гражданское дело № 2-892/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 января 2014 года г. Сургут
Сургутский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе: председательствующего – судьи Куракиной Т.П., секретаря судебного заседания Павловой Е.Н., с участием представителя истцов - ФИО1, представителя ответчика ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО4 , ФИО5 к ОАО «Ипотечное агентство Югры» о признании решений Сургутского филиала ОАО «Ипотечное агентство Югры» об отказе в признании участником подпрограммы «Доступное жилье молодым», подпрограммы «Ипотечное жилищное кредитование» целевой Программы ХМАО-Югры «Улучшение жилищных условий населения ХМАО-Югры на 2011-2013 годы на период до 2015 года»,
УСТАНОВИЛ:
Истцы обратились в суд с иском с иском к ОАО «Ипотечное агентство Югры» о восстановлении права на участие в подпрограмме «Доступное жилье молодым», подпрограмме «Ипотечное жилищное кредитование» целевой Программы ХМАО-Югры «Улучшение жилищных условий населения ХМАО-Югры на 2011-2013 годы на период до 2015 года». Требование мотивируют тем, что решением Сургутского филиала ОАО «Ипотечное агентство Югры» от ДД.ММ.ГГГГ они были признаны участниками подпрограммы «Ипотечное жилищное кредитование» и подпрограммы «Доступное жилье молодым» целевой Программы ХМАО-Югры «Улучшение жилищных условий населения ХМАО-Югры на 2011-2013 годы на период до 2015 года».
В последующем, Решениями Сургутского филиала ОАО «Ипотечное агентство Югры» от ДД.ММ.ГГГГ исх. №№ № им отказано в признании участниками вышеназванных подпрограмм, в связи с ухудшением жилищных условий путем продажи ? доли в праве общей долевой собственности квартиры площадью <данные изъяты> кв.м., расположенной по адресу: <адрес>.
С данными решениями они не согласны по тем основаниям, что:
Программа ХМАО-Югры «Улучшение жилищных условий населения ХМАО-Югры на 2011-2013 годы на период до 2015 года» реализуется в соответствии с постановлением Правительства ХМАО-Югры от ДД.ММ.ГГГГ № №
Пункты 9 и 10 ст. 6 Порядка реализации Программы указывают, что уполномоченный орган проверяет документы на соответствие требованиям настоящего Порядка и принимает решение о признании либо об отказе в признании заявителя участником целевой программы (подпрограммы). При наличии решения о признании участниками подпрограммы, в последующем принятие решения об отказе в признании участником подпрограммы не возможно. Считают, что два этих решения (о признании или об отказе в признании участниками) являются взаимоисключающими.
Кроме этого, в п. 1 ст. 7 Порядка реализации Программы указано, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в признании заявителя участником программы (подпрограммы) в случае если члены молодой семьи в течение 5 лет, предшествующих обращению с целью получения субсидии, ухудшили свои жилищные условия путем продажи, дарения или отчуждения иным способом жилого помещения, принадлежащего ему (им) на праве собственности, за исключением случаев, когда до ухудшения жилищных условий члены молодой семьи, молодой учитель и члены его семьи нуждались в улучшении жилищных условий в соответствии со статьей 3 настоящего Порядка.
ФИО6 в период до заключения брака с ФИО4 продала принадлежащую ей на праве собственности ? доли в общей долевой собственности квартиры площадью <данные изъяты> кв.м., расположенной по адресу: <адрес> Договор купли-продажи квартиры был заключен ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрирован в УФРС по Тюменской области, Ханты-Мансийскому и Ямало-Ненецкому автономным округам ДД.ММ.ГГГГ. Брак с ФИО4 зарегистрирован ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с пп. 1.4. ст. 6 Порядка реализации Программы молодой семьей признается семья, в которой возраст каждого из супругов не превышает 35 лет. Таким образом, продажа доли произошла до получения статуса молодой семьи.
Кроме того, площадь проданной квартиры составляет <данные изъяты> кв.м. и при регистрации в ней по месту жительства собственников и семьи Истца (всего <данные изъяты> человека), на каждого члена семьи приходилось бы менее <данные изъяты> кв.м. В соответствии с пп 2.4. ст 3 Порядка реализации Программы Истцы были бы признаны нуждающимися в улучшении жилищных условий.
На указанных основаниях, Истцы просят признать незаконными: - Решение Сургутского филиала ОАО «Ипотечное агентство Югры» от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в признании участниками подпрограммы «Доступное жилье молодым» целевой программы ХМАО-Югры «Улучшение жилищных условий населения ХМАО-Югры на 2011-2013 годы на период до 2015 года» ;
- Решение Сургутского филиала ОАО «Ипотечное агентство Югры» от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в признании участниками подпрограммы «Ипотечное жилищное кредитование» целевой программы ХМАО-Югры «Улучшение жилищных условий населения ХМАО-Югры на 2011-2013 годы на период до 2015 года».
В судебное заседание истцы не явились, представили в суд заявления о рассмотрении дела в их отсутствие, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии истцов.
Представитель истцов ФИО1 на исковых требованиях настаивает по тем же основаниям, что изложены в исковом заявлении.
Представитель ответчика ФИО2 с исковыми требованиями не согласен по тем основаниям, что изложены в отзыве на исковое заявление, дополнительно суду пояснил, что в соответствии с положениями п. 1 ст. 2 Постановления Правительства ХМАО - Югры от ДД.ММ.ГГГГ № № «О порядке реализации целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011 - 2013 годы и на период до 2015 года» участие в программе добровольное и носит заявительный характер. Данное положение означает, что гражданин, перед обращением в Агентство с целью постановки на учет для получения государственной поддержки в рамках Порядка, ознакомился с законодательством, выбрал категорию, по которой он имеет право обратиться за государственной поддержкой и согласен со всеми условиями, прописанными в нормативно-правовом акте.
Агентство несет ответственность за целевое использование бюджетных средств и соблюдение нормативно-правовых актов Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, регулирующих порядок предоставления государственной поддержки в рамках Подпрограммы, а потому обязано в своей деятельности действовать строго в рамках Закона и не вправе предоставлять государственную поддержку в нарушение действующего законодательства.
ДД.ММ.ГГГГ семья Истцов составом <данные изъяты> человека обратились в Агентство с заявлением на признание участником подпрограммы 2 «Доступное жилье молодым» и подпрограммы 4 «Ипотечное жилищное кредитование» целевой программы. На дату обращения семья Истцов была зарегистрирована в квартире общей площадью <данные изъяты> кв.м., принадлежащей на праве общей долевой собственности (по ? доли) ФИО17 и ФИО16 – отцу и сестре Истца. На дату подачи заявления в квартире были зарегистрированы собственники помещения, семья Истцов, мать Истца, всего <данные изъяты> человек и обеспеченность каждого члена семьи составила <данные изъяты> кв.м., т.е. менее <данные изъяты> кв.м. А потому, на основании ст. 3 Порядка и информации, указанной Истцами в заявлении, ДД.ММ.ГГГГ было принято решение о признании семьи Истцов участниками пп.2 и пп. 4 целевой программы.
Абзац. 3 п. 3. ст. 2 Порядка гласит, что ответственность за достоверность сведений, указанных в заявлении и представленных документах, возлагается на заявителя.
В последующем, при проведении проверки дел участников, ДД.ММ.ГГГГ был вынесен отказ в признании истцов участниками названных Программ, ввиду выявления факта ухудшения членом семьи Истцов жилищных условий. А именно: истицей в ДД.ММ.ГГГГ году (договор купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ.) продана <данные изъяты> доли в праве общей долевой собственности квартиры общей площадью <данные изъяты> кв.м. расположенной по адресу: ХМАО-Югра, <адрес>. При наличии, на дату обращения в Агентство с целью постановки на учет по пп.2 и пп.4, в собственности проданной жилой площади, нуждаемость в улучшении жилищных условий отсутствовала, так как обеспеченность площадью жилых помещений составляла <данные изъяты> кв.м., т.е. более <данные изъяты> кв.м. Таким образом, отказ в признании истцов участниками подпрограммы «Ипотечное жилищное кредитование» и подпрограммы «Доступное жилье молодым» целевой Программы ХМАО-Югры «Улучшение жилищных условий населения ХМАО-Югры на 2011-2013 годы на период до 2015 года», является законным и принятом в соответствии с положениями абз. 5 п. 1 ст. 7 Порядка.
Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему:
Государственная поддержка граждан - участников подпрограммы 2 «Доступное жилье молодым» и подпрограммы 4 «Ипотечное жилищное кредитование» целевой программы ХМАО - Югры «Улучшение жилищных условий населения ХМАО - Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года», осуществляется на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в соответствии с постановлением Правительства ХМАО - Югры от 23 12.2010 № 368-п (далее - Постановление №368-п) и Порядком реализации целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2011-2013 годы и на период до 2015 года», утвержденным постановлением Правительства автономного округа от ДД.ММ.ГГГГ №№ (далее - Порядок №<адрес>).
В соответствии с п.2.4. ст. 3 Порядка, нуждающимся в улучшении жилищных условий признаются заявители, являющиеся собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 12 квадратных метров. Для целей определения нуждаемости в улучшении жилищных условий членами семьи собственника жилого помещения признаются проживающие совместно с ним в принадлежащем ему жилом помещении супруг(а), их дети, родители, а также совместно проживающие с ним супруг(а) его детей и внуки. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и, в исключительных случаях, иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов его семьи и признаны таковыми в судебном порядке (п.5 ст. 3 Порядка).
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ семья Истцов составом 3 человека обратилась в Агентство с письменным заявлением о признании участником подпрограммы 2 «Доступное жилье молодым» и подпрограммы 4 «Ипотечное жилищное кредитование» целевой программы. На дату обращения семья Истцов была зарегистрирована в квартире общей площадью <данные изъяты> кв.м., принадлежащей на праве общей долевой собственности (по ? доли) ФИО3 и ФИО18 – отцу и сестре Истца.
На основании ст. 3 Порядка, ДД.ММ.ГГГГ было принято решение о признании семьи Истцов участниками пп.2 и пп. 4 целевой программы ХМАО-Югры «Улучшение жилищных условий населения ХМАО-Югры на 2011-2013 годы на период до 2015 года».
Материалами дела подтверждается, что на дату обращения Истцов о признание их участниками подпрограммы 2 «Доступное жилье молодым» и подпрограммы 4 «Ипотечное жилищное кредитование» целевой программы, они были зарегистрированы в квартире общей площадью <данные изъяты> кв.м., принадлежащей на праве общей долевой собственности (по ? доли) ФИО3 и ФИО19 – отцу и сестре Истца. В квартире были зарегистрированы собственники помещения, семья Истцов, мать Истца, всего <данные изъяты> человек и обеспеченность каждого члена семьи составила <данные изъяты> кв.м., т.е. менее <данные изъяты> кв.м.
При таких обстоятельствах, принятое ДД.ММ.ГГГГ ответчиком решение о признании семьи Истцов участниками пп.2 и пп. 4 целевой программы ХМАО-Югры «Улучшение жилищных условий населения ХМАО-Югры на 2011-2013 годы на период до 2015 года» является обоснованным, при этом оно не отменено и не признано в соответствующем порядке незаконным.
Впоследствии, решением от ДД.ММ.ГГГГ был вынесен отказ в признании истцов участниками названных Программ, ввиду выявления факта ухудшения членом семьи Истцов жилищных условий. В обоснование данного отказа, ответчик указал на то, что Истица в ДД.ММ.ГГГГ году продала по договору купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ. <данные изъяты> доли в праве общей долевой собственности квартиры общей площадью <данные изъяты> кв.м. расположенной по адресу: ХМАО-Югра, <адрес>
С таким доводами суд не согласен по следующим основаниям:
В соответствии с положениях абз. 5 п. 1 ст. 7 Порядка, уполномоченная организация принимает решение об отказе в признании заявителя участником целевой программы (подпрограммы) в случае, если члены молодой семьи, молодой учитель и члены его семьи в течение 5 лет, предшествующих обращению с целью получения субсидии, ухудшили свои жилищные условия путем продажи, дарения или отчуждения иным способом жилого помещения, принадлежащего ему (им) на праве собственности, за исключением случаев, когда до ухудшения жилищных условий члены молодой семьи, молодой учитель и члены его семьи нуждались в улучшении жилищных условий в соответствии со статьей 3 настоящего Порядка.
Как следует из материалов дела, договор купли-продажи недвижимости состоялся в ДД.ММ.ГГГГ году, брак между истцами зарегистрирован в ДД.ММ.ГГГГ году, с заявлением о признании участниками целевой программы обратились ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, в момент отчуждения недвижимости, истица не представляла собой семью в том смысле, который ей придают нормы действующего законодательства и, соответственно, не могла считаться претендентом на участие в указанной Программе, продажа доли недвижимости произошла до получения статуса молодой семьи.
Применение положений, об отказе в признании заявителя участником целевой программы (ст.7 Порядка) должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 ГК РФ, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагается.
При указанных обстоятельствах суд не усматривает в действиях истца умысла, направленного на приобретение права быть участником пп.2 и пп. 4 целевой программы ХМАО-Югры «Улучшение жилищных условий населения ХМАО-Югры на 2011-2013 годы на период до 2015 года» путем продажи недвижимости в 2009 году. В связи с чем, суд отклоняет, как необоснованный, довод ответчика о намеренном ухудшении истцом своих жилищных условий.
При таких обстоятельствах, суд считает решения ОАО «Ипотечное агентство Югры» от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в признании участником пп.2 и пп. 4 целевой программы ХМАО-Югры «Улучшение жилищных условий населения ХМАО-Югры на 2011-2013 годы на период до 2015 года» семьи Истцов незаконным и полагает требования истцов удовлетворить. При этом, решение Сургутского филиала ОАО «Ипотечное агентство Югры» от ДД.ММ.ГГГГ года, которым истцы признаны участниками подпрограммы «Ипотечное жилищное кредитование» и подпрограммы «Доступное жилье молодым» целевой Программы ХМАО-Югры «Улучшение жилищных условий населения ХМАО-Югры на 2011-2013 годы на период до 2015 года», не отменено, а потому отсутствует необходимость в обязании ответчика восстановить нарушенное право истцов.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Требование ФИО7, ФИО4 к ОАО «Ипотечное агентство Югры» удовлетворить.
Признать незаконными Решения Сургутского филиала ОАО «Ипотечное агентство Югры» от ДД.ММ.ГГГГ №№ № об отказе в признании истцов участниками подпрограммы «Доступное жилье молодым», «Ипотечное жилищное кредитование» целевой программы ХМАО-Югры «Улучшение жилищных условий населения ХМАО-Югры на 2011-2013 годы на период до 2015 года» незаконными.
Решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательном виде.
Судья Куракина Т.П.