлитамакского городского подразделения службы судебных приставов Министерства юстиции.
В уточненном исковом заявлении ФИО1 помимо вышеуказанных требований, просит суд признать период прохождения службы с 20.01.2000 г. по 02.01.2001 г. в должности судебного пристава-исполнителя Стерлитамакского городского подразделения службы судебных приставов, периодом прохождения службы в системе органов Министерства юстиции Российской Федерации - территориальном органе Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Башкортостан в качестве лица, замещающего государственную должность Федеральной государственной службы
В судебном заседании ФИО1 исковые требования поддержал, просит иск удовлетворить в полном объёме, в обоснование своих исковых требований пояснил, что прокуратурой Республики Башкортостан его обращение от 09.10.2018 в комиссию по установлению выслуги лет прокуратуры Республики Башкортостан о зачёте в выслугу лет как прокурорскому работнику периода прохождения службы с 20.01.2000 г. по 02.01.2001 г. в должности судебного пристава - исполнителя
Стерлитамакского городского подразделения службы судебных приставов и перерасчёта доплаты за выслугу лет, оставлено без удовлетворения с мотивировкой того, что Министерство юстиции Республики Башкортостан в 2000 году не входило в состав Минюста России, о чём 19.12.2018 г. за исх. № ему направлен письменный ответ.
ФИО1 в ходе судебного заседания уточнил свои исковые требования и пояснил, что его стаж работы в органах юстиции составил 3 года 8 месяцев 11 дней, в течение которых его трудовая функция оставалась прежней - он состоял на должности судебного пристава-исполнителя и занимался исполнением решений судов общей юрисдикции. Весь период работы должность являлась должностью федеральной государственной гражданской - в территориальном органе Минюста России. Служба приставов была создана в системе Министерства юстиции Российской Федерации, на основании ст. 5 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 118-ФЗ «О судебных приставах», в соответствии с которой Министерство юстиции Российской Федерации образует службу судебных приставов, возглавляемую заместителем министра юстиции Российской Федерации -главным судебным приставом Российской Федерации.
Представитель ответчика ФИО2 иск не признала, сославшись в письменном возражении на то, что согласно записям в трудовой книжке ФИО1 имеется запись под №, согласно которой, приказом Министерства юстиции РФ от 10.11.2000 г. №-к Министерство юстиции Республики Башкортостан преобразовано в Главное управление Министерства юстиции РФ по Республики Башкортостан. 03.01.2001 г. в трудовую книжку ФИО1 внесена запись под № следующего содержания: «Считать судебным приставом-исполнителем Стерлитамакского городского подразделения службы судебных приставов Главного управления Министерства юстиции РФ по РБ». Отделом кадров прокуратуры республики расчет выслуги лет для выплаты доплаты ФИО1 произведен согласно записям в его трудовой книжке в связи с чем, в выслугу лет для ежемесячной доплаты за выслугу лет ему включен период службы в должности судебного пристава-исполнителя Стерлитамакского городского подразделения службы судебных приставов Главного управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Башкортостан с 03.01.2001 г. по 30.09.2003 г.
Представитель ответчика полагает, что оснований для зачета в выслугу лет для выплаты доплаты за выслугу лет и в выслугу лет для последующего назначения пенсии за выслугу лет спорного периода службы ФИО1. с 20.01.2000 г. по 02.01.2001 г. в должности судебного пристава-исполнителя Стерлитамакского городского подразделения службы судебных приставов Министерства юстиции Республики Башкортостан не имеется.
Представитель ответчика полагает, что оснований для зачета в выслугу лет для выплаты доплаты за выслугу лет и в выслугу лет для последующего назначения пенсии за выслугу лет спорного периода службы ФИО1. с 20.01.2000 г. по 02.01.2001 г. в должности судебного пристава-исполнителя Стерлитамакского городского подразделения службы судебных приставов Министерства юстиции Республики Башкортостан не имеется.
Выслушав истца, представителей ответчика, изучив и оценив материалы гражданского дела, суд считает иск ФИО1 подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 11 ГК РФ защита нарушенных или
оспоренных гражданских прав осуществляется судом в соответствии с
подведомственностью дел, установленной процессуальным
законодательством.
Согласно ст.ст. 7, 39 Конституции РФ, в России как социальном государстве, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты; каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту и в иных случаях, установленных законом.
Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
В силу ст. 40 Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» служба в органах и учреждениях прокуратуры является видом федеральной государственной службы. Прокурорские работники являются государственными служащими государственной службы Российской Федерации, исполняющими обязанности по государственной должности федеральной государственной службы с учетом требований настоящего Федерального закона.
Обязанности службы в правоохранительных органах связаны с выполнением специфических задач обороны страны и охраны правопорядка в условиях, сопряженных с риском для жизни и здоровья, повышенными физическими и эмоциональными нагрузками, неблагоприятным воздействием различного рода иных факторов. Особый характер такой службы предопределяет и обязанность государства - (ст. 1 ч. 1, ст. 2, ст.7, ст. 37 ч.1 и 3, ч.1,2 ст. 39 ч.1 ст. 41 ч.1 ст. 45, ст. 59 ст.71 Конституции РФ) -гарантировать им повышенную социальную защиту, включая соответствующее их особому статусу и характеру службы пенсионное обеспечение.
Выслуга лет, выступая в качестве самостоятельного правового основания назначения пенсии лицам, проходившим военную и правоохранительную службу, по своему характеру является специальным трудовым стажем, приобретаемым именно в процессе службы.
Таким образом, пенсия за выслугу лет, в системе действующего нормативного - правового регулирования пенсионного обеспечения, является государственной гарантией материального обеспечения лиц, проходивших военную и (или) правоохранительную службу, поддержания соответствующего материального достатка, их социального статуса при оставлении службы.
Конституция РФ непосредственно не предусматривает конкретные условия и порядок предоставления пенсий - государственные пенсии и
социальные пособия, согласно ч. 2 ст. 39, устанавливаются законом.
В абз.1 п.2 ст. 44 Федерального закона от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» установлено, что пенсионное обеспечение прокуроров осуществляется применительно к условиям, нормам и порядку, которые установлены законодательством РФ для лиц, проходивших службу в органах внутренних дел.
Специальными нормативными актами, регулирующими отношения в области пенсионного обеспечения является «Положение об исчислении выслуги лет, назначении и выплате пенсий и пособий прокурорам и следователям, научным и педагогическим работникам органов и организаций прокуратуры Российской Федерации, имеющим классные чины, и их семьям», утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 г. № 942, в соответствии с п. 1.1 которого в выслугу лет для назначения пенсии в соответствии с пунктом «а» статьи 13 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» засчитываются периоды службы (работы, учебы) на день увольнения из системы органов и организаций прокуратуры Российской Федерации в Министерстве юстиции Российской Федерации, его территориальных органах и подведомственных федеральных органах исполнительной власти в качестве лиц, замещавших государственную должность Российской Федерации, а также государственные должности федеральной государственной службы и должности федеральной государственной гражданской службы, а так же «Положение о доплате за выслугу лет прокурорским работникам органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации» утвержденное приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 21.05.2012 г. № 213, в соответствии с пп. 12 п. 2.1 которого в выслугу лет для выплаты доплаты прокурорским работникам органов и учреждений прокуратуры включаются периоды работы в Министерстве юстиции Российской Федерации (с 25.01.1995), его территориальных органах и подведомственных федеральных органах исполнительной власти (не ранее чем с 01.10.1998) в качестве лиц, замещавших государственную должность Российской Федерации, а также государственные должности федеральной государственной службы и должности федеральной государственной гражданской службы.
Из материалов дела видно, что справка кадровой службы УФССП России по Республике Башкортостан за № от ДД.ММ.ГГГГ и запись в трудовой книжке ФИО1 под № подтверждают, что он ДД.ММ.ГГГГ принят на государственную должность судебного пристава-исполнителя Стерлитамакского городского подразделения службы судебных приставов Министерства юстиции РБ, которое приказом Минюста России №-к от ДД.ММ.ГГГГ преобразовано в Главное управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Башкортостан.
Согласно Приложению № к Указу Президента РФ № от ДД.ММ.ГГГГ (действовавшему в период спорных правоотношений) работа на должности судебного пристава-исполнителя в органах Министерства юстиции РФ отнесена к государственной должности федеральной государственной службы для обеспечения деятельности территориального органа федерального органа государственной власти (подраздел введен Указом Президента РФ от 28.04.1998 г. № 462).
Таким образом, истец, проходя службу в должности судебного пристава-исполнителя Стерлитамакского городского подразделения службы судебных приставов Министерства юстиции Республики Башкортостан, занимал государственную должность федеральной государственной гражданской службы.
Ответчик, не включение в выслугу лет истца период прохождения им службы с 20.01.2000 г. по ДД.ММ.ГГГГ, свою позицию основывает тем, что в выслугу лет для назначения пенсии и выплаты доплаты за выслугу лет прокурорским работникам помимо прочих учитывается период работы в Министерстве юстиции Российской Федерации, его территориальных и подведомственных органах, каковым, по мнению ответчика, Министерство юстиции республики Башкортостан не являлось.
Вместе с тем, статус территориального органа Министерства юстиции органы юстиции в субъектах Российской Федерации имели всегда.
Так, согласно п.4 Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Постановлением СМ-Правительством Российской Федерации от 04.11.1993 г. № 1187, Минюст России осуществляет свою деятельность через органы юстиции субъектов Российской Федерации.
Служба судебных приставов, согласно ст. 5 федерального закона № 118-ФЗ от 21.07.1997 г. «О судебных приставах» входит в систему органов Министерства юстиции РФ. Статья 25 данного закона посвящена переходному периоду, и содержит сведения, что финансирование службы предусматривается из федерального бюджета.
Указом Президента РФ №1284 от 16.12.1997 г. внесены изменения в структуру федеральных органов исполнительной власти в связи с принятием Федерального закона «О судебных приставах» - Министерство юстиции передано в прямое подчинение Президенту РФ.
Согласно Указу Президента РФ от 02.08.1999 г. № 954 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» Министерство юстиции Российской Федерации является федеральным органом исполнительной
власти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в сфере юстиции, а также координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. В систему Минюста России входят его территориальные органы, иные органы и учреждения юстиции, а также организации, обеспечивающие их деятельность. Основными задачами Минюста России помимо прочих являются обеспечение установленного порядка деятельности судов и обеспечение исполнения актов судебных и других органов. Основными функциями Минюста России помимо прочих является осуществление организационного и методического руководства деятельностью службы судебных приставов и финансирование органов и учреждений юстиции.
Факт преобразования Министерства юстиции Республики Башкортостан в Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Башкортостан на основании приказа Министра юстиции РФ за №-к от 10.11.2000 г. свидетельствует о том, что органы юстиции и до этой даты представляли собой территориальные органы юстиции на местах, поскольку Министерство может преобразовать только то, что в его структуру входит.
В силу ч. 3 ст. 2 Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации», государственная служба включает в себя:
- федеральную государственную службу, находящуюся в ведении Российской Федерации;
государственную службу субъектов Российской Федерации, находящуюся в их ведении.
Согласно Указу Президента РБ от 31.07.1997 г. № УП-503 «О перечне специализаций государственных должностей государственной службы Республики Башкортостан категории «В», определяющим в соответствии со ст. 1 Закона Республики Башкортостан от 13.10.1994 г. № ВС-25/28 «О государственной службе Республики Башкортостан» перечень должностей государственной службы Республики Башкортостан, учреждаемые государственными органами для исполнения и обеспечения их полномочий, судебный пристав не относится к государственным должностям государственной службы Республики Башкортостан.
Также указанный перечень не содержит каких-либо должностей государственной службы Республики Башкортостан в Министерстве юстиции Республики Башкортостан.
Таким образом, должности федеральной государственной службы, к которым относится должность судебного пристава, это должности, учреждаемые федеральными органами для исполнения функций, возложенных на федеральные органы.
Согласно приказу №-к от 20.01.2000 г. и записи в трудовой книжке, истец 20.01.2000 г. назначен на должность судебного пристава-исполнителя Стерлитамакского городского подразделения службы судебных приставов
Министерства юстиции Республики Башкортостан.
На основании изложенного суд считает, что согласно действующему на период 1997-2000 г.г. законодательству РФ должность судебного пристава относилась к должностям федеральной государственной службы в территориальном органе Министерства юстиции Российской Федерации, в связи с чем служба истца в период с 20.01.2000 г. по 02.01.2001 г. в должности судебного пристава-исполнителя Стерлитамакского городского подразделения службы судебных приставов Министерства юстиции Республики Башкортостан подлежит включению в выслугу лет для выплаты доплаты прокурорским работникам в соответствии с п.п. 12 п. 2.1 Положения о доплате за выслугу лет прокурорским работникам органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации, утвержденного приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 21.05.2012 г. №, а также в выслугу лет для своевременного и правильного назначения пенсии по выслуге лет в соответствии с Положением об исчислении выслуги лет, назначении и выплате пенсий и пособий прокурорам и следователям, научным и педагогическим работникам органов и организаций прокуратуры Российской Федерации, имеющим классные чины, и их семьям, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.08.1994 г. №.
Данная позиция суда согласуется с приказом Генерального прокурора РФ № от 01.12.2006 г., разъясняющего в п.2.1.11 возможность зачета в стаж прокурорскому работнику периода работы в должности государственной федеральной гражданской службы с 08.09.1997 г. - в территориальных органах и подведомственных федеральных органах исполнительной власти Министерства юстиции РФ.
Анализируя вышеизложенное в объективной совокупности суд находит иск подлежащим удовлетворению.
Доводы ответчика, что отсутствуют основания для включения в стаж истца как прокурорскому работнику вышеуказанного спорного периода прохождения службы в органах юстиции РФ, судом отклоняются как не основанные на законе.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования ФИО1 к прокуратуре Республики Башкортостан о возложении обязанности произвести перерасчёт
выслуги лет и зачесть в выслугу лет периода службы, удовлетворить.
Признать незаконным отказ прокуратуры Республики Башкортостан от 19.12.2018 в зачёте в выслугу лет как прокурорскому работнику периода прохождения ФИО1. службы с 20.01.2000 г. по 02.01.2001 г. в должности судебного пристава-исполнителя Стерлитамакского городского подразделения службы судебных приставов Министерства юстиции Республики Башкортостан.
Признать период прохождения ФИО1 службы с 20.01.2000 г. по 02.01.2001 г. в должности судебного пристава-исполнителя Стерлитамакского городского подразделения службы судебных приставов, периодом прохождения службы в системе органов Министерства юстиции Российской Федерации - территориальном органе Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Башкортостан в качестве лица, замещающего государственную должность Федеральной государственной службы.
Обязать прокуратуру Республики Башкортостан произвести перерасчёт выслуги лет, зачесть ФИО1 в выслугу лет для ежемесячной доплаты за выслугу лет и своевременного учета выслуги лет для последующего правильного исчисления выслуги лет и своевременного назначения пенсии во выслуге лет, период прохождения им службы с 20.01.2000 г. по 02.01.2001 г. в должности судебного пристава-исполнителя Стерлитамакского городского подразделения службы судебных приставов Министерства юстиции Республики Башкортостан.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Башкортостан путем подачи жалобы через Кировский районный суд г. Уфы в течение месяца.
Судья И.Б. Сиражитдинов