ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2-892/2016 от 14.07.2016 Солецкого районного суда (Новгородская область)

Дело

Решение

Именем Российской Федерации

Солецкий районный суд Новгородской области в составе:

председательствующего судьи Д.А.Киселёва,

при секретаре О.В. Кирышевой,

с участием представителя истца прокурора М.В.Лебедевой,

представителей ответчиков директора муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа имени Смирнова Ю.М. д.Горки» - ФИО1,

администрации Солецкого муниципального района Новгородской области - ФИО2,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Солецкого района Новгородской области в защиту прав и законных интересов несовершеннолетних лиц к муниципальному автономному общеобразовательному учреждению «Основная общеобразовательная школа имени Смирнова Ю.М. д. Горки», администрации Солецкого муниципального района Новгородской области об обязании оборудовать здание образовательного учреждения системой телевизионного (видео-) наблюдения,

установил:

Прокурор Солецкого района Новгородской области обратился в суд с иском в защиту прав и законных интересов несовершеннолетних лиц к муниципальному автономному общеобразовательному учреждению «Основная общеобразовательная школа имени Смирнова Ю.М. д. Горки» (далее МАОУ «ООШ им. Смирнова Ю.М. д. Горки»), администрации Солецкого муниципального района Новгородской области об обязании в срок до 31 декабря 2016 года оборудовать системой видеонаблюдения здание образовательного учреждения.

В обоснование исковых требований указал, что прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения законодательства о противодействии терроризму в части принятия мер по обеспечению безопасности и антитеррористической защищенности МАОУ «ООШ им. Смирнова Ю.М. д. Горки», в ходе которой были выявлены нарушения требований действующего законодательства, в частности, в здании образовательного учреждения отсутствует система телевизионного (видео-) наблюдения, являющаяся обязательной, необходимой для пресечения преступлений террористической направленности и мерой по обеспечению безопасности жизни и здоровья несовершеннолетних учащихся. Указанное обстоятельство способствует потенциальному проникновению на территорию школы посторонних лиц, которые могут создать угрозу жизни и здоровью учащихся и работников образовательного учреждения, создает условия для распространения актов терроризма, последствиями которого являются массовая гибель людей, уничтожение имущества. Поскольку учредителем и собственником имущества МАОУ «ООШ им. Смирнова Ю.М. д. Горки» является администрация Солецкого муниципального района, полагает необходимым возложить обязанность по финансированию установки видеонаблюдения из средств бюджета на администрацию района.

В судебном заседании представитель истца прокурор Лебедева М.В. поддержала требования, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении и уточнила исковые требования, пояснив, что во исполнение Требований к антитеррористической защищенности места массового пребывания людей, принятых постановлением Правительства РФ от 25 марта 2015 №292, распоряжением администрации Солецкого муниципального района утвержден перечень объектов особой важности, повышенной опасности, с массовым пребыванием граждан, к которому отнесено МАОУ «ООШ им. Смирнова Ю.М. д. Горки». По результатам обследования межведомственной комиссией на здание и территорию МАОУ «ООШ им. Смирнова Ю.М. д. Горки» составлен паспорт безопасности. Учреждению присвоена 3 категория места массового пребывания и рекомендовано оборудовать здание системой видеонаблюдения, отсутствие которой угрожает обеспечению безопасности учащихся, работников и иных лиц, а так же рекомендовано оборудовать помещения системой видеонаблюдения с хранением информации 30 дней.

Представитель ответчика МАОУ «ООШ им. Смирнова Ю.М. д. Горки» ФИО1 в судебном заседании возражала против исковых требований, просила в удовлетворении исковых требований прокурора отказать в полном объеме, при этом пояснив, что законодательством, в том числе законом «Об образовании в РФ» не предусмотрено обязательное оборудование здание системой теле (видео)наблюдения. В школе в соответствии с уровнем террористических угроз установлена кнопка тревожной сигнализации, а в ночное время здание охраняется сторожами. Установка видеонаблюдения потребует больших финансовых затрат, являющихся неоправданными посколку в школе имеются другие проблемы требующие финансовых затрат.

Представитель администрации Солецкого муниципального района Новгородской области ФИО2 исковые требования не признал, пояснив, что, обратившись с данным исковым заявлением, прокурор нарушил требование Закона, поскольку предварительно не внес представление в адрес органа управления МАОУ для устранения выявленных нарушений закона и тем самым они были лишены возможности в добровольном порядке исполнить требования. Кроме того, установление системы телевизионного (видео-) наблюдения в общеобразовательных учреждениях законом не предусмотрено. Меры по противодействию терроризму должны быть адекватны уровню выявленных террористических угроз, наличие к5оторых прокурором не представлено. Выполнение требований истца потребует значительных затрат бюджетных средств как на приобретение и установку систем телевизионного (видео-) наблюдения, так и на ежегодное их содержание, что не соответствует уровню террористической угрозы. Данные выводы подтверждаются и правоприменительной практикой в субъектах РФ, где существует высокая степень террористических угроз. Кроме того, в силу Бюджетного кодекса администрация Солецкого муниципального района, не решая вопрос об утверждении показателей бюджета, что отнесено к полномочиям Думы Солецкого муниципального района. Финансовые затраты потребуются не только на установку системы, но и последующее ежегодное содержание систем видеонаблюдения.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьями 2, 45 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита его прав и свобод - обязанностью государства.

Подп. «д» п. 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 года, установлено, что одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест с массовым пребыванием людей.

В соответствии с п.п.1, 7 ст.2 Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из основных принципов противодействия терроризму является обеспечение и защита основных прав свобод человека и гражданина, приоритет мер его предупреждения.

Согласно п.п.2 и 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее по тексту - Федеральный закон об образовании) к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.

В соответствии с п.2 ч.6 ст.28 Федерального закона об образовании образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Согласно п. 8 ч. 1 ст. 41 вышеуказанного Федерального закона охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

В соответствии с ч.13 ст.30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий; в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.

Пунктом 6.48 Свода правил 118.13330.2012 «СНиП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения», утвержденного Приказом Минрегиона от 29 декабря 2011 года № 635/10, предусмотрено, что для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112».

Из приложения «В» к указанному Своду правил следует, что требования об установке систем видеонаблюдения распространяются также на дошкольные образовательные организации и общеобразовательные учреждения (школы, гимназии, лицеи, колледжи, школы-интернаты).

Как установлено в судебном заседании, прокуратурой Солецкого района Новгородской области проведена проверка, в результате которой установлено, что в нарушение названных требований законов, а также в нарушение пунктов 3, 7 статьи 2 Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ "О противодействии терроризму", предусматривающих приоритет мер, направленных на предупреждение терроризма, в МАОУ «ООШ им. Смирнова Ю.М. д. Горки» система телевизионного (видео-) наблюдения отсутствует.

Данный факт подтвержден письмом от 08 июня 2015 года (л.д. 7) и не отрицается представителями ответчиков.

Из Устава МАОУ «ООШ им. Смирнова Ю.М. д. Горки» следует, что собственником имущества и учредителем образовательного учреждения является муниципальное образование Солецкого района в лице администрации Солецкого муниципального района Новгородской области.(л.д.8-12)

Согласно акту обследования и категорирования места с массовым пребыванием людей (л.д.24-26), паспорту безопасности МАОУ за 2016 год (л.д.13-23) школе установлена 3 категория места пребывания людей и рекомендовано оборудовать здание системой видеонаблюдения.

Согласно распоряжению администрации Солецкого муниципального района от 05 октября 2015 года МАОУ «ООШ им. Смирнова Ю.М. д. Горки» внесено в Перечень объектов особой важности, жизнеобеспечения, повышенной опасности в районе.

Органы местного самоуправления осуществляют противодействие терроризму в пределах своих полномочий (п.3 ст.5 ФЗ от 06 марта 2006 года №35-ФЗ «О противодействии терроризму»)

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона об образовании к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования отнесено обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона от 06 марта 2006 г. №35-ФЗ "О противодействии терроризму" противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

На основании п. 6.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.

В силу п. 3 ч. 1 ст. 17 данного Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

Таким образом, из приведенных правовых норм следует, что исполнение требований нормативных правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления, обязанных финансировать профилактические мероприятия в области противодействия терроризму, одним из которых является установка систем видеонаблюдения в образовательных учреждениях.

Поскольку орган местного самоуправления, являясь субъектом антитеррористической деятельности, обеспечивает финансирование учреждения, выполнение этой обязанности направлено на обеспечение безопасности детей и работников учреждения во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц. Данная мера является одной из профилактических мер, направленной на противодействие террористической деятельности.

Исходя из системного анализа приведенных норм материального права, с учетом фактических обстоятельств дела, суд приходит к выводу о том, что отсутствие системы видеонаблюдения в школе, которая является объектом с массовым пребыванием людей, в том числе несовершеннолетних, отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, в нем пребывающих, поскольку не позволяет обеспечить постоянный контроль, предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций на территории данного образовательного учреждения, может способствовать совершению противоправных действий в отношении учащихся.

Осуществление деятельности детского учреждения при указанных обстоятельствах не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, что может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, а также ущерб имуществу.

Доводы представителя ответчика о нарушении прокурором Солецкого района своих полномочий по тем основанием, что им не соблюден порядок прокурорского реагирования и сразу подано исковое заявление в суд, что не позволило ответчикам вне судебного решения установить систему видеонаблюдения суд признает несостоятельными.

Согласно ч. 3 ст. 35 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации" прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Указанный выше Закон не устанавливает какой-либо порядок прокурорского реагирования на выявленные нарушения закона. Прокурор в пределах своей компетенции с учетом выявленных в ходе проверки нарушений закона вправе избирать любой способ устранения нарушений, в том числе путем подачи искового заявления в суд, так как обязательное применение такой меры прокурорского реагирования как представление в досудебном порядке не предусмотрено.

Не принимает суд во внимание и доводы представителя ответчика о том, что действующее законодательство не содержит обязательных предписаний относительно оборудования здания школы системой теле(видео)наблюдения. Суд полагает, что принятые ответчиком в данной области меры не обеспечивают надлежащим образом безопасность и защищенность неопределенного круга лиц. Кроме того, как следует из приведенных выше норм права, они содержат императивные предписания как в отношении образовательных учреждений, так и органов местного самоуправления и при рассмотрении вопроса о необходимости соблюдения требований законодательства об антитеррористической защищенности применяется системное толкование нормативно-правовых актов Российской Федерации.

Исходя из приоритета обеспечения безопасности воспитанников и работников учреждений во время образовательного процесса, охраны от возможных посягательств со стороны третьих лиц, необходимости принятия профилактических мер, направленных на противодействие террористической деятельности, суд полагает, что образовательное учреждение должно принимать все меры для надлежащего исполнения правовых обязательств с той степенью заботливости и осмотрительности, которая требуется от него по характеру и условиям осуществляемой деятельности.

В соответствии с требованиями ч. 2 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных средств, если данные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого это решение суда должно быть исполнено.

Принимая во внимание позицию истца, финансовые возможности ответчиков, учитывая, что мероприятия по устранению выявленных нарушений требуют значительных затрат времени и средств, суд полагает возможным установить срок до 9 месяцев, в течение которого ответчики должны устранить допущенные нарушения требований законодательства в области противодействия терроризму.

В соответствии со ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина от уплаты, которой истец был освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В связи с этим с МАОУ «ООШ им. Смирнова Ю.М. д. Горки» подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 300 рублей.

Руководствуясь ст. 11, 12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования прокурора Солецкого района Новгородской области в защиту прав и законных интересов несовершеннолетних лиц к муниципальному автономному общеобразовательному учреждению «Основная общеобразовательная школа имени Смирнова Ю.М. д.Горки», администрации Солецкого муниципального района Новгородской области об обязании оборудовать здание образовательного учреждения системой телевизионного (видео-) наблюдения, удовлетворить.

Обязать администрацию Солецкого муниципального района Новгородской области обеспечить финансирование муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа имени Смирнова Ю.М. д.Горки» по установке системы телевизионного (видео-) наблюдения здания учреждения, расположенного по адресу <адрес> в течение 6 месяцев с момента вступления решения в законную силу.

Обязать муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа имени Смирнова Ю.М. д.Горки» оборудовать здание муниципального автономного общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа имени Смирнова Ю.М. д.Горки», расположенное по адресу <адрес>, системой телевизионного (видео-) наблюдения в течение 3 месяцев с момента выделения финансовых средств администрацией Солецкого муниципального района Новгородской области.

Взыскать с муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа имени Смирнова Ю.М. д.Горки» в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новгородский областной суд через Солецкий районный суд в течение месяца, начиная с 15 июля 2016 года со дня изготовления мотивированного решения.

Председательствующий Д.А.Киселёв