7
Дело № 2-892/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Центральный районный суд г. Кемерово в составе
председательствующего судьи Прошина В.Б.,
при секретаре Евдокимовой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кемерово
26 февраля 2018 года
гражданское дело по исковому заявлению Кемеровского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к департаменту природных ресурсов и экологии Кемеровской области о понуждении к совершению действий,
У С Т А Н О В И Л:
Кемеровский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с требованиями к департаменту природных ресурсов и экологии Кемеровской области о понуждении к совершению действий.
Требования мотивирует тем, что Кемеровской природоохранной прокуратурой в соответствии с планом работы на 1 полугодие 2018 года проведена проверка исполнения требований водного законодательства, при осуществлении переданных департаменту природных ресурсов и экологии Кемеровской области Российской Федерацией полномочий по охране водных объектов, находящихся в федеральной собственности на территории Яйского городского поселения за период 2016-2017 годов.
Для оценки исполнения требований водного законодательства по охране водных объектов, находящихся в федеральной собственности на территории Яйского городского поселения в Департамент природоохранной прокуратурой направлено требование о предоставлении сведений по установлению границ водоохранной зоны р. Яя на территории муниципального образования «Яйское городское поселение».
В соответствии с п. 1.1. Положения о департаменте природных ресурсов и экологии Кемеровской области, утвержденного постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 13.1 0.2014 № 411 Департамент является исполнительным органом государственной власти кемеровской области отраслевой компетенции, проводящим государственную политику в сфере недропользования, водных отношений и охраны окружающей среды на территории Кемеровской области.
Департамент природных ресурсов и экологии Кемеровской области обязан принять меры к установлению границ водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы реки Яя в границах муниципального образования «Яйское городское поселение» как на картографических материалах, так и непосредственно на местности посредством размещения специальных информационных знаков.
Однако в нарушение норм закона границы водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы реки Яя на территории Яйского городского поселения не установлены, что подтверждается информацией департамента природных ресурсов и экологии Кемеровской области от **.**.****###-вх.
Установление водоохранных зон направлено на обеспечение предотвращения загрязнения, засорения, заиления и истощения водных объектов, а также сохранения среды обитания объектов животного и растительного мира водоемов. Отсутствие установления на местности границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов способствует нарушению режима пользования земельных участков в таких зонах и незаконному их пользованию в целях осуществления хозяйственной деятельности, предоставлению их в собственность, создается угроза для сохранения водных биологических ресурсов и среды их обитания.
Кроме того, создается угроза нарушения прав граждан на безопасное хождение в прибрежной полосе, пользовании береговой полосой водного объекта общего пользования для передвижения и пребывания около него, в том еле для осуществления любительского и спортивного рыболовства.
В связи с чем, просят суд обязать департамент природных ресурсов и экологии Кемеровской области в срок до 31.12.2021г. принять меры к установлению границ водоохранной зоны и границ прибрежной защитной полосы реки Яя, расположенной на территории Яйского городского поселения, на картографических материалах и установлению границ водоохранной зоны и границ прибрежной защитной полосы реки Яя, расположенной на территории Яйского городского поселения, непосредственно на местности посредством размещения специальных информационных знаков.
В судебном заседании помощник прокурора Мельникова А.В. на требованиях настаивала.
Представитель ответчика Мирошкин Е.В., действующий на основании доверенности, исковые требования не признал, по доводам изложенным в письменных возражениях.
Представители третьих лиц: Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Кемеровской области, Верхне-Обское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов, Минприроды России, в суд не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, просили дело рассмотреть в их отсутствие, представили письменные отзывы.
Представитель Федерального агентства водных ресурсов, в суд также не явился, просил о рассмотрении дела в отсутствие.
Суд, выслушав участников процесса, изучив материалы дела, считает требования прокурора подлежащими удовлетворению.
Согласно ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации нарушенное право подлежит защите путем присуждения к исполнению обязанности, пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, а также иными способами, предусмотренными законами. Возникший спор по характеру правоотношений не связан с экономической (предпринимательской) деятельностью сторон, касается сферы экологических отношений.
Исходя из требований ст.22 ГПК РФ, к подведомственности судов общей юрисдикции отнесены споры с участием предприятий, организаций о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, вытекающие из экологических правоотношений.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав неопределенного круга лиц и интересов Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что Кемеровской природоохранной прокуратурой в соответствии с планом работы на 1 полугодие 2018 года проведена проверка исполнения требований водного законодательства, при осуществлении переданных департаменту природных ресурсов и экологии Кемеровской области Российской Федерацией полномочий по охране водных объектов, находящихся в федеральной собственности на территории Яйского городского поселения за период 2016-2017 годов.
Согласно части 1 статьи 8 Водного кодекса Российской Федерации все водные объекты, за исключением таких, как пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу или юридическому лицу, находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности).
Собственник водного объекта Российская Федерация обязан осуществлять меры по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации.
Российская Федерация в соответствии со ст. 26 Водного кодекса РФ передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации.
Для оценки исполнения требований водного законодательства по охране водных объектов, находящихся в федеральной собственности на территории Яйского городского поселения в Департамент природоохранной прокуратурой направлено требование о предоставлении сведений по установлению границ водоохранной зоны р. Яя на территории муниципального образования «Яйское городское поселение».
В соответствии с п. 1.1. Положения о департаменте природных ресурсов и экологии Кемеровской области, утвержденного постановлением Коллегии Администрации Кемеровской области от 13.1 0.2014 № 411 Департамент является исполнительным органом государственной власти кемеровской области отраслевой компетенции, проводящим государственную политику в сфере недропользования, водных отношений и охраны окружающей среды на территории Кемеровской области.
Согласно п. 4.3.2. Положения в области использования и охраны водных обьектов судной из функций Департамента является участие в осуществлении мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территории Кемеровской области.
В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 65 Водного кодекса РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды питания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.
Согласно ч. 18 ст. 65 Водного кодекса РФ установление на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе посредством специальных информационных знаков, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п. 3 «Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 110.01.2009 № 17, установление на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе посредством размещения специальных информационных знаков, осуществляется органами государственной власти субъектов Российской Федерации - при реализации переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации.
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской федерации от 29.09.2010г. № 425 утверждены «Методические рекомендации по осуществлению органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданного полномочия Российской Федерации по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации».
Пунктом 10 Методических рекомендаций определен примерный перечень мероприятий по охране водных объектов или их частей, включающий в себя: мероприятия по установлению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос и закрепление их на местности специальными информационными знаками.
При этом, как следует из п. 13 Методических рекомендаций, для установления границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос небходимо определить положение береговой линии, от которой откладывается определяемая ширина водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы, а, гласно п. 14 - при планировании мероприятий по установлению границ водоохранных и прибрежных защитных полос в состав работ включаются: определение ширины водоохранной зоны и ширины прибрежной защитной полосы для каждого водного объекта в соответствии со ст. 65 Водного кодекса к составление описания границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водного объекта, их координат и опорных точек; отображение границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов на картографических материалах; установление границ водоохранных и прибрежных защитных полос водных объектов непосредственно на местности, в том числе посредством размещения специальных информационных знаков; представление в Росводресурсы сведений о границах водоохранных зон и прибрежных защитных полос (в соответствии с формой 2.13-гвр п. 2.4.1 «Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы водных объектов») включая картографические материалы, для внесения их в государственный водный реестр.
Аналогичные требования закреплены в п. 4 Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов.
Согласно п.п. 5, 6 Правил сведения о границах водоохранных зон и границах прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе картографические материалы, в месячный срок представляются в Федеральное агентство водных ресурсов для внесения их в государственный водный реестр в соответствии с Положением о ведении, государственного водного реестра, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.04.2007 № 253.
Органы государственной власти, указанные в пункте 3 Правил, обеспечивают размещение специальных информационных знаков на всем протяжении границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов в характерных точках рельефа, а также в местах пересечения водных объектов дорогами, в зонах отдыха и других местах массового пребывания граждан и поддержание этих знаков в надлежащем состоянии.
Таким образом, департамент природных ресурсов и экологии Кемеровской области обязан принять меры к установлению границ водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы реки Яя в границах муниципального образования «Яйское городское поселение» как на картографических материалах, так и непосредственно на местности посредством размещения специальных информационных знаков.
Однако в нарушение вышеуказанных норм закона границы водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы реки Яя на территории Яйского городского поселения не установлены, что подтверждается информацией департамента природных ресурсов и экологии Кемеровской области от 16.01.2018 № 194-вх.
Суд полагает, что установление водоохранных зон направлено на обеспечение предотвращения загрязнения, засорения, заиления и истощения водных объектов, а также сохранения среды обитания объектов животного и растительного мира водоемов. Отсутствие установления на местности границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов способствует нарушению режима пользования земельных участков в таких зонах и незаконному их пользованию в целях осуществления хозяйственной деятельности, предоставлению их в собственность, создается угроза для сохранения водных биологических ресурсов и среды их обитания. Кроме того, создается угроза нарушения прав граждан на безопасное хождение в прибрежной полосе, пользовании береговой полосой водного объекта общего пользования для передвижения и пребывания около него, в том еле для осуществления любительского и спортивного рыболовства.
Исследовав представленные доказательства, суд считает обоснованным требование о необходимости обязать департамент природных ресурсов и экологии Кемеровской области в срок до 31.12.2021г. принять меры к установлению границ водоохранной зоны и границ прибрежной защитной полосы реки Яя, расположенной на территории Яйского городского поселения, на картографических материалах и установлению границ водоохранной зоны и границ прибрежной защитной полосы реки Яя, расположенной на территории Яйского городского поселения, непосредственно на местности посредством размещения специальных информационных знаков.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Требования Кемеровского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.
Обязать департамент природных ресурсов и экологии Кемеровской области в срок до 31.12.2021г., принять меры к установлению границ водоохранной зоны и границ прибрежной защитной полосы реки Яя, расположенной на территории Яйского городского поселения, на картографических материалах и установлению границ водоохранной зоны и границ прибрежной защитной полосы реки Яя, расположенной на территории Яйского городского поселения, непосредственно на местности посредством размещения специальных информационных знаков.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня составления решения в мотивированной форме подачей апелляционной жалобы или апелляционного представления через Центральный районный суд г. Кемерово.
Судья: В.Б. Прошин
Решение в мотивированной форме составлено 12.03.2018г.